бесплатно рефераты
 

Поставки по ленд-лизу и их влияние на ход войны на восточном фронте

авианосцев. На аэродромах Кольского полуострова советское командование

сосредоточило 287 боевых самолетов.

В целом для обеспечения конвоев были развернуты превосходящие силы

против крупных надводных кораблей, достаточные для противолодочной обороны

и слабые — для их воздушного прикрытия. Только на восточном участке пути

конвои могли рассчитывать на прикрытие советскими истребителями. Но и этими

силами можно было обеспечить переход конвоев с минимальными потерями при

условии, если бы они были нацелены только на достижение безопасности

конвоев. Но британское адмиралтейство преследовало и другую цель. Оно не

могло примириться с тем, что Германия имеет самый быстроходный и самый

мощный в мире линейный корабль «Тирпитц», и стремилось уничтожить его.

Потопление «Тирпитца» имело бы «несравненно большее значение для ведения

войны, чем безопасность любого конвоя[7]», это оказало бы большое влияние

на дальнейший ход войны. Британским адмиралтейством владела навязчивая идея

— втянуть крупные корабли Германии в бой с силами прикрытия. Чтобы заманить

корабли противника подальше от его баз, предлагалось даже повернуть конвой

PQ-17 на обратный курс. «Фактически,— пишет английский историк Д. Ирвинг,—

операция по проводке конвоя должна была превратиться в постановку ловушки

для «Тирпитца» с приманкой, состоявшей из более тридцати тяжело нагруженных

судов...».

С 1 июля в течение четырех суток подводные лодки, бомбардировщики и

торпедоносцы преследовали конвой, но все атаки успешно отражались. Первый

транспорт был потоплен подводной лодкой 4 июля. В тот же день 4 транспорта

получили повреждения от попадания авиационных торпед. Были все основания

надеяться, что организованность и стойкость принесут успех и конвой дойдет

до портов назначения. Но британское адмиралтейство, узнав о том, что

крупные немецкие корабли вышли в море, вечером 4 июля приказало «ввиду

угрозы надводных кораблей» конвою рассеяться и судам самостоятельно

следовать в советские порты, а крейсерам прикрытия и кораблям

непосредственного охранения на полной скорости отойти на запад, на

соединение с линейными силами.

В действительности немецкие надводные корабли очень быстро вернулись в

свои базы. «Лютцов» в сопровождении 3 эскадренных миноносцев на выходе из

шхер, в густом тумане, наскочил на подводную скалу и вернулся обратно.

Эскадра во главе с «Тирпитцем» и «Адмиралом Шеером» вышла в море и в 18

часов 5 июля севернее острова Ингей была обнаружена и атакована советской

подводной лодкой К-21 под командованием капитана 2 ранга Н. А. Лунина.

Донесение об этом, посланное командованию Северным флотом, было перехвачено

и расшифровано гитлеровцами. Считая, что их замысел раскрыт, и не желая

рисковать крупными надводными кораблями, гитлеровское командование

приказало эскадре возвратиться в шхеры.

Рассыпавшиеся во все стороны небольшие группы и одиночные суда конвоя

оказались беззащитными и стали жертвами атак самолетов и подводных лодок.

На поиски и прикрытие транспортов были направлены почти все корабли и

авиация Северного флота. Но уже ничто не могло исправить рокового решения

британского адмиралтейства. С того момента, как конвой распался, он потерял

21 транспорт. Только 11 судам удалось дойти до советских портов. 24

потопленных судна конвоя общим тоннажем около 143 тыс.т унесли с собой на

дно 3350 автомашин, 430 танков, 210 бомбардировщиков и около 100 тыс. т

общих грузов. Это был самый сокрушительный разгром конвоя во второй мировой

войне.

Разгромом конвоя PQ-17 противник достиг значительно большего, чем

потопление вооружения и грузов, предназначенных для Советского Союза. Этот

случай дал повод союзникам задержать отправку следующих 4—5 конвоев. Их

прибытие в июле — ноябре могло бы оказать некоторое влияние на оснащенность

Советской Армии в ходе зимнего контрнаступления 1942-43 г. Черчилль в

послании к Сталину от 18 июля заявил: «Мы не считаем правильным рисковать

нашим флотом метрополии к востоку от острова Медвежий...» В ответном

послании от 23 июля Сталин резко критиковал несостоятельность доводов

премьер-министра Великобритании. Выявившиеся разногласия были несколько

смягчены предложением Черчилля послать очередной конвой в СССР в сентябре

1942 г.

Сталинград

Уже в ходе оборонительного сражения, развернувшегося в междуречье

Волги и Дона, советское командование приступило к разработке плана разгрома

врага. Основная цель предстоящей зимней кампании 1942-43 г. состояла в том,

чтобы вырвать стратегическую инициативу из рук противника, нанести ему

тяжелое поражение и тем самым добиться решительного перелома в ходе войны.

При этом главный удар Красная Армия должна была нанести на Юго-Западном

направлении по одной из самых крупных и самых активных вражеских

группировок — группе армий «Б». Ее разгром привел бы к крушению всего

южного крыла фронта противника.

Для достижения этой цели были созданы все предпосылки. К ноябрю 1942

г. соотношение сил стало почти равным, то есть улучшилось. в пользу

советских войск. В составе действующих фронтов и отдельных армий было 385

стрелковых, мотострелковых и кавалерийских дивизии, 5 механизированных и 10

танковых корпусов, 145 стрелковых, мотострелковых и лыжных бригад, 89

отдельных танковых и механизированных бригад, 21 укрепленный район. В

резерве Ставки (включая войска Московской зоны обороны) имелось 33

стрелковые дивизии, 17 стрелковых и мотострелковых бригад, 11 танковых

корпусов и 1 механизированный корпус, 21 отдельная танковая и

механизированная бригада. В действующей армии в этот период насчитывалось 6

124 тыс. человек, 72 500 орудий и минометов (без 50-мм минометов), 1724

боевые установки (БМ-8, БМ-13) полевой реактивной артиллерии, 6014 танков и

самоходно-артиллерийских установок, 3088 боевых самолетов (без По-2).

Германское командование держало на советско-германском фронте 258 дивизий и

16 бригад, в том числе 66 дивизий и 13 бригад сателлитов. С учетом войск

сателлитов у противника было 6 270 тыс. солдат и офицеров, 70 980 орудий и

минометов, 6600 танков и штурмовых орудий и 3500 боевых самолетов.

Из этих данных видно, что враг уже не имел былого превосходства в

боевой технике и вооружении. Они подтверждают также, что существовавшее в

первые дни войны почти двойное превосходство противника в людях тоже было

ликвидировано. Теперь силы сторон стали примерно равны.

Поздней осенью 1942 г. воюющие стороны занимали на советско-германском

фронте следующее положение. От Баренцева моря до Ладожского озера

оборонялись 20-я немецкая армия и часть финских войск. Им противостояли

Карельский фронт и 7-я Отдельная армия. К югу от Ладожского озера до района

Холма находились остальные финские войска и немецкая группа армий «Север».

Перед ними действовали Ленинградский, Волховский и Северо-Западный фронты.

От района Холма до Ливны оборонялась одна из сильных вражеских группировок

— группа армий «Центр», скованная войсками Калининского, Западного и частью

сил Брянского фронтов. От Ливны до района западнее Астрахани действовала

наиболее сильная группа армий «Б», против которой оборонялись остальные

силы Брянского фронта, Воронежский, Юго-Западньгй, Донской и Сталинградский

фронты. На Северном Кавказе находилась группа армий «А», остановленная в

предгорьях Главного Кавказского хребта войсками Закавказского фронта.

Соотношение сил сторон к концу 1942 года

|Силы и средства |Советские |Войска |Соотношение |

| |Войска |противника |сил |

|Люди |1 015 300 |1 011 500 |1 : 1 |

|Танки, штурмовые и | | | |

|самоходные орудия[8] |979 |675 |1,4 : 1 |

|Орудия и минометы |13 535 |10 290 |1,3 : 1 |

|Боевые самолеты |1 350 |1 216 |1,1 : 1 |

Реквием каравану PQ-17

Таким образом, на стороне советских войск уже имелся перевес, хотя и

незначительный. На фоне приведенных цифр, заметно что в случае прихода

каравана полностью (или с незначительными потерями), перевес советских

войск над немецкими достигал бы 2-х, а то и 3-х раз. Со всем уважением к

союзникам, возникает вопрос, как можно объяснить приказ о расформировании

конвоя? Вот он дословно: «КОМАНДИРУ ЭСКОРТА, КОМАНДУЮЩЕМУ ФЛОТОМ МЕТРОПОЛИИ

– ОТ АДМИРАЛТЕЙСТВА. ВВИДУ УГРОЗЫ СО СТОРОНЫ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ ПРОТИВНИКА

НЕОБХОДИМО РАССРЕДОТОЧИТЬСЯ...». То есть бросить караван. После войны

английский историк Ирвинг напишет о том, что, в принципе, весь этот караван

был ловушкой для германского флота. И, действительно, в эскорте каравана

шли корабли, превосходящие по вооружению ударную группировку немецкого

флота. Но как тогда можно объяснить приказ первого лорда Адмиралтейства

Дадли Паунда? Возможно, объяснение кроется в следующем. Сперва

предполагалось использовать PQ-17 как ловушку для линейных сил противника.

Об этом и пишет Ирвинг. Но союзники понимали, что в случае крупной победы

советских войск под Сталинградом это будет коренным переломом войны на

Востоке. Советские войска перейдут в решительное контрнаступление. А для

того, чтобы не прослыть трусами, союзникам требовалось открытие второго

фронта во Франции или на Балканах. Необходимо было потянуть время,

задержать и советские и германские войска под Сталинградом. С другой

стороны, надо было сделать так, чтобы победителем там оказалась Красная

Армия. Поэтому союзники так спланировали конвой, чтобы уже на начальном

этапе он понес большие потери. Как уже говорилось он был отвратительно

защищен от атак с воздуха, а в зоне конвоирования каравана союзниками,

большинство атак немцев проводилось именно оттуда.

В принципе, можно поставить под сомнение даже тот факт, что ангичане

вообще пытались уничтожить линейные корабли немцев. Ведь флагман

германского флота «Тирпитц» внушал английскому «Домашнему флоту[9]»

панический ужас из-за однотипного «Тирпитцу» «Бисмарка», потопленного

анличанами 27 мая 1941 года. Вот художественное описание этого сражения.

«В глубоком Датском проливе, что огибает Исландию с севера, в канале

между минным полем и кромкой пакового льда, на английском крейсере

«Суффолк» работал радар. Экраны локаторов заранее отметили приближение

гитлеровского флагмана. «Суффолк» по радиопеленгу наводил на цель корабли

флота метрополии. Они подошли и вцепились в «Бисмарк» клыками своих орудий.

Огонь был открыт противниками почти одновременно с колоссальной

дистанции. «Бисмарку» удалось сразу же поразить «Хууд»; броня линейного

крейсера, принесенная в жертву скорости, пропустила через себя немецкий

снаряд, и он лопнул внутри погребов. Адский взрыв потряс один из лучших

кораблей британского флота — из 1 400 человек команды в живых остались

только трое.

Немцы немедля перенесли огонь на новейший линкор англичан «Дюк-оф-

Уэллс», и, сильно дымя, тот беспомощно отвернул в сторону. «Бисмарк» же

имел два прямых попадания. Один из снарядов вскрыл в его носу обширные

нефтехранилища, и теперь длинный жирный хвост тянулся по морю. Турбины в

138000 лошадиных сил, прокатывая гребные валы винтов, сейчас уносили

«Бисмарк» от преследования курсом на зюйд.

Подоспели британские крейсера и всадили в него первую торпеду.

Огрызаясь огнем, «Бисмарк» уходил на Брест, и стрелки тахометров в его

рубках указывали полное количество оборотов. К вечеру англичане опять

настигли линкор, снарядами они разворотили ему надстройки... Карта боя

рисует поразительную дугу: обогнув Исландию и Британские острова, «Бисмарк»

лежал теперь на курсе, прямом как стрела, — на Брест, только на Брест (уже

дымилась его крупповская шкура, которую надо было спасать).

А берлинские фанфары завывали на весь мир: радио Геббельса трубило о

легкой победе над «Хуудом», о той страшной угрозе, которая нависла теперь

над Атлантикой — этой главной военной артерией англичан. И тогда Британское

адмиралтейство бросило против «Бисмарка» самые значительные свои корабли.

От баз метрополии отошли линкоры «Кинг Георг V» и «Родней», авианосец

«Викториуз», крейсера, эсминцы, подводные лодки. От Гибралтара устремился в

битву линейный крейсер «Ринаун», от берегов Африки спешил линкор

«Рамилиуз», летели в океан авианосец «Арк Ройял», крейсер «Шеффилд» и

дивизионы эсминцев.

Англичане хотели спасти престиж своего флота. Но они сами не заметили,

что, бросая почти весь свой флот против одного линкора, они невольно теряли

этот престиж. Самолеты-торпедоносцы, поднятые с палуб авиаматок, нанесли по

«Бисмарку» удар, и удачный: наконец-то линкор захромал, гася свою

предельную скорость. Дождевые шквалы забушевали над Атлантикой, и на

рассвете 25 мая британские крейсера потеряли «Бисмарк». Дальнейшие поиски

его и погоня за ним быстро истощили топливные цистерны британских кораблей.

«Принц Эйген» пропал за пеленою дождевой мглы. Вся ярость травли

обрушилась на «Бисмарк». Британские торпедоносцы в спешке свалили боевой

груз на свой же крейсер «Шеффилд», который с большим искусством увернулся

от попаданий. Наконец одна из торпед заклинила рули на «Бисмарке»; при

сильном шторме линкор развернуло лагом к волне, и турбины бешено выли от

усилий котельных установок. Экраны локаторов на «Бисмарке» отмечали

появление британских эсминцев еще за 10 миль — и огонь башен линкора

отгонял их прочь.

Насосы британских кораблей уже дохлебывали последние тонны горючего,

когда «Бисмарк» сумел вторично оторваться от погони. Брест был уже недалек:

казалось, еще немного, и спасение придет. Но над волнами пролетела косая

тень британского «Норфолка» — эфир вздрогнул от призывов крейсера: «Он

здесь, он тут, я его вижу...» И горизонт снова ожил. Башни линкоров

дрогнули, орудия безжалостно и точно нащупывали цель.

На дистанцию в 50 кабельтовых к «Бисмарку» подскочил «Родней», и

частыми залпами — в упор! — англичане лихо расстреляли его орудийные башни.

Главная посудина Гитлера (искромсанная, пылающая, недвижимая) погибала, еще

продолжая работать машинами, но орудия ее уже молчали. При погружении в

воду раскаленные докрасна надстройки линкора окутались клубами шипящего

пара, и это шипение скоро перешло в резкий протяжный свист. А в задраенной

боевой рубке тонул обгорелый труп адмирала Лютьенса. Это произошло 27 мая в

11 часов утра в Атлантическом океане, всего в 400 милях от оккупированного

немцами Бреста...[10]»

Союзный долг

В начале сентября из Исландии вышел конвой PQ-18 в составе 40

транспортов. В отличие от предыдущих конвоев, кроме непосредственного

охранения, он имел мощное ближнее прикрытие, состоявшее из крейсера и 16

эсминцев, способное отразить атаку крупных кораблей. Впервые в конвой был

включен авианосец, на борту которого имелось 12 истребителей и 3

противолодочных самолета. Как и раньше, советский флот осуществил

специальную операцию. Командующий ВВС Северного флота располагал более чем

300 боевыми самолетами. Кроме того, на аэродромы в районе Кольского залива

прибыли из Англии 24 торпедоносца.

Гитлеровское командование использовало против конвоя 17 подводных

лодок, 337 самолетов (в том числе 92 торпедоносца и 133 пикирующих

бомбардировщика). 12 сентября первыми начали атаки подводные лодки. На

другой день массированные атаки торпедоносцев и пикировщиков принесли успех

немецким летчикам — было потоплено 8 судов. Атаки продолжались до 18

сентября и не принесли успеха противнику. Американский историк С. Морисон

писал; «18 сентября конвой был обнаружен противником при входе в Белое море

и безрезультатно атакован самолетами, летящими на средней высоте. В течение

дня конвой подвергался атаке двенадцати самолетов «Хейнкель-111», в

результате чего было торпедировано и потоплено еще одно судно. Несмотря на

уход авианосцев и других средств ПВО, действия германских самолетов не были

такими дерзкими, как прежде. А четыре русских эскадренных миноносца -

«Гремящий», «Сокрушительный», «Куйбышев», «Урицкий», присоединившихся к

конвою 17 и 18 сентября, еще больше отбили у них. охоту к атаке».

Англичане не без основания считали, что операция проведена

удовлетворительно. Из состава конвоя немцам удалось потопить 13 транспортов

(10 — авиацией и 3 — подводными лодками) и 3 транспорта из встречного

конвоя QP-14. В то же время немецкий флот и авиация получили должный отпор:

были потоплены 4 подводные лодки и сбит 41 самолет. Кроме того, советская

авиация уничтожила более 20 самолетов при ударах по аэродромам. Стало

очевидно, что при усилении охранения противник не сможет прервать путь в

северные порты СССР. Однако союзники, несмотря на приближение полярной ночи

и уменьшение численности немецкой авиации, отказались посылать конвои,

мотивируя занятостью кораблей к подготовке десантной операции в Северную

Африку. 22 сентября Черчилль сообщил Рузвельту, что наступило время

сказать, что конвой PQ-19 отправлен не будет и что до января конвои в

Советский Союз вообще не будут направляться.

Заключение

Вот на этом и заканчивается союзная помощь СССР. И время подвести

итоги. Позиция союзников остается неясной по сей день. Были ли караваны

приманкой для гитлеровского флота или чем-либо еще могут сказать только

чиновники Уайтхолла. Для нашей же страны, в любом случае, будь приказ о

расформировании PQ-17 ошибкой английского командования или заранее

спланированной операцией, стоил, без сомнения, многие тысячи жизней. 50

миллионов унесла война и 30 млн. приходится на Россию. Можно ли было спасти

многих, приди помощь вовремя? Да, считаю я. Особенно в первые месяцы войны,

нашим солдатам так не хватало техники. Когда на пожертвования колхозов,

церквей страна строила несколько лишних танков, 1 союзный транспорт – это

10 эшелонов с оружием. Прекращение потсавок после 1942 года было вполне

логичным мероприятием – нашим войскам техника требовалась в меньшей

степени, а вот союзники, высадившись в Нормандии, гораздо острее нуждались

в ней. Именно поэтому в нашей печати тема конвоев занимает такое место. Идя

на поводу своих политических амбиций, Великобритания и США позволили

умереть тысячам, а, быть может, и миллионам бойцов в первый год войны. И

это не забудется никогда.

Список использованной литературы

1. Басов А.В. Советский флот на защите социализма. М., 1985, с.223

2. Горшков С.Г. Морская мощь государства. М., 1979, с. 416

3. Ирвинг Д. Разгром каравана PQ-17. М., 1971, с. 381

4. Курасов В.В. Великая Отечественная война Советского союза 1941-1945.

Краткая история. М., 1970, с. 630

5. Кынин Г.П. Советско-английские отношения во время Великой Отечественной

войны 1941-1945. Документы и материалы. М., 1983, т. 1-2

6. Пикуль В.С. Реквием каравану PQ-17. М., 1997, с. 587

-----------------------

[1] Ленд-лиз (англ. «Lend-lease») – аренда, ссуда

[2] Советско-английские отношения во время Великой Отечественной войны, т.

1, док. 49

[3] Черчилль У. Мемуары, том 2, стр. 119-120

[4] В анлийском морском штабе управлением караванами ведал офицер P.Q.

Edwards.

[5] Должность первого лорда Адмиралтейства аналогична нашему начальнику

морского штаба

[6] После войны «Эдинбург» был поднят британскими водолазами

[7] Ирвинг Д. Разгром каравана PQ-17. М., 1971, с. 50.

[8] Учтены только средние и тяжелые танки

[9] Home Fleet (англ.) – флот королевской метрополии, куда входили

сильнейшие корабли английского флота

[10] Пикуль В. Реквием каравану PQ-17. М., 1997, с. 14-15

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.