бесплатно рефераты
 

Женщины в войнах XX века

женщину в неравноправное положение с мужчиной в семье, в отношении детей, в

правах на имущество, при разводе и даже при выборе места жительства.

Ныне, с расстояния в три четверти века, мы не можем в полной мере

оценить значимость названных декретов, тот переворот, который они произвели

в сознании людей, многие столетия воспитанных на нормах "Домостроя" -

патриархального свода правил, устанавливавших в России безусловную

единоличную власть отца и мужа в семье. После Октябрьской революции женщины

России впервые приобрели право свободно выбирать профессию, получать

образование. Равенство женщин с мужчинами в политических, гражданских

правах было закреплено первой советской конституцией, принятой в июле 1918

г. В ст. 64 Конституции РСФСР 1918 г. было особо подчеркнуто, что правом

избирать и быть избранными пользуются "обоего пола граждане". И ныне, когда

участие женщин в общественно-политической жизни развитых государств стало

общим явлением, нелишне вспомнить, что Советская Россия оказалась в первой

пятерке стран мира, предоставивших женщинам право избирать и быть

избранными в представительные органы страны.

На разных этапах развития Страны Советов специфические вопросы,

связанные с участием женщин в государственной и общественной жизни, охраной

материнства и детства, трудовой деятельностью женщин, повышением их

общеобразовательного и профессионального уровня, и другие решались в первую

очередь как задачи государственные. Поэтому они реализовывались

одновременно с осуществлением других задач, стоявших перед обществом:

ликвидацией безработицы, индустриализацией страны, коллективизацией

сельского хозяйства, устранением неграмотности, восстановлением народного

хозяйства после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и др.

"Женский вопрос" едва ли принадлежал к числу так называемых закрытых

тем, которые запрещалось затрагивать в печати в годы застоя. Его скорее

можно назвать забытой темой, поскольку в сознании не только руководящих

кругов государственных органов, партийных и иных общественных организаций,

но и подавляющего большинства населения, включая женское, этот вопрос как

бы не существовал. Он считался решенным одновременно с конституционным

провозглашением в 1936 г. равноправия женщины с мужчиной во всех областях

хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической

жизни, которое гарантировалось равным правом на труд, его оплату, отдых,

образование, государственной охраной интересов матери и ребенка и льготами

в связи с материнством.

Конституционное закрепление равноправия женщин и мужчин было

социальным завоеванием социализма. К сожалению, и в данной области, как и в

других сферах общественной, политической и социальной жизни, между

провозглашенными в Конституции СССР правами человека и их претворением в

жизнь, между словом и делом оказался весьма существенный и со временем все

увеличивавшийся разрыв. Что касается вопроса равноправия мужчин и женщин,

то застой и отсутствие движения вперед фактически обусловили даже известный

откат назад.

Права Т.А. Клименкова, которая пишет, что Россия стала страной, где

чаяния феминисток начала века оказались до некоторой степени выполненными,

ведь феминистки-суфражистки пытались добиться для женщин возможности делать

то, что мужчинам фактически уже было позволено делать, а именно прежде

всего они боролись за допуск к избирательным урнам и за право на труд. И

только после того, как женщины эти права получили, стало понятно, до какой

степени этого недостаточно. Поэтому, когда говорят, что социализм не

эмансипировал женщину, то нужно признать, что он и не ставил себе целью

достичь такой эмансипации, которую мы сейчас имеем в виду. То, что

произошло на деле, представляло собой очень глубокий сдвиг, поскольку речь

практически шла о создании новой модели понимания полородовых отношений -

модели более сложной, чем когда-либо прежде, так как характеристики,

которые ранее считались мужскими, пришлось приписывать теперь и женщинам .

В то время как в России в период между двумя мировыми войнами был

сделан существенный рывок вперед в деле выравнивания правового статуса

мужчин и женщин, в мире в целом ситуация оставалась во многом неизменной.

По-прежнему в обществе у власть предержащих и следовательно, в

законодательстве и судебной практике господствовали старые патриархальные

представления о ролевых функциях каждого из полов и соответственно

обусловленных этим традиционных ("естественных") правах и обязанностях

мужчин и женщин. Даже в весьма прогрессивных в этом отношении Скандинавских

странах термин "кормилец" отождествлялся вплоть до семидесятых годов XX в.

в законах и в правоприменительной практике только с лицом мужского пола -

мужем и отцом. Дольше всех среди европейских стран "сопротивлялась"

признанию формального равенства прав мужчин и женщин Швейцария. Лишь в 1968

г. после неоднократных безуспешных попыток мужчины-парламентарии Швейцарии

проголосовали за предоставление женщинам избирательных прав. И тем самым

все-таки признали женщин гражданками и личностями.

Не лучше была ситуация в данном вопросе и в других, по нынешней

терминологии, цивилизованных странах. Весьма показательно в этом отношении

прогремевшее в 1928 г. на всю Канаду дело о толковании Верховным судом

страны термина "лица" в ряде законов, регламентирующих формирование высшей

палаты парламента - Сената. Согласно ст. 24 Закона о Сенате генерал-

губернатору Канады принадлежит право время от времени назначать от имени

королевы квалифицированных лиц (.Persons.) в Сенат. В 1928 г. пять ведущих

суфражисток Канады обратились в правительство страны с требованием

назначить в Сенат женщину. Правительство Канады усомнилось в том, допускает

ли такую возможность закон (что само по себе весьма симптоматично с

гендерной точки зрения), и обратилось в Верховный суд о просьбой дать

толкование термину лица.. Верховный суд Канады пришел к выводу, что в 1928

г. термин "лица" должен иметь то же значение, что и в Законе о Сенате 1867

г., а последний толковаться так же, как Конституционный билль 1791 г. и акт

о союзе 1840 г. Исходя из этого, Верховный суд Канады дал на запрос

правительства страны отрицательный ответ. Правда, вскоре позиция высших

органов государственной власти Канады изменилась. В 1930 г. решением

комитета тайного совета при генерал-губернаторе по делу Edward.s Attorney

General of Canada было провозглашено, что термин "лица" включает и лиц

женского пола, так как исключение женщин из общественных служб представляет

собой .реликт времен варварства. .

Вторая мировая война, поставившая на грань уничтожения целые народы и

принесшая миллионам людей неисчислимые бедствия, затронула все население

воюющих стран независимо от пола и возраста. Все это придало проблеме прав

человека и поиску механизма их защиты неизвестную ранее остроту.

Естественно поэтому, что одним из первых шагов созданной вскоре после

окончания войны, в июне 1945 г., Организации Объединенных Наций было

принятие 10 декабря 1948 г. хартии прав человека - Всеобщей декларации прав

человека. В преамбуле Всеобщей декларации прав человека отмечается, что она

должна рассматриваться в качестве стандарта, к достижению которого должны

стремиться все народы и все государства. Не являясь с правовой точки зрения

конвенцией, тоесть многосторонним международным договором, Всеобщая

декларация прав человека стала одним из основных источников не только

международного, но и национального права, моделью, которая широко

используется многими странами в их конституциях. Число государств,

конституции которых содержат перечень фундаментальных прав, воспроизводящих

положения Декларации или включенных под ее влиянием, ныне приближается к

100.

Одно из важнейших положений Всеобщей декларации прав человека

закреплено в ст. 2. В ней указывается, что каждый человек должен обладать

всеми правами и всеми свободами, провозглашенными в Декларации, без какого

бы то ни было различия, как то: раса, цвет кожи, пол, язык, религия,

политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение,

имущественное, сословное или иное положение. На базе этой статьи Всеобщей

декларации прав человека в последующие пятьдесят лет XX в. и развивалось

все международное и национальное антидискриминационное законодательство.

По образцу и подобию Всеобщей декларации прав человека 4 ноября 1950

г. был принят важный, а главное, эффективный региональный международный

документ - Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

В ст. 14 Европейской конвенции по аналогии со ст. 2 Всеобщей декларации

прав человека закреплено, что обладание правами и свободами, изложенными в

Конвенции, должно обеспечиваться без дискриминации на основе пола, расы,

цвета кожи, языка, религии, политических и иных убеждений, национального

или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам,

собственности, рождения или иного статуса. Эффективность Европейской

конвенции о защите прав человека и основных свобод обусловлена двумя

моментами. Во-первых, это не декларация о намерениях, а конвенция, то есть

многосторонний, международный документ, обязывающий присоединившиеся к нему

страны. Во-вторых, Конвенцией установлен международно-правовой механизм,

обеспечивающий претворение ее положений в жизнь, который будет подробнее

рассмотрен в дальнейшем. Все это сделало Европейскую конвенцию о защите

прав человека и основных свобод заметной вехой в истории формирования не

только международно-правовых, но и национальных институтов прав человека.

Следующий этап развития мирового сообщества в вопросе прав человека -

одновременное принятие в 1966 г. двух международных пактов: о политических

и гражданских правах и о социально-экономических и культурных правах.

Названные международные пакты, помимо даты принятия, имеют много общего и в

содержательном плане. Как и во Всеобщей декларации прав человека, в пактах

содержатся статьи, запрещающие дискриминацию людей по какому-либо

основанию, в том числе и по признаку пола. Роднит эти три международных

документа, равно как и Европейскую конвенцию о защите прав человека и

основных свобод, и то обстоятельство, что все они представляют собой хартии

прав и свобод индивидуума - отдельно взятого человека и гражданина. Не

случайно Всеобщая декларация прав человека открывается словами: "Все люди

рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах" (ст.1).

Между тем такая формулировка, отражая естественную природу прав

человека, полностью игнорирует их социальный характер. Применительно к

половине человечества - женщинам приведенное определение прав человека не

учитывает зависящей не только от природы и самого человека, но и от

общества факт: подлинная свобода личности предполагает не только равенство

прав, но и равенство возможностей их осуществления. А именно таких

возможностей у женщин на протяжении всей эпохи патриархата не было и нет.

Причем не только и не столько у каждой отдельно взятой женщины, сколько у

всех женщин как определенного социального слоя того или иного отдельного

государства и даже в разрезе всего мирового сообщества.

К пониманию общности их коллективных судеб, их зависимости от

занимающих руководящие посты в государстве, обществе и экономике мужчин

женщин Запада в определенной степени подвинула вторая мировая война. В

начале войны участвовавшие в ней государства призывали женщин заменить на

рабочих местах ушедших на фронт мужчин, а после окончания войны последовали

массовые увольнения именно женщин. Причина была везде одна и та же: женщин

увольняли как нежелательных конкурентов вернувшихся с войны мужчин.

Провозглашение в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека права каждого

лица, будь то мужчина или женщина, на труд, на равную оплату за равный труд

ситуации кардинальным образом не изменило.

Не было адекватной реакции на это явление и на международной арене.

Вопрос о возможности закрепления в качестве норм международного права не

только прав и свобод отдельно взятого человека, но и стандартов правового

статуса тех или иных групп населения, вычлененных по присущим им общим

признакам (социальным, национальным, возрастным, половым и т.д.) долгие

годы не просто отрицался. Сама его постановка тем или иным государством или

группой государств трактовалась, в том числе и на форумах ООН, как

пропагандистская акция. Именно в этом ключе рассматривалось в те годы в

условиях жесткой идеологической борьбы стремление СССР добиваться признания

мировым сообществом коллективного права народов и наций на самоопределение,

борьба с колониализмом и апартеидом. Отзвуки этих идеологических битв

слышны и поныне, хотя и применительно к совсем другим объектам. Иначе чем

можно объяснить полнейшее безразличие российских правозащитников к проблеме

грубейших нарушений - в условиях провозглашенной Конституцией РФ правовой

государственности - коллективных прав и свобод российских женщин,

составляющих более половины населения страны? Молчат в условиях свободы

слова те самые правозащитники, которые когда-то поступались личной

свободой, чтобы добиться выезда за рубеж, публикации книг и т.п. отдельно

взятого правдолюбца.

Однако жизнь постепенно ломала догму об исключительно индивидуальном

характере прав человека. Даже персонализм - философское течение,

утверждающее примат человеческой личности по отношению ко всем остальным

феноменам цивилизации и культуры, стремится откреститься всячески от

попыток отождествления с антиколлективизмом. Одна из ключевых идей

персонализма - это мысль о единстве рода человеческого, который имеет свою

историю и коллективную судьбу. Соответственно один из основоположников

персонализма Э. Мунье высказывается по этому поводу следующим образом: .Мы

не говорим более о свободе человека: мы сторонники коллективизма и,

утверждая это, мы порываем со вчерашним миром. Суверенность внутреннего

мира личности здесь никак не оспаривается".

На международном уровне эти новые тенденции проявились в нарождении

третьего (после политических, гражданских и социально-экономических прав)

поколения прав человека. Оно охватывает права тех категорий граждан,

которые по социальным, политическим, физиологическим и иным причинам не

имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления общих для всех

людей прав и свобод и в силу этого нуждаются в определенной поддержке со

стороны как государства, так и международного сообщества в целом. Круг

носителей таких коллективных прав достаточно широк. Он включает, в

частности, молодежь и пенсионеров, инвалидов и безработных, беженцев и лиц

некоренной национальности. Однако в эпицентре этого круга стоят женщины,

поскольку они не только нуждаются в особой защите государства, так как в

силу причин физиологического характера не имеют равных с мужчинами

возможностей осуществления общих для всех людей прав человека, но и могут

быть одновременно подростками, престарелыми, инвалидами, беженцами,

мигрантами, безработными и т. д., иными словами, ущемленными в реализации

прав и свобод также и по этим основаниям.

Вот почему уже в 1967 г. ООН приняла Декларацию о ликвидации

дискриминации в отношении женщин, а в 1979 г. - Конвенцию о ликвидации всех

форм дискриминации в отношении женщин. СССР ратифицировал эту конвенцию в

1980 г. После распада Советского Союза его правопреемником по международным

пактам и договорам, в том числе и в вопросе прав и свобод граждан,

вытекающих из Конвенции ООН 1979 г., стала Российская Федерация.

Наиболее существенное значение с точки зрения защиты индивидуальных и

коллективных прав женщин имеют статьи 1 и 4 Конвенции ООН 1979 г. В первой

из них дается легальное определение понятия "дискриминация в отношении

женщин", во второй разъясняется, какие временные меры не считаются

дискриминационными применительно к мужской половине человечества. Согласно

ст.1 Конвенции 1979 г., "понятие "дискриминация в отношении женщин"

означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола,

которое направлено на ослабление или сводит на нет признание или

осуществление женщинами независимо от их семейного положения, на основе

равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в

политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой

другой области". Вместе с тем согласно ст.4 Конвенции ООН 1979 г. не

считается дискриминационным принятие государствами-участниками не только

мер по охране материнства, но и "временных специальных мер, направленных на

ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами".

Однако такие временные специальные меры должны быть отменены, когда будут

достигнуты цели равенства возможностей и равноправного положения мужчин и

женщин.

Тем самым Конвенция ООН 1979 г. внесла существенные коррективы в

трактовку прав человека, установившуюся со времен французской революции

XVIII в. Впервые мировым сообществом в один ряд с категориями "свобода" и

"равенство" как предпосылками и сущностью прав человека была поставлена

категория "справедливость".

Такая принципиальная новация в понимании международным правом

категории "права человека" произошла не случайно. Ей предшествовали на

национальном уровне существенные экономические, политические и правовые

изменения. Научно-техническая революция, начавшаяся вскоре после второй

мировой войны, привела к значительному росту технологически сложных и

наукоемких производств, требовавших большого числа работников, обладавших

не столько мужской физической силой, сколько многими чисто женскими

качествами: тщательностью в работе, терпением, четкостью движений,

тонкостью осязания и др. Наемный труд женщин, подобно наемному труду

мужчин, стал массовым явлением. Это требовало и соответствующей

корректировки национального законодательства. В течение семидесятых годов

большинство развитых западных стран издало законодательные акты против

дискриминации граждан по половому признаку прежде всего в сфере трудовых

отношений, в том числе в вопросах оплаты труда. Все это привело к росту

самосознания женщин. Кроме того, впервые на протяжении многих тысячелетий

женщины получили пусть и не полную, но хотя бы относительную экономическую

независимость.

Существенные изменения произошли вскоре после окончания второй

мировой войны также в политической и правовой сферах участвовавших в ней

государств, и прежде всего в области развития института прав человека,

которое шло на международной и национальной аренах если не всегда

синхронно, то при всех условиях согласованно во времени. Вот почему

международно-правовое признание важности и значимости прав человека дало в

послевоенные годы наряду с другими факторами импульс для постановки на

практическую основу разработанной наукой еще ранее идеи правового

государства. При этом в качестве краеугольного камня концепции правового

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.