бесплатно рефераты
 

Процесс приватизации в РФ

собственности. Его организационная форма – введение системы

приватизационных чеков на предъявителя.

4. Административное установление высоких «заданий» по срокам и объемам

приватизации.

Внеэкономическое принуждение в процессе приватизации породило

появление проблем, не решенных в рамках ее начального этапа. Среди них –

порядок использования и финансирования объектов социально-культурного

значения, условия закрепления и продажи пользователям земельных участков и

недвижимости.

Многие элементы приватизационного механизма начального этапа

сохраняются и в модели послечековой приватизации. Это – перечень и критерии

применения способов приватизации, списки приоритетных сфер приватизации,

функции государственных органов. Основное же отличие заключается в переходе

к денежной приватизации и инвестиционным конкурсам.

Процесс приватизации предприятий обеспечивает следующие институты:

комитеты по управлению имуществом и фонды имущества различных уровней;

инвестиционные фонды и инвестиционные компании; консалтинговые фирмы;

фондовые биржи и брокерские фирмы; компании-организаторы аукционов,

инвестиционных торгов, тендеров.

В настоящее время в России складывается ситуация, при которой темпы

слома административно-командной модели значительно опережают создание новой

модели государственного управления экономикой. В результате возникает

организационно-управленческий вакуум, усложняющий процесс вхождения

предприятий в рыночную среду.

Выработка общей стратегии приватизационных мероприятий стала исходным

пунктом для конкретных решений о способах, темпе, очередности приватизации

и методах оценки имущества.

Процесс приватизации нуждается в поддержке на двух уровнях: всего

общества и трудового коллектива конкретного предприятия. Недостаточная

пропаганда идей приватизации привела к тому, что у значительной части как

специалистов, так и населения в целом сформировался негативный образ

приватизационного процесса. Хотя в действующей модели приватизации

превалировали способы, формально ориентированные на уравнительную

справедливость («чековая приватизация») .

Передача собственности на государственное имущество сложившимся

коллективам предприятий несовместима с рыночным механизмом отбора

покупателей, как мелких, так и стратегических. Поэтому в схеме

приватизации, реализуемой через аренду с выкупом государственного

имущества, закрепляется нерыночный результат – долговременная консервация

прямого соединения собственников с имуществом. В основе выбора именно этого

способа лежит критерий не эффективности (или массовости), а приоритета

трудового коллектива.

Основным способом приватизации (в начале этого процесса) являлась

продажа имущества предприятий по конкурсу или на аукционе.

Преобразование предприятий в открытые акционерные общества стало

набирать темпы со второй половины 1992 г. и стало в России наиболее

распространенной формой перехода к приватизации предприятий. В соответствии

с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных

предприятий в Российской Федерации все предприятия, имеющие по состоянию на

1 января 1994 г. балансовую стоимость основных фондов свыше 20 млн. рублей,

могут быть (по желанию трудового коллектива) приватизированы путем

преобразования в открытые акционерные общества.

Приватизация муниципального имущества по количественным показателям

наиболее активно проходила в 1993 г. Способом приватизации объектов

муниципальной собственности преимущественно является продажа на открытых

аукционных торгах и выкуп арендованного имущества. Для приватизации

муниципальных предприятий характерен и большой удельный вес средств,

поступающих от продажи на аукционе, по конкурсу по сравнению со средствами,

поступающими от продажи акций.

Одной из форм становится так называемая «парциальная» приватизация,

предлагаемая многими комитетами имущества на местах. Государственное

(муниципальное) предприятие в таком случае ликвидируется, а имущество

вносится в качестве вклада во вновь создаваемое акционерное общество,

обычно закрытого типа. Другими участниками данного общества становятся

члены трудового коллектива и сторонний инвестор. К развитию подобных

способов приватизации подталкивает и сложная ситуация, складывающаяся с

приватизацией недвижимости в городах.

Новым способом приватизации, оговоренным впервые в Государственной

программе приватизации становится банкротство государственных и

муниципальных предприятий. На этапе денежной приватизации передача

обанкротившегося предприятия кредиторам превращается в одну из форм

приватизации с привлечением инвестора. Однако банкротство как способ

приватизации не получит в России широкого распространения. Оно будет

применено для 700-800 средних предприятий, включая их переход в руки

кредиторов. Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) будут

заниматься предотвращением банкротств тех государственных предприятий и

акционерных обществ, где высока государственная доля в уставном капитале.

2.2. Реальные проблемы приватизации.

Акционирование государственных предприятий в России имеет много

общего с «менеджерской приватизацией». Действительно, существенная доля

акционируемого имущества приобретается именно должностными лицами

администрации предприятия. В перспективе этот путь может способствовать

созданию субъекта, который необходим для демократии в политике и

процветания в экономике, - национальной буржуазии, выросшей в условиях

рыночной конкуренции. Вместе с тем, увеличение числа относительно крупных

частных собственников в благоприятных для администрации предприятия

условиях не дает гарантии активной хозяйственной деятельности. Однако такой

же гарантии не может дать распыление акций среди всех работников.

Истинная цена полученных по закрытой подписке акций выявится по

прошествии значительного периода времени. С производственно-технической

точки зрения, приватизация (за исключением инвестиционных конкурсов) не

дает трудовым коллективам практически ничего. Дело в том, что вырученные

средства направляются не на техническое перевооружение производства или

увеличение оборотных средств, а поступают в государственный бюджет.

Вместе с тем, при сохранившейся в настоящее время инфляции курс акций

приватизированных предприятий, несомненно, упадет. К этому же ведет и

незаинтересованность трудового коллектива в выплате дивидендов сторонним

инвесторам. В результате произойдет рост заработной платы и снижение

дивидендов. В это же время при снижении курса акции у сторонних инвесторов

и администрации АО появится возможность по низкому курсу приобрести большой

пакет акций.

Еще в начале приватизационного процесса отмечалось ключевое значение

оценки стоимости государственного имущества. Однако тогда считалось, что не

всем предприятиям под силу выкупить государственное имущество в акционерную

собственность работников. Впоследствии стоимость государственного имущества

оказалась резко заниженной из-за инфляционных тенденций в экономике России.

Проведенные позднее переоценки основных фондов создались возможность

пересмотра размера уставного капитала акционерных обществ, возникших в

процессе приватизации.

Действующая ныне система оценки стоимости имущества предприятий во

многом необъективна в силу резких колебаний экономической конъюнктуры и

непоследовательного поведения самих предприятий. Приступая к реализации

новой программы приватизации, ряд трудовых коллективов столкнулся с

трудноразрешимой задачей выкупа многомиллиардных основных фондов. Поэтому

акционирование на этапе послечековой приватизации может быть затруднено из-

за отсутствия инициативы трудовых коллективов.

Малая приватизация означает переход государственных предприятий

розничной торговли (продуктовых, промтоварных магазинов, ресторанов,

предприятий сферы бытовых услуг) в частное владение. Эти предприятия

являются ключевыми при переходе к эффективной рыночной экономике, поскольку

они формируют спрос на готовые товары и продукцию. Путем приватизации малых

объектов торговли в России, находящейся в стадии формирования рыночных

отношений, создается спрос предприятий частного сектора на готовую

продукцию.

В то время, как приватизация средних и крупных предприятий требует

значительных усилий и времени, малая приватизация, судя по опыту стран

переходного периода (включая Восточную Европу и Россию), является делом

относительно несложным и может быть быстро проведена. Так, в России к 1

июля 1994 года приватизировано 75,4 % предприятий торговли, 66,3 %

предприятий общественного питания, 76,4 % предприятий бытового обслуживания

населения. Доля объектов, приватизированных путем конкурса, составила 40 %.

Следует отметить более чем шестикратный коэффициент превышение продажной

цены над начальной (в среднем по России).

Неоднозначно отношение трудовых коллективов к конкурсному и

аукционному методам продажи предприятий, на которых они работают. Поэтому,

хотя работники могут противостоять малой приватизации, комитеты по

управлению имуществом должны привлекать их к участию в процессе

приватизации. Трудовые коллективы располагают большими финансовыми

средствами, чем отдельные индивиды. Они имели возможность получить скидку в

30 % с продажной цены, что делало трудовые коллективы вполне

конкурентоспособными при проведении аукциона. Наконец, трудовые коллективы

являются мощной политической силой.

Специфика интересов трудовых коллективов арендных предприятий

обусловлена закрытым характером создаваемых на их базе акционерных обществ

и бесплатным распределением имущества, заработанного за время аренды.

Наибольшие разногласия в трудовых коллективах вызывает решение следующих

проблем: точное определение состава и стоимости имущества, подлежащего

выкупу; оценка стоимости и выявление долей членов арендного коллектива в

приращенном имуществе; определение круга лиц, имеющих право на получение

доли приращенного имущества; реорганизация арендного предприятия в общество

с ограниченной ответственностью или акционерное общество закрытого типа.

За вычетом суммы выкупа имущество, отраженное в балансе, является

собственным имуществом арендного предприятия, находящимся в общей долевой

собственности членов трудового коллектива. Индивидуальные доли работников

рассчитываются с учетом заработной платы, стажа и управленческой сложности

труда работника.

Становление полноценной рыночной экономики предполагает развитие

рынка ценных бумаг. Это отмечается практически во всех программах

стабилизации российской экономики и перехода к рынку. В настоящее время

важнейшими видами ценных бумаг, поступающих на фондовый рынок России,

являются акции приватизированных предприятий и приватизационные чеки.

Особенностями приватизационных чеков как ценных бумаг являлись: их

обращение без ограничений, целевой характер использования в качестве

платежного средства, безвозмездная форма первичного размещения, массовый

объем выпуска, который вряд ли будет превзойден эмитентами других ценных

бумаг. Привлекательным для юридических лиц было то, что обращение ваучеров

не облагалось налогами на операции с ценными бумагами. Физические лица не

уплачивали подоходный налог с сумм, полученных от продажи приватизационных

чеков.

Эмиссия приватизационных чеков многими подвергалась критике. Лучшим

контраргументом является ускорение приватизационного процесса, создание

реальных механизмов участия всего населения в приобретении акций

преобразуемых предприятий.

В начале приватизации ориентация на имеющийся у населения и

коммерческих структур объем денежных ресурсов была практически невозможна

из-за его несопоставимости со стоимостью государственного имущества,

подлежащего приватизации. Кроме того, при существовавшем низком уровне

дохода у большинства населения была и остается высокой предельная

склонность к потреблению. Именно поэтому вполне обоснованным было

безвозмездное размещение приватизационных чеков в качестве дополнительных

платежных средств.

Купля-продажа ваучеров в течении всего периода их обращения

происходила при рыночной цене при неизменном номинале. Однако в первые

месяцы их обращения выдвигалась идея создания механизма государственных

гарантий цены ваучера. Необходимость индексации вкладов не возникла, так

как на протяжении всего срока действия приватизационных чеков оценка

основных капиталов акционерных обществ и имущества, выставляемого на

конкурс, производилась в ценах 1992 г. На чековых аукционах акции

приватизируемых предприятий продавались по аукционному курсу, а не по

номиналу.

Довольно обоснованной выглядела и теоретическая поддержка именных

приватизационных бумаг. Это могло бы предотвратить их попадание на

разбалансированный потребительский рынок. Практика обращения

приватизационных чеков на предъявителя показала их двойственное влияние на

объем спроса на потребительском рынке. Средства, полученные гражданами от

продажи чеков, увеличивали объем спроса, но одновременно значительная доля

денежной массы (в том числе наличной) была оттянута на спекулятивный рынок

приватизационных чеков. Резкие различия в предложении акций и ваучеров по

регионам удалось сгладить в процессе развития биржевой и околобиржевой

торговли приватизационными чеками.

Рассмотрение проблем, связанных с механизмом и итогами чековых

аукционов, сохраняет свою актуальность потому, что для денежных аукционов

по продаже акций реорганизованных предприятий предлагается аналогичный

порядок проведения. Кроме того, курс акций, установленный на чековых

аукционах, является базой для курса денежных аукционов и вторичного рынка

акций. Ценные бумаги приватизированных предприятий в целом достаточно

надежны, однако в настоящее время все же низкодоходны и малоликвидны.

Заключение.

Приватизация в России резко расширяет сферу действия отношений

предпринимательства.

Структура современного предпринимательства характеризуется

многообразием критериев ее формирования. Можно выделить экономическую

структуру бизнеса (определяемую различием форм собственности) и

организационно-правовую структуру (показывающую распределение бизнеса по

формам предприятий).

Социальная структура бизнеса раскрывает стратификацию субъектов,

вовлеченных в отношения предпринимательства, и их взаимодействие на

индивидуальном и групповом уровнях.

Не менее важным, особенно для уровня национальной экономики в целом,

является отраслевая и региональная структура бизнеса. Отраслевая структура

отражает степень дифференциации и специализации отраслей народного

хозяйства и специфику экономических взаимосвязей между ними. Речь идет о

территориально-пространственном размещении производства и совокупности

экономических взаимосвязей между территориальными хозяйственными системами.

Организационная структура экономики выражается в определенной совокупности

первичной и производных от них хозяйственных систем с определенным типом

субординации и координации образующих эти системы вещественных и личных

элементов.

Становление структуры российского бизнеса характеризуется нарастанием

многообразия видов структур. В процессе приватизации принудительная жесткая

иерархичность государственного предпринимательства сменяется слабой

экономической иерархичностью, которая постепенно усиливается.

Структурам предпринимательства присуща эластичность, обуславливаемая

общим ходом экономических реформ. Наиболее эластичны в целом во все периоды

организационно-правовая и функциональная структуры. В процессе приватизации

происходит массовая смена организационно-правовой формы производственных

единиц, появляются организации с новыми функциями.

В настоящее время значительна эластичность социально-экономической

структуры и предпринимательства. Почти неэластичны отраслевая и

региональные структуры предпринимательства.

Качественные изменения в структуре предпринимательства могут быть

обусловлены двумя процессами. Во-первых, появлением качественно новых

элементов (например, частных предприятий, инвестиционных фондов, брокерских

контор); во-вторых, также изменением конфигурации структуры в результате

количественного роста ее элементов определенного вида (например, малых

предприятий, товариществ, банков, бирж).

Новый этап приватизации характеризуется необходимостью решения

следующих стратегических задач: привлечение инвестиций в промышленность и

сельское хозяйство, создание рынка недвижимости и земли, создание

цивилизованного рынка ценных бумаг.

На очередном этапе приватизации акцент переносится на усиление

инвестиционного содержания этого процесса. В рамках действующих способов

приватизации целесообразно сначала провести реорганизацию большинства

оставшихся государственных предприятий в акционерные общества, а затем

организовать серию инвестиционных торгов. Обязательным условием этих торгов

должно стать целевое финансирование технического перевооружения

производства, в том числе конверсии. В настоящее время уже сложились

условия для перехода к оригинальным моделям приватизационного процесса в

регионах.

Программы приватизации, принимаемые государственными органами

различных уровней, могли бы быть более привлекательными и простыми, если бы

в них использовалось большее количество методов приватизации. К сожалению,

чаще проводится линия на сужение сферы приватизации и ограничение ее форм.

Многие акционерные общества, включающие в свой состав ряд филиалов,

будут реорганизованы путем разделения на несколько самостоятельных

акционерных обществ.

Весьма сложной в теоретическом и практическом плане проблемой

является приватизация объектов недвижимости, особенно крупных, и земельных

участков в городах. Непродуманный механизм их приватизации (приватизация

земельных участков в ценах 1992 г.; предоставление права выкупа

недвижимости не только арендаторам, но и пользователям) приводит к

объяснимому торможению данного процесса в регионах.

Реформирование механизма приватизации в России будет осуществляться

по следующим направлениям. Ведущим способом приватизации должна стать

продажа предприятий (имущества, пакетов акций) по инвестиционному конкурсу.

Необходимо перейти к оригинальным моделям приватизации в регионах.

Дифференцированный отраслевой и внутриотраслевой подход к приватизации

приведет к индивидуализации условий реорганизации оставшихся

государственных крупнейших научно-производственных комплексов. Большую роль

должны играть ранее слабо используемые способы приватизации малых и средних

предприятий (банкротство, инвестиционные контракты).

Список использованной литературы

1. Валовой Д.В. Экономика абсурдов и парадоксов: Очерки-размышления. – М.:

Политиздат, 1991. – 431 с.: ил.

2. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. – Ростов-на-Дону:

Феникс, 1995. – 608 с.

3. Каспин В.И., Острина И.А. Приватизация по правилам: вопросы и ответы:

Справочник. – М.: Финансы и статистика, 1992. – 96 с.

4. Программа углубления экономических реформ в России. – М.: Республика,

1992. – 63 с.

5. Приватизация государственных и муниципальных предприятий в Российской

Федерации. – М.: Юстицинформ, 1992-

Ч1.: Нормативные акты. Образцы юридических документов. – 1992 – 64 с.

Ч2.: Таблицы (учебные схемы). Комментарии специалиста. – 1992 – 35 с.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.