бесплатно рефераты
 

Влияние мировой валютной системы на национальную экономку России

глобализацией мирового хозяйства. По мере ослабления экономических позиций

США увеличивалось покрытие дефицита платежного баланса данной страны

национальной валютой, приводящее к росту внешнего долга. В результате

краткосрочная задолженность США возросла в 8,5 раз за 1949—1971 гг., а

официальные золотые резервы сократились в 2,4 раза. В итоге была подорвана

устойчивость основной резервной валюты. Положение усугублялось упорным

отказом США до 1971 г. девальвировать свою валюту, а режим фиксированных

паритетов и курсов усугублял курсовые перекосы.

5. Рынок евродолларов, первоначально поддерживавший позиции американской

валюты, поглощая избыток долларов, в начале 70-х годов стал источником

«горячих» денег, которые, переливаясь из страны в страну, обостряли

валютный кризис.

6. Сыграли свою дезорганизующую роль и крупные транснациональные

корпорации. Обладая огромными активами в разных валютах они активно

участвовали в валютных спекуляциях, придавая им грандиозный масштаб.

1.3 Ямайская валютная система

Кризис Бреттон-Вудской системы достиг кульминации весной и летом 1971

г., когда в его центре оказалась главная резервная валюта. Доллар США в

массовом порядке конвертировался в золото и устойчивые валюты.

Бесконтрольно кочующие евродоллары наводнили валютные рынки Западной Европы

и Японии, вынуждая центральные банки скупать их для поддержания курсов в

установленных МВФ пределах. Кризис доллара вызвал политические выступления

против валютной политики США, особенно со стороны Франции. Меры,

предпринятые для спасения Бреттон-Вудской системы, не дали желаемого

результата. Введение «золотого эмбарго» и дополнительной 10%-ной импортной

пошлины фактически означали начало торговой и валютной войн. Поиски выхода

из кризиса завершились заключением Вашингтонского соглашения, которое

предусматривало девальвацию доллара на 7,89%, повышение официальной цены

золота на 8,57%, ревальвацию ряда валют, расширение пределов колебаний

валютных курсов до 2,25% и установление центральных курсов вместо

паритетов, отмену 10%-ной таможенной пошлины в США.

Вашингтонское соглашение временно сгладило противоречия, но не

устранило причины их появления. В феврале-марте 1973 г. валютный кризис

вновь обрушился на доллар, и 12 февраля 1973 г. была проведена повторная

его девальвация на 10% и повышена официальная цена золота на 11,15% — до

42,22 долл. за унцию. Массовые продажи долларов привели к закрытию ведущих

валютных рынков со 2 по 19 марта, после чего был осуществлен переход к

плавающим валютным курсам. Шесть стран ЕС отменили внешние пределы

колебаний курсов своих валют к доллару и другим валютам, создав

своеобразную европейскую валютную зону в противовес доллару.

Кризис Бреттон-Вудской валютной системы породил обилие проектов

валютной реформы: от создания коллективной резервной единицы, выпуска

мировой валюты, обеспеченной золотом и товарами, до возврата к золотому

стандарту. Поиски выхода из валютного кризиса велись долго — вначале в

академических, а затем в правящих кругах и различных комитетах. В 1972—1974

гг. «комитет двадцати» МВФ подготовил проект реформы мировой валютной

системы. Соглашение стран—членов МВФ в Кингстоуне (Ямайка) в январе 1976 г.

и ратифицированное в апреле 1978 г. второе изменение Устава МВФ оформили

следующие принципы четвертой мировой валютной системы:

1. Введен стандарт СДР вместо золото-девизного стандарта.

2. Была юридически завершена демонетизация золота: отменены его официальная

цена, золотые паритеты, прекращен размен долларов на золото.

3. Странам было предоставлено право выбора любого режима валютного курса.

4. МВФ, сохранившемуся в прежнем виде, было вменено усилить

межгосударственное валютное регулирование.

Введение плавающих валютных курсов не смогло обеспечить их

стабильности, несмотря на огромные затраты на валютные интервенции. Этот

режим устранил процесс накопления курсовых перекосов, характерный для

фиксированных валютных курсов, но оказался неспособным обеспечить

выравнивание платежных балансов, покончить с внезапными перемещениями

«горячих» денег, валютными спекуляциями. Процессы колебания валютных курсов

в условиях свободного перемещения капиталов оказались самоусиливающимися.

Давление огромной массы денег, используемых для инвестиций (как правило,

портфельных) в различные регионы мира, приводило к «раскачиванию» курсов

национальных валют, когда они сначала резко укреплялись, а затем еще более

резко обесценивались, и краху национальных валютных систем. В этих условиях

страны предпочитают режим регулируемого плавания валютного курса,

поддерживая его различными методами валютной политики, иногда довольно

жесткими.

Международная расчетная единица СДР, основанная на корзине основных

мировых валют, не смогла стать «настоящими» мировыми деньгами. Этому

помешали проблемы, связанные с вопросами ее эмиссии, распределения и

обеспечения, методом определения курса и сферы использования. Изначальная

ограниченность применения СДР и сложный механизм эмиссии привели к

постоянному снижению ее значения и доли в международных расчетах и

резервах. Укрепление валютно-экономических позиций стран—членов ЕЭС и

Японии привело к постепенному переходу от стандарта СДР к многовалютному

стандарту на основе ведущих валют — доллара США, марки ФРГ, японской иены,

швейцарского франка. Постепенная эволюция Ямайской валютной системы не

отменила объективную необходимость ее дальнейшей реформы и в первую очередь

поиска путей стабилизации валютных курсов и совершенствования мирового

валютного механизма, который является одним из источников нестабильности

мировой и национальных экономик. Наиболее далеко в этом направлении

продвинулись страны Западной Европы. Европейская валютная система,

созданная на основе экономической и политической интеграции стран—членов

ЕЭС, достигла значительно более высокого уровня организации валютных

отношений по сравнению с общемировой валютной системой.

1.4 Европейская валютная система

Первая попытка создания европейской валютной системы получила название

«план Вернера» и предусматривала сужение (вплоть до 0) пределов колебаний

валютных курсов, введение полной взаимной обратимости валют, унификацию

валютной политики, согласование экономической, финансовой и кредитно-

денежной политики, а в перспективе — создание европейской валюты и

объединение центральных банков. Несмотря на некоторые успешные шаги в ходе

его реализации, «план Вернера» потерпел провал из-за разногласий в МВФ.

Вторая попытка вылилась в создание Европейской валютной системы,

основанной на следующих принципах:

1. Введение ЭКЮ — европейской валютной единицы, стоимость которой

определялась на основе валютной корзины, включающей валюты 12 стран ЕЭС.

2. Использование золота в качестве реальных резервных активов. Был создан

совместный золотой фонд за счет объединения 20% официальных золотых

резервов для частичного обеспечения эмиссии ЭКЮ.

3. Введение для осуществления режима валютных курсов совместного плавания

валют в форме «европейской валютной змеи» в установленных пределах (2,25%

от центрального курса, с августа 1993 г. 15%).

4. Осуществление межгосударственного регионального валютного регулирования

путем предоставления центральным банкам кредитов для покрытия временного

дефицита платежных балансов и расчетов, связанных с валютными

интервенциями.

Изучив четыре валютные системы, которые формировались по мере

развития международно-финансовых и экономических отношений, можно сделать

вывод, что развитие мировых валютных систем и смена одна другой – это

никакой-то стихийный или сумбурный процесс, а вполне естественный и

закономерный. Новая система меняет старую, потому что она более совершенна

и с помощью ее легче осуществлять валютно-финансовые операция, товарно-

денежный обороты и т.д.

Глава 2. Единая европейская валюта евро и национальные интересы России

В декабре 1991 г. руководители государств - членов Европейского

сообщества подписали Маастрихтский договор, которым предусматривалось

создание Экономического и валютного союза (ЭВС) и введение единой валюты.

После семи лет бурных дискуссий и напряженной подготовительной работы ЭВС

стал наконец реальностью. Первоначально в его состав вошли 11 государств -

членов Европейского Союза - Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания,

Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия и Франция.

Присоединение к ЭВС остальных четырех стран Евросоюза - Великобритании,

Дании, Швеции и Греции - является делом времени.

1 января 1999 г. страны - участницы ЭВС ввели единую валюту евро.

Создана и действует Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) во главе

с Европейским центральным банком. Новая валюта заменила ЭКЮ и уже заняла

преобладающее место в межбанковских расчетах внутри Экономического и

валютного союза (“зоне евро”). Хотя национальные валюты пока еще сохраняют

физическое существование, они утратили свою экономическую самостоятельность

и являются отныне лишь недесятичными номинациями евро. Процесс создания

новой валюты будет окончательно завершен через три года, когда будут

введены в обращение банкноты и монеты евро, а национальные валюты полностью

прекратят свое существование.

Фиксированные курсы валют-участниц Европейского валютного союза к

Евро:

Таблица 2.1

|EUR/LUF |40.3399 |Люксембургский франк |

|EUR/BEF |40.3399 |Бельгийский франк |

|EUR/IEP |0.787564 |Ирландский фунт |

|EUR/FIM |5.94573 |Финская марка |

|EUR/PTE |200.482 |Португальское эскудо |

|EUR/ESP |166.386 |Испанская песета |

|EUR/ITL |1936.27 |Итальянская лира |

|EUR/FRF |6.55957 |Французский франк |

|EUR/DEM |1.95583 |Немецкая марка |

|EUR/NLG |2.20371 |Голландский гульден |

|EUR/ATS |13.7603 |Австрийский шиллинг |

Политическое и экономическое влияние ЭВС не ограничивается рамками

Европейского Союза. В процессе подготовки к вступлению в ЕС 11 стран-

кандидатов Центральной и Восточной Европы и Средиземноморья их валюты будут

все более тесно привязываться к евро. Произойдет консолидация позиций

Западной Европы на валютных и финансовых рынках и в других сферах. Конечная

цель ЕС состоит в том, чтобы создать новую мировую валюту, адекватную

экономическому потенциалу Союза.

Появление евро изменяет объективные условия интеграции России в

мировую экономику и требует должного учета во внешнеэкономической и

валютной политике страны. Действительно ли евро имеет шанс потеснить доллар

на мировых валютных рынках? Какое влияние окажет создание Экономического и

валютного союза на экономическую безопасность и стратегические интересы

России? Насколько широко распространятся фактурирование и расчеты в евро во

внешнеторговых операциях? Какие изменения будут происходить в механизме

курсообразования и курсовой политике России? Потребуется ли изменить

структуру валютных резервов страны? Какие последствия повлечет становление

евро в области зарубежных заимствований и обслуживания внешнего долга? Не

стоит ли в интересах преодоления долларизации внутренней экономики пойти на

ее известную “евроизацию”?

Вокруг этих вопросов в российских правительственных, банковских и

научных кругах, а также на страницах печати в последнее время развернулась

оживленная дискуссия, в ходе которой высказывались две полярно

противоположные точки зрения. Согласно одной из них Россия еще слишком

далека от мировой экономики, чтобы евро мог что-либо изменить в ее

внутренней жизни или внешнеэкономических связях. Поэтому появление евро не

требует никаких специальных мер со стороны России: следует просто

предоставить событиям идти своим чередом. Сторонники другой точки зрения,

напротив, увидели в единой европейской валюте магическое средство вывода

России из кризиса, оздоровления ее экономики и укрепления международных

позиций. Они высказывают опасение, что Россия запаздывает с “освоением”

евро, выступают за целенаправленное “внедрение” новой валюты в российскую

экономику.

2.1 Евро и экономическая безопасность России

Геополитические последствия введения евро напрямую затрагивают

экономическую безопасность России.

В настоящее время степень экономической зависимости страны от внешнего

мира является неприемлемо высокой. До 70% продовольствия, потребляемого

населением крупных городов, поступает из-за рубежа. Государство не в

состоянии пресечь незаконный массированный вывоз капитала. Размеры выплат

по внешним долгам превышают возможности российской экономики. Страна

вынуждена подстраивать свою экономическую политику под универсалистские

требования международных экономических организаций, нередко не учитывающие

в должной мере российскую специфику.

Особенно опасным является положение, сложившееся в валютной сфере.

Глубокая долларизация экономики привела к тому, что в этой сфере Россия

находится в состоянии не просто внешней зависимости, а зависимости от одной

страны и ее валюты.

Это, в частности, привело к перекосу между структурой валютных

отношений России и структурой ее внешнеэкономических связей. Сейчас

подавляющая часть внешней торговли России - до 2/3 - связана с Европой, из

которых одна треть приходится на ЕС, а другая треть - на страны Центральной

и Восточной Европы и европейские государства СНГ, в то время как доля США в

экспортно-импортных операциях РФ не превышает 10%. В последнее время

Евросоюз стал и ведущим иностранным инвестором в экономику России.

Таблица 2.1

ЕС и США во внешнеэкономических связях России в 1998 г., %

| |ЕС |США |

|Внешнеторговый оборот |33 |8 |

|Прямые иностранные инвестиции |38 |41 |

|(накопленный объем) | | |

|Прямые иностранные инвестиции в 1998 г. |44 |35 |

|Иностранные инвестиции в 1998 г. |64 |19 |

Однако самой используемой и ликвидной иностранной валютой в России

является доллар США. Причем объемы операций с ним по ряду параметров далеко

превосходят аналогичные показатели в мире в целом. Неоправданно велика роль

доллара во внешней торговле и банковских валютных депозитах.

Таблица 2.2

Доллар США в мировой и российской экономике, %

| |Мир, 1995 г. |Россия, 1998 г.1 |

|Внешнеторговые контракты |48 |80 |

|Банковские депозиты в иностранной валюте|652 |90 |

|Официальные валютные резервы |65 |65 |

|Государственный долг развивающихся стран|50 |67 |

1 Все данные по России являются оценочными.

2 Не включая ЕС, конец 1996 г.

Возможные последствия этого перекоса очевидны. Обвал доллара на

международных валютных рынках имел бы разрушительные последствия для

российской экономики. Это - реальная угроза безопасности страны.

Существенное значение имеет и геополитический аспект проблемы.

Соединенные Штаты лишь косвенно зависят от развития экономической и

политической ситуации в России, тогда как Европейский Союз и Россия

непосредственно взаимосвязаны. Их объединяют тесные внешнеэкономические

отношения, совместные транспортные сети и научно-технические проекты.

Географическая близость заставляет их вместе решать проблемы экологии,

миграции населения, незаконной торговли оружием, распространения наркотиков

и др. Отношения между ЕС и Россией строятся на солидной юридической базе -

Соглашении о партнерстве и сотрудничестве.

Необходимо подчеркнуть, что сильные позиции доллара в отечественной

экономике определяются главным образом объективной слабостью национальной

валюты. Поэтому ключом к восстановлению экономической независимости

государства является оздоровление внутренней экономической системы -

внешнеэкономические рычаги могут сыграть в этом плане лишь вспомогательную

роль. Это, разумеется, не умаляет всей важности их разумного использования.

Определенное место среди этих рычагов призвана занять и единая европейская

валюта.

В контексте экономической безопасности России появление евро и

вызванный им сдвиг в сторону биполярности представляются, безусловно,

благоприятными. С введением евро у России, как и у любой третьей страны (то

есть не входящей в ЕС), появляется большее поле для маневра при решении

вопросов режима валютного курса, состава валютных резервов, валютной

структуры внешних заимствований и торговли.

В стратегическом плане представляется целесообразной постепенная

диверсификация валютных отношений России. Однако проводить ее следует

осмотрительно, руко-водствуясь принципами экономической обоснованности и

постепенности.

Поскольку колебания курсов доллара и евро, как уже отмечалось выше,

практически неустранимы, более сбалансированное распределение активов и

пассивов по основным международным денежным единицам позволит России (как

на государственном, так и на частном уровне) минимизировать риск курсовых

потерь. Возможность выбора налагает на Россию и новые обязательства. Отныне

государственным органам придется более скрупулезно выстраивать линию

поведения, просчитывать риски и предвидеть последствия своих действий.

Исключительно важное значение приобретает мониторинг экономической ситуации

в ЕС и США, динамики процентных ставок и курсовых соотношений валют.

В России широко распространено мнение, будто евро - всего лишь еще

одна валюта, и поэтому возникающие вопросы носят чисто технический характер

и могут быть решены в рабочем порядке. В действительности проблемы евро

гораздо сложнее и масштабнее, чем принято считать. Появление евро

существенно усиливает процессы экономической (а в перспективе и

политической) консолидации в Европе.

Во-первых, резко возрастает глубина интеграции внутри самой “зоны

евро”. По сути дела, с созданием ЭВС внутри Европейского Союза возникло так

называемое твердое ядро. Входящие в него страны связаны отношениями более

сильной, чем ранее, экономической и политической сплоченности. Это может

иметь как положительные, так и отрицательные последствия для России

(достаточно напомнить недавние события вокруг Югославии).

Во-вторых, несмотря на то что ряд государств - членов ЕС не вошел в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.