бесплатно рефераты
 

Расходы бюджета на народное хозяйство

[pic]

Приведенные показатели свидетельствуют о возрастании доли расходов

бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство в 1997 году по сравнению с 1996

годом на 2,47%. Так, расходы бюджета на жилищное хозяйство увеличились на

3,34% за счет образования КУП ПТЖХ-2, на баланс которого был передан

жилищный фонд от предприятий военно-промышленного комплекса. В связи с

организацией КУП ПТЖХ-2 были произведены затраты на приобретение основных

средств, малоценных материалов, счетно-вычислительной техники, что

требовало дополнительных финансовых ресурсов. Однако, дополнительные

расходы по организации имели временный характер и в 1998 году расходы по

жилищному хозяйству снизились на 10,74% и составили в общих расходах

бюджета 13,32%. В бюджете на 1999 год наблюдается тенденция дальнейшего

снижения расходов на жилищное хозяйство до 11,37%.

В 1999 году расходы бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство

практически остаются на прежнем уровне и составляют 30,03% в общих расходах

бюджета. На фоне резкого снижения расходов на жилищное хозяйство

увеличиваются размеры бюджетного финансирования предприятий коммунального

хозяйства на 10,25% по сравнению с 1998 годом. Это связано с принятием

постановления главы администрации города Зеленодольска и Зеленодольского

района, согласно которому в целях улучшения финансового положения

предприятию тепловых сетей (ЗГПТС) выделяются средства из местного бюджета.

Таблица 2.8

Данные по возмещению разницы в ценах по теплу

и горячему водоснабжению по предприятиям жилищно-коммунального хозяйства

г.Зеленодольска на 1999 год

|Наименование |Сумма дотации, |Предусмотрено по |Процент к |

|предприятия |согласно расчетов, |бюджету, тыс. руб. |расчету |

| |тыс. руб. | | |

|ЗГПТС |23228,4 |9120 |39,3 |

|КП ПТЖХ - 1 |1595,6 |1000 |62,7 |

|КУП ПТЖХ - 2 |186 |186 |100 |

|Всего: |25010 |10306 |41,2 |

Однако, сумма дотаций по возмещению разницы в ценах по теплу и

горячему водоснабжению по предприятиям жилищно-коммунального хозяйства,

согласно произведенному расчету в таблице 2.8, покрывает их расходы только

на 41,2%.

Большое влияние на финансово-хозяйственную деятельность предприятий

жилищно-коммунального хозяйства и транспорта оказывает своевременность и

полнота выделения средств, предусмотренных на эти цели в бюджете. Проведем

анализ показателей исполнения бюджета и выявим причины недофинансирования

предусмотренных расходов.

Таблица 2.9

Анализ исполнения городского бюджета по расходам на жилищно-коммунальное

хозяйство и транспорт.

| |1996 |1997 |1998 |

| |план |факт |% |план |факт |% |план |факт |% |

| | | |испол | | |испол | | |испол |

| | | |нения | | |нения | | |нения |

| |тыс. руб. | |тыс. руб. | |тыс. Руб. | |

| |деноминир. | |деноминир. | |Деноминир. | |

|ЖКХ |53332 |32693 |61,30 |72051 |55149 |76,54 |64732 |49517 |76,49 |

|в том числе:| | | | | | | | | |

|-жилищное |40584 |24454 |60,25 |55211 |43998 |79,69 |25750 |21965 |85,30 |

|хозяйство | | | | | | | | | |

|-коммунально|1000 |1004 |100,40|1000 |996 |99,60 |27526 |17815 |64,72 |

|е хозяйство | | | | | | | | | |

|-благоустрой|11748 |7235 |61,58 |15840 |10155 |64,11 |11456 |9737 |84,99 |

|ство города | | | | | | | | | |

|*Городской |1884 |1457 |77,33 |1872 |1871 |99,95 |1900 |1826 |96,10 |

|автотранспор| | | | | | | | | |

|т | | | | | | | | | |

Данные таблицы 2.9 показывают, что фактическое поступление средств из

года в год в целом по жилищно-коммунальному хозяйству не соответствует

плановым показателям утвержденного бюджета. Так в 1996 году процент

недофинансирования составил 38,7%, в 1997 году - 23,46%, а в 1998 году

-23,51%.

Достаточно высокий процент недофинансирования объясняется

недопоступлением в местный бюджет запланированных сумм доходов, так как

рассматриваемый период характеризуется спадом производства и снижением

деловой активности участников малого бизнеса. Однако за последние два года

фактическое исполнение предусмотренных бюджетом расходов на ЖКХ возросло и

составило в 1999 году 87,6%, что на 11% больше уровня 1998 года.

Наиболее благоприятная картина складывается в финансировании

городского транспорта. Финансирование в 1999 году составило 100%, в отличие

от 1996 года, где этот показатель составлял 77, 32%.

Наибольший удельный вес в общем объеме расходов городского бюджета

занимают расходы на поддержку предприятий местного хозяйства (ЖКХ,

транспорта). Однако, в условиях недостаточности бюджетных средств из года в

год наблюдается тенденция снижения объемов дотаций местному хозяйству (рис

2.)

[pic]

Рис.2. Динамика расходов бюджета на поддержку местного хозяйства.

Несмотря на снижение объемов дотаций в условиях рыночных отношений

сохраняется необходимость в расходах бюджета на поддержку предприятий

отраслей народного хозяйства, так как собственные доходы этих предприятий

не покрывают производимые ими расходы.

Таблица 2.10

Расшифровка собственных доходов и расходов предприятий,

находящихся на дотации городского бюджета.

|Дотационные |Собственные |Расходы, тыс.руб. |Удельный вес |

|предприятия |доходы, тыс. руб | |доходов в |

| | | |расходах,% |

|УЖКХ |530,8 |10000 |5,31 |

|ПТЖХ-1 |5729,0 |18741 |30,57 |

|ПТЖХ-2 |2197,0 |15273 |14,38 |

|МППБиО |370 |3165 |11,69 |

|ЗПТС |8121 |38437,8 |21,13 |

|ПАТП |6880 |8933 |77,02 |

Приведенные данные таблицы 2.10 свидетельствуют о том, что расходы

УЖКХ покрываются собственными доходами только на 5,31%. Это связано со

спецификой предоставляемых услуг. Так, расходы на благоустройство и текущее

содержание города практически полностью финансируются за счет средств

бюджета. Собственные доходы в расходах предприятий жилищного хозяйства ПТЖХ-

1 и ПТЖХ-2 составляют соответственно 30,57% и 14,38%.

Наиболее благополучное положение складывается на предприятии

городского транспорта ПАТП, где расходы покрываются собственными доходами

на 77,02%. Это достаточно высокий показатель, если учитывать то, что

большая часть населения пользуется льготами на проезд в пассажирском

транспорте.

Таким образом, в целях сохранения и дальнейшего развития предприятий

местного хозяйства в бюджете города предусматриваются расходы по их

содержанию. Состав, объем, направления и структура расходов на народное

хозяйство определяется в процессе бюджетного планирования.

Важнейшим этапом оценки использования бюджетных ассигнований является

сопоставление запланированного объема доходов с прогнозируемым объемом

расходов. Приведу, чтобы не быть голословной, пример:

По предприятию ПТЖХ-2 убытки составляют следующие суммы:

минимальному стандарту - 6492 тыс.руб;

среднему стандарту - 7718 тыс.руб.;

рациональному стандарту - 9299 тыс.руб.

Кроме того, в хозяйственно-финансовом плане отдельно производятся

расчеты расходов по капитальному ремонту жилого фонда по группам

капитальности, а также недоборам по отоплению, которые составили по

минимальному стандарту соответственно 4003 тыс.руб. и 186 тыс.руб.

Отдельно составляется финансово-хозяйственный план по вновь

принимаемому жилищному фонду.

Таким образом, на практике расчет дотаций предприятиями жилищного

хозяйства производится в следующем порядке:

во-первых: планируются доходы;

во-вторых: прогнозируются расходы;

в-третьих: сопоставляются показатели по доходам и расходам, то есть

определяется прибыль или убыток;

в-четвертых: производятся расчеты расходов по капитальному ремонту и

недоборам по отоплению;

в-пятых: определяется размер необходимой дотации.

Согласно расчетам, произведенным предприятием ПТЖХ-2, требуются

ассигнования из бюджета на 1999 год в следующих размерах:

минимальному стандарту - 11488 тыс.руб;

среднему стандарту - 14648 тыс.руб.;

рациональному стандарту - 17777 тыс.руб.

Правильность расчета хозяйственно-финансового плана и его

соответствие установленным стандартам проверяется, а затем и утверждается

заместителем главы администрации Зеленодольского рай она и города

Зеленодольска, начальником УЖКХ администрации. Согласованный хозяйственно-

финансовый план предоставляется в городской финансовый отдел, где

производится повторная проверка показателей плана и утверждается сумма

бюджетных ассигнований, рассчитанная по минимальному стандарту, с учетом

доходной базы бюджета и применения коэффициента 0,7.

Итак, предприятия местного хозяйства, содержание которых

финансируется из городского и республиканского бюджетов, производят расчет

необходимых сумм бюджетных ассигнований по социальным стандартам:

минимальному, среднему и рациональному. Расчеты проверяются специалистами

УЖКХ администрации, подписываются заместителем главы администрации по ЖКХ и

предоставляются в городской финансовый отдел для утверждения. На сессии

Совета народных депутатов утверждается сумма бюджетных ассигнований на

народное хозяйство с учетом доходной базы бюджета города. Городской

финансовый отдел перераспределяет суммы дотаций между предприятиями

местного хозяйства и доводит до них сведения об утвержденных объемах

финансирования. В свою очередь предприятия производят корректировки в

расчетах.

3. Пути повышения эффективности использования бюджетных ассигнований.

3.1 Совершенствование системы финансирования отраслей народного хозяйства.

На основе данных анализа организации бюджетных ассигнований, в

качестве рекомендаций с целью улучшения финансирования можно выделить

определяющие моменты системы финансирования и предложить некоторые

рекомендации.

Ключевым элементом управления народным хозяйством является механизм

финансирования, который связан с обеспечением финансовыми ресурсами затрат,

возникающих в процессе развития сферы материального производства и услуг.

Финансирование отраслей народного хозяйства, осуществляемое за счет средств

бюджета, требует особого подхода. Бюджетные ассигнования в основном

направляются на развитие приоритетных отраслей, способствующих прогрессу

общества. Так, приоритетными направлениями бюджетного финансирования

отраслей на федеральном уровне остаются прежде всего ассигнования в

угольную промышленность и нефтяную, а также на конверсию оборонной

промышленности (например, дотации предприятиям, ранее связанным с

производством химического оружия). Предусматриваются государственные

инвестиции: на жилищное строительство (например, жилищные субсидии

гражданам, выезжающим из районов крайнего Севера и приравненных к ним

местностям), на поддержку федеральной целевой программы «Свой дом» и т.д. В

федеральном бюджете на 1999 год Правительству РФ разрешено производить

финансирование эффективных инвестиционных проектов в угольную

промышленность на конкурсной основе на условиях возвратности в пределах

сумм ассигнований, утвержденных бюджетом.

В сельском хозяйстве за счет средств федерального бюджета

поддерживают племенное дело в животноводстве, элитное семеноводство,

производство льна и шерсти, компенсируют часть затрат, связанных с

удорожанием промышленной продукции и услуг (компенсация части расходов

хозяйств на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты

растений, затрат на электрическую и тепловую энергию, природный газ,

используемые при выращивании овощей и т.п.)

Из бюджетов субъектов Федерации, как правило, выплачивают дотации на

животноводческую продукцию.

На муниципальном уровне значительны расходы бюджета на содержание

жилищно-коммунального хозяйства. Удельный вес в общих расходах бюджета

составляет около 30%.

Таким образом, участие государства в финансировании отраслей

народного хозяйства осуществляется на федеральном уровне, на уровне

субъектов Федерации и муниципальных образований.

В связи с проблемой нехватки собственных средств и снижением роли

бюджета в финансировании предприятий народного хозяйства возникла

необходимость изыскания эффективных методов финансирования, характерных для

рыночной экономики.

Несмотря на огромное разнообразие применяемых на практике форм

привлечения денежных средств, можно выделить две элементарных и

преобладающих в условиях рыночной экономики стратегии - это эмиссия простых

акций (для акционерных обществ) и облигационное заимствование.

Эмиссия обыкновенных акций не предполагает постоянных финансовых

выплат, в отличие от выпуска долговых обязательств. Акции не имеют

фиксированной даты погашения, то есть - это постоянный капитал, который не

подлежит «возврату». Иногда бывает легче эмитировать обыкновенные акции,

чем получить кредит.

Данный способ финансирования, в силу сложившихся обстоятельств,

является не совсем эффективным в силу большого недоверия инвесторов к

корпоративным ценным бумагам (за исключением крупнейших акционерных обществ

России).

Такой же недостаток характерен и такому инструменту финансирования

предприятий, как выпуск долгосрочных долговых ценных бумаг.

Однако, следует отметить, что у данного метода финансирования также

существуют свои преимущества. В частности, долговой процент не зависит от

прибыли эмитента (но этот аргумент имеет и противоположный смысл - в случае

снижения прибыли элементу все равно придется выплачивать проценты

владельцам облигаций: такая ситуация не закончится банкротством). Следующим

преимуществом является то, что собственником предприятия не приходится

уступать арендаторам свои права на управление предприятием. Но вместе с тем

следует отметить, что обычно долговые обязательства имеют фиксированный

срок погашения. Следовательно, предприятие обязано в будущем вернуть

основную сумму дога в некоторый момент времени. Кроме того, размер средств,

который можно взять в долг под «разумные» проценты имеет свой предел. Так

как, когда долг возрастает, то процентная ставка новых займов неограниченно

растет.

Долгосрочные финансовые решения предприятия зависят от текущего и

прогнозируемого уровня процентной ставки, современного и перспективного

финансового положения предприятия, а также от степени пригодности для

предоставления кредиторам в качестве залога имущества.

В условия российской экономики эмиссия облигаций не особо поощряется.

В какой-то степени это справедливо: эмиссия облигаций инвестиционного

качества в настоящее время под силу немногим эффективно и устойчиво

работающим корпорациям. Нестабильность инфляционного режима и

непредсказуемая динамика рыночных процентных ставок усугубляет неудобства

долгового финансирования даже для них.

В качестве дополнительного источника финансирования предприятий можно

рассматривать финансовую аренду (или лизинг). Преимущество лизинга

заключается в том, что лизингополучатель получает экономию средств. Однако

недостатком этого средства кредитования является то, что лизинг

предусматривает предоставление предприятию в кредит в основном только

оборудования.

Другим источником финансирования может быть ипотечное кредитование -

ссуда под залог недвижимого имущества. Ипотечное кредитование выгодно для

предприятия тем, что оно получает кредит под невысокие проценты и в связи с

длительным сроком кредитования успевает возвратить заемные средства уже из

полученной прибыли.

В зарубежной практике часто применяется так называемое гибридное

финансирование. Главные преимущества, с точки зрения эмитента, таковы:

1. в противовес облигациям, обязательство выплаты дивидендов по

привилегированным акциям не является по своей природе договорным и

неуплата дивидендов не может повлечь за собой банкротство фирмы;

2. поскольку привилегированные акции чаще всего являются бессрочными,

то эмиссии этих акций не приводит к существенному уменьшению потока

денежных средств, как это происходит при заемном финансировании в

случае выплат в счет погашения основного долга.

Что касается недостатков, то основным из них является то, что

дивиденды по привилегированным акциям являются в полном смысле слова

фиксированными платежами и использование данного источника как заемного

капитала увеличивает финансовый риск предприятия.

Таким образом, затраты предприятий отраслей народного хозяйства можно

обеспечить путем самофинансирования, кредитования и государственного

финансирования.

Субсидии из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов

Федерации представляются предприятием, нуждающимся в первоочередном

финансировании. Предполагается следующая методика определения предприятий

для приоритетного финансирования по ряду факторов: определение признаков

тяжелого финансового положения, анализ финансово-экономического состояния,

анализ показателей работы в прогнозируемом и отчетном периоде, формирование

перечня предприятий, нуждающихся в государственной поддержке в виде

безвозмездных субсидий, установление порядка распределения финансовых

средств в зависимости от эффективности инвестиционных проектов, потребности

в финансовых средствах, срока окупаемости и возврата средств, определения

значимости функционирования предприятия по критериям принадлежности к

приоритетным направлениям структурной перестройки экономики.

При отборе предприятий для государственной поддержки учитываются

направления их деятельности и приоритетность, а также финансовые и

социальные критерии.

По принадлежности к приоритету на помощь в первую очередь могут

рассчитывать предприятия, изготавливающие лекарственные средства;

обеспечивающие поддержание обороноспособности и безопасности государства, в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.