бесплатно рефераты
 

Мировая валютная система и ее эволюция

каналы поступления банкнот евро в нашу страну и правильно спрогнозировать

объёмы приобретения наличности, иначе они могут столкнуться с трудностями

при выполнении обязательств перед своими клиентами.

При работе с новой валютой важно быть готовыми к решению ряда

технических проблем. Одна из них связана с определением подлинности банкнот

евро, которые защищены инфракрасными метками. В связи с тем, что банкноты

евро печатаются в разных странах , уже наблюдается разброс в расположении

меток. Это в конечном итоге может привести к тому , что датчик на

автоматических детекторах валют не “ увидит” изображения в ожидаемом месте.

Поэтому , чтобы не сомневаться в подлинности евро , необходимо

предусмотреть возможность использования так называемого просмотрового

детектора. Другая проблема - толщина банкнот . Поскольку евро – самые

тонкие в мире , при подсчёте и сортировке денег на банковских приборах

бывшие в употреблении банкноты имеют больше шансов порваться ,

увеличивается вероятность , что две купюры будут насчитаны как одна к тому

же не все модели счётчиков могут реагировать на новые банкноты, поэтому

вполне возможно , что потребуется закупка специального оборудования для

обработки наличных евро . В условиях сжатых сроков перехода на новую валюту

всё это может вызвать определённые трудности , особенно у небольших банков

.

Следует напомнить , что срок , по прошествии которого национальные

денежные знаки стран ЕВС утрачивают статус законного средства платежа ,

сокращён. Первоначально планировалась дата 1 июля 2002 года , затем 28

февраля 2002 года , но отдельные страны пошли ещё дальше : Нидерланды – 28

января 2002 года, Ирландия – 9 февраля 2002года, Франция – 17 февраля 2002

года.По окончании периода параллельного обращения национальные валюты стран

ЕВС будут приниматься в обмен только банками – эмитентами соответствующих

стран согласно утверждённым планам .В Германии , Австрии, Испании и

Ирландии срок обмена для банкнот и монет не ограничен . В Финляндии и

Италии банкноты и монеты будут обмениваться в течении 10 лет . В Бельгии и

Люксембурге для банкнот срок обмена не регламентируется , но монеты будут

приниматься только до 31 декабря 2004 года . В Греции и Франции банкноты

планируют принимать в течение 10 лет, а монеты соответственно до конца

2003 и 2004 года. В Нидерландах банкноты можно будет обменять до 1 января

2032 года , монеты – до 1 января 2007 года .

Долгосрочные последствия . Преимущества от появления новой валюты

почувствуют в первую очередь те белорусские предприятия , которые активно

работают с партнёрами сразу в нескольких европейских странах (например,

крупные экспортёры и импортёры , банки, туристические фирмы и т. д.). Им

введение евро поможет сократить издержки при совершении промежуточных

операций в странах ЕВС , значительно ускорить процесс международных

расчётов , уменьшить валютные риски. Кроме того, существенно вырастет

потенциал европейского рынка финансовых услуг , неизбежно последует

унификация законодательств и систем бухгалтерского учёта , возрастёт

уровень конкуренции среди банков и предприятий , причём не только в зоне

евро, но и за её пределами.

Наиболее вероятными случаями использования евро во внешнеторговой практике

можно считать следующее :

. Контракты , по которым белоруской стороне предоставляется кредит от

европейского партнера ( именно он в соответствии с мировой практикой

определяет валюту контракта );

. Контракты на поставку готовой продукции из нашей страны в страны зоны

евро;

. Покупка и продажа товаров на товарных биржах и аукционах в зоне евро .

Невыгодная для наших предприятий ситуация может сложиться при

одновременном сочетании трёх факторов : увеличение доли евро во внешних

заимствованиях ( это вполне вероятно , поскольку среди наших ведущих

кредиторов – Германия и Европейский банк реконструкции и развития ,

которые будут предлагать кредитные ресурсы только в евро), преобладании

доллара в экспортных поступлениях и заметном снижении курса доллара по

отношению к евро. В таком случае потери на курсовой разнице неизбежны .

Евро постепенно превращается в общеевропейскую валюту , и большинство

стран – кандидатов на вступление в ЕС уже привязали свои национальные

валюты к нему. Поворачивается к евро и Россия , в том числе и для того

,чтобы подстраховаться от возможного падения курса доллара , поэтому , в

частности , на российском рынке банковских депозитов начался настоящий

бум евро . Все наши соседи , причём не только на Западе , но и на Востоке

активно выпускают номинированные в евро облигации . Переход на эту валюту

даёт импульс к развитию экономики в целом, снижает учётные ставки,

предоставляет иностранным инвесторам гарантии их сделок и стимулирует

создание рынков долгосрочного кредита .С помощью евро углубляется

интеграция банковского сектора в международную финансовую систему .

Если же посмотреть на проблему шире , то следует признать , что евро –

всего лишь инструмент , в том числе для укрепления общеевропейского

экономического сотрудничества. Сейчас эксперты работают над

конкретизацией инициативы ЕС, связанной с созданием единого европейского

экономического пространства , включающего Россию и другие европейские

страны СНГ . Поэтому для наших предприятий чрезвычайно важно найти своё

место в этом процессе . Следует определить степень влияния ЕС на наши

экономические интересы и его сопряжённость с двумя другими важнейшими

факторами развития – союзом с Россией и планируемым вступлением в ВТО .

Важная роль в этом процессе отводится ассоциациям промышленников,

банкиров , неправительственным организациям . Например, Белвнешэкономбанк

активно участвует в работе Европейского делового конгресса , который

приступает к реализации инвестиционных проектов в Беларуси.[16]

3. Мировая валютная система .

Мировая валютная система (МВС) является исторически сложившейся формой

организации международных денежных отношений, закрепленной

межгосударственными договоренностями. МВС представляет собой совокупность

способов, инструментов и межгосударственных органов , с помощью которых

осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства. Ее

возникновение и последующая эволюция отражают объективное развитие

процессов интернационализации капитала, требующих адекватных условий в

международной денежной сфере.

Исторически вначале возникли национальные валютные системы,

закрепленные национальным законодательством с учетом норм международного

права. Национальная валютная система является составной частью денежной

системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за

национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и

состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны.

Национальная валютная система неразрывно связана с мировой валютной

системой. Мировая валютная система сложилась к середине XIX века. Характер

функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени

соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства, расстановке сил и

интересам ведущих стран. При изменении данных условий возникает

периодический кризис мировой валютной системы, который завершается ее

крушением и созданием новой валютной системы ( это ясно видно на примере

того, как система «золотого стандарта» сменялась Бреттон-Вудской валютной

системой и т.д.).

Хотя мировая валютная система преследует глобальные мирохозяйственные

цели и имеет особый механизм функционирования, она тесно связана с

национальными валютными системами.

Эта связь осуществляется через национальные банки, обслуживающие

внешнеэкономическую деятельность, и проявляется в межгосударственном

валютном регулировании и координации валютной политики ведущих стран.

Взаимная связь национальных и мировой валютной систем не означает их

тождества, поскольку различны их задачи, условия функционирования и

регулирования, влияние на экономику отдельных стран и мировое хозяйство.

Теория выбора режима валютного курса предполагает, что

использование определённого механизма курсообразования налагает на

правительство соответствующие ограничения при построении

макроэкономической политики . При этом в каждом конкретном случае

выбор режима валютного курса является компромиссом между доверием к

проводимой политике и степенью свободы в применении набора

макроэкономических инструментов для достижения поставленных целей .

Проблема однако заключается в том, что данные ограничения на

действия правительства налагаются лишь теоретически . На практике же

совокупность и характер стоящих перед странами макроэкономических

проблем часто приводят к невозможности выполнения всех задаваемых

условий , а следовательно, повышают уязвимость экономики по

отношению к некоторым вариантам развития событий .

Дополнительным препятствием проведению последовательной

макроэкономической политики является существование феномена

политического цикла и предпочтение правительством краткосрочных выгод

в ущерб долгосрочным.

Для переходной экономики ,характеризующейся существованием таких

проблем, как неустойчивый экономический рост , сложное финансовое

состояние реального сектора и банковской сферы , высокая инфляция,

безработица и внешний долг , проблема компромисса между доверием и

гибкостью является ещё более сложной .

Столкнувшись в конце ХХ годов с чередой валютно - финансовых

кризисов , экономисты стали склонятся к выводу , что использование

промежуточных режимов валютного курса является ошибкой , так как

задаваемые в их рамках целевые зоны колебаний курсов становятся

своего рода мишенью для атак международных и отечественных

спекулянтов . А поскольку среди многих ведущих экономистов и

международных финансовых организаций доминирует точка зрения о

полезности открытости страны потокам капитала , то проблема

предотвращения или, по крайней мере , снижения вероятности валютно-

финансовых кризисов была перенесена в плоскость выбора адекватного

крайнего режима валютного курса – валютного совета или плавания.[17]

Политика валютного комитета на протяжении последнего десятилетия

признавалась многими отечественными и зарубежными экономистами панацеей в

решении проблемы выбора оптимального режима обменного курса . Однако

коллапс этой политики в декабре 2001 г. в Аргентине , приведший к

человеческим жертвам , заставил многие страны пересмотреть возможность

введения механизма валютного совета в ближайшем будущем . Вопрос насколько

целесообразен и реален процесс реализации политики валютного комитета в

Республике Беларусь является особо актуальным на этапе интеграционного

сближения монетарных систем Беларуси и России в рамках Союзного государства

.

Примеры мирового опыта свидетельствуют , о том , что выбор валютного

режима для стран , интегрирующихся в экономические образования , может

пасть на механизм валютного совета , что фактически и произошло в Эстонии

, Литве и Болгарии(номинанты для вступления в ЕС). Данную практику нельзя

назвать абсолютно новаторской для применения в Республике Беларусь , так

как ещё в Концепции валютной и кредитно-денежной политики на 1999-2000 гг.

одним из пяти возможных вариантов предусматривался механизм валютного

совета . И , хотя он и не был реализован в республике , идея его внедрения

остаётся привлекательной для многих отечественных экономистов .

Экономическая сущность механизма валютного совета характеризуется

следующими основными особенностями :

- жёсткая фиксация национальной валюты к иностранной ;

-автоматическая конвертируемость , то есть постоянно обеспеченная

возможность в любой момент обменять местную валюту на резервную по

фиксированному курсу;

-наличие достаточного объёма иностранной валюты , который, по меньшей мере

, не уступал бы стоимосной оценке денежно-кредитных обязательств для

выполнения предыдущего условия (обычно 105-110% покрытия национальной

денежной массы на случай внезапных потрясений , связанных с падением цен

активов , составляющих резервы );

- запрет на операции центрального банка на открытом рынке , а при жёсткой

фиксации курса ограничиваются и его возможности оперировать косвенными

инструментами (маневрировать процентными ставками ) и в целом выполнять

свои регулирующие функции ;

- достижения разумного оздоровления финансовой системы , готовность

допустить банкротство слабых банков ;

-принятие долгосрочного обязательства проводить указанную политику ,

которое должно быть оформлено в виде закона или упомянуто в банковском

кодексе , для того , чтобы защитить рассматриваемый режим от угрозы

политического вмешательства .

Для решения всех поставленных задач возникает первостепенная

необходимость определения резервной валюты для РБ , выбор которой зависит

от трёх факторов . Преимущественно предпочтение отдаётся валютам стран

большой семёрки , как наиболее стабильным, с развитыми финансовыми рынками

и широким разнообразием финансовых инструментов . Кроме этого , необходимо

учитывать направление торговых потоков , валюту экспортно-импортных

операций , а также валюту внешнего долга . Последним аспектом является

степень долларизации экономики как аргумент в пользу выбора доллара США. По

совокупности факторов перед РБ лежит выбор между тремя валютами : доллар

США – по причине высокой долларизации экономики и в расчётах по внешним

операциям , немецкая марка – Германия главный торговый партнёр из стран

дальнего зарубежья (0,07% от объёма внешних сделок в 1999 г.), российский

рубль – РФ основной торговый партнёр среди всех стран (62% в 2000г.)и

партнёр по валютно – экономической интеграции . Приоритет концентрации

торговли играл решающую роль при выборе резервной валюты во многих странах

с валютным управлением . Так , внешнеэкономические отношения Эстонии с

Германией составляли около 70% к другим странам в 1999г. Литва использует

американский доллар однако идут переговоры на высшем уровне о

переориентации на евро по причине роста объёма торговых связей со странами

ЕС ( только с Германией удельный вес составил половину от всей суммы

торгового баланса ). Таки образом , использование российского рубля в

качестве резервной валюты, опираясь на этот индикатор видится оптимальным.С

другой стороны , валютную политику России нельзя назвать идеальной , да и

по поводу конвертируемости российского рубля возникают сомнения . К тому же

номинальная привязка к курсу российского рубля реально может означать

фиксацию к доллару США , который обеспечивает устойчивость валюты РФ на

внутреннем национальном рынке .

Использование же американского доллара представляется затруднительным

по причине недостаточного количества валютных резервов Нацбанка для

покрытия рублёвой денежной массы . Выходом из сложившейся ситуации может

стать параллельная фиксация как к доллару , так и к российскому рублю ,

что фактически и проводится монетарными властями Республики Беларусь.

Альтернативой является номинальная декларация росрубля в качестве резервной

валюты , в то время как реальный механизм фиксации будет проводится с

учётом кросскурсов двух валют к доллару США и взаимной рыночной котировке

на валютных рынках .

Главным преимуществом реализации механизма валютного совета для РБ ,

что подтверждается примерами мирового опыта , станет достижение

стабильности цен в средне- и долгосрочном периоде. Ещё одним преимуществом

реализации механизма валютного совета а РБ станет отмена практики ”банкир

– клиент ” между Нацбанком и правительством , тем самым прекратится

кредитная эмиссия в некоторые отрасли экономики .[18]

Денежно-кредитная и валютная политика РБ (2000-2002гг.).

Осуществленные мероприятия в области денежно-кредитной и валютной политики

стали основой для активизации сотрудничества с международными финансовыми

организациями, центральными банками других государств. Так, на состоявшемся

в конце сентября 2000 г. Ежегодном собрании управляющих МВФ и Всемирного

банка в Праге руководство Фонда в целом положительно оценило достигнутые

результаты денежно-кредитной политики, проводимой в республике. В IV

квартале был подготовлен Меморандум о денежно-кредитной политике до конца

2000 г. и на I квартал 2001 г., реализация которого позволила начать

работу, направленную на создание условий для достижения соглашения с МВФ. И

здесь важно отметить, что это необходимо не только и даже не столько с

точки зрения получения финансовых ресурсов для решения стабилизационных

задач, сколько для того, чтобы обеспечить повышение инвестиционной

привлекательности республики. В этом же направлении должны действовать и

другие органы государственного управления.

Таким образом, к важнейшим положительным результатам денежно-кредитной

политики 2000 г. можно отнести следующие:

• переход к единому обменному курсу белорусского рубля и обеспечение

стабильности его рыночных котировок;

• ужесточение денежно-кредитной политики, выразившееся в том, что

кредитование народного хозяйства осуществлялось в основном на

безэмиссионной основе, рублевые и процентные ставки достигли положительного

уровня в реальном выражении;

• поддержание параметров кредитной эмиссии, которая направлялась на

финансирование дефицита государственного бюджета, в пределах

запланированных значений.

Вместе с тем не удалось обеспечить решение ряда задач. В частности,

недостаточными темпами шло наращивание финансового потенциала банковской

системы. Темпы роста денежных агрегатов значительно превышали первоначально

планировавшиеся. Не обеспечено доведение размеров чистых иностранных

активов до размеров рублевой денежной базы. В определенной мере данные

обстоятельства связаны с невыполнением мероприятий общеэкономического

характера, реализация которых должна была вестись параллельно с

осуществлением намеченной денежно-кредитной политики.

В соответствии с Основными направлениями

денежно-кредитной политики на 2001 год

её наиболее важной оперативной целью является обеспечение высокой

стабильности и предсказуемости обменного курса национальной валюты . Во-

первых , это является логичным продолжением монетарной политики 2000 года ,

так как после достижения единого курса белорусского рубля не менее важной

задачей становится достижение его стабилизации и конвертируемости . Во-

вторых , как показывает анализ зарубежного опыта , в первую очередь , опыта

малых стран как с рыночной , так и с переходной экономикой , такая

постановка задачи является наиболее рациональной . Если денежно-кредитная

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.