бесплатно рефераты
 

Культурное строительство в СССР в 20-30 годы

общесоюзных и республиканских газет почти на каждом предприятии, заводе,

шахте, в совхозе выходила своя многотиражная или стенная газета. Книги

издавались более чем на 100 языках мира. Произошла радиофикация страны.

Радиовещание велось 82 станциями на 62 языках. В стране насчитывалось 4

млн. радиоточек. Развивалась сеть библиотек, музеев.

В начале 30-х годов начали проявляться признаки культа личности

Сталина. Одной из первых “ласточек ” была статья К. Е. Ворошилова “Сталин и

Красная Армия”, опубликованная в 1929 г. к пятидесятилетнему юбилею

генсека, в которой, вопреки исторической правде, преувеличивались его

заслуги. Постепенно Сталин становится единственным и непогрешимым

теоретиком марксизма-ленинизма. В этот период подверглись репрессиям ученые-

обществоведы, выступающие за сохранение новой экономической политики. Так,

были арестованы, а в последствии расстреляны, видные русские экономисты А.

В. Чаянов и Н. Д. Кондратьев.

К середине 30-х годов появились новые произведения. Публикуется роман

М. Горького “Жизнь Клима Самгина” (1925-1936). В романе Шолохова “Тихий

Дон” (1928-1940) повествуется проблема человека в революции, его судьба.

Символом героизма и нравственной чистоты стал образ Павла Корчагина – героя

романа Н. Островского “Как закалялась сталь” (1934). Тема индустриализации

отражена в произведения Л. Леонова “Соть”, М. Шагинян “Гидроцентраль”, В.

Катаева “Время вперед”, И. Эренбурга “Не переводя дыхание”. Многие

произведения были посвящены отечественной истории. Это “Петр I” А.

Толстого, “Смерть Вазир-Мухтара” Ю. Тынянова, драма М. Булгакова “Кабала

святош” (Мольер) и “Последние дни” (“Пушкин”)

Блестящие образцы поэзии дали в своем творчестве С. Есенин, А.

Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак. В жанре сатиры успешно работали М.

Зощенко, И. Ильф и Е. Петров. Классикой советской детской литературы стали

произведения С. Маршака, А. Гайдара, К. Чуковского, Б. Житкова.

Росту популярности кино способствовало появление отечественных

звуковых фильмов, первыми из которых были в 1931 году “Путевка в жизнь”

(режиссер Н. Экк), “Одна” (режиссеры Г. Козинцев, Л. Трауберг), “Златые

горы” (режиссер С. Юткевич). Лучшие фильмы 30-х годов рассказывали о

современниках (“Семеро смелых”, “Комсомольск” С. Герасимова), о событиях

революции и гражданской войны (“Чапаев С. и Г. Васильевых, “Мы из

Кронштадта” Е. Дзигана, “Депутат Балтики” И. Хейфеца и А. Зархи, трилогия о

Максиме режиссеры Г. Козинцева и Л. Трауберга). К этому же времени

относятся музыкальные комедии Г. Александрова “Веселые ребята”, “Цирк”.

В 1936 году было учреждено звание народного артиста СССР. Первыми его

были удостоены К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. И.

Качалов, Б. В. Щукин, И. М. Москвин, А. В. Нежданова.

Развивались культурные связи с заграницей. В странах Западной Европы и

Америки выступили Л.В. Собинов, А.В. Нежданова, Н.С. Голованов, труппы

МХАТа, Камерного театра, Студии им. Е. Вахтангова, Квартет старинных

русских инструментов. Заграничные поездки совершили С. Есенин, В.

Маяковский. За рубежом были изданы произведения М. Горького, В.

Маяковского, А. Толстого, В. Иванова, К. Федина, И. Эренбурга, Б. Пильняка,

И. Бабеля. В работе I и II Всемирных конгрессов писателей в защиту культуры

в 1935 году в Париже и в 1937 году в Валенсии участвовали А. Толстой, Б.

Пастернак, М. Шолохов, И. Эренбург, М. Кольцов, В. Вишневский, А. Фадеев.

Возобновлялось членство Российской Академии Наук в международных

организациях. Отечественные ученые участвовали в международных

конференциях, в заграничных научных экспедициях. Первым официальным

выступлением ученых Советской России за границей был доклад Н.И. Вавилова и

А.А. Ячевского на международном конгрессе по борьбе с болезнями хлебных

злаков в 1921 году в США. Развертывались совместные научные исследования:

В.И. Вернадский и молодой тогда Д.В. Скобельцин работали в Радиевом

институте в Париже, В.В. Бартольд участвовал в создании Тюркологического

института в Стамбуле, начал выходить “Германо-русский медицинский

журнал”. Широко был отмен 200-летний юбилей Российской Академии Наук. На

юбилейные торжества приехали более 130 ученых из 25 стран.

Однако, усиление командно-административной системы, ужесточение

контроля вело к сужению объема информации, поступающей из-за границы.

Личные контакты с иностранцами и пребывание за границей становились

поводами для незаслуженных обвинений в шпионаже советских граждан.

Ужесточался контроль за выездом ученых и представителей культуры за

границу.

Огромная работа была проведена по ликвидации неграмотности. В 1913

году Ленин писал: “Такой дикой страны, в которой массы народа настолько

были ограблены в смысле образования, света и знания, - такой страны в

Европе не осталось ни одной, кроме России”.[8] В канун Октябрьской

революции около 68% взрослого населения не умели читать и писать. Особенно

безотрадным было положение деревни, где неграмотные составляли около 80%, а

в национальных районах доля неграмотных достигала 99,5%.

26 декабря 1919 г СНК принял декрет “О ликвидации безграмотности среди

населения РСФСР”, по которому все население от 8 до 50 лет обязано было

обучаться грамоте на родном или русском языке. В декрете предусматривалось

сокращение рабочего дня для обучающихся с сохранением заработной платы,

организация учета неграмотных, предоставление помещений для занятий кружкам

ликбеза, строительство новых школ. В 1920 году была создана Всероссийская

чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, которая существовала до

1930 года при Наркомпросе РСФСР.

Школа испытывала громадные материальные трудности, особенно в первые

годы НЭПа. 90% школ были переведены с государственного бюджета на местный.

В качестве временной меры в 1922 году в городах и поселках городского типа

была введена плата за обучение, которая устанавливалась в зависимости от

обеспеченности семьи. По мере общего улучшения экономического положения

страны росли государственные ассигнования на образование; получила широкое

распространение шефская помощь предприятий и учреждений школам. Все это

позволило государству в августе 1925 года принять декрет ВЦИК и СНК РСФСР

“О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построении школьной

сети”. К 10-летию Октябрьской революции в ряде районов эта задача была

решена. По переписи 1926 года доля грамотного населения выросла вдвое по

сравнению с дореволюционным временем и составила 60,9%. Сохранялся заметный

разрыв по уровню грамотности между городом и деревней – 85 и 55% и между

мужчинами и женщинами – 77,1 и 46,4%.

Повышение образовательного уровня населения оказывало непосредственное

воздействие на процесс демократизации высшей школы. Декрет СНК РСФСР от 2

августа 1918 года “О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР

провозгласил, что каждый, достигший 16 лет, независимо от гражданства и

национальной принадлежности, пола и вероисповедания принимался в вузы без

экзаменов, не требовалось предоставления документа о среднем образовании.

Преимущество при зачислении отдавалось рабочим и беднейшему крестьянству.

Кроме этого, начиная с 1919 г. в стране стали создаваться рабочие

факультеты. В конце восстановительного периода выпускники рабфаков

составляли половину принятых в вузы студентов. К 1927 г. сеть высших

учебных заведений и техникумов РСФСР насчитывала 90 вузов (в 1914 г. – 72

вуза) и 672 техникума (в 1914 г. – 297 технических училищ). К 1930 г.

выросли капитальные ассигнования на школу более чем в 10 раз по сравнению с

1925/26 годом. За этот период отрыто почти 40 тыс. школ. 25 июля 1930 г.

было принято постановление ЦК ВКП(б) “О всеобщем обязательном начальном

обучении”, которое вводилось для детей 8-10 лет в объеме 4-х классов.

К концу 30-х годов тяжелое наследие царизма – массовая безграмотность

– было преодолено. По данным переписи 1939 г., процент грамотных в возрасте

9-49 лет составил по РСФСР 89.7%. Различия между городом и деревней, между

мужчинами и женщинами по уровню грамотности сохранились незначительные.

Так, грамотность мужчин составляла 96 %, женщин – 83,9 %, городского

населения – 94,9 %, сельского – 86,7 %. Однако, еще много неграмотных было

среди населения старше 50 лет.

Большой вклад в организацию народного образования и просвещения, в

развитие педагогики внесли Н.К. Крупская, А.С. Бубнов, талантливые педагоги

А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий.

К концу 30-х годов в СССР насчитывалось более 10 млн. специалистов, в

том числе около 900 тыс. человек с высшим образованием. Инженеров с высшим

образованием было в два раза больше, чем в США. Однако уровень их

квалификации оставался значительно ниже.

В 30-е годы советская наука перешла на плановую систему. Множество

научных учреждений возникло на периферии. Были созданы филиалы Академии

наук в Закавказских республиках, на Урале, Дальнем Востоке, в Казахстане.

Партия требовала, чтобы наука обслуживала практику социалистического

строительства, оказывала непосредственное воздействие на производство,

способствовала укреплению военной мощи страны.

Яркой страницей в летописи советской науки явилось освоение Арктики.

Осенью 1933 года транспортный корабль «Челюскин», на котором находилась

экспедиция во главе с известным ученым О.Ю. Шмидтом, попав в ледовое сжатие

и после почти пятимесячного полярного дрейфа, затонув, раздавленный льдами.

101 человек, из них 10 женщин и двое детей высадились на льдину и

продолжали изучение климата, течений, химии и биологии Чукотского моря. В

апреле 1934 года советские летчики сняли челюскинцев со льдины. За это

летчики первыми в стране получили звание Героя Советского Союза.

С мая 1937 по февраль 1938 года продолжался дрейф на льдине в Северном

Ледовитом океане четверки ученых под руководством И.Д. Папанина.

В 1937 году экипаж летчиков во главе с В.П. Чкаловым совершил первый в

мире беспосадочный перелет через Северный полюс из СССР в США, покрыв свыше

12 тыс. км за 63,5 часа.

Продолжая разработку теории космических полетов К.Э. Циолковский. Была

создана группа изучения реактивного движения (ГИРД), куда входили Ф.А.

Цандер, А.Г. Костиков, создатель первого в мире реактивного оружия,

знаменитой в годы войны «катюши». Летом 1933 группа запустила первую ракету

на жидком топливе. К этому же времени относится начало изучения

стратосферы. 30 сентября 1933 года первый советский стратостат «СССР»

поднялся на высоту 19 км, установив тем самым мировой рекорд. 30 января

1934 года второй советский стратостат «Осоавиахим-1» поднялся на высоту 22

км. Полет закончился трагически – гибелью экипажа.

Серьезный прорыв был осуществлен советскими физиками в области

изучения атомного ядра. Исследования ученых способствовали созданию в

будущем советского атомного оружия и атомных электростанций.

Продолжалась деятельность крупнейшего русского физиолога И.В. Павлова

и его учеников. На основе научных изысканий академика С.В. Лебедева в

Советском Союзе впервые в мире было организовано производство

искусственного каучука. Академиком А.Н. Бахом была создана и успешно

развивалась новая наука – биохимия. Открытия в области астрономии сделал

армянский ученый В.А. Амбарцумян.

Развивалась физическая наука (А.Ф. Иоффе, Д.В. Скобельцин, С.И.

Вавилов, И.Е. Тамм, П. Л. Капица), математика и теоретическая механика

(С.Н. Бернштейн, И.М. Виноградов, С.Л. Соболев), сельскохозяйственная наука

(И.В. Мичурин, Д.Н. Прянишников, Н.И. Вавилов), история (М.Н. Покровский,

Б.Д. Греков, С.В. Бахрушин, М.Н. Тихомиров, М.Н. Дружинин, М.В. Нечкина,

А.М. Панкратова, С.Д. Сказкин, Е.В. Тарле). Гуманитарные науки были

полностью идеализированы, то есть ученые могли писать только то, что

соответствовало марксистко-ленинской идеологии и партийным установкам.

Фактически под запретом находились такие науки как социология, социальная

психология. Разгрому и физическому истреблению подвергалась русская школа

генетики.

Культура СССР шла по своему, особому пути, во многом определенному

Коммунистической партией.

КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

20-30 ГОДОВ

В КУЙБЫШЕВСКОЙ ОБЛАСТИ

Важнейшей задачей была ликвидация неграмотности. Первым губернским

комиссаром просвещения стал педагог-большевик Владимир Аркадьевич Тронин.

Кампания по ликвидацию неграмотности была развернута по всей губернии,

расширялась школьная сеть для детей. В школы был открыт широкий доступ

рабочей и крестьянкой молодежи. Большая забота проявлялась о

распространении образования среди национальных меньшинств. Была решена

задача повсеместного перехода к всеобщему обязательному начальному

обучению, а в городах – к всеобщему семилетнему. Во второй пятилетке в крае

работало 5705 школ, где училось около миллиона детей. Вводится обязательное

семилетнее образование и в сельской местности. Множились ряды советского

учительства.

Быстрыми темпами развивалась высшая школа. В 1929-1932 гг. были

открыты медицинский, педагогический, инженерно-строительный,

индустриальный, планово-экономический институты и филиал Московского

транспортного института в Самаре. Был расширен сельскохозяйственный

институт. В крае начали работать 27 техникумов и 18 школ фабрично-

заводского обучения. В 1934 году в вузах края обучалось свыше 12 тыс.

человек, в техникумах – более 32 тыс. Значительно возросло в крае число

специалистов. Если в 1930г. на предприятиях Средневолжского края

насчитывалось только 773 инженера и техника, то уже через 6 лет их стало

10773, причем подавляющее большинство составляли выходцы из рабочих и

крестьян.

Крепла молодая советская наука. В начале 30-х годов в крае действовал

21 научно-исследовательский институт, в том числе теплотехнический,

сооружений, стройматериалов, экономики и организации социалистического

земледелия, мясного скотоводства, защиты растений, мелиорации. Широко были

известны исследования Безенчукской опытной с/х станции. Здесь работали

известные ученые: академик Н.М. Тулайков, действительные члены ВАСХНИЛ

А.Н. Николаев, Н.С. Щербиновский, профессора С.М. Тулайков, К.Ю. Чехович,

Д.М. Щукин.

Расширялась сеть культурно-просветительных учреждений. Важную роль в

распространении знаний и культуры в деревнях играли избы-читальни, клубы,

народные дома, библиотеки. Эти очаги культуры к концу 1920 года имелись

почти в каждом селе, в каждой деревне. При них возникали драматические,

политико-просветительные кружки, которые расширяли кругозор жителей села,

вовлекали в социалистическое переустройство села, знакомили их с

искусством. Если в годы первой пятилетки клубных учреждений было 271, то к

началу 1941 года их стало 1159. В Куйбышеве было выстроено монументальное

здание Дворца культуры имени В.В. Куйбышева.

В Куйбышеве действовали музей В.И. Ленина, музей М.В. Фрунзе, музей

А.М. Горького, краеведческий и художественный музеи.

В августе 1934 года в Самаре состоялся 1 краевой съезд писателей

Среднего Поволжья, положивший основы Куйбышевскому отделению Союза

писателей РСФСР.

В 1936г. Куйбышевскому драматическому театру было присвоено имя А.М.

Горького. 1 июня 1931 года начал работу оперный театр.

Широко стали использоваться новые для тех лет средства массового

распространения культуры – кино и радио. Если в 1928 году в области было

лишь 73 киноустановки, то в начале 1941 года их стало уже 234.

В 1939 году издавались 3 областные, 7 транспортных, 4 городские, 21

фабрично-заводская и 64 районные газеты общим тиражом около 400 тыс. экз.

Органом Средне-Волжского крайкома ВКП(б) была тогда газета «Средневолжская

коммуна» (с декабря 1929 года она стала называться «Волжской коммуной»). 15

октября 1928 года вышел в свет первый номер газеты «Средневолжский

комсомолец» – орган Средне-Волжского обкома ВЛКСМ, Самарского окружкома и

Самарского горкома ВЛКСМ. С февраля 1935 года газета стала называться

«Волжский комсомолец».

Большую и сложную работу вело краевое (затем областное) книжное

издательство. Только с 1 января 1936 года по 1 октября 1939 года им было

выпущено более 400 названий различных книг общим тиражом около 4 млн.

экземпляров.

Все это свидетельствовало о том, что постепенно окраинная Самарская

губерния превращается в область высокой грамотности и передовой

социалистической культуры.

Заключение

20-30-е годы вошли в историю нашей страны как период осуществления

«культурной революции», под которой подразумевалось не только значительное

повышение, по сравнению с дореволюционным периодом, образовательного уровня

народа и степени его приобщения к достижениям культуры, но и безраздельное

торжество марксистско-ленинского учения, превращение литературы и искусства

в институт воздействия на массы. Одной из основных черт этого периода

является всеохватывающий партийно-государственный контроль над духовной

жизнью общества с целью формирования человека коммунистического типа,

внедрения в массовое сознание единственной унифицированной идеологии,

оправдывающей и обосновывающей все деяния режима.

Использованная литература:

1. “Край Самарский”. Л.В. Храмков, Н.П. Храмкова. Куйбышевское книжное

издательство – 1988 год.

2. “Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945

годов”. Н.П. Храмкова. Куйбышев – 1983 год.

3. “Культурная революция и духовный процесс”. С.А. Красильников, Л.Ф.

Масс, В.Л. Соскин. В сборнике “Историки отвечают на вопросы”.

Москва – Московский рабочий – 1988 год.

4. “Культурология”. Учебное пособие под редакцией М.А. Барт. Москва –

МГУ –1996 год.

5. “Политическая система 20-30-х годов”. Ю.С. Борисов, В.М. Курицын,

Ю.С. Хван. В сборнике “Историкиотвечают на вопросы”. Москва –

Московский рабочий – 1989 год.

6. “Советская культура и российская действительность”. В.А. Пономарев.

Москва – “Дрофа” – 1997 год.

7. “Эти трудные 20-30 годы”. Ю.С. Борисов. В сборнике “Страницы

истории советского общества”. Москва - Издательство политической

литературы – 1989 год.

-----------------------

[1] Ленин В. И. Партийная организация и партийная литература. Полное

собрание сочинений, т. 41, с. 104.

[2] Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 41, с. 104.

[3] Ленин В. И. О пролетарской культуре. Полное собрание сочинений, т. 41,

с. 337.

[4] Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 48, с. 13.

[5] Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 4, с. 220.

[6] Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 45, с. 377.

[7] Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 35, с. 289.

[8] Ленин В. И. Полное собрание сочинений, т. 28, с. 127.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.