бесплатно рефераты
 

Возникновение и развитие древнерусского права

окончательными. Новыми чертами организационной судебной системы в первой

четверти XVIII в. стали: коллегиальное устройство судов и попытки

выделения судебной организации. Абсолютистское государство первой четверти

XVIII в. называют полицейским.

Помимо вышеприведенных преобразований Петр I произвел реформу органов

государственной власти, церкви, создал табель о рангах.

С 1708 г. Петр начал перестраивать старые органы власти и

управления и заменять их новыми. В результате к концу первой четверти

XVIII в. сложилась следующая система органов власти и управления. Вся

полнота законодательной, исполнительной, и судебной власти

сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны

получил титул императора. В 1711 г. был создан новый высший орган

исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными

законодательными функциями. Он принципиально отличался от своего

предшественника - Боярской думы. Члены Сената назначались императором. В

порядке осуществления исполнительной власти Сенат издавал указы, имевшие

силу закона. В 1722 г. во главе Сената был поставлен генерал-

прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех

правительственных учреждений. Генерал-прокурор должен был выполнять функции

контроля, который он осуществлял через прокуроров, назначаемых во все

правительственные учреждения. В первой четверти XVIII в. к системе

прокуроров добавилась система фискалов, возглавляемая оберфискалом. В

обязанности фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях

учреждений и должностных лиц, нарушавших государственный.

Взамен устаревшей системе приказов в 1717-1718 гг. было создано 12

коллегий, каждая из которой ведала определенной отраслью или сферой

управления и подчинялась Сенату. Главными считались три коллегии:

Иностранная, Военная и Адмиралтейство. В компетенцию Комерц-, Мануфактур-

и Берг-коллегии входил вопросы торговли и промышленности. Три коллегии

ведали финансами: Камер-коллегия - доходами, Штатс-коллегия - расходами,

а Ревизион-коллегия контролировала поступления доходов, сбор податей,

налогов, пошлин, правильность расходования учреждениями отпущенных им сумм.

Юстиц-коллегия ведала гражданским судопроизводством, а Вотчинная,

учрежденная несколько позже, - дворянским землевладением.

Кроме коллегий было созданы конторы, канцелярии, департаменты,

приказы, функции которых были четко разграничены.

В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и

управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся

по территории и количеству населения. Во главе губернии стоял

назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках

исполнительную и судебную власть. При губернаторе существовала губернская

канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не

только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы

которых зачастую противоречили друг другу.

Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых

равнялось 50. Во главе провинции стоял воевода с канцелярией при нем.

Провинции, в свою очередь, делились на дистрикты (уезды) с воеводой и

уездной канцелярией. Некоторое время в царствование Петра уездная

администрация была заменена на выборным земским комиссаром из местных

дворян или отставных офицеров. Его функции ограничивались сбором подушной

подати, наблюдением за выполнением казенных повинностей, задержанием

беглых крестьян. Подчинялся земский комиссар провинциальной канцелярии.

В 1713 г. местному дворянству было предоставлено выбирать по 8-12

ландратов (советников от дворян уезда) в помощь губернатору, а после

введения подушной подати были созданы полковые дистрикты. Квартировавшие в

них воинские части наблюдали за сбором податей, пресекали проявления

недовольства и антифеодальные выступления.

Табель о рангах, созданный Петром I, вводил новую классификацию

служащих. В нем определялись все новоучрежденные должности, выстроенные по

табели в три параллельных ряда: воинский, статский и придворный, с

разделением каждого на 14 рангов, или классов: 6 обер-офицерских чинов

- от прапорщика до капитана в армии и от коллежского регистратора до

титулярного советника в гражданской службе; 5 штаб-офицерских от майора до

бригадира в армии и от коллежского асессора до статского советника в

гражданской службе; 3 генеральских - от генерал-майора до фельдмаршала

в армии и от действительного статского советника до действительного

тайного советника в гражданской службе. Аналогичная лестница с 14

ступенями чинов вводилась во флоте и придворной службе.

В 1721 г. Петром I было ликвидировано патриаршество, для управления

церковью был создан "Святейший правительствующий Синод", или Духовная

коллегия, также подчинявшаяся Сенату. Фактическим главой Духовной коллегии

являлся обер-прокурор, назначаемый императором из числа высокопоставленных

чиновников. Сторонник петровских преобразований архиепископ Феофан

Прокопович написал "Духовный регламент", изданный как законодательный

акт. В нем обосновывалась церковная реформа, определялись функции Синода

по управлению церковью. Церковная реформа обозначала ликвидацию

самостоятельной роли церкви. Параллельно с этим государство усилило

контроль за доходами церкви с монастырских крестьян, систематически

изымало значительную часть их на строительство флота, содержание армии,

школ и др. Запрещалось создание новых монастырей, ограничивалось число

монахов в существующих. Эти действия Петра I вызывали недовольство

церковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главныхпричин

их участия во всякого рода реакционных заговорах.

3. Основные положения судебной реформы 1864г.

В 1864 г. была произведена судебная реформа, нашедшая свое отражение в

Уставах, опубликованых как законы. Уставы состояли из 4-х книг:

1. Устав гражданского судопроизводства.

2. Устав уголовного судопроизводства.

3. Учреждение судебных установлений.

4. О наказаниях налагаемых мировыми судьями.

Основной целью реформ было отделения суда, как ветви власти,

установление гласности, несменяемости судей, устранение самостоятельности

мировой юстиции для маловажных дел, отмена формальных доказательств,

учреждение кассационного суда, устройство прокурорского надзора и появление

присяжных заседателей, адвокатуры, нотариата, судебных следователей .

Судебная стала иметь 2 уровня:

Общие суды. Все изменения произошли в общих судах. Общие суды

освободили от решения мелких дел, решали споры о недвижимости.

Мировая юстиция. Они могли наложить штраф, телесные наказания, но не

более.

Создавались судебные округа, в них созданы окружные суды, состоящие из

2-х палат, по гражданским и уголовным делам. Присяжные работали в отделах

по уголовным делам.

Второй инстанцией была судебная палата. Их по России было около 10,

они обладали надзорными функциями, ведали исполнительным судопроизводством.

До реформы, следствие велось либо полицией, либо судом. После реформы

у полиции сохранились функция предварительного дознания, были ввдены

следующие должности.

Во-первых, судебный следователь, который входил в состав суда,

назначался министром юстиции и утверждался императором, так же, как и весь

состав суда. В работе судебный следователь подконтролен прокуратуры.

Во-вторых, прокурор являвщийся независимым от местной администрации,

подчиненным министру юстиции и императору. Прокурора обязательно ставили в

известность о следствии, после окончания следствия он мог передать дело в

суд, либо прекратить его. При поступлении дела в суд знакомил с

собственноручно составленным актом подсудимого и защитника.

В-третьих, адвокатура, которая была представлена присяжными и частными

поверенными. Присяжные работали при суде, частные – отдельно от него.

Термина “адвокат” до этого не было. Подсудимый сам выбирал себе адвоката,

по ряду дел присутствие адвоката было обязательным, при отсутствии средств

могли выбрать или назначить государственного защитника.

В-четвертых, судьи общих судов. Весь состав назначался императором.

Появились судебные приставы, присяжные заседатели. Списки присяжных

заседателей составляли в количестве 30 человек, каждая сторона могла

отклонить без причин по 6 кандидатур. В заседании участвовало 12 присяжных.

Эта работа была бесплатной. Присяжные решали 2 вопроса:

1. о действительности событий подавших повод для обвинения:

2. о виновности подсудимого.

Судебный процесс различался по гражданским и уголовным делам в общих и

местных судах. Уголовный процесс был смешанным следственно-состязательным.

Государство в лице следователя начинало уголовное преследование и вело

тайно, в интересах следствия. Но участвующие в деле могли подавать жалобы

прокурору или суду. Главная стадия – судебное заседание, где устно и гласно

проверялись материалы предварительного следствия, обвинение и защита в

правах равны. После председатель объяснял присяжным обстоятельства дела и

законы, относящиеся к этому преступлению. Разъяснял юридические основания о

силе доказательства в пользу и против подсудимого, затем председатель

формулировал вопросы, на которые должны были ответить присяжные. Это очень

тонкий момент, учитывая юридическую грамотность присяжных, председатель мог

сформулировать вопросы по-разному.

Гражданский процесс состязательный, суд сам не занимался изысканием

доказательств, пользовался предоставленными показания свидетелей,

документами, экспертизой, заключениями экспертов, специалистов. На практике

применение уставов во многом зависело от людей, которые реализуют эти

уставы.

Судебная реформа 1864г., «дарованная русскому народу царем-

освободителем», впервые в России создала судебные органы, организованные по

образцу развитых европейских стран. Наибольшая заслуга судебной реформы -

введение в российскую действительность мировой юстиции. Судебные Уставы -

итог труднейшей правотворческой деятельности лучших умов России того

времени - вошли в историю как великий памятник законодательства.

Судебные Уставы ознаменовали начало новой эпохи в истории русского

права. Выполняя желание Александра II дать русскому народу “суд скорый,

правый и милостивый”, они провозгласили самостоятельность судебной власти,

широкое участие народный масс в отправлении правосудия, всесословность,

гласность, состязательность. Составная часть этого крупнейшего

законодательного акта - Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Составители уставов при учреждении мирового суда, избираемого

обществом, овсовывались на историческом опыте. Русскому праву была

известна подобная форма юстиции. Еще в XVI столетии московское

правительство, испуганное усилившимися разбоями, предоставило право вершить

суд исключительно обществу в лице выборных губных старост. Им была дана

обширная власть, правда, контролируемая государством. Впоследствии и в

сословных судах судопроизводство зачастую обходилось без коронных судей,

довольствуясь наличием судей, избранных обществом.

К середине XIX в. назрела необходимость коренных изменений в области

судопроизводства. Существовавшая судебная система уже не удовлетворяла ни

общество, ни правительство. Низшие дореформенные суды находились в

ведомстве полиции и строились исключительно по принципу сословности.

Производство в них было крайне медлительной процедурой, основными чертами

которой являлось взяточничество и вседозволенность чинов полиции. При

выборе модели судебной системы законодатели остановились на той, которая

вобрала в себя ряд принципов и институтов организации судебной власти в

Англии и Франции.

Следуя традициям английского права, российская юстиция подразделялась

на мировую и общую, каждая при этом имела особую организацию и независимую

сферу действия. Мировые судьи должны были рассматривать маловажные дела.

Высшей целью этих судов признавалось примирение сторон.

В соответствии с уставами судебная система России состояла из мировых

и общих судов. Такое разделение сразу выделяло мировые суды и подчеркивало

их специфику. Особенность мировых судей - их способность “исключительною

властью решать дела без участия коллегии”. В судебной системе России

мировой суд являлся нижестоящим по отношению к суду волостному. “Место,

занимаемое мировым судом в системе судебных установлений, определяется тем

взаимоотношением, которое существует между мировыми и общими судебными

учреждениями с точки зрения подведомственных им дел” (Полянский Н. Устав

уголовного судопроизводства. М., 1914, с. 154). Но, реформа не затронула

волостные суды, рассматривавшие дела лиц крестьянского состояния и

являвшиеся, следовательно, сословными судами. В 1865г. была предпринята

попытка слияния мировых крестьянских учреждений (волостных судов) и мировых

судов, но она не увенчалась успехом. Впоследствии именно наличие сословного

суда станет одной из причин невысокой эффективности деятельности мировых

судов и послужит поводом для принятия в 1889г. закона, отменившего институт

мирового судьи практически на всей территории России. Вместе с окружными

судами, судебными палатами и сенатом мировые суды образовали категорию

ординарных судов. Кроме них, в России существовали и так называемые

особенные суды: военные, духовные, административные установления,

составлявшие такое же исключение по отношению к ординарным судам, какими

были мировые суды по отношению к общим.

Должность мирового судьи считалась общественной службой, была

выборной. Законом был установлен особый порядок замещения должности судьи.

Наряду с общими условиями для вступления в судебную службу (российское

подданство, 25-летний возраст, мужской пол, нравственная безупречность) к

претендентам на пост мирового судьи предъявлялись и другие требования.

Мировым судьей мог быть только местный житель. Закон поставил это условие,

чтобы создать авторитетную местную власть, хорошо знакомую с местными

нравами, обычаями и людьми. Кроме местного ценза, претендент на высокий

пост мирового судьи должен был отвечать и требованиям имущественного ценза.

Мировой судья, как и судьи общих судов, должен был обладать имущественной

независимостью. Причем претенденту на пост местного судьи необходимо было

иметь весьма солидное состояние, так как в отличие от коронного судьи

мировой получал гораздо меньшее содержание и в силу выборности должности

являлся более зависимым.В отношении образовательного ценза Закон также

проявлял лояльность к кандидатам, довольствуясь окончанием курса в средних

учебных заведениях. Но и это требование не являлось необходимым в случае,

если кандидат на пост мирового судьи не менее трех лет занимал должность,

при исполнении которой мог приобрести практические сведения в производстве

судебных дел. Объяснялось это тем, что Россия в то время не располагала

достаточным количеством подготовленных кадров. Срок службы избранного

мирового судьи составлял три года.

Высшим судебным начальством для мировых установлений признавался

Сенат, являвшийся органом кассационного производства по делам мирового

разбора, а в некоторых случаях и апелляционной инстанцией для рассмотрения

уголовных дел о мировых судьях. В российской судебной системе Сенат был

единой для мировых и общих судов кассационной инстанцией.

К компетенции мировых судей было отнесено рассмотрение маловажных

гражданских дел. В области уголовного судопроизводства ведомству местных

судов подлежали проступки, за которые Уставом о налагаемых мировыми судьями

наказаниях предусматривались следующие санкции: выговоры, замечания и

внушения; денежные взыскания не свыше 300 руб.; арест не свыше трех месяцев

и заключение в тюрьму на срок не свыше одного года и шести месяцев.

Пререкания о подсудности между мировыми судьями одного округа разрешал

мировой съезд этого округа, а если спор возникал между судьями разных

округов, то решение о подсудности принимал тот мировой съезд, в округе

которого первоначально возникло дело.

Мировой судья приступал к разбирательству дел по жалобам частных лиц,

понесших вред или убытки, по сообщениям судебных мест, лиц прокурорского

надзора, судебных следователей, полицейских и других административных

властей, а также по непосредственно усмотренным им преступным действиям,

подлежащим преследованию независимо от жалоб частных лиц.

Процедура рассмотрения дел у мирового судьи была призвана

соответствовать целям создания местных судов, и характеризовалась особым,

сокращенным порядком. Заключался этот порядок, кроме единоличного

рассмотрения дел судьей, в отказе от разделения следствия на

предварительное и судебное, а также в отсутствии в судебном разбирательстве

обвинительного акта. Как предварительное следствие, так и обвинительный акт

заменялись актами полицейского дознания. Но полицейское дознание по делам,

подсудным мировым судьям, по характеру имевшихся у полиции властных

полномочий приближалось к предварительному следствию. Так, полиция могла

производить (и не только в случаях, не терпящих отлагательства) осмотры,

освидетельствования, обыски, допросы, а также имела право обращаться за

разъяснениями к сведущим лицам. Акты произведенного полицией осмотра,

освидетельствования или обыска, в случае, если у судьи не возникало

сомнения в их достоверности, могли быть непосредственно положены мировым

судьей в основание судебного приговора. То есть указанные акты полицейского

дознания получали то же значение, какое в общих судебных установлениях

принадлежало лишь актам осмотра, освидетельствования или обыска,

составленным судебным следователем. Более того, лишь только при

разбирательстве дела у мирового судьи могли зачитываться все без исключения

акты полицейского дознания, тогда как для общих судов был установлен запрет

на озвучивание при разбирательстве дела свидетельских показаний,

содержащихся в протоколах полицейских дознаний.

Необходимостью устранить медлительность судопроизводства было вызвано

и ограничение полномочий мирового судьи собирать сведения о звании,

возрасте и прежних судимостях обвиняемого. Статья 115 Устава уголовного

судопроизводства обязывала судью совершать действия по сбору указанной

информации лишь в тех случаях, когда это было необходимо для определения

меры наказания. А в тех случаях (опять же с целью ускорить

судопроизводство), когда по причине, признанной судом неуважительной,

обвиняемый не являлся в судебное заседание, мировой судья был вправе

постановить заочный приговор, обжаловать который можно было в общем

порядке, с исчислением срока на обжалование со дня вручения осужденному

копии приговора.

Производство дел у мирового судьи состояло в устном и непосредственном

разборе, который должен был оканчиваться, по возможности, в одно заседание.

Упрощенность мирового производства проявлялась и в его меньшем формализме

по сравнению с производством в общих судах.

Интересным представляется тот факт, что процессуальное положение

потерпевших в мировом и общих судах существенно отличалось друг от друга.

Потерпевший в мировом суде пользовался правами обвинителя, притом не только

по делам о преступлениях, преследуемых в порядке частного обвинения, но

равным образом и по делам публичного обвинения. Ему представлялось право

обличать обвиняемого перед судом, он давал не показания, а объяснения,

которые не могли рассматриваться в качестве доказательств. В общем суде

потерпевший признавался “бесприсяжным свидетелем” и его показания служили

одним из доказательств, т.е. статус его был на порядок ниже.

Судебными уставами 1864г. был введен новый для России тип процесса -

состязательный, основанный на непосредственном восприятии судом того

доказательственного материала, который ему предоставляется сторонами.

Состязательность процесса определялась законодателем как наличие и

взаимодействие самостоятельных равноправных сторон при нейтральной,

пассивной роли суда.

Закон оставлял на усмотрение мирового судьи решение вопроса о порядке

судебного следствия. Так, в случае если обвиняемый признавал себя виновным

и его признание не вызывало у судьи сомнения, судья был вправе приступить к

постановлению приговора, не производя дальнейшего расследования. Если в

процессе судебного разбирательства мировой судья приходил к выводу о

необходимости производства осмотра, освидетельствования, обыска либо

выемки, то обязанность по проведению таких следственных действий закон

возлагал на судью. И лишь только в случае, когда по каким-либо

обстоятельствам эти действия не могли быть исполнены им лично и

представлялось возможным отложить их до другого времени, судья был вправе

дать по данному поводу поручение чинам местной полиции.

Обвинительные приговоры мирового судьи подразделялись на окончательные

и неокончательные. Это деление определялось по признаку юридической силы

приговора. Неокончательными приговорами были те, которые могли быть

пересмотрены по существу, т.е. в апелляционном порядке. Окончательными

считались приговоры, в отношении которых законодателем пересмотр не

допускался, но они могли проверяться с точки зрения законности содержащихся

в них постановлений

Кроме того, закон позволял сторонам обжаловать такие действия судьи,

как прекращение дела, содержание под стражей, медленность производства и

ряд определений мирового судьи. Судья, постановивший обжалуемое

определение, обязан был в трехдневный срок представить поступившую жалобу в

мировой съезд. Присутствовать при слушании обжалуемого дела в мировом

съезде судья, на приговор которого принесена жалоба, не мог. Съезд

рассматривал поступившее дело в полном объеме устно, публично. Сторонам

предоставлялось право предъявлять новые доказательства. Мировой съезд был

не вправе отказать в допросе свидетелей, допрошенных участковым судьей при

рассмотрении дела в суде первой инстанции, а также свидетелей, допрос

которых судьей неправомерно не производился.

Разбирательство в мировом съезде происходило в том же порядке, как и у

мировых судей, но с соблюдением некоторых правил, обусловленных

коллегиальным рассмотрением дел. До постановления приговора, так же как и

участковый судья, председатель съезда обязан был приложить усилия к мирному

разрешению дела, конечно же, в тех случаях, когда закон разрешал прекратить

дело за примирением сторон. Приговором мирового съезда либо утверждался

приговор мирового судьи, либо постановлялся новый приговор как

оправдательный, так и обвинительный. Причем наказание, назначенное

приговором съезда, не могло быть усилено, кроме случаев, когда вынесения

более строгого приговора требовал обвинитель.

Приговоры мировых судебных установлений вступали в законную силу в

следующих случаях: когда стороны заявляли об отказе от права на обжалование

приговора, когда на неокончательный приговор апелляционная жалоба, а на

окончательный кассационная жалоба в установленный срок не подавались, либо

поданная кассационная жалоба была оставлена без последствий, а также когда

по заочному приговору не представлялись отзывы.

В результате учрежденный Судебными Уставами институт мировых судей

просуществовал вплоть до 12 июля 1889г., когда во всех местностях, за

исключением столиц и еще некоторых крупных городов, местная юстиция была

упразднена. Ей на смену пришли судебно-административные установления:

земские участковые начальники и городские судьи - в первой инстанции,

уездные съезды - во второй и губернские присутствия - в третьей инстанции.

Кассационная власть Сената была устранена, и это совершенно отделило

местные судебные установления от общих. Члены судебно-административных

установлений в отличие от мировых судей не избирались, а назначались

губернатором по согласованию с губернским либо уездным предводителем

дворянства и с утверждением министра юстиции. Таким образом, отказавшись от

выборного начала, Закон предпочел иметь близкую к населению твердую

правительственную власть.

Список литературы:

Исаев И. А. История государства и права России: Полный курс лекций. –

Москва,: Юрист, 1996г.

Павленко Н.И. Петр Великий. – Москва,: Мысль,1990.г.

Полянский Н. Устав уголовного судопроизводства. Москва, 1914г.

Свердлов М.Б. От закона Русского к Русской Правде. Москва, 1988г,

Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Т.1. Санкт-Петербург,

1896г.

История отечественного государства и права ч.1, под. ред. И.О.

Чистякова, Москва, 1998 г.

«Российское законодательство X - XX веков. В девяти томах. Т.1.

Законодательство Древней Руси» Москва,: Юридическая литература, 1984г.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.