бесплатно рефераты
 

История России 20век

политработником лейтенантом А. П. Берестом. 2 мая фашистский гарнизон

Берлина капитулировал . 9 мая советские войска освободили восставшую

против оккупантов Прагу – столицу Чехословакии. Война в Европе

закончилась.

В День Победы 9 мая 1945 г. Москва от имени Родины 30 артиллерийскими

залпами из тысячи орудий салютовала войскам Красной Армии, частям и

кораблям Военно-Морского Флота в честь события, которое навеки останется

в памяти советского народа и всего человечества. В тот день газета

«Правда» писала: «Девятое мая! Никогда не забудет этого дня советский

человек. Как не забудет он 22 июня 1941 года. Между этими датами прошло

как бы столетие. И как бывает в народном эпосе, за это время сказочно

вырос советский человек. Он вырос так, что красноармеец, стоящий у

развевающегося знамени в Берлине, виден всему миру. Мы не ждали двадцать

второго июня. Но мы жаждали, чтобы наступил день, когда последний удар

свалит с ног черное чудовище, оскорблявшее жизнь. И мы нанесли этот

удар... Невероятно радостно на душе сегодня. И ночное небо над Москвой,

кажется, излучает отражение той радости, какой полна советская земля. Мы

были свидетелями событий, о которых можно писать тома. Но мы сегодня

вмещаем их все в одно слово: победа!»

Война с Японией.

Выполняя союзнические обязательства, взятые перед США и Великобританией,

а также в целях обеспечения безопасности своих дальневосточных границ,

СССР в ночь на 9 августа 1945 г. вступил в войну против милитаристской

Японии, что явилось логическим продолжением Великой Отечественной войны.

В листовке-обращении, выпущенной политуправлением 1-го Дальневосточного

фронта, говорилось: «Товарищ боец! Воин Страны Советов! Ты вступил на

землю Манчжурии с великой благородной целью – разгромить войска японских

агрессоров и ликвидировать второй очаг мировой войны, чтобы ускорить

восстановление мира во всем мире и обеспечить безопасность наших

дальневосточных границ. Ты пришел также сюда, чтобы помочь китайскому

народу освободиться от японского порабощения. Будь достоин великой

освободительной миссии, которую возложила на тебя Родина, высоко держи

честь советского воина! »

Совместными ударами войск Забайкальского (командующий – Маршал

Советского Союза Р. Я. Малиновский), 1-го Дальневосточного (командующий –

Маршал Советского Союза К. А. Мерецков) и 2-го Дальневосточного

(командующий – генерал армии М. А. Пуркаев) фронтов, Монгольской народно-

революционной армии во взаимодействии с Тихоокеанским флотом (командующий

– адмирал И. С. Юмашев) и Амурской военной флотилией японская Квантунская

армия к 14 августа была разгромлена. Продвинувшись на глубину 600 – 800

км, Красная Армия освободила Северо-восточный Китай , Северную Корею, а

также Южный Сахалин и Курильские о-ва. Общее руководство боевыми

действиями осуществляло Главное командование советских войск на Дальнем

Востоке (Маршал Советского Союза А. М. Василевский).

Сокрушительное наступление Красной Армии явилось решающим фактором,

который вынудил японское правительство признать окончательное поражение.

2 сентября 1945 г. подписанием «Акта о капитуляции Японии» завершилась

вторая мировая война. Япония возвратила Советскому Союзу Южный Сахалин. К

СССР отошли также Курильские о-ва. Разгром милитаристской Японии создал

благоприятные условия для успеха национально-освободительной борьбы

народов Азии, наиболее крупными результатами, которой явились победы

революционных сил во Вьетнаме (1945 г.) и Китае (1949 г.).

Социально-экономическое развитие страны 60-80 гг.

Брежнев и его окружение не могли игнорировать необходимость изменений,

которые к середине 60-х годов назрели, и после нескольких месяцев заминки

реформаторские усилия в сфере экономики были возобновлены. Отправные идеи и

ход реформы были весьма противоречивыми. Суть ее можно свести условно к

трем важнейшим направлениям.

Первое - перемены в структуре управления народным хозяйством.

Сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС принял решение ликвидировать

территориальные советы народного хозяйства и осуществить переход на

отраслевой принцип управления промышленностью. Были воссозданы

ведомственные монополии в лице союзных и союзно-республиканских

министерств.

Второе - коррекция системы планирования. Поскольку прежняя плановая

система была сориентирована на достижение роста объемов производства

предприятиями на базе валовой продукции, то предполагалось нацелить планы

на реализованную продукцию. Третье направление - совершенствование

экономического стимулирования. Оно включало в себя улучшение системы

ценообразования в пользу низкорентабельных производств. До реформы наряду с

высокорентабельными заводами и фабриками имелось немало убыточных. Вся

угольная промышленность, например, была убыточной. И, кроме того, на одном

и том же предприятии наряду с высокорентабельными изделиями выпускалось

немало и убыточных видов продукции. Поэтому предприятия старались

производить “выгодную” продукцию и “отбивались” от невыгодной, хотя она и

пользовалась большим спросом. С помощью реформы предполагалось выровнять

условия экономической деятельности.

В общественно-политической жизни 60-70гг. происходили сложные и

противоречивые процессы. Под видом борьбы с волюнтаризмом Н.С. Хрущева

свертывались начатые им преобразования. В конце 1969г. состоялось

объединение промышленных и сельских партийных организаций. Начался отход от

курса десталинизации. В печати прекратились критика культа личности

Сталина, разоблачение беззаконий сталинского режима.

В первой половине 1964 г. началась подготовка народнохозяйственного плана

на новую семилетку, в которую предполагалось хотя бы на немного превзойти в

1972 г. задания на 1970г. Сейчас трудно сказать, что бы из всего этого

вышло. События конца 1964 г. серьезно изменили отношение к хрущевскому

“субъективизму”. Тем не менее, задания восьмого пятилетнего плана отражали

стремление руководства к резкому ускорению экономического развития. Так, в

соответствии с директивами XXIII съезда КПСС в области промышленности

намечалось сделать важные шаги по пути интенсификации, повышения

эффективности производства, технического уровня, чтобы обеспечить все

отрасли народного хозяйства современной техникой и технологией, а население

- товарами и услугами.

В 1967 г. на новый порядок планирования и экономического стимулирования

стали переводиться целые отрасли промышленности и к концу года в новых

условиях работало уже 15% предприятий, на их долю приходилось 37%

промышленной продукции. Перевод на новые условия сопровождался пересмотром

оптовых цен 1955 г., которые уже не отражали общественно-необходимые

затраты, особенно в горнодобывающих отраслях. Пересмотр цен улучшил

экономическую ситуацию, с 1968 г. все отрасли промышленности стали

рентабельными.

В 1967 г. было реализовано такое экономическое мероприятие, как введение

государственной аттестации продукции с присвоением Знака качества. Тогда

же, в ходе развертывания социалистического соревнования в честь 50-летия

Октября, сфера действия экономической реформы была резко расширена. Однако

надежды, возлагавшиеся на быстрое улучшение положения дел в экономике, не

сбывались. Хозяйственная реформа не получила своего дальнейшего логического

развития, не реализовались ее основные принципы.

Прежде всего не удалось установить отношений взаимной ответственности

между органами, принимающими и выполняющими решения. Директивность

планирования не была подкреплена четкими формами экономической

ответственности плановых органов за качество планов, за

ресурсообеспеченность. Дело заключалось в том, что экономические методы

управления пытались распространить в условиях организационно-структурной

системы управления, воссоздававшей, по сути, те формы хозяйствования,

которые сложились в период 30-50-х гг.

К началу 70-х гг. в экономике еще ощущалось дыхание реформы 1965 г., но

уже было ясно, что она постепенно сворачивается. Процесс этот протекал

весьма своеобразно. Курс на использование экономических методов управления

никто не отменял. Более того, в партийных решениях постоянно подчеркивалась

необходимость добиваться рентабельной работы, роста эффективности, снижения

издержек производства и фондоемкости. Как бы подтверждая поворот к

интенсификации, ЦК КПСС и Правительство за годы восьмой пятилетки

разработали и приняли 35 постановлений, специально или главным образом

посвященных дальнейшему подъему промышленности, из них 16 являлись

постановлениями ЦК КПСС и 19 совместными.

Значительная часть постановлений касалась непосредственно проведения

экономической реформы, повышения эффективности промышленного производства.

К концу 1970 г. на новую систему хозяйствования перешло более 41 тыс.

промышленных предприятий ( из 49 тыс. имевшихся ). На их долю приходилось

свыше 95% прибыли и 93% общего производства промышленной продукции.[1] В

1970 г. на самоокупаемость была переведена даже работа аппарата одного

ведомства - Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем

управления. Однако под предлогом соблюдения общегосударственных интересов

все активнее стали внедряться всякие ограничения и регламентации.

На XXIV съезде КПСС декларировалось, что решающее значение для

экономического роста приобрел вопрос об интенсификации и источниках роста.

Подчеркивалось, что с точки зрения очередных задач и долговременных

перспектив на первое место выдвигается ускорение научно-технического

прогресса. В докладе Брежнева на XXIV съезде в качестве задачи исторической

важности было выдвинуто требование: “органически соединить достижения

научно-технической революции с преимуществами социалистической системы

хозяйства, шире развивать свои, присущие социализму, формы соединения науки

с производством”.

Универсальным средством решения всех экономических и социальных проблем

провозглашалось повышение руководящей роли партии. Оно трактовалось как

распространение партийного контроля на все сферы жизни общества. В

соответствии с такой установкой на XXIV съезде КПСС в Устав партии было

внесено положение о том, чтобы наряду с производственными парторганизациями

правом контроля деятельности администрации были наделены и партийные

организации научно-исследовательских институтов, учебных заведений,

культурно-просветительных и других учреждений и организаций.

Хозяйственно-политические решения конца 70-х гг. как никогда страдали

внутренней несогласованностью: мероприятия по активизации экономических

стимулов сочетались с ограничением прав предприятий, возрастало число

директивных показателей, а дезорганизация в народном хозяйстве все

нарастала. Возникла целая система блокирования экономических инструментов

власти, окончательно оформился механизм социально-экономического

торможения.

Механизм этот был настолько мощным, что в 1979-1982 гг. по сравнению с

показателями 1978 г. объем произведенной продукции в стране оказался уже

абсолютно ниже примерно по 40% всех ее видов ( по данным о выпуске

продукции в натуральном выражении ). Становилось очевидным: экономика

пришла к критическому положению, нарастала разбалансированность, а

возникавшие повсеместно “черные дыры”, куда бесследно проваливались

ресурсы, не удавалось уже “затыкать” дополнительными поставками на экспорт

энергоносителей и ценного сырья. Страна вплотную подходила к кризису всей

социально-экономической системы.

Нараставшие в социальной и экономической сферах трудности усиливали

формирование крайних позиций и радикальных оттенков в общественном мнении.

Все большей поддержкой пользовались сторонники чрезвычайных мер,

предполагавшие искать выход из трудностей радикальным путем. Снизу шло

возрождение идеи “чистки партии”, “молниеносной борьбы” против

бюрократизма, предложений о введении на производстве дисциплины на манер

военного времени. Настроения в пользу наведения порядка “революционным”

путем затронули и проблемы социальной сферы, концентрируясь в стремлении к

уравнительному “большому переделу” в отношении доходов. размеров личной

собственности и жилья. Сформировался весьма сложный симбиоз самых

противоречивых настроений и мнений.

Но ведущим было стремление к предотвращению сползания к кризису, к

стабильности, достижение которой виделось, однако, не на путях постепенного

обновления основ политической и экономической жизни, а через решительное

вмешательство “сверху” в ход общественных процессов. Определяющим стало

настроение в пользу “сильной руки”, способной, как казалось многим,

оградить народ от всевластия бюрократии и нарастания социальной

несправедливости.

К началу 80-х годов советская система хозяйствования исчерпала

возможности к развитию, вышла за границы своего исторического времени.

Осуществив индустриализацию и урбанизацию, командная экономика не смогла

далее провести модернизацию, т. е. глубокие преобразования, охватывающие

все стороны жизни общества. Прежде всего, она оказалась неспособной в

кардинально изменившихся условиях обеспечить должное развитие

производительных сил, защитить права человека, поддерживать международный

авторитет страны. СССР с его гигантскими запасами сырья, трудолюбивым и

самоотверженным населением все больше отставал от Запада. Советской

экономике оказались не по плечу возрастающие требования к разнообразию и

качеству потребительских товаров. Промышленные предприятия, не

заинтересованные в научно-техническом прогрессе, отвергали до 80% новых

технических решений и изобретений. Растущая неэффективность экономики

отрицательно сказывалась на обороноспособности страны. В начале 80-х годов

СССР начал утрачивать конкурентоспособность в единственной отрасли, в

которой он успешно соперничал с Западом, - в сфере военных технологий.

Экономическая база страны перестала соответствовать положению великой

мировой державы и нуждалась в срочном обновлении.

Одновременно громадный рост образованности и информированности народа за

послевоенный период, появление поколения, не знающего голода и репрессий,

сформировали более высокий уровень материальных и духовных потребностей

людей, поставили под сомнение сами принципы, положенные в основу советской

тоталитарной системы. Потерпела крах сама идея плановой экономики. Все чаще

государственные планы не выполнялись и непрерывно перекраивались, пропорции

в отраслях народного хозяйства нарушались. Достижения в области

здравоохранения, образования, культуры утрачивались.

В начале 80-х годов все без исключения слои советского общества

испытывали психологический дискомфорт. В общественном сознании зрело

понимание необходимости глубоких перемен, но заинтересованность в них была

различной. Числено выросшей и более информированной советской интеллигенции

все труднее было мириться с подавлением свободного развития культуры,

изолированностью страны от внешнего цивилизованного мира. Она остро ощущала

на себе пагубность ядерной конфронтации с Западом и последствия афганской

войны.

Интеллигенция хотела подлинной демократии и индивидуальной свободы.

Большинство рабочих и служащих необходимость перемен связывали с лучшей

организацией и оплатой труда, более справедливым распределением

общественного богатства. Часть крестьянства рассчитывала стать подлинными

хозяевами своей земли и своего труда.

Таким образом, к началу 80-х годов советская тоталитарная система

фактически лишается поддержки значительной части обществе.

Смерть в ноябре 1982 г. Л. И. Брежнева и приход к власти более

здравомыслящего политика Ю. В. Андропова пробудили в обществе надежды на

возможное изменение жизни к лучшему.

Ю. В. Андропов, много лет возглавлявший КГБ, яснее других видел

катастрофическое состояние советской экономики, коррупцию и разложение в

обществе. От многих политических деятелей своего поколения он отличался

более высоким уровнем культуры, политическим реализмом. Андропов стремился

видеть общество в реальной динамике со всеми его возможностями и нуждами.

Новый советский руководитель поставил целью подъем страны, преодоление

экономических трудностей, укрепление дисциплины на производстве, в

партийном и государственном аппарате. Плохое состояние здоровья не

позволило Андропову выполнить все задуманное, в том числе в области

национальной политики. Но в течение тех 15 месяцев, которые он находился у

власти, привычные победные реляции стали уступать место критическим оценкам

состояния советского общества. Началом самокритики стал призыв к

обществоведам и политикам лучше узнать советское общество, “трезво

представлять, где мы находимся”. Были сделаны первые шаги к анализу

противоречий в обществе, к пониманию необходимости совершенствования

хозяйственного механизма. Основную ставку новое руководство сделало на не

всегда законные меры по наведению порядка и дисциплины на производстве,

включая “отлов” опоздавших на проходных, прогульщиков в магазинах и даже в

банях.

Лозунгом дня стало наведение элементарного порядка. Были сняты с работы

некоторые высокопоставленные взяточники и казнокрады, включая министра

внутренних дел Щелокова и первого секретаря Краснодарского крайкома

Медунова. В ряде районов страны начали работать группы следователей.

Кампания против коррупции нашла широкую поддержку в народе, но была быстро

свернута.

Далеко идущие последствия имела кадровая политика нового руководства. В

короткое время было смещено 18 союзных министров, 37 первых секретарей

обкомов. Андроповская “команда” собиралась им заново из самых разных мест:

Н. И. Рыжков -- с Урала, Е. К. Лигачев -- из Сибири, В. И. Воротников -- из

Воронежа, М. С. Горбачев -- из Ставрополя. Эти люди, разные по жизненному

опыту, взглядам на обновление экономики, принесли с собой в Москву реальные

знания местных экономических и социальных проблем. В высшем эшелоне

руководства страны стало складываться новое соотношение сил, которое в

конечном итоге открыло путь М. С. Горбачеву к политическому руководству

страной.

Меры по укреплению дисциплины и порядка дали лишь краткосрочный результат

в виде незначительного повышения производительности труда в промышленности.

В целом же в народном хозяйстве мало что изменилось. Продолжалась

непопулярная война в Афганистане, а с ней непомерно росли военные расходы.

Все изощреннее становились методы борьбы с инакомыслием. Диссидентов

незаконно помещали в психиатрические больницы, высылали за рубеж, лишали

советского гражданства. По этой причине практически прекратились

гражданские выступления. Открыто действовала лишь небольшая группа “За

доверие между Востоком и Западом”, продолжали борьбу за выезд из СССР

отказники евреи. Политические заключенные оставались в тюрьмах. Не

содержала принципиально новых подходов и внешняя политика Ю. В. Андропова.

Ей недоставало гибкости и рациональности. Напряженность между Востоком и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.