бесплатно рефераты
 

Петр I

(земские) избы.

К Ратуше отошли финансовые функции некоторых приказов, и она

оставалась центральной государственной кассой вплоть до губернской реформы

1707-1710 гг., когда финансовые функции и бурмистерские избы были переданы

в ведение губернаторов.

В 1718-1720 гг. прошла реорганизация органов городского

самоуправления, созданных в 1699 г. вместе с Ратушей, - земских изб и

бурмистров. Были созданы новые органы - магистраты, подчиненные

губернаторам. Общее руководство осуществлял Главный магистрат. Система

управления стала более бюрократической и централизованной.

В 1727 году магистраты были преобразованы в ратуши.

5. Контрольные органы

Централизация государственного аппарата при абсолютизме требовала

создать специальные контрольные органы. В начале XVIII века сложились две

контрольные системы - прокуратура (во главе с генерал - прокурором Сената)

и фискалитет. Уже при формировании Сената в 1711 г. при нём был учреждён

фискал. Аналогичные должности устанавливались в губерниях, городах и

центральных учреждениях. Вершину пирамиды занял обер-фискал Сената. Более

чёткая правовая регламентация института была осуществлена в 1714 г.

Фискалам вменялось в обязанность доносить о всяких государственных,

должностных и иных тяжких преступлениях и нарушениях законности в

учреждениях. В их обязанность входило выступление в суде в качестве

обвинителей (задачи, позже принятые на себя прокурорскими органами).

Таким образом, сложилась единая для всей страны административно-

бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх,

опиравшийся на дворянство. Во второй половине 17 в. общая тенденция

развития государственной системы России заключалась в переходе от

самодержавия с Боярской думой и боярской аристократией, от сословно-

представительной монархии к «чиновничье-дворянской монархии», к

абсолютизму. Абсолютизм - это форма правления, при которой верховная

власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху; он

«издает законы, назначает чиновников, собирает и расходует народные деньги

без всякого участия народа в законодательстве и в контроле за управлением».

В 17 в. изменился титул русских царей, в котором появился термин

«самодержец». Он звучал: «Великий государь царь и великий князь, всея

Руси самодержец»[8].

Общий процесс подчинения всех областей жизни и управления страной

неограниченной властью монарха встретил протест со стороны русской

православной церкви. Она являлась крупнейшей феодальной организацией,

владевшей несметными богатствами, тысячами крепостных крестьян и огромными

земельными угодьями. Церковь с успехом отбивала попытки государственной

власти поставить под свой контроль ее владения. Но Петру удалось

частично подчинить церковь государственной власти.

3.3 Учреждение полиции

Учреждение полиции явилось составным элементом реформ административно-

управленческой системы. Начало создания «регулярной» полиции положил Петр

I, издав в 1718 г. указ об учреждении в новой столице - Петербурге

должности генерал-полицмейстера. Полицейские функции в Российском

государстве осуществлялись и ранее приказами, губерными и земскими

старостами, воеводами наряду с другими функциями

(судебными, военными, финансовыми). Однако до петровских реформ не было

специализированных полицейских органов.

Проанализировав много литературы на данную тему я выяснил, что главными

задачами созданной Петром I полиции стали борьба с уголовной

преступностью и охрана общественного порядка, а также обеспечение

санитарной (в том числе соблюдение правил торговли съестными продуктами) и

пожарной безопасности и т.д.

В обязанности полиции входили также борьба с нищенством, проституцией,

пьянством, азартными играми, контроль соблюдением паспортного режима и

ловля беглых и беспаспортных.

Однако роль полиции этим не ограничивалась. Она явилась для Петра I одним

из важнейших инструментов преобразований, ломки старых порядков и

организации новой жизни. Полиция впервые была создана именно в Санкт-

Петебурге. Основанная Петром I новая столица должна была стать образцом

нововведений для всей России. Инструментом такого «тоталитарного» контроля

в руках абсолютистского государства стала полиция. Отсюда чрезвычайно

широкий круг ее задач. Полиция должна была даже контролировать домашние

расходы (не допуская чрезмерной роскоши и расточительства) и воспитание

детей.

Наиболее полно задачи полиции определялись в Регламенте Главному магистрату

1721 г.. в котором говорилось, что «полиция есть душа гражданства и всех

добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобно

о ги»[9].

Учитывая сословную структуру феодального общества, где каждое сословие

обладало наследственным правовым статусом, отличавшим его от иных сословий,

полиция должна была следить, чтобы подданные вели предписанный каждому

сословию образ жизни и носили присвоенную каждому сословию сиежду, прически

и т.д. Не случайно абсолютизм получил в и, гории название «полицейского

государства»[10].

Характерной чертой возникновения русской полиции являлся ее

военизированный характер. На службу в полицию, как правило, переводились

армейские офицеры. Низшие полицейские чины комплектовались из унтер-

офицеров и солдат старших возрастов, исполнявших рекрутскую повинность, но

уже по возрасту и состоянию здоровья непригодных к службе в войсках. В

помощь полиции (например, для поимки беглых солдат и крестьян, разбойных

шаек и т.д.) нередко направлялись воинские команды. Учитывая сравнительную

малочисленность полиции, к несению службы по охране общественного порядка

привлекалось в порядке повинности местное население по одному человеку с

каждых десяти дворов («лесятские») и в качестве старшего над ними один

человек с каждых ста дворов («сотский»). В городах этих привлеченных к

несению охранной службы из местного населения людей в некоторых документах

XVIII в. именовали квартальными поручиками.

При рассмотрении развития организационных форм полиции в XVIII в.

обращает на себя внимание то, что первоначально специальные полицейские

органы были учреждены в столицах: Петербурге (1718 г.) и Москве (1721 г.),

а затем в 1733 г. и в ряде других городов. В провинции специальные

полицейские органы выделялись не сразу, а полицейские функции по-прежнему

исполнялись органами местного управления. Это объяснялось тем, что

подавляющее большинство крестьян находилось в крепостной зависимости и

подчинялось полицейской власти и суду помещиков.

Вслед за тем в 1782 г. была реформирована городская полиция: в городах

учреждаются управы благочиния, принимается специальный Устав благочиния.

Управу благочиния возглавлял генерал-полицмейстер в Санкт-Петербурге и обер-

полицмейстер в Москве, полицмейстер в губернском городе или городничий в

уездном городе. Поскольку управа благочиния (так же, как и нижний земский

суд в уезде) являлась не только полицейским, но и судебным органом по

мелким уголовным и гражданским делам, то в ее состав входили два пристава

(по уголовным и гражданским делам). Учитывая, что суд в феодальном обществе

носил сословный характер, в состав управы благочиния включались также два

ратмана, т.е. выборных представителя городского сословия.

Компетенция управ благочиния была расширена по сравнению с ранее

существовавшими полицейскими органами. Им теперь вменялось в обязанность

знать занятия и источники доходов всех жителей, не только постоянных, но и

временно приезжающих, а также контроль за общественными организациями, а

также религиозными сектами и масонскими ложами, которые могли образоваться

только с разрешения полиции. Активизация в середине 80-х гг. масонских лож,

связанных с зарубежными организациями, привела к преследованиям и даже

арестам наиболее активных их членов. Когда императорским Указом о вольных

типографиях в 1783 г. частным лицам была разрешена издательская

деятельность, то цензура в отношении книг и журналов также была возложена

на Управы благочиния, т.е. на полицию. Характерно, что общая полиция была

децентрализована, полицейские органы в губерниях всецело подчинялись

губернаторам, а т Генерал-полицмейстер фактически руководил лишь столичной

петербургской полицией. Правда, в XVIII в. делались попытки превратить

Генерал-полицмейстера в руководителя всей полиции империи, но они не имели

успеха.

Политическая полиция, наоборот, была строго централизована и подчинялась

непосредственно царю.

Впервые в качестве специального органа политической полиции выступают при

Петре I Преображенский приказ, расположенный в Москве, и Тайная канцелярия

в Петербурге.

После смерти Петра I при его преемниках наиболее важные политические дела

расследовал и решал Нагрховный Тайный совет. Императрица Анна Ивановна

учредила для расследования политических дел особую Канцелярию тайных

розыскных дел во главе с бывшим «министром» петровской Тайной канцелярии

генералом А.И. Ушаковым.

Абсолютистскому государству нужен был политический сыск для подавления

народных масс, недовольных непомерными податями и поборами, диким

произволом помещиков. Следует учитывать также, что после смерти Петра I шла

ожесточенная борьба придворных группировок за власть. Все центральные и

местные органы управления должны были беспрекословно исполнять указания

Канцелярии, пересылать всех лиц заявивших «слово и дело государево» вместе

со свидетелями в ее распоряжение. Основной способ получения Канцелярией

информации о политических преступлениях - донос. Доносы отменены были аж

при Александре I.

В конце XVIII в. по мере нарастания кризиса феодально-крепостного

строя, проявляется тенденция к централизации полиции и подчинению ее

военным властям. Указами императора Павла I в столицы Петербург и Москву

были назначены военные губернаторы, а в важнейшие губернские города -

военные коменданты, которым и подчинена была полиция.

3.4 Судебная реформа

Судебная реформа, проведенная в 1719г., упорядочила, централизовала и

усилила всю судебную систему России. Основная задача реформы - отделение

суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, который

решал самые важные государственные дела. Он был верховным судьей и разбирал

многие дела самостоятельно. По его инициативе возникли "канцелярии

розыскных дел", которые помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-

прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя. Следующим судебным органом

был Сенат, который являлся апелляционной инстанцией, давал разъяснения

судам и разбирал некоторые дела. Суду Сената подлежали сенаторы (за

должностные преступления). Юстиц-коллегия была апелляционным судом по

отношению к надворным судам, являлась органом управления над всеми

судами, разбирала некоторые дела в качестве суда первой инстанции.

Областные суды состояли из надворных и нижних судов. Президентами надворных

судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда

в надворный в порядке аппеляции, если суд решал дело пристрастно ("изо

взятков"[11]), по распоряжению высшей инстанции или по решению судьи. Если

приговор касался смертной казни, дело передавалось также в утверждение

надворного суда. Некоторые категории дел решались иными учреждениями в

соответствии с их компетенцией. Камериры судили за дела касавшиеся казны,

воеводы и земские комиссары судили за побег крестьян. Судебные функции

исполняли почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел.

Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия.

Порядок прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы

вмешивались в судебные дела, а судьи - в административные. В связи с этим

была проведена новая реорганизация судебных органов: нижние суды были

заменены провинциальными (1722г.) и переходили в распоряжение воевод и

асессоров, были ликвидированы надворные суды и их функции были переданы

губернаторам (1727г.).

Таким образом, суд и администрация вновь слились в один орган.

Некоторые категории дел полностью были изъяты из общей судебной системы и

были отданы в ведение других административных органов (Синоду, приказам и

другим). На Украине, в Прибалтике и в мусульманских областях существовали

особые судебные системы. Судебные дела решались медленно и сопровождались

волокитой и взяточничеством.

Особенностью развития процессуального законодательства и судебной

практики в России являлась замена состязательного принципа принципом

следственным, который обуславливался обострением классовой борьбы.

Так каковы же особенности процессуального права при

Петре Великом? На мой взгляд, говоря о развитии процессуального права при

Петре I необходимо отметить бесплановость, сумбурность реформ в сфере

судоустройства и судопроизводства.

Существовало три закона процессуального законодательства конца ХVП -

начала ХVШ в. Одним из них был Указ от 21 февраля 1697г. "Об отмене в

судных делах очных ставок, о бытии вместо оных распросу и розыску...",

главным содержанием которого являлась полная замена суда розыском. В апреле

1715г. вышло "Краткое изображение процессов или судебных тяжеб" (одним

томом вместе с Артикулом воинским). "Краткое изображение" являлось военно-

процессуальным кодексом, устанавливало общие принципы розыскного процесса.

В нем закреплялась система судебных органов, а также состав и порядок

формирования суда. В "Кратком изображении" содержатся процессуальные нормы;

дается определение судебного процесса, квалифицируются его виды; дается

определение новым институтам процесса того времени (салф кондукт,

утверждение ответа); определяется система доказательств; устанавливается

порядок составления оглашения и обжалования приговора; систематизируются

нормы о пытках. Указом от 5 ноября 1723г. "О форме суда" была отменена

розыскная форма процесса, вводится принцип состязательности процесса.

Впервые требуется, чтобы приговор основывался на "приличных"

(соответствующих) статьях материального закона. Изменения внесенные Указом

"О форме суда" были не столь принципиальными. По сути указ был создан в

развитие "Краткого изображения". Судебная система периода петровских реформ

характеризовалась процессом усиления централизации и бюрократизации,

развитием сословного правосудия и служила интересам дворянства.

Как мне удалось выяснить из прочитанного материала судебная реформа так

же как и остальные деяния Петра была проникнута жесткостью и даже в

некоторой степени сумасбродством. В прочем этому и не стоит удивляться,

ведь таков был сам Петр. Но продолжу дальше свой рассказ.

Судебная реформа также явилась составным элементом реформы центральных и

местных органов государственного аппарата. Судебную реформу Петр I начал

проводить в 1719 г., когда были учреждены Юстиц-коллегия, надворные суды в

губерниях и нижние суды в провинциях. Смысл реформы состоял в отделении

суда от администрации, чтобы дать правовые гарантии купцам и промышленникам

от притеснений дворянской администрации. Однако идея отделения суда от

администрации и вообще идея разделения властей, заимствованная с Запада, не

соответствовала российским условиям начала XVIII в. Идея разделения властей

свойственна феодализму в условиях нарастающего его кризиса, разлагающемуся

под натиском буржуазии. В России буржуазные элементы были еще слишком

слабы, чтобы «освоить» сделанную им уступку в виде суда, независимого от

администрации. На практике подданные видели власть в лице губернаторов и

иных администраторов, им и обжаловали решения надворных судов. Губернаторы

вмешивались в судебные дела. Хаос во взаимоотношениях судов и местных

властей привел к тому, что в 1722 г. вместо нижних судов были созданы

провинциальные суды в составе воеводы и асессоров (заседателей), а в 1727

г. упраздняются и надворные суды. Их функции передавались губернаторам.

Дела по политическим обвинениям (как уже говорилось выше) решались в

органах политической полиции (Тайной канцелярии, Тайной экспедиции) и в

Сенате, а нередко и лично императорами. Таким образом попытка судебной

реформы в начале XVIII в. потерпела неудачу.

Вновь к вопросу о судебной реформе правительство возвращается в 1775 г.,

когда в ходе губернской реформы были учреждены в губерниях и уездах новые

судебные учреждения для каждого сословия отдельные. В уездах образованы

были уездные суды для дворян и при них дворянская опека. Судом первой

инстанции для государственных крестьян в уезде стала нижняя расправа, а

для городского населения судом - городовой магистрат. Судами второй

инстанции в губернии являлись три сословных судебных учреждения: верхний

земский суд (для дворян); губернский магистрат (для городского населения) и

верхняя расправа (для государственных крестьян). Все судебные дела, по

замыслу законодателя, должны были завершаться на уровне губернии. Поэтому в

каждой губернии создавались еще палаты уголовного и гражданского суда. Они

являлись высшей апелляционной инстанцией для всех нижестоящих сословных

судов. Высшей кассационной инстанцией для всех судов империи стал Сенат, в

котором были образованы уголовно-кассационный и граждански-кассационные

департаменты. Юстиц-коллегия стала органом судебного управления (подбор

кадров, материальное обеспечение), хотя иногда она рассматривала в порядке

надзора отдельные дела.

Таким образом, судебные органы были отделены от администрации, хотя и не

полностью. Так, мелкие уголовные и гражданские дела рассматривались в

управах благочиния и нижних земских судах - полицейских учреждениях. Сенат

тоже являлся не только высшей судебной инстанцией, но и органом управления,

контролировавшим административные органы. Судебная система, созданная при

Екатерине II, просуществовала до судебной реформы 1864 года. Она была

чрезмерно громоздка и отличалась множеством инстанций, исключительной

волокитой и взяточничеством.

3.2 Правовое положение сословий

Московские цари понимали пагубность сословной розни и пытались

согласовывать мнение власти с позициями сословий. Политика Петра I была

совсем иной. Сословные мнения его не интересовали, он стремился, чтобы все

подданные выполняли волю верховной власти. В результате русское общество

было непримиримо разделено на высшие и низшие слои, возможности

компромиссов терялись, усиливалась гегемония помещиком над крестьянами,

государства - над посадами.

1. Дворяне

Родовая градация среди феодалов при Петре I стирается. Отменены были

при Петре и чины (окольничий, боярин). Для незнатных лиц жалуется титул

графов. Под влиянием войны С. Разина правительство усиливает чистку

дворянского сословия, в массовом порядке переводит служилых людей в разряд

государственных крестьян.

Пётр I стремился к достижению юридически обособленных сословий.

Нуждался в оформлении статус чиновничества. Первоначальное название

«шляхество» в феодальной среде не прижилось и вскоре было заменено старым

термином «дворянство». Указ 1714 г. завершил нивелировку положения феодалов

всех рангов. Вотчина и поместье отныне уравнивались в правах, наследство

переходило одному сыну, остальные должны были поступить на государственную

службу. В январе-феврале 1714 г. было предписано обязательное обучение

детей дворян, дьяков и т. д. Под угрозой крупного штрафа. С

пятнадцатилетнего возраста дворянских детей определяли на воинскую службу

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.