бесплатно рефераты
 

Культурно-бытовой облик учащихся начальной и средней школы XIX начала ХХ веков

|Французский или немецкий язык |3 |3 |2 |3 |3 |3 |2 |

|Математика |3 |3 |3 |3 |3 |3 |4 |

|История |- |- |2 |3 |3 |3 |3 |

|География |2 |2 |2 |2 |- |- |- |

|Естественная история |2 |2 |2 |- |- |- |- |

|Физика и космография |- |- |- |- |2 |2 |2 |

|Чистописание, черчение и |4 |4 |3 |2 |- |- |- |

|рисование | | | | | | | |

|Итого для учащихся одному новому|24 |25 |27 |27 |27 |27 |27 |

|языку | | | | | | | |

|Итого для учащихся двум новым |27 |27 |29 |30 |30 |30 |30 |

|языкам | | | | | | | |

Во вновь созданных реальных училищах программа была та же, но разным

было преподавание предметов: «§40. В реальных гимназиях преподаются:

а) В одинаковом объёме с классическими: 1) Закон Божий, 2) русский

язык с церковно-славянским и словесность, 3) история, 4) география и 5)

чистописание.

б) В большом объёме сравнительно с классическими: 6) математика, 7)

естественная история с присоединением к ней химии, 8) и 9) физика и

космография, 10) и 11) немецкий и французский языки (оба обязательны) и 12)

рисование и черчение.

в) Вовсе не преподаются: латинский и греческий языки»[184].

Таким образом, распределение часов уроков в реальных гимназиях по

уставу 1864 года было следующим:

| |КЛАССЫ |

| |I |II |III|IV |V |VI |VII |

|Закон Божий |2 |2 |2 |2 |2 |2 |2 |

|Русский язык с |4 |4 |4 |4 |3 |3 |3 |

|церковно-славянским и | | | | | | | |

|словесность | | | | | | | |

|Французский язык |3 |3 |3 |4 |3 |3 |3 |

|Немецкий язык |3 |3 |3 |3 |4 |4 |4 |

|Математика |3 |4 |4 |4 |4 |3 |3 |

|История |- |- |2 |3 |3 |3 |3 |

|География |2 |2 |2 |2 |- |- |- |

|Естественная история и химия |3 |3 |3 |3 |3 |4 |4 |

|Физика и космография |- |- |- |- |3 |3 |3 |

|Чистописание, рисование и |4 |4 |4 |2 |2 |2 |2 |

|черчение | | | | | | | |

|Итого часовых уроков |24 |25 |27 |27 |27 |27 |27 |

Видно, что упор делается на новые языки и естественные предметы.

Во вновь учрежденных прогимназиях ситуация была следующая: «Учебный

курс прогимназий классических и реальных соответствует учебному курсу

низших четырёх классов гимназий классических и реальных»[185].

В существовавших в это время военных гимназиях их 6-летний учебный

курс в 1865г. был следующим: «Закон Божий (13 уроков), русский язык (30

уроков), естественная история (10 уроков), физика (5 уроков), математика

(34 урока), французский язык – 26, немецкий – 23, история –9, чистописание

и рисование»[186].

В начальных народных училищах программа было следующая: «Закон Божий,

чтение книг гражданской и церковной печати, письмо, начала арифметики,

церковное пение, где это возможно»[187].

Следующие уставы учебных заведений были связаны с изменением во

внутренней политике Александра II, его отходом от реформ. В 1871 году была

утверждена новая, хотя и не сильно измененная программа классических

гимназий. Из таблицы недельных часов уроков, положенных по уставу гимназий

и прогимназий 1871 г., видно, что «основными предметами признаются древние

языки и математика; им и уделено наибольшее количество времени… Уменьшено

число уроков по Закону Божию, истории, естествоведению, чистописанию,

черчению и рисованию. Космография заменена математической географией. Вновь

введен один урок логики»[188]:

| |КЛАССЫ |

| |Приготовит|I |II |III|IV |V |VI |VII |VIII|

| |ельный | | | | | | | | |

|Закон Божий |4 |2 |2 |2 |2 |2 |1 |1 |1 |

|Русский язык с |6 |4 |4 |4 |3 |3 |2 |2 |2 |

|церковно-славянским | | | | | | | | | |

|Краткие основы логики |- |- |- |- |- |- |- |1 |- |

|Латинский язык |- |8 |7 |5 |5 |6 |6 |6 |6 |

|Греческий язык |- |- |- |5 |6 |6 |6 |6 |7 |

|Математика (с физикой, | | | | | | | | | |

|математической |6 |5 |4 |3 |3 |4 |6 |6 |6 |

|географией и кратким | | | | | | | | | |

|естествознанием) | | | | | | | | | |

|География |- |2 |2 |2 |2 |- |- |1 |1 |

|История |- |- |- |2 |2 |2 |2 |2 |2 |

|Французский или немецкий|- |- |3 |3 |3 |3 |3 |2 |2 |

|язык | | | | | | | | | |

|Чистописание |6 |3 |2 |- |- |- |- |- |- |

|Итого для учащихся |22 |24 |24 |26 |26 |26 |26 |27 |27 |

|одному новому языку | | | | | | | | | |

|Итого для учащихся двум |- |24 |27 |29 |29 |29 |29 |29 |29 |

|новым языкам | | | | | | | | | |

При изучении таблицы недельных часов уроков, положенных по первому

уставу реальных училищ, Высочайше утвержденному 15 мая 1872 г., можно

увидеть, что программа их отличалась от программы классических гимназий.

Иностранные языки здесь преподавались только новые (и кроме того, в отличие

от классических гимназий, новых языков было два), церковно-славянский не

преподавался вовсе, как и краткие основы логики, зато были включены

механика, рисование и черчение (довольно усиленные), химия, естественная

история, и в большем объеме математика и физика. В 5-м и 6-м классе

учащиеся в реальных гимназиях тратили больше времени на учебу, чем в

классических.

| |КЛАССЫ |

| |I |II |III|IV |V |VI |VII |

|Закон Божий |2 |2 |2 |2 |1 |1 |2 |

|Русский язык |6 |4 |4 |4 |2 |2 |4 |

|Новый иностранный язык |- |6 |5 |5 |3 |3 |5 |

|Другой новый иностранный язык |- |- |6 |6 |3 |3 |- |

|География |2 |2 |2 |2 |- |- |2 |

|История |- |- |2 |2 |2 |2 |4 |

|Математика |4 |4 |4 |4 |8 |4 |3 |

|Естественная история |- |- |- |- |4 |2 |2 |

|Физика |- |- |- |- |4 |2 |}2 |

|Химия |- |- |- |- |- |4 | |

|Механика |- |- |- |- |- |4 |- |

|Чистописание |4 |2 |- |- |- |- |- |

|Рисование и черчение |6 |4 |4 |4 |6 |6 |5 |

|Итого часовых уроков |24 |24 |29 |29 |33 |33 |29 |

В 1872 г. в только что появившихся городских училищах был установлена

такая программа: «1) Закон Божий, 2) чтение и письмо, 3) русский язык и

церковно-славянское чтение с переводом на русский язык, 4) арифметика, 5)

практическая геометрия, 6) география и история отечества с необходимыми

сведениями из всеобщей истории и географии, 7) сведения из естественной

истории и физики, 8) черчение и рисование, 9) пение, 10) гимнастика»[189].

В приходском училище - например, в 80-х гг. у А. Грекова

«преподавалось чтение с рассказом прочитанного, чистописание и переписка с

книги, начало арифметики и неизбежный Закон Божий: молитва и краткая

история Ветхого и Нового заветов»[190].

Преемник министра народного просвещения Д.А.Толстого граф Делянов был

вынужден предпринять ряд изменений в программах общеобразовательных школ.

Например, в реальных училищах с 1888г. «в первых четырех классах

усиливались новые языки и математика, увеличивалось число учебных часов по

физике на 2 и на 2-же по Закону Божьему, прибавлялся один лишний час на

естественную историю и 2 урока на повторительный курс географии в VI

классе. Химия и механика исключались»[191].

Относительно гимназий в 1889г. было решено: «1)изучение греческой и

латинской грамматик с упражнениями заканчиваются в VI классе, 2)курс двух

старших классов посвятить исключительно чтению авторов, 3)на испытаниях

зрелости письменные переводы с русского языка на древние заменить

переводами с древних языков на русский»[192]. Кроме того, «по Закону Божию

число уроков было увеличено с 13 до 16, согласно с определением Священного

Синода… существенно был изменен план преподаваемых отдельных дисциплин» -

это грамматики, теории словесности и истории русской литературы[193].

Несостоятельность принципа классицизма становилась всё более явной, но его

все равно пытались сохранить. Таким образом, учебный строй был изменен

следующим порядком[194]:

|Предметы |Число часов по 1890г. без|Больше или меньше |

| |приготовительного класса |сравн. с устава |

| | |1871г. |

|1. Закон Божий |16 |+3 |

|2. Рус. язык с |29 |+4 |

|церковно-славянским и | | |

|логика | | |

|3. Латинский язык |42 |-7 |

|4. Греческий язык |33 |-3 |

|5. Математика |29 |-1 |

|6. Физика |7 |+1 |

|7. История |13 |+1 |

|8. География |8 |-2 |

|9. Французский язык |19 |тоже |

|10. Немецкий язык |19 |тоже |

|11. Чистописание и |10 |+5 |

|рисование | | |

|12. Естественная история |11 |-1 |

|Всего с изучением одного |206 |206 |

|нового языка | | |

В 1896г. была принята Примерная программа приходских училищ. Недельные

уроки по ней были примерно следующими[195]:

|Закон Божий |6 |

|Церковно-славянская грамота |3 |

|Русский язык |8 |

|Чистописание |2 |

|Арифметика |5 |

|Итого |24 |

С конца XIX века началась подготовка к новым реформам образования,

наметилось сближение классической гимназии и реального училища по

программам в низших классах[196].

А. Позднеев пишет: «В 1902 году мы начинали учиться по новой, недавно

введённой учебной программе, которая представляла собой какое-то улучшение

по сравнению с программой 1880-х годов министра просвещения Толстого, когда

учащихся «душили» изучением латинского и греческого языков. По новой

программе латинский язык начинался не с первого, а с третьего класса,

изучение греческого было оставлено факультативно, только для желающих. Было

введено преподавание природоведения, географии и истории, расширялось

изучение физики, значительное время было выделено на преподавание новых

языков – немецкого с первого класса и французского со второго. Преподаванию

географии, истории и природоведения отводилось по два часа в неделю, Закону

Божьему тоже два часа, по пять часов отводилось на русский язык и

арифметику, два часа на рисование и по одному часу на пение и

гимнастику»[197].

Д. Засосов и В. Пызин так описывают учебные программы в петербургских

гимназиях: «С первого класса начинали изучать немецкий язык, со второго –

французский, с третьего – латынь.

В восьмом классе был даже разговорный латинский час. Ученикам

раздавались картинки из жизни Древнего Рима, и они должны были рассказать

по-латыни содержание доставшейся картинки…

С пятого класса желающие могли изучать ещё греческий. С четвёртого

класса в системе русского языка целый год изучался церковно-славянский.

Кроме предметов, обычных в средней школе, в старших изучали гигиену,

логику, психологию, законоведение, космографию. Из одного перечисления

предметов видно, что среднее образование давалось в широком объёме.

Закон Божий считался второстепенным предметом, его уроки были два раза

в неделю в течение всех восьми лет, требования к нему были снижены…»[198].

Осталось отметить только учебные программы коммерческих училищ. Для

этого можно использовать устав Петербургского коммерческого училища за 1841

год: «Предметы учения в курсе приуготовительном следующие: 1) Закон Божий и

Священная история, 2) языки: русский и славянский, 3) немецкий, 4)

английский, 5) французский, 6) история всеобщая и российская, 7) география

и статистика, 8) математика, 9) чистописание, 10) рисование.

§31. Предметы обучения в курсе окончательном, сверх продолжения выше

означенных предметов, суть следующие: 1) законоведение, 2) физика и

естественная история, 3) технология, 4) бухгалтерия, 5) наука о торговле,

6) товароведение и для всех классов вообще церковное пение и танцы…»[199].

К концу XIX века программы коммерческих училищ практически не подверглись

изменению. Например, в Академии Щапова программа двух старших классов была

примерно следующая: «Два старших класса считались специальными; там, в

отличие от реальных училищ, изучались коммерческая арифметика и

бухгалтерия, корреспонденция на трёх языках, законоведение, политическая

экономия, товароведение и технология, механика»[200].

Таким образом, учебный курс напрямую зависел от типа учебного

заведения, и изменения в них из-за государственной политики происходили

одновременно. Вместе они составляли ту учебную систему, под влиянием

которой и формировался культурно-бытовой облик учащихся.

4. Воспитание

Чтобы характеризовать культурно-бытовой облик учащихся, необходимо

сказать об их воспитании. Если для других слоёв общества существовали некие

нормы поведения, этикет, то для учащихся эти понятия только начинали

формироваться в процессе их воспитания. И если для одних этот процесс

проходил нормально, и они вырастали культурными, высокообразованными и

отличающимися адекватным поведением людьми, то для других было действеннее

воспитание другого, более низкого качества. М. Брянцев отмечает, что

«агентурные донесения полиции за 1860-70е годы… пестреют теми безобразиями,

которые творили учащиеся гимназий самых разных городов России. Пьянство,

посещение публичных домов, трактиров – вот тот даже неполный перечень

увлечений петербургских гимназистов. Учащиеся в прогимназии г. Вольска

Саратовской губернии «многие искусные воры, некоторые занимаются

скотоложством и онанизмом, а один даже пырнул ножом директора и ударил

сапогом в лицо воспитателю»»[201]. А в Новочеркасской гимназии, например,

«ученики старших классов избивали по вечерам на улице не угодивших им

учителей... пытались, но неудачно, сделать взрыв в квартире директора в

здании гимназии. А старший брат… застал ещё время, когда ученики в конце

года выбрасывали в окно из второго этажа учебные парты»[202]. А вот отрывок

из годового отчёта директора попечителю Харьковского учебного округа за

1883 г.: «До моего сведения дошло, что многие ученики гимназии задолго до

окончания курса гимназии начинают посещать питейные заведения и употреблять

крепкие напитки. В 1883 году был случай большого скандала, сделанного

учениками гимназии в пьяном виде. Следить за поведением учеников дело

весьма трудное и почти бесполезное, но иногда случайно открываются факты

поразительной безнравственности учащихся. Так, из дневника бывшего

учащегося 4-го класса М-ва, привлечённого к ответственности по делу о

взрыве гимназии, оказалось, что М-ов и другие ученики 4-го класса постоянно

пили водку, посещали публичные дома и, кроме того, сам М-ов систематически

занимался кражей»[203].

В общем-то, всё зависело от воспитателей – в первую очередь, естественно,

взрослых (учителей, надзирателей, гувернеров, смотрителей, директора и др.)

и других учащихся (сверстников и более старших по возрасту).

4.1. Ученик – Учитель

Подразумевалось, что учащиеся в школе получают не только образование, но

и воспитываются здесь: «Гимназии считают своим долгом не ограничиваясь

сообщениями научных сведений, внушать всем учащимся правила доброй

нравственности и честные убеждения…»[204]. Поэтому на воспитание учащихся

воздействовали, прежде всего, учителя и другие взрослые, начальствующие

лица – надзиратели, смотрители, инспектора, гувернеры, директор. В первую

очередь нужно отметить, что понятия педагогики на протяжении практически

всего XIX века не существовало. Учащиеся находились в полном подчинении

своего учителя, поэтому их нравственное развитие зачастую очень сильно

зависело от личности педагога. Нравственный же уровень самого «воспитателя»

не всегда соответствовал нормальному уровню (так в гимназии, где учился Н.

Златовратский, «были надзиратели, по секрету передававшие ученикам о своих

любовных и иных похождениях и вообще с удовольствием беседовавшие на эту

тему…»[205]).

Обычно учащиеся жили под постоянным наблюдением, а потому и в рамках

определенных правил. Особенно много ограничений существовало у пансионеров,

учащихся, живущих на ученической квартире. Так, у С. Аксакова был целый ряд

запретов: «По распоряжению гимназического начальства, никто из

воспитанников не мог иметь у себя ни своих вещей, ни денег: деньги, если

они были, хранились у комнатных надзирателей и употреблялись с разрешения

главного надзирателя; покупка съестного и лакомства строго запрещалась;

конечно, были злоупотребления, но под большою тайной. В числе других

строгостей находилось постановление, чтобы переписка воспитанников с

родителями и родственниками производилась через надзирателей: каждый ученик

должен был отдать незапечатанное письмо, для отправки на почту, своему

комнатному надзирателю, и он имел право прочесть письмо, если воспитанник

не пользовался его доверенностью…»[206].

Это было в начале XIX века, но к концу его практически ничего не

изменилось. М. Добужинский пишет о 80-х годах: «Род военной дисциплины

царствовал вообще в гимназиях»[207]. Об этом свидетельствует и А. Греков:

«С окончанием учения в приходском училище и поступлением в гимназию

произошёл резкий поворот в моей жизни и вне школы. Что было можно, на что

не обращалось внимание стало в гимназии уже невозможным […]

- Причешись поаккуратнее, ведь ты гимназист! Не шали с ребятами, ведь ты

гимназист! – всё чаще стало раздаваться в моих ушах и несчастный мальчик

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.