бесплатно рефераты
 

Промышленный переворот в России

конкурентоспособными и вынуждены были прекратить свое существование.

Наиболее интенсивно развивалась хлопчатобумажная промышленность

Петербурга, большинство фабрик которой были акционированы, и давали

огромные прибыли.

Высокая механизация производства на петербургских бумагопрядильнях

способствовала высокой норме производительности труда, которая была в 2—2,5

раза больше, чем в других промышленных центрах страны. В ходе концентрации

хлопчатобумажного производства в 50-х годах стал развертываться

прогрессирующий процесс комбинирования, связанный с устройством на крупных

бумагопрядильных фабриках механического ткачества и ситцепечатания.

Комбинированные фабрики отличались высокой рентабельностью в темпах

накопления капитала и роста производительности труда, а также большими

возможностями в конкурентной борьбе. Массовое внедрение машин и

комбинирование машинного производства обеспечили скачок в

производительности труда.

В конце 1857 г. было учреждено Товарищество Кренгольмской

бумагопрядильной и ткацкой мануфактуры, главным учредителем и акционером

которой стал обрусевший немецкий предприниматель Л. Г. Кноп, фирма которого

с 40-х годов держала монополию на поставку английского машинного

оборудования для текстильных фабрик России. Это крупнейшее в тот период

хлопчатобумажное предприятие не только в России, но и в Европе было

выстроено в конце 1859 г. близ г. Нарвы на водопаде р. Нарвы, где была

сооружена вначале система 3 мощных водяных колес в 1,5 тыс. л. с.

Использование в качестве производственной энергетики силы водопада

обеспечивало низкую стоимость производства. На этой комбинированной фабрике

действовали два отделения: бумагопрядильное и бумаготкацкое. Первое было

оснащено 61,8 тыс. механических веретен. Здесь было занято почти 1 тыс.

прядильщиков, еже годно выделывавших до 62 тыс. пуд. пряжи. Норма

общегодовой выработки кренгольмского прядильщика достигла 930 руб., или на

44 % превышала общероссийскую. Второе, бумаготкацкое отделение было

оснащено 800 механическими станками, где было занято до 700 рабочих,

вырабатывавших приблизительно 130 тыс. кусков миткаля, общегодовая норма

выработки которых на 20 % превышала норму выработки на фабриках Московского

района. В последующие годы это предприятие непрерывно расширяется, широко

используя льготы, предоставлявшиеся учредителям царским правительством, в

том числе 10-летнее освобождение от оплаты гильдейских платежей,

беспошлинный ввоз оборудования, сырья и пр. В 50-е годы значительный сдвиг

произошел в становлении фабричного бумагопрядения на хлопчатобумажных

предприятиях Московского промышленного района, где происходила

реконструкция предприятий на базе современной механизации и усиление

паровой энергетики фабрик.

В 1860 г. в бумагопрядильном производстве Московской губ. было занято до

37 % рабочих всей хлопчатобумажной промышленности, которые вырабатывали до

24 % всей стоимости годовой продукции российского бумагопрядения, в то

время как петербургские прядильщики, составлявшие 22 % всех занятых рабочих

этой отрасли, давали 39 % всей стоимости годовой продукции в связи с

большей технической оснащенностью и паровой энерговооруженностью

предприятий.

Всего в хлопчатобумажной промышленности России в 1861 г. имелось

приблизительно до 10 тыс. механических станков. Таким образом, на долю

московской промышленности приходилось около 22 %, а Петербургской — до 39 %

^Начало систематического введения механического ткачества не означало еще

конца домашней системы ткацкого производства; Капиталистическая

эксплуатация домашних рабочих-ткачей возрастает в этот период в больших

размерах. Слабый удельный вес машинного труда по сравнению с ручным

позволял мануфактурным капиталистам успешно конкурировать с фабрикой,

продавая подчас на рынках товары по ценам более низким, чем фабричные, и в

то же время, получая высокие барыши. В результате развитая

домашнекапиталистическая система в ткацком производстве длительное время

служила мощным тормозом введения машинного ткачества.

В результате если механическое бумагопрядение при самом своем появлении

сразу заняло господствующее положение в производстве, то механическое

ткачество длительное время далеко уступало ручному, более 80 %

хлопчатобумажной продукции производилось ручным способом.

Начало массовой механизации бумагопрядения в 50-е годы обусловило

неизбежность технического переворота в отраслях хлопчатобумажного

производства. В российской хлопчатобумажной промышленности механизация

бумагопрядения в первую очередь способствовала введению машинного

производства в ситценабивном деле.

Центрами ситценабивного и красильного производства России являлись

Московская и Владимирская губернии. В конце 50-х годов здесь было

сосредоточено около 54 % всех российских предприятий этой отрасли с 87 %

всех рабочих, производящих 91 % всей продукции.

В 50-е годы усиливается процесс концентрации ситцевой промышленности

России. Начало технической революции в хлопчатобумажном производстве не

могло не оказать революционизирующего влияния и на другие отрасли

текстильной промышленности. Внедрение машин в бумагопрядение в

ситцепечатное дело, вызванное здесь повышением производительности труда, а

следовательно, и резкое снижение цен на бумажные товары, способствовали

прочному завоеванию хлопчатобумажной продукцией внутреннего рынка и

значительному вытеснению всех других текстильных товаров. Все это

стимулировало другие отрасли, в первую очередь шерстяную, усилить

перестройку на основе механизации производства.

В отличие от бумагопрядильного производства с его наивысшим прогрессом

механизации шерстопрядение в предреформенную эпоху было механизировано

частично и еще не выделилось в самостоятельную отрасль. Вначале низкая

эффективность производительности механического станка по сравнению с ручным

слабо стимулировала капиталистов к машинизации шерстяного производства.

Только внедрение паровых двигателей резко усилило эффективность рабочих

машин, ,в том числе и механических ткацких станков.

Прогресс механизации хлопчатобумажной и шерстяной промышленности в 50-х

годах XIX в. не мог не отразиться на полотняной промышленности,

переживавшей длительный кризис. В эти годы положение меняется в связи с

началом механизации этой отрасли промышленности. Этому способствовали

значительное таможенное облегчение возможности импорта льнопрядильных машин

из-за границы при их большом удешевлении в этот период, а также ряд новых

финансовых льгот правительства предпринимателям механических льнопрядилен.

2.2 Усиление технической перестройки тяжелой промышленности

Первые проявления технического переворота в российской промышленности

вызвали объективную необходимость в организации массового машинного

производства. Длительное время российское машиностроение существовало как

вспомогательное производство на предприятиях легкой промышленности и

металлургических заводах. Но в 50-х годах с началом железнодорожного

строительства и развитием пароходства и под влиянием возрастающих

требований развивающейся текстильной промышленности постепенно стали

возникать самостоятельные машиностроительные предприятия. Наибольшее

историческое значение имели заводы, возникшие в эти годы в Петербурге и

Поволжье.

Ведущая группа машиностроительных заводов России была сконцентрирована в

Петербурге. Они были созданы при помощи правительственных субсидий и льгот,

выполняя нередко выгодные казенные заказы. В 1860 г. здесь насчитывалось 16

предприятий с 6695 рабочими, составлявших 56 % от всех рабочих этой

отрасли, вырабатывающих продукцию на 7261 тыс. руб., или более 91% от всей

суммы производства российских механических заводов. К числу крупнейших

механических заводов России относился старейший завод Франца Берда, где

строились пароходы, железнодорожное оборудование, паровые машины для

фабрично-заводской промышленности.

В зарождающемся отечественном машиностроении преобладали мелкие

предприятия, значительная часть которых производила сельскохозяйственные

машины, машинное оборудование для бурно развивающегося в эти годы

свеклосахарного производства, винокуренной промышленности. К 1861 г.

насчитывалось 53 предприятия по изготовлению сельскохозяйственных машин и

орудий.

При сохранении крепостного строя все попытки модернизации техники

производства в базисной отрасли промышленности не могли принести

существенных результатов. Основная металлургическая база

России—горнозаводский Урал продолжал пребывать в кризисном состоянии.

3. Обострение ломки социально-экономической структуры

Начало массового внедрения машинного производства в передовых отраслях

промышленности явилось качественно новым этапом в развитии производительных

сил, резко увеличивших масштабы общественного производства, подчиненного

действию основных экономических законов капитализма.

Начало наступательного развития крупной машинной индустрии было связано,

как и во всем капиталистическом мире, с ростом хлопчатобумажной

промышленности, которая явилась своеобразным «рычагом, перевернувшим

промышленность России с мертвой точки на путь более быстрого развития и

технического прогресса».

В 50-е годы наметился крупный сдвиг в развитии отечественного

машиностроения, связанного с механизацией производств.

Накануне 1861 г. почти все отрасли обрабатывающей промышленности, где

имелось крупное капиталистическое производство, были захвачены технической

перестройкой.

Развитие промышленного капитализма сопровождалось ростом

производительности труда. Но в условиях феодально-крепостнической России

возможности повышения производительности труда длительное время были крайне

ограничены как самой организацией общественного труда, так и низким

состоянием техники производства. Российская промышленность до середины XIX

в. развивалась главным образом экстенсивно, рост техники и

производительности труда, за исключением отдельных передовых отраслей, был

незначительным, только отрасли, основывавшиеся на вольнонаемном труде, и в

первую очередь хлопчатобумажное производство, дали значительное увеличение

производительности за первую половину XIX века.

В середине XIX в. с внедрением машинного производства становится

непреодолимым рост капиталистических отношений, неуклонно завоевывающих

одну отрасль промышленности за другой, повсеместно суживая и вытесняя

отжившие феодально-крепостнические отношения. Главную роль в этом

прогрессирующем процессе играло всевозрастающее рабочее движение,

принимающее массовый характер.

Именно с началом промышленной революции в 50-х годах XIX в. связан

значительный подъем рабочего движения в предреформенной России.

Аграрно-крестьянская реформа 1861 г. об отмене крепостного права

юридически оформила неуклонно нарастающий процесс развития

капиталистических производственных отношений. Эта буржуазная реформа

явилась решающим моментом ломки общественных отношений в производстве,

обусловив превращение их в господствующие.

Часть 3

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ РЕВОЛЮЦИИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД (60-70-е

годы XIX в.)

Падение крепостничества в России, положило начало утверждению нового,

капиталистического строя. Система наемного труда стала отныне основой

развития народного хозяйства страны, обусловив действие объективных законов

капиталистического производства — получение прибавочной стоимости и

накопление капитала. Этот главный фактор способствовал ускорению

промышленной революции, в ходе которой в ведущих отраслях экономики стало

утверждаться крупною капиталистическое промышленное производство.

Промышленный переворот в России в первые десятилетия после реформы

развивался крайне неравномерно. Наивысшие темпы становления крупной

машинной индустрии наблюдались в ведущих промышленных городских центрах, в

то время как в развитие промышленного производства проходило в условиях

длительного сохранения сильнейших пережитков крепостничества «с большой

постепенностью, среди массы переплетающихся, переходных форм». Широкое

распространение получила домашнекапиталистическая система фабрики, что было

связано с баснословной дешевизной труда закабаленных сельских рабочих,

тормозившей технический прогресс большой постепенностью, среди массы

переплетающихся, переходных форм».

3.1 Проблемы транспортной революции

Прогрессирующее развитие машинной техники и рост производительности труда

вызвали глубокие преобразования в отраслевом и территориальном размещении

производительных сил. Центральное место в этом генеральном процессе

принадлежало железнодорожному транспорту. Став общим условием

производственного процесса железные дороги стали играть относительно

самостоятельную роль мощного фактора, стимулирующего быстрый рост основных

отраслей тяжелой промышленности в странах капитализма.

Революция транспорта, вызвав гигантское распространение железных дорог и

парового флота, явилась важнейшей основой циклических подъемов производства

мирового капитализма. Железнодорожное строительство в этот период было

главной сферой массового расширения основного капитала капиталистического

производства в международном масштабе.

В отстающих, аграрных странах, к числу которых принадлежала пореформенная

Россия, введение железнодорожной системы транспорта явилось поистине

предвестником современной индустрии, могущественнейшим фактором

промышленной революции как в смысле ускорителя разрушения

докапиталистических форм производства, так и в смысле стимулятора создания

современной передовой машинной индустрии.

После падения крепостного права перестройка экономики России в новых,

капиталистических условиях хозяйства в первое пореформенное десятилетие

носила сложный и затяжной характер. Падение производства в начале 60-х

годов распространилось почти на все ведущие отрасли тяжелой и легкой

промышленности.

С целью создать постоянный источник финансирования частного

железнодорожного строительства царское правительство в 1867 г. создало

специальный кредитный «железнодорожный фонд» формально обособленный от

государственного бюджета.. Главным источником его пополнения являлись

облигационные железнодорожные займы с правительственной гарантией дохода на

общую сумму в 600 млн. руб., выпускаемые на лондонском и парижском денежных

рынках по ростовщически низким курсам. Из средств этого фонда царская казна

покупала акции частных железных дорог, выдавала всевозможные ссуды,

субсидии и «вспомоществования» учредителям и правлениям железнодорожных

обществ, доплачивала казенные заказы, выдавала премии за выделку рельсов и

подвижной состав заводам.

Массовому привлечению иностранного ссудного капитала в железнодорожное

дело России способствовала благоприятная конъюнктура заграничного денежного

рынка в период промышленного подъема 1868—1872 гг. с его повсеместным

акционерным учредительством, кредитной экспансией, грюндерством и биржевой

спекуляцией. Этот период вошел в историю российского капитализма под

названием концессионной горячки. Железнодорожное строительство приобрело

характер спекулятивного грюндерства на основе массового расхищения

государственных средств. Железнодорожная горячка вызвала появление целой

когорты крупнейших капиталистических воротил — железнодорожных «королей»,

тесно связанных с банками, иностранным капиталом, правительственной

бюрократией и придворными кругами.

За 1861— 1880 гг. протяженность железных дорог выросла в 14 раз,

достигнув 21 тыс. верст. В результате была создана первая разветвленная

железнодорожная сеть Европейской России с центром; в Москве, которая

делилась на четыре основных, взаимосвязанных между собой узла железных

дорог: Московский, Прибалтийский, Азово-Черноморский и Западный. Московский

железнодорожный узел стал главным центром сети российских железных дорог, в

него входило 18 линий длиной в 8 тыс. км.

Чрезвычайно важное значение для развивающейся капиталистической экономики

России имело создание железнодорожной сети в Южном горнопромышленном районе

России. Железнодорожная сеть в Южном горнопромышленном районе создавалась

несколькими этапами. Первый из них приходится на конец 60-х и 70-е годы XIX

в., когда была завершена постройка первых южных железнодорожных

магистралей, связавших Донецкий бассейн с промышленным Центром и вывозными

портами на Черном и Азовском морях. В 1878 г было завершено строительство

Харьково-Николаевской магистрали, связывавшей промышленные центры Нижнего

Приднепровья с общей железнодорожной сетью страны.

К концу 60-х годов XIX в. железнодорожный транспорт стал занимать

решающее место в грузообороте России. Из года в год железнодорожные

перевозки наращивали свои темпы и объем, вытесняя речной транспорт на

второстепенные позиции. В 1861—1877 гг. грузооборот на железных дорогах

возрос в 25 раз, а на речном транспорте всего лишь на 59 %. Эти показатели

свидетельствуют об относительной слабости развития речного пароходства в

этот период. Подавляющее число пароходов было сосредоточено на главной

водной артерии страны — Волге и Волжском бассейне.

Внедрение усовершенствованной техники в пароходное дело на Волге

позволило крупным акционерным компаниям захватить важные позиции в развитии

срочного товаро-пассажирского пароходства.Однако до середины 80-х годов

технический прогресс водного транспорта России тормозился из-за

малорентабельного древесного топлива, используемого повсеместно речными

пароходами.

Создание первой сети железных дорог в пореформенной России превратило

железнодорожный транспорт в важнейшую отрасль общественного производства,

от уровня развития его организации, техники и экономики стала зависеть

торгово-промышленная жизнь капиталистически развивающейся страны.

С конца 70-х годов остро встал вопрос о коренной реорганизации

железнодорожного хозяйства в плане его централизации и огосударствления.

2. Утверждение текстильной фабрики

В начале пореформенной эпохи российская текстильная промышленность в

целом находилась на мануфактурной стадии развития. Здесь были накоплены

значительные капиталы и сложились первые кадры квалифицированной рабочей

силы, имелся широкий рынок сбыта надежно защищенный охранительными

таможенными пошлинами. Капитал, вложенный в текстильное производство,

оборачивался быстрее и давал более эффективный результат, чем на фондоемких

предприятиях тяжелой промышленности. Эти важные факторы обеспечивали

большие и надежные прибыли, привлекали в эту ведущую отрасль экономики

значительные внутренние и иностранные капиталы, способствуя быстрому

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.