бесплатно рефераты
 

Золотой век русской культуры

критика русской действительности в его произведении. Он хотел во втором

томе «Мертвых душ)) показать нравственное возрождение своих героев.

Внутренняя фальшь поставленной задачи побудила писателя уничтожить многое

из того, что им было написано.

Белинский

В крепостнической России XIX в. художественная литература была той

ареной, на которой все общественные вопросы ставились с большой остротой и

силой. Поэтому представители демократической общественной мысли выступали

тогда преимущественно в области литературной критики. Деятельность

Белинского и его последователей — Добролюбова и Чернышевского — имеет

прямую аналогию в деятельности западноевропейских писателей, таких, как

Лессинг или Дидро. И те и другие ставили основные общественные вопросы в

форме вопросов эстетических. Однако столетие, которое отделяет русских

мыслителей от западноевропейских, обусловило неизмеримо большую зрелость

идей и большую остроту постановки общественных вопросов.

Развитие литературных взглядов Виссариона Григорьевича Белинского

(1811— 1848) протекало сложным путем. Однако при всех своих поворотах и

изменениях в убеждениях Белинский сохранил в течение всего своего развития

некоторые руководящие идеи, определявшие смысл его литературной

деятельности. Это прежде всего мысль о народности литературы. Идея

народности, носившая у романтиков весьма отвлеченный характер, становится у

Белинского неизмеримо более конкретной, тесно связанной с

реализмом—правдивым, объективным отражением жизни.

В Белинском замечательно сочетался теоретик литературы, историк ее и

критик. В статьях «Разделение поэзии на роды и виды», «Идея искусства»,

«Общее значение слова литература» и других он развивал важнейшие положения

научной эстетики — принцип содержательности формы, теорию жанров как

специфических форм отражения жизни и т. д.

В одиннадцати статьях о Пушкине и многочисленных обзорах русской

литературы Белинский дал стройную историю русской литературы начиная с

XVIII в. Высоко оценивая Пушкина, Белинский был горячим сторонником нового

направления в литературе, более критического по отношению к окружающей

действительности. Представителями этого направления являются в его глазах

Лермонтов и Гоголь. В Гоголе он видел основоположника нового этапа в

развитии русской литературы—«натуральной школы».

Под этим названием обычно имеют в виду писателей, следовавших за

Гоголем в критическом изображении крепостного права и сочувственно

относившихся к угнетенному большинству народа. Среди них выделялись

создатель «Записок охотника» И. С. Тургенев, автор «Антона Горемыки» Д. В.

Григорович, А. И. Герцен и др. В том же направлении развивалось творчество

молодого Ф. М. Достоевского («Бедные люди»). В более широком смысле в

«натуральную школу» входили все представители реализма, получившего

развитие в 50-е годы. Деятельность Белинского была могучим фактором,

способствовавшим развитию этого направления и превращению русской

литературы в одну из самых влиятельных литератур мира.

Литература 50—60-х годов Революционно-демократический лагерь.

Конец дворянского периода освободительного движения, и начало

разночинского, буржуазно-демократического, не могли не оказать серьезного

влияния на развитие русской демократический лагерь литературы. Она сделала

решительные шаги по пути демократизации, приближения к боевым и актуальным

вопросам общественной жизни. Окончательное размежевание либеральной и

демократической тенденций в русском общественном движении привело к

перегруппировке сил и в литературе.

В 50-е годы журнал «Современник» объединял вокруг себя крупнейших

демократических и либерально настроенных писателей. К концу 50-х годов

писатели умеренного направления окончательно порывают с журналом, и он

становится органом революционной демократии. Идейным руководителем журнала

стал Чернышевский. Революционно-демократический лагерь в литературе

представляли также Герцен, Добролюбов, Некрасов, Салтыков-Щедрин. Им

противостояли литераторы, тяготевшие к либеральным и умеренно монархическим

взглядам. Наиболее значительными из них были Тургенев и Гончаров. Однако

назревшая необходимость буржуазно-демократических преобразований и наличие

демократического подъема в стране помогали в ряде случаев и этим художникам

сохранить в своем творчестве глубину и силу социальной критики.

Революционно-демократический лагерь в литературе был в России более

мощным, сплоченным, идейно зрелым, нежели в любой другой европейской

стране.

Александр Иванович Герцен (1812—1870) был не только мыслителем и

революционером, но и замечательным писателем. Белинский говорил, что у

Герцена-писателя на первом месте ум, а фантазия па втором. Особенность его

таланта заключалась не столько в умении создавать пластические образы,

сколько в способности объяснить те общественные явления, которые он

изображал. Изображение явлений жизни служило Герцену для пояснения его

мысли.

В романе «Кто виноват?» (1848 г.) Герцен показывает, как коверкает

жизнь людей крепостное право. Представители дворянской интеллигенции,

изображенные в романс, понимают пороки окружающей жизни, но не знают путей

борьбы с ними и не имеют сил для этой борьбы.

Рассказы, написанные Герценом в 50—60-е годы, построены уже на

западноевропейской тематике. Лучший из них «Доктор, умирающий и мертвые»

основан на противопоставлении героических революционеров 1789 г. либералам

1848 г., предавшим дело революции.

Герцен стремился к свободной форме, которая давала бы ему возможность

выразить свои мысли и чувства. Он нашел такую форму в своих замечательных

мемуарах «Былое и думы» (50—60-е годы). В них автор не только рассказывает

свою жизнь, не только рисует широкую картину общественной борьбы в России и

на Западе, но выражает также свои наиболее общие и глубокие идеи. Герцен —

блестящий стилист, остроумный, иронический, оказал большое влияние на

развитие русской публицистики.

Величайшим представителем революционно-демократического направления в

развитии эстетической мысли и литературы был Николай Гаврилович

Чернышевский (1828—1889).

Эстетические взгляды Чернышевского носят материалистический характер и

связаны с философией Фейербаха. Однако Чернышевский сделал решительный шаг

вперед по сравнению с созерцательным материализмом Фейербаха. Он уже

понимал революционную роль диалектики. Основным эстетическим произведением

Чернышевского является его диссертация «Эстетические отношения искусства к

действительности» (1855 г.), в которой он полемизирует с идеалистической

эстетикой последователей Гегеля. Отстаивая материалистическую точку зрения,

Чернышевский доказывал, что прекрасное есть жизнь. Задача искусства состоит

поэтому и в том, чтобы изображать жизнь, и в том, чтобы произнести приговор

ее отрицательным явлениям. Чернышевский связывает искусство с борьбой

против реакционной действительности, видит главную его цель в служении идее

революционного преобразования общества.

Большое значение имел роман Чернышевского «Что делать?» (1863 г.). В

нем Чернышевский показал представителей передовой интеллигенции, выдвинутых

эпохой демократического подъема в России. Характерная черта творчества

Чернышевского—желание связать стремления людей к разумному общественному

устройству с их реальными интересами и потребностями. Это находит выражение

в так называемом «разумном эгоизме», который исповедуют герои романа. Через

образы новых людей Чернышевский раскрывает в романе свое представление о

социалистическом будущем, отражающее влияние идей Фурье.

Среди других литературных произведений Чернышевского выделяется

«Пролог» (конец 60-х годов), в котором писатель дает замечательную по

глубине и проницательности критику крестьянской реформы и трусливой

политики либералов.

Ученик и соратник Чернышевского Николай Александрович Добролюбов (1836—

1861) опирался в своей критике на те же революционно-демократические идеи,

которые лежали в основе подхода Чернышевского к вопросам эстетики. В своих

выдающихся статьях «Что такое обломовщина?», «Темное царство», «Луч света в

темном царстве» и др. Добролюбов выступает, по его собственному выражению,

как представитель «реальной критики». Рассматривая литературное

произведение с точки зрения отражения в нем социальных противоречий, он

разбирал общественные вопросы, поднятые писателями, говорил не только о

литературе, но и о жизни, расширял картину, нарисованную художником, и этим

помогал читателю уяснить ее общественное значение. Такие корифеи русской

литературы, как Гончаров и Островский, высоко ставили истолкование их

творчества, данное Добролюбовым.

Третий выдающийся критик той эпохи—Дмитрий Иванович Писарев (1840—

1868) по своему общему уровню стоял значительно ниже Добролюбова и

Чернышевского. Его критические статьи появились в основном после 1863 г.,

когда общественный подъем конца 50—начала 60-х годов был уже позади.

Последователь вульгарно-материалистической философии Бюхнера и Молешотта,

Писарев все надежды возлагал на развитие научных знаний, которые должны

были, по его мнению, способствовать общественному прогрессу. Писарев

считал, что художественная литература является праздной безделкой,

отвлекающей людей от основной задачи — пропаганды научных взглядов. Он

отрицал, например, высокую оценку, данную Белинским поэзии Пушкина. Одна из

статей Писарева полемически озаглавлена «Разрушение эстетики». Но Писарев

был решительным врагом феодально-крепостнического режима и прекраснодушного

либерализма. Мастер боевой публицистики, он пробуждал критическую мысль,

вызывал ненависть к крепостническому строю. К революционно-демократическому

лагерю, возглавляемому Чернышевским, примыкали два великих

художника—Некрасов и Салтыков-Щедрин. Редактор «Современника» и

«Отечественных записок» Николай Алексеевич Некрасов (1821—-1878) был другом

и единомышленником Белинского и Чернышевского. В борьбе, которую

революционные демократы вели против либерального лагеря, Некрасов держал

сторону демократов, хотя и не всегда последовательно. В лице Некрасова

русская литература выдвинула революционно-демократического поэта огромной

идейной глубины и художественной зрелости. Гражданская тенденция его поэзии

выступает у него не в виде отвлеченной декларации, она целиком вытекает из

реалистического отражения жизни.

Народ изображен во многих стихотворениях Некрасова, таких, как «Мороз

красный нос» (1863 г.), «Кому на Руси жить хорошо» (1863—1877 гг.). Поэт

показал не только страдания людей из народа, но и их физическую и

нравственную красоту, раскрыл их представления о жизни, их вкусы. Поэт

утверждает превосходство крестьян над господами, изображает своекорыстие и

жестокость бар-тунеядцев. В его поэмах выведены и образы тех, кого Некрасов

называет «народными защитниками»,—-борцов за интересы народа. Лирические

стихотворения Некрасова раскрывают образ самого поэта, передового писателя-

гражданина, чувствующего страдания народа, рыцарственно преданного ему,

готового пойти «на смерть за честь отчизны».

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826—1889)— сатирик мирового

значения. Его сатира, проникнутая сознательной революционно-демократической

тенденцией, направлена против общественного строя самодержавной России,

обнажает уродства этого строя, доводит их до карикатуры и гротеска. Щедрин

проявляет большую свободу в выборе форм и жанров, прибегает к сатирическому

очерку и фельетону, к роману и диалогу, к комедии и памфлету. В «Истории

одного города» (1869—1870 гг.) он дает обобщенное сатирическое изображение

царизма, верховной власти российской империи. В романе «Господа Головлевы»

(1870—1880 гг.) показан распад дворянской семьи, а в образе Иудушки

воплощены мерзость и смрад крепостничества. Свой художественный анализ

Щедрин уточнил и дополнил в «Пошехонской старине» (1887—1889 гг.), где

обработал тот же жизненный материал в форме, близкой к мемуарной. В

«Сказках» (1869—1886 гг.) Щедрин, используя условно-фантастическую форму, с

исключительной силой, наглядностью и выразительностью показал социальные

тины русской жизни —крестьян, чиновников, господ генералов, а также

отношения между ними.

Щедрин безжалостен ко всем либеральным попыткам подчистить и подправить

старый крепостнический порядок, «обличить» его второстепенные пороки, чтобы

спасти основное. Насмешка над либеральными фразерами, легко уступающими

свои позиции и пресмыкающимися перед крепостниками, составляет одну из

постоянных тем Щедрина. Вместе с тем Щедрин, неподкупный и стойкий защитник

народа, был чужд сентиментальному приукрашиванию и идеализации «мужичка».

Наоборот, с горечью, гневом и беспощадной иронией говорит он о раболепии,

темноте и невежестве, которые помогают угнетателям народа.

Островский

Александр Николаевич Островский (1823—1886)—исключительная фигура на

фоне литературы XIX в. На Западе до появления Ибсена не было ни одного

драматурга, которого можно было бы поставить в один ряд с ним. В жизни

купечества, темного и невежественного, опутанного предрассудками, склонного

к самодурству, нелепым и забавным прихотям, он нашел оригинальный материал

для своих сценических произведений. Картины жизни купечества давали

Островскому возможность показать важную сторону русской жизни в целом,

«темное царство» старой России.

Но Островский не только рисует «темное царство» невежественных купцов,

взяточников-чиновников, доживающих свой век паразитов из дворян. Уже в

драме «Гроза» он вывел женский характер, полный нравственной силы и

честности, неспособный к примирению с рабством, протестующий против него. В

пьесах «Последняя жертва», «Бесприданница», «Таланты и поклонники»

Островский показал трагическую судьбу женщины в мире богатых и бедных,

господ и рабов. С беспощадным презрением изображает драматург ничтожных

дворян, вынужденных отступить перед дельцами нового типа. Победителем

оказывается цивилизованный буржуа, трезвый, умный и безжалостный. Показывая

его энергию и хватку, Островский противопоставляет ему интеллигента-

разночинца, защищающего демократические идеалы.

Островский — народный драматург в подлинном и глубоком смысле этого

слова. Его народность проявляется и в непосредственной связи его искусства

с фольклором — народными песнями, пословицами и поговорками, составляющими

даже названия его пьес, и в правдивом, проникнутом демократической

тенденцией изображении народной жизни, и в необычайной выпуклости,

рельефности созданных им образов, облеченных в доступную и демократическую

форму и адресованных народному зрителю.

Тургенев.

Иван Сергеевич Тургенев (1818—1883) начал свою литературную

деятельность в 40-е годы, когда в русской общественной жизни еще

окончательно не размежевались либеральная и демократическая тенденции. Он

испытал на себе благотворное влияние идей Белинского. В очерках, которые

Тургенев печатал на страницах «Современника» под общим названием «Записки

охотника» (1847—1852 гг.), показано бесчеловечное угнетение крестьян при

крепостном праве. В романах «Рудин» (1856 г.) и «Дворянское гнездо» (1859

г.) писатель изображает передового представителя дворянства, чувствующего

глубокую неудовлетворенность окружающей его средой, но не находящего в себе

энергии, чтобы порвать с ней и стать борцом против нее. Как Пушкин в

«Евгении Онегине», послужившем прообразом для этих романов, Тургенев

сталкивает своего «лишнего человека» с женщиной, обладающей сильным

нравственным складом. Тонкость и глубина психологического анализа,

проникновенное изображение русской природы, классическая завершенность

стиля делают эти романы превосходными произведениями русской и мировой

литературы.

Тургенев не ограничился изображением «лишних людей». В романе

«Накануне» (1860 г.) он показал болгарского революционера Инсарова, за

которым самозабвенно пошла русская девушка Елена Стахова. Но Тургенев искал

героя, сложившегося на русской почве и посвятившего себя служению России.

Такой образ он нашел в лице разночинца Базарова, изображенного им в романе

«Отцы и дети» (1862 г.). Базаров отрицает поэзию и возвышенные чувства,

которыми гордятся представители дворянской среды (поэтому он в их глазах —

«нигилист», отрицатель), он думает, что главная задача состоит в

распространении естественных наук. Хотя некоторые черты Базарова коробят

писателя, Тургенев изображает все же своего героя как глубокую и

трагическую личность, истинного гиганта рядом с мелкими фигурами

образованных помещиков.

В последние годы своей жизни писатель почти постоянно жил за границей.

Он выступал на Западе в роли пропагандиста русской литературы; его

собственные произведения во многом способствовали ее мировому влиянию.

Гончаров.

Выдающийся русский романист Иван Александрович Гончаров (1812—1891)

разделял с русскими просветителями вражду к крепостному праву и веру в то,

что его уничтожение принесет благоденствие России. Однако по своим

политическим воззрениям Гончаров склонялся к либерально-консервативной

позиции. Романы Гончарова «Обыкновенная история» (1847 г.) и «Обломов»

(1859 г.) появились до 1861 г., т.е. до окончательного размежевания

либеральных и демократических тенденций. Как и Тургенев, Гончаров испытал

на себе влияние Белинского. В «Обыкновенной истории» он осмеял дворянский

романтизм, праздность и беспочвенность дворянских мечтателей.

Лучшим созданием Гончарова является роман «Обломов». В образах Ильи

Ильича Обломова и его слуги Захара он воплотил типы патриархального барина

и слуги крепостной эпохи. Гончаров наделил Обломова умом, талантом,

благородными намерениями, но все это еще резче оттеняет паразитизм,

инертность патриархального уклада помещичьей жизни, подавившего в конце

концов все лучшие задатки героя. Последний роман Гончарова «Обрыв» появился

в 1869 г. В «Обрыве» сказалось враждебное отношение писателя к

революционной демократии, но и в этой книге создан ряд ярких образов

представителей старой патриархально-помещичьей России.

Достоевский

Художник огромного таланта, Федор Михайлович Достоевский (1821—1881)

был сложным и противоречивым писателем. Он создал непревзойденные по силе и

выразительности картины страданий людей под гнетом капитализма, но отвергал

революционный путь и в течение многих лет вел ожесточенную борьбу против

идей революционно-демократического лагеря.

Достоевский вступил в литературу как представитель «натуральной школы»,

продолжая традиции Пушкина и Гоголя. Его первая повесть «Бедные люди» (1846

г.) была восторженно встречена Белинским. В этой повести Достоевский с

глубоким сочувствием изображает страдания «бедных людей», живущих в большом

городе, защищает достоинство простого человека, показывает его

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.