бесплатно рефераты
 

Развитие естествознания в Древней Греции

основе установленных признаков и к симптоматическому лечению. Прогноз

занимал большое место в медицинской системе этой школы. Соседняя с косской,

но противоположная ей по методу книдская школа, напротив, значительное

место уделяла подведению данной болезни под одну из установленных

многочисленных рубрик. Книдская школа в значительной мере схематизировала

лечение, в то время как косская индивидуализировала его.

В учении Гиппократа уделялось внимание и организму больного, и

внешней среде, условиям жизни, окружению. Гиппократ требовал учитывать в

первую очередь «природу» больного, его «физис» и всячески стимулировать

«естественные способности» организма. Он остерегался насильственно

вмешиваться в «естественный» ход патологических процессов, призывая, прежде

всего «не вредить».

Признавая, что причины болезней всегда естественны, Гиппократ основу

излечения больного видел в использовании врачом природных свойств

организма. Задача врача, учитывая особенности организма больного, помочь

силам природы. Основа терапии Гиппократа — вера в целительные свойства

природы. «Природа—врач болезней», поэтому врач должен придерживаться пути,

начертанного природой.

Гиппократ рекомендовал наблюдать больного в различное время суток, во

время сна и бодрствования, в самых различных состояниях. Гиппократ смотрел

на болезнь как на явление изменяющееся. Болезнь имеет начало, середину и

конец, три стадии: а) сырости, б) сварения и в) извержения.

Наблюдательность Гиппократа позволила ему точно описать некоторые болезни и

симптомы; им были описаны лицо тяжелобольного, утолщение концевых фаланг

пальцев рук («пальцы Гиппократа») «шум плеска.

Наряду с болезнями взрослых Гиппократ занимался болезнями детей. Он

дал описание свинки. Особое внимание уделял заболеваниям новорожденных и

грудных детей. Педиатрические высказывания Гиппократа оказали большое

влияние на последующие работы врачей древностей (Сорана Эфесского,

Орибазия), европейских врачей средневековья (салернской школы),

представителей медицины народов Востока (Ар-Разп, Ибн-Сина и др.) и врачей

эпохи Возрождения.

Значительное место в лечении Гиппократ уделял диете, которую он

понимал расширенно в смысле не только пищевого, но и общегигиенического

режима. Он не пренебрегал и лекарственным лечением, широко пользовался

опытом народной медицины. В «Гиппократовом сборнике» перечислено более 250

растительных и 50 животных средств, используемых в качестве лекарств:

потогонных, слабительных, рвотных, мочегонных и т. п. В лекарствах для

наружного применения использовались соли металлов. Гиппократ назначал

банки, делал кровопускания. Он рекомендовал соблюдать осторожность,

учитывать реакцию организма, не торопиться, не заменять быстро одно

лекарство другим.

Наряду с рациональной терапией были у Гиппократа и элементы

магического. Он считал, что острые заболевания кончаются на 7-й день, а

хронические — на 21-й день и что заболевания чаще бывают в нечетные годы и

числа.

Гиппократ применял метод лечения «противоположного противоположным»:

«Переполнение врачует опорожнение, опорожнение же — переполнение... труд

врачует отдых и, наоборот, покой — труд. Одним словом, противоположное есть

лекарство для противоположного, ибо медицина есть прибавление и отнятие:

отнятие всего того, что излишне, прибавление же недостающего. И кто это

наилучше делает, тот наилучший врач»... Такой взгляд в последующем

историческом развитии медицины сыграл положительную роль, служа

материалистическим противопоставлениям концепции идеалистической, в

частности витализму и гомеопатии.

Много внимания Гиппократ уделял вопросам хирургии: для остановки

кровотечения рекомендовалось придавать конечностям возвышенное положение,

применять холод, сдавление, кровоостанавливающие, прижигания, при ранении

рекомендовался покой, при вывихах и переломах — неподвижные повязки. В ряде

случаев Гиппократ энергично вмешивался в течение болезни. «В сильных

болезнях нужны и лекарства самые сильные».

Большое значение Гиппократ придавал прогнозу, предсказанию,

предвидению врачом дальнейшего хода болезни. Этому вопросу Гиппократ

посвятил особое сочинение «Прогностика».

В знаменитой «Клятве врача» Гиппократ определил взаимоотношения врача

и больного, а также врачей между собой. «Клятва» не представляла

оригинального произведения Гиппократа или его современников: весьма

сходного содержания профессиональные обязательства врачей встречались и в

более ранних источниках Египта и Индии. Позднее она вошла во врачебную

практику ряда стран, в том числе и в России. В несколько измененном виде

обязательство это сохранилось и до настоящего времени во многих странах как

присяга или торжественное обязательство оканчивающих медицинские факультеты

врачей.

Правила поведения врача по отношению к больному, указываемые

Гиппократом, отражали противоречивость положения врача в условиях

рабовладельческого, как и вообще эксплуататорского строя. Он осуждал

врачей, начинающих посещение с требования оплаты и установления ее размера.

В течение долгого времени представители медицины в своей деятельности

исходили из наследства Гиппократа, а основные идеи Гиппократа — наблюдение

у постели больного, симптоматология отдельных заболеваний, роль внешней

среды в этиологии заболеваний, медико-топографические описания, гигиено-

диететические методы лечения, очищенные от идеалистической шелухи и

схоластической переработки последующих веков, сохранили свое значение до

настоящего времени.

Развитие греческой медицины после Гиппократа. В древнегреческой

медицине после Гиппократа продолжалась борьба материализма с идеализмом.

Идеологом реакционной рабовладельческой аристократии Древней Греции с ее

идеалистической философией был философ Платон (428—374 гг. до н. э.).

Платон отвергал реальный мир как источник познания. Предметы реального

мира, по учению Платона, несовершенны и преходящи, они только тени мира

идей. Действительное бытие имеют только идеи, существующие испокон веков,

составляющие сверхчувствительные прообразы вещей. Материальный мир — не

настоящий, он лишь отражает истинный мир бесплотных, нематериальных идей.

В своем произведении «Имей» Платон затронул близкие к медицине

вопросы. Все происходящие в здоровом и больном организме процессы Платон

истолковывал идеалистически и мистически. Платон, долго живший в Египте,

был знаком с египетскими воззрениями. В «Тимее» он развил учение о

божественной душе. По Платону, пневма проникает в тело человека, причем в

мозгу сообщает ему способность чувствовать и мыслить, в сердце согревает

человека и в печени питает.

Здоровье и болезнь, по Платону, определяются потусторонним началом,

божественной душой — пневмой. Превращениями пневмы в организме и ее

влиянием на различные органы Платон объяснял патологические явления.

Причину болезни Платон видел в наказании, ниспосланном с неба. Лекарства не

имеют никакого значения. Исцелять могут только обряды, гимны, музыка.

Исходя из своих классовых рабовладельческих воззрений, Платон в

«Законах» все заботы о предупреждении болезней ограничивал только

сословиями правителей и государственных стражей. Ремесленников Платон

рекомендовал лечить только при легких заболеваниях, при тяжелых же

заболеваниях для ремесленников, по мнению Платона, «лучше благодетельная

смерть». Рабам, по Платону, знания не доступны и не нужны; не нужна им и

настоящая медицинская помощь. Платон, таким образом, явился родоначальником

реакционных течений в медицине.

Ученик Платона Аристотель (384—322 гг. до н. э.) был самым видным

ученым древности и разрабатывал различные области знания. Сын врача,

Аристотель получил также и медицинское образование. Он подвел итоги

предшествующего развития науки и изложил их в своих сочинениях, посвященных

физике, зоологии, философии, истории и т. п. Сочинения Аристотеля

представляют собой сумму сведении того времени о неорганической и

органической природе. В «Истории животных» излагалась описательная

зоология, в сочинении «О частях животных» — строение органов животных и их

функции, работа «О происхождении животных» трактовала начала эмбриологии.

Аристотель ставил ряд вопросов, на которые могло дать ответ только

последующее развитие науки. Аристотель колебался между материализмом и

идеализмом и в теории у него преобладают материалистические тенденции. Но

наряду с этим характерным для Аристотеля было учение о целенаправленности

(телеология) : «Природа ничего не делает лишнего... природа производит все

ради чего-нибудь». Церковная философия эпохи феодализма (средних веков)

использовала это учение Аристотеля и сделала его вместе с учением Платона о

предсуществующих идеях одной из главных основ реакционной средневековой

идеологии—схоластической философии, господствовавшей в средневековой

медицине.

В области естествознания учение Аристотеля в течение двух тысячелетий

пользовалось величайшим почетом. В средние века Аристотель считался

непререкаемым авторитетом.

Космология.

Идея космоса – в том значении термина «космос», которое он приобрёл в

эпоху Платона и Аристотеля – в большей степени, может быть, чем любая

другая идея, отражает своеобразие греческого теоретического мышления. Эта

идея не всегда была связана с термином «космос»; независимо от этого она

красной нитью проходит через всю историю греческой научно-философской мысли

от Анаксимандра до неоплатоников. В сущности, идея космоса – это не идея, а

целое миропонимание. Это – представление о мире как об упорядоченной и

завершенной в себе структуре, отнюдь не сводящийся к простой сумме

отдельных элементов – Неба, Земли, Солнца, Луны и прочих компонентов

Вселенной, а образующей некое целостное единство, подобное органическому

единству живого существа.

Гомеровская картина мира.

Гомеровскую картину мира можно рассматривать в качестве первой модели

античного космоса. Эта картина оказывается кое в чём противоречивой:

проблески трезвой, пытливой мысли сочетаются в его поэмах с мифами,

имевшими многовековую давность. Мир Гомера конечен, понятия

пространственной бесконечности Гомер не знает. У Гомера превалировала

«многоэтажная» схема мироздания. Согласно этой схеме, верхняя часть

небесной сферы, где обитали олимпийские боги, была заполнена светлым,

сияющим эфиром. Под ней находилась область атмосферных явлений – ветров,

туч, гроз и туманов. Далее шла поверхность Земли с морями, горами и

равнинами, населёнными людьми и другими живыми существами. Непосредственно

под землёй находилось царство мёртвых (Аид) – место обитания Ночи и её

мрачного потомства. Наконец, в самой глубине лежал Тартар – чёрная

преисподняя, игравшая роль как бы подвала всего этого здания. Земля

мыслилась современниками Гомера в виде диска или лепёшки, примерно

совпадающей с мысленной плоскостью, которая делила сферическую вселенную на

верхнюю и нижнюю половины. Правда, этому противоречат неоднократные

высказывания Гомера об Олимпе. Ведь гора Олимп служит в гомеровских поэмах

местопребыванием «олимпийских» богов. Земной диск окаймлён по краям

огромной кругообразной рекой – Океаном, у которого нет ни истоков, ни

устья, поскольку он замыкается сам на себе. Также в своих поэмах Гомер

называет ряд созвездий и отдельных звёзд: Плеяды, Гиады, Орион и Большая

Медведица, которая никогда не опускается ниже горизонта. Современникам

Гомера был хорошо известен также Сириус. Из планет в поэмах Гомера

упоминается «вечерняя звезда», и звезда, «несущая утреннюю зарю. В то время

ещё не было известно, что оба эти наименования относятся к одной и той же

планете – Венере. Никакие другие планеты Гомером не называются.

Космология Анаксимандра (VI век до н. э.).

Космологическая доктрина Анаксимандра генетически связана с

мифологией донаучной эпохи – как греческой, так и восточной. Принципиально

важная черта вселенной Анаксимандра – её сферичность. Эта сферическая

вселенная окружена огненной оболочкой, все точки которой, в принципе,

равноценны. Земля не делит мир на верхнюю и нижнюю половинки, а находится в

его центре. Она имеет форму цилиндра, высота которого равна одной трети его

поперечника. Этот цилиндр висит неподвижно в пространстве, ни на что не

опираясь, ибо находится на одинаковом расстоянии от всех точек периферии, и

у него нет причин двигаться в каком-либо направлении, поскольку все эти

направления равноценны. От периферийной огненной сферы отделился ряд колец,

вращающихся вокруг Земли, подобно громадным колёсам или обручам. Каждое из

колец окружено воздушной трубчатой оболочкой. Трубки эти невидимы нами, но

в них имеются отверстия; просвечивающая через эти отверстия (или, может

быть, вырывающаяся из них) огненная масса воспринимается нами как Солнце,

Луна и прочие небесные светила. Космический порядок равноправия и взаимного

равновесия у Анаксимандра – это не статически неподвижное состояние, где

ничего не происходит, а динамический процесс, характеризующийся

непрекращающейся борьбой и взаимопревращением космических сил. Эту борьбу и

эти взаимопревращения Анаксимандр усматривал, в частности, в смене времён

года.

Процесс мирообразования, по Анаксимандру, начинается с отделения из

«вечного (бесконечного)», порождающего начала тепла и холода, играющего

роль как бы зародыша, из которого в дальнейшем развивается мир. В

первоначально однородном зародыше будущего мира образуется влажное и

холодное ядро, окружённое огненной сферической оболочкой. Испарение

центрального ядра приводит, с одной стороны, твёрдой цилиндрической Земли,

поверхность которой частично покрыта океанами и морями – остатками ещё не

испарившейся влаги. С другой стороны, происходит расширение огненной сферы,

которая, в конце концов, разрывается, образуя окружённые тёмным воздухом

огненные кольца.

Первые животные, по мнению Анаксимандра, зародились во влаге или

влажном иле, высыхающем под действием солнечного жара. Первоначально

животные были покрыты колючей чешуёй; достигнув известного возраста, они

стали выходить на сушу, где их чешуя начала лопаться. По истечении

короткого времени они изменили свой образ жизни (сделавшись, по-видимому,

сухопутными). Что касается людей, то они образовались и выросли в чреве

рыбообразных животных, и лишь когда оказались в состоянии обходиться без

чужой помощи, вышли наружу и начали размножаться обычным способом.

Атомистическая космология Левкиппа-Демокрита (V в. до н. э.).

Перед представителями послепарменидовской эпохи во весь рост встала

проблема движения: в чём его источник и откуда оно берётся. Решение

проблемы движения, предложенное атомистами, было новым и в то же время

простым и логичным: движение существовало вечно в форме пространственного

перемещения мельчайших первоначал – атомов. Такое вечное движение возможно

потому, что наряду с атомами существует пустота, которая разделяет атомы и

даёт им возможность перемещаться относительно друг друга.

У атомистов первичное состояние Вселенной рисуется как пустое

бесконечное пространство, в котором во всех направлениях носятся

бесчисленные частицы-атомы; они налетают друг на друга и, сталкиваясь,

сцепляются друг с другом или же, наоборот, разлетаются в разные стороны.

Основным этапом в процессе космообразования является возникновение

вращающихся вихрей, состоящих из огромного множества сцепившихся друг с

другом атомов. Эти вихри, судя по всему, образуются сами собой, без какой-

либо внешней причины. Так как «подобное стремится к подобному», в вихре,

окружённом оболочкой, происходит как бы стратификация различных групп

атомов. Более крупные и потому менее подвижные атомы скапливаются в

середине зарождающегося мира, более мелкие и подвижные отбрасываются к

периферии.

В атомистике Левкиппа и Демокрита полностью осознана относительность

верха и низа. Допустив существование множества миров, каждый из которых

обладает своим центром и своей периферией, атомисты сделали важный шаг в

сторону релятивизации любых пространственных направлений. Атомы,

захваченные космическим вихрем, подвергаются непрерывным воздействиям со

стороны других атомов и сами на них воздействуют. В результате, в процессе

вихревого круговращения все атомы приобретают стремление к центру вихря,

хотя и не всем удаётся достичь этого в равной степени. Более мелкие атомы

выталкиваются кверху более крупными и в свою очередь выталкивают кверху ещё

более мелкие. Поэтому крупные атомы кажутся более тяжёлыми.

Из того, что было сказано выше, можно заключить, что Земля

образовалась в центре космического вихря – там, где скопились крупные и

тяжёлые атомы. Земля, согласно Левкиппу, имеет форму барабана. Демокрит же

считал её круглой, но вогнутой к середине. Первоначально Земля, по

Демокриту, была влажной, илообразной, но постепенно влага стала испаряться

и это, в конце концов, приведёт к тому, что моря исчезнут и Земля станет

сухой.

По мере того, как Земля высыхала под действием солнечных лучей, в

отдельных местах, где образовались скопления влаги, под воздействием

теплоты началось брожение, и на поверхности влаги появились гнилостные

пузыри, покрытые тонкой плёнкой. В этих пузырях зародились живые существа.

Те из них, которые получили достаточное количество тепла, стали самцами, а

те, которым тепла не хватило, - самками. Когда плёнка, окружавшая пузыри,

лопнула, скрывавшиеся под ней особи вышли на свет и начали размножаться

обычным способом. Земля же продолжала высыхать и твердеть и в конце концов

оказалась не способной производить сколько-нибудь крупных животных.

Особенности строения тела различных видов животных обусловлены различиями

атомов, из которых образовались соответствующие организмы; в зависимости от

этих различий одни животные стали летать в воздухе, другие ползать и бегать

по земле, третьи – плавать в воде. Подобно другим животным, люди также

зародились в пузырях, образовавшихся в тёплой влаге. По сравнению с прочими

существами, на людей пришлось больше тепла и, следовательно, больше круглых

подвижных атомов души: этим и объясняется способность человека ходить

прямо, касаясь земли одними лишь ступнями ног.

Если Анаксагор учил, что Солнце, Луна и звёзды – суть каменные глыбы

или камни, оторвавшиеся от Земли и затем раскалившиеся, то Левкипп и

Демокрит придерживались точки зрения, что эти небесные светила представляли

собою скопления атомов, первоначально носившихся за пределами нашего

космоса, и лишь потом захваченные последним. Дело в том, что оболочка

космоса присоединяла к себе всё, чего только не касалась. Будучи ранее

влажными и илообразными, эти соединения высохли и, кружась вместе с

космическим вихрем, воспламенились. В отношении расстояний небесных светил

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.