бесплатно рефераты
 

Наука и культура первой половины XIX в.

Ледовитого океанов, Аляску, нижнее течение Амура. В 1845 г. было создано

Русское географическое общество, одно из старейших географических обществ

мира. Оно внесло крупный вклад в изучение географии России и других стран.

Настоящий переворот в научных представлениях о природе пространства

совершил профессор Казанского университета И.И.Лобачевский, открыв новую

геометрическую систему, получившую название неевклидовой геометрии (1826).

Это открытие ученого создавало предпосылки для обоснования математических

концепций современной физики.

Развитию технической мысли способствовал рост промышленности. В

области электротехники физик, академик Петербургской Академии наук

В.В.Петров (1761-1834), демонстрировавший в 1802 г. явление вольтовой дуги,

выдвинул идею о ее практическом применении для сварки и плавлений металлов.

П.Л.Шиллинг (1786-1837) сконструировал и осуществил в1832 г. в Петербурге

первую линию электромагнитного телеграфа. Б.С.Якоби (1801-1874) успешно

работал в области создания электродвигателя и основ гальванотехники.

Практический опыт, накопленный русской металлургией, послужил основой для

появления в этой области крупных специалистов. Выдающимся металлургом был

П.П.Аносов (1799-1851). Сделанные им открытия положили начало металлургии

высококачественной литой стали. Он раскрыл утерянный в середине века секрет

изготовления булатной стали. В 30-е годы на Нижнетагильском

металлургическом заводе крепостными механиками Е.А и М.Е. Черепановыми

(отец с сыном), была построена паровая железная дорога. Быстрое развитие

текстильной, в первую очередь хлопчатобумажной, промышленности

содействовало успехам в химии. С именами профессоров Казанского

университета Н.Н.Зинина (1812-1880), А.М.Бутлерова (1828-1886) связано

создание химической школы, давшей науке много талантливых исследователей.

Русская наука первой половины XIX в. имела значительные успехи в

развитии медицины, в частности в хирургии. Н.И.Пирогов (1810-1881),

профессор Медико-хирургической академии, стал основоположником военно-

полевой хирургии, анатомо-эксперементального направления в этой области

медицины. В период Крымской войны он впервые применил наркоз при операции

на поле боя, неподвижную гипсовую повязку. Четырехтомный атлас Н.И.Пирогова

“ Типографическая анатомия” получил мировую известность.

Общественные науки в первой половине XIX в., несмотря на зависимость

от официальной идеологии и политики, отразили в своем развитии социально-

экономические противоречия предреформенного времени. Это нашло выражение в

обращении экономической науки к конкретному исследованию процессов,

происходивших в экономике России. Интерес к отечественной истории,

усиливавшийся в это время, был закономерным явлением национального

самосознания. “ Никогда изучение русской истории не имело такого серьезного

характера, какой приняло оно в последнее время, - писал В.Г.Белинский. - Мы

вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и

намекнуло нам о нашем будущем”. 1

Событием не только в исторической науке, но и общественно-культурной

жизни России в целом стали первые восемь томов “Истории государства

Российского” Н.М.Карамзина (1766-1826), вышедших в свет в 1818 г. Герцен

впоследствии писал, что эта книга “весьма содействовала обращению умов к

изучению отечества”. 2 К первой половине XIX в. относится научная

деятельность крупнейшего ученого- медиевиста3 Т.Н.Грановского (1813-1855).

В это время начинает свою исследовательскую работу в области российской

истории С.М.Соловьев (1820-1879), научные труды которого связаны с

развитием одной из ведущих школ отечественной историографии —

государственной школой.

С 1832 г. в Академии наук присуждались Демидовские премии за научные

изобретения, фундаментальные работы в различных областях знаний. Это было

значительной материальной поддержкой и моральным вознаграждением нелегкого

труда ученых. Фонд этой премии, существовавший до 1865 г., был учрежден

одним из крупнейших русских промышленников П.Н.Демидовым.

2.3 Общественно-политическая мысль.

XIX век- время серьезных изменений в сознании людей, развития

общественно- политической мысли. Ускорение темпа жизни, внутренние и

внешнеполитические события несомненно влияли на этот процесс.

Отечественная война 1812 г. усилила идейное размежевание в русском

обществе, привела к росту настроений против существовавших в России

порядков, при которых русский народ, отстоявший независимость страны,

продолжал оставаться в крепостной зависимости. “Для того ль освободили мы

Европу, чтобы наложить цепи на себя? Для того ль дали конституцию Франции,

чтобы не сметь говорить о ней, и купили первенство между народами, чтобы

нас унижали дома?” - эти слова декабриста А.А.Бестужева выражали мысли

многих прогрессивных людей России.1

Отношение к крепостничеству и самодержавию было стержневым вопросом

идейной борьбы первой половины XIX века. В общественном сознании мысль о

самодержавии как наиболее приемлемой форме политической власти в России

была очень распространенной. Попытки М.М.Сперанского высказать идею об

ограничении самодержавной власти (“План государственных преобразований”

1809 г.) оказались безуспешными. Н.М. Карамзин в “Записке о древней и новой

Руси” (1811) писал, что “самодержавие - есть палладиум России”, оно

“основало и воскресило страну и всегда было главным условием ее

политического существования”. Один из деятелей декабристского движения

Г.С.Батенков, человек широко образованный, автор проектов политического

переустройства, писал, что “не дозрели люди до республики, по обширности

государства, по опыту тысячи лет и по нравам нашим республиканское

правление нам не свойственно, по крайней мере - для перехода нужна

монархия”. 2

Декабристы первыми предприняли попытку свергнуть крепостничество и

самодержавие в России революционным путем. Большая роль в их общественных

воззрениях отводилось просвещению как силе, способствующей общественному

прогрессу. Но в отличие от просветителей XVIII в. они считали прогресс

несовместимым с крепостным правом.

Вторая четверть XIX в. - время осмысления политических и социальных

вопросов, поднятых декабристами, а также поисков путей их решения.

Общественная мысль стремилась к выработке понимания таких проблем как

роль народа в общественном движении, Россия - Запад и отношение к

западноевропейскому политическому и социальному устройству. Наряду с

главным вопросом - отношением к крепостничеству и самодержавию - решение

этих проблем вело к появлению различных течений общественной мысли и их

размежеванию.

С осмыслением важнейших социально - политических вопросов связан

повышенный интерес в России к немецкой классической философии. Диалектика,

идея развития, становилась знамением антифеодальных сил. В 30-40-е годы

произведения Фихте, Шиллинга Гегеля были широко известны в среде

интеллектуальной молодежи, изучались в университетских кружках.

“Брожение умов” заставило правительство искать пути усиления

идеологического влияния на умственную, идейную жизнь общества. В середине

30-х годов вырабатываются “коренные начала” официальной идеологии -

самодержавие, православие, народность, - которые должны были сохранить

политическую и социальную стабильность, составить нравственную основу

воспитания в обществе и стать “последним якорем спасения” России. Это было

также “решение” вопроса о крепостничестве и самодержавии с точки зрения

правительства. Положение теории “официальной народности” пропагандировались

в учебниках, лекциях профессоров, в публицистике, литературе. Однако

безраздельно господствовать в умах, на что рассчитывали сторонники этой

теории, она уже не могла.

П.Я.Чаадаев (1794-1856) одним из первых подверг официальную идеологию

уничтожающей критике. Его “Философическое письмо”, опубликованное в 1836 г.

в журнале “Телескоп”, было, по словам Герцена, подобно “выстрелу,

раздавшемуся в темную ночь”, оно “потрясло всю мыслящую Россию”. Чаадаев

пытался по-своему решить “проклятые вопросы” эпохи, поставленные

декабристами, смог пробудить общественное мнение о судьбах России. Но в

отличие от официальных политиков и идеологов (А.Х.Бенкендорф, С.С.Уваров)

Чаадаев нигилистически оценивал историю России, пессимистически смотрел на

ее настоящее, а будущее видел только в приобщении к европейской цивилизации

на основе католической религии. Именно тезис - только через католицизм

возможен путь к социальному и культурному возрождению - был отвергнут

фактически всем мыслящим русским обществом.

Однако “Письмо” Чаадаева стало катализатором умственного движения,

заставляло задумываться над вопросами, которые он поставил. Чаадаев создал

философскую концепцию русской истории, и его идеи восприняли и пытались

интерпретировать многие из последующих русских мыслителей.

Мысль о необходимости социально- политических преобразований прочно

входит в общественное сознание, формирующиеся в 30-40-е годы течения

общественной мысли - западничество, славянофильство, утопический социализм,

— различаясь по степени радикализма, философской основе, исходили из

неизбежности социальных преобразований для дальнейшего движения общества

вперед.

40-е годы XIX в. явились ”замечательным десятилетием” в развитии

общественной мысли и духовной культуры в целом. Из тайных организаций

обсуждение животрепещущих вопросов переносилось в более широкую среду

интеллигенции, университетского студенчества, на страницы журналов. Одним

из “условий общественной жизни”, как писал “Современник”, становились

публичные лекции в университетах; своеобразным общественно - культурными

центрами были литературные салоны в столичных и некоторых провинциальных

городах. В одном из таких широко известных салонов- в доме А.П.Елагиной в

Москве происходили знаменитые споры славянофилов и западников о путях

развития России.

Западничество и славянофильство были течениями раннего русского

либерализма и знаменовали собой формирование либерально - буржуазной

идеологии в России. К западничеству (признается известная условность этого

понятия) принадлежали историки и правоведы Т.Н.Грановский и С.М.Соловьев,

Б.Н.Чичерин и К.Д.Кавелин, публицисты В.П.Боткин, П.В.Анненков и др. Вместе

с западниками в идейных спорах со славянофилами выступали В.Г.Белинский и

А.И.Герцен, выработавшие в этих дискуссиях свою революционную концепцию.

Западники были сторонниками конституционной монархии, буржуазных

преобразований в России, которые могли осуществится, по их мнению, путем

реформ.

Славянофилы (А.С.Хомяков, К.С. и И.С.Аксаковы, П.В. и И.В. Киреевские,

Ю.Ф.Самарин и др.) выступали, в отличие от западников, за принципиально

иной путь развития России, нежели западноевропейский. В основе его лежали

самобытные нравственно - религиозные начала допетровской Руси, к

возрождению которых призывали славянофилы. Они были убежденными

противниками революции, но, как и западники, отстаивали мирный путь

социальных преобразований, прежде всего отмены крепостного права. В период

подготовки реформы 1861 г. западники и славянофилы составили единый

либеральный лагерь.

Существенно важным для развития национального самосознания были идеи

славянофилов о национальном характере культуры, некритическом отношении к

иностранным влияниям (А.С.Хомяков. “О возможности русской художественной

школы”. 1847 г.) .

К 30-м годам относится развитие идей утопического социализма. В России

он распространялся в форме крестьянского или общинного социализма

(А.И.Герцен), его особенностью было признание приоритета революционных

методов борьбы. Именно здесь шел поиск путей по преодолению ограниченности

дворянской революционности (борьба для народа, но без народа) и

просветительских идей всеобщего благоденствия. В 40-50-е годы XIX в.

формируется революционный демократизм. Оставаясь в рамках утопического

социализма, он являлся идеологией, выражавшей интересы крестьянства.

В общественном сознании продолжали жить взгляды на просвещение как

средство обновления и улучшения жизни. Декабрист Н.А.Крюков показал на

следствие: “Чувствуя вполне бедственное состояние рабства и невежества,

более и более убеждался в том, что одно лишь общее просвещение может

сделать государство благополучным”. Белинский в конце 40-х годов XIX в. в

своем знаменитом письме к Гоголю продолжал утверждать, что “Россия видит

свое спасение в успехах цивилизации, просвещения, гуманности”.1

Многие защитники идеи просвещения народа отнюдь не выступали за

коренные преобразования в России. Московское общество сельского хозяйства,

например, тоже ставило вопрос о необходимости предоставления крестьянам

элементарного сельскохозяйственного образования, по его инициативе в 1845

г. был создан Комитет грамотности. Но его члены не были сторонниками ни

политических, ни социальных изменений. Революционные демократы общественные

преобразования считали необходимыми, а путь их видели не только в

просвещении, но и в революционном свержении существующего общественного

строя.

2.4. Художественная культура

Для художественной культуры первой половины XIX в. были характерны

быстрая смена идейно - художественных направлений по сравнению с

предшествующим временем, одновременное сосуществование разных

художественных стилей.

В художественном сознании первых десятилетий XIX в. происходил

постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в

основе эстетики классицизма, когда мотивами действий героя были прежде

всего гражданский долг и общественное служение. Усиливается внимание к

человеку, его внутреннему миру; чувство, а не долг, становится

побудительным источником его поступков.

Основное направление в художественной культуре первых десятилетий XIX

в. — романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны

1812 г. Сутью романтического искусства было стремление противопоставить

реальной действительности обобщенный идеальный образ. Русский романтизм

неотделим от общеевропейского, но его особенностью был ярко выраженный

интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение

сильной, свободной личности.

Внимание к отечественной истории было характерно для художественной

культуры в целом. К исторической тематике обращались многие писатели,

поэты, композиторы. Отечественная история была предметом раздумий

А.С.Пушкина, особенно в последний период его творчества(“Борис Годунов”,

“Капитанская дочка”, “Медный всадник”, “Арап Петра Великого”, “История

пугачевского бунта”). С осмыслением исторического прошлого России связаны

споры вокруг “Философского письма” П.Я.Чаадаева. Пушкин был одним из тех,

кто не принял нигилистическую оценку Чаадаева отечественной истории. В

письме к нему поэт писал: “Что же касается нашей исторической ничтожности,

то я решительно не могу с вами согласиться ... Я далеко не восторгаюсь

всем, что вижу вокруг себя ... но клянусь честью, что ни за что на свете я

не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории

наших предков, такой, какой нам Бог ее дал”1 .

В русской литературе возникновение романтизма связано с именем

В.А.Жуковского (1783-1852). Его баллады (“Людмила”, “ Светлана” и др.),

исполненные гуманности и высокого человеческого достоинства, дали русской

поэзии “душу и сердце, составили целый период нравственного развития нашего

общества. Воздействие Жуковского на читающую публику было безмерно велико и

безмерно благодетельно”, как писал В.Г.Белинский. 2 Развитие лирики от

элегически мечтательной до глубоко гражданской, проникнутой чувством борьбы

”за угнетенную свободу человека”, бело характерной чертой романтической

поэзии.

К.Ф.Рылеев (1795-1826), осуждавший Жуковского за мистицизм,

“мечтательность, неопределенность в какую-то туманность”, сам являлся

ярчайшим представителем гражданского романтизма. Его лирика пронизана

идеями высокого служения и насыщена политическими ассоциациями (“Думы”,

поэмы “Войнаровский”, “Наливайко”). Призывая собратьев по перу употребить

все усилия, чтобы “осуществить в своих писаниях идеалы высоких чувств,

мыслей и вечных истин”, Рылеев показывал пример служения обществу своим

творчеством и готовность пожертвовать жизнью ”для пробуждения спящих

россиян”. Имея в виду себя и своих единомышленников - декабристов, поэт

устами руководителя крестьянско-казацкого восстания конца XVI в. Северина

Наливайко восклицал:

“Известно мне: погибель ждет

Того, кто первый восстает

На утеснителей народа;

Судьба меня уж обрекла.

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода ?”1

В русле романтического движения закладывались основы русского

исторического романа (А.А.Бестужев-Марлинский, М.Н.Загоскин), формировалось

понимание национальной самобытности и народности литературы. Поэты-

романтики много сделали для художественного перевода. По существу, они

впервые познакомили русского читателя с произведениями современных

западноевропейских и античных писателей. В.А.Жуковский был талантливым

переводчиком произведений Гомера, Байрона, Шиллера. До сих пор мы читаем

“Илиаду” в переводе Н.И.Гнедича.

Важнейшая проблема национальной культуры, в частности литературы, -

народность художественных произведений, эволюция самого этого понятия.

Поиск сущности народности первоначально связывался с растущим интересом к

отечественной истории. По мнению Н.М.Карамзина, ключ к пониманию

самобытности русской литературы надо искать в истории, что и определило

широкое развитие исторического жанра в искусстве романтизма. Народность в

этот период отождествлялась с национальной самобытностью, т.е. с

особенностями уклада народной жизни, быта, костюма и т.д.

Идейные искания 30-40-х годов все более находили отражение в глубоком

осмыслении понятия “народность”. Если официальная народность исходила из

“беспредельной преданности и повиновения самодержавию”, то в понимании

передовых деятелей культуры народность означала “верность изображения

картин русской жизни”

Развивая и углубляя понятие народности литературы, классики русской

критики в качестве необходимого ее условия считали соответствие

изображаемого писателем в своих произведениях жизненной праве. По мнению

В.Г.Белинского, истинно народное произведение то, которое отвечает

объективным интересам народа. Отражая реальную, тяжелую жизнь простых

людей, художественное произведение должно призывать к борьбе за ее

изменение. Этот тезис стал одним из главных положений революционно -

демократической эстетики.

В последние предреформенные десятилетия развитие художественной

культуры характеризовалось движением от романизма к реализму. В литературе

этого движение связанно с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

В развитии русской национальной литературы и культуры в целом роль

А.С.Пушкина (1799-1837) огромна. Прекрасно выразил это Гоголь: “При имени

Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... Пушкин есть

явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это

русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести

лет”. 1

Как человек и художник Пушкин формировался в переломную эпоху русской

истории, в период становления дворянской революционности (первое

стихотворение Пушкина “К другу стихотворцу” было напечатано в1814 г.). Его

творчество — закономерный итог в художественном осмыслении жизненных

проблем, стоявших перед Россией со времени Петра I до декабристов. С

Пушкина началось последующее развитие русской литературы. С его творчеством

связаны утверждение современного литературного языка, начало реализма в

литературе как художественного направления. “Евгений Онегин” Пушкина был

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.