бесплатно рефераты
 

Лекции по курсу истории Отечества

обладавшей к тому же сильной сухопутной армией, мощным военно-морским

флотом и талантливыми военачальниками. Это позволило России с одинаковым

успехом вести войну на суше и на море, причем добиваться побед над

превосходящим по численности противником. В течение первых трех лет войны

османским войскам не удалось одержать ни одной победы, они оставили

Хотин, Яссы, Бухарест, Измаил и другие крепости на Дунайском театре

военных действий. Два из многочисленных поражений османов были особенно

сокрушительными. Первое, 25-26 июня 1770 г., когда русская эскадра,

обогнув Европу, появилась в Средиземном море и под Чесмой одержала

блистательную победу. Запертые в бухте все неприятельские корабли, за

исключением одного, были сожжены. Османская армия насчитывала 150 тыс.

человек при 150 орудиях, в то время как у Румянцева было 27 тыс. человек и

118 орудий. Тем не менее, русские войска нанесли османам сокрушительное

поражение - те потеряли весь обоз и всю артиллерию. Становилось очевидным,

что цель, ради которой Порта начала войну, не будет достигнута. Более

того, ей предстояло пойти на территориальные уступки. Россия предприняла

мирную инициативу, которая, однако, не встретила поддержки у султанского

правительства.

К продолжению войны Османскую империю толкала прежде всего Франция,

согласившаяся продать ей свои корабли для восстановления флота,

утраченного в Чесменском сражении. Главным пунктом разногласий был вопрос

о судьбе Крыма - Османская империя отказывалась предоставить ему

независимость, в то время как Россия настаивала на этом. Военные действия

возобновились, причем протекали в условиях, когда Россия была охвачена

крестьянской войной. Русским войскам под командованием А.В. Суворова в

июне 1774 г. удалось разгромить османов при Козлудже. Противник согласился

возобновить переговоры. Царское правительство тоже было заинтересовано

в незамедлительном окончании войны, с тем чтобы освободившиеся силы

бросить на подавление народного движения внутри страны. 10 июля 1774 г.

переговоры в болгарской деревне Кючук-Кайнарджи завершились подписанием

мирного договора.

По Кючук-Кайнарджийскому миру к России переходили Керчь, Еникале и

Кинбурн, а также Кабарда. Россия получила право на строительство военно-

морского флота на Черном море, ее торговые корабли могли беспрепятственно

проходить через проливы, Молдавия и Валахия, хотя формально и оставались

под властью Османской империи, но фактически находились под протекторатом

России. Султанский двор, являвшийся инициатором войны, обязался уплатить

России контрибуцию в 4,5 млн. руб. Два итога напряженной войны имели для

России огромные последствия: плодородные земли Северного Причерноморья

стали объектом хозяйственного освоения; Крым, откуда в течение многих

столетий ханы совершали грабительские набеги, перестал быть вассалом

Османской империи, что укрепило безопасность южных границ России.

Семинар №9. Россия в первой половине XIX века.

Вопрос №1. Россия в начале XIX века. Начало царствования Александра I.

Сразу после рождения Александр был взят у родителей своей бабкой

императрицей Екатериной II, которая намеревалась воспитать из него

идеального государя, продолжателя своего дела. В воспитатели к Александру

по рекомендации Д. Дидро был приглашен швейцарец Ф. Ц. Лагарп,

республиканец по убеждениям. Великий князь рос с романтической верой в

идеалы Просвещения, сочувствовал полякам, лишившимся государственности

после разделов Польши, симпатизировал Великой французской революции и

критически оценивал политическую систему российского самодержавия.

Екатерина II заставила его прочитать французскую Декларацию прав человека и

гражданина и сама растолковала ему ее смысл. Вместе с тем в последние годы

царствования бабки Александр находил все больше несоответствий между

декларируемыми ею идеалами и повседневной политической практикой. Свои

чувства ему приходилось тщательно скрывать, что способствовало формированию

в нем таких черт, как притворство и лукавство. Это отразилось и на

взаимоотношениях с отцом во время посещения его резиденции в Гатчине, где

царил дух военщины и жесткой дисциплины. Александру постоянно приходилось

иметь как бы две маски: одну для бабки, другую для отца. В 1793 его женили

на принцессе Луизе Баденской (в православии Елизавета Алексеевна), которая

пользовалась симпатией русского общества, но не была любима мужем.

Считается, что незадолго до своей смерти Екатерина II предполагала

завещать Александру престол в обход сына. По-видимому, внук был в курсе

этих ее планов, но принять престол не согласился.

После воцарения Павла положение Александра еще более осложнилось, ибо ему

приходилось постоянно доказывать подозрительному императору свою

лояльность. Отношение же Александра к политике отца носило резко

критический характер. Именно эти настроения Александра способствовали его

вовлечению в заговор против Павла, но на условиях, что заговорщики сохранят

его отцу жизнь и будут добиваться лишь его отречения. Трагические события

11 марта 1801 серьезно повлияли на душевное cостояние Александра: чувство

вины за смерть отца он испытывал до конца своих дней.

Александр I взошел на российский престол, намереваясь осуществить

радикальную реформу политического строя России путем создания конституции,

гарантировавшей всем подданным личную свободу и гражданские права. Он

сознавал, что подобная «революция сверху» приведет фактически к ликвидации

самодержавия и готов был в случае успеха удалиться от власти. Однако он

также понимал, что нуждается в определенной социальной опоре, в

единомышленниках. Ему необходимо было избавиться от давления как со стороны

заговорщиков, свергнувших Павла, так и поддерживавших их «екатерининских

стариков». Уже в первые дни после воцарения Александр объявил, что

управлять Россией будет «по законам и по сердцу» Екатерины II. 5 апреля

1801 был создан Непременный совет — законосовещательный орган при государе,

получивший право опротестовывать действия и указы царя. В мае того же года

Александр внес на рассмотрение совета проект указа о запрещении продажи

крестьян без земли, но члены Совета дали понять императору, что принятие

подобного указа вызовет брожение среди дворян и приведет к новому

государственному перевороту. После этого Александр сосредоточил свои усилия

на разработке реформы в кругу своих «молодых друзей» (В. П. Кочубей, А. А.

Чарторыйский, А. С. Строганов, Н. Н. Новосильцев). Ко времени коронации

Александра (сентябрь 1801) Непременным советом были подготовлены проект

«Всемилостивейшей грамоты, Российскому народу жалуемой», содержавшей

гарантии основных гражданских прав подданных (свобода слова, печати,

совести, личная безопасность, гарантия частной собственности и т. д.),

проект манифеста по крестьянскому вопросу (запрет продажи крестьян без

земли, установление порядка выкупа крестьян у помещика) и проект

реорганизации Сената. В ходе обсуждения проектов обнажились острые

противоречия между членами Непременного совета, и в результате ни один из

трех документов обнародован не был. Было лишь объявлено о прекращении

раздачи государственных крестьян в частные руки. Дальнейшее рассмотрение

крестьянского вопроса привело к появлению 20 февраля 1803 указа о

«свободных хлебопашцах», разрешавшего помещикам отпускать крестьян на волю

и закреплять за ними землю в собственность, что впервые создавало категорию

лично свободных крестьян.

Параллельно Александр осуществлял административную реформу и реформу

образования.

Вопрос №2. Проекты реформ Сперанского М.М.

Сперанский вышел из общественной среды, которой прежние государственные

деятели не знали. Он родился в 1772 г. и был сыном сельского священника

села Черкутина Владимирской губернии. Первоначальное воспитание он получил

в Суздальской духовной семинарии и довершил своё образование в

Петербургской главной семинарии, которая при Павле I была преобразована в

духовную академию. Отлично окончив курс он остался преподавателем академии;

преподавал сначала свой любимый предмет математику, потом красноречие,

философию, французский язык и т.д. Все эти разнообразные предметы он

преподавал с большим успехом. Рекомендованный в домашние секретари князю

Куракину, Сперанский при его протекции поступил в канцелярию генерал -

прокурора, которым тогда и стал это вельможа. Так в 1797г. 25 - летний

магистр богословия преобразился в титулярного советника. Сперанский принёс

в русскую неопрятную канцелярию XVIII века необыкновенно выправленный ум,

способность бесконечно работать (по 48 часов в сутки), отличное умение

говорить и писать. Этим подготовилась его необыкновенно быстрая служебная

карьера. Уже при Павле I он был очень известен. При воцарении Александра I

он был переведён в новообразованный Непременный совет, где в звании статс -

секретаря ему поручено было управлять экспедицией гражданских и духовных

дел. Все важнейшие проекты законов, изданных с 1802 г., были редактированы

Сперанским, как управляющим департаментом министерства внутренних дел.

С1806г. Сперанский и Александр I сблизились.

Сперанский был назначен товарищем министра юстиции и вместе с

императором начал работать над общим планом государственных реформ.

Сперанский был лучшим, даровитейшим представителем старого, духовно -

академического образования. По характеру этого образования он был идеолог

или теоретик, как бы его назвали в наше время. Он был способен к

удивительно правильным политическим построениям, но ему тяжело давалось

тогда понятие действительности. Он и начертил такой план, отличающийся

удивительной стройностью, последовательностью в проведении принятых начал.

Но, когда пришлось осуществлять этот план, ни государь, ни министр никак не

могли подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных средств

России.

По словам Сперанского, "весь разум его плана состоял в том, чтобы

посредством законов учредить власть правительства на началах постоянных и

тем сообщить действию этой власти больше достоинства и истинной силы".

План его излагал основания управления русских сословий перед законом и

новое устройство управления: крестьяне получили свободу без земли,

управление составлялось из тройного рода учреждений - законодательных,

исполнительных и судебных. Все эти учреждения сверху донизу с сельской

волости до вершины управления имели земский выборный характер. Во главе

этого здания стоят три учреждения: законодательное - Государственная Дума,

состоящая из депутатов всех сословий; исполнительное - министерства,

ответственные перед Думой, и судебное - Сенат. Деятельность этих учреждений

объединяется Государственным советом, состоящим из представителей

аристократии, устроенной на подобии английской. Эта аристократия -

блюстительница законов по всем отраслям управления и охранница интересов

народа.

План составился очень быстро: он был начат в конце 1808г. и в начале

октября 1809г. лежал вполне готовый на столе императора.

Этот план не мог быть осуществлён в полном объёме, т. к. Нисколько не

был рассчитан на политические средства страны. Это была политическая мечта,

разом озарившая два лучших светлых ума России.

Но кое - что из этого плана Было осуществлено. Осуществленные части

преобразованного плана Сперанского все относятся к центральному управлению.

3 апреля 1809г. издан был Указ о придворных званиях. Указ 6 августа

1809г. установил порядок производства в гражданские чины коллежского

асессора (8 класс) и статского советника (5 класс). Новый указ запретил

производить в эти чины служащих, которые не имели свидетельства об

окончании курса в одном из русских университетов или не выдержали в

университете экзамена по установленной программе, которая и была приложена

к указу. По этой программе требовалось знание русского языка и одного из

иностранных, знание прав естественного римского и гражданского,

государственной экономики и уголовных законов, знание отечественной истории

и элементарные сведения в истории всеобщей, в статистики Русского

государства, в географии и даже в математике и физике.

Оба указа готовились и были изданы в тайне от высших правительственных

сфер. 1 января 1810г. был открыт преобразованный Государственный совет.

Таким образом устанавливался твёрдый порядок законодательства:

1. Совет рассматривает новые законы по всем отраслям управления;

2. он один их рассматривает;

3. ни один рассмотренный им закон не предаётся исполнению без

утверждения верховной власти.

Этими чертами указывается двоякое значение совета - законодательное и

объединительное: он, во - первых, обсуждает возбуждаемые по всем отраслям

управления законодательные вопросы; во - вторых, объединяет деятельность

всех этих отраслей, сообщая им одинаковое направление. В совете

председательствует сам царь, назначающий и членов совета (35 человек).

Совет состоял из общего собрания и четырёх департаментов -

законодательного, дел военных, дел гражданских и духовных и государственной

экономики.

Была учреждена государственная концелярия с особым отделением для

каждого департамента. Канцелярией руководил государственный секретарь,

которым был назначен Сперанский.

Вслед за Государственным советом были преобразованы по плану

Сперанского министерства, учреждённые 8сентября 1802 года. Сперанский

находил двойной недостаток в этих министерствах: отсутствие точного

определение ответственности министров и неправильное распределение дел

между министерствами. Они били преобразованы двумя актами: манифестом 12

июля 1810г. и 25 июня1811г.

Образовалось 12 министерств вместо 8. Оба акта признавались образцовыми

произведениями нашего законодательства, и административный порядок, в них

установленный, даже в подробностях, действовал очень долго.

Предложено было преобразовать и Сенат. Проект преобразования был

подготовлен г нач. 1811г. и в июни был внесён в Государственный совет.

Проект был основан на строгом разделении дел административных и судебных.

Сенат предложено было преобразовать в два особых учреждения: Сенат

правительствующий, который бы состоял из министерств с их товарищами и

начальниками особых частей управления; и другое под названием Сената

судебного. Особенностью этого судебного Сената была двойственность его

состава: одни члены его назначались от короны, другие выбирались

дворянством.

Возражений против этого проекта в Государственном совете было много.

Реформа не была проведена, хотя большая часть совета высказалась "за" и

государь проект утвердил.

Значит из трёх отраслей высшего управления - законодательной,

исполнительной и судебной - были преобразованы только две первые; третьей

реформа не коснулась. Губернское управление тоже не было преобразовано.

По разным причинам Сперанский был уволен, едва только начали вводится

преобразованные им учреждения. Он получил отставку в марте 1812г. и был

сослан в Нижний Новгород. Его опале были искренне рады в высшем обществе,

что вполне понятно, и со стороны народа, который относился к нему с

ожесточённой озлобленностью, т. к. для упорядочения финансов, законами

2февраля 1810г. и 11 февраля 1812г. были повышены все налоги - иные

удвоены, другие более чем удвоены Так цена пуда соли с 40коп. Была поднята

до рубля; подушная подать с 1руб. - до 3руб. Был введён небывалый прежде

"подоходный прогрессивный" налог, им обложен был доход помещика с земель:

500руб - 1%; более 18 тыс. руб. - 10%. Увеличение налогов и было причиной

недовольства народа против Сперанского, чем и воспользовались его враги.

После ссылки Сперанский был назначен пензенским губернатором, потом

генерал-губернатором Сибири, изучил обширную Сибирь и составил проект

нового её устройства, с которым приехал в Петербург в 1821г. Его

(Сперанского) оставили в Государственном совете хотя он не пользовался

прежним влиянием.

Его назначили составителем свода законов. Он составил "Полное собрание

законов Российской империи", начиная с уложения 1649г.(1803). Это полное

собрание Сперанский и положил в основание действующих законов, так

составился "Свод законов Российской империи", изданный в 1833г. в 15 томах.

Кроме того Сперанский приводил в порядок целый ряд специальных и местных

законодательств: свод военных постановлений в 12 т.; свод законов

остзейских и западных губерний; свод законов Великого княжества

Финляндского.

Работал над законом об освобождении крестьян, но без особого

продвижения.

Умер в 1839г.

Вопрос № 3. Проекты государственного переустройства 20-х гг. XIX в.

Укрепив в результате победы над французами свой авторитет, Александр и во

внутренней политике послевоенного времени предпринял очередную серию

реформаторских попыток. Еще в 1809 было создано Великое княжество

Финляндское, ставшее по существу автономией с собственный сеймом, без

согласия которого царь не мог менять законодательство и вводить новые

налоги, и сенатом (правительством). В мае 1815 Александр объявил о

даровании конституции Царству Польскому, предусматривавшей создание

двухпалатного сейма, системы местного самоуправления и свободу печати. В

1817-18 ряд близких к императору людей (в т. ч. А. А. Аракчеев) занимались

по его приказу разработкой проектов поэтапной ликвидации крепостного права

в России. В 1818 Александр дал задание Н. Н. Новосильцеву подготовить

проект конституции для России. Проект «Государственной уставной грамоты

Российской империи», предусматривавший федеративное устройство страны, был

готов к концу 1820 и одобрен императором, но его введение было отложено на

неопределенный срок. Своему ближайшему окружению царь жаловался, что не

имеет помощников и не может найти подходящих людей на губернаторские

должности. Прежние идеалы все более казались Александру лишь бесплодными

романтическими мечтами и иллюзиями, оторванными от реальной политической

практики. Отрезвляющее воздействие оказало на Александра известие о

восстании Семеновского полка (1820), воспринятое им как угроза

революционного взрыва в России, для предотвращения которого необходимо было

принять жесткие меры. Тем не менее мечты о реформах не покидали императора

вплоть до 1822-23.

Одним из парадоксов внутренней политики Александра послевоенного времени

стало то обстоятельство, что попытки обновления российского государства

сопровождались установлением полицейского режима, позднее получившего

название «аракчеевщины». Ее символом стали военные поселения, в которых сам

Александр, впрочем, видел один из способов освобождения крестьян от личной

зависимости, но которые вызывали ненависть в самых широких кругах общества.

В 1817 вместо Министерства просвещения было создано Министерство духовных

дел и народного просвещения во главе с обер-прокурором Святейшего синода и

главой Библейского общества А. Н. Голицыным. Под его руководством

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.