бесплатно рефераты
 

СЭВ (Союз Экономической Взаимопомощи)

СЭВ (Союз Экономической Взаимопомощи)

Содержание.

Содержание. 1

Краткая историческая справка. 2

Правовая основа. 3

Цели. 5

Анализ экономических позиций государств после распада СЭВ 5

Институты. 6

Организации. 8

Структура взаимосвязей 10

Экономико-правовой механизм интеграции СЭВ. 11

Финансовая Система. 14

Выводы: 17

Использованная литература: 18

Краткая историческая справка.

Совет Экономической Взаимопомощи. Общеэкономическая межправительственная

организация социалистических стран – Совет Экономической Взаимопомощи –

учреждена представителями Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР,

Чехословакии на Международном экономическом совещании, состоявшемся в

Москве в январе 1949г. Впоследствии членами СЭВ стали также: Албания – с

1949 г. (с конца 1961 г. односторонне перестала участвовать в работе

органов Совета), ГДР – с 1950 г., Монголия – с 1962 г., Куба – с 1972 г.,

Вьетнам – с 1978 г.

В итоге, к началу 1989 г. более 400 млн. населения, создавшего около 12%

объема мирового производства, жили в странах централизованного

планирования, то есть в экономических системах, где решение о производстве

и занятости принимались, как правило, на правительственном уровне. Вопреки

некоторым мерам по реформированию, правительства Советского Союза и

восточноевропейских стран, освобожденных советскими войсками в ходе Второй

мировой войны, все еще управляли своей экономикой главным образом

директивами из центра, а не с использованием рыночного механизма.

Однако к концу 1991 г. ситуация изменилась. Коммунистические правительства

сложили свои полномочия или были низвергнуты, а сам Советский Союз распался

на отдельные государства. Большинство восточноевропейских стран и бывшие

советские республики предприняли экономические реформы, намереваясь

трансформировать свою экономику в рыночную экономику западного образца.

Немногие экономисты сомневались, что в долгосрочном, периоде переход к

рыночной экономике поднимет производительность и жизненный уровень в этих

странах. Широко признано, что централизованное планирование доказало, что

оно является менее эффективной системой, чем развитие экономики с помощью

законов рынка. Некоторые страны Восточной Европы, как Чехия и Восточная

Германия, до падения коммунистических режимов правления считались

передовыми индустриальными районами, но даже там обнаружилось, что у них

имелись устаревшие фабрики, низкого качества товары и услуги, проблемы с

окружающей средой. Возвращение к рынку в этих, некогда процветавших

районах, вселяло надежду на быстрый рост, возможно, даже на "экономическое

чудо", сравнимое с восстановлением Западной Европы после Второй мировой

войны.

Но, несмотря на большие надежды на экономическое возрождение в дальнейшей

перспективе, непосредственные последствия реформирования экономической

системы с центром в Советском Союзе оказались менее положительными. Как

показывает табл. 24.1, 1990 и 1991 гг. были отмечены в Восточной Европе и

Советском Союзе (который распался летом 1991 г.) очень крупным сокращением

производства и высоким уровнем инфляции. Большинство экспертов отмечали,

что в 1992 и 1993 гг. экономическая ситуация продолжала ухудшаться,

особенно в бывших советских республиках.

Причины жестоких экономических трудностей в Восточной Европе и СССР сложны

и вызывают противоречивые мнения. Однако ясна главная причина этих

трудностей: распад традиционных торговых связей между прежними

государствами-членами СЭВ и между республиками Советского Союза оказал

неблагоприятное воздействие, как на предложение, так и на спрос. Со стороны

спроса распад специальных торговых связей, усиленный действиями Советского

Союза, привел к резкому сокращению экспорта восточноевропейских стран, как

в Советский Союз, так и между ними, а также к ухудшению условий торговли

для многих стран (цен на их экспорт относительно цен на их импорт). Со

стороны предложения разрушающаяся торговля привела к широкому

распространению дефицита, особенно в бывшем Советском Союзе, включая

дефицит сырья для промышленности. Все это сопровождалось возникновением

дополнительных трудностей в сфере денежного обращения вследствие того, что

несколько новых суверенных государств продолжали использовать единую валюту

и готовились к эмиссии своих национальных валют.

Правовая основа.

Учредительные положения СЭВ, закрепленные в протоколе международного

экономического совещания, состоявшегося в январе 1949 г. в Москве, положили

начало формированию всей последующей системы международного организационно-

правового механизма экономического сотрудничества.

Международный организационно-правовой механизм в его главных структурных

звеньях в основном сложился к 1971 г. К этому времени в практике

сотрудничества:

. было заключено значительное количество международных двусторонних и

многосторонних договоров в области экономики, науки и техники, сложилась

их определенная система, закрепляющая плановые взаимосвязи

социалистических стран;

. укрепился организационный механизм СЭВ как общеэкономической

международной организации, контролирующей экономическое и научно-

техническое сотрудничество государств;

. были образованы другие многосторонние межгосударственные организации для

координации взаимосвязей в области производства, транспорта, связи,

науки и техники, финансово-кредитной сфере;

. возникли межправительственные комиссии по экономическому и научно-

техническому сотрудничеству, координирующие в этих областях двусторонние

взаимосвязи стран;

. появились двусторонние хозяйственные организации: совместные общества и

предприятия, действующие на основе хозяйственного расчета.

Но в конечном итоге все это сводилось к укрупнению бюрократического

аппарата в странах-участницах СЭВ

Таким образом, сложился международный организационно-правовой и

экономический механизм, включающий договорно-правовые, и международные

институционные средства.

Устав СЭВ, являясь основным нормативным (учредительным) документом,

регулирующим деятельность Совета, определял его задачи, нацеленные на

развитие социалистической экономической интеграции. В преамбуле Устава, ст.

1, характеризующей цели и принципы Совета, и ряде других соответствующих

статей нормативно закреплялись положения о единстве процесса сотрудничества

и интеграции, неразрывности этих понятий. Из положений Устава СЭВ исходило,

что конечные цели сотрудничества и интеграции – построение социализма и

коммунизма. Одним из средств в достижении этой цели являлось развитие

всестороннего братского экономического сотрудничества.

Принципы сотрудничества стран-членов СЭВ представляли собой единую

целостную систему. Они формировались на основе маркситско-ленинских

принципов межгосударственных отношений нового типа, общих для всех этапов

развития сотрудничества социалистических стран

Международный организационно-правовой и экономический механизм на новом

этапе сотрудничества – интеграции, получив свое дальнейшее развитие, также

сохранял свою договорно-правовую и институционную основу в форме

межгосударственной организации (СЭВ и организации, создаваемые в

специальных областях экономики, науки и техники и другие институции).

Цели.

Формирование международного организационно-правового и экономического

механизма осуществлялось на основе принципов социалистической экономической

интеграции. В Комплексной программе и Уставе СЭВ было закреплено, что

экономическое и научно-техническое сотрудничество стран-членов СЭВ

осуществляется в соответствии с принципами социалистического

интернационализма, на основе уважения государственного суверенитета,

независимости и национальных интересов, невмешательства во внутренние дела

стран, полного равноправия, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи.

Отсюда вытекают следующие особенности формирования принципов – правовых

основ международного организационно-правового и экономического механизма в

целом (договорно-правовой и институционной частей):

. соответствие этого механизма социалистической сущности интеграции;

. закрепление ведущей роли государств как главных субъектов интеграции в

формировании и деятельности интеграционного механизма в целом;

. межгосударственный (координационный) характер механизма интеграции и

отсутствие в нем надгосударственных органов;

. обеспечение участия государств в международных органах на основе полного

суверенного равенства;[1]

. обеспечение интересов отдельных стран и интересов всего содружества.

Анализ экономических позиций государств после распада СЭВ

Как отмечалось, до 1989 г. страны СЭВ сравнительно мало торговали с

внешним миром, но сильно зависели друг от друга. Когда коммунистическое

правление потерпело крах, эти особые торговые отношения разрушились. Польша

больше не считала себя обязанной покупать венгерские автобусы, а

приготовилась покупать, скажем, более надежные и экономичные автобусы

"Вольво" в Швеции. Венгрия, в свою очередь, могла прекратить покупку

польских тракторов и вместо них покупать превосходную продукцию

американского "Катерпиллера" или японского "Коматцу".

Проблема была в том, что такие разумные решения отдельных стран

оказывали резкое сокращающее воздействие на восточноевропейскую экономику в

целом.

После распада СЭВ каждая страна перешла от её традиционных восточно-

европейских поставщиков к поставщикам Запада. Что означало, что при любом

данном уровне венгерского производства, Венгрия будет импортировать меньше

из Чехословакии, вследствие чего производство Чехословакии будет меньше,

чем оно было бы в противном случае. И в тоже время венгерский экспорт в

Чехословакию тоже понижается. В итоге состояние равновесия смещается:

решение каждой страны покупать меньше у соседа и больше у Запада ведет к

сокращению производства в обеих странах.

Институты.

Основополагающие акты, регулировавшие деятельность Совета: Устав СЭВ,

принятый в 1959 г., действовавший с изменениями, вносимыми протоколами от

21 июня 1974 г. и 28 июня 1979 г.; Конвенция о правоспособности,

привилегиях и иммунитетах СЭВ, была принята одновременно с Уставом в 1959

г., действовала с изменениями, внесенными протоколом от 21 июня 1974 г.;

Комплексная программа углубления и совершенствования сотрудничества и

развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ,

принята в 1971 г.

Функции: организация всестороннего экономического и научно-технического

сотрудничества в направлении наиболее рационального использования природных

ресурсов и ускорения развития производительных сил в странах-членах СЭВ;

содействие международному социалистическому разделению труда путем

организации взаимных консультаций по основным вопросам экономической

политики.

Полномочия: СЭВ в лице своих органов и в пределах их компетенции мог

принимать рекомендации по вопросам экономического и научно-технического

сотрудничества. Рекомендации и решения являлись юридическими актами Совета.

СЭВ мог заключать международные соглашения со странами-членами Совета, с

другими странами и международными организациями.

Основные органы СЭВ: Сессия Совета; Исполнительный комитет Совета;

Комитет Совета по сотрудничеству в области плановой деятельности; Комитет

Совета по научно-техническому сотрудничеству; Комитет Совета по

сотрудничеству в области материально-технического снабжения; постоянные

комиссии Совета (более 20); Секретариат Совета. В числе других органов СЭВ

действовал ряд совещаний руководителей государственных органов и ведомств

стран – членов СЭВ, в том числе по вопросам внутренней торговли,

изобретательству и т.д. С 1969 г. осуществляло свою деятельность Совещание

представителей стран-членов СЭВ по правовым вопросам. Были образованы 2

научно-исследовательских института, которые действовали как органы СЭВ:

Институт по стандартизации (с 1962 г.) и Международный институт

экономических проблем мировой социалистической системы (с 1970 г.).

Сессия Совета являлась высшим органом. Она определяла основные

направления развития социалистической экономической интеграции и

деятельность СЭВ в этой области, принимало и ободряло различные акты по

этим вопросам. Заседание сессий Совета проводились ежегодно в столицах

стран-членов СЭВ поочередно.

Исполнительный комитет СЭВ являлся главным исполнительным органом

Совета, он состоял из представителей всех стран-членов СЭВ на уровне

заместителей глав правительств. Его заседания проводились раз в квартал. Он

руководил совокупностью работ, связанных с реализацией задач, стоящих

перед Советом, его многообразные функции были определены в статье VII

Устава СЭВ. Указанные ранее комитеты Совета создавались для обеспечения

комплексного рассмотрения и решения на многосторонней основе проблем

сотрудничества. Они состояли из руководителей компетентных органов стран-

членов СЭВ. Постоянные комиссии Совета организовывали и координировали

многостороннее сотрудничество в отдельных областях народного хозяйства.

Секретариат СЭВ возглавлялся Секретарем Совета, который являлся главным

должностным лицом Совета.

В Уставе СЭВ и Комплексной программе страны-члены СЭВ подтвердили свою

готовность развивать экономические связи со всеми странами независимо от их

общественного и государственного строя на началах равенства, взаимной

выгоды и невмешательства во внутренние дела. В реальности же все

направления экономических связей были под жестким партийным контролем.

В соответствии с Комплексной программой СЭВ стал центральным органом в

международном институционном механизме интеграции. Страны-члены СЭВ приняли

обязательство проводить организацию и координацию своей деятельности по

осуществлению Комплексной программы, прежде всего в СЭВ. Они определили

меры по повышению его роли в организации сотрудничества.

Рекомендации СЭВ учитывались в других МГЭО, а также в других

организационных звеньях механизма интеграции.

Организации.

Кредитно-финансовые организации. Важное место в системе МГЭО занимали

кредитно-финансовые (банковские) организации. На основе

межправительственных соглашений с помощью МГЭО этого типа была создана

система регулирования финансовых расчетов и кредитования интеграционных

мероприятий в целях укрепления торговых и других экономических связей и

развития народного хозяйства стран-членов СЭВ. Организационная основа и

правовое регулирование деятельности были специфичны только для банковских

международных организаций. Был создан уставный капитал стран-членов исходя

из объема экспорта в их взаимной торговле. Размеры взносов не влияли на

равноправное участие стран в управлении и деятельности банков.

Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС). Соглашение о

многосторонних расчетов в переводных рублях и организации МБЭС было

заключено 22 октября 1963 г., оно действовало с изменениями внесенными

протоколами от 18 декабря 1970 г. и 23 ноября 1977 г. Устав МБЭС – являлся

приложением к Соглашению. Его члены: Болгария, Венгрия, Вьетнам (с 1977 г),

ГДР, Куба (с 1974 г.), Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия.

Функции: осуществление многосторонних расчетов между странами, кредитование

(краткосрочное) внешнеторговых и других операций, привлечение и хранения

свободных средств в переводных рублях, а так же свободно конвертируемой

валюте, совершение других банковских операций (ст. II Cоглашения). Органы:

Совет Банка (высший орган в составе представителей от всех стран-членов;

каждая страна имела один голос; решения принимались единогласно) и

Правление Банка (исполнительный орган, осуществлявший непосредственное

руководство оперативной деятельностью Банка) в составе председателя и

членов Правления, назначаемых из граждан стран-членов на срок до пяти лет,

число членов Правления, определялось Советом. Местонахождение МБЭС – г.

Москва, СССР.

Международный Инвестиционный Банк (МИБ). Соглашения об образовании МИБ

было заключено 10 июля 1970 г., Устав МИБ был принят одновременно. Членами

являлись: Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Куба, Монголия, Польша, Румыния,

СССР, Чехословакия. Функции: предоставление долгосрочных и среднесрочных

кредитов на интеграционные мероприятия, строительство национальных

объектов, предоставляющих интерес для нескольких стран. Между странами-

членами МИБ в 1973 г. было заключено Соглашение о создании специального

фонда кредитования мероприятий по оказанию помощи экономического и

технического содействия развивающимся странам. Органы: Совет Банка –

высший орган в составе председателей от всех стран-членов; каждая страна

имела один голос; принимал решения единогласно и большинством голосов не

менее трех четвертей голосов и Правление Банка – исполнительный орган,

осуществлявший непосредственное руководство оперативной деятельностью

Банка; в составе председателя и членов Правления, назначаемых Советом из

граждан стран-членов на срок пять лет. Местонахождение МИБ – г. Москва,

СССР.

Производственно-отраслевые организации. В системе МГЭО самую большую

структурную группу составляли организации производственно-отраслевого

характера. Это объясняется возросшими задачами по осуществлению

специализации и кооперирования производства, объединению усилий стран в

развитии промышленности и сельского хозяйства. Практическая деятельность

отраслевых МГЭО должна была заключаться в выравнивании уровней

экономического развития стран, путем согласования планов развития

производства соответствующей продукции.

Организации в области транспорта. Тесное взаимодействие с МГЭО

производственно-отраслевого профиля имели международные организации,

координирующие сотрудничество социалистических стран в области транспорта.

Система организаций такого типа охватывала только железнодорожный и

автомобильный транспорт.

Организации в области связи. С конца 60_х годов стала складываться

самостоятельная группа МГЭО по регулированию многостороннего сотрудничества

в области связи. Среди них имелись организации межправительственные и

межведомственные, координационного и координационно-управленческого

характера.

Организация космической связи «Интерспутник». Организация была основана

Соглашением о создании международной системы и организации космической

связи «Интерспутник» от 15 ноября 1971 г. Члены: Болгария, Венгрия, ГДР,

Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия.

Функции: координация действий стран по созданию комплекса международной

системы связи через искусственные спутники Земли (космический комплекс,

земные станции) путем создания объектов, находящихся в собственности

Организации или аренды у стран-членов; ведение дел по управлению

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.