бесплатно рефераты
 

Христианство древней Руси

потом под влиянием языческой оппозиции отрекались от него а затем снова

крестились. В Болгарии IX в. к христианству вместе с Борисом I перешло все

население. Там корни христианства под влиянием соседней Византии были

весьма глубоки.

Ольга выбрала для себя в качестве образца крещение английских королей.

Она, будучи весьма прозорливой правительницей, понимала, что дальнейшее

укрепление государственного престижа страны и династии было немыслимо без

принятия христианства. Но понимала и сложность этого процесса на Руси с его

мощной языческой традицией, с большой приверженностью народа и части

правящих кругов к старой религии. В крупных городах среди купечества,

горожан, части боярства было уже немало христиан и они имели равные права с

язычниками. Но чем дальше от центра государства, тем влияние языческих

порядков, а главное – языческих волхвов было сильнее. Поэтому Ольга решила

принять личное крещение, положив этому процессу начало в княжеской среде.

К тому же и в нравственном отношении княгиня была уже подготовлена к

этому акту. Пережив трагическую смерть мужа, кровавые бои с древлянами,

уничтожение в огне их столицы, Ольга могла обратиться за ответом на

тревожащие ее человеческие вопросы к новой религии, которая как раз

настраивалась на внутренний мир человека и пыталась ответить на его

извечные вопросы о смысле бытия и своем месте в мире. Если язычество искало

ответы на все извечные вопросы вне человека, в могучих действиях сил

природы, христианство обращалось к миру человеческих чувств и человеческого

разума.

б). Процесс крещения

Крещение Ольга обставила с подобающей для великого государства

пышностью. Крещение происходило в храме святой Софии. Ее крестным отцом был

сам император, а крестил ее патриарх. Ольга приняла в крещении имя Елены, в

честь матери Константина Великого, византийского императора, сделавшего в

IV в. христианство официальной религией империи. После крещения Ольга была

принята патриархом и имела с ним беседу о вере.

в). Неудавшиеся попытки Ольги склонить Святослава к православию

Утаить обращение по приезде в Киев было очень трудно, и притом Ольга,

как видно, вовсе не хотела таиться – это было несовместно ни с ревностью

новообращенной ни с характером Ольги; не хотела она таиться и равнодушно

смотреть, как сын ее, вся семья и весь народ остаются в язычестве,

следовательно, лишаются вечного спасения. Так, по возвращению в Киев Ольга

начала уговаривать сына Святослава к принятию христианства, но он и слышать

не хотел об этом; впрочем, кто хотел креститься, тому не запрещали, а

только смеялись над ним. В этом известии мы находим прямое указание, что

христианство распространялось в Киеве, тогда как прежние христиане из

варягов могли принимать греческую веру в Константинополе. В характере сына

Ольгина, который не мог принять христианства по своим наклонностям, а не по

привязанности к древней религии. Ольга по свидетельству летописи, часто

говорила ему: «Я знаю бога и радуюсь; если и ты узнаешь его, то также

станешь радоваться». Святослав не слушался и отвечал на это: «Как мне

одному принять другой закон? Дружина станет над этим смеяться». Ольга

возражала: «Если крестишься, то и все станут это делать».Святославу нечего

было отвечать на это; не насмешек дружины боялся он, но собственный

характер его противился принятию христианства. Он не послушался матери,

говорит летописец, и жил по обычаю языческому. Эта самая невозможность

отвечать на возражения матери должна была раздражать Святослава, о чем

свидетельствуют и летописцы, говоря, что он сердиться на мать. Ольга

ожидала даже больших опасностей со стороны язычников, что видно из ее слов

патриарху: «Народ и сын мой в язычестве; дай мне бог уберечь от всякого

зла!» Святослав ссылался на настроение дружины. против крещения своих

вельмож он вроде бы против ничего не имел. Лишь в так называемой летописи

Иокимовской, которая была в распоряжении 1го русского историка В.И.

Тапищева (1686-1750), Святослав представлен воинствующим язычником. В этой

летописи сама гибель князя оценивается как божья кара за насилие в

отношении христиан. Но и там эти репрессии отнесены к периоду пребывания

Святослава на Дунае, именно к тому периоду, когда русское войско начали

преследовать неудачи.

г). Реакция язычников на крещение

Над принимавшими христианство начали смеяться в Киеве, но на прежних

христиан при Игоре, как видно не обращали внимания; следовательно, хотя не

было явного преследования, однако насмешки были уже началом преследования и

знаком усиления христианства, чего обращение Ольги могло быть и причиною и

следствием; можно заметить, что новая религия начала принимать видное

положение, обратила на себя внимание древней религии, и это враждебное

внимание выразилось насмешками. Борьба начиналась: славянское язычество,

принятое и руссами, могло противопоставить христианству мало положительного

и потому должно было скоро приклониться перед ним, но христианство само по

себе без отношения к славянскому язычеству встретило сильное сопротивление.

Через несколько лет после поездки в Константинополь Ольга направила

посольство к германскому императору Оттону. Чем был вызван такой шаг опять

таки не ясно. Не исключено что это была реакция на притязания

Константинополя. Цель посольства была двояка – установить постоянные

политические отношения с Германией и укрепить религиозные связи. Ревностный

христианин Оттон I направил в Киев христианских миссионеров и проповедника

Адальберта. О и достиг Киева в 961-962 г. Ольга продолжала свою миссию.

Однако киевские язычники выгнали миссионеров из города и едва не перебили

их. Винили германские хронисты в этом вероломных руссов-ругов, которые как

казалось им, сами не знали чего хотели. Вероятнее же, что руссы-христиане

ожидали вовсе не того, что им пытались навязать миссионеры. В 961-962 г.

идет борьба язычников и христиан. Не исключительно, что на заезжих христиан

язычники реагировали остро нежели на домашних. Спутникам Адольберта похоже

здесь вообще не на кого было опереться.

III. Необходимость принятия христианства

Необходимость новой религии определялась социально-политическим

развитием страны. С ликвидацией автономии славянских союзов, племенных

княжеств складывалась структура единого государства с единой династией во

главе, с единым господствующим слоем, представленным военно-служилой знатью

(включавшей дружину киевского князя и дружины его родственников-вассалов).

В этих условиях оказались непригодными для центральной власти старые центры

племенных княжеств, создавались новые (Владимир-волынский, Смоленск на

новом месте, Ростов, новая крепость-детинец в Полоцке, Туров и т.д.), в

которых и располагались князья –родственники, киевского правителя. В сфере

же идеологической стали непригодные прежние языческие культы, носившие

местный характер и могущие служить сепаратистским тенденциям.

Принятие на Руси христианства как государственной религии определялось

рядом причин. Возникновение в VIII-IX вв. кассового раннефеодального строя

явилось результатом связанных друг с другом процессов. Это было

перерастание родовой и племенной знати поздних этапов первобытнообщинного

строя в местных князей, союзов племен – в государственные организации,

социального неравенства внутри традиционных коллективов (общин, миров),

имевшего различное происхождение, как функциональное (должностное), так и

имущественное, - в неравенство классовое. Составной частью этих процессов

было и появление в составе челяди наряду с пленниками – иноплеменниками и

иноземцами – также и рабов – соотечественников.

Формирование местных княжений и создание на их основе в IX в.

Древнерусского государства с центром в Киеве, основанное на раннефеодальное

эксплуатации в форме централизованной ренты – даней, полюдья, - требовало и

изменений в идеологической области, в религии. Можно ли было привести

довольно примитивную систему славянских культов в соответствии с новыми

требованиями, которые были выдвинуты появлением классового общества и

государства? Попытки противопоставить христианству реформированный

языческий культ не перевели к успеху. Лучше всего эти требования могла

удовлетворить мировая религия, сама созданная в условиях поздней

античности, приспособленная к феодальному обществу и отвечающая той стадии

развития, в которую вступила Русь. Христианство, как господствующая религия

в средневековье, освящало классовое неравенство, отношение господства и

подчинения, феодальную структуру общества, обожествляло государственную

власть, что вполне соответствовало условиям Руси.

В средневековье, несмотря на довольно значительную замкнутость

отдельных феодальных миров как политических организмов, международное

общение играло значительную роль, выражаясь в торговле между отдельными

странами, в политических и матримониальных союзах, в использовании

иностранных наемных дружин, в обмене достижениями культуры. В этих условиях

правители всех европейских государств были заинтересованы в принятии одной

религии – христианства, как части античного наследия. Это делало их

формально равными друг другу, принадлежащими к одному культурному миру,

противостоящему язычникам – варварам, хотя реальные политические условия и

другие факторы не могли не вести к активной борьбе внутри этого мира и

подчинению одних стран другим.

Русь в IX – X вв. традиционна была связана с Константинополем –

«Царьградом» и со славянами в Центральной Европе и на Балканском

полуострове, также находившимися в тесном общении с Византией. Эти связи в

значительной степени определяли церковную ориентацию Руси на восточно-

христианский мир константинопольскую кафедру в блистательной столице

древнего государства, для уравнения с которым принятие христианства давало

достаточно оснований. При заинтересованности обоих христианских центров,

Рима и Константинополя, в обращении в свою веру народов Европы киевские

князья могли сами выбрать то направление христианства, которое, по их

мнению, должно было лучше отвечать политическим и культурным нуждам

государства. Принятие христианства как государственной религии связано с

сыном Святослава великим князем киевским Владимиром (980 – 1015 гг.),

который осознал необходимость реформы религиозного культа. Его попытка

предотвратить распространение на Руси христианства путем создания

интернационального языческого пантеона во главе с Перуном, олицетворявшим

новое социальное отношение раннефеодального общества, оказалась неудачной.

За ней последовали разрушение социального пантеона и официальная

христианизация.

Это событие было ускорено ходом политических взаимоотношений между

Русью и Византией в конце 80-х годов X в.

IV. Крещение Владимира

1. Первое громкое выступление против языческой веры

Под 983 годом, в начале княжения Владимира, летописец помещает рассказ

о следующем событии: Владимир после похода на ятвягов возвратился в Киев и

приносил жертву кумирам вместе со своими людьми; старцы и бояре сказали:

«Кинем жребий на отроков и девиц; на кого падет, того принесем в жертву

богам». В это время жил в Киеве один варяг, который пришел из Греции и

держал христианскую веру; был у него сын, прекрасный лицом и душою, на

этого – то молодого варяга и пал жребий. Посланные от народа (об участии

князя не говорится ни слова) пришли к старому варягу и сказали ему: «Пал

жребий на твоего сына, богам угодно взять его себе, и мы хотим принести его

им в жертву». Варяг отвечал: «У вас не боги, а дерево; нынче есть а завтра

сгинет, не едят, не пьют, не говорят, но сделаны руками человеческими из

дерева; а бог один, которому служат греки и кланяются, который сотворил

небо и землю, звезды и луну, и солнце, и человека, дал ему жизнь на земле;

а эти боги что сделали? сами деланные; не дам сына своего бесам!» Посланные

рассказали эти речи народу; толпа взяла оружие, пошла к варягову дому и

разломали забор вокруг него; варяг стоял на сенях с сыном. Народ кричал

ему: «Дай сына своего богам». Он отвечал: «Если они боги, то пусть пошлют

какого – нибудь одного бога взять моего сына, а вы о чем хлопочете?»

Яростный клик был ответом толпы, которая бросилась к варягам, подсекла под

ними сени и убила их. Несмотря на то что смелый варяг пар жертвою

торжествующего, по – видимому, язычества, событие это не могло не

произвести сильное впечатление: язычеству, кумирам сделан был торжественный

вызов, над ними торжественно надругались; проповедь была произнесена

громко; народ в пылу ярости убил проповедника, но ярость прошла, а страшные

слова остались: ваши боги – дерево; бог – один, которому кланяются греки,

который сотворил все, - и безответны стояли кумиры Владимира перед этими

словами, и что могла в самом деле славянская религия сказать в свою пользу,

что могла отвечать на высокие запросы, заданные ей проповедниками других

религий? Самые важные из ни были вопросы о начале мира и будущей жизни. Что

вопрос о будущей жизни действовал магически и на языческих славян, как на

других народов, видно из предания о том, как царь болгарский обратился в

христианство вследствие впечатления, произведенного на него картиною

страшного суда.

2. Выбор религии

а). Поход на Болгар и иноземные послы в Киеве

Через год после мучительной смерти двух варягов Владимир пошел войною

болгар камских. Те болгары не были славяне. Издавна отделились они от своих

единоплеменников. Жили в тех местах, где Кама сливается с Волгою, и выше,

где ныне город Казань. В ста двадцать трех верстах нынешней Казани и в

девяти верстах от берега была у них столица под названием: Болгары. Доныне

уцелели от нее развалины, около десяти разных зданий. Теперь на этом месте,

близ города Тетюши, село Богородицко – Успенское Спасского уезда. Болгары

были веры магометовой. Владимир пошел на них со своим дядею Добрыней и

победил. После сражения Добрыня сказал Владимиру: «Я смотрел болгарских

пленников: они в сапогах ходят, такие не станут нам постоянно давать дань,

пойдем искать лапотников». И Владимир заключил мир с болгарами. Те

поклялись: «Тогда не будет мира между нами, когда камень начнет плавиться в

воде, а хмель тонуть!»

На другой год после заключения мира пришли от этих болгар послы к

Владимиру. Они говорили: «Ты князь мудрый и смышленый, а не знаешь закона;

веруй в наш закон и поклонись Магомету…»

Потом приходили к Владимиру немцы – католики из Рима и уговаривали

принять их веру.

Затем приходили иудеи из хазарского царства. Хазары в то время жили

около Нижней Волги. Там, где Волга сближается с Доном, стоял у правого

берега Дона их город Белая Вежа, Саркел, построенный по их просьбе греками.

Теперь эта местность находится в земле войска Донского.

Наконец, греки присылают к Владимиру одного философа. «Философ» по -

гречески «мудрец». Греки велели сказать Владимиру: «Слышали мы, что

приходили к тебе болгары, уча, чтобы ты принял их веру, но их вера

нечистая. Приходили также немцы из Рима; их вера немного разнится от нашей,

но они ее не исправили».

Владимир сказал философу:

- Вот еще иудеи говорили мне, что немцы и греки веруют в Того, Кого он

распяли…

- Да, мы в Него веруем, - отвечал философ.

- Зачем же Он сходил на землю и принял такое страдание? – спросил Владимир.

Философ отвечает:

- Если хочешь послушать, я тебе все с начала расскажу, зачем Бог сходил на

землю.

- Послушать рад, - сказал князь.

И философ рассказал ему о сотворении мира, о потопе, потом о

пришествии Христа Спасителя на землю, о Его крещении, страданиях и

воскресении. После своего рассказа он показал завесу, вытканную золотом. На

ней была изображена картина суда Господне. Философ указал князю праведников

на правой стороне картины, идущих с радостью в рай, а грешников по левую

сторону идущих на мучения. Владимир, вздохнул, сказал: «Добро этим на

право, и горе тем кто на лево». Философ и говорит: «Если хочешь стоять

направо с праведниками, то крестись». Владимир сохранил в сердце слова

философа но сказал ему: «Подожду еще немного». Владимиру хотелось еще лучше

разузнать и раздумать о всех верах. Философу он сделал дорогие подарки и с

великой честью отправил в Царьград.

Задумался князь Владимир, какую веру принять ему с народом. Конечно,

не всему народу нравилось жестокое язычество. Сколько сгубило оно сыновей и

дочерей у родителей! Ведь родители должны были по жребию приносить своих

детей в жертву. В то же время некоторые славяне уже ведут добрую жизнь

христианскую, посвященные святыми Кириллом и Мифодием.

б). Совещание Владимира и рассказ послов о своем путешествии

Через год после своего разговора с иноземными послами о вере Владимир

созвал своих бояр и старцев из горожан киевских и сказал им:

- Вот приходили ко мне болгары, советую принять их закон; потом пришли

немцы из Рима, и те хвалили свой закон; еще приходили иудеи. Последними

приходили греки, хулили все законы и хвалили только свой. Много

рассказывали о жизни всего мира с самого его начала. Искусно они умели

говорить, чудесно слушать их. Они говорят – кто в их веру вступит, тот по

смерти восстанет и уже никогда не умрет… Ума моего не достает, не знаю,

что сделать… придайте мне ума, посоветуйте!..

- Ты знаешь князь, что никто не хулит своего, а хвалит, - отвечали

Владимиру бояре и старцы от народа. – Если хочешь еще лучше испытать все

веры, то у тебя есть мужи: пошли их, и узнаешь службу каждого народа, как

он молится богу.

Полюбилась эта речь князю и всем людям. Выбрали из киевлян десять

человек, хороших и смыленных, и сказали им: «Идите сперва к болгарам,

узнайте их веру». Выборные отправились в болгарскую землю; не понравилось

им магометанское богослужение в мечетях. Потом Владимир послал этих

выборных к немцам. «А оттуда, - сказал он, - идите к грекам».

Побывали десять русских послов в немецких краях, потом приходят в

Царьград. Тогдашний греческий царь принял их к себе и спросил, зачем

пришли. Они все ему рассказали. Услышав их ответ, царь очень обрадовался и

оказал им большой почет. На другой же день утром послал сказать патриарху:

«Русские послы пришли, желают испытать нашу веру; приготовь церковь и клир,

а сам облачись в святительские ризы – пусть русские увидят славу Бога

нашего.» Услышав это, патриарх велел созвать весь клир церковный, то есть

всех духовных лиц. Устроили в великом, богато украшенном храме Св. Софии

праздничное соборное служение; зажгли все паникадила, и на обоих клиросах

установлены были лики, то есть собрание певчих. Император пришел с русскими

послами во храм и поставил их на просторном месте. Показал всю красоту

церковную. Слушали они чудесное пение певчих, то певших поочередно с

правого и левого клироса, то сливавших голоса в один согласный хор. Русские

послы видели всю архиерейскую службу и предстояние дьяконов. Греки

объяснили русским все исполнившееся на их глазах богослужения. Русские

послы изумились и хвалили православную службу. Когда кончилась церковная

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.