бесплатно рефераты
 

Рынок ценных бумаг и первичный и вторичный рынок

Ценные бумаги кредитных Акции акционерных

коммерчес-

организаций ких банков,

депозитарные сер-

тификаты, векселя

Корпоративные ценные Акции приватизированных

пред-

бумаги приятий

Мордовии, акции других

частных

эмитентов Мордовии,

акции

АО других регионов,

акции

АО российского уровня

В настоящее время количество выпусков ценных бумаг акционерных

обществ составило 247. Из них 80% выпусков было сделано

акционерными обществами в процессе приватизации. В 1996 году было

сделано 25 дополнительных выпусков (вторичная эмиссия) за счет

переоценки основных средств. В республике в 1996 году осуществлен

единственный выпуск облигаций “Связьинформ”.

Все более активную роль на фондовом рынке республики играют

инвестиционные фонды, созданные в ходе чековой приватизации, которые

стремятся увеличивать свои активы за счет пополнения портфелей

акциями приватизированных предприятий Мордовии.

В республике действуют 3 инвестиционных фонда: «Фора-Инвест»,

«Инвест», «Инвест-Бонд», «Инвест-Свет». Все эти фонды акционерные

общества открытого типа. Также в республике функционирует

инвестиционная компания «Лисма-Инвест». На рынке ценных бумаг

Мордовии работают две брокерские компании, имеющие лицензию на

совершение сделок купли – продажи ценных бумаг.

В Мордовии, как и по всей России, в результате массовой

приватизации возникло множество возможностей и проблем, которые

будут занимать банкиров и брокеров, предприятия, государственных

деятелей, законодательные органы в ближайшее время.

Наиболее характерной чертой для рынка ценных бумаг Мордовии

является то, что в сфере деятельности по передаче акций преобладал

и преобладает пост приватизационный «контролируемый рынок», который

характеризуется односторонней передачей акций от мелких акционеров,

прибредших свои акции в ходе приватизации. Покупателями чаще всего

являются руководители предприятий, использующие различные приемы,

чтобы завладеть пакетами акций мелких инвесторов. В иных случаях

предприятие создает дочернюю инвестиционную компанию для приобретения

таких акций путем использования средств самого предприятия.

Примером может служить созданные на базе АО «Лисма» инвестиционные

институты «Лисма-Инвест» и «Инвест-Свет».

Контролируемый рынок не является особенно благоприятной средой

для быстрого развития коллективных институтов, создающих активный

вторичный рынок.

Основные клиенты брокеров, а часто и сами брокеры не особенно

заинтересованы в открытости и ликвидности рынка. Это происходит

потому, что в условиях контролируемого рынка эмитенты не

заинтересованы в активном рынке для своих акций. Клиенты брокеров,

как управляющие, так и внешние инвесторы, в основном

заинтересованы поглощении небольших пакетов акций по наиболее

выгодной цене.

К тому же брокер, приобретающий пакеты акций от имени клиента,

обычно предпочитает не разглашать информацию о цене и объем

сделки. Отсутствие открытости также позволяет брокеру добиться более

значительной разницы между ценами, и он может легко манипулировать

ими.

Большинство акционерных обществ Мордовии избрали такой вариант

приватизации, при котором 51% акций остался за работниками

предприятий. Кроме того, организаторами аукционов приватизации

крупных предприятий и продавцами акций приватизируемых предприятий

выступали Комитет по управлению имуществом и Фонд имущества

Мордовии. Хотя некоторые компании прошли через систему

межрегиональных и национальных аукционов, большинство предприятий

Мордовии были проданы с аукциона только через местный центр чековых

аукционов. Некоторые инвесторы, в особенности из чековых фондов,

участвовали в аукционах по всей стране. Однако очевидно, что

подавляющее большинство непосредственных акционеров приватизированных

предприятий Мордовии – жители республики.

В этом есть и положительный момент, так как в ситуации при

отсутствии необходимых данных о финансовом положении и перспективах

предприятий, именно участники рынка ценных бумаг Мордовии обладают

надежной информацией, как о новых эмиссиях, так и о торговых

операциях, они лучше разбираются в том, что происходило с притоком

наличных средств в акционерное общество; в проблемах, связанных с

крупными заказчиками и поставщиками; в том, каким образом

осуществлялись планы реформатизации и т.д.

Активными участниками рынка ценных бумаг республики являются

коммерческие банки, для которых фондовый рынок играет значительную

роль. Это и сфера инвестирования, и источник финансовых ресурсов,

и один из видов бизнеса. Он дает банкам диверсификацию рисков,

дополнительную устойчивость в непростой экономической ситуации,

дополнительный источник доходов.

Всего в республике действует девять самостоятельных коммерческих

банков с восемью филиалами, в том числе шесть паевых и три

акционерных, действующих в форме открытого акционерного общества.

Коммерческие банки имеют в своих портфелях различные ценные

бумаги, но по объему вложений наибольший удельный вес занимают

государственные ценные бумаги.

Следует отметить, банкам Мордовии осуществление операций на рынке

ГКО/ОФЗ в качестве дилеров не представляется возможным из-за

территориальной удаленности от брокерских площадок и необходимых

денежных средств для необходимого обеспечения данных операций.

Некоторые из них не имеют лицензии на осуществление

профессиональной деятельности в качестве брокера, а также

достаточного размера собственных средств.

Не имея возможности стать дилерами, ком.банки республики в 1997

году осуществляли операции на открытом рынке ГКО/ОФЗ в качестве

инвесторов через дилеров Москвы, согласно с заключенным с ними

договором об оказании услуг по приобретению и продаже

государственных облигаций, в частности: с московским коммерческим

банком «Межбанковское объединение «Оргбанк», «Инкомбанк» и др.

Поддерживая реальный сектор экономики региона ком.банки выступают

стратегическими инвесторами ОАО «Биохимик», ОАО «Связьинформ», ОАО

«Электровыпрямитель», ОАО «Саранский приборостроительный завод».

Работая как комиссионеры, они проводили операции по покупке акций

Инвест-Бонда, Сбербанка, Лисма и других эмитентов.

Банки республики выступают также портфельными инвесторами через

Российскую торговую систему, вкладывая средства в акции наиболее

перспективных компаний - РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», АО

«Сургут нефть» и др.

Наряду с привлечением государственных и корпоративных ценных

бумаг ком.банки Республики Мордовия осуществляют и собственную

эмиссию. По состоянию на 01.01.98 г. было выпущено акций на 24,6

млрд.руб., в количестве 321,6 тыс. штук. В основном эмитировались

обыкновенные именные акции – 307,6 тыс. штук на 24,5 млрд. руб., а

привилегированные акции составили незначительную долю как по

количеству (14 тыс. штук), так и по объему выпуска – 140 млн.

штук. Распространением акций банки занимаются самостоятельно и

услугами посредников не пользуются. Ком.банки также активно работают

на рынке ценных бумаг как эмитенты депозитных сертификатов и

простых векселей, максимально гарантируя своим клиентам доходность и

возвратность вложенных ими средств и создавая наиболее

благоприятные условия для проведения операций с этими бумагами.

В перспективе ком. банки Мордовии планируют расширение операций на

фондовом рынке, включая увеличение объемов вложений в векселя

надежных эмитентов, выход на рынок облигаций субъектов РФ и

развитие операций с ценными корпоративными бумагами.

Таким образом, на рынке ценных бумаг республики Мордовия

формируется группа участников, активно работающих с финансовыми

инструментами.

3. Инфраструктура фондового рынка Республики Мордовия

Под инфраструктурой фондового рынка обычно понимается совокупность

технологий, используемых на рынке для заключения и исполнения

сделок, материализованная в разных технических средствах, институтах

(организациях), нормах и правилах. [ 1.14 ]

Развитие инфраструктуры в Республике Мордовия идет параллельно с

развитием самого рынка, с ростом оборотов на нем. Но пока число

сделок невелико и обороты ранка малы, поэтому содержание

инфраструктуры обходится дорого, и она остается на примитивном

уровне.

Главенствующую роль на рынке ценных бумаг играют торговая

система, система регистрации сделок с ценными бумагами, система

денежных расчетов между участниками.

Большую популярность в отечественной практике приобрела

внебиржевая торговая система, которая получила название «Российская

торговая система». Она позволяет фиксировать все происходящие

сделки, накапливать статистический материал по спросу и предложению.

Система существует на средства участников и является независимой.

Эта система прошла успешную апробацию и доказала свою жизненность

в российских условиях.

Элементами инфраструктуры фондового рынка являются регистраторы,

депозитарии, биржи.

Развитию инфраструктуры рынка Мордовии способствовало создание

регистраторов, ведущих реестры местных предприятий, акционерных

обществ с числом лицевых счетов более 500. Это “Лисма-Инвест” и

ЗАО “Регистратор”.

Закрытое акционерное общество «Мордовская регистрационная компания

«Регистратор» (лицензия №01207 от 25 декабря 1996 г.) работает на

фондовом рынке сравнительно недавно - с 1996 года.

Все работники ЗАО «Регистратор» имеют высшее образование и три

специалиста - аттестаты Министерства финансов России I категории на

право работы на рынке ценных бумаг. Средний возраст сотрудников – 36

лет.

Учредители ЗАО «Регистратор»: ТОО “Торгмонтаж” (г.Саранск), ЗАО

“Консультативно-аудиторская финансовая компания “ЭКФИ” (г.Москва).

ЗАО «Регистратор» ведет реестры около 30 акционерных обществ с

числом счетов акционеров более 500. Среди обслуживаемых акционерных

обществ - Завод Сарансккабель, Станкостроитель, Биохимик,

Электровыпрямитель, Центролит, Завод Медоборудования и др.

ЗАО «Регистратор» активно занимается открытием филиала в

республике Татарстан, что стало возможным с изменением

законодательства.

В 18-м постановлении (п.2) ФКЦБ от 17 сентября 1996 г. не

разрешалось открывать филиалы региональным регистраторам кроме

нескольких перечисленных. [ 2.12 ] Это противоречило Федеральному

Закону «Об акционерных обществах» и ставило региональные и

центральные регистраторы в неравные условия. [ 2.1 ]

Устанавливалось, что обязательными условиями для получения лицензии на

право осуществления деятельности по ведению реестра владельцев ценных

именных бумаг являются:

наличие в Уставе юридического лица,

претендующего на получение лицензии, положений об осуществлении

деятельности по ведению реестра владельцев ценных именных бумаг как

исключительной (за исключением случаев, когда возможность совмещения с

другими видами деятельности установлена Федеральным законом, актами

Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, далее по тексту - Федеральной

комиссией);

наличие у заявителя, осуществляющего ведение реестров на момент подачи

заявки, не менее 25 реестров эмитентов с числом владельцев именных ценных

бумаг каждого эмитента более 500, при этом местом нахождения эмитентов и

заявителя должна являться территория одного субъекта Российской Федерации

(данное положение не распространяется на регистраторов, находящихся в

Москве, Московской области, Омске, Ростове, Самаре, Санкт-Петербурге,

Ленинградской области, Нижнем Новгороде, Новосибирске ,Екатеринбурге,

Иркутске, Казани, Челябинске, Хабаровске), или наличие, как правило, не

менее 100 тыс. счетов, включая количество лицевых счетов в реестрах,

ведение которых осуществляется заявителем, и количество счетов клиентов,

ведение которых осуществляется номинальными держателями для учета ценных

бумаг эмитентов, реестры которых ведутся заявителем, подтвержденное

справкой заявителя;

наличие у заявителя, не

осуществлявшего ведение реестров на момент подачи заявки, не менее 15

договоров, заключенных с эмитентами на ведение их реестров на момент подачи

заявки (в том числе и договоров, возникновение прав и обязанностей, по

которым было поставлено в зависимость от получения заявителем лицензии);

размер собственного капитала - не

менее чем 5 000 минимальных размеров оплаты труда, установленных

законодательством Российской Федерации, а для заявителей, осуществляющих

ведение реестров акционеров акционерных обществ, контрольный пакет акций

которых закреплен в федеральной собственности, - не менее чем 10 000

минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством

Российской Федерации, на момент подачи заявки;

остаток денежных средств на счетах

заявителя, а также средств в Государственных краткосрочных бескупонных

облигациях (ГКО), облигациях Государственного сберегательного займа (ОГСЗ),

облигациях Федерального займа (ОФЗ) и облигациях внутреннего

государственного валютного облигационного займа на момент подачи заявки

должен быть не менее 50 процентов от величины его собственного капитала;

членство заявителя в одной из

саморегулируемых организаций, объединяющей профессиональных участников

рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестров

владельцев именных ценных бумаг;

уставный капитал

специализированного регистратора не может быть оплачен ценными бумагами,

эмитентами которых являются его акционеры, учредители, а также ценными

бумагами эмитентов, ведение реестров которых осуществляет заявитель

(регистратор).

Такое расхождение в законодательстве было устранено постановлением

ФКЦБ от 27 ноября 1997г. №41, пункт 2 приложения 1 к настоящему

постановлению изложен в новой редакции, где уже были сняты

ограничения для региональных регистраторов. [ 2.13 ] С момента

действия постановления в новой редакции ЗАО «Регистратор» активно

занялось открытием филиала в республике Татарстан и планирует

открыть сеть филиалов в других регионах.

Установили, что обязательными условиями для получения (продления)

лицензии на право осуществления деятельности по ведению реестра владельцев

именных ценных бумаг являются:

Наличие в уставе юридического лица, подавшего заявку

на получение (продление) лицензии (далее - заявитель), положений об

осуществлении деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных

бумаг как исключительной (за исключением случаев, когда возможность

совмещения с другими видами деятельности установлена законами Российской

Федерации, актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг).

Вклад любого акционера (участника) в уставный

капитал заявителя не должен превышать 20 процентов от уставного капитала

заявителя (вступило в силу с 1 апреля 1998 года).

Наличие у заявителя, осуществляющего ведение

реестров на момент подачи заявки на продление лицензии, не менее 25

реестров эмитентов с числом владельцев именных ценных бумаг каждого

эмитента более 500, а у заявителей, местом нахождения которых является

Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская, Нижегородская,

Самарская и Свердловская области, - не менее 50 реестров эмитентов с числом

владельцев именных ценных бумаг по каждому эмитенту более 500. От действия

настоящего требования регистратор может быть освобожден при наличии в

перечне ведущихся реестров эмитентов федеральной группы ( вступило в силу с

1 апреля 1998 года).

Наличие у заявителя, не осуществляющего ведение

реестров на момент подачи заявки на получение лицензии, не менее 15

договоров на ведение реестров, заключенных с эмитентами, с числом

владельцев именных ценных бумаг более 500 у каждого, возникновение прав и

обязанностей, по которым поставлено в зависимость от получения заявителем

лицензии.

Собственный капитал заявителя на момент подачи

заявки на получение (продление) лицензии и в течение всего периода его

деятельности должен быть не менее суммы, эквивалентной 200 000 ЭКЮ (в

рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на

дату составления расчета размера собственного капитала в соответствии с

требованиями настоящего приложения), а для заявителей, осуществляющих

ведение реестров владельцев именных ценных бумаг эмитентов, контрольный

пакет акций которых закреплен в федеральной собственности, - не менее 400

000 ЭКЮ (настоящий пункт вступает в силу с 1 апреля 1998 года).

Неснижаемый остаток денежных средств на счетах

заявителя, а также средств в государственных краткосрочных бескупонных

облигациях (ГКО), облигациях государственного сберегательного займа (ОГСЗ),

облигациях федерального займа (ОФЗ), облигациях государственного валютного

облигационного займа и государственных ценных бумагах субъекта Российской

Федерации (по месту нахождения заявителя) на момент подачи заявки и в

течение всего срока деятельности регистратора должен составлять не менее 20

процентов от величины, установленной в подпункте 2.5 настоящего приложения.

В случае, если заявитель имеет договор страхования своей ответственности по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.