бесплатно рефераты
 

Быт и культура народов Древнего Египта

Литература

В виду гибели литературных рукописей Древнего царства судить о его

художественных произведениях приходится больше по надписям (жизнеописание

сановников IV династии, высеченное на их гробницах – это по существу

перечни занимавшихся ими должностей, и только лучшее из них, жизнеописание

Метена, дополнено сообщениями об имущественных делах сановника).

К концу IV – началу V династии описываются достоинства умершего и

царские к нему милости (рассказы об отдельных событиях жизни вельмож).

При VI династии встречаются уже подробные большие жизнеописания,

победная песня возвращающегося их похода войска, поэтическое словословие в

честь египетской богини неба Нут, распорядок мемфисского храмового

представления, в котором дано предписание для отдельных участников. Данный

распорядок свидетельствует о зарождении драматического искусства в Египте

периода Древнего царства. Таким образом, уже в III тысячелетии до н.э.

древние египтяне добились больших достижений в области не только

материальной, но и духовной.

Обстоятельные декреты царей, биографические надписи вельмож и сложные

религиозные тексты («Тексты пирамид», «Мемфисский богословный трактат»).

Упадок Древнего царства и строительство Среднего царства.

При VI династии власть начинает постепенно переходить к номовой

(местной) знати, т.к. номархи были кровно заинтересованы в развитии своих

местных хозяйств. С ослаблением фараоновской власти все более

обнаруживаются противоречия, характерные для общества Древнего царства.

Истощенный строительством пирамид, раздираемый социальными противоречиями,

Египет стал распадаться на полунезависимые номы. Перед знатью Древнего

царства стояла задача: сделать аппарат угнетения как можно более мощным,

однако обеспечить полную покорность угнетенных государство оказалось не в

состоянии.

С середины XXIII в. до н.э. начался период упадка Египта, его

внутренней раздробленности. Оросительная система пришла в запустение,

начался голод.

Государство Древнего царства пало под ударами внутренних противоречий,

развивавшихся в обществе. Между концом Древнего царства и началом Среднего

царства лежит длительный переходный период. Внутренним упадком страны

воспользовались отдельные соседние племена. Набеги ливийцев на западе и

кочевников на востоке опустошали Египет. В результате длительной борьбы за

власть, сопровождаемой громадными жертвами и разрушениями, победителями

вышли фиванские правители. При Ментухотепе I страна была объединена.

В эпоху Среднего царства по прежнему сильны были позиции номовой

знати. Но все большее значение приобретают люди незнатного происхождения.

III. Египет Среднего царства.

Структура египетского общества.

Ослабление роли центра вызвало оживление хозяйственных взаимообменов

на местах. Развитию торговли способствовало временное разукрупнение

сельскохозяйственного производства. В стране появляется большое количество

более мелких хозяйств.

Упоминается термин «малые люди» («неджес») - нередко богатеи, крупные

сановники с высоким подворьем или государственным званием. В домашнем

хозяйстве состоятельные египтян увеличивается доля грязных. черновых работ,

что свидетельствует о возрастании гигиенических требований к состоянию

подворий египтян.

Они претендуют на особое положение людей, достигших успеха и

процветания своим трудом и (нередко) воинской доблестью.

Прослойка деятельных владельцев - «мелких людей» оказывает влияние на

события в стране. Основное направление их усилий – объединение Египта.

Строительства сильного централизованного государства требовали и нужды

активизировавшейся в переходный период торговли. Они осуществляли обменные

операции между районами и доставляли материалы, сырье в самом Египте.

Владельцы поместий все чаще передоверяли поиск вариантов обмена посредникам

– торговцам. Основным мерилом равноценного обмена было зерно, хлеб,

принимается к оплате также одежда, скот, битая птица. Примерно с XXII в. до

н.э. в качестве оплаты за продукты используется медь, обработанная или

весовая.

Внешняя торговля.

Фараоны стремятся монополизировать торговлю с соседними областями. В

результате с появлением множества мелких и средних хозяйств создались

условия для широкого обмена. Доверенные фараонов по доставке ценностей

совершают поездки на множество промыслов для централизованной доставки в

царскую казну меди, бирюзы, лазурита, благовонных смол и т.д.

Усиление роли военных в обществе.

В период Среднего царства в египетском обществе появляется новая

прослойка населения страны - воинское сословие ( в период Раннего и

Древнего царств роль военных в обществе была незначительной. Захоронение

воина с оружием среди второстепенного окружения – свидетельство этому).

Значение профессиональных военных в Египте росло (сильная и обученная армия

была у гераклеопольских нормахов в период IX – X династий).

В Египте времен распада быстро формировалась каста профессиональнх

военных, достаточно многочисленная и влиятельная ( писцы, описывающие

трудности и тяготы воинского труда, сами уходили в армию – свидетельство

роста популярности воинской службы). Военные, уставшие от междоусобных

походов, склоняются к мысли о необходимости объединения страны. Постоянные

войны пополняли ряды рабов за счет военнопленных.

Усложняется и совершенствуется вооружение ( меняется округлая форма

щита, лук с двойным изгибом, новые элементы доспехов, защищающие запястья,

колени, локти, щиты становятся легкими, их площадь уменьшается, появляется

широкий ремень, облегчающий транспортировку, щиты несут, перекинув за

спину, а горные, каменистые дороги заставили задуматься о надежной обуви

для пехотинцев).

Развитие среднего и мелкого рабовладения.

В начале периода Среднего царства расширяется рабовладение в

египетском обществе. Рабами владеют частные лица ( 20 «голов» людей, 31

«голова», более сотни «голов» покупали сановники).

В период Среднего царства впервые рабов стали именовать «головами». В

начале Среднего царства рабовладельцами могли являться представители

практически всех слоев египетского общества (слуга владел 6 «головами»,

старший скотовод мог передать сыновьям в наследство немало «голов»).

Рабы использовались в ремесленном труде и в строительстве, для

поддержания порядка в домашнем хозяйств, а также для выполнения тяжелых

земледельческих работ (растирание зерна, чистка каналов, давление плодов).

Рабы могли быть куплены и проданы.

Со времен XI-XII все чаще в роли рабов оказываются иноземцы

(африканцы, европейцы). Широкое использование подневольного труда

способствовало преодолению египетским обществом достойных явлений,

вызванных переменой климата и развалом старой государственной машины

(свободного человека тяжело было заставить выполнять грязные и утомительные

работы, рабы обрабатывали каменные плиты кремневым инвентарем, а

квалифицированный мастер работал медным инструментом).

В переходный период ценность рабов возросла ( в перечислении инвентаря

количество рабов ставят на I место, перед приведением сведений о поголовье

скота, урожае и количестве рабочего инструмента).

Основным источником пополнения рабов в период Среднего царства

являлись пленные и захваченные в ходе завоевательных походов мирные жители

(«живая добыча»).

В Египте Среднего царства сложилась двойная система рабовладения

(государственное и частное рабовладение).

Таким образом, характерным для Среднего царства становится резкое

увеличение роли среднего и мелкого рабовладения, что требует

централизованных усилий для поддержания покорности рабов и обеспечения

закономерности перехода их от одного хозяина к другому. Все более широкие

слои населения оказывали поддержку централизованным инициативам фараонов.

Прорыв в металлообработке. Новые технологии.

При Аменемхете I стали появляться изделия, где сплав меди с оловом

очень близок в процентном отношении к бронзе. Медь более прочная, твердая,

износостойкая. Из нового сплава выполнены некоторые орудия производства:

скребки, сверла, резцы, статуэтки; усложнилось устройство металлических

инструментов (съемно-накладные приставки к изделию для сверления,

зачистки. Комплектность использования одной и той же основы для проведения

различных работ в быту и на производстве: скрести, сверлить, зачищать).

Топор, за счет появления особого шипа на основании металлической

части, позволившего плотнее захватить топорище, стал более надежным.

Каменная посуда служит признаком достатка и используется обычно в

праздничные дни.

В период Среднего царства в долине Нила было освоено стеклоделие

(появление новых ювелирных украшений, посуды, развилось врачевание).

Совершенствовалась древообработка (изделия из ливийского кедра и

киликийской сосны). Для обработки дерева применялись топоры, пилы, тесла,

резцы, сверла, колотушки.

Широкого распространение достигло ткацкое дело ( из льна изготовляли

несколько видов тканей: плотную, грубую парусину, мешковину, платьевую

ткань различной толщины вплоть до тончайшей). Научились делать ткани

плиссированные.

Работы велись на низких горизонтальных ткацких стенках. В Египте

Среднего царства развивается также плетение корзин, циновок из тростника,

камыша и папируса, обработка кожи .

Из внутренней корки папируса делали паруса, матрацы, одежду, веревки,

а египетские жрецы – обувь.

Мягкие части тростника давали сок, молодые побеги ели сырыми, а нижнюю

часть жарили.

Однако основным занятием египтян по прежнему остается земледелие.

Ирригация и сельское хозяйство.

В результате объединения страны появилась возможность восстановить

осушительно-оросительную сеть. Создание водохранилища, соединенного

каналом с Нилом и разветвленной сети оросительной системы в фаюмском

оазисе. Начинается освоение новых территорий.

Известия о голоде перестают встречаться в древних рукописях. Однако

технология землепользования находилось в стадии формирования. Во времена

Среднего царства в районе Меридова озера были произведены масштабные

осушительные и ирригационные работы (на освободившихся площадях выращивали

злаки, упоминаются новый сорт зерновых – полба – «нижнеегипетский» ячмень).

Использовали плуг с отвесными рукоятками, а также простую мотыгу.

Колосья срезали простым серпом. Молотьба производилась при помощи быков. В

скотоводстве начинается улучшение качеств используемых египтянами пород

(появление рядом с бараном с развесистыми рогами животных с подогнутыми

рогами).

Однако поголовье скота пополняется за счет пригоняемой с успешных войн

добычей.

Торговля.

Осваиваются новые месторождения меди и бирюзы на Синайском

полуострове, восстанавливаются ранее заброшенные рудники и шахты,

начинаются планомерные изыскательные работы по открытию новых месторождений

(особенно меди), которые вскоре приносят результаты.

В начале XII династии впервые начинают добывать медные руды в Сев.

Эфиопии, между Нилом и Красным морем. Параллельно идет вытеснение меди из

области торговли. Эквивалентом становятся золото и серебро (драгоценные

металлы).

Предметом активной торговли, а также реальной потребительской ценности

для широких слоев населения был лес (для строительства царских палат,

кораблестроения).

Поставщики древесины ставились в особое положение, т.к. значение

дерева для страны фараонов было очень велико.

В Египет доставлялись также заморские, редкие товары (благовонные

смолы, экзотические фрукты и плоды, критская посуда).

Процесс расслоения в обществе.

Прежде равноправные члены сельской общины в Египте Среднего царства

таковыми уже не являются, появляются отдельные зажиточные дома «царских

людей» в сельской местности. В городах проявление неравенства тоже

становится очевидным. В ремесленной среде процесс расслоения протекал

интенсивнее (все чаще различают богатых и бедных мастеров).

«Царские люди» («хемуу-нисут») в период Среднего царства – это

практически все трудящееся население страны. Основная их обязанность –

работа в рамках определенной прогрессии и жесткая привязанность к хозяину.

Главные созидатели материального богатства страны были лишены прав

собственности на орудия труда и средства производства; привлекались к

работе в царском, храмовом, частном хозяйстве.

Экономическая структура египетского государства и период

расцвета Среднего царства.

1. Царские владения по-прежнему составляли верхушку пирамиды

древнеегипетской системы хозяйствования

2. В эпоху Среднего царства существовали общественные центры управления

жизни городов - советы должностных лиц, которые влияли на хозяйственную и

имущественную жизнь горожан.

3. Существенно укрепились позиции служивого чиновничества и прослойки

военных (приближенное войско).

Ко II половине Среднего царства широко развились товарно-денежные

отношения.

К концу Среднего царства начало применяться в качестве мерила золото

(новая условная единица «дебен»= 91 гр. золота).

Аменемхет I – основатель XII династии египетских фараонов.

Именно с правления этой династии принято связывать расцвет Среднего

царства, продолжавшийся до начала XVIII в. до н.э.

Взяв под свой контроль важнейшие торговые пути внутри страны, фараоны

династии еще более укрепили свои позиции.

Египтяне вели войны с соседними ливийскими и переднеазиатскими

племенами, покорили Северную Нубию, страна переполнялась трофеями и

невольниками. Доля номархов была опасно большой и укрепляла мысль о

возможности независимого правления, а также позволяла местным правителям

вести царский образ жизни.

Пятидесятилетие пребывания на престоле фараона Аменемхета III являлся

вершиной расцвета государства Среднего царства.

Номарх вновь становится богатым должностным лицом высокого ранга.

Прослойка профессиональных военных в период Среднего царства стала

едва ли не определяющей силой в стране.

На вооружение воинов средств не жалели. Новшеством в военном деле

стало внимание к мерам защиты (использование громадных укрытий,

применявшихся при штурме крепости: из-за частокола, защищавшего воинов от

стрел, копьеносцы длинными копьями пытались поразить врага на крепостных

стенах). Индивидуальное защитное вооружение пополняется поножами, военные

используют лошадей.

Воины были хорошо обучены и дисциплинированных.

Культура периода Среднего царства.

Культура Среднего Царства считается классическим периодом египетской

культуры.

Письменность.

Древние египтяне использовали для письма папирусную бумагу.

Упростились письменные знаки (иератика-книжное письмо).

Рисунки – иероглифы переродились в условные знаки. Позже иератика

породила демотику (скоропись).

Помимо писчей существовала оберточная или «купеческая» бумага. Было и

подобие картона, из которого делали футляры для мумий.

Особых изменений в лексическом и грамматическом строе разговорного и

литературного египетского языка в период Среднего царства не произошло.

Приблизительно в 2000 г. до н.э. в дельте Нила появляются финикийцы,

которые после знакомства с письменностью древних египтян создают первое в

мире «алфавитное письмо».

В период Среднего царства параллельно начинают существовать два внешне

весьма не похожих письма египтян – иератическое (язык отчетов и документов,

скоропись) и иероглифическое – письменность торжественных подписей и

сообщений.

Научные знания.

Именно Среднему царству принадлежат первые математические и

медицинские тексты (некоторые из них являются задачниками в современном

понимании этого слова).

Сложные задачи с образованием дробей, понятие неизвестного, наработки

по вычислению поверхности полушария и объема пирамиды, в том числе и

усеченной.

Египтяне Среднего царства уже используют число «Пи»= 3,16. Вместе с

тригонометрией объемных тел разрабатывается система правил золотого

сечения.

Астрономы создают достаточно точные картины звездного неба (списки

созвездий на саркофагах).

В эпоху Среднего царства был создан первый в мире словарь (словник),

напоминающий современную энциклопедию (более 300 названий птиц, растений,

животных, обозначений частей тела, наименований городов и крепостей, сортов

масла, 20 сокращенных обозначений пород и видов скота и т.д.).

Написан медицинский лечебник женских болезней, а также справочник

ветеринара.

Религия.

В эпоху Среднего царства возвышается новый государственный военный бог

– Амон.

Изменились и представления о загробном мире. С распадом Древнего

царства все чаще представления о загробном мире рисуются в образе страны

вечного сна, мрака, где нет воздуха, воды, радости, бытия, любви.

Данные настроения свидетельствуют о поисках египтянами нового решения

проблемы жизни и смерти.

Атмосфера подобных исканий облегчила принятие нового культа,

содействовала утверждению Амона-Ра в качестве нового государственного

военного бога Египта.

Сразу после этого изживаются из общества представления о загробном

мире как о царстве мрака и сна. Этим устранялась очевидная несправедливость

прежних верований, когда бедняку не давалась надежда на лучший удел в

загробном мире. После падения Древнего царства культ Осириса – бога мертвых

– приобрел популярность у широких слоев населения.

Возникшие в эпоху Среднего царства заклинания принято называть

«надписями саркофагов» и именно на их основе позднее развиваются

позднеегипетские заупокойные сборники, известные как «Книга мертвых».

«Книга мертвых» – условное название свитка папируса, который

насчитывает 200 глав, состоящих из молитв, магических заклинаний. Чтобы

достичь загробного блаженства, по учению жрецов, надо было знать много

магических заклинаний. Их специально составляли для фараонов («Тексты

пирамид»), для знатных и богатых людей («Тексты саркофагов»).

Во II тысячелетии до н.э. на их основе был составлен сборник

магических заклинаний, т.е. «Книга мертвых», которая стоила дорого, бедные

не могли ее приобрести, поэтому, чтобы обрести загробное блаженство, они

должны были жить праведной жизнью, которая выражалась в покорности

господствующему классу.

При погребении царей, сановников, «Книга мертвых» клалась в гробницу.

В связи с верой в «загробную жизнь» у древних египтян развилось

представление о воздаянии. Жречество использовало веру в загробное

воздаяние для проповеди покорности, смирения бедных с существующими

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.