бесплатно рефераты
 

Русская армия от Петра1 до Александра2

реорганизация системы военного образования.

Важнейшей проблемой реформ являлось перевооружение армии.

Большое внимание в докладе уделялось необходимости реорганизации

военного управления и созданию местных органов управления - военных

округов.

В заключении доклада ставился вопрос о задачах инженерного ведомства

- укреплению государственных границ и сооружению казарменных помещений.

Реформы в области организации, комплектовании армии и

управлении войсками.

Осуществление основной цели Милютина - создание небольшой кадровой

армии, которая, при необходимости могла быть быстро увеличена за счет

призыва обученных людей из запаса, продолжалось в течении всей военной

реформы.

Уже в 1862 г. Военное министерство предприняло ряд мер по к

сокращению численного состава армии, главным образом за счет сокращения ее

“не боевой” части - этапных команд, рабочих рот, корпуса внутренней стражи

( 83 тыс. чел. ).

В докладе Военного министерства 15.01.1862 г. были рассмотрены меры

преобразования всей военной системы, создания более рациональной системы

военной организации по следующим направлениям:

Превратить резервные войска боевой резерв, обеспечить пополнение ими

состава действующих войск и освободив их от обязанности обучать в военное

время рекрут.

Подготовку рекрут возложить на запасные войска, обеспечив их

достаточными кадрами.

Всех заштатных “нижних чинов” резервных и запасных войск, в мирное

время считать в отпуску и призывать в военное. Рекрутами пополнять убыль в

действующих войсках, а не формировать из них новых частей.

Сформировать для мирного времени кадры запасных войск, возложив на

них гарнизонную службу, расформировав батальоны внутренней службы.

В отношении организации пехотных и кавалерийских частей указывалось

на целесообразность включать в состав батальона 4 роты ( а не 5 ), а в

состав полка 4 батальона ( а для внутренних губерний - 2 батальона ),

причем в целях избежания формирования новых частей в случае войны,

содержать их в уменьшенном составе. Предполагалось установить для пехоты 3

штатных состава: кадровый, по штатам мирного времени и по штатам военного

времени ( кадровый составлял половину военного ).

Артиллерийские части должны были быть организованы по следующему

принципу: при каждой пехотной дивизии иметь одну артиллерийскую бригаду из

4 батарей, ( для дивизий 2-батальонного состава - артиллерийскую бригаду

из 2 батарей ).

Однако быстро внедрить эту организацию не удалось, и лишь с 1864 г.,

после подавления основных очагов восстания в Польше, была начата

планомерная реорганизация армии и сокращение численного состава войск.

Были установлены следующие штатные составы полков: военного времени

( по 900 ряд. в батальоне ), усиленный мирный ( по 680 ряд. в батальоне ),

обыкновенный мирный ( по 500 ряд. в батальоне ) и кадровый мирный ( по 320

ряд. в батальоне ). Вся пехота составила 47 пехотных дивизий ( 40

армейских, 4 гренадерских и 3 гвардейских ). Дивизия состояла из 4 полков,

полк из 3 батальонов, батальон из 4 линейных и 1 стрелковой рот.

Артиллерия делилась на конную и пешую. Пешая состояла из 47

артиллерийских бригад ( по числу дивизий ), каждая из 3-х батарей по 8 (4)

орудий. Конная артиллерия состояла из 4 гвардейских конных батарей и 7

конно-артиллерийских бригад по 2 батареи.

Кавалерия состояла из 56 полков - по 4 эскадрона ( 4 кирасирских, 20

драгунских, 16 уланских и 16 гусарских ), составлявших 10 кавалерийских

дивизий.

Инженерные войска состояли из 11 саперных батальонов и 6 понтонных

полубатальонов.

К действующим войскам относились крепостные полки и батальоны, а

также 54 крепостных артиллерийских роты.

К местным войскам с 1864 г. стали относиться как резервные (

выполняющие теперь роль функции запасных войск ), так и войска внутренней

службы ( губернские батальоны, уездные, местные этапные и конвойные

команды ).

К 1869 г. было завершено приведение войск на новые штаты. При этом

общее количество войск в мирное время по сравнению с 1860 годом

сократилось с 899 тыс. чел. до 726 тыс. чел. ( в основном за счет

сокращения “не боевого“ элемента). А количество резервистов в запасе

увеличилось с 242 до 553 тыс. чел. При этом с переходом на штаты военного

новых частей и соединений теперь не формировалось, а части разворачивались

за счет резервистов. Все войска могли теперь быть доукомплектованы до

штатов военного времени за 30-40 дней, в то время как в 1859 г. на это

требовалось 6 месяцев.

Однако новая система организации войск содержала и ряд недостатков:

Организация пехоты сохранила деление на линейные и стрелковые роты

(при одинаковом вооружении смысла в этом не было).

Артиллерийские бригады не были включены в состав пехотных дивизий,

что отрицательно влияло на их взаимодействия.

Из 3-х бригад кавалерийских дивизий (гусарской, уланской и

драгунской), только драгунские были вооружены карабинами, а остальные не

имели огнестрельного вооружения, в то время, как вся кавалерия европейских

была вооружена пистолетами.

Основным преобразованием в области реорганизации военного управления

явилась военно-окружная система.

Создание стройной системы местного управления войск являлось

важнейшей задачей, стоящей перед Военным министерством, без выполнения

которой были невозможны дальнейшие преобразования в армии. Необходимость

данных преобразований обуславливалась тем, что штабы армий выполняли как

командные, так и административно-снабженческие функции по отношению

подчиненных частей, аналогичные задачи возлагались и на корпусные штабы.

Практически штабы не могли эффективно исполнять ни тех, ни других функций,

особенно если подчиненные им части были рассредоточены по разным

губерниям.

В мае 1862 г. Милютин представил Александру II предложения под

заглавием “Главные основания предполагаемого устройства военного

управления по округам”. В основе этого документа лежали следующие

положения :

Уничтожить деление в мирное время на армии и корпуса, высшей

тактической единицей считать дивизию.

Разделить территорию всего государства на несколько военных округов.

Во главе округа поставить начальника, на которого возложить надзор за

действующими войсками и командование местными войсками, а также поручить

ему заведывание всеми местными военными учереждениями.

Таким образом Милютин предложил создать территориальную, окружную

систему, при которой снабжение и материально-технические функции

возлагались на штаб округа, а оперативное командование сосредоточивалось в

руках дивизионных командиров. Новая система заметно упрощала военное

управление и устранялся существенный недостаток - крайняя централизация

управления в министерстве.

В соответствии с этим указывалось на необходимость создания 15

военных округов: Финляндского, С - Петербургского, Балтийского (Рига),

Северо-Западного (Вильно), Царства Польского, Юго-Западного (Киев), Южного

(Одесса), Московского, Харьковского, Верхневолжского (Казань),

Нижневолжского (Саратов), Кавказского (Тифлис), Оренбургского, Западно-

Сибирского (Омск), Восточно-Сибирского (Иркутск).

Структура главного окружного управления должна была включать в себя:

Общее командование и штаб, Окружное интендантство, Артиллерийское

управление, Инженерное управление и Врачебно-госпитальное управление.

Уже летом 1862 г. вместо Первой армии были учреждены Варшавский,

Киевский и Виленский военные округа а в конце 1862 г. - Одесский.

В августе 1864 г. было утверждено “Положение о военных округах”, на

основании которого Командующему войсками округа подчинялись все

расположенные в округе воинские части и военные учреждения, таким образом

он становился единоличным начальником, а не инспектором, как это

планировалось раньше (при этом все артиллерийские части в округе

подчинялись непосредственно начальнику артиллерии округа). В пограничных

округах на Командующего возлагались обязанности генерал-губернатора и в

его лице сосредотачивалась вся военная и гражданская власть. Структура

окружного управления осталась без изменений.

В 1864 г. было создано еще 6 военных округов: Петербургский,

Московский, Финляндский, Рижский, Харьковский и Казанский. В последующие

годы были образованы: Кавказский, Туркестанский, Оренбургский, Западно-

Сибирский и Восточно-Сибирский военные округа.

В результате организации военных округов создалась относительно

стройная система местного военного управления, устранила крайнюю

централизацию Военного министерства, функции которого теперь в

осуществлении общего руководства и наблюдения. Военные округа обеспечивали

быстрое развертывание армии в случае войны, при их наличии стало возможно

приступить к составлению мобилизационного расписания.

Наряду с реформой местного военного управления на протяжении 60-х

годов происходила и реорганизация Военного министерства, которая назрела

так как в Военном министерстве отсутствовало единство управления и

одновременно с этим господствовала доведенная до абсурда централизация. На

протяжении пяти лет - с 1862 по 1867 год происходила реорганизация

Военного министерства.

Уже в 1862 г. были созданы два главных управления: артиллерийское и

инженерное. Эти главные управления по прежнему возглавлялись лицами

императорской фамилии.

В 1863 г. была произведена реорганизация департамента генерального

штаба. Он был объединен с военно-топографическим депо и Николаевской

академией генерального штаба, с наименованием его главным управлением

генерального штаба.

В связи с введением военно-окружной системы, в 1866 г. главное

управление генерального штаба и инспекторский департамент были объединены

в одно управление под названием Главный штаб. Он состоял из шести

отделений, азиатской и судовой части, при Главном штабе находился военно-

топографический отдел и Главному штабу была непосредственно подчинена

Николаевская академия генерального штаба.

В 1868 г. преобразование Военного министерства было закончено, и с 1

января 1869 г. было введено Положение о Военном министерстве, согласно

которого оно состояло из императорской Главной квартиры, военного совета,

главного военного суда, канцелярии Военного министерства, Главного штаба и

семи главных управлений (интендантское, артиллерийское, инженерное, военно-

медицинское, военно-учебных заведений, военно-судовое, иррегулярных

войск), а также управления генерал - инспектора кавалерии и инспектора

стрелковых батальонов и комитета о раненых.

Права военного министра были значительно расширены. Он являлся

главным начальником всех отраслей военно-сухопутного управления, однако по

ряду вопросов, находившихся в ведении военного совета, руководил не

единолично, а лишь как его председатель.

Военный совет также претерпел изменения. Как состав, так и его

функции были расширены. Помимо решения законодательных и хозяйственных

вопросов, военному совету подведомственно также и инспектирование войск.

При нем состоял ряд комитетов: военно-кодификационный, по устройству и

образованию войск, военно-учебный, военно-госпитальный и военно-тюремный.

Главному артиллерийскому управлению подчинялись непосредственно

артиллерийская академия и училища. При нем состоял артиллерийский комитет,

который ведал обсуждением вопросов, касающихся теории, техники и практики

артиллерии и ручного оружия, новых изобретений в этой области и

распространением научных знаний среди офицеров артиллерии. Начальник

главного артиллерийского комитета подчинялся генерал-фельдцехмейстеру

(великому князю Михаилу Николаевичу).

По новому штату состав Военного министерства был уменьшен на 327

офицеров и 607 солдат. Значительно сократился и объем переписки. Как

положительное можно отметить и тот факт, что военный министр сосредоточил

в своих руках все нити военного управления, однако войска не находились в

полном его подчинении, т.к. начальники военных округов зависели

непосредственно от царя, который и возглавлял верховное командование

вооруженными силами.

Вместе с этим организация центрального военного управления содержала

в себе и ряд других слабых сторон:

Структура Главного штаба была построена таким образом, что функциям

собственно генерального штаба отводилось немного места.

Подчинение главного военного суда и прокурора военному министру

означало подчинение судебных органов представителю исполнительной власти.

Подчинение лечебных заведений не главному военно-медицинскому

управлению, а начальникам местных войск, отрицательно влияло на постановку

лечебного дела в армии.

Одним из направлений в военной реформе являлась военно-судебная

реформа. Основной причиной её внедрения было стремление приспособить

военные суды к разбору дел, связанных с революционным движением в армии.

15 мае 1867 г. был принят проект военно-судебного устава, на

основании которого устанавливались три рода военно-судебных инстанций:

полковые суды, военно-окружные суды и главный военный суд.

Полковые суды учреждались в каждом полку. Он состоял из 3-х человек:

председателя - штаб-офицера и 2-х членов - обер-офицеров. Состав суда

назначался командиром полка и рассматривал дела, аналогичные мировому суду

(о нижних чинах). Дела слушались по приказу командира полка и приговор

утверждался командиром полка. Процесс судопроизводства в полковых судах

исключал состязательность.

Военно-окружные суды создавались при военных округах. Ему были

подведомственны все дела о генералах, штаб- и обер-офицерах, чиновниках

военного ведомства. Отдача под суд решалась командиром части. Процесс

судопроизводства предполагал состязательность.

Главный военный суд создавался при Военном министерстве, в качестве

“верховного кассационного суда”. Председатель и члены суда назначались из

генералов непосредственно царем. Функции главного военного суда

заключались в следующем: обсуждение дел в связи с кассационными жалобами и

протестами, рассмотрение дел о о пересмотре приговоров по вновь

открывшимся обстоятельствам, решения о передаче суду лиц в генеральском

звании, обсуждение законодательных вопросов, наложение дисциплинарных

взысканий на лиц военно-судебного ведомства.

5 мая 1868 г. был принят воинский устав о наказаниях, в котором

предусматривалось 2 вида наказаний - уголовные и исправительные. К

уголовным относились: смертная казнь, ссылки на каторжные работы,

поселение с лишением всех прав и заключение в крепости. Исправительные

наказания определялись в зависимости от сословной принадлежности: для

офицеров (ссылка в Сибирь с увольнением и лишением прав, временное

заключение в крепости с увольнением, временное заключение в тюрьме с

увольнением, содержание на гауптвахте, денежные взыскания), для нижних

чинов (временное направление в военно-исправительные роты, заключение в

военной тюрьме, денежные взыскания, лишение нашивок за беспорочную службу

с переводом в разряд штрафных).

Наиболее тяжко каралось неповиновение (в мирное время от 4 до 12 лет,

в военное - расстрел), нарушения обязанностей в карауле (офицерам -

разжалование с заключением в крепости, рядовым - военная тюрьма, а в

военное - расстрел), преступления по должности (ссылка) и особенно строго

наказывались нарушение обязанностей во время военных действий.

Новая организация военных судов предусматривала состязательность

процессов, гласность, однако суды сохранили зависимость от командования

(особенно полковые), что лишало их самостоятельности.

Одновременно с проведением военной реформы, в 1868 г. было

разработано Положение о полевом управлении войск в военное время, согласно

которому при ведении боевых действий, войска на ТВД образуют одну или

несколько армий, во главе каждой стоит главнокомандующий, назначаемый и

подчиняющийся царю. Военные округа на ТВД подчиняются главнокомандующего и

снабжают армию.

На основании Положения была значительно упрощена структура полевого

управления армии, уточнены взаимоотношения главнокомандующего и военного

министра. Однако имелся и целый ряд существенных недостатков: Возможное

наличие нескольких главнокомандующих с одинаковыми правами; Не

предусматривалось создание отдела военных сообщений.

Вопрос организации полкового хозяйства в течении длительного времени

являлся предметом обсуждения в Военном министерстве. Первые полковые

хозяйства стали внедряться с 1863 г. С 1867 г. полковые командиры были

лишены права пользоваться хозяйством полка, как личным. В связи с этим

командирам полков было увеличено денежное содержание с 720 до 1200 руб. в

год, а командирам отдельных батальонов на 360 руб. Кроме того начальники

дивизий могли выдавать полковым командирам ежегодно, в виде пособия,

определенную часть экономии, полученной от ведения полкового хозяйства.

Результатом этих преобразований стало то, что на протяжении первых 8

лет Военному министерству удалось осуществить значительную часть

намеченных реформ в области организации армии и управления войсками.

В области организации армии была создана система, способная в случае

войны увеличить численность войск, не прибегая к новым формированиям.

Уничтожение армейских корпусов и сохраненное деление пехотных

батальонов на стрелковые и линейные роты имело отрицательное значение в

смысле боевой подготовки войск.

Реорганизация Военного министерства обеспечила относительное единство

военного управления.

В результате проведения военно-окружной реформы были созданы местные

органы управления, устранена излишняя централизация управления,

обеспечивалось оперативное управление войсками и их мобилизация.

Перевооружение армии.

Одним из важнейших вопросов военных преобразований являлось

перевооружение армии. Развитие военной техники, обусловившее переход от

гладкоствольного к нарезному вооружению, влекло за собой изменение всей

боевой подготовки, требовало иных тактических принципов.

В 1856 г. был разработан новый вид пехотного вооружения 6-линейная,

заряжающаяся с дула, нарезная винтовка. В 1862 г. ей были вооружены более

260 тыс. чел. Значительная часть винтовок выпускалась в Германии и

Бельгии.

К началу 1865 г. вся пехота была перевооружена 6-линейными

винтовками.

Перевооружение армии в первую очередь зависело от сталелитейного

производства. В 1855 г. Обухов разработал проект производства орудий из

литой стали, и лишь в 1857 г. в Златоусте началось строительство

сталепушечного завода. В конце 1860 г. в Петербурге были произведены

испытания 12-фунтовой пушки Обухова. Пушка выдержала 4000 выстрелов, а

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.