бесплатно рефераты
 

Анализ деятельности Александра Невского в период раннего средневековья Руси

преданиях тех лет Невсой битве приписывается чрезмерный символизм, облик

Александра ярко украшен личными достоинствами и подвигами, содержание

событий пытаются соотнести с библейскими сюжетами.

Наполненные символизмом героических подвигов, приукрашенные события

битв вспоминались впоследствии на протяжении всей истории. Особого

внимания удостаивались славные победы Александра, когда шла война со

шведами или немцами.

ГЛАВА 5

Александр Невский и русско-ордынские отношения.

П

осле неудачной поездки отца в Орду в 12 году, очередь ехать на поклон к

Великому хану настала Александру. Таким образом, в руках Александра

находилась теперь судьба Руси. От него, зависит сумеет ли он правильно

построить свои отношения с Несокрушимым? Какой путь он изберет?

Исследования историками политической обстановки того периода говорят

о том, что разоренным и погрязшим в нищете и феодальной раздробленности

русским князьям было практически не возможно собрать какое - нибудь войско,

чтобы оказать достойное сопротивление татаро - монголам. Вместе с тем, не

миновала угроза нового нашествия западного противника. В данной ситуации

Александр выступает, “как правитель обескровленной, разоренной татарами

владимирской земли.”[61]Необходимы были другие варианты решения этой

проблемы. Преимущества той или иной причины союза с монголами до сих пор не

определены однозначно. Здесь мнения расходятся. Вот некоторые из них.

Гумилев Л.Н.: ”Новое поколение русских людей, ровесников князя Александра,

быстро осознало масштабы опасности, грозящей стране с запада, и потребность

в сильном союзнике. Обрести этого союзника Руси помогла логика событий и

гений Александра.”[62]; Костомаров Н.И.: “Руси предстояла другая

историческая дорога, для русскихъ политическихъ людей - другiе идеалы.

Оставалось отдаться на великодушiе побъдителей, кланяться имъ, признать

себя ихъ рабами и тъмъ самымъ, какъ для себя такъ и для потомковъ, усвоить

рабскiя свойства. Это было тъмъ легче, что монголы, безжалостно

истреблявшiе все, что имъ сопротивлялось, были довольно великодушны и

снисходительны къ покорнымъ. Александръ, какъ передовой человъкъ своего

въка, понялъ этотъ путь и вступилъ на него.”[63]

Особое место при рассмотрении причин этого союза уделяется

родственным мотивам, значимым для самого Александра. С точки зрения Л.Н.

Гумилева, “естественное нежелание помогать убийцам отца, сделало князя

Александра Ярославовича сторонником Батыя.”[64] Гумилев рассматривает

смерть князя Ярослава, как результат отравления, совершенного матерью

Гуюка по доносу Федора Яруновича.

Внутриордынскую политику, в свою очередь, также нельзя

характеризовать однозначначно. Здесь, в верхней части военно -

иерархической лестницы власти наблюдается ожесточенная борьба за

первенство. Русские князья при ведении переговоров учитывали эти

хитросплетения внутриордынских отношений. “Скажем, владимирский князь -

Ярослав Всеволодович, брат, погибшего на Сити, Юрия, как православный,

поехал договариваться о союзе в Каракорум именно к Гуюку, намеренно минуя

Батыя.”[65]

Итак, в 1247 г. Александр, вместе со своим братом Андреем, отправился

в ставку хана. По версии Костомарова, приглашение могло звучать следующим

образом: “мнъ покорилъ Богъ многiе народы: ты-ли одинъ не хочешь покориться

державе моей? но если хочешь сохранить за собою землю свою, прiйди ко мнъ:

увидишь честь и славу царства моего”.

“Летописи не сохранили описаний приема русских князей в ханской

ставке.”[66] Однако, в распоряжении историков имеются описания ордынского

бытия. Следовательно, в общих чертах мы можем представить обстановку, в

которой проходил важный в историческом смысле прием. ”Ханъ принималъ

завоеванныхъ подручниковъ въ разрисованной войлочной палаткъ, на

вызолоченномъ возвышенiи, похожемъ на постель, съ одною изъ своихъ женъ,

окруженный своими братьями, сыновьями и сановниками; по правую руку его

сидъли мужчины, по лъвую женщины. Батый принялъ нашихъ князей ласково и

сразу понялъ, что Александръ, о которомъ уже онъ много слышалъ, выходитъ по

уму своему изъ ряду прочихъ князей.”[67] По версии Борисова, ханский прием,

напротив, мог быть в высокомерных тонах, так как князья “русского улуса”,

всецело зависели от его воли.

Поговорив с князьями, “не желая вызывать лишний раз гнев Великого

хана своей самостоятельностью, Батый не стал решать вопроса о великом

княжении Владимирском единолично.”[68]

Оседлая жизнь была не по вкусу кочевникам - монголам. Не был

исключением и сам Великий хан. Поэтому, точное место встречи Великого хана

с княжичами неизвестно. ”Уже само пребывание при дворе хана таило для

русских большую опасность. Все здесь было проникнуто тайной и явной

ненавистью одних “сильных людей” к другим.”[69] Но на сей раз все прошло

благополучно. Получив ярлык - особую ханскую грамоту, дававшую право на

княжение, Александр и Андрей подобру - поздорову были отпущены на Русь.

Примечательно, что Александр - старший из братьев получил лишь Киевский

“стол”, а Андрею досталось великое княжение Владимирское. О причине

принятия ханом такого решения можно только догадываться. Возможно он хотел

тем самым поссорить русских князей, а может быть хан видел в этом

предпочтение Александру, так как Киев, несмотря на меньшую значимость, был

старше Владимира, сообразив, что Александр будучи умнее мог быть для них

более опасен. Или же по каким - либо еще причинам. Тем более, что Александр

не усидел долго в Киеве, а вскоре отбыл в новгородские земли, как кажется,

не принимая близко к сердцу ханской обиды и не ставя во главу угла княжение

Владимирское.

Как - бы там ни было, эта поездка, вероятно, привнесла много

полезного для политика Александра. Выражаясь образно, он научился сидеть с

монголами за столом, уживаться с ними, изучил те качества характера

иноверцев, которые теперь необходимо было усвоить русичам, чтобы ужиться с

непобедимыми завоевателями. [Костомаров]. “Чрезвычайная сплоченность силъ,

безусловное повиновенiе сташимъ, совершенная безгласность отдъльной

личности и крайняя выносливость - вотъ качества, способствовавшiя монголамъ

совершать свои завоеванiя, качества совершенно противоположныя свойствамъ

тогдашнихъ русскихъ, которые, будучи готовы защищать свою свободу и умирать

за нее, еще не умъли сплотиться для этой защиты.”[70]

Вскоре сам ход событий повернулся таким образом, что не сумевший

принять чужеземных порядков Андрей вынужден был освободить престол

Владимирский, а его место занял Александр. Причины немилости Великого хана

к Андрею, и вызвавшие впоследствии нашествия карательной “Неврюевой рати”

до конца не ясны. По одной из версий, сам Александр донес Сартаку о том,

что Андрей утаивает часть собранной для татар дани. Сам Андрей вел

противоречивую политику в отношении монгол, пытаясь найти поддержку запада

для военного освобождения Руси от ига, использовав при этом вступление в

родственные связи со знаменитыми родами. Знаменателен этот период еще и

тем, что в 1251г. место Великого хана занял Менгу. И смена власти так же

могла послужить причиной новой политики монгол.

В 1252 году Александр отправился в волжскую орду, где получил

ярлык на великокняжение владимирское. Этот пост он принял из рук Сартака -

сына Батыя, с которым он подружился при первом посещении Орды.[Костомаров]

“Съ этихъ поръ Александръ, чувствуя свое старъйшинство и силу,

готовый найти поддержку въ Ордъ, поднялъ голову и иначе показал

себя...”[71]

Договор с монголами можно назвать первой дипломатической победой

Александра. Л.Н. Гумилев видит значение этого договора для русских князей в

том, что они сохранили большую свободу действий, то есть могли по своему

усмотрению решать внутренние проблемы. Вместе с тем “Александра

интересовала перспектива получения от монголов военной помощи, для

противостояния нажиму Запада и внутренней оппозиции. Именно за эту помощь

Александр Ярославич готов был платить, и платить дорого.”[72]

Но вскоре договор оказался под угрозой. “В 1256 году умер его союзник

Батый и в том же году из - за христианских симпатий был отравлен сын Батыя

Сартак.” “Верный своему принципу борьбы за интересы Отечества, Александр

Ярославович и на этот раз “положил душу за други своя”.”[73] Он отправился

в орду и договорился об уплате дани в обмен на военную помощь. [Гумилев].

Именно договор послужил поводом к бунту в Новгороде. сумев подавить бунт,

Александр сделал реальным договор с монголами. “Казалось бы, Александр

Ярославович находился на пороге второй, не менее значительной

дипломатической победы. Но в разгар подготовки совместного похода против

Ордена, в 1263 году, возвращаясь из очередной поездки в орду князь

скончался.”[74] Конечно, Гумилев, со свойственной ему претенциозностью, в

некотором смысле пытается идеализировать мотивы действий, подводя под эту

идеализацию исторические факты, “ища новые улики”, но доля правды в его

выводах есть. Особенно это касается исторического значения договоров.

Положительное или отрицательное было это значение - вопрос остается

открытым, как впрочем и вопрос о возможности без монгольского вмешательства

справиться с немцами и шведами. Тем более, что “Русь доказала свою

способность без чужой помощи остановить натиск “римлян” в битвах на Неве,

Чудском озере и под Ярославом в 1245г.”[75]

Рассмотрев множество версий и мнений можно лишь отметить крайнюю

скудность наших знаний относительно раннего периода русской истории.

Бедность источников делает любые обобщающие построения в этой области

преимущественно предметом веры. [Борисов]

Н.С. Борисов корректно высказывается о том, что: “Что касается

Александра Невского, то он в своем стремлении наладить мирные отношения с

Ордой не был ни предателем интересов Руси, ни ее “добрым гением”,

“спасителем”. Князь действовал, так как подсказывал ему здравый смысл.

Опытный политик суздальско - новгородской школы, он умел видеть грань между

возможным и невозможным. Подчиняясь обстоятельствам, лавируя среди них, он

шел по пути наименьшего зла. Он был, прежде всего, хорошим хозяином и более

всего заботился о благополучии своей земли.” Остановимся пока и мы на этой

очке зрения.

ГЛАВА 6

Александр Невский - князь Владимирский.

Рассмотрев Владимирский период княжения Александра Невского, можно

заметить, что характерные черты политики правления князя остаются

неизменными. А весь политический сценарий можно сравнить с хорошо

продуманной шахматной партией.

В 1250 году после длительной поездки в Орду Андрей и Александр

вернулись во Владимир. Еще возвращаясь домой князья, вероятно, размышляли

над коварным решением ордынского правителя: “в руках Александра власть над

Русью - Новгородом и Киевом, не считая наследственно удержанных Переяславля

и Дмитрова, и, следовательно, Андрей ему подчинен. Но Новгород фактически

зависит от Владимиро-Суздальской земли, а потому и Александр - вассал

Андрея... Завязался заколдованный узел, который предстояло разрубить, -

весь вопрос чем: татарской саблей, русским мечем или, может быть, мечем

святого Петра?”[76]

“Андрей тотчас отобрал бразды правления у безропотного Святослава

Всеволодовича. Но Александр не торопился покинуть старый город. Он чего -

то выжидал.

И вот в летописи под тем же годом появляется запись: “Приеха

митрополит Кирилл на Суздальскую землю”. Итак, печатник-канцлер галицко-

волынского князя, побывав в Никее, вернулся митрополитом не в Галич, не в

Киев, а во Владимир. не зря ждал его Александр. Это был первый успех далеко

рассчитанной политики князя.

На следующий год митрополит вместе с ним и ростовским епископом

Кириллом II отправились в Новгород.”[77]

Следующий ход в политической игре с татаро-монголами был сделан

Андреем. Решив пойти по пути военного решения конфликта с ордынцами, он

объединяет свои силы с братом Ярославом и вступает в союз с галицко-

волынским Даниилом Романовичем, ставшим ему в скором времени тестем.

“Когда Батый добился преобладающего влияния при каракорумском

дворе,... Александр понял, что настал нужный момент. Тогда он решился: “Иде

Олександр, князь новгородьскый Ярославич в Татары и отпустиша его Батый с

честью великою, давше ему старейшинство во всей братьи его.

Александр Ярославович стал великим князем всей Руси. Он в дружбе с

митрополией, ему доверяют Сарай и Каракорум и вероятно, Никею. В Новгороде

его наместник сын Василий.”[78]

Чувствуя поддержку в Орде Александр начал показывать свой характер, и

особенно это проявилось в отношениях с Новгородом. Хотя, по началу, все

было спокойно пока “в 1254 г. вспыхнул конфликт между Александром и его

младшим братом Ярославом. О причинах ссоры летописи не сообщают. Тверской

князь с боярами бежал в новгородские земли. Поначалу, он обосновался в

Ладоге, затем перебрался во Псков. В следующем году новгородцы изгнали

сидевшего на княжении сына Александра - отрока Василия, а на его место

приняли Ярослава.

События приобретали весьма опасный для Александра оборот. Признание в

Новгороде было для него не только вопросом пристижа. Оно давало и весьма

ощутимые материальные блага. Помимо содержания, которое получал князь от

новгородского правительства, он имел здесь и иные статьи дохода: судебные

пошлины, всякого рода дары и подношения от бояр. Наконец, князь через своих

доверенных лиц, вероятно принимал участие в торговле на Балтике и в

различных лесных промыслах на новгородском Севере.

Потеряв новгородский “стол”, Александр лишился бы и значительной

части своих доходов. А между тем именно деньги - как в чистом виде

(“серебро”), так и в виде пушнины или иных ценимых в орде товаров - решали

судьбу князя в ханской ставке. Хан, его жена и дети, его приближенные

требовали от русского князя щедрых подарков. Скупость здесь была

губительна: ярлык на княжение получал лишь тот, кто мог щедро заплатить за

него.

Все это и заставило Александра, узнав о новгородской “измене”,

немедленно взяться за меч. Как всегда он действовал стремительно и

напористо.”[79]

В результате предпринятых мер Александр вновь приобрел признание

новгородцами его власти. Его брат не решившись вступить с ним в бой, бежал.

Новгород сдался без боя.

Следующей проблемной ситуацией во взаимоотношениях с новгородцами

стала перепись проводимая по указу Великого хана монгольскими чиновниками,

которую вольнолюбивые обитатели Новгорода не хотели признать, считая сей

акт ущемлением своих свобод и попранием своего достоинства. Во многом такая

ситуация была обусловлена объективными причинами. “Здесь не испытали

татарского погрома, не видели воочию страшной лавины с воем несущейся

вперед ордынской конницы...

В лето 1257 пришла в Новгород весть из Руси злая, что хотят татары

тамги и десятины от Новгорода. И волновались люди все лето. А зимою

новгородцы убили Михалка - посадника. Если бы, кто сделал другому добро, то

добро бы и было, а кто копает под другим яму, сам в нее ввалится.

В ту же зиму приехали послы татарские с Александром и начали послы

просить десятины и тамги. И не согласились на то новгородцы, но дали дары

для царя Батыя и отпустили послов с миром”.

Понимая, что строптивость новгородцев может вызвать ханский гнев и

новое нашествие на Русь, Александр в 1258г. вновь отправился в Орду....

Александр знал, что на сей раз именно он - как великий князь

Владимирский - непременно должен заставить новгородцев смириться с

переписью. В то же время князь не хотел доводить дело до вооруженного

столкновения с новгородцами, проливать русскую кровь. Да и мог ли он

навести татарскую рать на Новгород - город, с которым связана была вся его

жизнь?

Задача, стоявшая перед Александром как полководцем и политиком, была

крайне сложной: гордые новгородцы поклялись скорее умереть, чем признать

над собой власть “поганых”. Казалось, ничто не может подорвать их

решимость. Однако князь хорошо знал этих людей - столь же храбрых, сколь

легкомысленных, впечатлительных. Скорые на слово, новгородцы были по

крестьянски не торопливы на дело. К тому же их решимость сражаться отнюдь

не была единодушной. “Вятшие люди” - бояре, купцы, зажиточные ремесленники

- хотя и не решались открыто призвать к благоразумию, но в душе готовы были

откупиться от татар.

В начавшейся бескровной или, выражаясь современным языком,

“психологической” войне с новгородцами Александр решил прибегнуть к

средству, которое, точнее всего было бы определить в данном случае, как

хитрость. В Новгород был послан некий Михайло Пинешинич - новгородец,

преданный Александру. Он уверил земляков, будто на них уже послано

татарское войско. Оно стоит во владимирской земле и в любой момент готов

двинуться на Новгород.

Это известие произвело на новгородцев очень сильное впечатление.

Перед лицом страшной опасности они дрогнули, вновь обрели здравый смысл и

согласились принять татарских “численников”.” [80]

Пользуясь благоприятной ситуацией, Александр поспешил закрепить свое

влияние в Новгороде, привезя с собой, помимо ханских чиновников, верных ему

князей и бояр, явившихся в сопровождении дружин.

В данной ситуации, можно посочувствовать тем, “кто готов был положить

голову за честь “Господина Великого Новгорода”. Тем более, что новгородские

бояре переложили основную тяжесть выплаты на плечи “меньших”.

Но вернемся к моменту начала Великокняжения Александра. Не успел

Александр, после долгого похода в чужие земли достигнуть Владимирских

ворот, как направил разгневанный хан рать неврюеву для усмирения непокорных

братьев Ярослава и Андрея. По версии В. Пашута неврюева рать могла быть

направлена для поддержки Александра, как помощь в установлении его статуса

Великого князя.

Что делал Александр в гостях у Батыя? Почему он пошел против своих

братьев? Каковы были мотивы его поступков? Можно ли в данной ситуации его

оправдывать или осуждать? Выступив в роли Великого князя, как он ладил с

Баярами? Пытался ли договориться с братьями? Как сложатся отношения с

Западными соседями? Получить достоверный ответ хотя бы на один из этих

вопросов было бы крайне любопытно.

“Неврюева рать всей тяжестью обрушилась на простой народ: татары

“рассунушася по земли” и “людей бещисла поведоша, да конь и скота и, много

зла створише, отидоша”. Массовыми кровопролитиями Орда старалась еще более

обессилить завоеванную Русь.”[81]

“В эту трудную пору “прибыл от татар великий князь Александр в город

Владимир, и встретили его крестами у Золотых ворот митрополит, и все

иегумены, и горожане и посадили его княжить на столе отца его Ярослава, и

была великая радость в городе Владимире и во всей Суздальской земле”.

Спору нет, стол крупнейшего княжества занял достойный и опытный

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.