| |||||
МЕНЮ
| Российско-индийские отношения на современном этапезначительной части материального производства из развитых в развивающиеся страны. Усиливается неравномерность развития отдельных государств и регионов мира. 3. Процесс экономической глобализации усиливает влияние транснациональных корпораций и сокращает реальные возможности национальных государств самостоятельно решать проблемы экономического, социального и культурного развития. 4. Особенностью глобализации является опережающий рост финансовой сферы (кредитно-банковской системы). Происходит отрыв монетарного рынка от реальной экономики. Это ведет к финансовым кризисам, пока на региональном уровне (Мексика — 1995 г., Юго-Восточная Азия — 1987 г.). В свою очередь, это негативно влияет на общую экономическую ситуацию в мире, на реальную экономику соответствующих стран. 5. Разрушение системы двух-полюсного мира поставило перед всеми странами задачу создания новой структуры международных отношений. Однако новая конфигурация сил на мировой арене пока не привела к формированию новых инструментов международной политики. Более того, «победители» в «холодной войне» стремятся закрепить свое преимущество, используя прежде всего методы силового давления. 6. Единственная сохранившаяся сверхдержава — США — стремится к установлению однополюсного миропорядка, сохранению и упрочению своего лидерства в мире. С этой целью США используют свою финансово- экономическую мощь (22% мирового ВПП), военную мощь (около одной трети всех мировых расходов на оборону), информационное давление. 7. Политика США встречает сопротивление (открытое или глухое) ряда стран Востока и Запада. В основе такого поведения развитых стран — борьба за рынки сбыта и сырья. Объективно нарастают тенденции к созданию многополюсного мира, что отвечает интересам России. 8. Помимо США в мире сложились или складываются несколько главных центров силы (влияния) — Европа, Япония, Китай, Индия и Россия. Европа и Япония пока еще идут в фарватере политики США. Поэтому их возможности влиять на формирование многополюсного мира достаточно ограничены. Попытки отдельных стран Европы (например, Германии и Франции) заявить о своих особых позициях, в том числе по отношению к России, уже просматриваются. Но их истинная роль в создании будущего мирового порядка не вполне ясна. 9. Таким образом, остаются три главных центра силы (влияния), которые с разной степенью эффективности могут наиболее активно способствовать созданию многополюсного мира — Китай, Индия и Россия. Они объективно заинтересованы в развитии мира по этому пути, что уже получило отражение в некоторых их совместных внешнеполитических документах (Россия — Китай). 10. Китай с каждым годом наращивает свое экономическое и политическое влияние. Ежегодные темпы роста китайской экономики в 1980—1997 гг. составили в среднем около 10%. Китай вышел на первое место в мире по производству стали, угля, цемента, зерна, мяса. Объем внешней торговли Китая в 1997 г. достиг 325 млрд. долл., с положительным сальдо более 40 млрд. долл. По прогнозу Всемирного банка к 2020 г. Китай выйдет на первое место по объему ВВП. 11. Вместе с тем экономика КНР является затратной и весьма расточительной. Энергозатраты на единицу произведенной продукции в несколько раз превышают общемировые и в 10 с лишним раз выше, чем в Японии и других развитых странах. Китай по-прежнему отстает от развитых стран мира по качеству жизни населения, общему уровню образования, научному потенциалу. В стране велика и продолжает расти безработица. В Китае продолжается рост населения, ухудшается экономическая обстановка, происходит заметное разрушение среды обитания человека. По некоторым подсчетам к 2030 г. население Китая может достичь 1,6 млрд. чел. 12. Демографические различия между Россией и Китаем могут представить потенциальную опасность для России. Поэтому Россия должна более активно формировать свою политику по отношению к Китаю, так как время работает на Китай и против России. 13. Индия — хорошо известный России и предсказуемый партнер в политике и экономике. Десятилетия нашего сотрудничества не омрачались конфликтами или столкновениями. У России и Индии нет пограничных, территориальных и иных трудноразрешимых проблем. Россия заинтересована в том, чтобы Индия оставалась единой и неделимой страной. Индии также нужна единая и сильная Россия. 14. С населением почти в миллиард человек Индия представляет собой один из перспективных крупнейших мировых рынков. Занимая сейчас пятое место в мире по объему ВВП, Индия при нынешних темпах экономического роста (около 6% ежегодно) через 15—20 лет переместится на четвертое место после Китая, США и Японии. 15. Существуют достаточно благоприятные условия для развития российско- индийского торгово-экономического, научно-технического и оборонного сотрудничества, которое далеко еще не отвечает возможностям обеих стран. Требуется новая, более динамичная политика России в отношении Индии, более активное и результативное сотрудничество в экономической сфере и на международной арене, в том числе в ООН. 16. При всех различиях и существующих между Китаем и Индией проблемах (прежде всего неурегулированный китайско-индийский территориальный спор) они придерживаются независимого внешнеполитического курса и не поддаются давлению извне. Они выступают в поддержку многополюсного мира, исходя из соображений защиты национальных интересов и безопасности. 17. Россия заинтересована в том, чтобы поддержать усилия Китая, Индии, а также других стран, направленные на формирование многополюсного мирового порядка. Речь должна идти о длительном и разностороннем стратегическом партнерстве на двусторонней и многосторонней основе. 18. Государственные интересы России как великой державы распространяются на весь мир. Россия заинтересована в сохранении всеобщего мира, устранении угрозы ядерной войны, ликвидации очагов военных конфликтов. Защита национальных и жизненных интересов России, в том числе в странах СНГ и Балтии, ее единства и территориальной целостности, диктует необходимость последовательного проведения политики мира со всеми, вражды — ни с кем, развития дружественных отношений со странами на Западе и Востоке. В этом контексте Россия должна придать новый мощный импульс содружеству с Китаем и Индией. России следует радикально усилить свою восточную политику, которая должна соответствовать огромным возможностям и геостратегическому положению азиатских государств, в первую очередь Китая и Индии. С учетом того что развитые страны активно наращивают усилия на этом направлении, России нелегко найти свое достойное место в жесткой конкурентной борьбе за влияние в Азиатском регионе. Но если не сделать этого сегодня, то завтра будет еще труднее. 19. В организации и развитии сотрудничества России, Китая и Индии следует широко использовать положительный опыт двусторонних связей в 50—80-е годы. Особого внимания заслуживает опыт совместного осуществления народнохозяйственных проектов (строительства промышленных предприятий, освоения месторождений полезных ископаемых, создания объектов технической инфраструктуры — шоссейных и железных дорог, трубопроводов, мелиоративных систем, энергетических объектов, средств связи). 20. Целесообразно уже сейчас использовать совпадение (или близость) государственных интересов России, Индии и Китая по проблемам афганского урегулирования для его скорейшего достижения. VII Отношение США к сближению России и Индии. Активное сближение между Россией и Индией, предстоящее подписание российскими и индийскими лидерами на высшем уровне документа о стратегическом партнерстве и обсуждающаяся в Москве, Дели и Пекине идея создания политического союза Россия-Индия-Китай как альтернативы модели однополюсного мира, по-видимому, не на шутку встревожили США, что побудило президента Б. Клинтона отправиться в конце марта 2000 г. с визитом в Южную Азию. С тех пор, как 30 лет назад Ричард Никсон побывал в Исламабаде, а 22 года назад Джимми Картер заехал в Дели, лидеры США обходили проблемный регион стороной. Нарушил этот обычай Билл Клинтон – 14 марта он прибыл в Дели и до 25 марта побывал не только в Индии, но и в Пакистане и Бангладеш. Поговорить здесь ему действительно было о чем: теперь, после “холодной войны”, когда Пакистан уже не является для США единственным союзником в регионе и противовесом просоветской Индии, отношения с этими странами нужно фактически выстраивать заново. “Я убежден, что укрепление мира, процветания и свободы в XXI веке будет во многом зависеть от того, в состоянии ли Америка установить партнерство с Южной Азией”, – написал Клинтон в статье для газеты “The Times of India” накануне визита. Впрочем, столь глобальные замыслы имели скромное практическое воплощение. Клинтон привез 84 млн. долл. для программы развития энергетики в Индии, Бангладеш и Непале, 97 млн. на продовольственную помощь Бангладеш и еще 6 млн. – для защиты тропических лесов. Шестидневный визит не обещал Клинтону легкой жизни – решить беспокоящие США вопросы не удалось. В первую очередь это касается темы ядерной безопасности. Индия и Пакистан провели успешные испытания ядерного заряда, но Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) не подписали. Уговорить Дели или Исламабад подписать договор было бы настоящей победой администрации Клинтона, которая заставила бы надолго замолчать любителей поговорить о “потере России”. Но это, по-видимому, невозможно. “До тех пор, пока существует угроза нашей безопасности, никакое давление не заставит нас принять такое решение”, – заявил за несколько часов до прилета Клинтона индийский премьер Атал Бихари Ваджпаи. Теоретически Вашингтону проще было добиться подписания ДВЗЯИ у Исламабада – здесь еще свежи воспоминания о “многолетней дружбе” с американским народом в годы советской войны в Афганистане. Но на такую уступку Исламабад мог пойти, если, например, Вашингтон стал бы посредником в урегулировании территориального спора Пакистана с Индией из-за штата Джамму и Кашмир. Но этого не произошло. Выступая на совместном заседании обеих палат индийского парламента, Клинтон, затронув кашмирскую проблему, признал, что только “Индия и Пакистан могут ее решить”. По его словам, США готовы в случае обращения к ним за помощью содействовать восстановлению спокойствия в Кашмире. В Дели не скрыли удовлетворения и по поводу еще одного высказывания высокого гостя. “Заявление Билла Клинтона о необходимости полного прекращения террористических вылазок на индийских границах и важности соблюдения Пакистаном линии контроля в Кашмире не имело прецедентов”, – подчеркнул советник правительства Индии. Главный документ, подписанный в ходе поездки Клинтона в Индию, – совместное заявление “О видении мира”. При наличии ряда острых вопросов, разногласия по которым у “двух величайших демократий”, как величали себя лидеры США и Индии, остаются, документ отражает максимальное сближение точек зрения обеих сторон на многие проблемы. Вместе с тем и американцы, и индийцы констатировали принципиально различные подходы к ядерным вопросам. “Индия и Соединенные Штаты, – отмечается в заявлении, – разделяют мнение о том, что необходимо стремиться к сокращению и полному уничтожению ядерного оружия, но не всегда согласны друг с другом в отношении путей достижения этих общих целей”. В частности, Вашингтон не согласен с утверждениями Индии, что ядерное оружие необходимо ей для обеспечения безопасности в Южной Азии. Попутно Клинтон объявил Индию “форпостом демократии в Азии”. Это и почетно, и не очень противоречит модели “многополярного мира”, приверженцем которой считает себя Индия, и не задевает стратегических целей США. Однако в речи на обеде в честь лидера США президент Индии Нараянан достаточно определенно высказался о приверженности его страны идее многополярности современного мира. В целом сложилось впечатление, что Вашингтон и Дели в ходе визита Клинтона ставили перед собой задачу как можно меньше затрагивать темы, вызывающие взаимное раздражение. И это им явно удалось. Премьер Ваджпаи дал высокую оценку результатам визита главы Белого дома и подписанным документам, предусматривающим широкое развитие индийско- американских отношений. “У наших стран есть огромный потенциал, чтобы стать близкими союзниками”, – указал он. Как отметил в этой связи один из видных политологов Индии Брахма Челланей, “у индо-американских отношений новый старт, но в ограниченных рамках”. Вторя ему, бывший заместитель министра иностранных дел страны Диксит, комментируя слова совместного заявления о том, что “стороны переходят к новой фазе длительного и динамичного сотрудничества”, заявил: “Посмотрим. Для динамики нужно реальное наполнение, а не политические лозунги”. Немецкая “Франкфурте Рундшау”, комментируя визит американского президента в Индию, в статье под заголовком “Тактика объятий” написала более откровенно: “Разница точек зрения Дели и Вашингтона особенно очевидна в атмосфере дружелюбия, излучаемого Клинтоном. Публично заявленная дружба двух стран скрывает их разные взгляды на основы основ”. В Индии, конечно, есть круги и прозападные, и провосточные по убеждениям, по политическим соображениям. Но для них сейчас, когда Индия входит в первую пятерку мировых держав, – для всех индийцев, великих и невеликих, на первом плане стоят интересы своей страны, а не прозападные или провосточные шатания. То же можно сказать и в отношении российско-индийских связей. Да, эти связи укрепляются и расширяются, но не за счет других стран. Мы не требуем, чтобы Индия дружила только с нами и порвала с другими. Они не требуют и от нас того же. Каждый волен выбирать себе друзей в зависимости от своих интересов. А эти интересы могут совпадать, но по некоторым вопросам могут и не совпадать. Хотя к консенсусу и надо стремиться. Американцев беспокоит не только возросшая самостоятельность Индии, но и развитие российско-индийских отношений, особенно в области атомной энергетики и космических программ. Индия – одна из наиболее развитых стран в области ядерной технологии, включая производство источниковых материалов. Она охватывает полный ядерный цикл – от геологоразведки до добычи, производства, управления отходами. Сложный циклотрон переменной энергии в Калькутте и ускоритель средней энергии “пеллетрон” в Мумбае – это ведущие исследовательские центры страны. Сейчас в Индии действуют 8 атомных электростанций, производящих 8 млрд. кВт электроэнергии, планируется строительство еще 4-х. У Индии есть и своя атомная бомба, и ее носители. Известны успехи Индии и в освоении космоса. Индия – единственная страна в третьем мире, сумевшая создать собственные спутники дистанционного обнаружения, да и вывести их на орбиту тоже. Сейчас там завершаются работы над геосинхронной пусковой установкой спутников, способной вывести на орбиту спутник весом до 2-х тонн. Индийская организация по космическим исследованиям занята также созданием собственного криогенного двигателя для геосинхронной установки. Занята и многим другим. Прогресс Индии в области атомной энергетики и космических программ привлек внимание во всем мире, в том числе и в России. Заключаются лизинговые соглашения по конкретным проектам, в частности по маркетингу информации индийских спутников, на предоставление космических услуг. Естественно, успешно продвигаются и совместные проекты в области атомной энергетики. И то, и другое вызывает нескрываемое раздражение на Западе, особенно в США. А индийско- российский корабль идет своим курсом. Наконец, насколько реально создание альянса Индия-Китай-Россия и каковы могут быть отношения этого альянса к Японии? Создание альянса Индия-Китай-Россия не только реально, но эти три страны довольно активно двигаются в этом направлении. В 1999-2000 гг. Москву уже посетили высокопоставленные представители Дели и Пекина. Они заявили: мир должен быть многополярным, а не однополярным. Когда это претворится в жизнь? По-видимому, не завтра, не послезавтра. Надо политику и практику сблизить, проанализировать, изучить. В том числе сблизить и позиции трех этих стран треугольника, в том числе и в отношениях между собой. В первую очередь это, между прочим, относится и к России. А в области политики у России есть свои проблемы и с Китаем, и с Японией, еще одним азиатским “монстром” Востока. VIII Российско-индийские контакты в2000 году. Новый этап отношений России с Индией неразрывно связан с внешнеполитической программой В.В. Путина ,основные моменты которой были озвучены во время разговора, состоявшегося по горячей линии 27 марта 2000 г. между премьер-министром Аталом Бихари Ваджпаем и и.о. президента Российской Федерации Владимиром Путиным, индийский руководитель сердечно поздравил г-на Путина с его впечатляющей победой на выборах. Он сказал,что весь индийский народ был рад его избранию и передал г-ну Путину наилучшие пожелания в работе на высоком посту. А.Б.Ваджпаи напомнил о беседе, имевшей место между индийским премьер- министром и российским исполняющим обязанности главы государства 27 января 2000, отметив, что двусторонние отношения между Индией и Российской Федерацией испытаны временем и основываются напостоянстве, доверии и взаимопонимании. Премьер-министр повторил свое приглашение г-ну Путину посетить Индию с государственным визитом при первой возможности в ближайшее время. Он сказал, что народ Индии окажет ему радушный прием. Премьер- министр также отметил, что надеется, что во время визита нового российского президента будет подписана Декларация о стратегическом партнерстве между Индией и Российской Федерацией. И.о. президента В.В.Путин поблагодарил премьер-министра за поздравления. Он с благодарностью принял приглашение посетить Индию при первой возможности в ближайшее время и выразил надежду, что это позволит обеим сторонам еще более укрепить взаимовыгодные отношения. Визит В.В. Путина не заставил себя долго ждать ,так как в 90-е годы связи между Россией и Индией оказались в застое, а экономическое сотрудничество резко сократилось. Во многом это было обусловлено распадом бывшего Советского Союза и сложностями становления нового строя в России. Однако сегодня, когда Россия обретает стабильность - политическую и экономическую, а Индия преодолела полосу частой смены правительств и премьеров, стороны демонстрируют заинтересованность в том, чтобы вывести свои отношения на качественно новый уровень. Эту задачу и был призван решить визит Владимира Путина. Программа его пребывания в Индии насыщенна. Она включала переговоры с премьер-министром Аталом Бихари Ваджпаи, встречу с президентом Индии Кочерилом Раманом Нараянаном, посещение парламента, беседу с крупнейшими индийскими бизнесменами. Предполагалось подписание основополагающего документа - Декларации о стратегическом партнерстве между Россией и Индией. В этом документе, ориентированном на длительную перспективу, конкретизированы основные направления доверительного партнерства, охватывающего весь комплекс двусторонних отношений. Накануне поездки Владимир Путин дал интервью индийским СМИ и российскому телеканалу РТР. Он заявил о стремлении России всемерно расширять политическое, экономическое и культурное сотрудничество с Индией. При этом было подчеркнуто, что это сотрудничество не направлено против кого бы то ни было. Оно отвечает интересам двух стран и интересам мирового сообщества. Поясняя смысл выражения "стратегический" применительно к партнерству, российский президент отметил, что это не означает создание какого-то военного альянса. Под термином "стратегический" подразумевается долгосрочное, рассчитанное н длительную перспективу |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|