бесплатно рефераты
 

Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим: Учебно-методический комплекс для студентов I курса заочного отделения исторического факультета

ЛИТЕРАТУРА К ЗАЧЕТУ ПО курсу

«ИСТОРИя КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО МИРА»

Ардзинба В.Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М., 1982.

Васильев П.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.

Васильев Л.С. История религий Востока. М,, 1983.

Герни О.Р. Хетты. М., 1987.

Гюламирян Р.А. Культура древнего мира. Ч. 1. Миф и ритуал в культуре

древнейших обществ. Египет и Месопотамия. Пермь, 1996.

Дандамаев М.А. Вивилонские писцы. М., 1983.

Ерасов Б.С. Культура, религия, цивилизация на Востоке. М., 1990.

Иванов В.В. Луна, упавшая с неба. Древняя литература Малой Азии. М.,

1977.

Искусство древнего Египта. М., 1972.

История Иранского государства и культуры. М., 1971.

Кинк Х.А. Как строили египетские пирамиды. М., 1967.

Крамер С.Н. История начинается в Шумере /Пер. с англ. М., 1965.

Клима И. Общество и культура древнего Двуречья. Прага, 1967.

Культура древней Индии. М., 1975.

Кьера, Эдвард. Они писали на глине. М., 1984.

Матвеев К.Л., Сазонов А.А. Когда заговорила клинопись. М., 1979.

Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. М.-Л., 1956.

Матье М.Э. Из истории семьи и рода в Древнем Египте //Вестник древней

истории. 1954. № 3.

Матье М.Э. Искусство древнего Египта. Л.-М., 1961; М., 1970.

Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы древней Индии. М., 1975;1982.

Тураев В.А. Египетская литература. М., 1920.

Тюляев С. Искусство Индии. М., 1968.

Флиттнер Н.Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. Л.-М.,

1958.

Целлер Каталина. Архитектура страны фараонов. Жилище живых, усопших и

богов /Пер. с венг. М., 1990.

Церен Э. Библейские холмы. М., 1966.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПЛАНЫ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практические занятия по истории древнего мира являются одним из важнейших

видов учебной работы студента. Их задача состоит в расширении знаний по

общему лекционному курсу, закреплении правильного понимания основных

проблем истории древнего мира. На практических занятиях рассматриваются

темы, связанные с проблемами возникновения древнейших рабовладельческих

государств, особенности их социально-экономического и политического

развития.

В основе практического занятия лежит критический разбор источников.

Поэтому работе на практических занятиях должна предшествовать

самостоятельная подготовка студентов, связанная с изучением исторических

источников. Специальная научная литература рекомендуется с целью оказать

помощь в критическом осмыслении источников.

Подготовка к практическому занятию

В первую очередь студент должен внимательно ознакомиться с планом

занятия, найти обязательную литературу, указанную в списке, и, по

возможности отобрать что-либо из списка дополнительной литературы. Прежде

чем приступить к работе над литературой, студент должен прочесть

методические указания к теме, которые призваны помочь в анализе тех или

иных пунктов плана. Затем студент должен обратиться к соответствующей главе

учебника для того, чтобы получить общее представление о теме; нужные

моменты можно зафиксировать. После этого студент может приступать к чтению

и анализу исторических источников, к работе над научной литературой.

Исторические источники конспектировать не обязательно (их тексты имеются

в практикумах и хрестоматиях, которые выдаются студентам на каждое

практическое занятие), но при чтении источников полезно фиксировать в

тетради свои выводы по ним и делать ссылки, чтобы при ответе на вопрос без

труда отыскать нужное место и проиллюстрировать вывод, зачитывая текст из

источника.

Приступая к работе со специальной литературой, целесообразно прочесть

вначале введение или предисловие каждой книги, затем просмотреть заключение

и оглавление – это позволит сориентировать студента в том, что именно нужно

читать: определенные разделы или проработать всю книгу в целом. После этого

можно приступить к конспектированию работы. Целесообразно записывать не

только основные положения, цитаты, но и свои соображения, оценки,

критические замечания и т.п. Наиболее подробно следует конспектировать те

места, которые непосредственно будут использованны при ответе. Записи нужно

делать точные, но своими словами, самостоятельно; фразы, взятые целиком,

заключаются в кавычки, ссылка на страницу дается в скобках или выноситься

на поля.

Конспект не должен иметь сплошного текста – таким конспектом трудно

пользоваться при ответе. Лучше всего весь материал распределить по вопросам

плана практического занятия.

ТЕМА 1

ЭКОНОМИКА И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ВАВИЛОНИИ

ПО ЗАКОНАМ ХАММУРАПИ

Занятие 1.

1. Судебник Хаммурапи как исторический источник.

2. Развитие сельского хозяйства.

3. Ремесло, торговля и ростовщичество.

Занятие 2.

1. Община в древнем Вавилоне и положение свободных.

2. Рабство в вавилонском обществе.

3. Семья и семейные отношения.

4. Судопроизводство и уголовное право.

Рекомендуемый библиографический список

Обязательный

Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства /Под ред. И.М.Дьяконова//

Вестник древней истории (ВДИ). 1952. № 3.

Практикум по истории древнего мира /Сост. Н.А.Просина и И.С.Свенцицкая.

М., 1965. С. 28 – 51.

Тематическая хрестоматия по истории древнего мира /Сост. Н.Н.Пикус. М.,

1963, Вып. 1. С. 8 – 45.

Хрестоматия по истории древнего Востока /Под ред. А.М.Коростовцева,

И.С.Кацнельсона, В.И.Кузищина. М., 1980. Ч. I. С. 151 – 178.

Всемирная история. М., 1955. Т. I. С. 290 – 298.

Гельцер М.А. Тамкар и его роль в Передней Азии //ВДИ. 1964. № 2.

Дьяконов И.М. Община на древнем Востоке в работах советских

исследователей //ВДИ. 1963, № 1.

Дьяконов И.М. Проблемы экономики. О структуре общества Ближнего Востока

до середины II тыс. до н. э. //ВДИ. 1976. № 4; 1968, № 3–4.

История древнего Востока /Под ред. В.И.Кузищина. М., 1979. С.130 – 136.

Новиков Ф. Очерки из истории развития техники и землевладения в древнем

мире //ВДИ. 1964. № 1.

Якобсон В.А. Правовое и имущественное положение воина времени I

вавилонской династии //ВДИ. 1963. № 2.

Якобсон В.А. Регулирование международной торговли по законам Хаммурапи

/Древний Восток и мировая культура. М., 1981.

Дополнительная литература

Крамер С. История начинается в Шумере. М., 1965.

Оппенхейм А.Лео. Древняя Месопотамия. М., 1980.

Тюменев А.И. Государственное хозяйство древнего Шумера. М.- Л., 1956.

Методические указания

Цель занятия состоит в том, чтобы на примере древневавилонского царства

уяснить особенности развития экономики и общественных отношений восточных

государств.

Работа над темой предполагает в первую очередь внимательное чтение

источника и его конспектирование. С этой целью по каждому вопросу плана

определяется круг статей судебника, указывается, какой конкретно аспект

вопроса каждая из статей раскрывает, наконец, фиксируются выводы, которые

вытекают из анализа данных статей. Следует иметь в виду, что некоторые

статьи законов дают материал для ответа на многие вопросы.

При подготовке первого вопроса необходимо выяснить историю открытия

источника, его авторство и время появления, остановиться на структуре

судебника и особенностях этого вида источников.

Подготовку вопроса о развитии сельского хозяйства нужно начать с

выяснения наиболее простых моментов: каковы были природные условия, техника

обработки земли, какие основные земледельческие культуры выращивались,

размеры урожая, его обработка и хранение. Затем следует обратиться к

выяснению более сложной проблемы: формы земельной собственности и

землевладения. Здесь же следует рассмотреть и арендные отношения, обратив

особое внимание на такой вид аренды, как субаренда. Необходимо выяснить,

чем было вызвано ее появление.

Затем перейдите к изучению других отраслей сельского хозяйства:

садоводства и скотоводства. В заключение сделайте вывод об уровне развития

сельского хозяйства в древней Вавилонии.

Выясняя степень развития ремесла и торговли, необходимо рассмотреть такие

вопросы, как виды ремесел, оплата труда ремесленников, охарактеризовать

развитие внутренней и внешней торговли, выяснить, что являлось предметом

торговли, какие взаимоотношения существовали между различными категориями

купцов. Особое внимание следует уделить развитию ростовщичества, определить

предметы ссуды, оформление ростовщических сделок, каким образом погашался

процентный долг, наконец, как законодательство относилось к ростовщику.

При изучении вопроса об общественном строе древней Вавилонии необходимо

разобраться в социальной структуре населения древней Вавилонии. Следует

выяснить, какие группы населения можно выделить на основе анализа судебника

Хаммурапи, обратить внимание на наличие двух в правом отношении категорий

свободного населения, познакомиться с различными точками зрения по вопросу

об их происхождении. Вопрос этот необходимо рассматривать в рамках вопроса

о сельской общине. Следует определить, в какой стадии развития находилась

сельская община в древней Вавилонии, каково отношение законодательства к

ней.

Особую важность для понимания социально-экономической структуры общества

имеет вопрос о развитии рабства. Необходимо рассмотреть источники рабства,

положение рабов, категории рабов, применение их труда, формы протеста рабов

против эксплуатации и угнетения и заключить анализ этого вопроса выводом о

характере рабства в древней Вавилонии и степени его развития.

Для ответа на вопрос о семье и семейных отношениях следует

проанализировать принципы оформления брачных отношений, правовые и

имущественные отношения между супругами, положение женщины, детей в семье,

в заключение определить характер вавилонской семьи и отношение

законодательства к ней.

Рассматривая вопрос о судопроизводстве и уголовном праве, необходимо

остановиться на таких моментах, как организация судебного дела, пережитки

обычного права, определить круг преступлений, которые карались смертной

казнью, и выяснить причины столь тяжелого наказания, наконец, на страже

чьих интересов стояло законодательство в древней Вавилонии.

В заключении необходимо дать оценку сущности законов. Полезно при этом

вспомнить характер обещаний законодателя, содержащихся во вступлении к

судебнику, и проследить, как они осуществляются в основной его части.

Конечный вывод по теме должен содержать ответ на вопрос: интересы какой

части древневавилонского общества отражал судебник Хаммурапи.

Подготовка к четвертому занятию проводится в форме обобщения данных по

социально-экономическому развитию Вавилонии, изученных на предыдущих

занятиях. Изучая первый вопрос, необходимо определить, в чем заключались

особенности развития древневосточных обществ, чем они определялись. Особое

внимание обратить на развитие рабства, положение мелкого свободного

производителя, выяснить, кто являлся основным производителем материальных

благ в обществе, какую роль играла сельская община и т. д.

Второй вопрос требует уяснения возникновения специфической формы власти в

странах древнего Востока, чем это было вызвано, в чем заключалась ее

сущность и каковы основные особенности данной формы власти.

По предложенным вопросам (по желанию) студенты готовят доклады.

Тема 2

Проблема формирования греческого полиса.

Первый этап сложения полисной организации

Основным структурным элементом античной цивилизации является полис. Полис

– феномен экономического, социального, политического, культурного порядка,

без понимания сути которого невозможно понять античной культуры как

таковой.

Данное занятие посвящено начальному этапу формирования полиса, который

именуют гомеровским, или периодом «темных веков». Цель занятия -

установление причин, приведших к формированию нового общественного строя,

его специфики от предыдущего, анализ первой стадии эволюции полиса, т. н.

протополиса, на примере поэм Гомера, а также сложение (пока, в основном, на

основе историографии) представления о классическом полисе и его структурных

элементах, отличающих его от предыдущей стадии.

1. Феномен «темных веков» (проблема преемственности гомеровской и крито-

микенской цивилизации).

2. «Илиада» и «Одиссея» как исторический источник. Гомеровский вопрос.

3. Хозяйственное развитие греческого общества в гомеровский период.

4. Общественный строй греческий племен.

5. Протополис и его характерные черты.

6. Полис как историко-культурный феномен.

Рекомендуемый библиографический список

Обязательный

Гомер. Илиада /Пер.Н.И.Гнедича (любое издание).

Гомер. Одиссея /Пер.В.А.Жуковского (любое издание).

Практикум по истории древнего мира /Сост.Н.А.Просина и И.С.Свенцицкая.

М., 1965. С. 95 – 107.

История Европы. Т. 1. М., 1988.

Полякова Г.Ф. От микенских дворцов к полису //Античная Греция. М., 1983.

Т. 1. С. 89 – 127.

Андреев Ю.В. Раннегреческий полис. Л., 1975.

Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету

греческой цивилизации. СПб., 1998.

Андреев Ю.В. К проблеме гомеровского землевладения //Социальная структура

и политическая организация античного общества. Л., 1982.

Андреев Ю.В. Цари и царская власть в поэмах Гомера //Проблемы

отечественной и всеобщей истории. Л., 1976. Вып. 3.

Ленцман Я.А. Рабство в микенской и гомеровской Греции. М., 1963.

Лосев А.Ф. Гомер. М., 1960.

Маркиш С.П. Гомер и его поэмы. М., 1962.

Свенцицкая И.С. Некоторые проблемы землевладения по «Илиаде» и «Одиссее»

//ВДИ. 1976. № 1. С. 52 – 63.

Клейн Л.С. Троянская война в эпосе и в истории //Кравчук А. Троянская

война. М., 1991. С. 196 – 217.

Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. Л., 1988.

Яйленко В.П. Архаическая Греция и Ближний Восток. М., 1990.

Кошеленко Г.А. Древнегреческий полис //Античная Греция. М., 1983. Т. 1.

С. 9 – 36.

Тюменев А.И. Восток и Микены //Вопросы истории, 1959. № 12. С.58 – 74.

Тюменев А.И. Передний Восток и античность //Вопросы истории, 1957. № 6.

Фанула Папазоглу. К вопросу о преемственности общественного строя в

микенской и гомеровской Греции //ВДИ. 1974. № 4.

Андреев Ю.В. К проблеме послемикенского регресса //ВДИ. 1985. № 3.

Перевалов С.М. Проблема гомеровской царской власти в современной

историографии //Общество и государство в древности и средние века. М.,

1986. С.14 – 34.

Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII–V вв. до н. э. Л.,

1985.

Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима. М., 1977. С. 18 – 41.

Дополнительная литература

Радциг С.И. История древнегреческой литературы. М., 1982. С. 47 – 93.

Боннар А. Греческая цивилизация. Ростов-на-Дону, 1994. (Кн. I, гл. II:

«Илиада» и гуманизм Гомера; гл. III: Одиссей и море).

Методические указания

При подготовке к первому вопросу важно уяснить, в чем состоит проблема

преемственности, определить значение «темных веков» для последующей истории

греческой цивилизации, их хронологию, уметь оперировать археологическим

материалом (см. позиции Андреева, Папазоглу, Ленцмана, Тюменева,

Поляковой).

При подготовке второго вопроса важно уяснить суть гомеровского вопроса,

его составляющие и историю проблемы. При оценке источника важно указать на

его особенности и проблемы, которые встают в связи с этим перед

исследователями.

Анализ хозяйственного и общественного строя необходимо дать исходя

непосредственно из материала источников, используя и историографический

материал. Анализ источников следует начать с подборки свидетельств о

хозяйственной жизни гомеровской Греции, выделить преобладающие отрасли

хозяйства, раскрыть формы земельных отношений, выявить уровень развития

ремесла и торговли.

Рассматривая вопрос об общественном строе греческих племен, необходимо

определить, какие черты роднили гомеровское общество с первобытными

племенами, какие новые тенденции появились в его развитии в рассматриваемый

период. Следует обратить внимание на развитие рабства и выяснить, какую

роль оно играло в жизни гомеровских греков. Не менее важным является вопрос

об имущественном и социальном расслоении гомеровского общества. Необходимо

выяснить причины этого явления, проследить ход имущественной дифференциации

на конкретном материале источников, касающихся системы управления и

определить, на какой стадии развития она находилась.

При ответе на пятый вопрос необходимо суммировать сведения, полученные в

ходе предыдущего анализа. Кроме того, следует рассмотреть типы городов

(Троя и город феаков), выделить общее и особенное, а также, используя

литературу, выявить специфические черты, присущие для протополиса. Здесь

важно понять, почему эта стадия именуется протополисом, чем она отличается

от полиса; какие точки зрения на этот счет имеются в историографии.

Ответ на шестой вопрос предполагает знание историографии проблемы и

является итогом рассуждения об эволюции протополисной организации. Здесь

важно выяснить, какие черты присущи полису как единому социально-

политическому, экономическому и культурному феномену, который лежит в

основе всей античной цивилизации.

Тема 3

Классический полис и его типы

Несмотря на то, что о полисе можно говорить как о феномене, который

складывается на всей территории Греции в I тыс. до н. э., имеет общие

предпосылки и черты, однако условия сложения варьировались, в связи с чем

можно выделить различные типы полисной организации. В рамках данной темы

необходимо выяснить, какие исторические типы полисов можно выделить на

территории Греции и какие черты являются определяющими для такой типологии;

что они имеют общего и отличного, и с чем связано то и другое.

Занятие 1.

Спарта в VIII - VI вв. до н. э.

1. Законодательство Ликурга и проблема возникновения спартанского

государства.

2. Зависимое и неполноправное население древней Спарты.

3. Организация «общины равных» у спартиатов. Свободное население Спарты.

4. Политическое устройство Спартанского государства.

Рекомендуемый библиографический список

Обязательный

Практикум по истории древнего мира //Сост. Н.Л.Просина и И.С.Свенцицкая.

М., 1965.С.107 – 124.

Андреев Ю.В. Спарта как тип полиса //Античная Греция. М., 1983. Т. 1. С.

194 – 216.

Андреев Ю.В. Архаическая Спарта: культура и политика //ВДИ, 1987. № 4,

С.70 – 86.

Печатнова Л.Г. История Спарты. Период архаики и классики. СПб., 2001.

Печатнова Л.Г. Формирование спартанского полиса (конец VIII – начало VI

вв. до н. э. ). Уч. пособие. СПб., 1998.

Пикус Н.Н. Характерные черты спартанского общества и государства IX-IV

вв. до н. э. //Преподавание истории в школе (ПИШ). 1953. № 5.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.