бесплатно рефераты
 

Проблемы нефтяной промышленности России

движения потока нефти 10-12 км/ч. Трубопроводный транспорт является важной

под отраслью нефтяной промышленности. На сегодняшний день сформировалась

развитая сеть магистральных нефтепроводов, которая обеспечивает поставку

более 95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300 км.

В целом вся сеть нефтепроводов представлена двумя неравными по значимости и

условиям управления группами объектов: внутри региональными, межобластными

и системой дальних транзитных нефтепроводов. Первые обеспечивают

индивидуальные связи промыслов и заводов, вторые - интегрируют потоки

нефти, обезличивая ее конкретного владельца. Связывая очень большое число

нефтедобывающих предприятий одновременно со многими нефтеперерабатывающими

заводами и экспортными терминалами, нефтепроводы этой группы образуют

технологически связную сеть - единый объект экономического и режимного

управления, которая получила название системы дальних транзитных

нефтепроводов и в которую входят такие трубопроводы, как Нижневартовск -

Курган - Самара; Усть-Балык - Курган - Уфа- Альметьевск; Сургут - Полоцк;

Холмогоры - Клин; Самара - Тихорецкая; система нефтепроводов "Дружба" и

другие трубопроводы, включая выходы к экспортным терминалам.

В свое время создание нефтяной базы между Волгой и Уралом намного

улучшило снабжение нефтью центральных и восточных районов страны. Занимая

выгодное транспортно-географическое положение, Волго-Уральский район вызвал

появление целой системы магистральных нефтепроводов, идущих по следующим

направлениям: на восток - Туймазы - Омск - Ангарск; Туймазы - Омск; Уфа

-Новосибирск (нефтепродукты); Уфа - Курган - Петропавловск

(нефтепродукты);на запад- нефтепровод "Дружба" от Альметьевска через Самару-

Брянск до Мозыря (Белоруссия), откуда в Польшу, Германию, Венгрию,

Чехию, а также с ответвлением: Унеча - Полоцк – Вентспилс; Самара - Пенза

- Брянск (нефтепродукты); Альметьевск Нижний Новгород - Рязань - Москва с

ответвлением Нижний Новгород Ярославль - Кириши (Северо - Запад);на юг -

Пермь - Альметьевск; Альметьевск - Саратов; Ишимбай - Орск.

Формирование в Западной Сибири главной нефтяной базы страны изменило

ориентацию основных потоков нефти. Волго-Уральский район теперь "повернут"

целиком на запад. Важнейшие функции дальнейшего развития сети

магистральных нефтепроводов перешли к Западной Сибири. Отсюда нефтепроводы

идут по следующим направлениям: На запад - Усть-Балык - Курган -

Альметьевск; Нижневартовск -Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон -

Одесса; Сургут - Новополоцк; Самара - Лисичанск - Грозный - Баку;на юг -

Шаим - Тюмень; Усть-Балык - Омск - Павлодар - Чимкент-Чарджоу. На восток -

Александровское - Анжеро-Судженск. Для транспортировки нефти на запад,

так и восток используются трубопроводы Волго-Уральского района восточного

направления.

Из других магистральных направлений, возникших под влиянием добычи

нефти в разных районах, выделяются Волгоград - Новороссийск; Грозный -

Армавир -Туапсе; Грозный - Армавир - Донбасс (нефтепродукты); Ухта -

Ярославль; Оха - Комсомольск-на-Амуре.

В настоящее время нефтяная промышленность России находится в

состоянии глубокого кризиса, что обусловило резкое падение добычи нефти.

Только в 1992г. она уменьшилась по сравнению с предыдущим годом более чем

на 60 млн. т и в 1993г. еще на 40-45 млн. т. Выход из сложившегося

кризисного положения в нефтяной промышленности Правительство Российской

Федерации и Минтопэнерго связывают не только с дополнительными

государственными инвестициями, но и с последовательным развитием рыночных

отношений. Предприятия отрасли должны самостоятельно зарабатывать

необходимые для их отрасли средства, а Правительство - создавать им для

этого необходимые экономические условия.

Поставки нефти для государственных нужд сокращены до 20 % ее

добычи, остальные 80 % предприятия имеют право реализовать самостоятельно.

Ограничивается лишь вывоз ее из России, чтобы не оставить российский рынок

без нефтепродуктов в условиях существующего несоответствия внутренних и

мировых цен на нефть. Практически снят контроль за уровнем внутренних цен

на нефть. Государство регулирует лишь предельно допустимый уровень

рентабельности в цене. Важное значение для повышения эффективности

функционирования нефтяного комплекса России имеет работа по

акционированию и приватизации. В процессе акционирования принципиальные

изменения происходят в организационных формах. Государственные

предприятия по добыче и транспорту нефти, ее переработке и

нефтепродуктообеспечению преобразуются в акционерные общества открытого

типа. При этом 38% акций указанных обществ остается в государственной

собственности. Для коммерческого управления пакетами акций, находящихся

в государственной собственности.

Для управления акционерными обществами по транспорту нефти и

нефтепродуктов созданы акционерные компании "Транснефть" и

"Транснефтепродукт", которым передается 51% акций акционерных обществ. В

связи с особенностями функционирования предприятий по транспорту нефти и

нефтепродуктов их приватизация в настоящее время запрещена.

Образуются вертикально-интегрированные компании(ВИК)- это объединение

компаний геологоразведки, и нефтедобычи с компаниями нефтепереработки и

сбыта. Среди таких компаний выделяют:

« ЛУКойл» - 40 % акций у государства, около 100 дочерних компаний и

предприятий. В том числе 40 сервисных компаний, 24 совместных предприятия,

7 нефтедобывающих ( Когалымнефтегаз, Лангеппаснефтегаз, Урайнефтегаз,

Пермьнефть, Нижневолжскнефть, Калининградморнефтегаз, астраханьнефть) и 2

нефтеперерабатывающих ( Волгограднефтепереработка и Перпмьнефтеоргсинтез ),

3 финансовоинвестиционные компании ( 1о % российского рынка

нефтепродуктов).

«Сиданко» - 51% акций у группы "ОНЭКСИМ - МКФ" (компания "Интеррос-

ойл", входящая в "Интеррос", в сентябре 1996 г. стала победителем

инвестиционного конкурса по продаже 34% уставного капитала "Сиданко"^),

свыше 100 тыс. работающих. Третье место среди нефтяных ВИК после "Юкос" и

"ЛУКойл". Средняя глубина нефтепеработки - 59%, самая высокая в России. При

460 тыс. барр. / сутки добычи нефти дает 7% всей российской добычи. Владеет

широкой распределительной сетью: 766 АЗС, 159 нефтебаз, на которых

сосредоточено 21,4 млн. барр. В составе "Сиданко" нефтедобывающие

"Варьеганнефтегаз", "Кондпетролеум", "Удмуртнефть", "Черногорнефть",

"Саратовнефтегаз"; нефтеперерабатывающие АО "Ангарская нефтехимическая

компания", Саратовский НПЗ, Хабаровский НПЗ, 14 компаний по

нефтепродуктообеспечению; 3 производящих оборудование, одно в сфере НИОКР

АО "Крекинг".

«Сургутнефтегаз» образована в марте 1993 г. Нефтедобычу ведет

"Сургутнефтегаз", переработку - "Киришинефтеоргсинтез",

продуктообеспечением занимаются 9 предприятий, имеет морской терминал -

"Ручьи". Объем добычи - 670 тыс. барр./сутки.

«Юкос» - 78% акций компании получил "Менатеп" в результате залогового

аукциона в 1995 г. Добычу ведут "Юганскнефтегаз", "Самаранефтегаз",

переработка нефти осуществляется на Новокуйбышевском НПЗ и

"Куйбышевнефтеоргеинтезе". На 8 предприятиях сосредоточено

нефтепродуктообеспечение. В структуре "Юкос" имеются два предприятия по

производству автоматизированного оборудования и 2 НИИ в сфере НИОКР; одна

организация занята строительством, экспортом и ремонтом оборудования.

Финансовые услуги предоставляют "Токобанк", "ЗапСибкомбанк",

"Юганскнефтебанк", "Промрадтех-банк", Тюменская фондовая биржа. Товарная

биржа. "Юкос" занимает 3-е место среди ВИК по объему нефтепереработки - 334

тыс. барр./сутки.

НК "Роснефть" (70 тыс. человек персонала, акции 89 предприятий, не

вошедших ни в одну ВИК, в 1995 г. были переданы в доверительное управление

"Роснефти"). Нефтедобывающие компании - "Пурнефтегаз",

"Сахалинморнефтегаз", "Краснодарнефтегаз", "Ставропольнефтегаз",

"Термнефть", "Дагнефть", "Архангельскнефтедобыча", "Калм-нефть".

Нефтеперерабатывающие - Комсомольский НПЗ, "Краснодарнефтеоргсинтез",

Туапсинский НПЗ, Московский экспериментальный завод нефтепродуктов. 16

предприятий нефтепродуктообеспечения, 8 совместных предприятий, 5

вспомогательных сервисных компаний - "Удмуртгеология", ГИВЦ "Нефтегаз",

"Нефтегазснаб", "Роснефтеимпекс", "Роснефтекомплект", АСУ "Нефтепродукт".

«Сибнефть" дает 7% добычи нефти России (407 тыс. барр./сутки). В ее

состав нефтеперерабатывающая компания "Ноябрьскнефтегаз",

нефтеперерабатывающая АО "Омский НПЗ", нефтепродуктообеспечивающая -

"Омскнефтепродукт", сервисное предприятие "НоябрьскНГгеофизика".

"Славнефть" образована 27 июня 1994 г., входит в состав первой

транснациональной российско-белорусской нефтяной ВИК. Нефтедобычей

занимаются "Мегионнефтегаз" и "Мегионнефтегазгеология", нефтепереработкой -

Мозырский НПЗ, "Ярославнефтеоргсин-тез", Ярославский НПЗ им. Менделеева,

нефтепродуктообеспечением - "Ярославнефте-продукт", "Костромнефтепродукт",

Ивановонефтепродукт". Среди финансово-торговых структур - "Славбанк",

"Международный торговый дом Славойл".

" Тюменская нефтяная компания" образована 9 августа 1995 г. Объем добычи

-454 тыс. барр./сутки, переработки - 172 тыс. Ее нефтедобывающие компании

-"Нижневартовскнефтегаз", "Тюменьнефтегаз", "Обьнефтегазгеология",

Рязанский нефтеперерабатывающий завод, 5 нефтепродуктообеспечивающих

предприятий и по одному в строительстве и геологоразведке.[5]

Переход к рынку влечет за собой многие проблемы, в том числе и

сложности перестройки на рыночные отношения целых регионов,

специализирующихся на добыче нефти .Положения усугубляется в условиях

падения нефтедобычи и уменьшения рыночных цен на жидкое топливо. Примером

такого региона может быть Тюменская область. .Хозяйство Тюменской

области после более чем 25-летнего периода интенсивного развития нефтяной и

газовой промышленности характеризуют следующие черты:

исключительная ориентация на добычу нефти и газа и отсюда повышенная

чувствительность ко всем изменениям конъюнктуры рынка энергоносителей,

которая может стать пагубной в условиях рыночной экономики;

истощение основы экономического потенциала — падение добычи нефти уже

началось (причем темпами, ранее казавшимися невозможными);

3. "широтная" специализация районов Тюменской (как, кстати, и Томской)

области: южные районы специализированы на производстве

сельскохозяйственной продукции, примыкающие к ним районы — на глубокой

переработке углеводородного сырья, далее к северу — нефте- и

газодобывающие районы. Если на первых этапах освоения "широтные" связи

были весьма слабыми, то по мере увеличения добычи на севере они

значительно окрепли (особенно со строительством меридиональной железной

дороги);

На эти особенности наложил отпечаток действовавший хозяйственный

механизм, и в печальном итоге:

— отсутствие долгосрочной экономической перспективы у северных районов — к

настоящему времени неизвестно как дальше развивать их хозяйство (и стоит ли

вообще его развивать) и что делать с возникшими на севере городами (которые

строились во многом стихийно, исходя только из задачи увеличить добычу

нефти и газа); — острота нерешенных социальных и экологических проблем;

— стихийный характер формирования территориальных пропорций в хозяйстве

области — "широтная" специализация не полностью учитывает возможности и

преимущества каждой зоны.

Проблемы развития экономики региона как системы сбалансированных и

взаимосвязанных видов хозяйственной деятельности решались в

централизованной экономике лишь в той степени, в какой это соответствовало

приоритетам и интересам Центра. В первую очередь решались проблемы,

связанные с функционированием нефтегазового сектора — геологоразведкой,

строительством, добычей и транспортировкой углеводородного сырья. В

соответствии с требованиями развития этого сектора решались проблемы

строительства жилья и объектов региональной инфраструктуры (дорог, портов,

причалов, систем связи). Отличительной особенностью являлся также ярко

выраженный ведомственный подход к решению региональных проблем — каждое

министерство бывшего СССР было заинтересовано в решении только тех проблем,

которые соответствовали его интересам. Попытки координации — увы,

безрезультатные — предпринимались и на региональном уровне, и на уровне

бывшего Госплана СССР. Ярким примером является строительство Тобольского

нефтехимического комбината — единственного крупного предприятия по

переработке легких углеводородов, ориентированного на получение химической

продукции (каучуков). Начатое в 1974 г. строительство комбината не

закончено и до настоящего времени на предприятии получают только маномеры,

которые транспортируют для дальнейшей переработки в другие районы. Как

показывают наши' исследования, данный комбинат мог бы стать полюсом

интенсивного экономического роста в южной части Тюменской области. Однако

сам регион не располагал средствами для его сооружения, а центральные

ведомства не были заинтересованы в своевременном завершении строительства.

Фактически Тюменской области отводилась (и пока еще отводится) роль

насоса, обеспечивающего переток чистого дохода в централизованную копилку

(сначала союзную, а затем российскую) и одновременно резко ограничивающего

поток в обратном направлении, на нужды развития региона. Заниженные цены на

нефть приводили, например, к следующему: валовой доход объединения

"Нижневартовскнефтегаз" (разрабатывающего все еще эффективное Самотлорское

месторождение) составил в 1989 г. 1 млрд. 850 млн. руб. Из этой суммы почти

миллиард был изъят в госбюджет, а оставшейся суммы не хватило, чтобы

обеспечить финансирование производственных и социальных программ. Поэтому

объединение вынуждено было "просить" у государства недостающие 300 млн.

руб.

Думается, можно сделать однозначный вывод — административно-командное

планирование и управление, основанное на отраслевом принципе и остаточном

финансировании региональных программ, не в состоянии создать условия для

устойчивого экономического развития территории в долгосрочной

перспективе.[6] Перспективы развития нефтяной промышленности России на

предстоящий период в определяющей мере зависят от состояния ее сырьевой

базы. Россия обладает крупными ресурсами нефти. Ожидается открытие новых

крупных месторождений на шельфах северных и восточных морей, в

Восточной Сибири. Не исключена вероятность открытия крупных месторождений

в Западной Сибири.

РОССИЯ НА МИРОВОМ РЫНКЕ НЕФТИ

Внедрение новых методов и технологий добычи нефти сдерживается

необходимостью высоких капитальных вложений. Сотрудничество с иностранными

фирмами в области нефтегазодобывающей отрасли приобретает все большие

масштабы. Это вызывается как необходимостью привлечения в создавшихся

экономических условиях иностранного капитала, так и стремлением

использования применяемых в мировой практике наиболее прогрессивных

технологий и техники разработки нефтегазовых месторождений, которые не

получили должного развития в отечественной промышленности.

Практически с самого начала проявления нефтяного фактора в

международных отношениях изменились и основы формирования внешней политики

заинтересованных государств. В качестве действующих лиц стали выступать два

компонента: правительства и крупнейшие нефтяные компании. При этом

последние выступали в качестве инициатора большинства внешнеполитических

шагов на международной арене. Исполнительная власть не выступает в

отношении нефтяного рынка как однородная сторона. Такая ситуация характерна

и для России. На практике между оказывающими воздействие на нефтяной рынок

министерствами существуют различия в подходе к большинству актуальных для

нефтяников проблем. Например, в начале 1995 г. Минтопэнерго пыталось

снизить пошлину на экспорт нефти с 23 ЭКЮ до 15. Поддержанное министерством

внешних экономических связей Минтопэнерго, однако, натолкнулось на резкое

сопротивление министерства финансов, защищавшее интересы бюджета. Вопрос

решался на уровне главы правительства, и министерство финансов сумело

настоять на своем. Практически все вопросы, затрагивающие нефтяной рынок,

решаются между различными министерствами и ведомствами путем длительных

согласований и ждущий решения должен набраться терпения. Другое дело, что

нефтяные компании, как правило, активно лоббируют свои интересы в

правительственных коридорах и пользуются при необходимости разногласиями

между различными министерствами,

Известны также случаи, когда исполнительные власти в России на разных

уровнях требовали от нефтяных компаний принять то или иное решение, причем

зачастую себе в убыток. Этот вид протекционизма абсолютно нехарактерен для

мировой практики. Обычно такого рода ситуации оказываются связаны с

государственными обязательствами правительства Российской Федерации по

поставке нефтепродуктов одной из постсоветских стран. После распада СССР

большинство республик оказалось не в состоянии закупать у России, самого

крупного экспортера нефти и газа, энергоресурсы по мировым ценам. По сути

дела, сложилась ситуация энергетической зависимости подавляющего

большинства постсоветских государств от России. Чтобы избежать

экономической катастрофы у своих соседей, Москва принимала по

межгосударственным соглашениям обязательства по поставке странам СНГ

энергоресурсов, в том числе и нефтепродуктов, по льготным ценам. Каждый раз

в таких случаях правительство возлагало на одну из нефтяных компаний,

находящихся под государственным контролем, обязанности поставки в

конкретную постсоветскую страну сырой нефти или нефтепродуктов. Например,

в 1992 г. правительство настоятельно потребовало от "Когалымнефте-газа",

входящего сейчас в компанию "ЛУКойл", поставить нефть в Казахстан. Компания

была категорически против, однако власти использовали силовое давление и

свой контроль над магистральными нефтепроводами. В результате

"Когалымнефтегаз" все-таки поставил нефть на Чимкентский НПЗ, но

казахстанская сторона оплатила не всю сделку. (В практике отношений между

постсоветскими государствами такие случаи происходят весьма часто.) В

результате российская компания оказалась в убытке в 14,5 млрд. руб. Более

того, государство потребовало от "Когалымнефтегаза" уплатить 42 млрд. руб.

таможенной пошлины за поставленную в Казахстан нефть. В аналогичной

ситуации побывали и некоторые другие компании. В частности, были арестованы

счета "Роснефти" за неуплату таможенной пошлины за поставки нефти на

Украину, к которым компанию принудило опять же государство и которые были

не оплачены украинской стороной.

"Нефтяная геополитика" строится на основе либо пятизвенной

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.