бесплатно рефераты
 

Рынок труда

считал, что только жесткая негибкая заработная плата обеспечивает состояние

равновесия национального дохода. Хотя при этом и сохраняется вынужденная

безработица, объясняемая недостаточностью совокупного спроса на труд, но

ликвидируется нестабильность, присущая системе совершенной конкуренции.

Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на

рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины

вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не

должно препятствовать реализации требований экономической эффективности,

которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних

работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна

обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием

новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.п.

Достижение оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически

эффективной и социально-обоснованной занятости – неотъемлемая составная

часть процесса восстановления российской экономики. Стимулами этого

процесса должны являться рыночные отношения и целенаправленные меры

хозяйственной политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы

занятости могут зачастую решатся обособленно, без кардинальных изменений

экономической стратегии, то в России для этого требуется коренное

преобразование экономики. Это может быть реализовано лишь при финансовой

стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для

инвестиционной активности и решении социальных проблем. Необходимо

эффективное взаимодействие работников, работодателей и государственных

органов для согласования путей решения проблем занятости.

Перспективы занятости определяются динамикой и уровнем экономической

эффективности производства, поэтому более рациональное использование

работников является приоритетным направлением по сравнению с сохранением

существующих рабочих мест. Сокращение лишних работников и увеличение за

счет этого числа безработных (при их достаточной материальной поддержке) во

многих отношениях эффективней, чем сохранение на предприятиях скрытого

резерва рабочей силы.

Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию

на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в

экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и

инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи,

способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует

также учитывать, что возможности государства в области создания новых

рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает

роли государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность

предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать

определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту

социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях

высвобождение рабочей силы.

Очень важно избежать такого положения, при котором возобновление

экономического роста будет происходить при высокой и застойной безработице.

Обострение проблемы занятости в этом случае просто неизбежно. Во-первых,

может увеличиться высвобождение рабочей силы на предприятиях. Для решения

этих проблем понадобится коренной перелом в динамике инвестиций,

активизация работы по переподготовке кадров, стимулирование частного

предпринимательства, расширение помощи безработным. Вместе с тем по мере

усиления экономической отдачи от рыночных преобразований будет

увеличиваться инвестиционный потенциал, стабилизироваться экономический

рост, расширяться потребность народного хозяйства в рабочей силе.

Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением

занятости требуется:

. появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально

ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов,

поощрение его предпринимательской активности;

. привлечение внутренних и иностранных инвестиций;

. обеспечение условий для материальной заинтересованности работников,

развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их

удовлетворения, а также соответствия профессионального уровня трудящихся

уровню материально-технической базы.

Реализация этих требований возможна лишь на основе использования

развитого рыночного хозяйственного механизма в сочетании с государственным

регулированием. Прежде всего необходимо совершенствование территориальной

структуры производства, а именно: преодоление неравномерности развития

производительных сил по регионам, чрезмерной специализации регионов, более

полное использование местных ресурсов и возможностей с учетом личного

трудового потенциала, устранение отставания сфер социальной инфраструктуры

регионов от потребностей. Для этого необходима территориальная мобильность

рабочей силы, требующая определенного регулирования, т.к. велика опасность

усиления различий в обеспеченности регионов рабочей силой, в частности

возрастание дефицита кадров в регионах со сложным уровнем проживания.

Возможности федерального центра в улучшении территориального размещения

производства ограничены. Основное значение для этого имеют перелив

капитала, взаимодействие финансового и промышленного капитала, деятельность

финансово-промышленных групп и других экономических объединений.

Для обеспечения занятости населения велико значение сферы услуг. Однако

до сих пор развивается преимущественно одно посредничество, а не

производственные услуги. Происходит это из-за отсутствия действенной

системы поддержки малого бизнеса, падения платежеспособного спроса

населения, отсутствия необходимых навыков, ограниченности возможностей

получения соответствующих профессий.

Значительно снижают трудовую мотивацию работников уравнительные

тенденции, проявляющиеся как в старых, так и в новых формах. Этому

способствуют компенсационные надбавки, натурализованная оплата. Резко

возросли различия между оплатой труда руководящего состава и рядовых

работников. Появилась необходимость гарантировать выплату заработка,

формировать применительно к новым условиям цену рабочей силы, эквивалентно

оплачивать повышенные затраты труда, стимулировать рост его качества.

Особой проблемой является целесообразность увязки заработка различных

категорий работников с рентабельностью производства.

Условием решения этих задач является не только увеличение ресурсного

обеспечения на основе экономического роста, но и развитие законодательства

и соответственное изменение общественного отношения к данным проблемам.

III.

Современный рынок труда, особенности. Проблемы функционирования рынка труда

в переходной экономике современной России.

3.1. Особенности современного рынка труда.

Одной из принципиальных особенностей современного западного рынка

труда является значительная распространенность предпринимательской

деятельности. Примерно каждый десятый работающий в США, Франции,

Великобритании, каждый седьмой в Японии, каждый пятый в Италии является

предпринимателем. Почти 2/3 из них возглавляют средние и мелкие

предприятия, а каждый четвертый ведет дело, в котором занято 20 и менее

человек.

Труд в условиях частной собственности, когда она является не

враждебным и противостоящим человеку понятием, а полным или частичным

личным достоянием, формирует особо важные качества рабочей силы, которые

высоко ценятся на рынке труда и быстрее всего закрепляются в людях,

облаченных ответственностью предпринимателя. Личное владение утверждает в

человеке сознание и чувство ответственности за принадлежащую ему частицу

национального богатства, развивает в нем социальный инстинкт сбережения

материальных и духовных ценностей, желание их развивать и укреплять. Около

80 % занятых в западных странах в той или иной форме выступают владельцами

или совладельцами семейного дела, мелких, средних и крупных предприятий,

обладателями акций фирм и корпораций.

Общий уровень квалификации трудовых ресурсов сегодня таков, что

предпринимательством успешно занимаются представители практически всех

профессий, причем рабочие в данном отношении держат пальму первенства. В

1990 году в США 23 % предпринимателей имели рабочие профессии, 18 % -

обладали опытом управленческой работы, 18 % - были связаны с торговлей, 15

% - с услугами, 16% - имели высшее или научное образование различного

профиля, 10 % - были фермерами.

Реальные основания для участия в развитии производства, независимо от

профессионального статуса, имеют прежде всего получившие современное

среднее специальное, высшее и научное образование, которое во всех своих

звеньях обычно в первую очередь направлено на выявление и развитие

творческих способностей учащихся. Указанное образование, не считая

подавляющего большинства специалистов с высшим и средним специальным

образованием и административно - управленческого персонала, в США в 1987г.

имели 50% торговых служащих - мужчин (30% -женщин), 40% административно -

вспомогательного персонала (конторских служащих), 33% - работников услуг

(не считая специалистов), 24% - рабочих высокой квалификации, 17% - рабочих

средней квалификации.

Черезвычайно благоприятно на рынке труда сказывается развитие другого

важного процесса - увеличение предприятий с коллективной формой

собственности. В США, к примеру, в конце 80-х годов на таких предприятиях,

в материальном производстве и услугах было занято 8-10% трудящихся.

Практика показывает, что предприятия с коллективной формой собственности

имеют выше среднеотраслевых показатели качества продукции и

производительности труда. Рабочие и служащие с большим воодушевлением

участвуют в совершенствовании производства и, вместе с тем, в случае

необходимости, легче соглашаются на компромиссы в области зарплаты и

временного увеличения длительности рабочей недели. Подобные

производственные коллективы успешнее участвуют в конкурентной борьбе и

устойчивее в периоды конъюнктурных рыночных колебаний. Внимательнее и

гуманнее решаются проблемы переквалификации, повышения профессионального

уровня, сокращения штатов. С целью социальной защиты рабочих и служащих

создаются дополнительные цеха, конкурентоспособные дочерние предприятия.

Для современного интеллектуального рынка труда не характерно авантюрно

- эксплуатационное минутно - потребительское отношение к человеку, его

возможностям, как совершенно не оправдавшее себя на практике. В масштабе

экономики господствует многократно проверенный международной практикой,

поощряемый во всех странах передовыми процветающими корпорациями принцип:

«прежде чем с человека спрашивать, ему многое нужно дать». И потому

современный рынок труда имеет мощную корневую систему. Он опирается на

гигантские организационные структуры, охватывающие не только экономику, но

и многочисленные государственные, общественные и частные институты, включая

национальную систему образования, в том числе принадлежащую фирмам,

учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные

организации, институт семьи.

3.2. Проблемы функционирования рынка труда в современной России.

В настоящее время уровень безработицы (по официальным данным)

достаточно низкий, хотя он и постепенно повышается. Оценить действительные

масштабы безработицы довольно трудно. Наряду с зарегистрированной

существует скрытая безработица (вынужденные отпуска и неполная рабочая

неделя). В то же время велика скрытая, официально не фиксируемая «теневая»

занятость по найму и индивидуальная трудовая деятельность. Невозможность ее

учета создает искаженное представление об уменьшении занятости.

Значительная часть работников, не имеющих официального трудового дохода,

либо имеет «теневой доход», либо за ним сохраняется временно не

функционирующее рабочее место. Безработица реально не стала острой

социальной проблемой в общественном масштабе (хотя в различных регионах

страны ситуация существенно различается).

До сих пор преобладает увольнение работников по собственному желанию, а

не вследствие сокращения потребности предприятий в рабочей силе. В то же

время процесс перемещения рабочей силы из «легального» сектора экономики в

«теневой» (даже при тенденции к его замедлению) в целом имеет отрицательный

характер, хотя и неоднозначен по последствиям. С одной стороны, он

позволяет сохранить или даже увеличить доход работника, смягчить социальные

последствия кризисных явлений в официальной экономике и обеспечить

удовлетворение тех потребностей общества, которые она по тем или иным

причинам не может удовлетворить. С другой стороны, истощаются трудовые

ресурсы страны в целом, усиливаются диспропорции в экономике, снижается

собираемость налогов и т.д.

На сегодняшний день главной проблемой занятости остается не

безработица, а неэффективное использование трудоустроенной рабочей силы, в

первую очередь находящейся в вынужденном простое. В связи с этим

значительную часть населения беспокоит угроза потери работы.

В настоящее время ситуация на рынке труда приобретает новые черты. Во-

первых, многолетняя скрытая безработица, которой сопутствует ею же

обусловленный дефицит рабочей силы, продолжается. Падение производства, с

одной стороны, и низкая эффективность организации производства и труда с

другой, увеличивают масштабы недоиспользования работников.

Во-вторых возникли существенные сбои в воспроизводстве профессионально-

квалификационной структуры занятых. Не восполняется естественное выбытие

рабочих старших возрастов по многим профессионально-квалификационным

группам. Тем самым ставится под угрозу развитие ведущих отраслей народного

хозяйства прежде всего машиностроения. В целом масштабы и уровень

профессиональной подготовки рабочих массовых профессий не соответствует

перспективным требованиям. Перераспределение занятых по отраслям (прежде

всего возрастание удельного веса непроизводственной сферы), в целом

необходимое и прогрессивное, не только превышает нынешние возможности

народного хозяйства, но и нередко осуществляется нерационально (непомерно

высокая доля охранных структур, нехватка учителей и медицинских

работников).

В целом основные характеристики занятости (ее структура, динамика и

т.д.) в большей мере свидетельствуют о сохранении прежней

неудовлетворительной ситуации с использованием рабочей силы, чем о ее

рыночных преобразованиях.

Особый интерес представляет анализ положения молодежи на российском

рынке труда. Его необходимость обуславливается двумя важнейшими

обстоятельствами: во-первых, молодые люди составляют около 35%

трудоспособного населения России, во-вторых, они – будущее страны. Молодежь

уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные

процессы в обществе. Вместе с тем она во всем мире является одной из

наиболее уязвимых групп на рынке труда.

На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические

события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор и

получение профессии, вступление в брак, рождение детей. Эта категория

населения подразделяется на ряд групп, определяющих положение на рынке

труда.

Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном

учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не

вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного

уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории

молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги любым путем. Чаще всего

это самозанятость, вроде мойки машин и торговли газетами или работа в

«теневом» секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского

труда крайне узок. Поэтому если не решать проблему государственного

контроля за детской занятостью, возникнет опасность увеличения

криминального потенциала общества.

Молодежь в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые люди,

завершающие или завершившие профессиональную подготовку. Они являются самой

уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного

профессионального и социального опыта, и в силу этого менее

конкурентоспособны.

В 25-29 лет молодые люди уже в основном имеют определенную

квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего

хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно

высокие требования к предлагаемой работе.

Снижение общего уровня жизни населения привело к сверхзанятости среди

учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время.

Возрастает также количество предложений за счет выпускников учебных

заведений. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников

учебных заведений приводит к возникновению серьезных проблем. Особенную

тревогу вызывает утрата молодежью ценности профессионализма. Проявляется

четкая тенденция к люмпенизации молодежи, что в ближайшей перспективе

отразится на социальной структуре общества.

Несмотря на кризис, в экономике все больше ощущается рост потребности в

повышении общеобразовательного уровня работников, увеличивается спрос на

профессиональное образование. Если существующие в настоящее время тенденции

в воспроизводстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей

перспективе можно ожидать роста безработицы среди неквалифицированного

населения, и прежде всего молодых людей, которые не продолжают дальнейшего

образования, не имеющих профессии или должной квалификации. Поэтому

необходима рациональная организация профессионального образования молодежи,

согласованного как с развитием отечественной экономики, так и с тенденциями

на мировом рынке труда. В последнее время все большее число молодых людей

считает получение полноценного образования необходимым условием достижения

желаемого социального статуса и более высокого материального положения.

Профессиональное обучение становится важнейшим элементом рыночной

инфраструктуры. Вот почему при сокращении набора в ПТУ и средние

специальные учебные заведения прием студентов в вузы из года в год

увеличивается.

Таким образом, по мере развития рыночных отношений и конкуренции, ускорения

перестройки отраслевой структуры занятости ценность профессиональной

подготовки работника неизбежно возрастет. Это будет способствовать

увеличению занятости молодежи на учебе. Мировой и отечественный опыт

подтверждают тенденцию роста продолжительности обучения молодежи и более

позднего ее вступления в активную трудовую деятельность. Одновременно и

изменяются требования нанимателей к рабочей силе. От тактики получения

сиюминутной прибыли предприниматель переходит к долговременной стратегии

получения устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому в последствие

у них появится необходимость в увеличении найма молодой рабочей силы.

Заключение.

В данной работе я попытался дать анализ как научно-теоретического, так

и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной

экономики, как рынок труда. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной

темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой

проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые

выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда

это не только отношения между наемными работниками как субъектами

предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по

поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное

влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы,

отстаивающие интересы наемных работников перечисленными в пункте 2.1

способами, и государство, поддерживающее интересы как работников, так и

работодателей посредством специализированных организаций и законодательного

регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения,

создающиеся в противовес профсоюзам.

Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда,

считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика

государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной,

когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов.

Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей

системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в

состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное

регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных

сегментах может быть по-настоящему эффективной.

В работе был также поставлен вопрос о необходимой степени вмешательства

государства в рыночную экономику, и конкретно в сферу трудовых отношений.

Применительно к странам с развитой рыночной социально ориентированной

экономикой этот вопрос актуален только в тот момент, когда начинается отток

капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на

предпринимателей (основной источник финансирования социальных программ и

т.п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыночным

саморегулирующимся процессам для стимулирования экономического роста.

Также в этой работе я попытался выяснить, какие различные формы и

системы заработной платы существуют и используются в сфере рынка труда.

Далее, я затронул вопрос о том, как та или иная ставка заработной платы

влияет на процесс производства, а если говорить точнее, то, как меняется

спрос и предложение рабочей силы на рынке труда. В результате этого

получилось, что использование повременной и сдельной заработной платы в

сочетании с участием рабочих в прибылях предприятий, а также, с учётом

динамики налогов и рыночных цен, является определяющим фактором, который

определяет производство прибавочной стоимости и уровень капиталистического

производства.

В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и

активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении

эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство

правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем

составе, и сильный «теневой» сектор. Словом, чтобы начать эффективно решать

проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы

экономической, политической и социальной жизни общества.

Список литературы::

1. Андрееев Б.Ф. "Системный курс экономической теории." С-кт Петербург

1998г.

2. Еженедельник «Эксперт», № 10, 15, 21, 22, 26, 27, 30, 1998г.

3. Заславский И. «К характеристике труда современной России. Очерк

социально-трудовой политики.» «Вопросы экономики.», №2, 1998г.

4. «Курс экономической теории». Под ред. Чепурина М.Н., Киров, 1994г.

5. Лещинская Г. «Молодежный рынок труда.» «Экономист.», №8, 1998г.

6. Маркс К. "Капитал", т.I, гл.5, 17.

7. Е.М. Майбурд «Введение в историю экономической мысли. От пророков до

профессоров», Москва 1996г.

8. Микульский К. «Формирование новой модели занятости.» «Экономист», №3,

1997г.

9. Павленков В.А. «Рынок труда.» М., 1992г.

10. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р.Шмалензи «Экономика» Москва, 1993г.

11. Чернина Н. «О новой модели занятости.» «Российский экономический

журнал», №11-12, 1998г.

12. Четвернина Т. «Положение безработных и государственная политика на

рынке труда.» «Вопросы экономики», №2, 1997г.

-----------------------

[1] Е.М. Майбурд «Введение в историю экономической мысли. От пророков до

профессоров», Москва 1996г.

[2]Е.М. Майбурд «Введение в историю экономической мысли. От пророков до

профессоров», Москва 1996г.

[3] Маркс К. "Капитал", т.I, гл.5.

[4] Маркс К. "Капитал", т.I, гл. 17.

[5] С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи «Экономика» Москва, 1993г.

[6] Павленков В.А. «Рынок труда.» М., 1992г;

[7] Микульский К. «Формирование новой модели занятости.» «Экономист», №3,

1997

[8] Андрееев Б.Ф. "Системный курс экономической теории." С-кт Петербург

1998г.

[9] Чернина Н. «О новой модели занятости.» «Российский экономический

журнал», №11-12, 1998г

[10] «Курс экономической теории». Под ред. Чепурина М.Н., Киров, 1994г

[11] «Курс экономической теории». Под ред. Чепурина М.Н., Киров, 1994г

-----------------------

[pic]

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.