бесплатно рефераты
 

Шведский социализм в условиях рыночной экономики

развитых капиталистических стран.

Под государственной собственностью принято понимать предприятия,

принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность).

Удельный вес государственной собственности в Швеции весьма низок. Напротив,

по размеру государственного сектора, который можно охарактеризовать как

объем вмешательства государства в экономическую жизнь, Швеция занимает

среди развитых капиталистических стран первое место.

Национализированные предприятия в основном сконцентрированы в

сырьевых отраслях: горнодобывающей, черной металлургии, а также в

судостроении, коммунальных услугах и на транспорте. В этих секторах на

национализированные или принадлежащие государству предприятия приходится

больше половины производства всех товаров и услуг. Их основная цель –

расширение производства с достижением прибыльности.

Государственная собственность принимает форму либо акционерных

компаний, либо государственных предприятий. Последние - принадлежащие

государству компании со значительной свободой действия в вопросах финансов

и занятости. Решения в области цен принимаются ими самостоятельно. Они

должны покрывать издержки и приносить прибыль на вложенный капитал.

Предприятия государственного управления предназначены для выполнения

особых целей и в некоторых случаях по закону являются монополиями. На почту

и связь - две крупнейшие государственные монополии среди этих компаний –

приходится свыше 60% всех занятых в этой группе фирм. Шведские

государственные железные дороги владеют боле 95% всех железных дорог в

стране. Около половины производства электроэнергии приходится на

государственное управление «Ваттенфалль».

Центральное правительство оказывает решающее воздействие на экономику

страны посредством различных экономических инструментов. Основной из них –

государственный бюджет.

В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные

платежи, то есть перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и

предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей,

сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда также входят выплаты

государством процентов по государственному долгу. Они идут в пенсионные

фонды и домашним хозяйствам, а также предприятиям и банкам, купившим

государственные ценные бумаги. Некоторые из этих переводов имеют целью

удешевить потребление (например, жилищные субсидии) или непосредственно

поддержать некоторые группы населения, в частности семьи с детьми и

пенсионеров. Оставшиеся после вычета трансфертных платежей из общих

государственных расходов средства составляют государственное потребление и

инвестиции. На государственное потребление приходится порядка 90%

оставшейся суммы, в том числе 2/3 потребляется в коммунах. Речь идет,

например, о здравоохранении, образовании и государственной администрации.

Большая часть государственного потребления состоит из зарплаты

государственных служащих – медицинских работников, учителей и т. д.

Остающиеся 10% - государственные капиталовложения.

Финансирование государственных расходов в Швеции комплексное.

Различные части государственного сектора имеют собственные источники

доходов. Кроме того, коммуны, ландстинги и сектор социального страхования

получают дотации, в основном от центрального правительства. Для последнего

основной источник доходов – косвенные налоги.

Государственный сектор важен для повышения эффективности экономики.

Этому способствует, например, хорошее качество и низкие издержки на такие

важные государственные услуги, как транспорт и связь, система образования.

В этом четко видно взаимодействие частного и государственного секторов:

рост доходов от первого используется через налоговые и другие поступления в

государственный бюджет для увеличения прежде всего государственных услуг

населению и частным экономическим агентам, что в свою очередь способствует

эффективности всей экономики, где основу составляет частный сектор.

4.3. Кооперативы.

Особенностью шведской модели является роль и значение кооперативного

движения в стране. Оно распространено по всей стране и занимает весьма

сильные позиции. Кооперативы способствовали превращению Швеции из аграрной

в промышленно развитую, процветающую страну. Важную роль кооперативное

движение играет в сельском хозяйстве, в промышленности, в розничной

торговле, в жилищном строительстве и других сферах деятельности.

Кооперативы делятся на производственные и потребительские.

Производственные кооперативы с общим числом занятых около 50 тысяч человек

доминируют в производстве молока и мяса и занимают важное место в

производстве остальных продуктов, а также в целлюлозно-бумажной

промышленности. Потребительские кооперативы с общим числом занятых 70тысяч

человек, из которых примерно половина приходится на два крупнейших, играют

важную роль в розничной торговле.

В смешанной экономике кооперативное движение действует в качестве

«третьей силы», или «третьей альтернативы», частной и государственной

собственности, основываясь на принципе демократии и пользуясь широкой

народной поддержкой. В некоторых областях – особенно среди потребительских

кооперативов – кооперация стала уравновешивающей силой на рынке в интересах

простых людей, например, в вопросах ценообразования. В прошлом

потребительские кооперативы выдержали немало битв с частными картелями. Эту

роль они играют и сейчас, хотя и в менее драматичных формах.

На кооперативы в Швеции приходится 5% промышленного производства и

всех занятых, 7,5% занятости в промышленности и 14% - в розничной торговле.

По оценке, 2/3 домашних хозяйств в Швеции каким-либо образом связаны с

кооперативным движением. На потребительские кооперативы приходится 20%

продаж товаров повседневного спроса. От 1/2 до 2/3 продовольствия,

потребляемого в Швеции, производится фермами, входящими в кооперативы, а по

некоторым продуктам эта доля еще выше: 99% молока, 80% (по стоимости) мяса.

Большая часть этой продукции перерабатывается на предприятиях,

принадлежащих крестьянским кооперативам.

Термин «кооператив» обычно относится к экономическому предприятию,

основывающемуся на совместных действиях и самопомощи. Кооперативное

предприятие должно иметь прямую связь с нуждами и экономическими интересами

его членов.

Среди принципов кооперативного движения: свобода членства – никто не

может быть исключен кроме случаев нарушения устава; независимость от

политических партий и вероисповедания; демократическое управление – «один

член – один голос»; ограничение доходов на вложенный пай; кооперативное

сообщество – ассоциация людей, а не капитала; накопление капитала на

развитие и экономическую самостоятельность; просветительская деятельность;

взаимодействие кооперативов.

В любом случае кооперативные предприятия Швеции основываются на

принципах, рекомендованных Международным кооперативным альянсом, созданным

в 1895г. и имеющим 164 члена в 72 странах.

Итак, кооперативы играют очень важную роль в современном шведском

обществе. Эти организации попадают под категорию «народные движения».

Решающее в развитии кооперативов – мобилизация людей, вовлечение в их

деятельность новых членов и повышение их влияния.

Происшедшие в 50-60-е годы сдвиги к укрупнению экономических

предприятий с целью снижения издержек оказали воздействие на кооперативы,

так же как и на другие виды бизнеса. Эта тенденция стала серьезно угрожать

демократии в кооперативах. В настоящее время кооперативное движение ищет

пути усиления влияния рядовых членов на положение дел в кооперативах.

5. Вклад шведских экономистов в мировую экономику.

5.1. Кнут Виксель.

Кнут Виксель (1851-1926) сегодня считается самым значительным из

теоретиков политической экономии Швеции за всю ее историю. Именно он ввел

анализ кредитного рынка в общую теорию рыночной экономики, управляемую

предложением и спросом. При этом выдвинул ряд важных гипотез о том, как

процент воздействует на инвестиции и распределение доходов. Но

теоретические работы Викселя пробивали себе дорогу с трудом и вначале

распространялись медленно. Его учебник «Лекции по политической экономии»

был почти не замечен в 1901 г., когда вышел в свет. А сам Виксель, был

весьма холодно принят шведским истэблишментом.

В определенной мере трудности признания Викселя в академических

кругах были вызваны его политическим радикализмом. Во множестве публикаций

лекций, брошюр и памфлетов он яростно напал на непорядки в Швеции на рубеже

двух веков (конца XIX – начала XX вв.). Например, он рекомендовал ввести

контроль над рождаемостью и ограничение деторождения, низложить и

упразднить монархию. В политике он поддерживал молодое рабочее движение и

требовал всеобщего избирательного права для обоих полов.

Такая деятельность затруднила его академическую карьеру, и он получил

профессорское звание лишь в возрасте 50 лет – кроме всего прочего, и потому

что отказывался подписывать прошения королю, употребляя «покорнейше», как

это требовал этикет в те времена. Впоследствии, однако, влияние Викселя

стало возрастать, а важный вклад Стокгольмской школы в политико -

экономическую теорию в 30-е годы, очевидно, был сделан под воздействием

теории денег Викселя.

Кроме того, сегодня Кнут Виксель выступает в качестве одного из самых

ранних вдохновителей школы «общественного выбора». Это суждение основано,

прежде всего, на том, что он выдвигал требование квалифицированного

большинства или даже полного политического единства в качестве предпосылки

для таких решений, которые, как например повышение налогов, могут вызвать

размежевание между различными группами граждан.

5.2. Эрик Лундберг.

Эрик Лундберг (1907 - 1987) был одним из самых молодых в группе

шведских экономистов, получившей позднее название «Стокгольмская школа».

Впоследствии он возглавил вновь созданный Конъюнктурный институт, в котором

под его руководством делались попытки вычислить величину разрывов между

уровнем безработицы и инфляции в шведской экономике, в том числе в рамках

так называемых «расчетов разрывов», чтобы создать основу для

антициклической политики стабилизации.

Областью исследований Лундберга была главным образом политика стабилизации.

В ряде книг он исследовал циклы конъюнктуры в Швеции и давал советы, как их

следует учитывать.

В 50-е годы Лундберг участвовал также в развернутых дискуссиях с

Естой Реном и Рудольфом Мейднером по поводу их рецептов преодоления и

безработицы, и инфляции. Лундберг скептически оценивал возможности

использовать модель Рена- Мейднера для того, чтобы справиться с этой

проблемой в долгосрочной перспективе. Причина, считал он, заключалась

прежде всего в том, что долгосрочная политика ограничения прибылей, за

которую выступали Рен и Мейднер, подорвала бы возможности и

заинтересованность промышленности в новых инвестициях. Поэтому, если

следовать их рекомендациям, возникает риск замедления темпов роста.

В экономических и политических дискуссиях 70-х годов Эрик Лундберг

выступал за модифицированную кейнсианскую политику. Он весьма сурово

критиковал монитаристский и неоклассический тезис о совершенном

функционировании рыночной экономики. В период кризиса 70-х годов он

рекомендовал исходя из опыта девальваций 1931 и 1949 годов большую

девальвацию как средство усиления конкурентоспособности и оживления

промышленности.

5.3. Ассар Линдбек.

Ассар Линдбек (родился в 1931 г.)-шведский экономист, наиболее

заметный участник дискуссий по экономической политике в течение последних

десятилетий. Главное направление его выступлений – это критика в адрес

всеобъемлющего регулирования и высоких налогов, которые , по его мнению,

наносят ущерб народному хозяйству.

Уже в 60-е годы он критиковал регулирование цен в жилищном секторе и в

сельском хозяйстве. В 70-х годах он был , пожалуй, самым острым критиком

предложения социал-демократов о фондах трудящихся. Как член специального

комитета, задачей которого было предложить долгосрочные меры по улучшению

функционирования экономики в конце 70-х годов, он внес ряд предложений, в

том числе предложение по либерализации регулирования кредитного рынка,

которое впоследствии оказало значительное влияние на экономическую

политику.

В 80-е годы Линдбек исследовал прежде всего причины безработицы, а

также влияние налоговой системы на рынок труда и эффективность экономики.

При этом, в частности, он сделал вывод о важности снижения подоходных

налогов. Большие «налоговые клинья», то есть разница между зарплатой до и

после выплаты налогов, по его мнению, приводят к тому, что ресурсы не

вкладываются туда, где они более эффективны для макроэкономики.

Схожие проблемы, полагает Линдбек, наблюдаются во многих других

странах Западной Европы. По его мнению, усиливающийся «склероз» экономики –

из-за высоких налогов и всеохватывающего регулирования – стал главной

причиной низких темпов роста в 70-х и 80-х годах.

6. Результаты, опыт и будущее шведской модели.

Итак, основные цели шведской модели – полная занятость и равенство,

которые зависят от стабильности цен, экономического роста и

конкурентоспособности. Сочетание общих рестрективных мер и активной

политики на рынке труда рассматривалось как средство совмещения полной

занятости со стабильностью цен. Всеобщая политика благосостояния и

профсоюзная политика солидарности в области зарплаты – составные части

шведской модели. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и

показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты,

полной занятости без инфляции, активной политики на рынке труда. Что же

угрожает функционированию шведской модели?

Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной

занятости и стабильности цен. Но до 80-х годов эти трудности не проявлялись

в виде серьезной угрозы модели в целом. Причины лежат в области политики.

Социал-демократы имели правительство, опирающееся на меньшинство в

риксдаге, и позиции партии постепенно ослабевали. Правительство понимало

необходимость более сильной налоговой политики, но не нашло поддержки этому

в риксдаге. Рестрективная политика обычно не популярна, а период пребывания

правительства у власти короткий: общие национальные выборы проходят через

три года, и правительству требуются твердость и политическое мужество при

сдерживании высокой конъюнктуры.

Другой причиной угрозы существованию модели является подрыв политики

солидарности в области зарплаты. Ее высокий дрейф, системы деления

прибылей, опционы и дополнительные льготы и привилегии свидетельствуют о

том, что структура зарплаты не отвечает требованиям рынка. В этом есть и

определенная вина профсоюзов. Ведь еще в 1951 году, при ведении политики

солидарности в области зарплаты, было одновременно отмечено, что

профсоюзные движения должны найти общепринятые нормы различий в зарплате.

Пока это не сделано, предприниматели, используя силы рынка, будут обходить

профсоюзы, и ослаблять их позиции в процессе формирования зарплаты.

Еще одна угроза шведской модели – происходящая интернационализация

шведской экономки. Ограничения на движение капиталов отменены, и процентные

ставки в Швеции должны соответствовать мировому уровню. Заграничные

инвестиции шведских компаний быстро растут, и занятость увеличивается

быстрее на дочерних иностранных, чем на материнских фирмах. Крупнейшие

шведские компании сливаются с иностранными, и создаются международные.

Шведские правила и стандарты приспосабливаются к европейским во многих

областях независимо от того, присоединится ли Швеция к ЕЭС или нет.

Затруднены возможности проведения в будущем таких девальваций шведской

кроны, которые в прошлом часто использовались для корректировки роста

издержек и повышения конкурентоспособности шведского экспорта. Все это

усложняет проведение национальной экономической политики.

Таким образом, шведская модель оказалась под угрозой. Сохранение в

будущем двух основных целей шведской модели – полной занятости и равенства

– видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать

изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохраняется ли специфические

черты шведской модели – низкая безработица, политика солидарности в области

зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой

государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же

модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода.

Кроме того, кое у кого может создаться впечатление, что шведская

модель есть нечто твердое и окончательное и шведы закончили все необходимые

реформы и могут сейчас почивать на лаврах. Но это вовсе не так, и можно

сказать, что, например, рынок труда и трудовые отношения в 60-е годы и в

конце 80-х годов заметно отличались. Постоянно проводятся реформы, и с

течением времени то, что называется шведской моделью, постоянно подвержено

изменениям. В этом и состоит процесс развития шведской модели и возможность

ее приспособления к изменяющимся условиям.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.