бесплатно рефераты
 

Общественный и государственный строй Древней Спарты

опасности Спарте, а природная защищенность не позволяла завоевать.

Итак, полис Спарта изначально складывался как военный лагерь

завоевателей, которым необходимо было удержать в повиновении покоренное

население, численно превышавшее их во много раз. К.М. Колобова в книге

«Древняя Спарта в Х-VI вв до н.э.» приводит данные Аристотеля, по которым

число спартиатов - мужчин первоначально достигало 10 000 человек, а по

данным ученых, после завоевания Мессении под их властью оказалось не менее

200 000 рабов - илотов и 32 000 периэков[13]

Для управления такой массой подневольного населения требовался

сильный аппарат власти и боеспособная армия. В Спарте вся жизнь гражданина

была направлена на поддержание сложившейся системы землевладения и

приобретение новых территорий.

1.3 Сложение социальных классов в Спарте

Социальные классы в спартанском обществе формировались в ходе

территориальных захватов. Завоёванное население становилось рабами -

илотами или же, сохраняя личную свободу, облагалось налогом и другими

повинностями, становясь периэками. В Спарте, тем временем, формировалась

«община равных».

Илоты были, скорее всего додорийским населением, которое в

результате завоевания утратило основное средство производства - землю -

ставшую собственностью спартиатов. На этом основывалось порабощение. Вся

земля после завоевания Мессении была разделена на примерно равные наделы и

каждая семья спартиатов получила свой положенный по жребию земельный

участок - «клер» - размером около 25 - 30 га. «... он [Ликург] разделил

Лаконику между периэками, или, иначе говоря жители окрестных мест, на 30

000 участков, а земли, относящиеся к самому городу Спарте - на 9 000

участков, по числу семей спартиатов. Каждый надел был такой величины, чтобы

приносить по семидесяти медимнов ячменя на одного мужчину и по двенадцать

на женщину и соразмерное количество жидких продуктов»[14] До периода

разложения спартанского строя (конец IV-III вв до н.э.) клеры только

наследовались, продавать или дарить их запрещалось. Существование

стабильной системы землевладения, основанной на сторогом соответствии между

числом полноправных граждан и числом наделов, способствовало оформлению

«общины равных», существование которой стало одной из характерных

отличительных черт спартанского государства. Изменение такой системы

землепользования (в IV в до н.э. эфор Эпитадей узаконил свободную предачу

клеров, хотя только по завещанию и только среди спартиатов) привело к

обогащению одних спартанских родов и обнищанию других, что послужило

выделению деклассированного элемента и разложению спартанского строя.

К участку прикреплялись илоты, местные жители - непосредственные

сельхозпроизводители, которым, под контролем специально уполномоченных лиц,

надлежало вести хозяйство на клере. Так как спартиатам длительное

пребывание на участке было запрещено - они находились постоянно в состоянии

боевой готовности в Спарте - илоты продолжали вести своё хозяйство,

отдавая определенную часть продукции - апофору - государству, не считались

частной собственностью спартиатов и не подвергались непосредственной

эксплуатации. Сначала размер подати составлял половину урожая. После второй

Мессенской войны была установлена определенная норма. Ежегодная подать в

виде масла, вина, плодов и сыра указывает, что часть клера была занята

культурами, которые требовались государству. Кроме того, илоты выпасали

скот и иногда участвовали в военных действиях: охраняли провиант, строили

лагеря, выносили мертвых и раненых с поля боя. В бою их выставляли в

качестве заслона впереди войска, подставляя по первый удар врага. [15]

Только государство обладало властью над жизнью и смертью илотов.

Право собственности на землю и население было основано на завоевании.

В целях подавления сопротивления илотов организовывались криптии - дни, в

которые самые сильные из илотов умерщвлялись спаритатами. «Днем они

[спартанская молодежь] отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью,

покинув свои убежища, умерщвляли илотов, каких захватывали по дорогам.

Нередко они обходили поля, убивая самых крепких и сильных илотов.»[16] Цель

таких тайных убийств - подавление возможного сопротивления илотов. Ежегодно

каждому из илотов полагалось определенное количество палочных ударов, даже

если он не совершил ни какой провинности. Более того, когда они переходили

норму физической силы, которая подобает рабу, их наказывали смертью и на их

хозяев налагали штраф за то, что они не сумели задержать физическое

развитие илотов.[17]

Хотя государство всеми силами старалось предотвратить восстания

илотов, проводя ежегодные криптии, запрещая им ночью выходить из своей

хижины и под угрозой наказания смертью приближаться к Спарте, сопротивление

захватчикам продолжалось.

Таким образом, в Спарте сложился отличный от других греческих полисов,

использовавших труд привозных рабов, механизм эксплуатации зависимого

населения, большое численное превосходство которого требовало наличия

сильного аппарата принуждения и постоянной боевой готовности от всех членов

полиса.

Другой вид зависимого населения - периэки - жители автономных общин

торгово-ремесленного характера, расположенных на морском побережье и по

западному склону Парнона, а также в области Скиритис - в северной части

Лаконской долины. Земли периэков были ограничены от земель населенных

илотами. Эфор пишет, что первоначально периэки были равноправны со

спартиатами, но царь Агис лишил их политических прав и сделал данниками.

Возможно, они были не сразу включены в состав Спартанского государства и

находились до этого на положении союзников спартанской военной общины,

которая позднее подчинила их себе.[18] Периэки продолжали вести своё

хозяйство и сохранили личную свободу, но, кроме уплаты податей, должны были

выставлять военные отряды тяжело вооруженных гоплитов. Кроме домашнего

хозяйства периэки занимались ремеслами. До второй Мессенской войны среди

них было много ювелиров и золотых дел мастеров. Однако после VII в. до н.

э., после запрета изготовления предметов, связанных с роскошью, ими

изготавливались в основном орудия труда, несложные предметы быта и оружие,

которое в виде подати, собираемой царями, периэки поставляли спартиатам,

получая за это железные деньги, имевшие только внутреннее хождение.[19]

Прибрежные местности Лаконии, заселенные главным образом периэками,

были экономически более развиты, чем внутренние долины. Многие центры

периэков позднее имели ярко выраженный ремесленный характер.[20]

Состав пеиэков был смешанным: ахейским и дорийским. Позже в их число

принимались племена, получившие право жительства в Спарте.

Илоты, получившие за какие-либо заслуги освобождение, также включались

в состав периэков.[21]

Поселения периэков располагались в пограничных районах Спартанского

государства, создавая естественную защиту на подступах к центральным

районам, населенным илотами.

Среди самих завоевателей шел процесс имущественного

расслоения.

«Господствовало страшное неравенство, толпы неимущих и нуждающихся

обременяли город, а все богатства перешли в руки немногих»[22] Ахейская

знать, вошедшая в состав спартанского государства, владела большими

богатствами, прежде всего золотом и серебром. Дорийская верхушка в процессе

завоевания должна была тоже обогатиться, сосредоточив в своих руках большую

часть военной добычи. Плутарх, рассказывая о реформах Ликурга, пишет: «...

он вывел из употребления всю золотую и серебряную монету ...»[23]

После реформ проведенных Ликургом: «зажиточные граждане потеряли

все

свои преимущества, поскольку богатству был закрыт выход на люди...»[24]

С того же времени гражданином Спарты считался только тот человек,

который происходил от родителей граждан, имел клер с илотами, прошел школу

спартанского военного обучения, полностью подчинялся законам спартанского

государства и представителям государственной власти.[25]

Наличие ремесла и обмена способствовало социальному расслоению внутри

спартанской общины. «... Ликург изгнал из Спарты бесполезные и лишние

ремесла...».[26]

В этот период, по-видимому, чтобы ослабить социальную борьбу,

выводится колония на остров Феру. Геродот описывает колонизацию довольно

подробно, указывая как одну из основных её причин - вражду между минийцами,

поселившимися на землях спартиатов после изгнания пеласгами со своих родных

земель. «... лакедемоняне решили принять минийцев ... дали им земельные

наделы и распределили по филам. После этого минийцы тотчас же взяли себе в

жены [спартанок], а привезенных с собой с Лемноса дочерей и сестер выдали

замуж за лакедемонян. Спустя немного времени минийцы стали держаться

высокомерно, требовали себе долю в царской власти и совершали другие

недостойные поступки».(IV, 146 - 147)[27] Но кроме пришлых племен в

колонизации участвовали и «... люди из разных спартанских фил...»[28] Но

колонизация не решила всех проблем.

Примерно в то время была проведена реформа, приписываемая также

Ликургу, полумифическому правителю и герою Спарты (по легенде, приведенной

Плутархом, пифия в Дельфах назвала его «боголюбезным, скорее богом, нежели

человеком». (V)) [29].

Ликург, как передает традиция, ввел нового деления на «обы».

«Разделить народ на филы и обы»[30](VI) - гласил дельфийский оракул.

Древнее родовое деление на три дорийских филы: диманов, памфилов и

гиллеев, было заменено делением на «обы», в основе которого лежал

территориальный принцип.

Вся территория Лаконии разделилась на большое количество «обов»,

представлявших собой небольшие административно - территориальные округа.

Такая система была связана с новым, пятичленным делением самих

спартиатов, Спарта состояла из пяти поселков («комай»). Которые так и не

образовали единого целого.

Замкнутость родовых группировок, в связи с медленным развитием

производительных сил, почти не разрушилась, что препятствовало оформлению

Спарты как рабовладельческого полиса.

Над усложненным родовым строем надстраивалась примитивная

государственная организация.[31]

Таким образом, на классобразование в Спарте сильное влияние оказало

завоевание территорий. Процесс разложения родовой общины у спартиатов

замедлился, сдерживаемый походной жизнью. Основной же причиной замедления

этого процесса явилась необходимость держать в повиновении илотов.

Для этой цели старым родоплеменным органом управления нужно было

приспособиться к сложившимся условиям.

Реформы Ликурга, приспособив многие стороны жизни спартиатов к

постоянной боевой готовности, помогли решить основную задачу - сохранить

приблизительное равенство в коллективе завоевателей (во избежание раскола

внутри него) и удержать в повиновении покоренные массы. Изменения в

экономике Спарты: изъятие золотой и серебряной монеты, запрет ремёсел,

упразднение внутренней торговли, позволили сформироваться «Общине равных»

схожих по материальному положению граждан.

Государство заботилось об обеспечении сограждан всем необходимым, но в

тоже время контролировало размер взимаемой с илотов продукции, не давая

возможности разбогатеть кому-либо из спартиатов, лишив их права продажи

земли, илотов и осуществляя время от времени передел клеров.

Деление земли после II - ой Мессенской войны на клеры, приписываемое

тому же царю остановило рост имущественного расслоения и отодвинуло период

выделения обезземеленных граждан - гипомейонов.

Таким образом, в результате завоевания в спартанском обществе

классического периода (VII - V вв до н.э.) сложилось три основные класса.

Класс порабощенного населения - илотов, положение которых отличалось

от положения рабов в других полисах с точки зрения экономической, но в

политическом отношении соответствовало.

Периэки представляли зависимое население - схожее с классом мелких

землепользователей и ремесленников соседних полисов.

Аристократическая «община равных», не участвовавшая в производстве

материальных ценностей, представляла класс эксплуататоров, пользовавшихся

продуктами труда илотов и периэков. Основная цель «равных» - завоевание

новых земель и удержание в повиновении уже завоеванных масс населения.

В итоге можно сказать, что Спарта обрела свои характерные черты в

политической и общественной жизни в процессе завоевания земель и

ожесточенной непрекращающейся борьбы между илотами и гражданами.

2. Политический строй государства Спарта

1 Царская власть

В период завоевания дорийцы представляли собой военно-племенные

объединения, возглавляемые патриархальной знатью и находившиеся еще в

условиях родоплеменного строя. Институты власти, сложившиеся при военной

демократии и не соответствующие нуждам оформлявшегося рабовладельческого

полиса, приспособились к новым требованиям и сохранились в Спарте как в

«музее исторических окаменелостей» , по выражению К.М. Колобовой.

Государственными институтами Спарты являлись:

апелла - собрание граждан полиса.

герусия - совет старейшин.

эфорат - коллегия 5-ти выборных лиц.

два архагета - царя.

В Спарте классического периода (VII - V вв до н.э.) сложилась

своеобразная система управления государством.

Архит Тарентский в сочинении «О законе и справедливости» считает, что

спартанская государственная организация гармонически сочетает в себе

элементы трех политических режимов: монархии, олигархии и демократии.[32]

Монархический элемент - царская власть. Ведущей роли в управлении

государством она не играла. Оба царя, архагета, как вожди времен военной

демократии являлись «верховными главнокомандующими» армией и исполняли

жреческие функции: «... в походе царь не имеет других обязанностей, кроме

обязанностей жреца и военачальника...»[33]

Царей чтили как героев. В общественной жизни они пользовались

привилегиями и почетом.

«Особые же почести и права спартиаты передоставляли своим царям вот

какие: обе жреческие должности - Зевса Лакедемонского и Зевса Урания (бога

неба) и даже право вести войну с любой страной. Ни один спартиат не смеет

им противодействовать, в противном случае подлежит проклятию. Сотня

отборных воинов служит им в походе телохранителями. Жертвенных животных

цари могут брать с собой в поход сколько угодно: от каждой жертвы они

получают шкуру и спинную часть мяса. Таковы были особые преимущества

царей во время войны.(VI, 58)[34]

В мирное время царям полагались особые преимущества. Во время

жертвоприношений от имени царь восседал на 1-ом месте на жертвенном

пиршестве; по сравнению с остальными участниками им первым подносят

угощения и в двойном количестве. При возлиянии царям полагался первый кубок

и шкура жертвенного животного. В 1-ый и 7-ой дни начала месяца община

доставляет отборное животное, а затем лаконский медимн ячменной муки и

лаконскую четверть вина. На всех состязаниях царям принадлежат особые

почетные места. Им поручают назначить проксенами любого из граждан и

выбирать по 2 пифия (послов в Дельфы, которые обедают вмете с царями на

общий счет). Если цари не являлись на пиршество, то им посылают на дом 2

хеника ячменной муки и по котиле вина каждому. А когда они приходят [на

пир], то им подают все кушания в 2-ном количестве. Такой же почет оказывают

им и частный гражданин, приглашая к обеду.

Посмертные же почести царей вот какие. О кончине царя всадники

сообщали во все концы Лаконии, а женщины ходят вокруг города и бьют в

котлы. Лишь только раздаются эти звуки, в каждом доме 2-е свободных людей -

мужчина и женщина - должны облечься в траур. Тех, кто не подчинялся этому

приказу, ожидало суровая кара... Всякий раз, когда умирал царь лакедемонян,

на погребении обязано присутствовать, кроме спартиатов, так же определенное

число периэков. Много тысяч периэков, илотов и спартиатов вместе с женами

собирались [на погребение] они яростно били себя в лоб, поднимали громкие

вопли и при этом причитали, что покойный царь был самым лучшим из царей.

Если же смерть постигла царя на поле боя, то в его доме устанавливали

изображение покойного на устланное [цветами] ложе, выносили [для

погребения]. После погребения царя на 10 дней закрыт суд и рынок, а так же

не бывают собрания по выборам должностных лиц, но в эти дни все

лакедемоняне в трауре.

После кончины царя его наследник, вступая на престол, прощает

спартиатам все долги царю или обещания. (VI, 51-60)[35]

Ксенофонт в «Лакедемонской политии» описывает примерно ткие же

взаимоотношения между царями и общиной граждан, добавляя некоторые

подробности о отношениях сложившихся между царями и эфорами. «При появлении

царя встают все, кроме эфоров, которые продолжают сидеть на своих стульях.

Эфоры же и царь ежемесячно обмениваются клятвами: эфоры присягают от лица

полиса, царь - от своего имени .. клянется править сообразуясь с законами,

установленными в государстве, а полис обязуется сохранять царскую власть

неприкосновенной, пока царь верен своей клятве. Таковы почести, воздаваемые

царю в Спарте... Они лишь немного отличаются от почестей, оказываемых

частным лицам. Действительно, Ликург не желал ни внушать царям стремление к

тирании, ни возбудить зависть сограждан к их могуществу. Что касается

почестей, воздаваемых царю после смерти, то из законов Ликурга видно. Что

лакедемонских царей чтили не как простых людей, но как героев.»[36]

В обязанности только царей входили решения по некоторым вопросам.

«Только одним царям было дано право выносить решения по следующим делам: о

выборе мужа для дочери-наследницы и общинных дорогах (охрана

безопасности)... если кто пожелает усыновить ребенка, то должен это делать

в присутствии царей. Цари также заседали в совете 28 геронтов... каждый

имел 2 голоса».[37]

Однако Фукидид считает неправильным представление о том, что

лакедемонские цари при голосовании имели 2 голоса каждый, по его мнению

давался на самом деле 1 голос. (I, 20)

В герусии цари председательствовали. «Высшая власть в совещаниях

должна принадлежать богоподобным царям... после них - старцами -

геронтам...»[38]

Цари Спарты были крупными землевладельцами. Помимо земельных

участков, выделенных им на землях периэков, они владели плодородными

участками, выделенными из государственных земель.[39] Кроме того, им

полагались описанные выше приношения «от народа»: жертвенные животные,

вино, ячменная мука, т.е. содержание царского дома во многом основывалось

на натуральных поставках спартанской общины. Как военачальникам им

полагалась часть военной добычи, в то время как остальная добыча

становилась собственностью всей общины.[40]

Одновременное правление двух царей, происходивших из рода Агиадов и

Эврипонтидов, можно объяснить тем, что знать ахейского общества,

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.