бесплатно рефераты
 

Валютные операции в Российской Федерации

таможенную очистку в течение суток. После этого данный срок превышается,

импортер платит штрафы - то есть вывозит деньги за рубеж.

Очень часто российские компании для вывоза капиталов используют

офшорные компании и прибалтийские банки. Основное преимущество работы с

прибалтийскими банками состоит в том, что они принимают и конвертируют

рубли, равно как и валюты стран СНГ. Схема вывоза денег состоит в том, что

российская фирма через российский банк перечисляет деньги на счет офшора на

основании, например, фиктивного контракта на проведение консалтинговых

работ. При этом офшорная компания должна иметь счет в прибалтийском банке.

Если будут перечислены рубли, то банк проведет их конвертацию в любую

валюту по выбору клиента и перечислит ее, куда он скажет. Бороться с этой

схемой трудно, так как сложно проверить реальное выполнение консалтинговых

услуг.

При вывозе капитала за границу используется также фиктивный экспорт

услуг, ссылки на недобропорядочность контрагентов, вывоз денег физическими

лицами и другие способы.

Оценки капитала, нелегально вывезенного из страны за годы реформ,

находятся в диапазоне от 40 до 300 млрд.$. Нижняя граница, 40 миллиардов

долларов, по мнению депутата Госдумы и в прошлом министра

внешнеэкономических связей Александра Шохина, получается в результате

суммирования пропусков и ошибок платежного баланса страны за последние семь

лет. Однако эта оценка не отражает реальной ситуации и является слишком

заниженной. Максимальную цифру в 200 миллиардов долларов называют эксперты

МВД РФ, ссылаясь на своих зарубежных коллег. Последнюю оценку, 25

миллиардов долларов ежегодного вывоза капитала, дал бывший премьер-министр

России Е.М. Примаков. Если ориентироваться на нее, то сегодняшняя

официальная оценка эмигрировавшего капитала – 200 миллиардов долларов. И

именно эта цифра приводится чаще всего[1].

Представление о том, насколько серьезным является этот финансовый

ресурс, дает простое сравнение 200 миллиардов долларов с несколькими

жизненно важными для экономики страны параметрами.

|Вывезено капиталов из России за 1991-1998 гг. |200 млрд. $ |

|Российский внешний долг (без учета долгов СССР) |100 млрд. $ |

|Выплаты по долгам в 1999 г. (без учета возможной |17 млрд. $ |

|реструктуризации) | |

|Сумма рефинансирования текущей задолженности |4,5 млрд. $ |

|России в 1999 г. (при условии договоренности с | |

|МВФ) | |

|Объем реального финансирования всех федеральных |862 млн. |

|инвестиционных программ в 1998 г. |руб.1 |

Масштабы вывоза капиталов из России и степень развития теневой

экономической деятельности во многом обусловлены недопустимым затягиванием

решения вопросов организационно-правового укрепления валютного контроля.

Однако, несмотря на отсутствие в стране достаточной законодательной

базы, адекватной сложившейся ситуации, Правительство и Банк России как

основные органы валютного регулирования и валютного контроля посредством

своих решений все-таки добивались определенных позитивных сдвигов в решении

данной проблемы. Первым шагом к контролю за репатриацией валютной выручки

от экспорта принятие совместной Инструкции Банка России и ГТК России №19 «О

порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую

Федерацию валютной выручки от экспорта товаров, работ и услуг» и введение с

1 января 1994 года таможенно-банковского контроля с помощью паспортизации

экспортных сделок. Мера была вынужденной: она стала реакцией на кульминацию

контрабандного экспорта.

Уже в 1994 году валютным контролем было охвачено 57% всех экспортных

поставок, в 1995 г. – 73%, а в 1996 г. – 82%. Величина необоснованных

поступлений валютной выручки сократилось примерно с 40% в 1992-1993 гг. до

5% в 1997г2.

Следующим шагом стало принятие совместной Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ №30

«О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в

иностранной валюте за импортируемые товары» от 26.07.1995 г. Это помогло

поставить заслон необоснованным переводам иностранной валюты по каналам

импорта посредством предоплаты импортных поставок (по существу,

беспроцентных кредитов иностранным партнерам), завершения ценовых

параметров.

Поэтапное ужесточение валютного контроля и независимой инспекции

экспортных операций побудили недобросовестных участников

внешнеэкономической деятельности использовать другие, менее контролируемые

каналы вывоза капиталов и сокрытия валютной выручки. Так, одним из таких

каналов до недавнего времени оставались внешнеторговые товарообменные

операции – бартерные сделки. В 1996 году их объем по сравнению с 1995 годом

возрос на 6,2%. Если учесть, что в это период на долю бартерных операций

приходилось 40% внешней торговли России, то большая пропускная способность

товарообменных операций при бегстве капиталов стала очевидной.1

С этим связан следующий шаг в совершенствовании валютного контроля,

реализованный в Указе Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г.

№1209 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок» и

соответствующего постановления Правительства РФ от 31 октября 1996 г.

№1300.

Введение системы контроля за внешнеторговыми бартерными операциями

немедленно сказалось на резком снижении их объемов. По данным таможенной

статистики, уже в первом полугодии 1997 года против соответствующего

периода предыдущего года они сократились на 43%, в том числе – экспорт на

46%, а импорт на 40%.2

Предотвращению дальнейшего нелегального оттока капиталов при экспорте

ресурсов во многом должно способствовать создание системы независимой

предотгрузочной инспекции экспортируемых товаров в соответствии с

постановлением Правительства РФ от 26.12.1995 г. №1267 «О создании в стране

системы экспортной оценки количества, качества и цены экспортируемых

товаров» и в рамках действия соответствующей комиссии.

Значительные изменения в системе валютного регулирования и валютного

контроля произошли после августовского кризиса 1998 г. С сентября 1998 г.

Банк России взял курс на ужесточение, в том числе административных мер,

регулирования валютного рынка и трансграничных валютных операций.

Посткризисные меры ЦБ по усилению валютного и капитального контроля

сосредоточились на следующих направлениях:

- повышение ответственности экспортеров за несвоевременную репатриацию

валютной выручки;

- упрощение перевода паспорта сделки по экспортным поставкам из одного

банка в другой;

- модификации организации торгов на ММВБ с целью отделения торговли

валютой в сфере внешнеэкономических операций от спекулятивных сделок;

- усиление собственно контрольной деятельности, направленной на

ужесточение санкций к нарушителям и разработку мер, повышающих

качество валютного регулирования.

Учитывая всю тяжесть августовского кризиса в России и важность

принятых действий, следует перечислить ключевые решения ЦБ РФ в области

валютного и капитального контроля за посткризисное время:

16.09.98 – продажа валюты экспортерами в рамках обязательной продажи

части экспортной выручки должна осуществляться только на валютных биржах;

28.09.98 – введение института специальных торговых сессий на валютных

биржах;

01.10.98 – обязательная продажа части экспортной выручки производится

только на специальных торговых сессиях межбанковских валютных бирж;

01.11.98 – импортерам вменено в обязанность приобретать необходимую

им валюту не ранее чем за семь дней до срока платежа и продавать ее обратно

на внутреннем рынке по истечении срока платежа, если по каким-либо причинам

резиденты не смогли выполнить свои обязательства перед иностранными

контрагентами;

12.11.98 – запрет покупки на специальных торговых сессиях банкам

иностранной валюты по поручению клиентов для оплаты импорта работ, услуг и

результатов интеллектуальной деятельности;

31.12.98 – норматив обязательной продажи экспортной выручки повышен с

50% до 75%;

01.01.99 – с шести до трех месяцев сокращен срок репатриации валютной

выручки и период времени, в течении которого необходимо осуществить ее

продажу;

01.01.99 – понижены лимиты открытой валютной позиции банков;

07.04.99 – отмена права покупки долларов США уполномоченными банками

от своего имени и за свой счет в целях осуществления выплат в иностранной

валюте физическим лицам по открытым в данных банках счетам и вкладам на

специальных торговых сессиях межбанковских валютных бирж.

Жесткая политика ЦБ принесла первые плоды уже в конце 1998 г., когда

нелегальный вывоз капитала по каналам внешней торговли (имеется в виду

невозврат экспортной выручки и непогашенные авансы по импорту) снизился с

2,5 млрд. долларов в среднем за квартал в январе – сентябре 1998 года до

0,8 млрд. в IV квартале.1

Кроме того, сокращение вывоза капитала обусловлено заметным

ослаблением, а в ряде случаев и парализацией его «проводящей сети» –

российских банков. В связи с фактическим банкротством Токобанка,

Инкомбанка, «Российского кредита», являвшихся до кризиса крупнейшими

оптовыми импортерами наличной валюты, ввоз ее (а это есть не что иное, как

форма вывоза капитала) в Россию по итогам прошлого года сократился более

чем вдвое – с 37 до 16,2 млрд. долларов. Этому же способствовало,

безусловно, и сокращение спроса экономики (прежде всего населения) на

наличную валюту в связи с шоковым падением реальных доходов.

Но, помимо задачи приостановления бегства капитала из страны,

немаловажной также является задача репатриации хотя бы части из этих 200

млрд. долларов, вывезенных из России. Но вернуть такие деньги только

репрессивными методами невозможно. Поэтому в последнее время часто идут

дискуссии по вопросу экономической амнистии. Под экономической амнистией

подразумевается полное или частичное освобождение от ответственности за

любые экономические нарушения, предоставляемое в обмен на возврат во

внутрироссийский экономический оборот изъятых из него средств, где бы они

не находились.

Предприниматели, вывезя деньги за рубеж, зачастую не могут

воспользоваться ими за границей так, чтобы капитал работал (речь не идет о

покупке недвижимости, средств роскоши и т.д.). Это обусловлено тем, что

российским бизнесменам трудно вступить в деловой мир Запада. Поэтому часть

денег готово вернуться в Россию, чтобы работать здесь, но для этого

необходимы ряд условий.

Прежде всего, говорить о возврате капиталов можно будет только после

того, как будет изменен налоговый режим. Смягчение налогового режима

является необходимым условием для репатриации капиталов. Нужно создать в

стране такие условия, чтобы деньгам было выгодно работать внутри страны.

Немаловажной также является политика государства по поводу

экономической амнистии. Либо страна готова закрыть глаза на экономические

нарушения, сопутствовавшие вывозу денег и на само происхождение данного

капитала, либо государство будет и впредь проявлять жесткость и нежелание

идти на компромисс с людьми, вывезшими деньги из России. Но надо помнить об

острой необходимости, которую испытывает страна в этом капитале.

3.2 «Отмывание» денег и правовое регулирование борьбы с ним.

На современном этапе проблема «отмывания» денег является проблемой

общемирового масштаба. Объемы доходов, получаемых сегодня преступными

организациями и инвестируемых в легальную экономику, представляют угрозу

безопасности отдельных государств и международной безопасности в важнейших

сферах: экономической, экологической, военной.

В этой связи борьба с «отмывание» денег позволяет решить три очень

важные задачи. Во-первых, комплекс мер, направленных на борьбу с

«отмыванием» денег, должен обеспечивать защиту легальной экономики от

криминальных инвестиций и, следовательно, от установления контроля со

стороны преступных организаций. Во-вторых, выявление и конфискация

преступных доходов подрывают финансовую основу деятельности организованной

преступности, препятствуют их дальнейшему развитию. Наконец, восстановление

всей цепочки движения преступных денег позволяет от низшего звена

исполнителей на руководство преступной организации.

Термин «отмывание» денег впервые употребляется в начале 80-х годов в

США в связи с ростом незаконной торговли наркотиками и доходов от нее и

обозначает процесс преобразования нелегально полученных («черных») денег в

легальные («белые») деньги.

В международном праве определение легализации («отмывания») доходов

от преступной Деятельности было дано в Венской конвенции ООН о борьбе

против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

от 19 декабря 1988 года, оказавшей большое влияние на развитие

соответствующего законодательства западных стран.

Согласно ст.3 Конвенции, под легализацией («отмыванием») доходов от

преступной деятельности понимаются:

- конверсия или передача имущества, если известно, что такое

имущество в результате правонарушения или правонарушений, или в

результате участия в таком правонарушении или правонарушениях, в

целях сокрытия или утаивания незаконного источника имущества или в

целях оказания помощи лицу, участвующему в совершении такого

правонарушения или правонарушений, с тем чтобы оно могло

уклониться от ответственности за свои действия;

- сокрытие или утаивание подлинного характера, источника,

местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав

в отношении имущества или его принадлежности, если известно, что

такое имущество получено в результате правонарушений или

правонарушения, в результате участия в таком правонарушении или

правонарушениях;

- приобретение, владение или использование имущества, если в момент

его получения было известно, что такое имущество получено в

результате правонарушения или правонарушений или в результате

участия в таком правонарушении или правонарушениях;

- участие, соучастие или вступление в преступный сговор с целью

совершения любого правонарушения или правонарушений, приведенных

выше, покушение на совершение такого правонарушения или

правонарушений, а также пособничество, подстрекательство,

содействие или консультирование при их совершении.

Венская конвенция ООН 1988 года признала в качестве преступления

«отмывание» денег, полученных от незаконного оборота наркотиков. В то же

время развитие организованной преступности привело к росту доходов

преступных организаций, получаемых из других сфер преступной деятельности.

Часть этих доходов также стала подвергаться «отмыванию» и инвестироваться в

легальную экономику.

Реагируя на эти процессы, Конвенция Совета Европы №141 «Об отмывании,

выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» от

08.11.90 признала преступлением действия, связанные с «отмыванием» денег,

полученных не только от наркобизнеса, но и от других видов преступной

деятельности. Но в разных странах существуют различия в законодательстве

при определении перечня деяний, являющихся источником происхождения

средств, подвергаемых «отмыванию». В качестве таковых могут

рассматриваться:

- преступления (любые, предусмотренные уголовным законодательством);

- преступления, являющиеся типичными для организованной преступности;

- правонарушения;

- преступления и правонарушения, связанные с незаконным оборотом

наркотиков.

Российские законодатели избрали в проекте Федерального закона «О

противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных незаконным

путем» вариант более широкого перечня. Уже в названии Закона речь идет о

доходах, полученных незаконным путем, что, разумеется, гораздо более

широкое понятие, чем преступные доходы. В пункте 1 статьи 3 Закона доходы,

полученные незаконным путем, определяются как «вещи, деньги, ценные бумаги,

иное имущество, в том числе имущественные права, приобретенные в результате

совершения преступления или иного правонарушения».

«Отмывание» денег представляет собой сложный, достаточно

продолжительный процесс, включающий множество разнообразных операций. Для

удобства изучения и описания этого процесса выработано несколько моделей,

хотя на практике они не всегда четко прослеживаются.

Наиболее распространенной в мировой практике является трехфазовая

модель:

1. Placement;

2. Layering;

3. Integration.

Первая фаза подразумевает предварительное «отмывание» денег

(преобразование в другие виды валют, купюры иного достоинства, ценные

бумаги). В банковском секторе формы первой фазы направлены на обход

существующих во многих странах положений об обязательной идентификации

клиента.

Основные формы первой фазы:

- мошенничество с использованием подставных лиц и фирм;

- подкуп и запугивание лиц, ответственных за проведение идентификации

клиента;

- смурфинг – организованная покупка легко преобразуемых имущественных

ценностей, преимущественно финансовых инструментов (каждая покупка

осуществляется на сумму ниже той, с которой возникает обязанность

идентификации);

- структуринг – платежи небольшими суммами на один банковский счет;

- обменные сделки – организованный обмен денег на купюры иного

достоинства или другую валюту без использования банковских счетов;

- использование предприятий с большим наличным оборотом, к легальной

выручке которых примешиваются «грязные» деньги;

- создание собственных фиктивных предприятий, декларирующих «грязные»

деньги в качестве выручки.

Цель второй фазы – отделение преступных доходов от источника их

происхождения путем проведения комплекса финансовых операций. В результате

обрывается цепочка следов и обеспечивается анонимность имущественных

ценностей.

Операции второй фазы носят, как правило, международный характер.

«Отмывание» внутри страны применяется прежде всего как предварительная

ступень к международному «отмыванию».

Для осуществления операций во второй фазе широко используются

подставные лица и фиктивные фирмы, выставляющие фиктивные счета, служащие

основанием перевода денег. Используются также так называемые «подпольные»

(«подземные») концерны, в которые входят предприятия одной сферы, имеющие

вертикальные и горизонтальные связи.

«Грязные» деньги вводятся в оборот через розничных торговцев как

выручка от торговли. На эти деньги у оптового торговца закупаются

скоропортящиеся продукты, которые далее списывают как испортившиеся. Это,

разумеется, лишь одна из возможных схем деятельности «подпольных»

концернов.

В настоящее время для проведения операций второй фазы большую роль

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.