| |||||
МЕНЮ
| История России 1913 год|Инженерно-промышленные |2 |624 | |Итого |54 |52153 | Источники: Таблица составлена А.Е.Ивановым по данным справочных изданий о деятельности отдельных учебных заведений. (См.: Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX — начале XX века. М., 1991. С. 105, 108, III, 117, 130, 136-137, 143, 151, 154). Таблица 3 Сословный состав студентов Университетов в 1900 и 1914 гг. (на 1 января) |Сословия |1900 г. |1414 г. | | |абсолют |в %% |абсолют |в %% | |Дети дворян чиновников и |8054 |52,0 |12833 |36,0 | |офицеров | | | | | |Дети почетных граждан, купцов,|3428 |22,1 |17744 |49,7 | |мещан, цеховых, крестьян, | | | | | |казаков | | | | | |Дети лиц духовного звания |1457 |9,4 |3677 |10,3 | |Иностранцы |2551 |16,5 |432 |1,2 | |Прочие |— |— |1009 |2,8 | |Итого |15490 |100 |35695 |100 | Источники: Таблица составлена А.Е.Ивановым по данным «Отчета Министра народного просвещения за 1913 год». Пг., 1916, ведомость № 6. Таблица 4* Сословный состав студентов высших технических учебных заведений в 1901-1914 гг. |Сословия |1900 г. |1914 г. | | |абсолют. |в %% |абсолют. |В %% | |Дети дворян чиновников и |1886 |36,1 |2383 |24,6 | |офицеров | | | | | |Дети почетных граждан, купцов,|2955 |58,8 |6963 |71,7 | |мещан, цеховых, крестьян, | | | | | |казаков | | | | | |Дети лиц духовного звания |108 |2,1 |232 |2,4 | |Иностранцы |151 |3,0 |126 |1,3 | |Итого | 5030 |100 | 9704 |100 | Источники: Извлечение из отчета Министра народного просвещения за 1901 г. СПб., 1902. С. 579-699; Отчет Министра народного просвещения за 1913 г. Пг., вед. 16. * Таблица составлена по данным о составе студентов С.-Петербургского, Томского, Харьковского технологических, Рижского политехнического институтов и Московского технического училища ведомства Министерства народного просвещения. Таблица 5 Вероисповедный состав студентов в 1898-1914 гг. |Вероисповедан|Университеты |Технологические и технические вузы | |ие | | | | |1906 г. |1914 г. |1898 г. |1906 г. |1914 г. | | |абс. |% |абс. |% |абс. |% |абс. |% |абс. |% | |Православные |17574|71,9 |26670|74,7 |1830 |51,5 |4709 |63,2 |6366 |65,5 | |и сектанты | | | | | | | | | | | |Римско-католи|2134 |8,7 |2628 |7,4 |674 |19,0 |681 |9,1 |661 |6,8 | |ки | | | | | | | | | | | |Лютеране и |1544 |6,3 |2778 |7,8 |518 |14,6 |1157 |15,5 |1713 |17,6 | |реформаты | | | | | | | | | | | |Иудейского |2247 |9,2 |2133 |6,0 |406 |11,4 |663 |8,9 |737 |7,6 | |исповедания | | | | | | | | | | | |Армяно-грегор|778 |3,2 |1154 |3,2 |84 |2,4 |195 |2,6 |166 |1,7 | |иане | | | | | | | | | | | |Магометане |115 |0,5 |192 |0,5 |11 |0,3 |35 |0,5 |36 |0,4 | |Прочие |62 |0,2 |140 |0,4 |27 |0,8 |18 |0,2 |25 |0,3 | |Итого |24454|100 |35695|100 |3550 |100 |7458 |100 |9704 |100 | Источники: Таблица составлена А.Е.Ивановым по данным «Извлечений из всеподданнейшего отчета Министра народного просвещения за 1897 г.» (СПб., 1902); «Всеподданнейшего отчета Министра народного просвещения за 1905 г.» (СПб., 1907, ведомости № 6, 16) и 1913 г. (Пг., 1916. Ведомость № 6,16). Таблица 6 Численность профессорско-преподавательского корпуса высших учебных заведений России в 1898/99 и 1913/14 гг. |Типы учебных заведений |1898/99 г. |1913/14 г. | | |абс. |% |абс. |% | |Университеты |1130 |46,0 |1510 |33,7 | |Юридические |108 |44 |137 6 |3,0 | |Востоковедные |31 |13 |46 |1,0 | |Педагогические |39 |1,6 |126 7 |2,8 | |Медицинские |74 1 |3,0 |238 8 |5,3 | |Инженерные |476 2 |19,4 |1304 |29,1 | |Аграрные |137 |5,6 |213 |4,7 | |Ветеринарные |51 |2,0 |129 |2,9 | |Военные |27 3 |1,0 |231 9 |5,2 | |Духовные |150 4 |6,1 |155 10 |3,5 | |Музыкальные, |236 5 |9,6 |388 11 |8,7 | |театральные, | | | | | |изобразительного | | | | | |искусства | | | | | |Итого |2458 |100 |4477 |100 | Источники: Таблица составлена А.Е.Ивановым по данным годовых отчетов соответствующих центральных ведомств, учебных заведений, списков личного состава Министерств и Главных Управлений, в ведении которых находились учебные заведения, (См.: А.Е.Иванов. Высшая школа России в конце XIX — начале XX века. М., 1991. С. 208-209). 1 Данные по Женскому медицинскому институту приведены на 1902 г.; данные по Военно-медицинской академии отсутствуют. 2 Данные по Варшавскому политехникуму приведены на 1901/02 учебный год. 3 Данные по Военно-юридической академии и Интендантскому курсу приведены на 1902 г., по Артиллерийской, Инженерной, Генерального штаба академиям данные отсутствуют. 4 Данные по Римско-католической и Эчмиадзинской армяно-грегорианской духовным академиям отсутствуют. 5 Данные по Петербургской консерватории приведены на 1901/02 год. 6 Данные по Александровскому лицею приведены за 1912 год. 7 Данные по Женскому педагогическому институту приведены на 1912 год. 8 Данные по Военно-медицинской академии приведены на 1912 год. 9 Данные по высшим военным учебным заведениям приведены на 1912 год. 10 Данные по Римско-католической Духовной академии приведены на 1912 г.; сведения по Армяно-грегорианской духовной академии отсутствуют. 11 Отсутствуют данные по Саратовской консерватории. Таблица 7 Сословный состав профессорско-преподавательского корпуса на 1917 г. |Сословия |Университеты и вузы |Технологические институты, | | |университетского типа |технические училища, | | |ведомства МНП |политехникумы * | | |абс. |% |абс. |% | |Потомственные |271 |33,4 |33 |26,4 | |дворяне | | | | | |Из личных дворян |182 |22,4 |29 |23,2 | |чиновников и | | | | | |обер-офицеров | | | | | |Из духовенства |132 |16,2 |6 |4,8 | |Из почетных граждан |26 |3,2 |10 |8,0 | |Из купцов |38 |4,7 |8 |6,4 | |Из мещан и цеховых |79 |9,7 |27 |21,6 | |Из крестьян и |23 |2,8 |6 |4,8 | |казаков | | | | | |Сыновья врачей, |38 |4,7 |5 |4,0 | |юристов, художников,| | | | | |учителей | | | | | |Из иностранцев |22 |2,7 |1 |0,8 | |Итого |811 |100 |125 |100 | Источник: Список лиц, служащих по ведомству Министерства народного просвещения на 1917 г. Пг., 1917. * Использованы данные по Петроградскому, Харьковскому, Томскому технологическим институтам, Московскому техническому училищу и Рижскому политехникуму. Таблица 8 Количество и специализация выпускников российских вузов в 1900-1913 гг. |Специальность |1900-1908 |1909-1913|1913 г.|Всего за | | |гг. |гг. | |1900-1913 гг. | |Юристы |11598 |14491 |2624 |26089 | |Врачи |7640 |8351 |2042 |15991 | |Педагоги |6174 |8402 |1747 |14576 | |Офицеры 1 |1976 |1467 |444 |3443 | |Священнослужители |2264 |1208 |236 |3472 | |(православной, католической | | | | | |и евангелической церквей) | | | | | |Востоковеды |402 |313 |53 |715 | |Инженеры фабрично-заводского|4650 |4452 |1277 |9102 | |производства | | | | | |Инженеры путей сообщения |1364 |939 |208 |2303 | |Горные инженеры |624 |623 |166 |1247 | |Инженеры строители, |799 |561 |105 |1360 | |архитекторы | | | | | |Инженеры связи |169 |201 |65 |370 | |Экономисты |448 |762 |180 |1210 | |Агрономы, лесоводы, |3868 |3308 |841 |7176 | |ветеринары, межевые инженеры| | | | | |Художники, ваятели |177 |48 |19 |270 | Источники: Таблица составлена А.Е.Ивановым по материалам ведомственных отчетов (МНП, ГУЗиЗ, Военного Министерства, МПС), отчетов вузов, справочных изданий и т.д. (См.: Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX — начале XX в. М., 1991, с. 318-319). 1 К выпускникам военных академий прибавлены окончившие Восточный институт. Выпускники Военно-медицинской академии — в группе врачей. Из «Всеподданнейшего доклада Министра народного просвещения гр. П.Н.Игнатьева от 13 июня 1916 г. Ведомством разрабатывается вопрос о расширении существующих и открытии новых учебных заведений разных специальностей... Для уяснения степени потребности в этого вида учебных заведений, я почитаю долгом привести справку, что в то время как в Англии, во Франции и других странах Западной Европы один врач приходится примерно на 1400-2500 жителей, у нас число это возрастает до 5450. По собранным мною данным только для удовлетворения наиболее скромных требований, обеспечивающих население врачебной помощью, при котором один врач приходился бы на 3900 человек — существующее число врачей должно было бы увеличиться на 12800 человек, для чего потребовалось бы открытие по крайней мере 10 новых медицинских школ. В нелучшем положении находится и постановка ветеринарной помощи. По данным, собранным Министерством внутренних дел, для более или менее правильного устройства ветеринарного надзора потребовалось бы по меньшей мере 8000 ветеринаров, в то время, как их имеется немногим более 3000 человек и существующие 4 ветеринарных института не в состоянии значительно увеличить свои выпуски. Наконец, недостаток специально образованных фармацевтов поставил нашу фармацевтическую промышленность в полную зависимость от иностранных рынков. Изучая далее вопрос, в какой области государственной и общественной деятельности больше всего ощущается недостаток в лицах с соответствующим высшим образованием, я встретился с явлением, которое грозит затормозить не только общий рост народного образования, но и может послужить препятствием к широкому развитию профессиональных знаний. Явление это заключается в быстро растущем некомплекте преподавателей общеобразовательных предметов в средних учебных заведениях, одинаково необходимых как для общеобразовательной, так и для профессиональной средней школы. По статистическим данным некомплект этот в некоторых местностях Империи превышает 40% общего числа преподавателей, вследствие чего приходится допускать к преподаванию лиц, не обладающих соответствующим научным цензом, что неминуемо влечет за собой понижение уровня преподавания... Отсюда возникает неотложная необходимость в увеличении физико-математических и историко-филологических факультетов, так как существующие не могут в полной мере удовлетворить предъявляемому к ним требованию. Нельзя упускать из виду, что вся техника, все прикладные науки и профессии покоятся на данных чистой науки, которая разрабатывается именно в факультетах. Поэтому и основные кафедры всех высших учебных заведений должны питаться силами, даваемыми факультетами, а следовательно, и развитие высших технических знаний так же неразрывно связано с параллельным ростом высших учебных заведений, культивирующих чистую науку. Между тем, в то время как число высших специальных школ только за последние 25-30 лет увеличилось на 15 учебных заведений, число упомянутых факультетов остается без изменений с 1876 г., т.е. с открытием Новороссийского университета, т.к. учрежденные после него университеты Томский и Саратовский существуют до сих пор без этих факультетов. Наконец, многообразные потребности государственной и общественной жизни требуют участия в разного рода государственной и общественной деятельности лиц с высшим юридическим и финансово-экономическим образованием. Таким образом, для удовлетворения изъясненных неотложных потребностей страны в лицах с высшим образованием, возникает необходимость прежде всего в открытии высших медицинских и физико-математических, затем историко- филологических и, наконец, юридических школ. По исторически сложившейся организации совокупность этих школ и составляют университеты. * Источник: ГА РФ. Ф. 25. Оп. 5. Д. 6. Л. 591-595. * Доказывать необходимость учреждения новых университетов Министра просвещения заставляло то обстоятельство, что Николай II еще в апреле 1912 г., после обсуждения вопроса о необходимых мерах по развитию высшего образования особым совещанием и Советом Министров, на заключении последнего «начертал»: «Я считаю, что Россия нуждается в открытии высших специальных заведений, а еще больше в средних технических и сельскохозяйственных школах, но что с нее вполне достаточно существующих университетов. Принять эту резолюцию за руководящее мое указание». 3. Санкт-Петербургская Императорская Академия Наук С.В. Тютюкин Президент — Великий князь Константин Константинович РОМАНОВ Вице-президент — академик П.В.НИКИТИН Непременный секретарь — академик С.Ф.ОЛЬДЕНБУРГ Действительные члены БАКЛУНД О.А. 1846-1916. Астрономия БАРТОЛЬД В.В. 1869-1930. Литература и история азиатских народов. БЕЛОПОЛЬСКИЙ А.А. 1854-1934. Астрономия. БОРОДИН И.П. 1847-1930. Ботаника. ВАЛЬДЕН П.И. 1863-1957. Технология и химия. ВЕРНАДСКИЙ В.И. 1863-1945. Минералогия. ГОЛИЦЫН Б.Б. 1862-1916. Физика. ДЬЯКОНОВ М.А. 1855-1919. История и древности русские. ЗАЛЕМАН К.Г. 1849-1916. Литература и история азиатских народов. ЗАЛЕНСКИЙ В.В. 1847-1918. Зоология. ИСТРИН В.М. 1865-1937. Русский язык и словесность. КАРПИНСКИЙ А.П. 1846-1936. Геология. КОКОВЦОВ П.К. 1861-1942. Литература и история азиатских народов. КОНДАКОВ Н.П. 1844-1925. Классическая филология и археология. КОРШ Ф.Е. 1843-1915. Русский язык и словесность. КОТЛЯРЕВСКИЙ Н.А. 1863-1925. Русский язык и словесность. КУРНАКОВ Н.С. 1860-1941. Химия ЛАМАНСКИЙ В.И. 1833-1914. Русский язык и словесность. ЛАППО-ДАНИЛЕВСКИЙ А.С. 1863-1919. История. ЛАТЫШЕВ В.В. 1855-1921. Классическая филология и археология. ЛЯПУНОВ А.М. 1857-1918. Прикладная математика. МАРКОВ А.А. 1856-1922. Математика. МАРР Н.Я. 1864-1934. Литература и история азиатских народов. МИЛЛЕР В.Ф. 1848-1913. Русский язык и словесность. НАСОНОВ Н.В. 1855-1939. Зоология. НИКИТИН П.В. 1849-1916. Классическая филология и археология. ОЛЬДЕНБУРГ С.Ф. 1863-1934. Литература и история азиатских народов. ПАВЛОВ И.П. 1849-1936. Сравнительная анатомия и физиология. РАДЛОВ В.В. 1837-1918. Литература и история азиатских народов. РЫКАЧЕВ М.А. 1840-1919. Физика. СОБОЛЕВСКИЙ А.И. 1856-1929. Русский язык и словесность. СОНИН Н.Я. 1849-1915. Математика. СТЕКЛОВ В.А. 1863-1926. Прикладная математика. УСПЕНСКИЙ Ф.И. 1845-1928. История и древности русские. ФАМИНИЦЫН А.С. 1835-1918. Ботаника. ФОРТУНАТОВ Ф.Ф. 1848-1914. Русский язык и словесность. ЧЕРНЫШЕВ Ф.Н. 1856-1914. Геология. ШАХМАТОВ А.А. 1864-1920. Русский язык и словесность. ЯГИЧ И.В. 1838-1923. Русский язык и словесность. ЯНЖУЛ И.И. 1846-1914. Политэкономия и наука о финансах. Более подробные сведения о жизненном пути и трудах действительных членов Императорской Академии наук см.: Материалы для биографического словаря действительных членов Императорской Академии наук, ч. 1-2. Пг., 1915-1917 гг. Почетные академики Отделения русского языка и словесности по разряду изящной словесности К.Р. (вел. кн. К.К. Романов). 1858-1915. Поэт. КОНИ А.Ф. 1844-1927. Юрист и общественный деятель. АРСЕНЬЕВ К.К. 1837-1919. Публицист, юрист, земский деятель. БОБОРЫКИН П.Д. 1836-1921. Писатель. КОТЛЯРЕВСКИЙ Н.А. 1863-1925. Литературовед. ОВСЯНИКО-КУЛИКОВСКИЙ. 1858-1920. Литературовед и языковед. БУНИН И.А. 1870-1953. Писатель. Почетные члены Императорской Академии наук Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|