бесплатно рефераты
 

Россия в период смуты

пользу, усилила борьбу против Бориса Годунова. Именно в этих оппозиционных

кругах была впервые выдвинута и опробована идея самозванства как способа

борьбы с царем. Первые элементы легенды о царевиче-избавителе появились еще

в середине 80-х годов, когда в Москве начали ходить толки о подменах

рождавшихся мертвыми детей у царицы Ирины. В начале XVII века эта легенда

получила широкое хождение не только в столице, но и в отдаленных уголках

страны. И вот в 1603 г. против Годунова поднялся объявившийся в Польше

«царевич Дмитрий» — якобы чудом спасшийся от убийц сын Ивана Грозного.

Подлинный царевич Дмитрий погиб в Угличе 15 мая 1591 г. в возрасте 10 лет

при загадочных обстоятельствах. Идея самозванства была новой для российской

политической традиции и явно носила «авторский» характер. Полагают, что ее

создателями были лютые враги Годунова бояре Романовы, в доме которых

некоторое время жил исполнитель главной роли — бедный галицкий дворянин

Григорий Отрепьев. [2, с.25]

Отрепьевы принадлежали к провинциальному дворянству и были особой

ветвью старинной фамилии Нелидовых. Отец Григория, стрелецкий сотник, рано

погиб в пьяной драке, оставив сиротой малолетнего сына. Тот несколько лет

добровольно служил во дворах аристократов, в том числе у одного из

Романовых. В 1600 г. состоялось большое «дело» Романовых: по обвинению в

покушении на здоровье царя Бориса были арестованы, а затем сосланы в опале

все члены семьи и родственного клана. Его глава, Федор Никитич Романов, был

пострижен в монахи под именем Филарета. Скорее всего в связи с этим круто

изменилась судьба Юрия Богдановича Отрепьева, в монашестве инок Григорий:

ставши послушником, он быстро сменил несколько монастырей, оказавшись в

результате в кремлевском Чудове монастыре, а вскоре — в ближайшей свите

патриарха Иова.

Самозванец обладал выдающимися способностями, обширной, но

традиционной на Руси начитанностью, острым умом, емкой памятью и почти

гениальной приспособляемостью к любой ситуации. В Речи Посполитой он

последовательно прошел круги православной знати и монашества,

антитринитариев и покровительствующим им аристократов, пожил на Запорожской

Сечи, а через князя А. Вишневецкого попал к тем представителям польских

католиков-магнатов, которые ориентировались на короля Сигизмунда III. В

руках опытного политика, воеводы Юрия Мнишка, обладавшего разветвленными

брачно-родственными связями он сформировался. А главное — вполне «искренне»

обещал ключевым фигурам то, что они хотели. Королю — пограничные области

России и активное участие в войне против Швеции. Ю. Мнишку и его 16-летней

дочери Марине — богатства кремлевской казны. Папе — через его нунция и

польских иезуитов — свободу католической пропаганды, участие в

антиосманском союзе, свободу действий в России Ордена иезуитов и т.д. Для

убедительности он тайно перешел в католичество весной 1604 г. В итоге он

получил политическую и моральную поддержку Рима, скрытую политическую и

экономическую помощь от короля и ряда магнатов. [7, с.467]

Самозванец приобрел множество крепостей и стойких сторонников самим

фактом своего появления на российской земле, его передовым отрядам и имени

царевича сдались Чернигов, Путивль и множество других крепостей. Схема

повторялась из раза в раз: появление отряда сторонников царевича под

стенами города быстро приводило к восстанию против воевод местных жителей и

гарнизона, аресту годуновских военачальников и их отправке к Лжедмитрию.

Толпы народа встречали «царевича» хлебом-солью на его пути от Путивля до

Москвы. Народ связывал с ним надежду на восстановление законной династии и

прекращение гнева Божьего. Царские воеводы терпели поражение за поражением

и под конец перешли на сторону Самозванца. Борис Годунов внезапно умер 13

апреля 1605 г.

После смерти Бориса Годунова (апрель 1605 г.) Москва присягнула его 16-

летнему сыну Федору, получившему прекрасное образование. Однако удержаться

на престоле он не мог. 1 июня 1605 г. Федор Борисович и его мать были

зверски убиты, патриарх Иов свергнут. Столица присягнула мнимому Дмитрию.

30 июня 1605 г. в Успенском соборе Кремля состоялась коронация. [5, с.85]

Вступив в Москву во главе победоносного народного ополчения, «царевич»

вскоре распустил своих воинов по домам и остался один на один с

могущественной московской знатью. Чтобы заручиться поддержкой всех

сословий, новый царь щедро жаловал всех. Он поручил составить новый

общерусский свод законов и лично принимал жалобы от обиженных. Полагают,

что он собирался восстановить свободу крестьянского «выхода». Даже холопы

получили некоторое облегчение от нового государя. Однако Боярская дума

взяла правителя под свою плотную опеку и решительно гасила его

реформаторский пыл. Царь не имел достаточно сил (а может быть,

государственной мудрости), чтобы обуздать боярство. Не сумел он и

сродниться с аристократией, вжиться в ее среду. Военной опорой царя были

иностранцы-наемники, главным образом немцы и отчасти поляки. Его сильным

козырем оставалась поддержка народа, по-прежнему верившего в «царевича».

Стремясь возвысить свою власть, Отрепьев принял титул императора.

Налицо был раскол общества и территории на два лагеря с двумя центрами

— Москвой и Путивлем. Налицо — вооруженная борьба за верховную власть,

параллельные и соперничающие институты государственного управления. Во

время пребывания Самозванца в Путивле в феврале—мае 1605 г. при нем

функционировали собственная Боярская дума, свой орган представительства от

местных сословий, свои приказы и дьяки. Из Путивля Лжедмитрий рассылал

воевод по городам.

«Царь Дмитрий Иванович» усидел на троне чуть менее года. Его политика

носила явно компромиссный характер. Сознательно он избрал образцом в стиле

правления период Избранной рады. Была произведена массовая раздача

денежного жалования служилому дворянству и увеличены поместные оклады.

Стимулировались поездки за рубеж купцов. Была начата проверка прав

собственности в конфликтах между церковными вотчинами и дворцовыми

владениями, а также черносошными землями. Готовился новый законодательный

кодекс, причем в нем обобщалось законодательство за вторую половину XVI

века. Он намеревался собрать выборных представителей от уездных дворянских

корпораций с изложением нужд. Показательно, что при нем не видно сколь-

нибудь массовых репрессий. Суд над Василием Шуйским (тот организовал

заговор сразу же вслед за прибытием Самозванца в столицу) происходил на

соборном заседании, и его вина была доказана публично. Шуйский,

приговоренный к смертной казни, был помилован и отправлен в ссылку.

Впрочем, и оттуда он был скоро возвращен. [7, с.471]

Лжедмитрий несомненно стремился к большей открытости страны, к

расширению политических, торговых и культурных связей. В этом движении

внутренней политики, вполне хаотичном, явно заметна тенденция к

консолидации общества. Не исключено, что, удержись Самозванец у власти,

быть может, реализовался бы вариант постепенного преодоления раскола

общества путем компромиссов. Впрочем юный и не слишком опытный царь

допустил ошибки. Прежде всего у него так и не состоялась опора в верхушке

политической элиты.

Считалось, что царь пренебрежительно относился к русским обычаям,

уклонялся от православного русского быта, заключил брак с католичкой

Мариной Мнишек, которая не приняла православия. Общее недовольство усилили

грабежи и насилие польской шляхты, приехавшей на свадьбу. Спровоцированное

этим восстание москвичей против подданных Речи Посполитой прикрыло боярский

заговор на жизнь царя. [5, с.85]

2 Смена власти. Правление Василия Шуйского. Восстание И. Болотникова

17 мая 1606 г. Самозванец был убит заговорщиками, во главе которых

стоял могущественный клан князей Шуйских. Его труп был выставлен для

поругания на Красной площади. Царем был провозглашен старший из братьев,

Василий Шуйский. Представитель рода нижегородско-суздальских Рюриковичей,

он входил в круг наиболее могущественной аристократии страны. Его

политическая биография была полна взлетов и падений. Его моральный облик

вполне виден из сопоставления трех фактов. В 1591 г. он возглавил от

Боярской думы специальную комиссию, признавшую ненасильственный, случайный

характер смерти царевича Дмитрия. В 1605 г. он свидетельствовал москвичам о

его спасении в 1591 г. В 1606 г. именно по его инициативе царевич Дмитрий

был канонизирован в качестве святого страстотерпца как невинно убиенный от

царя Бориса.

19 мая новый царь дал крестоцеловальную запись о том, что не будет

применять смертную казнь и конфискацию имущества по отношению к своим

врагам без согласия Боярской думы. Тем самым формула власти радикально

менялась: вместо императора, «прямого наследника» Ивана Грозного, страна

получила диктатуру высшей столичной аристократии. Но и это решение

оказалось несостоятельным. Четырехлетнее правление Шуйского и Боярской думы

принесло России лишь новые испытания. Желанная стабильность не была

достигнута. Шуйский не обладал способностями правителя, народ прозвал его

«полуцарем». Убийство Самозванца произошло так быстро, что многие верили, —

«царевич» вновь, как в 1591 г., чудесным образом спасся. Сторонники

«царевича», а вместе с ними и всякого рода «разбойный элемент», поднявшийся

со дна взбаламученного русского общества, объединились вокруг беглого

холопа Ивана Болотникова, объявившего себя воеводой «царевича Дмитрия»,

якобы скрывающегося от врагов в надежном месте. [2, с.25]

В отличие от предыдущего этапа Смуты, который отмечен борьбой за

власть в верхах правящего класса, в противостояние втягиваются средние и

низшие слои общества. Смута приняла характер гражданской войны. Налицо были

все ее признаки: насильственное разрешение спорных вопросов, полное или

почти полное забвение всякой законности, обычая; острейшее социальное

противостояние, разрушение всей социальной структуры общества; борьба за

власть.

Само восстание началось летом 1606 г. под лозунгом восстановления на

троне чудесно спасшегося от боярского заговора царя Дмитрия.

Фундаментальная слабость была в том, что носителя имени не было.

Существовала некая личность у супруги арестованного Ю. Мнишка, выдававшая

себя за царя Дмитрия Ивановича. По некоторым предположениям то был Михаил

Молчанов, довольно близко стоявший к Самозванцу. Именно он вручил

распоряжение о воеводской власти И. Болотникову, который возвращался из

турецкого плена кружным путем. Реальным политическим центром был Путивль,

где распоряжался князь Г. Шаховской, один из вдохновителей восстания и

«всей крови заводчик». [7, с.473]

Множественность центров власти в стране была свойственна Смуте на всем

ее протяжении. Путивль сохраняет значение оппозиционного центра, но только

регионального. Именем царя распоряжается И. Болотников, а значит, ставка

перемещается вместе с ним: Калуга — с. Коломенское (под Москвой) — Калуга —

Тула. Но не было и намека на действительно столичные функции. И что важно —

и правительственный, и повстанческий лагеря наглядно демонстрируют рыхлость

управленческих рычагов, слабость центральной власти.

Иван Болотников показал себя незаурядным военачальником. Он создал

многочисленную армию. Суровый и жестокий к врагам, он обладал несомненными

военными талантами и был непреклонен в исполнении задуманного. После

разгрома отрядов в октябре 1607 г., самого Болотникова сослали в Каргополь.

Примерно через полгода он был ослеплен, а вскоре его утопили. Так

закончилось восстание Болотникова, завершилась, по словам одного

современника, «сия же горькая скорбь, не бысть такова николи же…».

3 Появление второго Самозванца «Тушинский вор»

Появление и гибель первого Самозванца сопровождались всплеском

международного интереса к тому, что разворачивалось на просторах России.

Восстание Болотникова такой популярностью не пользовалось. Но именно оно

продемонстрировало всю глубину кризиса общества и государства. Подавление

восстания Болотникова не укрепило положения Василия Шуйского. Родилась

авантюра второго Самозванца. На исходе лета 1607 г. в пограничном Стародубе

объявилась персона, которую словно бы вынудили признаться, что он-то и есть

спасшийся царь Дмитрий Иванович. Его подлинность тут же удостоверили

московские приказные лица.

Скорее всего он был русским по происхождению, рано попавшим в

восточные воеводства Литовского княжества (ныне земли Восточной

Белоруссии), став бродячим школьным учителем. Первыми приложили руку к

сотворению нового царя Дмитрия местные шляхтичи. Кое-кто из них сопровождал

Лжедмитрия I на заключительном этапе его похода на Москву. После появления

и объявления Самозванца в Стародубе (уже в России) дело продолжил И.М.

Заруцкий, казачий атаман родом из Тернополя. Он побывал в крымском и

турецком плену и давно был вовлечен в российские дела. В Стародубе он

оказался не случайно: предводители повстанцев направили его из Тулы к

границе для сбора сведений о местонахождении и планах «царя Дмитрия».

Лжедмитрий II, направившийся в сентябре к Туле, а в октябре бежавший к

границе, сильно нарастил свой потенциал за время зимовки под Орлом. В

апреле Лжедмитрий разбил правительственную армию под командованием царского

брата князя Д.И. Шуйского. Через месяц с небольшим он уже под Москвой.

Вскоре в стране возникла вторая столица в считанных верстах от стен Москвы

— резиденция «царя Дмитрия Ивановича» расположилась в с. Тушине, отсюда и

прозвище Самозванца — «Тушинский вор». Так возникло два параллельно

существующих государственно-политических центра. В Тушине довольно быстро

сложилось все, что было пристойно для столичной резиденции. При царе

функционировали Боярская дума, государев двор (с почти полным набором

чиновных групп дворовых), приказы, Большой дворец, казна и иные учреждения.

Конечно, на высоких постах оказывались незнатные, а порой и вовсе

«беспородные» люди. Но в Думе у Самозванца заседали Рюриковичи (князья

Засекины, Сицкие, Мосальские, Долгоруковы и т.п.), Гедиминовичи (князья

Трубецкие), аристократы с Северного Кавказа (князья Черкасские),

представители старомосковских боярских фамилий (Салтыковы, Плещеевы). Ему

служил касимовский хан. С осени 1608 г. Тушино получило своего «названного»

патриарха: был привезен из Ростова местный митрополит Филарет (в миру Федор

Романов, получивший эту кафедру в последние недели царствования первого

Самозванца). [7, с.478]

С мая по ноябрь 1608 г. успехи тушинцев стремительно нарастали. На

исходе лета произошло еще одно важное событие, которое придало Самозванцу

дополнительную легитимность: «царь Дмитрий Иванович» вновь обрел «свою»

венчанную и коронованную в мае 1606 г. жену. По соглашению лета 1608 г.

польская сторона обязывалась вывести всех наемников — подданных Речи

Посполитой с территории России в обмен на отпуск русским правительством

всех задержанных и сосланных поляков, включая семейство Мнишков. Воевода

вступил в сношения с Тушином, еще находясь в ссылке в Ярославле. Было

условлено, где и как тушинцы смогут перехватить отправленных из Москвы к

западной границе пленников. На людях была радостная встреча насильственно

разлученных супругов, в тайне же состоялось венчание Марины с новым

носителем имени «царя Дмитрия». С этого момента царица Марина Юрьевна

навсегда связала свою судьбу не только со вторым Самозванцем, но и с

исходом войны.

Лжедмитрий II контролировал огромную территорию, признавали власть

тушинского царя все новые и новые земли. Исход войны решали не столько

победы на поле брани, сколько финансы и материальное обеспечение. Тушинские

власти не располагали эффективными органами управления на местах. Так что

сбором денег, пропитания и кормов пришлось заняться самим тушинским

отрядам. Партии польской шляхты и их служителей (пахолков) делали это столь

профессионально, что от «нормальных» грабежей такие поборы отличало лишь

наличие легитимных полномочий. Немногих месяцев тушинского управления

вполне хватило для начала спонтанной борьбы против тушинцев.

4 Три политических центра. Падение Василия Шуйского. «Семибоярщина»

Если летом—осенью 1608 г. территория подконтрольная Шуйскому,

сжималась наподобие шагреневой кожи, то в конце 1608 — начале 1609 г.

процесс пошел в обратном направлении. Впрочем, к этому моменту уже не

Лжедмитрий II представлял главную опасность. Двухполюсная структура

гражданской войны превращается в трехполюсную. Главный фактор таких

изменений — открытое вмешательство Речи Посполитой, а позднее и Швеции во

внутренние усобицы России. Король приложил много усилий с целью перетянуть

основные силы наемников из Тушина в свой лагерь. Так что уже осенью 1609 г.

вполне обозначился кризис Тушинского лагеря. В конце декабря 1609 г.

Лжедмитрий бежит в Калугу, куда устремляются казачьи станицы, отряды

приборных служилых, дворянские сотни южных корпораций. Позднее, в феврале

туда же бежит Марина. В январе—феврале имели место стычки и бои между

поляками и русскими тушинцами. Русские тушинцы-аристократы из двух

маршрутов — в Москву или в Калугу — предпочли третий: в королевский лагерь

под Смоленск. Там в феврале 1610 г. был заключен договор о предварительном

избрании на русский трон сына Сигизмунда, Владислава, причем основное

содержание статей соглашения сводилось к четкой регламентации деятельности

нового царя в условиях полного сохранения московского социального и

государственно-политического устройства, православной веры и т.п. [7,

с.481]

Итак, весной 1610 г. в стране было уже три центра, имевшие хотя бы

формальные права на власть — Москва, Калуга, королевский лагерь под

Смоленском. Весной—летом ведутся вялые военные действия между Лжедмитрием

II и польскими отрядами. Но главный узел должен был разрубиться в

столкновении армии Шуйского с королевской ратью. Авторитет Василия Шуйского

в народе был окончательно подорван после скоропостижной смерти талантливого

полководца Скопина-Шуйского (по очень вероятной версии он был отравлен на

пиру у князя Воротынского), который по мнению современников, был

единственным человеком, способным объединить страну. Это привело к смене

командования, русские войска выступили к Смоленску, имея во главе царского

брата, бездарного Дмитрия. Правда, в этот раз ему противостоял один из

лучших польских военачальников, коронный гетман С. Жолкевский. Поражение

при с. Клушине было катастрофическим: правительство Шуйского за несколько

часов лишилось почти всей армии. К Москве устремились силы Лжедмитрия II из

Калуги и корпус Жолкевского. 17 июля 1610 г. царь Василий Шуйский в

результате переворота был сведен с престола и насильственно пострижен в

монахи. Московская аристократия создала собственное правительство —

«Семибоярщину», за которой не было сколько-нибудь реальных сил.

Собственно на выбор Думе, наличному составу государева двора,

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.