бесплатно рефераты
 

Свободные экономические зоны Казахстана и опыт их создания за рубежом

приграничной зоны в районе китайского города Суйфэнхэ. Совместное

образование или использование приграничных свободных экономических зон с

сопредельными странами ближнего и дальнего зарубежья, особенно на границе с

Китаем, Финляндией, Норвегией, в Калининградской области, может

способствовать развитию приграничной торговли, реализации крупных

совместных проектов на основе использования сырьевых ресурсов и

производственных мощностей обеих сторон, прежде всего российских.

Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон

является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя

таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с

общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране.

Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам

разных стран; по существу они, как правило, сходны.

В сегодняшней России приоритеты промышленной и региональной политики еще

не сформировались, линия правительства на быстрое проведение реформ и

жесткий контроль над бюджетными расходами находится под постоянным огнем

критики со стороны влиятельных лоббистских группировок. В такой ситуации

организация национальной системы свободных экономических зон не включена в

список приоритетных задач. Между тем назревшая потребность во всесторонней

либерализации экономики, а также ряд особенностей российского

постсоциалистического развития, включая этносоциальные, дают основания

полагать, что данный вопрос заслуживает несравненно большего к себе

внимания - при любом подходе к осуществлению реформ и независимо от

персонального состава кабинета министров. Попытаемся в этой связи обобщить

опыт организации свободных зон за рубежом и проанализировать их функции и

перспективы в России.

Требования к системе управления

Выбор модели административно-хозяйственного управления зоной зависит от ее

типа и размера территории, особенностей государственного устройства страны,

развитости частного сектора и т.п. Однако общим к принципиальным моментом

является то. что зона. будучи локальной социально-экономической системой,

должна располагать и локальной, относительно обособленной системой

хозяйственного управления, то .есть находиться вне юрисдикции отраслевых

министерств и центральных ведомств. курирующих различные сферы экономики.

Определенная хозяйственная обособленность зоны отражается и на характере ее

бюджетных взаимоотношений с вышестоящими органами административно-

территориального управления. Подобная специфика создает основу для

конфликтов.

Конфликты могут возникать как на межведомственном уровне (по поводу системы

управления и юрисдикции в зонах), так и между зоной и различными

государственными инстанциями (последние склонны использовать в своих

интересах ее экономическую свободу). Для предотвращения конфликтов

необходимо:

- создание функциональной структуры управления зоной во главе с

администрацией, которая наделяется (в случае относительно крупных зон)

значительными властными полномочиями, включая делегированные различными

ведомствами;

- наличие в стране государственного органа по координации и контролю за

развитием зон, обладающего достаточной властью для зашиты интересов

последних. Желательно, чтобы этот орган имел надведомственный статус

(например, входил бы в административные структуры при президенте страны) и

не подпадал пол опеку какого-либо специализированного министерства;

- непосредственное подчинение администрации зоны (особенно крупных зон)

уполномоченному государственному органу, минуя все промежуточные

административно-территориальные властные инстанции.

Упомянутые льготы могут применяться в самых различных комбинациях. Опыт

показывает, что в относительно крупных производственных зонах лучше

использовать не территориальный, а функциональный подход, когда преференции

получают не вес находящиеся на данной территории предприятия, а только те

из них, которые отвечают целям и задачам развития зоны. В крупных зонах

комплексного типа система льгот может быть основана на сочетании

территориального и функционального подходов: базовый, универсальный по

характеру применения набор преференций дополняется льготами,

локализованными в рамках определенных участков зональной территории, а

также специальными льготами, ''пронизывающими" экономику зоны по

горизонтали (территориальный разрез) и по вертикали (отраслевой разрез).

В целом вся система предоставляемых льгот должна служить инструментом

реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной территории, а не

механизмом компенсации отсутствующих здесь факторов развития. Важно также

принять во внимание, что при нынешних масштабах распространения свободных

зон в мировом хозяйстве налоговые льготы - далеко не главный стимул для

притока в зону иностранного капитала. Более существенными в этом отношении

могут оказаться сегодня такие факторы, как политическая стабильность,

инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей

силы. упрощение административных процедур, а также возможность получения на

внутреннем рынке относительно дешевых кредитов. Вместе с тем все названные

преимущества "срабатывают" лишь в сочетании с базовыми преференциями,

предопределяющими типовую специфику данной зоны.

Глава 2. Специальные экономические зоны

Первые свободные экономические зоны в Казахстане появились в 1991 году:

Жайрем-Атасуйская в Жезказганской области. Алакульская и Жаркентская в

Талдыкорганской области, субзона на базе предприятия "Талдыкорганвнештранс"

в Талдыкоргане, Лисаковская в Костанайской области и свободная торговая

зона "Атакент" в г. Алматы. Еще ряд областей (Атырауская, Восточно-

Казахстанская, Карагандинская и Мангистауская) были объявлены свободными

экономическими зонами. Однако первый опыт образования СЭЗ не достиг

задуманных целей из-за несовершенного правового и организационного

механизма функционирования, не было достаточной самостоятельности в решении

финансовых, налоговых и других вопросов.

Вновь создаваемые специальные экономические зоны представляют собой

ограниченные территории РК, на которых действует особый правовой режим.

Согласно статье 3 вышеназванного указа, СЭЗ «создаются в целях

ускоренного развития регионов для активизации вхождения экономики

республики в систему мировых хозяйственных связей, создания

высокоэффективных экспортоориентированных производств. освоения выпуска

новых видов продукции, привлечения инвестиций. отработки правовых норм

рыночных отношений, внедрения современных методов управления и

хозяйствования, а также решения социальных проблем».

Реформирование экономической системы привело в движение рыночные

механизмы, что предполагает интеграцию в мировую экономику за счет

разнообразных форм торгового и делового сотрудничества. СЭЗ, являясь

инструментом ускорения регионального развития. оказывают положительное

воздействие на экономику, что и показывает опыт других стран. На

международной конференции в Бишкеке (октябрь, 1997 г.), посвященной

проблемам развития свободных экономических зон, СЭЗ рассматривались как

точки экономического роста и интеграции стран и регионов.

Показатели экономического роста Лисаковской специальной экономической

зоны свидетельствуют о стабилизации экономического положения в регионе. Со

дня образования Лисаковской СЭЗ в 1993 г. объем промышленного производства

увеличился в 22,9 раза, рост производства в 1997 г. составил 74%. Объем

розничного товарооборота в том же году к уровню 1996 г. составил 129,5%.

Сохранились действующие предприятия, созданы десятки новых в легкой и

пищевой промышленности, что позволило расширить ассортимент выпускаемой

продукции. Динамичное развитие получили хозяйствующие субъекты малого и

среднего предпринимательства, удельный вес которых в общей сумме доходов

бюджета значительно увеличился (59.8%). Административный совет получил

возможность вовремя и в полном объеме финансировать проекты, осуществлять

текущие платежи по выплате заработной платы и пенсий.

Первый год работы Акмолинской СЭЗ характеризуется оживлением и

оздоровлением промышленных предприятий, наблюдается ежемесячный рост

объемов выпускаемой продукции на 1,5-2%. Средства фонда экономического и

социального развития были направлены на реализацию программы СЭЗ,

обустройство и расширение новой столицы.

Придание статуса специальной экономической зоны городу Кызылорде

позволило осуществить мероприятия по возобновлению работы длительно

простаивающих предприятий, освоению новых производств, оказанию поддержки

малому и среднему предпринимательству, привлечению инвестиций.

Таблица 1 Нормативы отчислений СЭЗ в бюджет в % в 1996-2000 гг.

|СЭЗ |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |

|Акмолинская |40 |40 |40 |40 |40 |

|Лисаковская |20 |25 |30 |35 |40 |

|Жайрем-Атасуйская |10 |10 |20 |30 |40 |

|Кызылординская |- |20 |40 |40 |40 |

В 1997 г. объем продукции в нефтедобывающей промышленности увеличился на

3.0%. а легкой -в 3.4 раза и пищевой промышленности – на 57,8%.

Производство сельскохозяйственных жаток возросло в 23 раза. запасных частей

к сельхозмашинам - в 4 раза. бумаги - в 2.3 раза, нефти - на 2,7%, швейных

изделий - на 34%. хлеба и хлебобулочных изделий - на 31,4%, кондитерских

изделий - в 4.1 раза. Предприятиями города освоен выпуск оконных жалюзи

(ТОО "Ансар", ТОО "Темирхан"), муки пшеничной (ДТОО "Айдан Агро"),

фруктовых соков (АО "Сыр-Шарабы"). Возобновлено производство нетканых

материалов в ДТОО "Айдан ФНМ". обуви - в ДТОО "Айдан-обувь', яиц. мяса

птицы - в ДТОО "Айдан-Аккус". Малые предприятия увеличили объем

производства в 3.1 раза.

В настоящее время в регионе действуют 7 совместных предприятий, из них 4

- по разработке нефтегазовых месторождений. В течение 1997 г. в развитие

Кызылординской СЭЗ было вложено и освоено 1,8 млрд. тенге (23.8 млн. долл.

США) иностранных инвестиций, на стадии рассмотрения находятся проекты на

сумму 62.5 млрд. тенге (821.8 млн. долл. США).

Таким образом, создание и становление СЭЗ в Казахстане позволяет

осуществлять экономические реформы в регионах: развивать производство

промышленных товаров, привлекать инвестиции, создавать дополнительные

рабочие места и обеспечивать занятость населения, расширять поставки на

внутренний рынок конкурентоспособных товаров и услуг производственного и

непроизводственного назначения.

Проблемы функционирования правового режима специальных экономических зон

Правовой режим СЭЗ в РК предусматривает особые условия функционирования

для финансовой и банковской деятельности. налогообложения, таможенного

регулирования. государственной регистрации юридических лиц, лицензирования.

пребывания иностранных граждан.

Административные советы могут формировать финансовые фонды или. в случае

совпадения границы СЭЗ с границей административно-территориальной единицы,

единый бюджет. Поэтому бюджеты Акмолинской, Кызылординской и Лисаковской

СЭЗ одновременно являются и бюджетами соответственно гг. Акмолы, Кызылорды,

Лисаковска. В Жайрем-Атасуйской СЭЗ формируется финансовый фонд, так как

она включает в себя территории г. Каражала, п. Жайрем, п. Шалгинский и

земли запаса Жезказганской области. В доход финансового фонда или бюджета

СЭЗ зачисляются общегосударственные и местные налоги и сборы, уплачиваемые

юридическими и физическими лицами, зарегистрированными на территории СЭЗ в

качестве налогоплательщиков. Платежи в специальные фонды, предусмотренные

действующим законодательством, не могут быть источниками формирования

финансового фонда (бюджета).

По Кызылординской СЭЗ такое формирование доходной части бюджета

увеличило последний в 1997 г. почти в два раза в сравнении с

соответствующим периодом прошлого года.

Кроме того, объем субвенций для Кызылординской области уменьшился с

54,3% в 1996 г. до 27,0% в 1997 г. Аналогично динамика доходов бюджета

Лисаковской СЭЗ свидетельствует о постоянном росте объема бюджета.

Поступление доходов в бюджет по, Лисаковской СЭЗ составило 165%. по

Кызылординской - 112,6%. Особенности формирования финансов позволяют иметь

СЭЗ значительные денежные средства для выполнения социально-экономических

программ развития региона.

Взаимоотношения финансового фонда (бюджета) СЭЗ с вышестоящим бюджетом

определяются через долговременный стабильный норматив отчислений от общей

суммы доходов, поступающих в финансовый фонд (бюджет) (табл. 2), что

способствует развитию не только зоны, но и региона в целом.

Особый правовой режим по финансам предусматривает, что административный

совет специальной экономической зоны может учреждать целевые финансовые

фонды, а том числе фонд экономического и социального развития. Такой фонд

образован всеми СЭЗ РК, кроме того, по Акмолинской предусмотрено

образование фонда инвестиций, связанного с обустройством новой столицы, по

Жайрем-Атасуйской - фонда социальной защиты.

Целевые финансовые фонды СЭЗ образуются за счет свободных бюджетных

средств, отчислений и сборов неналогового характера. доходов от проведения

торгов, зональных лотерей, займов. добровольных взносов и пожертвований

юридических и физических лиц, а также иных источников. не запрещенных

действующим законодательством.

Средства фонда экономического и социального развития направляются на

финансирование мероприятий, предусмотренных программами развития СЭЗ, на

создание и расширение мощностей по производству товаров народного

потребления и оказанию услуг населению, на подготовку кадров и другие цели.

В частности, из фонда экономического и социального развития Кызылординской

СЭЗ в 1997 г. было профинансировано 29 субъектов малого бизнеса на общую

сумму 110 млн. тенге и 13 субъектов индивидуального предпринимательства на

сумму 2.48 млн. тенге.

Налогообложение на территории СЭЗ осуществляется в соответствии с

Налоговым кодексом РК, который предусматривает для хозяйствующих субъектов

льготный режим: подоходный налог с юридических лиц взимается в размере 20%

(против 30%).

Кроме льготы по подоходному налогу с юридических лиц, в соответствии с

Законом РК "О государственной поддержке прямых инвестиций" хозяйствующим

субъектам для реализации приоритетных проектов могут предоставляться льготы

и преференции:

- в виде государственных натурных грантов;

- на срок до 5 лет с момента заключения контракта - в виде понижения

ставки подоходного налога, земельного налога и налога на имущество до 100%

основной ставки, а также на последующий период до 5 лет - в пределах не

более 50% основной ставки.

Льготы предоставляются Государственным комитетом РК по инвестициям. Для

специальных экономических зон целесообразно было бы ввести его

уполномоченный орган, потому что установленная льгота по подоходному налогу

с юридических лиц неконкурентна со льготным режимом, предусмотренным в

вышеназванном законе и более благоприятным для инвесторов в других

регионах, чем в СЭЗ.

Учитывая происходящие реформы в финансово-кредитной и налоговой системе

республики, а также опыт других стран, добившихся успехов в области

действенности налоговой политики СЭЗ (например, США. Китай), становится

очевидной необходимость совершенствования налогового режима в СЭЗ, в

частности установление дополнительных льгот.

Таможенное регулирование регламентируется соответствующими указами

Президента РК. Территория СЭЗ рассматривается как находящаяся вне

таможенной территории Республики Казахстан, и на ней действует режим

свободной зоны. Он предусматривает освобождение от таможенных пошлин и

налогов ввозимого оборудования, сырья, материалов, а также других товаров,

необходимых для выполнения производственных операций. При вывозе товары.

произведенные или подвергнутые переработке на территории СЭЗ, тоже

освобождаются от таможенных пошлин. Организовав предприятие в СЭЗ, можно

беспошлинно ввозить оборудование и сырье и беспошлинно же вывозить готовую

продукцию. Остальные товары при ввозе с территории СЭЗ на другие территории

и вывозе за пределы РК облагаются таможенными пошлинами в зависимости от

страны происхождения. Учитывая. что хозяйствующие субъекты имеют еще и

налоговые льготы, можно отметить, что режим таможенного оформления СЭЗ

стимулирует производство, выпуск экспортоориентированной продукции. В табл.

3 рассмотрены особенности таможенного регулирования СЭЗ на примере

некоторых видов товаров при ввозе и использовании их для производственных

целей.

Наличие налоговых и таможенных льгот делает привлекательным климат СЭЗ

для потенциальных инвесторов. В Кызылординской СЭЗ уже работают совместные

предприятия по добыче нефти и газа, и есть конкретные предложения по

организации производства лекарственных препаратов (Индия), обуви (Турция),

расширению производства мяса кур (Испания), выпуску прохладительных

напитков (Израиль)и др.

Необходимо отметить, что специальные экономические зоны имеют

принципиальное отличие от свободных таможенных зон. и если в последних не

предусмотрено освобождение розничной продажи товаров от таможенных пошлин и

налогов. то эта норма не может быть приемлемой для СЭЗ. Товары народного

потребления ввозятся на территорию СЭЗ, как правило, для их реализации

населению, поэтому целесообразно освободить там розничную продажу товаров

от таможенных пошлин и налогов.

Банковская деятельность осуществляется в соответствии с банковским

законодательством, для иностранных инвесторов на территории СЭЗ

предусмотрено право открытия счетов в национальной или иностранной валюте.

Государственная регистрация юридических лиц, а также учетная регистрация

филиалов и представительств юридических лиц в соответствии с указом

Президента РК должна производиться уполномоченным органом Министерства

юстиции непосредственно на территории зоны. Однако внесенные изменения в

статью 13'Указа Президента РК, имеющего силу закона, от 26 января 1996 г. №

2823 значительно ухудшили условия регистрации юридических лиц, особенно

совместных предприятий с участием иностранного капитала, вынужденных теперь

проходить регистрацию только в Министерстве юстиции. Исходя из того. что

порядок регистрации юридических лиц должен быть упрощенным, необходимо,

чтобы хозяйствующие субъекты, организующие СП, регистрировались на этой же

территории. В мировой практике регистрацию хозяйствующих субъектов

осуществляют органы управления на территории СЭЗ, поэтому видится

целесообразным восстановление порядка регистрации юридических лиц.

Таблица 3

Особенности таможенного регулирования специальных экономических зон

|Наименование товара |На общих основаниях |На условиях КСЭЗ |

| |сбор |пошлина |акциз |НДС |Всего |сбор |пошлина |акциз |НДС |Всего |

|Спирт этиловый |0,2% |1ЭКЮ за |3,5 ЭКЮ |20% |20,2%+ 4,5|0,2% |- |- |- |0,2% |

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.