бесплатно рефераты
 

Сословно-представительная монархия в России

Идя навстречу пожеланиям этой части господствующего класса,

правительство создало в 1619 году «Приказ, что на сильных бьют челом». Во

главе этого приказа за всё время его существования (он был упразднён в 1639

году вскоре после смерти Филарета) правительство ставило влиятельных лиц

(князя И.Б. Черкасского, боярина Б.М. Лыкова и других; в 1631-1632 годах

судьёй этого приказа был Д.М. Пожарский).

С ликвидацией наместников по земской реформе 1555-1556 годов платимый

тяглым населением в их пользу налог («кормовой оброк») стал поступать

государству. В связи с этим приём «кормового оброка» ещё до земской реформы

в Москве от земских старост и целовальников поручался по совместительству

дьякам уже существовавших приказов. Эти дьяки назывались «кормленными». По

мере возрастания налоговых поступлений и усложнения задач казённой,

посольской и поместной «изб» взимание кормленного оброка в 60-70-е годы 16

века обособляется в приходные кассы - «избы», называемые четвертями

(«четями»).

Несмотря на то, что во главе четей иногда по-прежнему стоят дьяки

других приказов, в 70-90-х годах 16 века они являлись самостоятельными

финансовыми приказами с более постоянной подведомственной им территорией,

которая подчинялась им не только в финансовом, но и в административно-

судебном отношении.

Деньги, собранные четвертными приказами, выдавались служилым людям в

форме жалования раз в четыре года.

С начала 17 века четвертные приказы носят территориальные названия:

Новгородская или Нижегородская (1601 год), Галицкая (1606 год), Устюжская

(1611 год), Владимирская (1629 год) и Костромская (1629 год) четверти.

Четвертные приказы были не только финансовыми, но и территориальными.

Они ведали населением городов и уездов, управлением и судом. Новгородской

четверти были подведомственны 65 городов, Галицкой и Устюжской - по 22

города, Владимирской - 26 городов, Костромской - 21 город.

Ещё в 1597 году для заведования кабацким делом и кабацкими сборами на

территории всего государства была учреждена новая четверть (Приказ новой

четверти).

В тесной связи с возросшими задачами Русского государства (увеличением

войска, усложнением государственного управления) находилось и учреждение

финансовых приказов. В середине 16 века был введён ряд общегосударственных

налогов, преимущественно военного назначения: на городовое, засечное,

ямчужное (пороховое) дело. Сбор этих налогов был поручен созданному

примерно в 1533-1534 годах финансовому Приказу Большого прихода. Кроме

прямых налогов, впоследствии приказ заведовал сбором таможенных пошлин, а

иногда и ямских денег.

В 17 веке Приказ Большого прихода ведал сбором прямых и косвенных

налогов с большей части государства. Он же сдавал на откуп бани, лавки,

гостиные дворы и погреба, взимал плату с клеймения товаров, с мер «чем

всякие товары и питья меряют», ведал таможенными сборами. Иногда этому

приказу передавались даже ямские сборы.

В отличие от других финансовых приказов Приказ Большого прихода был

чисто финансовым, не управляющим никакой территорией. В 1680 году дела

этого приказа были переданы в Приказ Большой казны. Этот приказ возник в

1622 году и ведал он сборами налогов с городского населения, занятого

торговлей и ремеслами. В отношении к этому населению приказ выполнял

административные и финансовые функции. В ведении Приказа Большой казны

находился и Денежный двор, который распоряжался чеканкой монеты.

Для сбора различных чрезвычайных налогов, главным образом на содержание

администрации, создавались специальные приказы. По решению Земского собора

1616-1618 годов был создан Приказ сбора пятинных и запросных денег,

действовавший с большими перерывами (1616-1618, 1632-1637 года), а затем

передавший свои полномочия чисто военному Приказу сбора ратных людей. В

1659 году Приказ сбора ратных людей был преобразован в Приказ денежного

сбора, которому был поручен сбор особого чрезвычайного налога (десятой

деньги). Этот приказ просуществовал до 1680 года. В 60-х годах существовал

Приказ денежной раздачи.

Иногда на содержание армии производились натуральные сборы

продовольствия. С 1655- по 1683 года существовал Хлебный приказ, а в 1672-

1696 годах - Приказ сбора стрелецкого хлеба.

Условно к группе финансовых приказов можно причислить Печатный приказ.

Начальник этого приказа - думный дьяк-печатник, у которого печать висела на

шее, прикладывал её к документам. Со всех предъявленных в приказ документов

взимались печатные пошлины.

Скрепляя государственной печатью и регистрируя каждый попавший в него

документ, Печатный приказ был важным звеном в системе бюрократического

государственного аппарата России 17 века с его развитым бумажным

делопроизводством.

Расширение территории государства вызвало образование группы чисто

территориальных приказов.

В 1637 году управление Сибирью, находившееся в ведении Казанского

приказа, обособилось в ведомство особого Сибирского приказа. Сибирский

приказ назначал и смещал сибирских воевод, дьяков и других служилых людей;

ему подчинялись размещённые по сибирским городам стрельцы и другие ратные

люди; приказ заведовал сбором ясака с нерусских народов, денег, хлеба и

соли с русского населения, размещением ссыльных и надзором за ними.

Активная внешняя политика 50-70-х годов 17 века вызвала образование

ряда территориальных приказов по управлению присоединённых земель. Временно

оккупированные русскими войсками земли Литвы и Прибалтики управлялись

территориальными приказами княжества Литовского (1655-1667 года) и

Лифляндских дел (1660-1666 года). Присоединённые к России смоленские земли

управлялись Приказом княжества Смоленского (Смоленского приказа), созданным

в 1637 году и подчинённым в 1680 году Посольскому приказу.

Воссоединённая с Россией Украина получила в составе Русского

государства автономное управление. Сношение с Украиной осуществлял

созданный в 1662 году Малороссийский приказ; ему же подчинялись московские

воеводы и русские отряды на Украине. В 1687 году Малороссийский приказ был

подчинён Посольскому приказу и находился в его составе до начала 18 века.

Города, в которых были расположены некоторые русские полки (Сумской,

Ахтырский, Харьковский, Острожский), в финансовом отношении попадали в

ведомство приказа Великой России (или Великороссийский), учреждённого в

1687 году и существовавшего до начала 18 века.

В 17 веке имелась значительная группа дворцовых приказов, из которых

наибольшее значение имел Приказ Большого дворца, ведавший обширными,

разбросанными по территории всего государства землями.

При этом приказе сложилась система «дворов», заведовавшая снабжением

царского дворца всем необходимым: Кормовой, Хлебный, Житенный, Сытенный.

Продолжали функционировать и некоторые другие ранее известные приказы: всю

первую половину века существовали Ловчий и Сокольничий приказы, весь век -

Конюшенный, Постельничий и Казённый; в связи с развитием приказного

аппарата последний постепенно теряет своё общегосударственное значение,

превращаясь в личную казну царя, хранилище золотых и серебряных изделий,

драгоценных материй и т.п.

Возникли также некоторые новые дворцовые приказы: Приказ золотых и

серебряных дел, Царская мастерская и Царицына мастерская печати.

Особо хочу остановиться на характеристике Приказа тайных дел и

Монастырского приказа.

Вышеупомянутым Приказом тайных дел первоначально заведовал тайный дьяк,

при котором находилось 6-7 подьячих. К концу существования Приказа во главе

его стояла целая дьячная коллегия (тайный дьяк и дьяки Челобитного и

Стрелецкого приказов; число подьячих возросло до 15). Основной функцией

Приказа тайных дел был контроль за деятельностью приказов. Этот контроль

мог носить явный характер и проявляться в затребовании для «ведома»

(контроля) различных дел, сведений, отчётности из других приказов, в

проверке приказного делопроизводства при непосредственном участии царя.

Тайный контроль заключался в посылке подьячих Приказа с секретным наказом о

контроле некоторых послов, которые «много чинять не к чести своего

государя», или воевод, допускавших «много неправд ... над ратными людьми».

Известной формой контроля за государственным аппаратом (как приказом,

так и воеводами) было рассмотрение Приказом челобитных, поданных лично

царю. После рассмотрения дела по челобитной в Приказе тайный дьяк

докладывал о нём царю. По царскому указу дело, минуя Боярскую думу,

разрешалось в Приказе тайных дел или передавалось для исполнения в один из

других приказов.

Приказ тайных дел рассматривал политические дела различной важности,

начиная с дел о лицах, связанных с опальным патриархом Никоном и некоторыми

вожаками раскола (Аввакум), и кончая делом холопа боярина Бориса Морозова,

некоего Сумарокова, который, стреляя с чердака боярского двора по галкам,

сидевшим на трубе Чудова монастыря, случайно попал пулей в государевы

хоромы.

Деятельное участие принимал Приказ тайных дел в деле Степана Разина и

его сподвижников. Приказ следил за ходом розыска. Царь составил памятную

записку с десятью вопросами для бояр, руководивших следствием по делу

Разина. В Приказ запрашивали различные материалы этого процесса:

расспросные и пыточные речи, очные ставки и т.д.

Приказ осуществлял и другие функции самого разнообразного характера:

вёл личную переписку царя, заведовал некоторыми полками иноземного строя,

царской благотворительностью, сыском руд (медной - в Олонецком уезде,

серебряной - на реке Мезени), руководил деятельностью Записного приказа,

Аптекарского, Гранатного и Потешного дворов, ведал не вошедшими в состав

дворцовых земель царскими обширными подмосковными имениями (Измайловым,

Черкизовым, Котельниками, Люберцами и другими), постройками в селе

Семёновском, ремонтом церкви в селе Коломенском, промышленными заведениями

царя, некоторыми его торговыми операциями (персидским торгом), был личной

кассой царя.

Приказ тайных дел помещался во дворце, и царь часто бывал в этом

Приказе. Здесь он имел свой стол с особым письменным прибором, принимал

участие в составлении бумаг, требовал отчётов, слушал доклады, рассматривал

дела и т.п. Возглавлявшие приказ тайные дьяки пользовались большим влиянием

в государственных делах. Приказ был упразднён в 1676 году.

На протяжении 17 века помещики и вотчинники продолжали вести борьбу с

духовными феодалами за обладание землями и крестьянами. В челобитных,

подаваемых царю, дворяне и дети боярские выступали против судебных

привилегий монастырей и подведомственных им лиц. Стремясь к укреплению

единовластия, царь Алексей Михайлович встал на сторону светских

землевладельцев. По Уложению 1649 года был учреждён Монастырский приказ -

гражданское учреждение, во главе которого стояли думный дворянин или

окольничий и два дьяка. Суду этого приказа были подчинены все монастыри и

духовные лица, а также их крепостные. Епархиальные власти подлежали суду не

только Монастырского приказа, но и приказов вообще. Мелкие иски

епархиальных чиновников и крестьян подлежали суду воевод.

В Уложении было сделано исключение для патриарха и его владений, где по-

прежнему суд производили патриарх и патриаршие приказные люди. Однако на их

приговор разрешено было подавать апелляционные жалобы царю и Боярской думе.

Монастырский приказ имел широкие административные функции: определял и

отрешал от места настоятелей, келарей, казначеев монастырей, выбирал

священнико******************************************************************

****************************************************************************

****************************************************************************

****************************************************************************

****************************************************************************

****************************************************************************

******************************************************************боре

1666 года, заключалось в том, что Никон «бранил» Монастырский приказ.[8]

Оппозиция церковников Монастырскому приказу была настолько велика, что

церковный собор, осудивший патриарха Никона, отверг и этот приказ. В 1677

году приказ был упразднён, а его финансовые и контрольные функции были

переданы в Приказ Большого дворца.

17 век был веком расцвета и падения приказной системы управления. На

протяжении века существовало до 80 центральных бюрократических учреждений -

приказов разного значения, функций и величины.

Важной особенностью приказной системы управления является крайняя

пестрота и неопределённость функций приказов. Почти каждый приказ 16-17

веков выполнял не только функции управления: в его ведении находились также

определённые территории (волости, города, селения), налоги с которых

поступали на содержание приказа и выполнение его задач, а население их

судилось в приказе.

Этой сложностью определения функций приказов объясняются и трудности

классификации приказов. Все созданные классификационные схемы можно считать

условными.

Во главе каждого приказа стоял начальник - «судья»; иногда

возглавлявшее приказ лицо носило специальное наименование (казначей,

печатник, дворецкий, оружничий и т.п.). Судьи приказов в 17 веке

назначались из членов Боярской думы: бояр, окольничих, думных дворян,

думных дьяков. Шёл процесс бюрократизации верхушки феодального класса -

думных чинов[9]. Некоторые думные люди управляли сразу несколькими

приказами. Любимец царя Алексея Михайловича боярин Б.И. Морозов был

«судьёй» пяти приказов: Стрелецкого, Большой казны, Новой четверти,

Иноземного и Аптекарского.

С созданием приказов в Русском государстве появилось обширное бумажное

делопроизводство. В процессе практической деятельности приказов сложились

формуляры определённых видов документов, порядок их оформления и движения

как внутри каждого приказа, так и между ними. Делопроизводство требовало

известных канцелярских навыков и опыта, которых подчас не имел начальник

приказа. Поэтому в помощники судьям в приказы назначались дьяки. Судьи

некоторых приказов (чаще всего финансовых, где существовала бухгалтерская

документация) назначались из дьяков. Дьяки комплектовались из рядового

дворянства, иногда из духовного звания и даже крупного купечества

(«гостей»). Дьяки были фактическими вершителями дел в приказах. Вместе с

судьями они обсуждали дела и выносили приговоры. Если требовался «доклад»

царю, то он вырабатывался под руководством дьяка, который присутствовал при

самом «докладе». Со слов царя дьяк делал на «докладе» «помету» (резолюцию),

составлявшую основу царского указа.

Дьякам в приказах подчинялись подьячие - канцелярские служители из

дворян и детей приказных людей.

Крупные приказы подразделялись на столы, а столы - на повытья. Столы

возглавлялись дьяками, повытья - старшими подьячими. Некоторые приказы

делились только на повытья. Столы носили названия по роду деятельности; по

территориям; по подведомственным территориям и фамилиям старших подьячих.

В определении характера управления в приказах среди историков не было

единомыслия: одни считали его коллегиальным, другие - единоличным. В

действительности в приказах существовал особый, приказной характер

управления, заключавшийся в том, что спорные дела судья рассматривал вместе

с дьяками, а дела, не носящие спорный характер, они рассматривали каждый в

отдельности. Характерной особенностью приказного делопроизводства была

крайняя централизация управления: в приказах разрешались не только важные,

но и сравнительно второстепенные дела.

Приказная система с её централизацией и бюрократизмом, бумажным

делопроизводством и бесконтрольностью порождала волокиту, злоупотребления и

взяточничество. К концу века приказная система пришла в упадок: её заменила

более прогрессивная система управления - коллегиальная.

местное управление.

С образованием централизованного государства меняется и местное

управление. Вводится регламентация наместнического управления. Особенно

наглядно это выступает в Белоозерской уставной грамоте, данной Иваном 3

населению Белоозерского княжества в 1488 году, вскоре после присоединения

его к Русскому государству. Первые статьи этой грамоты определяют

количество «корма», взимаемого с каждой «сохи».

Одна из статей этой грамоты запрещала наместнику самому собирать сборы;

для этого белоозерцы выбирали сотских.

Грамота регламентировала и деятельность наместничьего штата.

По примеру Белоозерской грамоты с конца 15 - начала 16 века наместникам

и волостелям выдавались так называемые «доходные списки», подробно

регламентирующие размеры кормов.

Сроки кормлений с конца 15 - начала 16 века сокращались до 1-3 лет.

Назначенный на кормление наместник или волостель за это время пополнял свои

«животы» (имущество) и с восстановлением «достатка» возвращался в столицу

исполнять бездоходные поручения великого князя, ожидая новой кормовой

очереди.

Ограничение власти кормленщиков - наместников и волостелей - являлось

составной частью мероприятий, проводимых великокняжеской властью в целях

укрепления централизованного государства. Эти мероприятия не только

совпадали с пожеланиями поместного дворянства, но находили поддержку и

сочувствие черносошного крестьянства. И те и другие были заинтересованны в

улучшении прежде всего деятельности суда и того звена государственного

управления, в котором корыстолюбие кормленщиков проявлялось особенно остро.

По Белоозерской уставной грамоте наместник и его тиуны судили вместе с

сотскими и «добрыми» людьми из населения. В Судебнике 1497 года этот

порядок был узаконен.

В связи с военными нуждами и укреплением обороноспособности государства

во второй половине 15 века «городовое дело», т.е. заботы о строительстве и

укреплении городов, стало важнейшей и повсеместной обязанностью населения.

Появляются особые должностные лица местного управления - городовые

приказчики, оттеснившие наместников-кормленщиков вначале от военно-

административного, а затем от ряда отраслей земельного, финансового и даже

судебного управления.

В начале 16 века институт городовых приказчиков (так стали называться

бывшие городчики и городничие) становится распространённым звеном местного

управления. Основным назначением городовых приказчиков было заведование

строительством и укреплением городов, надзор за строительством мостов и

дорог («мостовое и ямское дело»), производством «зелья» (пороха), хранением

боеприпасов, оружия, продовольствия, сбор народного ополчения и т.п.

Назначаемые великим князем из поместного служилого дворянства городовые

приказчики не зависели ни от наместника, ни от Боярской думы. Они

подчинялись непосредственно великому князю по ведомству казначея, в

заведовании которого находились первоначально военно-административные дела

и прежде всего учёт и хранение всех государственных запасов оружия и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.