бесплатно рефераты
 

Абсолютизм в Австрии

днями в неделю; даже это постановление Марии-Терезии явилось для крестьян

большим облегчением. В правовом отношении крестьяне полностью зависели от

помещика, который произвольно накладывал на них штрафы и требовал большую

плату за разрешение отремонтировать дом, заниматься ремеслом или жениться.

В Чехии и Моравии особенно тяжелым для крестьян было существовавшее там

запрещение свободного передвижения. [5]

В 1781 г., через год после своего вступления на престол, Иосиф издал

свой первый крестьянский закон — так называемый патент о подданных

(Utertanenpatent). По этому патенту в Чехии, Моравии, Силезии, Галиции, а

несколько позднее и в Венгрии, Каринтии, Крайне и Штирии крепостное право

было отменено и заменено так называемым «подданством». Это означало, что

земля продолжала оставаться во владении помещика, и крестьянин за

пользование ею должен был по-прежнему уплачивать оброк. Личная же

крепостная зависимость крестьянина была отменена. Он мог идти, куда хотел,

выполнять работу, какую хотел, мог жениться, заниматься ремеслом, покупать

и продавать имущество. Этот закон, естественно, имел и свою оборотную

сторону: крестьянин стал лично свободным, но его освободили также и от

земли, он был лишен своей земли. Отмена крепостничества в такой форме

привела, прежде всего, к увеличению тяги крестьян из деревни в город, что

дало новой промышленности рабочую силу, в которой она нуждалась. Этот

первый крестьянский патент не встретил слишком большой оппозиции.

Исключение составляло чешское дворянство, но и оно не имело достаточных

оснований, чтобы выражать серьезный протест, так как, даже потеряв

баснословно дешевую рабочую силу, оно все же получало большие доходы.

Значительно больше ограничивали права дворянства патент о наказаниях

подданных, отменявший право дворян творить суд и расправу, затем

постановление, запрещавшее сгонять крестьян с земли, а также распоряжение,

по которому крестьянам разрешалось наследовать владения, и, наконец,

урбариальный патент (патент о повинностях) 1789 г. Этот патент установил

размеры подати, которую крестьянин обязан был выплачивать помещикам; она

должна была уплачиваться деньгами и составляла 17% крестьянского дохода.

Барщина была отменена. «Имущественное право» помещика на землю, с которой

крестьянин не мог быть согнан и которую он мог наследовать, ограничивалось

теперь правом взимать подоходный налог в размере 17%; это составляло

ничтожную долю того, что помещик получал прежде. Дворянство резко выступило

против патента. Консервативные историки приводят этот патент в качестве

доказательства «бесчеловечности и беспощадности Иосифа». По их мнению,

«бесчеловечность» состояла в том, что крестьяне не были обязаны платить

помещику выкуп за «потерю» им рабочей силы.

4. Что касается религиозной политики Габсбургов, то здесь основную роль

сыграл Иосиф II.

Он был «свободомыслящим» постольку, поскольку считал, что религия —

частное дело каждого гражданина и что нет никаких оснований сохранять

старое монопольное положение католической церкви в Австрии. Эта его позиция

нашла свое отражение в «Патенте о толерантности» (веротерпимости), по

которому всем принадлежавшим к признанным религиям в монархии, прежде всего

к протестантской и к греческо-православной церкви, было гарантировано право

свободно отправлять религиозные обряды и иметь свои церкви, а все

ограничения и дискриминационные мероприятия были запрещены. Она выразилась

также в законе, по которому все направленные против евреев постановления —

принудительные гетто, обязательное ношение особой одежды, запрещение

заниматься целым рядом профессий — были отменены и евреи были приравнены ко

всем другим гражданам государства. Римско-католическая церковь же лишалась

многих своих привилегий, в том числе права провозглашать папские буллы без

санкции государя. [5]

Политика Иосифа относительно церкви воплощала лишь старый габсбургский

принцип: безусловное подчинение церкви авторитету государства. Главой

католической церкви, которая и впредь оставалась государственной церковью,

по мнению Иосифа, должен был быть не папа, а государь страны или, в

качестве его представителя, особый чиновник. Все распоряжения и определения

папы должны были утверждаться государем, а служители церкви приравнивались

к государственным чиновникам. Папа протестовал против этих распоряжений, он

даже прибыл в Вену для личных переговоров с Иосифом. Иосиф принял его

вежливо и столь же вежливо, но твердо заявил, что, по его мнению, папа

является авторитетом в моральных, но не в церковно-правовых или

государственно-правовых вопросах, и тот уехал несолоно хлебавши.

Радикальнее было такое мероприятие, как закрытие части монастырей и

роспуск церковных орденов, но и его нельзя рассматривать как антицерковное

или антирелигиозное мероприятие. Иосиф и его сторонники считали, что в

государстве имеет право на защиту и поддержку только тот, кто работает с

пользой для общества. Вследствие этого он распорядился о закрытии

монастырей, не выполнявших какой-нибудь полезной работы, как, например,

уход за больными или обучение и воспитание детей. [1]

5. Во второй половине XVII в. принимается ряд указов, направленных на

привилегизацию немецкого населения габсбургской монархии. Например, во всех

провинциях было введено обязательное изучение немецкого языка как единого

государственного языка. Хотя этот шаг правительства логически был вполне

оправдан, однако за ним последовало еще несколько непопулярных мер,

усиливавших так называемый «национальный протекционизм». При поступлении на

военную и гражданскую службу предпочтение отдавалось лицам немецкого

происхождения; поощрялся рост немецкого дворянского землевладения и

немецкого капитала в зависимых землях. [1]

Одержимый идеей создания образцовой модели «просвещенного абсолютизма»,

Иосиф II шел напролом, не считаясь с интересами не только отдельных лиц, но

и сословий и даже целых народов. Он искренне считал, что действует во имя и

во благо народа. Но столь же искренне он полагал, что может при этом вполне

обойтись без народа – по принципу «Все для народа, но без его участия».[4]

3. Политика унификации.

Политическим идеалом государей Австрии и целью всех реформ за XVII в.

было создание единого, целостного, легко управляемого государства.

После войны за Австрийское наследство Мария-Терезия положила начало

образованию нового государства, создание которого было завершено только при

Иосифе II.

1. Мария-Терезия.

Административное устройство.

При Марии-Терезии был учрежден Государственный Совет. Компетенция

различных министров была четко разграничена. Провинциальные присутственные

места были подчинены центральным и лишены всякой самостоятельности, а в

делопроизводстве, ставшее чрезвычайно обширным, была введена точность и

аккуратность. На документах стали проставлять срок их подачи и отпуска за

ответственной подписью докладчика. Стали вестись журналы. Составлялись

годовые отчеты. [3]

Т.о. централизация стала административным принципом абсолютной

монархии и бумажное делопроизводство – главным ее орудием.

Военный реформы

Первые реформы были проведены в военной сфере. Хотя с 1649 г.

существовало постоянное войско из навербованных солдат, оно составляло лишь

основное ядро армии, и на случай войны этого не было достаточно. Все

остальные воинские контингенты поставляли земли, большей частью после

длительных переговоров с короной. Численность мобилизованных солдат

зависела от исходов этих переговоров. Т.о. правительство никогда не могло

знать, сколько оно получит солдат. Безусловно, это влияло на боеспособность

армии, т.к. наскоро набранные солдаты не могли быстро научиться хорошо

стрелять из пушек и пр. В 1748 г. вместо прежней системы была введена так

называемая система ”контрибуция”: каждая земля (за исключением Венгрии и

частично Тироля) выплачивала ежегодно определенную сумму австрийского

государству, которое на полученные таким образом средства вооружало,

обучало и снаряжало армию. При этом земли не могли вмешиваться в военные

вопросы. Так разрешалась финансовая сторона вопроса.

Вопрос о наборе солдат также был разрешен по-новому. Земли получали

разверстку на определенное число рекрутов, которых они должны были

выставить. Рекрут, большей частью назначавшийся по жребию из числа

военнообязанных, должен был служить в армии пожизненно. Военнообязанными

были все мужчины, за исключением дворян, помещиков, священников,

чиновников, врачей и людей других интеллигентных профессий; от военной

службы можно было откупиться и выставить замену, что делалось весьма часто.

Поэтому армия состояла из поженьщиков, мелких ремесленников и бедных

крестьян или из бродяг. [5]

К числу военных реформ Марии-Терезии относится также основание академии

– так называемого ”Терезианума”. Должность офицера становилась настоящей

профессией, к которой нужно было готовиться.

Налоговые реформы.

До Марии-Терезии центральные налоги были невысоки; большая часть

государственных доходов состояли из взносов земель. Дворянство и

духовенство были полностью освобождены от налогов на основе того, что они

создали государственный аппарат. Они не получили политических привилегий,

зато получили экономические привилегии. Во времена Марии-Терезии не было

надобности сохранять эти дорого обходившиеся особые привилегии. Была

возможность создать бюрократическое государство почти без помощи дворян.

Сыновья новой буржуазии были готовы, если только сами не становились

фабрикантами, служить верой и правдой короне в качестве чиновников, к тому

же они большей частью оказывались более способными, чем их дворянские

предшественники. Такой чиновник не только обходился государству дешевле, но

и был более дельным. Но Мария-Терезия не пошла по пути полной отмены

привилегий дворянства и духовенства, были уничтожены только те привилегии,

которые обременяли государственный бюджет. Был издан закон о всеобщем

подоходном налоге. Введенный через несколько лет подушный налог был еще

более дифференцирован и взимался в зависимости от состояния и сословия

налогоплательщиков: архиепископы – 600 гульденов в год, дворяне – от 200 до

400, крестьяне – 48 крейцеров, батраки – 4 крейцеров в год. Владельцы новых

фабрик были освобождены от налогов большей частью на 10 лет. Прямые налоги

при Марии-Терезии составляли 1/3 всех доходов. [5]

Был введен косвенный налог для всех, главным образом на предметы

потребления. Был также установлен налог на наследство. Последний затронул

дворянство сильнее, чем другие слои населения.

Реформы в области юстиции.

К наиболее значительным реформам Марии-Терезии принадлежат реформы в

области юстиции. Перед ней стояла сложная задача: нужно было приступить к

созданию нового, ясного свода законов. Общего для всех частей монархии, к

отделению суда от администрации, к установлению упрощенного, дешевого

судопроизводства.

Одной из первых и самых важных мер было учреждение «верховного

судебного присутствия» в Вене, которое было совершенно независимо от

административных органов. Это учреждение служило апелляционной инстанцией

для всех провинций и сословий, и вместе с тем, заведовало всем судебным

персоналом на правах министерства юстиции. Были выделены «земские суды»,

которые объединяли в себе почти все низшие коронные суды. Были разработаны

новый уголовный и гражданский кодексы. [3]

Новый уголовный кодекс вступил в силу в 1768 г. Однако он по-прежнему

содержал параграфы о колдовстве, чародействе и т.п. Однако уже различались

два вида наказаний:

- применявшиеся в целях «возмездия и устрашения»;

- с целью «исправлять и воспитывать» преступников.

Главным воспитательным средством была работа, мануфактура, кстати, т.о.

получала обученную рабочую силу. Мария-Терезия ценила голубую кровь,

поэтому судебное разбирательство могло закончиться условным осуждением за

недостатком улик.

В 1776 г., по предложению Зонненфельса и Иосифа II были отменены

пытки. Смертная казнь могла применяться только с согласия короны.

2. Иосиф II.

Административное устройство.

Иосиф II хотел «превратить свое государство в машину, душу которой

составляет единоличная его воля…».[3] Отныне чиновники, включая высших,

играли роль исполнителей, даже министры не имели самостоятельности, а

должный были предоставлять подробный отчет о самых незначительных делах.

Канцелярия с 1882 стала ведать всеми внутренними делами, за исключением

судебных и большей части военных. Во главе стоял верховный канцлер со

своими помощниками – канцлером и вице-канцлером. Под их началом служило 18

советников. Также имелся большой штат мелких служащих.

Центральными административными органами, как и при Марии-Терезии,

оставались:

- «Императорско-королевская соединенная чешско-австрийская

канцелярия» - для немецких земель;

- венгерско-седмиградская канцелярия – для соответствующих земель;

- Государственная канцелярия – для Ломбардии и Бельгии.[3]

Обширные полномочия и самостоятельное положение наместников

противоречили духу иозефинского бюрократизма: им пришлось ограничиться лишь

одним представительством.

Иосиф II стремился к новому разделению монархии на провинции. Так в

немецких наследственных землях провинций стало насчитываться 8, вместо

прежних 13. Принцип централизации проводился без всякого внимания к

исторически сложившимся традициями. Во главе каждой провинции стоял

губернатор с подчиненным ему губернским присутствием.

Настоящими же исполнителями верховной власти на местах были знаменитые

начальники с их помощниками – комиссарами, секретарями и драгунами.

Компетенция их была почти всеобъемлющей.

Иосиф устраивал аудиенции в Controlgang, на которые допускался всякий и

каждый без различия звания и состояния.

Иосиф II принялся за искоренение взяточничества. Был установлен надзор

за чиновниками, включая их частную жизнь. Никакая рекомендация не имела

цены в его глазах. Также была установлена строгая служебная лестница. Все

кандидаты на высокие посты, вне зависимости от сословия, начинали с низшей

должности.

Военные реформы.

Практика иозифинского режима пошла несколько дальше терезианской

реформы. Но сущность осталась та же. Разница была лишь количественная, а не

качественная, если при нем вербовка почти совсем прекратилась, конскрипция

была распространена на Венгрию и Тироль.

Судебные реформы.

В области судебной Иосиф II придерживался принципа централизации и

огосударствления суда. Новые 13 губерний были разделены на 6 судебных

округов, и в каждом из них судебная палата с коллегиальным составом

коронных судей служила второй апелляционной инстанцией. В первой инстанции

коронным судом был Земский суд для процессов лиц привилегированных

сословий, городской магистрат для бюргеров и сельская расправа для

крестьян, где сидел судья, назначенный от помещика и выборные от общины.

Пожалуй, в большей степени принцип огосударствления проявился в

уголовной сфере: здесь, как единственный тип, был установлен

“Criminalgerichte”, округ который, по возможности, совпадал с

административным, и суду которого подлежали лица без исключения сословий.

Суд вершился сообразно новым нормам уголовного права, изложенного в «Общем

Судебнике».[3]

Характерно для Иосифа, что он, в противоположность Марии-Терезии,

знатность происхождения считал отягощающим обстоятельством. Наказанию

подвергался сам виновный. Смертная казнь, в принципе, отменялась, но

продолжала применяться в особо важных случаях. Каторжная работа была

равносильна медленной, но неминуемой смерти. Обычной карой было заключение

в тюрьму при достаточно жестких условиях. В следственной части царил

инквизиционный процесс: доносы не только допускались, но и поощрялись.

Налоговая политика.

Бюджет пополнялся прямыми и косвенными налогами. Была произведена

попытка замены их единым налогом – поземельным. Между господскими и

крестьянскими, государственными и церковными землями нет никакой разницы.

Классификация производилась сообразно величины, плодородию и местоположению

участка. 40 % с валового дохода казались Иосифу подходящим размером

обложения.

4. Культурная политика.

Культура и наука являются важными показателями жизни общества в целом,

его прогресса, направлений и перспектив развития. Говоря о государственной

политике, нельзя не рассматривать позицию монарха по вопросу осуществления

государственного вмешательства, поддержки и регулирования в этой области.

XVII – XVIII вв. не отмечены какими-либо активными действиями

государства в сфере культуры и науки. Как и во многих странах Европы, это

область общественной жизни в Австрии была практически монополизирована

церковью – как известно свои сюжеты и литература и живопись черпали из

библейских легенд. Книги в большинстве издавались на латыни, театр и

драматическая литература находились под влиянием иезуитов. Преподавание в

университетах и школах являлось привилегией церковных служителей. Однако

этот период можно назвать и периодом роста национального единства,

появлением национального самосознания - слово «Австрия» сделалось для

людей того времени определенным, полным значения понятием. С этим фактом,

вероятно, надо связывать появление литературы на национальном языке,

многочисленных географических и исторических описаний австрийских земель –

часть таких работ субсидировалась короной. Известно, что на культуру этого

времени также большое влияние оказывал королевский двор: например,

увлечение итальянской оперой очень быстро вошло в повседневную жизнь

столицы, а при Карле VI в Вене основан первый оперный театр. Заслуживает

внимания также открытие в 1677 году нового университета в Инсбруке.

Тем не менее, о масштабных и последовательных преобразованиях в области

науки можно говорить лишь с середины XVIII века, и связывать их следует с

именами Марии-Терезии, Иосифа II, Ван-Свитена, Зонненфельса.

Так коренное реформирование проведено в сфере образования. Известно,

что реформы в области школьного дела принадлежат к лучшим реформам Марии-

Терезии: была создана широкая сеть народных школ, бесплатных и

общедоступных, наряду с которыми стали функционировать профессиональные

школы для подготовки рабочих различных специальностей. В период между 1750

и 1770 гг. открылся целый ряд специальных учебных заведений, в том числе

горная академия, технические училища, сельскохозяйственные школы, торговая

академия и несколько педагогических училищ, среди которых женское

педагогическое училище было тогда единственным в Европе.[5]

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.