бесплатно рефераты
 

Военная и экономическая помощь СССР Китаю в годы японо-китайской войны 1937–1945

Как видно из формулировок Договора, они были составлены таким

образом, что не возлагали на СССР прямого обязательства помогать Китаю в

войне против Японии, но, и не лишали его такого права, не давая при этом

Японии формального права для агрессивных действий против СССР. Главное

значение Договора состояло в том, что, во-первых, в нем косвенно

обсуждалась японская агрессия против Китая и, во-вторых, Договором была

заложена международно-правовая основа для дружественных советско-китайских

отношений.

Тем не менее, и после заключения Договора о ненападении Чан Кайши не

прекращал попыток втянуть СССР в японо-китайскую войну.

С началом широкого наступления Японии на Китай, когда стало ясно

явное нежелание западных держав оказать Китаю поддержку, гоминьдановское

правительство начало активно добиваться подписания с СССР пакта о

взаимопомощи. С июля 1938г. оно трижды предложило заключение подобного

пакта. Принятие СССР такого пакта в условиях большой, хотя и не объявленной

войны Японии против Китая, привело бы лишь к дальнейшему расширению войны

на Дальнем Востоке и способствовало бы осуществлению давних планов западных

держав и гоминьдановского правительства втянуть СССР в войну с Японией.

Вполне закономерно, что Советское правительство отрицательно ответило на

явно провокационное предложение китайского правительства. Равным образом

оно отклонило его неоднократное предложение о заключение пакта о

взаимопомощи на случай нападения Японии на СССР, выдвинутые в июле-ноябре

1941г.

Таким образом, становится ясно, что правительство Чан Кайши

стремилось установить дипломатические отношения (в первую очередь пакт о

взаимопомощи) для того, чтобы столкнуть СССР с Японией.

3 Борьба Советского правительства за принятие коллективных действий против

Японии

После событий 7 июля 1937г. Советское правительство упорно продолжало

борьбу за принятие коллективных действий против Японии. Первый делегат СССР

в Лиге Наций М. М. Литвинов в своей речи на заседании Совета Лиги Наций 21

сентября 1937г. осудил бездеятельность этого органа перед лицом

расширяющейся японской агрессии в Китае. От имени Советского правительства

он призвал к коллективному отпору агрессорам. Однако делегаты Лиги Наций,

представлявшие капиталистические страны, отказались поддержать советскую

инициативу[24].

3 ноября 1937г. была созвана Брюссельская конференция государств,

заинтересованных в делах на Дальнем Востоке. Сюда прибыли представители

Австралии, Бельгии, Боливии, Великобритании, Дании, Индии, Италии, Канады,

Китая, Мексики, Нидерландов, Новой Зеландии, США, СССР, Франции, Швеции.

Япония и Германия отказались от участия в работе конференции.

Американская, английская, французская и другие делегации уклонялись

от принятия коллективных мер против агрессора, на которых настаивала

делегация СССР, оставались глухими к просьбам китайской делегации об

оказании помощи Китаю. Заветным желанием империалистов было повернуть

японскую агрессию в сторону Советского Союза.

Представители империалистических держав пытались использовать

конференцию для провоцирования японо-советского конфликта. На Брюссельской

конференции английские и американские представители пытались убедить

делегацию СССР, что Советский Союз должен первым выступить на защиту Китая

против японского агрессора. Однако, Советская сторона отдавала себе ясный

отчет в том, что вступление СССР в войну с Японией в условиях фактической

изоляции Советского Союза на Дальнем Востоке могло способствовать созданию

единого фронта капиталистических держав против СССР. Международный

империализм неизбежно поддержал бы Японию в войне с СССР. Советский Союз

дал отпор попыткам вовлечь его в опасную авантюру.

Когда представителям западных держав стало ясно, что их маневры и

интриги не достигают своей цели, они поспешили свернуть работу конференции.

24 ноября конференция проштамповала подготовленную американской и

английской делегациями декларацию, в которой констатировался факт нарушения

Японией Вашингтонского договора девяти держав и предлагалось Китаю и Японии

«прекратить военные действия и прибегнуть к мирным методам»[25]. Декларация

не содержала никаких гарантий подкрепляющих требование о прекращении

агрессии.

Брюссельская конференция не дала никаких практических результатов,

так как предложения о применении санкций или других эффективных мер против

Японии не были приняты.

В январе 1938 года на Сотой сессии Совета Лиги Наций Советский

представитель М. М. Литвинов вновь настаивал на принятии коллективных мер

по борьбе с агрессией на Дальнем Востоке. Он предложил оказать финансовую

помощь Китаю, но западные державы отказались.

Весной 1939 года делегация Китая вновь обратилась к ее совету с

просьбой рекомендовать всем членам Лиги оказывать Китаю финансовую и

моральную помощь. Только Советская делегация и делегация Новой Зеландии

поддержали ходатайство Китая. Лига Наций оказалась не инструментом мира, а

инструментом поощрения поджигателей войны. Было очевидно, что ни о каком

коллективном отпоре агрессору не могло быть и речи.

Правящие круги США, Англии и Франции противились созданию системы

коллективной безопасности, намериваясь оставить СССР один на один с

милитаристской Японией на Дальнем Востоке и фашисткой Германией в Европе.

Реакционные круги Запада поощряли германскую и японскую военщину в

подготовке к войне против Советского Союза. К осени 1939 года возникла

реальная угроза создания единого антисоветского фронта империалистических

держав. В обстановке усиливающейся внешнеполитической изоляции Советского

Союза было важно не дать англо-франко-американским империалистам вовлечь

СССР в войну с Германией. В этих условиях Советский Союз пошел на

заключение пакта о не нападении с Германией, а в апреле 1941 года — пакт о

нейтралитете с Японией.

Лишь после вступления Японии в войну с США и Англией в декабре 1941

года позиция западных держав на Дальнем Востоке изменилась. Только к этому

времени сложилась широкая антифашистская коалиция государств,

обеспечивавшая коллективный отпор агрессии, как в Европе, так и на Дальнем

Востоке.

4 Помощь СССР Китаю в создании единого национального фронта

Агрессивные действия японского империализма в Китае после событий 18

сентября 1931 года поставили на повестку дня политической жизни китайского

народа вопрос о сплочении патриотических сил. Инициатором борьбы за это

сплочение явилась Коммунистическая Партия Китая, которая уже 22 сентября

1931 года выступила с призывом начать всенародную борьбу против агрессора.

В Северо-Восточном Китае развернулось под руководством КПК партизанское

движение. Однако в начале призыва КПК к организации общенародной борьбы не

нашли в стране широкого отклика.

Гоминьдановское правительство, пытаясь дискредитировать КПК,

распространяло клевету о том, что ей якобы чужды национальные интересы.

Но вскоре патриотическим силам Китая становится ясно, что

гоминьдановское правительство, пренебрегая интересами страны, использует

свои войска и государственный аппарат, прежде всего для разгрома активных

борцов против японской агрессии и саботирует любые попытки организовать

серьезное сопротивление Японии.

Первыми стали сотрудничать с КПК войска из провинции Чахар, над

которой в то время нависла угроза японской оккупации. Созданная там Фэн Юй-

сяном весной 1933 года объединенная антияпонская армия развернула активные

действия против японцев. Однако она вскоре подверглась нападению со стороны

чанкайшистских войск и к октябрю того же года перестала существовать. В

ноябре 1933 года 19-я армия, переброшенная для борьбы с Красной армией из

Шанхая в провинцию Фуцзянь, отказалась подчиняться приказам Чан Кайши. Но в

январе 1934 года фуцзяньское выступление было подавлено.

Одновременно все туже затягивалась петля блокады вокруг советских

районов. К осени 1934 года стало очевидно, что пятый поход чанкайшистских

войск против Китайской Красной армии может завершиться ее полным

уничтожением. Поэтому в октябре 1934 года, прорвав блокаду, она начала

отходить на запад. Проделав путь почти в 13 тыс. км в 1936 году вышли к

провинциям Шэньси и Ганьсу. Этот рейд впоследствии получил название

Великого похода.

В результате непрерывных боев с гоминьдановцами, беспощадных

бомбардировок с воздуха, изнурительного марша, голода и других лишений

численность Красной армии сократилась с 300 тыс. до 30 тыс. человек[26].

1 августа 1935 года во время Великого похода КПК выдвинула

предложение прекратить гражданскую войну, создать объединенную антияпонскую

армию и коалиционное правительство национальной обороны.

Мысль о том, что прекращение гражданской войны и создание единого

фронта с КПК — непременное условие улучшения отношений с СССР и получение

от него материальной помощи в войне с Японией в середине 30-х годов

находила в Китае все большее число сторонников среди патриотических сил и

среди представителей высшей гоминьдановской военной и политической

верхушки.

18 сентября 1935 года Шанхайская антияпонская лига национального

спасения обратилась с призывом прекратить гражданскую войну и совместно

выступить против Японии. В июне 1936 года в Шанхае была создана

Всекитайская ассоциация Национального спасения.

В феврале 1937 года началось урегулирование вопроса о реорганизации

Красной армии в часть Национальной армии Китая. Однако по существу единый

фронт был оформлен в сентябре 1937 года, после того, как японцы вторглись

во внутренние провинции Китая. Чан Кайши был поставлен в безвыходное

положение. 16 июля 1937 года нанкинское правительство обратилось за

моральной поддержкой к СССР. Позиция фактического поощрения агрессивных

действий Японии против Китая, занятая в первой половине 30-х годов

участниками Договора девяти держав, подписанного в феврале 1932 года на

Вашингтонской конференции и служившего своего рода международным

обязательством сохранения территориальной целостности Китая, отнюдь не

давала оснований надеяться на их помощь в связи с новыми агрессивными

действиями Японии. Советский Союз напротив, все эти годы активно отстаивал

интересы Китая на международной арене и мир на Дальнем Востоке.

Между вопросами об улучшении отношении с СССР и установлении единого

фронта с коммунистами всегда была тесная связь, и это прекрасно понимали

Чан Кайши и его окружение. Поэтому, согласившись, например, на

восстановление дипломатических отношений с СССР в 1932 году они

одновременно сделали оговорку, что это вовсе не будет означать признания

коммунистов. Советский Союз в этот период настойчиво проводили курс на

всемерное сплочение сил, выступавших против фашизма, империалистической

политики агрессии и войны. Из всего этого нанкинское правительство не могло

не сделать вывода о том, что, ведя войну на два фронта — против японцев и

против коммунистов — оно поставит себя в полную международную изоляцию.

В этой связи показательно, что после проволочек нанкинское

правительство почти одновременно сделало шаги для улучшения отношений с

СССР, подписав с ним в августе 1937 года пакт о ненападении и обратившись к

нему за материальной помощью и для установления единства действий с

коммунистами, официально объявив в сентябре о согласии на единый фронт (по

договоренности китайская Красная армия была преобразована в 8-ю национально-

революционную армию).

Совершенно очевидно, что Советский Союз играл чрезвычайно важную роль

не только в установлении, но и в сохранении единого фронта, особенно в

течение первых четырех лет антияпонской войны. Когда в конце 1939 года —

начале 1940 года правительство Чан Кайши приостановило материальное

снабжение армий, руководимых коммунистами и начало против них военные

действия, Советское правительство вынуждено было со своей стороны временно

прекратить военные поставки Китаю.

Когда в начале 1941 года гоминьдановское руководство вновь

предприняло военное нападение на некоторые освобожденные районы, Советский

Союз через своего посла А. С. Панюшкина, посетившего 25 января 1941 года

Чан Кайши предостерег нанкинское правительство от развязывания гражданской

войны. В тоже время СССР был вынужден вновь приостановить поставки

вооружения Китаю. Протесты патриотических сил Китая и прогрессивной мировой

общественности, резко отрицательная политика СССР вынудили гоминьдановцев

прекратить наступление против новой 4-й армии.

Единый антияпонский фронт, который был установлен в результате усилий

КПК и левых патриотических сил Китая и под влиянием СССР сыграл важную роль

в борьбе китайского народа против японских агрессоров. Благодаря единому

фронту, провалились планы «молниеносной» войны, на которую рассчитывали

японские милитаристы, готовя широкое наступление на Китай.

Организация советской помощи Китаю в первые годы японо-китайской войны

(1937–1941гг.)

Почти полная утрата Китаем возможностей постоянных сношений с внешним

миром отвели провинции Синьцзян первостепенное значение как одной из

важнейших сухопутных связей страны с СССР и Европой. Именно по этому в 1937

году китайское правительство обратилось к СССР с просьбой оказать помощь в

создании автомобильной трассы Сары-Озек-Урумчи-Ланьчжоу для доставки в

Китай из СССР оружия, самолетов, боеприпасов и т. д. Советское

правительство ответило согласием.

Общая протяженность трассы составляла 2925 км. Начиналась она со

станции Сары-Озек. Затем дорога проходила по территории СССР до поселка

Хоргос, далее шла по территории провинции Синьцзян и далее до конечного

пункта города Ланьчжоу.

Общее руководство перевозкой военных грузов в Китай осуществлял

оперативный штаб, находившийся в Алма-Ате. Переброска первых партий военных

материалов автотранспортом из Сары-Озека началась 17 октября 1937 года и

закончилась 20 ноября 1937 года.

После первого рейса на всей автотрассе были произведены специальные

дополнительные работы по расчистке и расширению перевалов, отремонтированы

мосты.

К середине ноября 1937 года, несмотря на сложные условия, весь

маршрут был полностью освоен.

Советский Союз направлял в Китай вооружение и морским путем. В

течение ноября 1937 года — февраля 1938 года по морю было отправлено

советское артиллерийское, авиационное, автобронетанковое снаряжение, пушки,

гаубицы, пулеметы, боеприпасы. Между 1937 и 1939 годами из СССР через

Одессу в Китай поступило примерно 60 тыс. тонн оружия и боеприпасов[27].

Однако в условиях блокады морского побережья Китая сухопутная трасса

из СССР через китайские провинции Синьцзян и Ганьсу оставалась главной

артерией снабжения китайского фронта. По просьбе китайской стороны в 1938

году трасса была продолжена до Сяньяна; таким образом, ее общая

протяженность составила 3750 км. Этот путь снабжения китайской армии был

самым надежным, так как он пролегал в глубоком тылу, в значительном

отдалении от линии фронта.

1 марта 1938 года между СССР и Китаем было подписано первое кредитное

соглашение на сумму 50 млн. долларов, отмечалось, что оно исчисляется с 31

октября 1937 года из 3-х процентов годовых и подлежит возмещению в течение

пяти лет.

В соответствии с кредитным соглашением были оформлены три контракта

на поставку советского вооружения. Реализация первого контракта началась 5

марта и была завершена к 10 июня 1938 года. Общая стоимость военного

имущества, полученного Китаем по первому контракту, оценивалась в 27057

тыс. долларов[28].

По второму контракту, реализованному с 15 марта по 20 июня 1938 года,

Китай получил из СССР вооружения на сумму 7447055 долларов[29].

По третьему контракту Китаю было поставлено с 25 марта по 27 июня

1938 года вооружения на сумму 8789166 долларов.

В соответствии со вторым кредитным соглашением, подписанным 1 июля

1938 года на сумму 50 млн. долларов, Наркомат внешней торговли СССР и

китайское посольство заключили два контракта. Начиная с 5 июля 1938 года по

1 сентября 1939 года по этим контрактам были доставлены в Китай 320

самолетов и комплекты оборудования к ним, 2420 пулеметов и 5100 тыс.

патронов к ним и 200 полевых пушек[30].

1 марта 1939 года премьер-министр Кун Сянси писал Председателю Совета

народных комиссаров СССР: «С тех пор как Китай начал вооруженное

сопротивление японской агрессии, ваше правительство оказывало нам

великодушную и ценную помощь в виде кредитов, выражавшихся в сумме до 100

млн. американских долларов, для закупки боевых самолетов и прочего военного

снаряжения. Этим самым мы получили возможность истощить агрессивные силы

противника и продолжать длительную борьбу. За это китайское правительство и

китайский народ глубоко благодарны. В качестве председателя исполнительного

юаня и министра финансов я выражаю особую благодарность за эту помощь, так

как она принесла существенное облегчение для напряженного положения с

нашими финансами. Прошу принять мою глубочайшую благодарность за Ваше

деятельное сочувствие и подлинную дружбу»[31].

13 июня 1939 года было заключено третье кредитное соглашение на сумму

150 млн. долларов.

По контракту, подписанному 20 июня 1939 года, в Китай было поставлено

специальное оборудование и военные материалы на сумму 14,6 млн.

долларов[32].

Последующие три контракта обеспечили доставку в Китай более 300

самолетов, 350 грузовых автомашин и тракторов, 250 пушек, 1300 пулеметов и

многого другого военного имущества[33].

В итоге с октября 1937 года по сентябрь 1939 китайская сторона для

борьбы с японским агрессором получила из Советского Союза 985 самолетов, 82

танка, более 1300 орудий, свыше 14 тыс. пулеметов[34].

16 июня 1939 года был подписан Советско-китайский торговый договор.

Договор касался торговой деятельности обоих государств, при этом каждая из

сторон пользовалась режимом наибольшего благоприятствования на правах

взаимности в вопросах ввоза и вывоза как сельскохозяйственных, так и

промышленных товаров, обложения их таможенными пошлинами и т. д.

Согласно статье 11 договора в Китае учреждалось Советское торговое

представительство: «Ввиду того, что по законам Союза Советских

Социалистических Республик монополия внешней торговли принадлежит

государству, составляя одну из неотъемлемых основ социалистического строя,

закрепленного Конституцией СССР, Союз Советских Социалистических Республик

будет иметь в составе своего Посольства в Китае Торговое Представительство,

правовое положение которого определяется постановлениями, прилагаемыми к

настоящему Договору. Это приложение составляет неотъемлемую часть Торгового

Договора[35]». Торговое Представительство рассматривалось как составная

часть посольства СССР в Китае, и в соответствии с этим ему предоставлялся

дипломатический иммунитет. Деятельность Торгового Представительства на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.