бесплатно рефераты
 

Российский экспорт топливно-энергетических ресурсов

него встроен целый ряд механизмов, позволяющих бюджету приспосабливаться к

изменению нефтяных цен в довольно широком диапазоне. Все, как это часто

бывает а последнее время в России, будет зависеть от наличия политической

воли пожертвовать некоторыми важными статьями бюджета.

При среднегодовой цене нефти на уровне $18/барр. бюджет будет сведен

без профицита и запланированные резервы в размере $3,5 млрд., переходящие

на будущий финансовый год, сформированы не будут. Более того, $2,5 млрд.

резервов, доставшихся в наследство от 2001 года, придется потратить на

финансирование расходных статей. И, наконец, правительству потребуется

разместить еврооблигации на запланированную сумму в $2 млрд. Этот сценарий

совсем не выглядит катастрофичным для бюджета.

При средней цене нефти выше $14/барр. потребуется уже реальное

сокращение расходов. В дополнение к уже перечисленным источникам

финансирования придется воспользоваться возможностью сокращения

незащищенных расходных статей бюджета на сумму $2 млрд. и выставить на

продажу государственную собственность на сумму $ 1,5 млрд. Сокращение

расходов может отразиться на политической поддержке нынешнего руководства

страны.

Только при цене Urals ниже $14/барр. придется задействовать не только

все источники финансирования и пойти на все возможные сокращения расходов,

но вновь вернуться к теме списания или реструктуризации долга Парижскому

клубу. Иначе стабильность экономики окажется под угрозой. Чтобы успешно

договориться с кредиторами, России необходимо сохранить хорошие отношения с

крупнейшими странами-членами клуба, особенно с Германией.

Если России удастся успешно исполнить бюджет при всех описанных уровнях

цены на нефть, то макроэкономические показатели страны останутся вполне

приемлемыми. При средней цене нефти выше $23,5/барр. мы увидим

возобновление роста резервов ЦБ и дальнейшее укрепление реального обменного

курса рубля (превышение внутренней рублевой инфляции над темпами

девальвации национальной валюты). Если же нефть подешевеет до уровня ниже

$14/барр. (и если Россия добьется облегчения долгового бремени), то

золотовалютные резервы несколько сократятся, а рубль будет девальвироваться

вместе с инфляцией.

Важной является и роль ТЭК в формирование операций по экспорту,

соответственно, затем формирующего текущий счет платежного баланса страны.

И с этой точки зрения прогноз мировых цен на нефть в краткосрочном и

долгосрочном аспекте, формирование текущего счета платежного баланса, то

есть формирование позиций по экспорту и импорту нашей страны, и роль ТЭК,

конечно, очень существенны. Прогнозы могут быть разные, но с немалой

степенью неопределенности.

Нефтедобывающая промышленность является для наших кредиторов, да и не

только для них, одним из наиболее привлекательных объектов размещения

средств. По состоянию на 1 сентября 2000 года предприятия отрасли привлекли

около 20 процентов всей величины банковских ссуд и займов нашей

промышленности и по удельному весу фактически были первыми. Ну может быть,

такой же удельный вес есть только у машиностроительных предприятий,

приблизительно такой же. Но несмотря на то что привлекаются такие кредиты в

нефтегазовом комплексе накопился ряд серьезных проблем, которые требуют

существенных ресурсов, для того чтобы эта отрасль была эффективной на

протяжении многих следующих лет.

Топливно-энергетическая отрасль является очень важной в российской

экономике, и в последние годы благодаря именно этой отрасли, а во многом и

благоприятной конъюнктуре цен на мировых рынках, в России наметилось

существенное улучшение общей макроэкономической ситуации. Необходимо

заметить, что период, который мы прожили после кризиса 1998 года, был

трудным и стабильность, которая появилась в этом году, есть результат

действий и правительства, и Центрального банка, когда проводилась

достаточно взвешенная политика в области бюджетных расходов, налогов,

денежно-кредитная, валютная политика, и все это дало результат, который мы

сейчас наблюдаем. А наблюдаем мы в общем-то очень неплохие показатели,

свидетельствуют о достаточно определенных, высоких показателях российской

экономики за последние более чем 20 лет[12].

Говоря о существенной роли этого комплекса в формировании многих

макроэкономических показателей, хотелось бы подчеркнуть, что не только эти

структурные меры в последнее время составляют положительные сдвиги. К

таковым надо отнести и увеличение расчетов деньгами в ряде секторов этого

комплекса (а не путем заключния бартерных договоров и использования

неденежных форм расчета). Это, бесспорно, способствовало некоторому

улучшению состояния отрасли. И все-таки эти структурные меры (имеются в

виду структурные с полным набором налоговых, инвестиционных моментов)

должны быть дополнены. Эта отрасль должна с точки зрения и

производительности труда, и научно-технического потенциала выйти на хороший

мировой уровень. Ибо она составляет на сегодняшний день в нашей стране

значительную долю в формировании очень многих показателей.

В целом, хотелось бы отметить, что роль топливно-энергетического

сектора для нашей экономики, и не только экономики, а для всех наших людей,

огромна. Через макроэкономические показатели видно, насколько существенна

эта роль во всей экономике страны. Думаю, что функционирование отрасли на

современных структурных началах, финансовых началах и формирование

максимально эффективной научно-технической политики имеет очень важное

значение для всей страны и в конечном счете для всего человеческого

общества. Через инфляцию, через цены, которые формируют издержки во многих

отраслях в последующем, мы во многом зависим от этого комплекса. Поэтому

так важно, чтобы это понимание было у всех и чтобы все приложили достаточно

усилий для того, чтобы в ближайшие годы мы обеспечили не только

долгосрочный экономический рост в стране, но и снижение при этом инфляции.

Это очень сложная, но выполнимая задача. При условии её выполнения

повысятся реальные доходы населения.

Но к сожалению, в силу конкурентных факторов Россия на сегодняшний

день не способна существенно увеличить долю готовых изделий и, прежде всего

машинотехнических, в своем экспорте. Несмотря на разговоры о распродаже

невосполнимых природных ресурсов России, экспорт жидких углеводородов

останется в ближайшем будущем основным источником внешнеторговых валютных

поступлений, и следовательно, основным источником финансирования импорта.

Без валютных поступлений от экспорта в России будет затруднено ускорение

технического прогресса и проведение структурных преобразований, что

предполагает импорт различных машин, оборудования, комплектующих узлов и

агрегатов. Импорт необходим не только для наполнения потребительского

сектора экономики страны, но и для обеспечения развития промышленной и

сельскохозяйственной базы за счет ввоза современных высокотехнологичных и

эффективных инвестиционных товаров. Но чтобы обеспечить этот импорт,

необходимо в значительных масштабах осуществлять экспорт продукции. В то же

время отечественная обрабатывающая промышленность не готова взять на себя

те объемы производства экспортной продукции, которые дают сырьевые отрасли

экономики.

На данном этапе экономического развития нашей страны вопрос заключается

не в том: вывозить или не вывозить топливно – энергетические ресурсы, а в

обеспечении максимально возможной эффективности экспорта жидких

углеводородов, угля и электроэнергии.

После акционирования предприятий ТЭК обеспечение максимально возможной

эффективности реализации жидких углеводородов становится не только

общегосударственной задачей, но и проблемой, которую, ради обеспечения

собственных интересов, должна решать каждая из новых компаний нефтяной

промышленности России.

Традиционно в СССР и в России проблемы торговли нефтью и газом были не

только и не столько экономическими, сколько политическими. Стратегия

развития отрасли и экспортной политики определяется исходя из интересов

сиюминутной внешней и внутренней политики страны и правящих групп. В

настоящее время в стране отсутствует долгосрочная стратегия использования

топливно-энергетических ресурсов. Правительство России не осознало

необходимость проведения целенаправленной политики защиты интересов своих

нефтегазовых компаний за рубежом. Руководители исполнительной власти еще не

привыкли рассматривать топливно-энергетический комплекс как средоточие

рабочих мест, как один из немногих конкурентоспособных сегментов

отечественной экономики.

Топливные богатства российских недр — мощный рычаг, который можно и

нужно использовать, но не для “латания дыр”, а для подъема экономики,

коренного обновления технической базы, импорта новейших технологий, в

том числе ресурсосберегающих и природоохранных, отвечающих вызовам

современности.

1.3. Государственное регулирование экспорта нефти и газа

Государственное регулирование экспорта нефти и газа осуществляется в

соответствии с постановлением правительства РСФСР от 15 ноября 1991 года №7

«О регулировании поставок нефти и продуктов ее переработки за пределы

РСФСР» (действующая редакция от 15.09.97) и указом президента Российской

Федерации «Об упорядочении экспорта природного газа» (в ред. Указа

Президента РФ от 16.05.97 N 491).

В целях усиления контроля за вывозом энергоресурсов Государственный

таможенный комитет Российской Федерации приказом от 10 ноября 1994 года

№576 утвердил «Положение об энергетической таможне». Энергетическая таможня

осуществляет контроль за таможенным оформлением товаров в соответствии с

Приказом от 30 ноября 1995 года «О таможенном оформлении товаров,

перемещаемых трубопроводным транспортом». На энергетическую таможню

возложены обязательства по декларированию товаров и валютному контролю.

Задача валютного контроля за экспорт нефти и газового конденсата является

одной из наиболее важных, т.к. 50% валютной выручки экспортеры обязаны

продать государству по курсу ЦБРФ на момент поступления средств на счет

экспортера.

Важной формой регулирования экспорта нефти и газа за пределы Российской

Федерации является и ставка акциза. В соответствии с Федеральным законом

«Об акцизах» ставка акциза для всех предприятий была единой. Для более

эффективного регулирования экспорта Правительство РФ 15 января 1997 года

приняло постановление «Об установлении дифференцированных ставок акциза на

нефть, добываемую на территории Российской Федерации». В соответствии с

данным постановлением при экспорте по решениям Правительства Российской

Федерации нефти и газового конденсата организациями, закупающими нефть и

газовый конденсат у нефтедобывающих предприятий по внутренним ценам

российского рынка, взимание акциза таможенными органами производится по

установленной для соответствующего нефтедобывающего предприятия ставке

акциза.

Некоторые нефтяные компании России после введения с 1 июля 1998 года

новых правил по доступу к экспортной трубе, предусмотренных Постановлением

Правительства РФ от 15 июня N599, могут прекратить свое существование,

заявил вице-президент группы РОСПРОМ-ЮКОС Александр Самусев. В случае

отлучения от трубы нефтедобывающих организаций, имеющих недоимку по

налоговым платежам в федеральный бюджет, для них практически не останется

возможности решать свои проблемы, в частности выплату зарплаты, так как

никаких заемных средств им в этой ситуации никто не предоставит.

Сегодня в распоряжении госструктур остаются самые разные рычаги

воздействия на нефтегазовые корпорации. Первый из них – это собственно

экономическая политика в применении к отрасли. Она включает в себя

установление налогов, пошлин и тарифов, предоставление льгот и квот, выдачу

лицензий на разработку месторождений, утверждение соглашений о разделе

продукции, назначение руководителей госкомпаний. На политическом уровне

делается выбор в пользу приоритетного развития тех или иных регионов (где

зачастую присутствуют интересы нефтегазового сектора), усиления или

ослабления фискального давления на ТЭК, защиты (или, наоборот, отказа от

защиты) прав инвесторов на конкретных предприятиях, предоставления

административных ресурсов Центра кандидатам на местных выборах. Особую роль

здесь играет ход переговоров с международными финансовыми организациями,

которые зачастую предлагают собственные рецепты поведения в отношении

нефтегазового сектора.

Второй рычаг влияния государства на ситуацию в нефтегазовом секторе –

это его политика в отношениях с “олигархическими” группами, владеющими

значительной частью российской “нефтянки”. Действительно, нынешняя

исполнительная власть не столь остро зависит от влиятельных

“олигархических” структур: для ее легитимации и укрепления пока достаточно

поддержки со стороны населения и широкого использования административных

ресурсов. В то же время, если исключить некоторые малореалистичные

заявления вроде обещания “покончить с лоббизмом”, то формирующаяся новая

власть пока не торопится “выяснять отношения” с крупными промышленниками,

лишь присматриваясь к ним. Поведение правительства Владимира Путина в

различных “нефтяных войнах” (как, впрочем, и в скандалах в цветной и черной

металлургии) остается осторожным.

По многим признакам, в руководстве исполнительной власти пока нет

четкого видения будущей системы взаимоотношений с “олигархами”. Полностью

отказаться от услуг крупного бизнеса будущему руководству страны вряд ли

удастся: с ними, как минимум, придется консультироваться по важнейшим

экономическим вопросам, а как максимум, активно использовать их ресурсы для

пополнения бюджета, снижения социальной напряженности, реализации различных

политических проектов, обеспечения влияния Центра на события в регионах.

Впрочем, для крупных предприятий нефтегазового комплекса проблема

лоббирования своих интересов в государственных органах стоит не так остро,

как раньше. Это вызвано стремительным ростом поступлений от налоговых

операций: если в менее стабильной ситуации идет борьба за уменьшающийся

“кусок пирога”, то сейчас “нефтедолларов” хватает почти всем. Более

актуальной задачей для НК является пресечение посягательств государства на

свою прибыль. Впрочем, в ряде случаев предприятия отрасли все же проявляют

интерес к различным проектам с государственным участием. Это относится,

например, к распределению средств на строительство трубопроводов.

В настоящее время Министерство топлива и энергетики формально остается

головным органом государственного регулирования топливно-энергетического

комплекса. Однако на протяжении 1990-х гг. его реальная роль в

формулировании и осуществлении государственной экономической политики

неуклонно снижалась. Все это время Минтопэнерго оставалось ареной борьбы

конкурирующих номенклатурно-политических групп и элитных кланов, намеренных

использовать полномочия и остаточный властный потенциал этого ведомства в

целях усиления собственных конкурентных позиций на политическом и

экономическом полях. В зависимости от победы того или иного клана менялись

содержание и формы политики, проводимой министерством, а само оно

постепенно превращалось из органа государственного управления в орган

лоббирования интересов своих клановых хозяев.

Но тем не менее, Министерство сохраняет статус головного разработчика

или согласователя ряда правительственных документов, регулирующих ситуацию

в ТЭКе.

27 февраля 1998 года Министерство топлива и энергетики Российской

Федерации приняло приказ «О совершенствовании организации поставок нефти на

экспорт». В целях повышения эффективности экспорта российской нефти,

совершенствования организации государственного контроля при

планировании экспорта и повышения ответственности работников

центрального аппарата Министерства и нефтедобывающих организаций и

предприятий топливно - энергетического комплекса с 1 марта 1998 г. вводится

новый порядок разработки, движения и утверждения документов, касающихся

поставок нефтяного сырья за пределы таможенной территории Российской

Федерации, утвержденный Министерством топлива и энергетики

Российской Федерации 27 февраля 1998 г. В соответствии с данным приказом

начата работа по совершенствованию координации поставок нефти по

экспортным направлениям и подготовка предложения по организации работы

координаторов экспортных направлений с учетом изменения транспортных схем

экспорта, структуры нефтяных компаний ТЭК и условий рынка сбыта российской

нефти.

Так, распоряжением правительства РФ от 16 марта 2000 года.

предусматривается, что Минтопэнерго и ФЭК России с участием РАО "ЕЭС

России" и ОАО "Газпром" в первом полугодии 2000 г должны разработать и

представить на рассмотрение правительства План мероприятий по опережающему

вовлечению угля для нужд электростанций в топливно-энергетическом балансе

страны. Во 2-м квартале 2000 г Минтопэнерго необходимо подготовить и

представить Предложения о поддержке развития нефтегазовых угольных

компаний, не входящих в основные компании при разработке месторождений

углеводородного сырья и угольных месторождений. Тогда же в правительство

должны быть представлены Предложения Минэкономики, Минтопэнерго, Минфина и

ряда других заинтересованных ведомств предложения о мерах государственной

поддержки при разработке новых угольных, нефтяных, газовых и

газоконденсатных месторождений, а также применению технологий, повышающих

извлечение нефти и газового конденсата из недр.

В контексте топливного обеспечения северных регионов России роль

Минтопэнерго проявляется в разработке совместно с Госкомсевером Программы

использования альтернативных источников энергии.

Также, по предложению Минтопэнерго правительство РФ в конце 1999 г.

поручило министерству подготовить перспективный баланс топливно-

энергетических ресурсов (ТЭР) по стране в целом. Баланс должен стать

инструментом решения сразу нескольких проблем: определить оптимальное

соотношение между экспортными и внутрироссийскими продажами углеводородного

сырья; между добычей и переработкой нефти и газа, с целью оптимальной

загрузки отечественных перерабатывающих мощностей и обеспечения

потребностей внутреннего рынка; через ценовые механизмы сбалансировать

производство и потребление разных видов топливно-энергетических ресурсов, с

тем чтобы высвободить большие объемы газа для поставок на экспорт, заменив

их в части внутрироссийского потребления углем.

На базе общероссийского баланса ТЭР Минтопэнерго с конца 1999 г. начало

формировать балансовые задания компаниям на производство определенных

объемов продукции. Так, добыча нефти в России во 2-м квартале 2000 г.,

согласно балансу, составила 76,8 млн. тонн, объем переработки - составит 47

млн. тонн, объем экспорта – до 29 млн. тонн. В частности, в марте 2000

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.