бесплатно рефераты
 

Общая характеристика экономики США

банковский сектор насчитывает около 14 тысяч банков, в Японии - всего около

100. Сейчас из 10 крупнейших коммерческих банков в мире шесть - японские,

20 лет назад эта десятка состояла целиком из американских банков.

Конкурентный потенциал американских и японских фирм формируется не просто в

разных социально-экономических условиях, но и во многом существенно

различных.

В Японии отношения между большим и мелким бизнесом зачастую имеют

партнерский характер. Японские фирмы получают большую помощь от

государства. Наглядно это проявилось, например, в формировании

конкурентного потенциала японских станкостроительных фирм. В основном это

мелкие фирмы, тесно связанные с крупными, последние владеют акциями этих

компаний, покупают их продукцию, обеспечивают новой технологией, обучают их

персонал. Так, министерство международной торговли и промышленности Японии

на протяжении многих лет поддерживает станкостроительную промышленность. В

результате покровительственной политики сформировалась фирма “Фанук”,

которая контролирует 80% японского рынка для электронного контроля

станочного оборудования и 40% мирового рынка. “Фанук” на 40% принадлежит

крупнейшему производителю компьютеров “Фуджитцу”.

Американские фирмы электронной промышленности сталкиваются с

возрастающей конкуренцией южнокорейских компаний, отличающихся высокой

степенью концентрации капитала и производства.

Очевидно, что для развития капиталоемких и наукоемких отраслей

финансовые ресурсы имеют решающее значение. Японские фирмы в начале 90-х

годов платили по кредитам 45, американские - 10 - 15% и больше. Чтобы

свести концы с концами, последние должны получать прибыль на уровне 40 -

50%.

Высокая стоимость капитала в США и его нехватка тормозят

создание малых и средних компаний в наукоемких отраслях, которые могли бы

стать американскими ТНК второго поколения.

Важнейшая особенность современной мировой экономики - относительная

дематериализация мирового производства и международного экономического

обмена.

Это проявляется, во-первых, в том, что производство товаров и

услуг становится все менее материало- и энергоемким. В транснациональной

мировой экономике традиционные факторы производства, такие, как земля,

сырье и труд, становятся второстепенными. Во-вторых, все большее значение

приобретают финансово-денежные и организационные факторы и научно-

технический потенциал. В-третьих, меняется взаимосвязь и соподчиненность

между различными видами мирохозяйственных связей: мировая торговля

товарами, услугами, движение капиталов и денежных ресурсов, передача

технологии, распространение методов менеджемента и маркетинга. В-четвертых,

возникает новая международная специализация, основывающаяся на понятии

“издержки производства”.

Тенденция к дематериализации экономики еще более выявляется на

историческом фоне. В 1929 году стоимость наиболее представительного товара

того времени - автомобиля - складывалась на 60% из сырья и энергии. В 90-е

годы стоимость наиболее представительного продукта - полупроводникового

микрочипа - менее чем на 2% состоит из стоимости сырья и энергии.

В продукции обрабатывающей промышленности уменьшается

содержание физического труда. За 15 лет ( с середины 70-х до конца 80-х

годов) затраты физического труда на производство одинакового объема

продукции в США уменьшились почти на 60%.

Новый универсальный вид “энергии”, каким является для

современной экономики информатика, вообще не содержит сырья, ни

традиционных видов энергии. Она полностью “знаниеемкая”.

В развитых странах контрастно выделяется различие между сырьевой и

промышленной экономикой, значение отраслей сырьевой экономики заметно

падает. К началу 90-х годов сырьевая экономика во всем мире оказалась в

состоянии глубокой депрессии, а промышленная процветала.

В экономике высокоразвитых стран возникают обширные новые сферы

деятельности, которые в отличие от материального производства, так

называемой реальной экономики, имеют дело с отражением этой реальной

экономики в различных символах. Причем “отраженная экономика” символов

(наиболее наглядными из символов являются деньги, различные виды денежных

инструментов) оказывается доминирующей по отношению к реальной экономике

товаров и услуг. “Экономика символов” наряду с кредитно-денежной включает

многие сферы деятельности и категории занятости , имеющие большое значение

на мировом рынке. В эти категории включаются люди, чья деятельность связана

с “идентификацией проблем”, “разрешением проблем” и “различными видами

посредничества”. Результаты их труда могут продаваться на мировом рынке, но

они поступают на рынок не как стандартизированный продукт массового

производства, а как результат манипуляций с символами: любого вида данные,

слова, устные и визуальные воспроизведения.

В результате перемен в типе производства меняется товарная структура

мировой торговли, причем особенно быстро растет удельный вес технологически

новых и новейших товаров и услуг, как производственного, так и

потребительского назначения. У США доля технически передовой продукции в

общем экспорте к началу 90-х по-прежнему была самой высокой - свыше 20%, но

удельный вес США в мировой торговле технически передовой продукцией

понизился: с 26.3 до 24.4%. Япония заметно укрепила свои позиции в мировом

экспорте наукоемкой продукции. Доля наукоемкой продукции в ее экспорте к

началу 90-х составляла 18.5%, а в общем экспорте стран ОЭСР она достигла

19%, увеличившись более чем в 1.5 раза.

4. ОПИК и прямые инвестиции американских компаний в СНГ.

США - крупнейший в мире экспортер частного капитала в виде прямых

инвестиций. В настоящее время размеры американских прямых инвестиций за

рубежом превышают 800 миллиардов долларов. Хотя основной объем этих

капиталовложений приходится на промышленно развитые и новые индустриальные

страны, с начала 90-х годов американские компании - основные субъекты

вывоза капитала - рассматривают многие постсоветские государства, и

особенно Россию, как перспективных партнеров для приложения капитала.

Применительно к России это объясняется тем, что она обладает емким

рынком, богатыми природными ресурсами, квалифицированной и относительно

дешевой рабочей силой, а также постепенно продвигается к демократии и

рыночной экономике. Однако на пути американских инвесторов встают

значительные препятствия: политическая и экономическая нестабильность,

неэффективная, запутанная правовая база банковской и валютной деятельности,

проблемы инфраструктуры и другие.

Вступив у себя дома в сложную среду предвыборной политической борьбы,

президенты России и США предпочли не обострять двусторонние отношения и

лишь фиксировали разногласия, не идя, однако, на взаимные уступки ради их

решения. Такая картина тем не менее не в состоянии скрыть факт кризиса так

называемых “партнерских” отношений между Россией и США.

Напористое продвижение американцами идеи расширения НАТО, нежелание

серьезно рассматривать российский подход к строительству новой системы

европейской безопасности, односторонние шаги по проведению силовой линии,

задержка важных решений по экономическому сотрудничеству - все это мало

соответствовало духу принятых ранее деклараций о партнерстве. При этом

республиканская оппозиция требует ожесточить политику США , “поставить

Россию на место”.

От кризиса партнерства один путь ведет к избавлению от этой формы, к

установлению более прагматичных отношений и конструктивному взаимодействию

в решении ряда международных проблем, которые только и могут быть решены

совместными действиями. Другой - к очередному отчуждению между Россией и

США, к началу новой “вялотекущей” на этот раз конфронтации, а вернее,

установлению “холодного мира”, в котором Россия будет в той или иной форме

вновь изолирована от международного сообщества.

5. Антикризисный “эксперимент” Рузвельта

Политике крупномасштабных реформ, проводившихся в США в 1933 - 1940

годах и вошедших в историю под названием “Нового курса” Т.Рузвельта,

предшествовал разразившийся в 1929 году экономический кризис, известный как

“великая депрессия”. В этой исключительной обстановке начался грандиозный

по масштабам “эксперимент” Рузвельта, нацеленный на преодоление кризиса и

оживление экономики.

Суть реформ “Нового курса”, проводившегося в 1933 - 1940 годах, -

усиление государственного регулирования экономических и социальных

процессов. Во многих своих чертах проводимые преобразования были близки той

экономической политике, которая в последствии получила название

кейсианской.

В период, предшествовавший осуществлению “Нового курса”, многие его

основные идеи практически стали частью американского интеллектуального

наследия. Складывалась и завоевывала себе пространство идеология, согласно

которой государственное вмешательство в процессы производства и обмена уже

не расценивалось как нарушение индивидуальной свободы и естественных

законов. Тем более, что господствовавшая до этого неоклассическая теория,

основывавшаяся на принципе свободных рыночных отношений, в период “великой

депрессии” показала свою несостоятельность.

Первые же дни президентства Рузвельта, вступившего в должность в

январе 1933 года, были ознаменованы экстренными мерами. Президент объявил

всеобщие “банковские каникулы” до 9 марта и предложил Конгрессу

Чрезвычайный закон о банках, принятый 9 марта 1933 года, включавший

следующие меры: предоставление банкам займов Федеральной резервной

системой; открытие после “банковских каникул” только тех банков, которые

будут признаны здоровыми; запрет на экспорт золота. В целом к концу марта

80% банков-членов ФРС возобновили свою деятельность, но 2 тысячи так и не

получили разрешения на нее. Банковский кризис был таким образом довольно

быстро преодолен.

Двумя наиболее важными законами первого срока президентства Рузвельта

(1933 - 1936 годы) можно считать закон о восстановлении национальной

промышленности (НИРА) и закон о регулировании сельского хозяйства (ААА),

принятые в начале 1933 года. Очень большое значение Рузвельт придавал

первому из названных законов, который вводился на два года и состоял из

трех разделов.

Первый раздел определял меры, которые могли хоть как-то оживить

экономику. Главными в этом направлении должны были стать “кодексы честной

конкуренции” - правила, регулирующие условия конкуренции, занятости и

найма, защищающие интересы потребителей. Разработка кодексов для каждой

отрасли возлагалась на так называемые торговые группы - объединения

предпринимателей отрасли. К концу 1933 года было утверждено около 290

“кодексов честной конкуренции”.

Второй и третий разделы закона определяли формы налогообложения и

выплаты в Фонд общественных работ. В первые же месяцы президентства

Рузвельта были осуществлены шаги, направленные на развитие общественных

работ. На эти цели выделялись невиданные по тем временам суммы - 3,3

миллиарда долларов.

По предложению президента в марте 1933 года был учрежден Гражданский

корпус сохранения ресурсов. Его задача - направление безработных городских

юношей в лесные районы. К началу лета 1933 года 250 тысячам молодых людей

18 - 25 лет предполагалось создать трудовые лагеря, где они получали бы

бесплатное питание, кров, форменную одежду и 1 доллар в день. К 1935 году

число лагерей было увеличено вдвое, и до начала войны в них побывало 3

миллиона человек. Зимой 1933 - 1934 годов была создана Администрация

гражданских работ, предоставившая работу более чем 4 миллионам безработных,

оказавшимся без средств к существованию. В целом, к январю 1934 года на

общественных работах было занято 5 миллионов, а на пособия жили 20

миллионов американцев.

Закон о регулировании сельского хозяйства был принят Конгрессом в

канун объявленной фермерами всеобщей забастовки. Он был призван остановить

дальнейшее развитие аграрного кризиса. Чтобы поддержать цены на

сельхозпродукцию, предлагалось сокращение посевных площадей и поголовья

скота.

Проведение в жизнь закона было болезненным: пришлось запахать 10 миллионов

акров уже засеянных хлопком площадей, уничтожить 25% всех посевов, забить 6

миллионов голов свиней. В результате введения этого закона фермерам были

предоставлены кредиты на 100 миллионов долларов. Продажа разорившихся ферм

с аукциона практически прекратилась.

Одна из основных задач НИРА и ААА - остановить кризисное падение цен. По

закону ААА президент мог девальвировать доллар и увеличивать наличную

денежную массу. Обеспечение же доллара в США затруднялось постоянным

активным торговым и платежным балансом. Массового же выпуска не покрытых

золотом бумажных денег Рузвельт опасался. Был избран совершенно новый и

оригинальный способ обесценения доллара - крупномасштабные закупки золота

по завышенным к курсу доллара ценам, приведшие к его искусственному

снижению. Эта мера сопровождалась изъятием золотого запаса из федеральных

резервных банков и передача его казначейству. Банки же взамен получали

золотые сертификаты, которые приравнивались к золоту как средство

обеспечения банковского резерва. В начале 1934 года Рузвельт подписал закон

о золотом резерве и установил новую цену на золото - 35 долларов за унцию,

сохранившуюся до 1971 года.

В результате произошло перераспределение доходов между промышленным и

ссудным капиталом в пользу первого. Положение должников облегчилось.

Процесс, который при стихийном развитии событий мог принять форму массовых

банкротств в кредитной сфере, благодаря инфляции приобрел большую плавность

и равномерность

После достаточно быстрого преодоления банковского кризиса в повестке дня

оставалась банковская реформа. Закон Гласса-Стигалла от 16 июня 1933 года

значительно расширил полномочия Федеральной резервной системы, которая при

отсутствии в США Центрального банка могла стать единственным орудием

усиления контроля правительства над банками. Завершилась банковская реформа

принятием в августе 1935 года билля, который существенно увеличил влияние

правительства на ФРС и кредитный рынок : президент получил право назначать

членов совета управляющих ФРС, а через них утверждать президентов 12

федеральных резервных банков.

6. Экономическая программа Клинтона

Оздоровление американской экономики и повышение ее

конкурентоспособности вышли на первый план в начале 90-х годов в связи с

циклическим спадом в экономике США и других стран Запада. Своей победой на

президентских выборах 1992 года Б.Клинтон во многом обязан тому, что в его

предвыборной кампании именно экономической политике был отдан приоритет и

сформулированы новые подходы к решению ее проблем.

Утверждение экономической программы стало первоочередной задачей

администрации Клинтона. Уже 17 февраля 1993 года президент объявил о ней.

Весной и летом 1993 года программа была одобрена в конгрессе хотя и с

минимальным перевесом голосов. Однако это одобрение еще не гарантирует

успех. Оценки возможных последствий осуществления плана Клинтона весьма

противоречивы.

Алан Блиндер, представлявший экономическую программу Клинтона на

конференции, состоявшуюся в 1993 году в Американском институте

предпринимательства, выделил в ней три части. Первая - стимулирующая

компонента - имеет целью облегчить преодоление спада. Вторая представляет

собой комплекс мер для увеличения государственных вложений в основной

капитал страны и должна дать толчок модернизации экономики. Третья

направлена на сокращение государственного дефицита и создание таким образом

более благоприятных условий для кредитования американской экономики.

Стимулирующая часть содержит обширный перечень мероприятий, которые

планируются на 1993 - 1994 года. Она, в частности, предусматривает помощь

детям и подросткам в трудоустройстве на летний период и профессиональном

обучении, помощь дошкольным детским учреждениям, финансирование вакцинации

1 миллиона детей, а также выплату пособий по безработице на более

длительный период, чем предусмотрено действующим законом, предоставление

налоговых льгот мелкому бизнесу и так далее. Общая величина бюджетных

ассигнований на стимулирование экономики должна составить около 6

миллиардов долларов в год. Администрация рассчитывает, что стимулирующие

меры повысят среднегодовой прирост ВВП на 0,3 процентного пункта, при том

что общий темп прироста ВВП прогнозируется в размере 3%. Предполагается,

что за счет стимулирующих мер удастся создать за два года 500 тысяч новых

рабочих мест. Пакет стимулирующих расходов рассматривается в качестве

предохранительной меры для укрепления экономики, прежде чем она в 1994 году

столкнется с ограниченным воздействием финансовой политики, направленной на

сокращение бюджетного дефицита.

В марте 1993 года сенатом не утверждены ассигнования в 16 миллиардов

долларов на стимулирование экономики и создание новых рабочих мест, но

одобрены расходы на выплату пособий по безработице в размере 4 миллиардов

долларов.

Положительная оценка программы Клинтона прозвучала в выступлении

Р.Рейшауэра - директора бюджетного бюро конгресса. Во-первых данная

программа прежде всего означает, что борьбу по сокращению дефицита в

государственном бюджете возглавил президент. Во-вторых, важно то, что все

без исключения элементы бюджета пересматриваются с целью сокращения

дефицита. В-третьих, программа нацелена на изменение структуры

государственных расходов, чтобы отдать приоритет мероприятиям,

способствующим экономическому росту в длительной перспективе и повышению

жизненного уровня американцев. В качестве четверього достоинства программы

Рейшауэр назвал ее нацеленность на существенное сокращение бюджетного

дефицита. С учетом ранее принятых решений о сокращении дефицита в 1994 и

1995 годах общее его сокращение должно составить в течение пяти лет 500

миллиардов долларов. Меры, предусмотренные программой Клинтона, не

позволяют , однако, покончить с бюджетным дефицитом. Чтобы, например,

получить к 2003 году сбалансированный бюджет, следует в 1996 году удвоить

усилия по сокращению бюджета по сравнению с тем, что намечается нынешней

программой.

Пятая особенность программы, отмечаямая Рейшауэром, связана с тем,

что одно из центральных мест в ней занимает проблема реформирования

здравоохранения. Согласно прогнозам Бюджетного бюро конгресса, ожидается

резкое увеличение дефицита бюджета после 1995 года, что станет следствием

взрывного роста расходов на программы медицинского обслуживания лиц

пенсионного возраста и медицинской помощи малоимущим. В целом эти программы

будут поглощать к 2003 году 7% ВВП, если они не будут реформированы.

Рейшауэр также отметил четыре положения о программе Клинтона, которые

вызывают опасения:

До сих пор администрация на предприняла никаких реальных шагов для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.