бесплатно рефераты
 

Этнология: кельты

северо-западной части Иберийского полуострова и в общем лишь спорадически

встречаются в северо-восточной Франции и рейнских областях. Наоборот,

названия, оканчивающиеся на "дунум", встречаются в значительной части

Франции (кроме Аквитании) и в прирейнских областях, а местами и в верхнем

Подунавье (в направлении на восток их количество убывает), в Британии и

лишь спорадически на Иберийском полуострове. Бош-Гимпера использовал

названия, оканчивающиеся на "дунум", для подкрепления своей кельтской

теории, которая связывает каталанские поля погребальных урн с кельтами.

Совершенно иное положение создалось на британских островах и особенно в

Ирландии. Римская оккупация в Британии распространялась только на часть

территории и началась примерно на сто лет позже, чем в Галлии. Сама

Ирландия никогда не была покорена Римом, так что древний кельтский язык,

предшественник современного гэльского языка, сохранялся без влияний извне,

а позже возникла и самостоятельная литература. В римское время это были по

преимуществу народные легенды, в которых отразились картины прошлых времен

и которые позже были записаны. Эти сказания хорошо знали монаху ирландских

монастырей и с течением времени делали их литературную запись на местном

наречии; эти записи являются старейшим литературным памятником в

"варварской" части Европы, следуя тотчас же за литературой греческой и

римской.

Древнейшие памятники ирландской письменности

Древнейшими памятниками ирландского языка считаются огамические надписи

5—6 веков. Их алфавит состоит из точек и черточек (линий) и предполагает

хотя бы частичное знание латинского языка. Это письмо применялось главным

образов в надписях на надгробных и подобных памятниках (приблизительно так

же, как в северной Европе руны) чаще всего в южной Ирландии и на

противолежащем английском побережье.

В 5 и 6 веках в Ирландии уже распространилось христианство, и ирландские

монастыри в известном отношении взяли на себя задачу старых друидских

"школ". Монахи, хорошо знакомые со старыми обычаями, сохранили древние

сказания для будущего. Древнейшие образцы ирландского языка сохранились в

церковных книгах 8 и 9 веков, в которых латинский текст сопровождается

примечаниями (глоссами) на родном языке монахов того времени. Эти церковные

книги легко датировать, поэтому они становятся важным хронологическим

критерием для оценки более поздних рукописей, относящихся даже к 15 и 16

векам.

Содержание эпических поэм и героической мифологии этого более позднего

времени иногда настолько насыщено фантазией, что лишь с большим трудом

можно отделить действительность от выдумки; тема смерти и посмертного бытия

часто является фоном всего повествования. Мы остановимся на этих памятниках

еще в дальнейшем изложении и в заключительной главе. Но так как они в

известной мере дают нам возможность понять природу кельтского общества в

древнейшие времена, мы приводим здесь хотя бы важнейшие.

Основные памятники ирландской письменности можно разбить на 3 цикла.

Первый из них, "книга вторжений" (Lebhar na Gabala), часто считается

схоластической компиляцией, относящейся ко времени между 8 и 11 веками. В

ней говорится о волнах пришельцев, пятой из которых были гойделы; они

заставили якобы побежденного врага искать спасения в больших мегалитических

сооружениях (построенных на рубеже позднекаменного и бронзового веков).

Некоторые исследователи, однако, считают это произведение генеалогической

фикцией, которая пытается объяснить происхождение всех свободных ирландцев.

Второй цикл рассказывает о переменных успехах в борьбе Ульстера против

Ирландии, третий — о судьбе Финна и его сына Ойсина и дает некоторые

сведения о культе и древней общественной структуре.

В кельтскую литературу входит также рассказ об Артуре, кельтском короле

Британии, который со своей дружиной боролся против проникновения германских

англов и саксов. Ко всему этому присоединяются истории различных мелких

королевств. Шли века, в придворных стихах и произведениях сельских поэтов

возрождались старые традиции, однако появлялись и новые влияния, а

структура общества постепенно изменялась. В позднем облачении, таким

образом, очень трудно найти первоначальное историческое ядро. Опорой

исчезающего языка, нравов и обычаев был говорящий по-кельтски народ, в

жизни которого сохранилось до более поздних времен много пережитков

прошлого.

НАСЛЕДИЕ КЕЛЬТСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ

С середины последнего столетия до н.э. кельтский мир оказался в тисках с

двух сторон. С юга напирала Римская империя и быстро продвигала свои

границы к Рейну и Дунаю, с севера двигались германцы, набеги которых

становились все стремительнее и опаснее. К концу столетия положение

определилось. Кельты утеряли на европейском материке решающие позиции, а

Римская империя граничила непосредственно с областями, занятыми германцами.

Таким образом, кельты на рубеже эр утратили свое могущество и политическое

значение, но их вклад в цивилизацию и культуру остался важным элементом

европейской цивилизации, как в области техники, так и в изобразительном

искусстве и литературе.

Романизация Галлии и кельтское наследие

Для собственно Галлии галльская война Цезаря, победоносно законченная в

середине последнего столетия, явилась рубежом. После нее наступил период

романизации Галлии со всеми ее последствиями. Мужчины были вынуждены

сложить оружие и заняться в первую очередь сельским хозяйством, так как

римские армии нуждались в большом количестве продовольствия.

Романизация шла с юга Галлии, где римляне обосновались уже ранее, создав

там прочную базу для дальнейшего продвижения. Территория, когда-то занятая

лигурийскими племенами, народом суровым и жестоким, мужчины которого

обладали силой диких животных, а женщины не уступали им в силе и ловкости,

была уже давно кельтизирована, а затем занята римлянами. В Провансе еще при

первом императоре Августе была введена новая организация, и он во всех

отношениях стал очень похожим на Италию.

В новой эре Галлия снабжает римлян главным образом продуктами сельского

хозяйства. На юге были оливковые рощи, плантации фиговых деревьев и

виноградники, в остальной Галлии возделывались злаки и разводились все виды

скота. Римляне сломили влияние и могущество друидов, опасных в моральном и

интеллектуальном отношении, и ввели римское право. Римские чиновники и

торговцы быстро наводнили всю страну. Для нового режима было весьма

целесообразным опереться главным образом на кельтскую знать, бывших

"всадников", которая после потери независимости и падения оппидумов охотно

и быстро приспосабливалась к римскому высокому уровню жизни. Строители и

техники, призванные с юга, строили для них просторные жилые дома и

деревенские усадьбы и обставляли их с южной роскошью; с установлением

римской власти при возведении построек уже повсеместно применялся раствор.

Рим, следовательно, опирался на земельную аристократию, сохранившую в

своих сельских владениях обширную клиентелу. Римская администрация

юридически закрепила власть господствующего слоя. Были составлены земельные

кадастры, связанные с переписью населения и земельных владений; последние

были обложены налогом. Земельные владения тем самым были

индивидуализированы, фундус (поместье) превратилось в обособленную единицу,

в которую входили леса, поля, виноградники, плавильни и мастерские; такая

недвижимость получала и собственное наименование, не изменявшееся и при

перемене его владельца.

Для местной кельтской аристократии особую привлекательность приобрели

основываемые новые города, предоставлявшие возможность жить с удобствами и

на высоком жизненном уровне, а часто и возможность стать римским

гражданином со всеми правами и преимуществами. В этом отношении Рим уже на

рубеже эр проявил большую активность. Количество городов быстро росло уже

при Августе и его преемниках, как в Галлии, так и в Швейцарии, а позже и в

бассейнах Рейна и Дуная. Выше мы уже назвали много новых городов на юге

современной Франции с их театрами, водопроводами и другими сооружениями.

Жителей Бибракты Август в 5 г. до н.э. переселил в новый город Августодун

(Отен). В то же самое время, когда возник Лион, называют и Раурику (позже

Августа Раурика) в конце пути через Альпы по перевалу Бол. Сен-Бернар. Еще

при Цезаре для защиты от набегов знаменитой гельветской конницы была

основана Колония Юлия Эквестрис, затем Новиодун и другие поселения. Сам

император Август между 27 и 28 гг. до н.э. четыре раза посетил Галлию.

Камбодун в районе нынешнего города Кемптен на берегу Иллеры был основан во

времена Тиберия (первоначальные деревянные постройки еще в 1 веке были

заменены каменными), как и лагерь легионеров Виндонисса в современной

Швейцарии, в связи с сооружением укреплений в Германии в 17 г. н.э.

Схема городов была единообразной и была приспособлена военным нуждам. В

центре был форум, площадь—место народных собраний и рынок, затем храм,

базилика для официальных актов и отправления правосудия. На форуме

перекрещивались пути, вокруг форума были расположены торговые кварталы и

мастерские, на периферии в просторных домах с колоннадами жила

аристократия. Строились прочные дороги — шоссе, в большинстве случаев на

средства городов и собственников земли. Равно и колонизационная

деятельность Рима в рейнских областях имела важное значение, которое можно

приравнять к значению строительства в средние века. Возникали великолепные

постройки и в сельской местности. Кроме домов вельмож скорее городского

характера (вилла урбана), строились виллы-усадьбы (вилла рустика) с

просторными жилыми и хозяйственными зданиями.

Безопасность провинции и всей империи обеспечивалась отборными войсками,

римскими легионами, которые позже дополнялись вспомогательными отрядами из

местного населения. Границы с германским миром на Рейне и Дунае требовали

сильной и постоянной защиты, и десятитысячные гарнизоны проводили здесь

долгие годы. Постепенно возник крепостной пояс с военными лагерями (кастра

и касталли) римских гарнизонов, с небольшими крепостцами и сторожевыми

башнями. В первых двух веках эта военная граница (limes romanus, рис. 50)

установилась в прирейнских областях, откуда тянулся пояс соединительных

укреплений до самого Дуная, и продолжалась по Дунаю до Карпатской

котловины. Военные лагери были весьма благоустроенными, что должно было

облегчить жизнь легионеров, прибывающих из южных стран, на негостеприимном

и суровом севере. В жилые помещения подводилось центральное отопление

"hypocaustum", сооружались бани "balneum" и вводились другие

усовершенствования. Под защитой крепости вырастали саnаbае, поселки

маркитантов и торговцев, так что возникал целый военный город с собственным

амфитеатром; неподалеку часто вырастал второй город, гражданский, в котором

также было все необходимое для обеспечения высокого жизненного уровня

населения. При галльских городах затем возникали колонии ветеранов,

отставных военнослужащих. Все эти существенные перемены оказывали влияние

на жизнь как в Галлии, так и в провинциях на восток от Галлии, в Реции,

Норике и в Паннонии до самой нынешней будапештской области.

Таким образом, победа Рима в Галлии не принесла с собой социальной

революции. Большинство населения по-прежнему жило в деревнях, было более

прочно привязано к земле. Романизация проникала туда значительно медленнее.

Именно это деревенское население сохранило язык, старый быт, старые правы и

обычаи и иногда мятежами пыталось пресечь процесс колонизации и

романизации. Кроме того, эти широкие круги с собственной продукцией

сохраняли также старые технические знания и производственные методы,

приспосабливая их к изменявшимся требованиям, так что галльские мастерские

продолжали работать и в римскую эпоху и даже стали основой всего

провинциально-римского производства.

Развитое кельтское производство керамики было предвестием крупного

керамического производства в римский период. "Терра сигиллата", особо

клейменная благородная керамика с тонким красноватым покровом, часто

украшенная рельефными фигурными и растительными мотивами, первоначально, т.

е. в первом веке до нашей эры, производилась в Италии, в частности в Ареццо

(ареццинские товары). Позже, при Тиберии, производство было перенесено в

Галлию, сначала на юг, затем в центр и, наконец, в прирейнские области.

Вскоре возникли мастерские во многих местах: в Ля-Грофесенк на юге, в Лезу

в средней части, в Рейнцаберне и в ряде других мест, иногда и на другом

берегу Рейна. Однако крупные гончарные мастерские арвернов в Ля-Грофесенк и

в Лезу (Пюи-де-Дом) работали еще до прихода римлян и снабжали значительную

часть Галлии своими кувшинами и мисками. Производство благородной керамики,

следовательно, перемещалось из Италии в галльские области со старой

гончарной традицией отсюда изделия развозились не только в провинции, но и

в области, расположенные севернее, в современную Германию, Польшу и в

Чехию. Об участии местных гончаров в этом производстве свидетельствуют

также клейма мастеров с галльскими именами. Это относится и к изготовлению

бронзовых сосудов, поскольку позже им занимались в Галлии и в прирейнских

областях, и к стекольной промышленности, которая в Галлии и, особенно в

рейнских областях в римскую эпоху пустила глубокие корни. С первыми шагами

стекольной индустрии мы познакомились уже в период расцвета оппидумов, в

которых по существу рождалась слава этой производственной отрасли.

В остальном, разумеется, общественная жизнь находилась под сильным

влиянием италийских обычаев. И в старые кельтские верования в значительной

степени проникали ныне римские представления, для старых кельтских богов

находились соответствующие им боги в римском пантеоне, их имена

отождествлялись и смешивались. Под влиянием римской среды и в кельтском

мире появляется также храмовая архитектура более четкого типа. С того

времени, как начало сказываться непосредственное римское влияние, начиная с

рубежа старой и новой эр, а затем и в эпоху Римской империи, воздвигаются

многоугольные или круглые храмы, обычно с внешней галереей. В настоящее

время таких храмов известно множество как на территории треверов и

медиоматриков на Мозеле и Саре, так и на территории эдуев и мандубиев между

истоками Сены и Верхней Луарой и далее на запад; мы находим их также в

Британии, главным образом там, где поселились племена белгов, реже в Рециии

Паннонии. Они воздвигались в стороне от поселений, что говорит о старых

религиозных представлениях, о священных местах на вершинах холмов, у

истоков рек или на перекрестках. Центром этих святилищ являлось небольшое

помещение (cella), часто овальное, диаметром лишь 5—10 м; вокруг этого

центрального помещения шла терраса, с внешней стороны открытая или с

колоннадой. Эти святилища были местами культа кельтских божеств, в их

устройстве перемежаются кельтские и римские элементы. Некоторые

исследования, например в Трире, дают возможность предполагать, что в более

старое время такие постройки воздвигались из дерева, но уже в 1 веке

появляются каменные постройки на известковом растворе, как многоугольные,

которые часто считаются более древним типом, так и круглые. Небольшой храм

в Бибракте (Dea Bibracte) относится по всей вероятности к периоду, когда

население уже переселилось в новый город Августодун (Отен); это

подтверждается и тем фактом, что в храме было найдено 107 галльских монет и

лишь 10 римских.

Равно и в скульптуре, как и в прочих отраслях, сказывается римское

влияние. Более полное использование пластической формы и более

реалистический подход вытесняли старую кельтскую стилизацию и схематизацию,

как при изображении людей, так и животных. Кроме старых местных изображений

кабана, собаки, коня, галльского петуха появляются изображения и чужеземных

экзотических животных—льва и другие восточные мотивы. Статуи людей или

головы из камня и бронзы обрабатываются совершеннее, реалистичнее, но

старый кельтский характер сказывается и здесь, как в типично кельтском

щите, которым вооружен галльский воин из Мондрагона (таб. XIX), так и в

кельтском оружии и в символах на триумфальной арке в Нарбоне или в блестяще

исполненной бронзовой голове кельтского жителя современной Швейцарии (таб.

XXI), которая несет следы кельтской орнаментики в отделке волос и бороды. О

многочисленных мелких вотивных статуэтках этого времени мы упоминали уже

выше.

Часто трудно различить, что является произведением местного галльского

художника, а что — работой того, кто несколько обжился в Галлии. Галльская

атмосфера влияла и на художников, переселявшихся из других областей.

Отдельные элементы взаимно переплетались. Влияние древнего кельтского

искусства сказывается и в последующие эпохи, во времена меровингов,

каролингов и даже во времена романского и готического стилей; оно

проявляется и в пластике, где используются отдельные декоративные мотивы, в

изображении человеческих голов и в их сочетаниях (Сен-Бенуа-сюр-Луар).

Разумеется, над Францией пронеслось между тем много бурь, на нее напирали

германцы, алламаны, а затем франки, она почувствовала и давление гуннов при

Аттиле; местная среда, таким образом, воспринимала много новых веяний.

Однако ни инфильтрация римских воззрений и римского образа жизни, ни

последующие волны различных течений не смогли полностью заглушить старые

кельтские традиции. Они живы во Франции до сих пор в языке и в топонимике.

Во многих случаях названия племен перешли в названия городов, остались

названия гор и рек, доныне сохранились многие названия в

сельскохозяйственной среде; часто они не имеют ничего общего с более

поздней латынью, которая укоренилась лишь в церковной среде, когда церковь

и храм одержали победу. Равно и многие черты феодального строя живо

напоминают нам в некоторых отношениях то положение, которое в свое время

было характерным для кельтского общества; в значительной степени это было

предвестием последующего развития, в ходе которого были созданы

окончательные предпосылки для победы нового общественного строя.

Кельтские традиции в Ирландии и в Британии

Главным оплотом кельтских традиций и кельтского наследия остались

британские острова и особенно Ирландия и Шотландия. Там процесс развития

ничем не нарушался и в то время, когда кельтская Галлия уже подвергалась

глубокой романизации, почти в течение всего 1 века н. э. После походов

Калигулы покорение островной области продолжал Веспасиан, а в 86 г. н. э.

Агрикола начал строить линию обороны между Клайд и Ферт-оф-Форт, которая

была закончена однако лишь во 2 веке при императорах Адриане и Антонине

Пие. В особенно выгодном положении находилась Ирландия, где не удалось

укрепиться ни римской, ни позже англо-саксонской власти; она осталась

культурным и религиозным центром кельтского мира, сохранив свой кельтский

характер вплоть до нового времени. Но и Шотландия имела возможность

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.