бесплатно рефераты
 

Развитие народного образования в городе Новый Уренгой (1976 – 1999 гг.)

вынужденным переселением в Российскую Федерацию и конкретно в наш город,

проводится совместная работа с миграционной службой, управлением

социальной защиты, отделом охраны прав детства при городском Управлении

образования по внеплановому устройству детей в детские образовательные

учреждения.

В нашем городе большинство дошкольных учреждений построены по

улучшенным типовым проектам, в которых учитывались наши суровые

климатические условия. В прекрасных современных дошкольных учреждениях

предусмотрены прогулочные веранды, игротеки, просторные залы, бассейн с

обогревающимся полом, зимний сад, классы развития творческого воображения,

изостудии, помещения для спортивного инвентаря и многое другое без чего

сейчас нельзя обойтись, если выполнять «Программу воспитания и обучения в

детском саду».

Современные дошкольники более эрудированны, лучше информированы, чем

их сверстники еще недавних лет. Перед воспитателем стоит задача реализовать

эти интеллектуальные возможности ребят к успешной учебе, к постижению

школьной программы, которая требует не просто механического запоминания

фактов, а умения анализировать, сопоставлять, мыслить, делать обобщения.

В связи с этим ведутся интенсивные поиски новых форм обучения детей.

Здесь много зависит от инициативы, творчества педагога, умения критически

взглянуть на свою работу. Ведь педагог, подобно писателю, художнику, не

может не творить, потому что работа с детьми один из способов

самовыражения.

Шестой год дошкольные учреждения города осуществляют переход к

вариативности форм, содержания и методов дошкольного образования, реализуя

программы “Детство”, “Гармония”, “Мир детства”, “Радуга”, “Развитие”,

“Синтез”. Воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях

строится по пути углубления и повышения развития ребенка, создания для него

комфортных условий воспитания. Систематически ведутся поиски новых форм

обучения. Сейчас думающий, творческий педагог все чаще и чаще выступает как

активный экспериментатор. Он строит обучение так, чтобы преподносимый на

занятиях (и в игре!) материал вызывал у ребят удивление, изумлял их.

Наши воспитатели стараются давать своим питомцам не просто сведения,

а систематизированные знания, непросто знакомят с теми или иными фактами, а

объясняют причины и следствия, учат сопоставлять, анализировать, быть

внимательными и любознательными.

Творчески организованный процесс обучения помогает более полно

раскрыть возможности воспитателей и детей, способствует выявлению

индивидуальности-своеобразия ума, духовного склада, восприятия окружающего

мира. Долгие годы личностное своеобразие ребенка принято было считать

отклонением от нормы. Это теперь мы понимаем, что та “норма” предполагала

ординарность, безликость. Талант, одаренность исключает похожесть, которая

так радует педагога. Обучение требует вдумчивого, пристального отношения к

каждому ребенку и разумных действий, способствующих выявлению и развитию

его индивидуальности [39].

Таким образом, дошкольные образовательные учреждения города в

соответствии с их направленностью поделились на следующие основные типы:

|Детские сады комбинированного типа (“Росинка”, “Радуга”, “Колобок” – ПО |

|“Уренгойгазпром”; “Цветок Уренгоя”, “Лада”, “Ручеек”, “Руслан” – |

|Управления образования). |

|Детские сады присмотра и оздоровления (“Теремок”, “Загадка” – Управления |

|образования; “Журавушка”, “Морозко” – ПО “Уренгойгазпром”). |

|Детские сады с приоритетным осуществлением художественно-эстетического, |

|интеллектуального и физического направлений развития воспитанников |

|(“Березка” – Предприятие “Ямбурггаздобыча”; “Ивушка”, “Золотой петушок”, |

|“Олененок”, “Елочка”, “Руслан” – Управления образования. |

|Центры развития с осуществлением психического и физического развития, |

|коррекции и оздоровления (Центр детства, Центр развития ребенка “Мальвина”|

|– Управления образования). |

Налицо реальные успехи в этих дошкольных образовательных учреждениях

повышенного уровня в подготовке выпускников.

Дошкольная гимназия «Мальвина» (создана Постановлением № 212 от

30.12.1993 г. Главы Администрации города Новый Уренгой) – единственное в

городе учреждение такого рода. К этому шли семь лет. ДОУ «Мальвина» – одно

из учреждений города, которое стремится к тому, чтобы детство 250 девчонок

и мальчишек было радостным и счастливым. Вначале это был обычный детский

садик, с не совсем, правда, обычными воспитателями и неординарной

заведующей – Ниной Владимировной Воробьевой. Неординарность эта привела к

тому, что стала «Мальвина» чуть позже вначале детским садом комплексного

воспитания, затем дошкольной гимназией, с сентября 1997 года – Центром

развития ребенка – высший этап в дошкольном образовании – заслуженное

звание [40].

Контингент воспитанников формируется в соответствии с их возрастом.

Количество групп определяется санитарными нормами, условиями

образовательного процесса и предельной наполняемости групп.

В ДОУ принимаются дети от 2 до 7 лет, кроме детей с хроническими

заболеваниями, тяжелыми формами расстройства опорно-двигательного аппарата

и умственной отсталости. ДОУ комплектует следующие группы, которые ежегодно

меняются в зависимости от потребности в процессе комплектования:

реабилитационная, первая младшая, вторая младшая, средняя, старшая,

подготовительная к школе, а также специализированные группы

хореографического, оздоровительного, корригирующего, художественно-

эстетического направлений, групп продленного и выходного дня и другие.

Средняя наполняемость одной группы – 20 человек.

В ДОУ в первую очередь принимаются дети работающих одиноких

родителей, учащихся матерей, инвалидов I и II групп, дети из многодетных

семей, опекаемые дети, дети военнослужащих, дети безработных, беженцев и

вынужденных переселенцев, студентов.

Каждому ребенку гарантируется:

|– охрана жизни и здоровья; |

|– защита от всех форм физического и психического насилия; |

|– защита его чести и достоинства; |

|– удовлетворение его потребностей в эмоционально-личностном общении; |

|– удовлетворение физиологических потребностей в питании, сне, отдыхе) в |

|соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями развития; |

|– развитие его творческих способностей и интересов; |

|– получение помощи в коррекции имеющихся отклонений в развитии; |

|– образование в соответствии с государственными образовательными |

|стандартами; |

|– получение дополнительных медицинских услуг; |

|– предоставление оборудования, игр, игрушек, учебных пособий. |

Содержание дошкольного образовательного процесса определяется

программами, утвержденными Министерством народного образования Российской

Федерации:

|“Развитие” |разработана Центром Л.А.Венгера (г. Москва); |

|“Радуга” |Т.Н.Дороновой; |

|“Гармония” |К.В.Тарасовой; |

|“Синтез” |К.В.Тарасовой и Т.Г.Рубан; |

|“Играем в оркестре по | |

|слуху” |М.А.Трубниковой; |

|“Малыш” |В.А.Петровой, |

а также специально разработанными авторскими программами и методиками,

одобренными экспертным Советом Управления образования [41].

В “Мальвине” 10 групп. На первом плане воспитания – умственное и

интеллектуальное развитие ребенка. Осуществляется оно по новой программе

“Развитие”, разработанной научным центром г.Москва. Суть этой сложной

программы – развить логическое мышление, научить ребенка самому добывать

знания, а не давать уже готовые, научить учиться. В прежних же

главенствовало развитие умений и навыков.

В ДОУ воспитывают красотой. И всегда экспериментируют. В маленьком

здании построенном по проекту 60-х годов имеется все необходимое, чтобы

выпустить из стен его образованного ребенка. Все продумано до мелочей, и

каждая деталь интерьера несет смысловую нагрузку. Здесь сказка начинается

буквально с порога, чтобы ребенок на каждом шагу видел и чувствовал

красоту. Прямо с улицы по мраморной лестнице, которая в течение всего года

застлана ковром, вступает малыш в свой детский мир, где его встречает

голубоглазая Мальвина, веселый длинноносый Буратино и другие сказочные

персонажи, резьбой украшены лестницы, укрыты батареи и пожарный кран,

резными рамами украшены зеркала – все здесь выполнено со смыслом. И красота

– продуманная и строгая [42].

Еще в начале века З.Фрейд показал роль ранних впечатлений для

формирования личности, заявив, что деформации, отклонения в раннем возрасте

дают в будущем необратимые девиации поведения. Их можно сравнить с

нарушением траектории полета, т.е. в начале жизни, в начале динамики

духовного развития. Поэтому заботу о душе ребенка, о нравственном ядре

личности следует проявлять очень рано и именно с книги. Книга в первую

очередь, потом – театр, потом – все остальные виды искусства.

Приобщение к искусству, чтению для ребенка много важнее, чем для

взрослого. Развивающийся мозг формируется в первые полтора-два десятилетия.

Это совпадает с периодизацией Льва Толстого, который делил духовную жизнь

на семилетия – детство, отрочество, юность.

Педагогический коллектив тесно сотрудничает с институтом

педагогических инноваций Российской академии образования, и в частности, с

кафедрой дошкольной педагогики инновационного творчества, и поэтому все

новое, что только появляется в дошкольной педагогике, находит свое

отражение в жизни «Мальвины». Желание творить рождает все эти эксперименты

и новаторства, заставляет воспитателей пребывать в состоянии постоянного

поиска.

Работа в «Мальвине» строится по трем направлениям: умственное

развитие, эстетическое воспитание и оздоровление. Не каждое дошкольное

учреждение может похвастаться таким штатом сотрудников, где есть свои

хореограф, преподаватель иностранного языка, логопед, психолог, воспитатели

по биологии, театральной и игровой деятельности, изобразительному

искусству, физической культуре, три преподавателя музыкальных дисциплин: по

скрипке, баяну, аккордеону.

Педагоги музыкальной школы ведут занятия на высоком профессиональном

уровне. По окончании обучения наиболее одаренные дети без экзаменов

принимаются в музыкальную школу. Есть здесь свой ансамбль народных

инструментов «Ложкари», непременный участник концертных программ многих

общегородских мероприятий, победитель городского конкурса «Веселые

наигрыши».

Медицинское обслуживание осуществляется медицинским персоналом

муниципальной городской многопрофильной больницы, штатным медицинским

персоналом ДОУ, который наряду с администрацией и коллективом несет

ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-

профилактических мероприятий. В Центре развития ребенка «Мальвина» есть

полный комплекс для проведения оздоравливания и закаливания: процедурный

кабинет, физиокабинет, сауна, комната психологической разгрузки,

гидромассаж, тренажерный зал.

Питания, как в «Мальвине», нет ни в одном детском саду. Питание

разнообразно и осуществляется по заказному двухнедельному меню, организован

шведский стол. Каждый ребенок выбирает себе блюдо, и нет здесь отходов:

малыши едят то, что хотят.

Так “Мальвина” учит жить в коллективе, здесь отошли от дисциплинарной

модели воспитания, здесь личностно-ориентированная педагогическая модель

общения. Отношения между воспитателями и детьми – партнерские, дружеские и

доброжелательные, дети более самостоятельны, свободны, уверенны и

подготовлены к выходу в жизнь.

ДОУ имеет статус юридического лица. Эта самостоятельность дала

возможность сделать все, что сейчас есть, чем гордятся коллектив

учреждения, его заведующая Н.В.Воробьева, заместители заведующей

О.Н.Буксирнова и В.И.Заводцева, воспитатели Н.А.Давыдова, И.В. Краснова,

И.М. Ильинова, И.А. Рахманкина, Е.В.Овдиенко, Н.С.Христосова, старшая

медсестра Л.Н.Кравчута.

ДОУ вправе предоставлять населению, предприятиям, учреждениям и

организациям платные дополнительные образовательные услуги: изобразительная

деятельность, ритмика, хореография, обучение игре на музыкальных

инструментах и иностранным языкам, сверхурочный присмотр и уход за детьми,

а также лечебно-профилактические, медицинские дополнительные услуги:

например, массаж, сауна, плавание, физиотерапия, лечебная гимнастика,

занятие на тренажерах.

Финансовые средства образуются:

|– из бюджетных ассигнований в расчете нормативного финансирования на |

|одного ребенка; |

|– родительской платы; |

|– доходов от платных услуг (заработанных ДОУ); |

|– добровольных пожертвований граждан, предприятий, учреждений, |

|организаций; |

|– средств спонсоров и шефов. |

Однако при всем «видимом» благополучии материальная база детских

образовательных учреждений за истекший период значительно ухудшилась. Из-

за отсутствия финансирования в детских садах, проработавших 10–15 лет,

групповое оборудование приходит в негодность, требуется мягкий инвентарь,

кухонное оборудование и посуда, игрушки. Есть большие проблемы с учебно-

методическим обеспечением дошкольных учреждений.

Таким образом, дошкольные учебные заведения г. Новый Уренгой также

достигли несомненных успехов в деле обучения и воспитания маленьких

граждан. Среди них особенно выделяется ДОУ «Мальвина».

2.3. Национальная школа

Вопрос о создании национальной школы очень специфичен. Более того,

сегодня позиция федеральных органов такова, что национальная школа -

региональная проблема и решаться она должна “на местах”. Это, с одной

стороны, дает свободу, “развязывает руки”, но, с другой стороны, возникает

проблема, как этой свободой воспользоваться [43].

Комитетом по делам национальной школы Управления образования Ямало-

Ненецкого автономного округа (председатель – П.Ф.Макаренко) проработана

концепция национальной школы. Но проблема в том, что она во многом не

вписывается во все те, которые существуют в современной России. У нас ведь

национальной школы в ее традиционном понимании нет. Есть только отдельные

ее элементы. То есть здесь изучают родной язык как предмет, и попутно с

этим идет изучение каких-то элементов культуры, традиционных промыслов и

т.д. По сути это, по нашему мнению – смешанная школа. И вот найти место

такой школе в настоящей системе народного образования округа довольно-таки

непросто.

Это не значит, что необходимо стремиться к созданию национальной

школы в чистом виде. В первую очередь ребенок должен усвоить культуру

своего народа, а от нее идти к усвоению общечеловеческих ценностей. На

сегодняшний день мы четко понимаем, что должен представлять собой

национально-региональный компонент в образовании. С одной стороны,

выделяется русскоязычная школа, где необходимо ввести изучение географии,

экологии, экономики, природных ресурсов и этноса края. С другой стороны,

необходимо отдельное выделение проблемы школьного обучения малочисленных

коренных народов Крайнего Севера, компактно проживающих на территории

округа. Встает вопрос изучения родного языка. Сегодня нереально говорить,

например, о преподавании всех учебных предметов на родном языке, но свой

родной язык ребенок должен обязательно знать. Наверное, еще более важная

проблема заключается в том, что невозможно сохранить родной язык, если

национальная школа не будет опираться на изучение культуры, истории,

традиций и обычаев народа, его традиционных промыслов.

Есть еще одна серьезная проблема – существующая система школ-

интернатов. Ее можно сравнить с насосом, высасывающим из коренного народа

его суть: назад возвращается мало и не в том виде, который необходим для

сохранения этноса. Необходимо кардинальное изменение содержания воспитания

в существующих школах-интернатах.

В настоящее время отмечается повышенный интерес к истории,

современному положению и будущему малых народов Тюменского Севера, что

объясняется как быстро растущими темпами промышленного освоения региона,

так и рядом острых противоречий, сложившихся в ходе социально-

экономического и этнокультурного развития его коренного населения. В связи

с этим актуальным представляется обращение к истории деятельности

Тобольского Комитета Севера в области образования, так как в этой сфере на

сегодняшний день остаются нерешенными многие проблемы.

Еще в 1925 – 1931 гг. Тобольским Комитетом по образованию в основу

развития школ для коренного населения были положены следующие положения,

достаточно актуальные и в наше время:

|– Школа для малых народностей Севера должна давать только такого рода |

|образование, которое не оторвет коренное население от его хозяйственной |

|обстановки; не отучит его от обычной трудовой промысловой деятельности и |

|облегчит ему тяжелую ежедневную борьбу с суровыми условиями северной |

|природы и удержит коренное население в своей родной “стихии” – тундре или |

|тайге. |

|– Система обучения и воспитания в школе должна быть строго согласована с |

|местными обычаями коренного населения, с укладом экономической жизни |

|кочевого и охотничьего хозяйства без нарушения северных промыслов. |

|– Школьная программа должна быть тесно связана с жизненными потребностями |

|северного человека, быть практикой культурного домоводства и давать ему |

|навыки усовершенствования опыта [44]. |

Таким образом, в основу организации образования у коренных

народностей Севера должен быть положен принцип связи с жизнью,

традиционными хозяйственными занятиями. Тобольский Комитет по образованию в

1931 г. решил пойти по пути создания “кочующих” школ, оптимальных для

местных условий. Однако дело окончилось созданием вышеупомянутых школ-

интернатов.

И тем не менее положительное, рациональное решение данной проблемы

должно работать на перспективу развития национальной школы с учетом знания

языка, традиций, обычаев, опыта народной педагогики. В соответствии с

проблемой, объектом, предметом и целью исследования Управлением образования

Тюменской области были поставлены следующие задачи:

|– изучить исторический опыт северной школы и выявить положительные |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.