бесплатно рефераты
 

Проблемы регулирования внешнеэкономической деятельностью

Недискриминационным считается применение количественных ограничений в том

случае, если они используются в равной степени в отношении всех стран.

Выборочное использование количественных ограничений в отношении отдельных

стран разрешается ГАТТ только в том случае, если необходимо добиться

равновесия платежного баланса или по соображениям государственной

безопасности.

Обострение конкурентной борьбы на мировом рынке привело к появлению

"добровольного" количественного ограничения, которое принимает на себя

экспортер. Так, еще в начале 60-х гг. развивающимся странам было навязано

долгосрочное соглашение по текстилю, которое затем переросло в

многостороннее (в котором участвует и Россия, приняв на себя "добровольное"

ограничение экспорта текстиля в Европу и США). Япония "добровольно"

ограничила экспорт автомобилей в США, Россия - кроме текстиля и изделий из

него, также некоторых других видов продукции. В случае отказа экспортера

сократить объем вывоза продукции страна-импортер может осуществить более

жесткие, неприемлемые для экспортера меры, вплоть до запрета ввоза.

Одно из соглашений ГАТТ вводит запрет на "добровольные" ограничения

экспорта. Существующие подобные ограничения должны быть устранены в течение

четырех лет с момента вступления соглашения в силу. Соглашение также

устанавливает порядок проведения расследований, предваряющих введение

защитных мер на основании ст. XIX ГАТТ, и определяет критерии наличия

"серьезного ущерба", причиняемого национальной промышленности, отсутствие

которых в прошлом часто способствовало неоправданному введению подобных

мер. Наконец, оговаривается время действия защитных мер (не более 8 лет), в

течение которого должна быть осуществлена модернизация производства и

повышена конкурентоспособность соответствующей отрасли национальной

промышленности.

Что касается ограничения торговли текстилем и одеждой, то в соответствии

с соглашениями ГАТТ постепенно, к 1 января 2005 г., мировая торговля этими

товарами должна вернуться к торговле по принципам и правилам ГАТТ.

5. И, наконец, пятая группа нетарифных ограничений по классификации ГАТТ

- это ограничения, связанные с механизмом платежей: импортные депозиты -

средства, вносимые в банк импортером как гарантия последующей оплаты, что

приводит к замораживанию денежных средств: налоги и налоговые льготы.

Налоги по своему воздействию аналогичны таможенным пошлинам, но пошлины

регулируются на международном уровне, и государства вынуждены с этим

считаться. Налоги регулируются только на национальном уровне, введенные

налоги на добавленную стоимость, акцизы и т. п. - это внутреннее дело

государства. В стоимости товаров, пересекающих таможенную границу, налоги

иногда составляют 50%. Налогообложение, как правило, осуществляется или в

стране происхождения товара, или в стране назначения. Чтобы исключить

двойное налогообложение, государства заключают между собой двусторонние

соглашения.

Среди соглашений ГАТТ важными являются договоренности по мировой торговле

отдельными группами товаров, например молочными продуктами и говядиной, в

соответствии с которыми вводятся некоторые ограничения на государственное

регулирование цен на них, их производство и экспорт. В результате

переговоров на Уругвайском раунде были ликвидированы пошлины на некоторые

виды алкогольных напитков, строительное и сельскохозяйственное

оборудование, офисную мебель, игрушки и фармацевтические товары. Для

российских экспортеров имеет значение договоренность об отказе от всех форм

регулирования торговли сельскохозяйственной продукцией, кроме таможенных

тарифов.

На Уругвайском раунде было принято соглашение о создании новой договорно-

правовой системы регулирования торговых отношений и новой организации -

Всемирной торговой организации (ВТО), которая сохраняет все основные

соглашения ГАТТ и его принципы, поэтому в литературе чаще пишут о ГАТТ/ВТО.

ВТО ставит задачу достижения свободы торговли не просто ее

либерализацией, а системой так называемых увязок: решение о повышении

тарифа на один товар должно быть увязано с либерализацией импорта другого

товара. Еще одна важная задача ВТО - усиление контроля за соблюдением

подписанных соглашений. Определена процедура слушаний: по торгово-

политическому режиму какой-либо страны заслушивается национальный доклад и

доклад секретариата ВТО. Такое слушание способствует лучшей

информированности и укреплению стабильности на мировых рынках. В рамках ВТО

создан специальный орган по разрешению споров, возникающих в мировой

торговле товарами и услугами.

Таким образом, четко прослеживаются тенденции усиления международной

регламентации внешнеэкономических связей и контроля за соблюдением

международных правил торговли.

3. Цели и задачи государственного регулирования внешнеэкономической

деятельности в РФ.

Международный опыт государственного регулирования внешнеэкономической

деятельности используется в настоящее время в России. Новое в

государственном регулировании внешнеэкономической деятельности состоит в

самом подходе к роли государства. Этот новый подход принципиально меняет

содержание роли государства, принципов, на которых оно основывается,

содержание функций регулирования ВЭД и их соотношение; появляются новые

задачи и методы их решения. Главной задачей государственного регулирования

ВЭД является формирование ее законодательной базы, создание благоприятных

экономических и организационных условий для развития всех видов и форм ВЭД

и повышения ее эффективности. Одновременно усиливается функция контроля со

стороны государства за исполнением субъектами ВЭД действующего

законодательства, обеспечения национальной безопасности.

В условиях либерализации ВЭД, необходимости соблюдения международных норм

и правил регулирующая роль государства основывается на иных, чем в условиях

административно-командной экономики, принципах. Эти принципы

государственного регулирования внешнеторговой деятельности сформулированы в

ст. 4 Закона. Среди них:

- равенство участников ВЭД и их недискриминация;

- защита государством прав и интересов участников ВЭД;

- исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во

внешнеторговую деятельность предприятий.

Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное,

кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение

экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в

связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются

на действующем законодательстве.

Одной из важнейших функций государства является разработка концепции

внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономической политики, на основе

которой строится сотрудничество с другими странами. Долгие годы в России

господствовала государственная монополия внешней торговли, при которой

выбор стран-партнеров определялся прежде всего политическими и

идеологическими интересами. Переход к рыночной экономике означал признание

во внешней торговле эквивалентности обмена, необходимости учитывать

конкурентные преимущества России, анализировать состояние

внешнеэкономического комплекса, разрабатывать стратегию развития ВЭД.

В ряде федеральных программ Правительства, начиная с 1993 г., а также в

указах Президента была разработана новая концепция, которая предполагала:

- рациональное использование сложившейся сырьевой специализации России в

МРТ;

- повышение валютной эффективности сырьевого экспорта;

- расширение рынков сбыта и изменение их географии;

- развитие экспортного потенциала и улучшение структуры экспорта;

- развитие инфраструктуры ВЭД.

Этой концепции соответствует новая модель сотрудничества с другими

странами, в экономической литературе ее называют "торговой" или

"конъюнктурной". Она основывается на приближении национальных цен к

мировым, предоставлении всем юридическим и физическим лицам права

самостоятельного выхода на внешний рынок. Все это - подготовка к решению

стратегической цели реформы: интеграции в мировую экономику.

Новая концепция внешнеэкономической политики заключается в том, что в

современных условиях недостаточно использовать сложившуюся специализацию

России в МРТ, необходимо осуществлять целенаправленную интеграцию в мировую

экономику. Эта концепция и соответствующая ей внешнеэкономическая политика

представлены в Федеральной программе развития экспорта . Центральное место

в последней занимает совершенствование структуры российского экспорта,

повышение в нем доли товаров высокой степени обработки, развитие

прогрессивных форм международной производственной и научно-технической

кооперации, инвестиционного сотрудничества, совместной реализации

инновационных проектов. Такой концепции соответствует и новая модель -

производственно-инвестиционная, или стратегическая.

Главными признаками этой модели являются:

- охват всего процесса воспроизводства (инвестиционное сотрудничество

может начинаться еще на стадии подготовки проекта, а производственное и

инвестиционное - на стадии добычи полезных ископаемых и т. д.):

- расширение партнерских отношений со всеми странами только на основе

взаимных экономических интересов;

- совпадение с мирохозяйственной сферой.

Таким образом, при производственно-инвестиционной модели экспортно-

импортные операции дополняются другими видами ВЭД - производственным

кооперированием, инвестиционным сотрудничеством. Зарубежный капитал, новые

технологии, оборудование по лизингу и т. д. начинают использоваться на всех

стадиях воспроизводственного процесса - при добыче нефти и ее переработке,

при заготовках леса и его обработке, при добыче алмазов и т. п. И тогда

вывозятся не только природные ресурсы, но и продукты их переработки.

Международная кооперация способствует повышению эффективности как добычи,

так и производства и экспорта, поскольку вывозится не только сырье, но и

готовая продукция. Например, эффективность экспорта круглого леса

составляет 79%, бруса из него - 129, столярных плит -143, а пиломатериалов

- 169%.

Производственно-инвестиционная модель может быть сформирована при помощи

использования отработанных мировой практикой приемов и средств

государственного регулирования. Важнейший шаг в этом направлении сделан в

Федеральной программе развития экспорта, которая определила, во-первых,

предпосылки создания модели - производственные, инвестиционные, научно-

технические, а также необходимость увеличения объемов капитальных вложений;

во-вторых, последовательность в становлении и развитии модели; в-третьих,

направления создания модели:

- расширение иностранного инвестирования;

- установление прямых производственных связей между предприятиями;

- совместное предпринимательство;

- интеграция отраслей;

- налаживание сотрудничества между территориально - производственными

структурами;

- совершенствование структуры внешнеэкономического комплекса.

Целью государственного регулирования является создание правовых,

экономических и организационных условий, обеспечивающих эффективную

внешнеэкономическую деятельность на всех ее уровнях. На данном этапе

государство должно создавать условия реализации стратегической цели,

определенной в Федеральной программе развития экспорта: "совершенствование

структуры российского экспорта, понимаемое как длительный эволюционный

процесс повышения эффективности и масштабов экспортной деятельности на

основе расширения ассортимента и улучшения качества экспортируемой

продукции, совершенствования товарной и географической структуры экспорта,

использования прогрессивных форм международного торгово-экономического

сотрудничества". Для реализации этой цели необходимо решение комплекса

задач не только во внешнеэкономической сфере, но и в законодательстве, во

внешней политике, организации управления, подготовке кадров и т. д. При

решении задач в названных сферах любое государство, в том числе и наше,

должно учитывать следующие сложившиеся в международной практике принципы:

1. Учет требований международных организаций, например:

- ГАТТ/ВТО в отношении таможенно-тарифного регулирования;

- Всемирной таможенной организации в отношении таможенных процедур и их

унификации:

- Европейского Союза в отношении соблюдения квот экспорта отдельных

видов товаров, например, текстильных;

- специализированных организаций ООН;

- МАГАТЭ - международного агентства по атомной энергии - по особому

требованию к экспорту особых товаров - ядерных материалов и

оборудования, которые могут быть использованы как в мирных, так и в

военных целях.

2. Либерализация внешней торговли.

3. Торговля по мировым ценам.

4. Введение реального валютного рынка.

5. Сбалансирование платежного и торгового баланса со странами-партнерами.

В соответствии с международной практикой РФ необходимо решать задачи в

области внешней политики, которые будут способствовать реализации

стратегической цели. Прежде всего, речь идет о вступлении России во

Всемирную торговую организацию, при котором двусторонняя внешнеторговая

политика России с любым государством превращается в многостороннюю с

возможностью рассмотрения торговых споров в структурах ВТО, с усложнением

процедуры введения количественных ограничений на ввоз российских товаров, с

согласованием встречных требований и многим другим.

Во-вторых, это подписание соглашений с зарубежными странами,

предусматривающих либерализацию взаимной торговли, решение на уровне

межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству

проблем структуры и динамики торговых потоков между заинтересованными

странами. Подписанное между РФ и ЕС соглашение о сотрудничестве

способствует продвижению российских товаров на рынки стран - членов ЕС, на

его базе подписано соглашение между РФ и Европейским объединением угля и

стали о согласовании условий доступа российских изделий из стали на

территорию ФРГ.

В-третьих, задачей в области внешней политики является формирование

торгово-политических союзов, дающих возможность противостоять коллективному

протекционизму стран - участниц региональных группировок.

Большое значение имеет подписание соглашений по вопросу исключения

двойного налогообложения и защиты капиталовложений, расширение функций

российских торговых представительств за рубежом по консультированию и

информированию участников ВЭД, а также государственных органов и

общественных объединений.

Особо следует выделить направления внешней политики по отношению к

государствам - членам СНГ. Экономические интересы России во многом

определяются сложившейся в предшествующие десятилетия глубокой взаимосвязью

государств - бывших республик СССР. Экономическая политика России в

отношении стран СНГ, как указано в Программе Правительства РФ "Реформы и

развитие российской экономики в 1995-1997 годах", будет направлена на:

- развитие и рационализацию кооперативных хозяйственных связей в

масштабах, обеспечивающих поддержание российского производства, снабжение

(прежде всего продовольственное) населения;

- сохранение ведущего положения на рынках СНГ, особенно в сфере сбыта

российской готовой продукции;

- обеспечение доступа к сырьевым ресурсам, которыми располагают бывшие

союзные республики;

- гарантированное и безопасное использование транзитных коммуникаций,

обслуживающих экспортно-импортные товаро-потоки России в третьи страны;

- кооперацию и согласованность усилий стран СНГ в структурных

преобразованиях производства, в оптимизации размещения производственных

сил.

Активная экономическая политика в отношении стран ближнего зарубежья

рассматривается правительством как один из рычагов оздоровления российской

экономики и создания условий ее подъема в перспективе, достижения

полноправного членства России в мировом сообществе. В этой связи предметом

первостепенной важности в двусторонних отношениях России со странами СНГ

должны стать:

- выполнение обязательств по взаимным поставкам;

- ликвидация задолженности по товарным поставкам;

- возврат ранее предоставленных кредитов;

- недискриминационный режим транзита российских товаров

по территориям этих стран.

В сфере торгово-экономических отношений реформирование будет

осуществляться в процессе формирования зоны свободной торговли и создания

Таможенного союза. Большое значение имеет соглашение "Об общих условиях и

механизме поддержки производственной кооперации предприятий и отраслей

государств - членов СНГ", подписанное в Ашхабаде в декабре 1993 г. В

соответствии с ним к поставке товаров и услуг в рамках производственной

кооперации и специализации производства не применяются:

- ввозные и вывозные пошлины;

- налоги;

- акцизы;

- количественные ограничения.

Каждое из государств, подписавших названное соглашение, определяет

перечень предприятия, включенных в кооперационные поставки, и они заключают

контракты с предприятиями- партнерами других государств.

В марте 1996 г. был подписан Договор между Республиками Беларусь,

Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией "Об углублении

интеграции в экономической и гуманитарной областях". Одна из целей

интеграции - формирование единого экономического пространства.

Регулирование ВЭД государством означает не только поддержку и

стимулирование, но и контроль за соблюдением национальных интересов,

обеспечение экономической безопасности. В этих целях в числе других мер

следует отметить необходимость усиления контроля за соблюдением российскими

экспортерами правил международной торговли, например, связанных с

ценообразованием. Так, Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1993 г.

№ 1248 предусмотрены санкции к российским предприятиям, прибегающим к

методам недобросовестной конкуренции и, прежде всего, к демпингу. Участники

ВЭД должны получать квалифицированные консультации по мировым ценам на

продукцию, предлагаемую ими к экспорту. В прил. 15 дан перечень

организаций, предоставляющих услуги по информационному обеспечению расчетов

цен.

Распоряжением Европейской экономической комиссии от 27 мая 1997 г. с 1

июля были временно введены антидемпинговые пошлины на ввоз бесшовных труб

из железа и стали в страны-члены ЕС. Размер пошлины очень высок - 32,9% от

таможенной стоимости. Пострадают Первоуралъский, Северский и другие

уральские заводы, а также Таганрогский металлургический завод, который

поставлял в Италию в больших количествах некачественную продукцию по ценам

ниже мировых. Итальянские производители труб в ноябре 1966 г. обратились в

ЕЭК с требованием начать процедуру антидемпингового расследования, так как

из-за экспансии на итальянский рынок бесшовных труб Таганрогского

металлургического завода "Тагмет" в 1995-1996 гг. разорились четыре

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.