бесплатно рефераты
 

Российско-индийские отношения на современном этапе

значительной части материального производства из развитых в

развивающиеся страны. Усиливается неравномерность развития отдельных

государств и регионов мира.

3. Процесс экономической глобализации усиливает влияние

транснациональных корпораций и сокращает реальные возможности

национальных государств самостоятельно решать проблемы экономического,

социального и культурного развития.

4. Особенностью глобализации является опережающий рост финансовой

сферы (кредитно-банковской системы). Происходит отрыв монетарного

рынка от реальной экономики. Это ведет к финансовым кризисам, пока на

региональном уровне (Мексика — 1995 г., Юго-Восточная Азия — 1987 г.).

В свою очередь, это негативно влияет на общую экономическую ситуацию в

мире, на реальную экономику соответствующих стран.

5. Разрушение системы двух-полюсного мира поставило перед всеми

странами задачу создания новой структуры международных отношений.

Однако новая конфигурация сил на мировой арене пока не привела к

формированию новых инструментов международной политики. Более того,

«победители» в «холодной войне» стремятся закрепить свое преимущество,

используя прежде всего методы силового давления.

6. Единственная сохранившаяся сверхдержава — США — стремится к

установлению однополюсного миропорядка, сохранению и упрочению своего

лидерства в мире. С этой целью США используют свою финансово-

экономическую мощь (22% мирового ВПП), военную мощь (около одной трети

всех мировых расходов на оборону), информационное давление.

7. Политика США встречает сопротивление (открытое или глухое) ряда

стран Востока и Запада. В основе такого поведения развитых стран —

борьба за рынки сбыта и сырья. Объективно нарастают тенденции к

созданию многополюсного мира, что отвечает интересам России.

8. Помимо США в мире сложились или складываются несколько главных

центров силы (влияния) — Европа, Япония, Китай, Индия и Россия. Европа

и Япония пока еще идут в фарватере политики США. Поэтому их

возможности влиять на формирование многополюсного мира достаточно

ограничены. Попытки отдельных стран Европы (например, Германии и

Франции) заявить о своих особых позициях, в том числе по отношению к

России, уже просматриваются. Но их истинная роль в создании будущего

мирового порядка не вполне ясна.

9. Таким образом, остаются три главных центра силы (влияния), которые

с разной степенью эффективности могут наиболее активно способствовать

созданию многополюсного мира — Китай, Индия и Россия. Они объективно

заинтересованы в развитии мира по этому пути, что уже получило

отражение в некоторых их совместных внешнеполитических документах

(Россия — Китай).

10. Китай с каждым годом наращивает свое экономическое и политическое

влияние. Ежегодные темпы роста китайской экономики в 1980—1997 гг.

составили в среднем около 10%. Китай вышел на первое место в мире по

производству стали, угля, цемента, зерна, мяса. Объем внешней торговли

Китая в 1997 г. достиг 325 млрд. долл., с положительным сальдо более

40 млрд. долл. По прогнозу Всемирного банка к 2020 г. Китай выйдет на

первое место по объему ВВП.

11. Вместе с тем экономика КНР является затратной и весьма

расточительной. Энергозатраты на единицу произведенной продукции в

несколько раз превышают общемировые и в 10 с лишним раз выше, чем в

Японии и других развитых странах.

Китай по-прежнему отстает от развитых стран мира по качеству жизни

населения, общему уровню образования, научному потенциалу. В стране

велика и продолжает расти безработица.

В Китае продолжается рост населения, ухудшается экономическая

обстановка, происходит заметное разрушение среды обитания человека. По

некоторым подсчетам к 2030 г. население Китая может достичь 1,6 млрд.

чел.

12. Демографические различия между Россией и Китаем могут представить

потенциальную опасность для России. Поэтому Россия должна более

активно формировать свою политику по отношению к Китаю, так как время

работает на Китай и против России.

13. Индия — хорошо известный России и предсказуемый партнер в политике

и экономике. Десятилетия нашего сотрудничества не омрачались

конфликтами или столкновениями. У России и Индии нет пограничных,

территориальных и иных трудноразрешимых проблем. Россия заинтересована

в том, чтобы Индия оставалась единой и неделимой страной. Индии также

нужна единая и сильная Россия.

14. С населением почти в миллиард человек Индия представляет собой

один из перспективных крупнейших мировых рынков. Занимая сейчас пятое

место в мире по объему ВВП, Индия при нынешних темпах экономического

роста (около 6% ежегодно) через 15—20 лет переместится на четвертое

место после Китая, США и Японии.

15. Существуют достаточно благоприятные условия для развития российско-

индийского торгово-экономического, научно-технического и оборонного

сотрудничества, которое далеко еще не отвечает возможностям обеих

стран. Требуется новая, более динамичная политика России в отношении

Индии, более активное и результативное сотрудничество в экономической

сфере и на международной арене, в том числе в ООН.

16. При всех различиях и существующих между Китаем и Индией проблемах

(прежде всего неурегулированный китайско-индийский территориальный

спор) они придерживаются независимого внешнеполитического курса и не

поддаются давлению извне. Они выступают в поддержку многополюсного

мира, исходя из соображений защиты национальных интересов и

безопасности.

17. Россия заинтересована в том, чтобы поддержать усилия Китая, Индии,

а также других стран, направленные на формирование многополюсного

мирового порядка. Речь должна идти о длительном и разностороннем

стратегическом партнерстве на двусторонней и многосторонней основе.

18. Государственные интересы России как великой державы

распространяются на весь мир. Россия заинтересована в сохранении

всеобщего мира, устранении угрозы ядерной войны, ликвидации очагов

военных конфликтов.

Защита национальных и жизненных интересов России, в том числе в

странах СНГ и Балтии, ее единства и территориальной целостности,

диктует необходимость последовательного проведения политики мира со

всеми, вражды — ни с кем, развития дружественных отношений со странами

на Западе и Востоке.

В этом контексте Россия должна придать новый мощный импульс

содружеству с Китаем и Индией. России следует радикально усилить свою

восточную политику, которая должна соответствовать огромным

возможностям и геостратегическому положению азиатских государств, в

первую очередь Китая и Индии. С учетом того что развитые страны

активно наращивают усилия на этом направлении, России нелегко найти

свое достойное место в жесткой конкурентной борьбе за влияние в

Азиатском регионе. Но если не сделать этого сегодня, то завтра будет

еще труднее.

19. В организации и развитии сотрудничества России, Китая и Индии

следует широко использовать положительный опыт двусторонних связей в

50—80-е годы. Особого внимания заслуживает опыт совместного

осуществления народнохозяйственных проектов (строительства

промышленных предприятий, освоения месторождений полезных ископаемых,

создания объектов технической инфраструктуры — шоссейных и железных

дорог, трубопроводов, мелиоративных систем, энергетических объектов,

средств связи).

20. Целесообразно уже сейчас использовать совпадение (или близость)

государственных интересов России, Индии и Китая по проблемам

афганского урегулирования для его скорейшего достижения.

VII Отношение США к сближению России и

Индии.

Активное сближение между Россией и Индией, предстоящее подписание

российскими и индийскими лидерами на высшем уровне документа о

стратегическом партнерстве и обсуждающаяся в Москве, Дели и Пекине

идея создания политического союза Россия-Индия-Китай как альтернативы

модели однополюсного мира, по-видимому, не на шутку встревожили США,

что побудило президента Б. Клинтона отправиться в конце марта 2000 г.

с визитом в Южную Азию.

С тех пор, как 30 лет назад Ричард Никсон побывал в Исламабаде, а 22

года назад Джимми Картер заехал в Дели, лидеры США обходили проблемный

регион стороной. Нарушил этот обычай Билл Клинтон – 14 марта он прибыл

в Дели и до 25 марта побывал не только в Индии, но и в Пакистане и

Бангладеш. Поговорить здесь ему действительно было о чем: теперь,

после “холодной войны”, когда Пакистан уже не является для США

единственным союзником в регионе и противовесом просоветской Индии,

отношения с этими странами нужно фактически выстраивать заново.

“Я убежден, что укрепление мира, процветания и свободы в XXI веке

будет во многом зависеть от того, в состоянии ли Америка установить

партнерство с Южной Азией”, – написал Клинтон в статье для газеты “The

Times of India” накануне визита. Впрочем, столь глобальные замыслы

имели скромное практическое воплощение. Клинтон привез 84 млн. долл.

для программы развития энергетики в Индии, Бангладеш и Непале, 97 млн.

на продовольственную помощь Бангладеш и еще 6 млн. – для защиты

тропических лесов.

Шестидневный визит не обещал Клинтону легкой жизни – решить

беспокоящие США вопросы не удалось. В первую очередь это касается темы

ядерной безопасности. Индия и Пакистан провели успешные испытания

ядерного заряда, но Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных

испытаний (ДВЗЯИ) не подписали.

Уговорить Дели или Исламабад подписать договор было бы настоящей

победой администрации Клинтона, которая заставила бы надолго замолчать

любителей поговорить о “потере России”. Но это, по-видимому,

невозможно. “До тех пор, пока существует угроза нашей безопасности,

никакое давление не заставит нас принять такое решение”, – заявил за

несколько часов до прилета Клинтона индийский премьер Атал Бихари

Ваджпаи.

Теоретически Вашингтону проще было добиться подписания ДВЗЯИ у

Исламабада – здесь еще свежи воспоминания о “многолетней дружбе” с

американским народом в годы советской войны в Афганистане. Но на такую

уступку Исламабад мог пойти, если, например, Вашингтон стал бы

посредником в урегулировании территориального спора Пакистана с Индией

из-за штата Джамму и Кашмир. Но этого не произошло.

Выступая на совместном заседании обеих палат индийского парламента,

Клинтон, затронув кашмирскую проблему, признал, что только “Индия и

Пакистан могут ее решить”. По его словам, США готовы в случае

обращения к ним за помощью содействовать восстановлению спокойствия в

Кашмире. В Дели не скрыли удовлетворения и по поводу еще одного

высказывания высокого гостя. “Заявление Билла Клинтона о необходимости

полного прекращения террористических вылазок на индийских границах и

важности соблюдения Пакистаном линии контроля в Кашмире не имело

прецедентов”, – подчеркнул советник правительства Индии.

Главный документ, подписанный в ходе поездки Клинтона в Индию, –

совместное заявление “О видении мира”. При наличии ряда острых

вопросов, разногласия по которым у “двух величайших демократий”, как

величали себя лидеры США и Индии, остаются, документ отражает

максимальное сближение точек зрения обеих сторон на многие проблемы.

Вместе с тем и американцы, и индийцы констатировали принципиально

различные подходы к ядерным вопросам. “Индия и Соединенные Штаты, –

отмечается в заявлении, – разделяют мнение о том, что необходимо

стремиться к сокращению и полному уничтожению ядерного оружия, но не

всегда согласны друг с другом в отношении путей достижения этих общих

целей”. В частности, Вашингтон не согласен с утверждениями Индии, что

ядерное оружие необходимо ей для обеспечения безопасности в Южной

Азии.

Попутно Клинтон объявил Индию “форпостом демократии в Азии”. Это и

почетно, и не очень противоречит модели “многополярного мира”,

приверженцем которой считает себя Индия, и не задевает стратегических

целей США. Однако в речи на обеде в честь лидера США президент Индии

Нараянан достаточно определенно высказался о приверженности его страны

идее многополярности современного мира.

В целом сложилось впечатление, что Вашингтон и Дели в ходе визита

Клинтона ставили перед собой задачу как можно меньше затрагивать темы,

вызывающие взаимное раздражение. И это им явно удалось. Премьер

Ваджпаи дал высокую оценку результатам визита главы Белого дома и

подписанным документам, предусматривающим широкое развитие индийско-

американских отношений. “У наших стран есть огромный потенциал, чтобы

стать близкими союзниками”, – указал он. Как отметил в этой связи один

из видных политологов Индии Брахма Челланей, “у индо-американских

отношений новый старт, но в ограниченных рамках”. Вторя ему, бывший

заместитель министра иностранных дел страны Диксит, комментируя слова

совместного заявления о том, что “стороны переходят к новой фазе

длительного и динамичного сотрудничества”, заявил: “Посмотрим. Для

динамики нужно реальное наполнение, а не политические лозунги”.

Немецкая “Франкфурте Рундшау”, комментируя визит американского

президента в Индию, в статье под заголовком “Тактика объятий” написала

более откровенно: “Разница точек зрения Дели и Вашингтона особенно

очевидна в атмосфере дружелюбия, излучаемого Клинтоном. Публично

заявленная дружба двух стран скрывает их разные взгляды на основы

основ”.

В Индии, конечно, есть круги и прозападные, и провосточные по

убеждениям, по политическим соображениям. Но для них сейчас, когда

Индия входит в первую пятерку мировых держав, – для всех индийцев,

великих и невеликих, на первом плане стоят интересы своей страны, а не

прозападные или провосточные шатания. То же можно сказать и в

отношении российско-индийских связей. Да, эти связи укрепляются и

расширяются, но не за счет других стран. Мы не требуем, чтобы Индия

дружила только с нами и порвала с другими. Они не требуют и от нас

того же. Каждый волен выбирать себе друзей в зависимости от своих

интересов. А эти интересы могут совпадать, но по некоторым вопросам

могут и не совпадать. Хотя к консенсусу и надо стремиться.

Американцев беспокоит не только возросшая самостоятельность Индии, но

и развитие российско-индийских отношений, особенно в области атомной

энергетики и космических программ.

Индия – одна из наиболее развитых стран в области ядерной технологии,

включая производство источниковых материалов. Она охватывает полный

ядерный цикл – от геологоразведки до добычи, производства, управления

отходами. Сложный циклотрон переменной энергии в Калькутте и

ускоритель средней энергии “пеллетрон” в Мумбае – это ведущие

исследовательские центры страны. Сейчас в Индии действуют 8 атомных

электростанций, производящих 8 млрд. кВт электроэнергии, планируется

строительство еще 4-х. У Индии есть и своя атомная бомба, и ее

носители.

Известны успехи Индии и в освоении космоса. Индия – единственная

страна в третьем мире, сумевшая создать собственные спутники

дистанционного обнаружения, да и вывести их на орбиту тоже. Сейчас там

завершаются работы над геосинхронной пусковой установкой спутников,

способной вывести на орбиту спутник весом до 2-х тонн. Индийская

организация по космическим исследованиям занята также созданием

собственного криогенного двигателя для геосинхронной установки. Занята

и многим другим.

Прогресс Индии в области атомной энергетики и космических программ

привлек внимание во всем мире, в том числе и в России. Заключаются

лизинговые соглашения по конкретным проектам, в частности по

маркетингу информации индийских спутников, на предоставление

космических услуг. Естественно, успешно продвигаются и совместные

проекты в области атомной энергетики. И то, и другое вызывает

нескрываемое раздражение на Западе, особенно в США. А индийско-

российский корабль идет своим курсом.

Наконец, насколько реально создание альянса Индия-Китай-Россия и

каковы могут быть отношения этого альянса к Японии?

Создание альянса Индия-Китай-Россия не только реально, но эти три

страны довольно активно двигаются в этом направлении. В 1999-2000 гг.

Москву уже посетили высокопоставленные представители Дели и Пекина.

Они заявили: мир должен быть многополярным, а не однополярным. Когда

это претворится в жизнь? По-видимому, не завтра, не послезавтра. Надо

политику и практику сблизить, проанализировать, изучить. В том числе

сблизить и позиции трех этих стран треугольника, в том числе и в

отношениях между собой. В первую очередь это, между прочим, относится

и к России. А в области политики у России есть свои проблемы и с

Китаем, и с Японией, еще одним азиатским “монстром” Востока.

VIII Российско-индийские контакты в2000

году.

Новый этап отношений России с Индией неразрывно связан с

внешнеполитической программой В.В. Путина ,основные моменты которой

были озвучены во время разговора, состоявшегося по горячей линии 27

марта 2000 г. между премьер-министром Аталом Бихари Ваджпаем и и.о.

президента Российской Федерации Владимиром Путиным, индийский

руководитель сердечно поздравил г-на Путина с его впечатляющей победой

на выборах. Он сказал,что весь индийский народ был рад его избранию и

передал г-ну Путину наилучшие пожелания в работе на высоком посту.

А.Б.Ваджпаи напомнил о беседе, имевшей место между индийским премьер-

министром и российским исполняющим обязанности главы государства 27

января 2000, отметив, что двусторонние отношения между Индией и

Российской Федерацией испытаны временем и основываются напостоянстве,

доверии и взаимопонимании.

Премьер-министр повторил свое приглашение г-ну Путину посетить

Индию с государственным визитом при первой возможности в ближайшее

время. Он сказал, что народ Индии окажет ему радушный прием. Премьер-

министр также отметил, что надеется, что во время визита нового

российского президента будет подписана Декларация о стратегическом

партнерстве между

Индией и Российской Федерацией.

И.о. президента В.В.Путин поблагодарил премьер-министра за

поздравления. Он с благодарностью принял приглашение посетить Индию

при первой возможности в ближайшее время и выразил надежду, что это

позволит обеим сторонам еще более укрепить взаимовыгодные отношения.

Визит В.В. Путина не заставил себя долго ждать ,так как в 90-е

годы связи между Россией и Индией оказались в застое, а экономическое

сотрудничество резко сократилось. Во многом это было обусловлено

распадом бывшего Советского Союза и сложностями становления нового

строя в России.

Однако сегодня, когда Россия обретает стабильность - политическую и

экономическую, а

Индия преодолела полосу частой смены правительств и премьеров, стороны

демонстрируют заинтересованность в том, чтобы вывести свои отношения

на качественно новый уровень.

Эту задачу и был призван решить визит Владимира Путина.

Программа его пребывания в

Индии насыщенна. Она включала переговоры с премьер-министром Аталом

Бихари

Ваджпаи, встречу с президентом Индии Кочерилом Раманом Нараянаном,

посещение

парламента, беседу с крупнейшими индийскими бизнесменами.

Предполагалось подписание основополагающего документа -

Декларации о стратегическом партнерстве между Россией и Индией. В этом

документе, ориентированном на длительную перспективу, конкретизированы

основные направления доверительного партнерства, охватывающего весь

комплекс двусторонних отношений.

Накануне поездки Владимир Путин дал интервью индийским СМИ и

российскому

телеканалу РТР. Он заявил о стремлении России всемерно расширять

политическое,

экономическое и культурное сотрудничество с Индией. При этом было

подчеркнуто, что это сотрудничество не направлено против кого бы то

ни было. Оно отвечает интересам двух стран и интересам мирового

сообщества. Поясняя смысл выражения "стратегический" применительно к

партнерству, российский президент отметил, что это не означает

создание какого-то военного альянса. Под термином "стратегический"

подразумевается долгосрочное, рассчитанное н длительную перспективу

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.