бесплатно рефераты
 

Модели рыночной экономики

складываются под воздействием спроса и предложения в условиях

конкуренции, а взаимодействие спроса и предложения определяется

характером и структурой между производителями и потребителями;

. ведущая роль финансовых показателей. Денежное обращение определяет

количество денег и объем производства. От его функционирования зависят

хозяйственная активность, экономический рост, благополучие общества.

Кредит во многом является условием и предпосылкой развития современной

экономики, неотъемлемым элементом экономического роста. Им пользуются как

государства и правительства, так и отдельные граждане. Прибыль -

важнейшая категория рыночной экономики, ее максимизация выступает в

качестве непосредственной цели и движущего мотива производства;

. всеобщность рынка, то есть имеет место уменьшение ограничений вхождения в

мировой рынок;

. открытость рынка, то есть свободное перемещение товаров и капиталов через

границу;

. государственное регулирование, то есть воздействие государства на

деятельность хозяйственных субъектов и рыночную конъюнктуру с целью

обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма,

решения экологических и социальных проблем;

. социальная защита населения. Предполагает два взаимосвязанных понятия: с

одной стороны - предоставление всем гражданам равных возможностей в том,

чтобы они своим трудом обеспечили себе достойную жизнь; с другой стороны

- государственную поддержку нетрудоспособных и социально уязвимых членов

общества.

Основной экономический аргумент в пользу рыночной системы состоит в

том, что она способствует эффективному распределению ресурсов. Согласно

этому тезису, конкурентная рыночная система направляет ресурсы в

производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего

нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов

комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и

внедрению новых, более эффективных технологий производства. ''Невидимая

рука'', таким образом, управляет личной выгодой. Она обеспечивает общество

производством наибольшего количества необходимых товаров из имеющихся

ресурсов. Это, следовательно, предполагает максимальную экономическую

эффективность. Именно эта презумпция эффективности распределения заставляет

большинство экономистов сомневаться в необходимости правительственного

вмешательства в функционирование свободных рынков, или правительственного

регулирования их операций, за исключением тех случаев, когда такое

вмешательство становится вынужденным.

Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы является

свобода. Одна из фундаментальных проблем организации общества заключается в

том, как координировать экономическую деятельность множества индивидов и

предприятий. Существует два способа такой координации: один - это

централизованное управление и использование мер принуждения; другой - это

добровольное сотрудничество через посредство рыночной системы. Лишь

рыночная система способна координировать экономическую деятельность без

принуждения. Рыночная система представляет свободу предпринимательства и

выбора; собственно, на этой основе она и преуспевает. Предпринимателей и

рабочих не перегоняют по правительственным директивам из одной отрасли в

другую, чтобы обеспечить выполнение производственных заданий, установленных

каким-либо всемогущим правительственным ведомством. Напротив, при рыночной

системе они свободно могут добиваться увеличения собственной выгоды, с

учетом, конечно, вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой

рыночной системы.

Рыночный механизм имеет как преимущества, так и недостатки. Позитивные

функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не

означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и

во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. У рыночного хозяйства

есть свои врожденные недостатки (несовершенства).

Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном

действии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики,

неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление

равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.

Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают

монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми

ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для

ограниченного круга субъектов рынка.

В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику

на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не

способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества,

не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование

социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка

здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих

других социально ориентированных сфер.

В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного

населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно

заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному

расслоению, то есть делению на богатых и бедных, усиливает социальную

напряженность. Рыночные отношения создают благоприятные условия для

проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет,

торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления.

Все эти негативные свойства рынка проявляются и в переходной экономике,

что подтверждает опыт России.

Вместе с тем эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены

осуществлением разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры

государственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств в

пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто

рыночными источниками, а также меры социальной политики.

Глава II Шведская модель

Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как

одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он

появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать

успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной

политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в

обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно

контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в

окружающем мире.

Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный

смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают

смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и

государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере

производства и обобществление потребления.

Другая характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений

между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий

важной частью шведской действительности была централизованная система

переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы

с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве

главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на

принципах солидарности между различными группами трудящихся.

Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в

шведской политике явно выделяются две доминирующие цели : полная занятость

и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики.

Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой

государственный сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера

перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как

результаты этой политики.

Наконец, в самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс

социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем

жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие

“шведская модель” не имеет однозначного толкования.

Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного

времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование

может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более

полувека - с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) -у власти находится

Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ) . В течение десятилетий с

СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции , что

усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от

других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной

цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее

сторонник.

Шведская модель организации экономической и политической жизни позволяет

выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении

длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических

конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных

гарантий для большинства населения. Назовём главные из них:

высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер

отношений между разными социальными слоями и группами населения и

политическими партиями, сложившийся на основе взаимного понимания коренных

интересов, признания их законного характера и готовности решать даже самые

острые вопросы на основе социально приемлемых компромиссов и научной

экспертизы (кооперационная культура);

в экономической сфере – высокая конкурентоспособность в промышленности,

базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на

интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии

государственных институтов с частным бизнесом, сотрудничестве или даже

сращивании крупных предприятий с малыми и средними в единые крупные научно-

производственные системы, функционирующие как будто самостоятельно,

интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства новых

знаний до их освоения инновационным предпринимательством и

крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий (инновационный

климат);

в социальной области – возрастание среди традиционных факторов

производства (труд – капитал – технологии – природные ресурсы) значения

человеческого фактора – высококвалифицированного и инновационного,

творческого по характеру труда, которое получило выражение в концепции

''человеческого капитала'' и социальной направленности и экономической

стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созидательные силы

социума шведского типа (социальная ориентация).

Основанный на этих принципах шведский тип организации жизни общества

обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие

жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на

получении своеобразной ''технологической ренты'', получаемой страной на

внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность

продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении

формирования уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно

классифицировать как шведский вариант ''общества всеобщего процветания'',

хотя и ''продвинутый''.

Опыт Швеции интересен в том отношении, что в ее социально-экономической

практике общие закономерности развития социально ориентированной рыночной

системы хозяйства, присущие любым другим странам на стадии

постиндустриального общества, проявились исключительно ярко и выпукло.

Шведская разновидность государства всеобщего благоденствия получила

развитие в результата перехода страны на кейнсианские принципы управления

экономикой. В шведском ''доме для народа'' высокий уровень жизни и

социальной защищенности, обеспечиваемых для большинства населения,

сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение,

финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и

государственный бюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный

характер.

В Швеции налог на доходы физических лиц варьирует от 31%, если он не

превышает 170 тыс. крон, до 51% за пределами этого порогового минимума.

Корпоративный налог был снижен с 50% в 1980-х гг. до 25% в настоящее время.

Налог на НДС был введен в Швеции в 1969г. и составляет в среднем 25%.

Шведскому государству удалось на протяжении длительного времени сочетать

полную занятость и социальную защиту с высокой экономической эффективностью

и быстрым ростом производительности труда.

Первая в XX в. реформа шведской социально-экономической системы была

проведена в 1930-е гг. выход из кризиса, как и во всех капиталистических

странах, был найден в усилении государственного регулирования и осуществлен

путем повышения распределительных функций государственного бюджета при

усилении социального обеспечения. Швеция первой на Западе перешла на путь

развития на основах принципов социального ориентированного рыночного

хозяйства.

Один из основателей шведского варианта концепции социального рыночного

хозяйства – Г.Мюрдаль справедливо связал прогресс в экономическом и

индустриальном развитии с прогрессом социальным, а трудности в достижении

роста объяснял отсталостью архаичностью общественных структур. Согласно его

концепции экономический кризис, если он принимает затяжной и глубокий

характер, должен служить двигателем изменения всей структуры общественных и

политических отношений, функций политических институтов, как это и

произошло в Швеции в 1930-х гг. и было продолжено в послевоенные годы (1960-

1970-е гг.) Это обеспечило мощный подъем шведской экономики, который

продолжается и поныне. Это потребовало в начале 1990-х гг. некоторой

перенастройки политико-экономического механизма

Экономическое регулирование в Швеции имеет достаточно всеобъемлющий и

широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и

использование капитала, рабочей силы, а также цены через монопольное

законодательство и специальные ведомства, такие, как Ведомство по делам цен

и картелей, Суд по делам антикартельного регулирования, специфический

юридический институт - специальное доверенное лицо – омбудсмен, которое

следит за соблюдением правил свободной конкуренции. Швеция имеет большой

опыт регулирования цен, контроля за конкуренцией и введения ограничений на

несправедливую торговую практику. В предвоенный приод времени применялся

контроль за ценами на аграрную продукцию, в вместе с тем это ограничивало и

рост стоимости жизни. В послевоенные годы государство регулировало цены

преимущественно через антимонопольное законодательство, а также через

установление технических нормативов, таможенного и импортного

регулирования, выделение субсидий, предназначенных для поддержания

приемлемых для потребителей цен и тарифов, контроль над экономической

деятельностью муниципалитетов. В связи с расширением конкуренции из-за

внешнеторговой либерализации и присоединения ЕС, а также снижением инфляции

в шведской экономике произошел отказ от контроля над ценами, так как он

стал попросту излишним. Кроме того, свободу проведения ценовой политики и

введения контроля над ценами теперь ограничивают правила ЕС: ведь Швеция

инкорпорировала в свое законодательство 1400 общеевропейских норм.

Дерегуляция экономической жизни, характерная для Швеции в 1990-х гг.,

восстановление экономического роста, повышение состязательности со стороны

внешних торгово-экономических партнеров, снижение инфляции – все это

снизило потребности в государственном регулировании цен в стране. В

настоящее время в Швеции контроль над ценами осуществляется в основном при

помощи антимонопольного законодательства.

Государство превратилось в Швеции в крупнейшего нанимателя рабочей

силы, обеспечивая рабочие места примерно для трети экономически активного

населения. Около 65% населения Швеции получают почти все свои доходы из

общественных фондов: либо как наемные работники правительственных или

муниципальных учреждений, либо как получатели социальных пособий или пенсий

из государственных пенсионных фондов, и только 35% трудятся в рыночном

секторе экономики.

Швеция является пионером также и в отношении организации действенной

системы социального партнерства, начало которому было положено еще в

1938г., когда Шведская федерация профсоюзов и Шведская федерация заключили

''Сальтшебаденское соглашение'' о мирном разрешении трудовых конфликтов и

заключении трудовых соглашений. Особенностью шведской системы социального

диалога явилось то, что на первых парах он функционировал без вмешательства

правительства вплоть до 1970-х гг., когда правительство Швеции стало

проводить активное вмешательство на рынке труда, усилив регулирование

доходов через увеличение налогов.

Страна продолжает сохраняться в основных своих чертах, несмотря на

смены правительств и изменения внешнеэкономической ориентации. В последние

50 лет у власти находились почти все время социал-демократические

правительства. Стабильность социальной направленности шведской

экономической системы показывает динамика изменения цен. Например, за

период 1980-1990-х гг. цены на акции выросли в 10 раз, на офисные помещения

– в 4, в то время как на потребительские товары - только в 2 раза.

Высокая экономическая эффективность промышленности Швеции и высокий

уровень благосостояния ее населения основываются на развитом инновационном

секторе ее экономики и специализации на производстве наукоемкой продукции.

В стране существует около 500 тыс. малых предприятий, на которых работает

почти треть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает

примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые предприятия делают наибольший

вклад в научно-технические разработки и внедрение, создают новые виды

товаров, услуг и технологий.

Когда шведская модель социально ориентированной экономики достигла

зрелости, стали проявляться некоторые негативные черты: появилась

безработица, замедлились темпы экономического роста, снизилась

эффективность, ослабились стимулы н интенсивному, высококачественному

труду. И опять-таки и политический истеблишмент, и широкие слои трудящихся

проявили солидарность в том, что взаимно согласились на корректировку

модели организации и функционирования шведского общества. Эта перенастройка

началась в 1990-е гг., как раз накануне присоединения к ЕС. Были несколько

сокращены расходы на социальны нужды, что привело к незначительному

снижению уровня жизни отдельных слоев населения (однако не более, чем на

10%), были уменьшены корпоративные налоги – сначала с 50 до 30%, а затем до

25%, - что имело целью стимулировать инвестиции и поддержать полную

занятость. В начале 1990-х гг. проводилась жесткая антиинфляционная

политика, продолжались реформы по линии ужесточения требований к

получателям социальных выплат, улучшения условий деятельности для малых и

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.