| |||||
МЕНЮ
| Лекции по макроэкономикемакроэкономических целей. К сожалению, в России в 90-е годы это далеко не всегда было так, и этому существует ряд примеров. В самом начале реформ 1992 года, когда правительство проводило жесткую бюджетную политику, ЦБ вел мягкую денежно-кредитную политику, что не способствовало стабилизации ситуации в стране. На основе денежно-кредитной политики возможно воздействие на денежную массу и ставку процента, а они, в свою очередь, влияют на потребительский и инвестиционный спрос. Денежно-кредитная политика, по сравнению с бюджетной, является более гибкой и оперативной, ее проводит ЦБ, который, по закону о Центральных банках, практически в любой стране не зависит от правительства и от политического лоббизма, главной проблемы бюджетной политики. Каковы минусы денежно-кредитной политики? Ее ограничения связаны с тем, что денежно-кредитная политика оказывает лишь косвенной воздействие на экономику через коммерческие банки, регулируя размер избыточных ресурсов и денежный мультипликатор. Таким образом, денежно-кредитная политика определяет размер денежной массы, но не может заставить коммерческие банки повысить или понизить выдаваемые кредиты в обязательном порядке. Если бюджетная политика напрямую воздействует на экономических субъектов через субсидии, льготы и государственные закупки, то денежно-кредитная политика действует мягко, опосредованно, через коммерческие банки, повышая или понижая способность выдавать кредиты, что не обязательно влияет на реально сложившуюся ситуацию. В настоящее время в России используется 5 инструментов денежно- кредитной политики, причем 3 из них являются стандартными для всех стран, а 2 – характерными для российской ситуации. 1. Политика обязательного резервирования. 2. Уровень процентной ставки ЦБ. 3. Операции на открытом рынке. Достаточно мягкий инструмент, широко используется в странах с развитой экономикой. В России не развит. 4. Валютная политика 5. Условия рефинансирования коммерческих банков. Последние два пункта, хотя и используются в других странах, но не так широко, как в России. Валютная политика является самостоятельной отраслью, и мы будем рассматривать лишь ту ее часть, которая является инструментом денежно- кредитной политики. Проследим, каким образом меняется денежная масса, если ЦБ меняет политику в области обязательного резервирования. Рассмотрим пример со стабильными вкладами и резервами в условиях повышения ставки обязательного резервирования. |№ |Вклад |Фактич. резервы |R |ОР |ИР |?M2 | |1 |20 |5 |10% |2 |3 |30 | |2 |20 |5 |20% |4 |1 |5 | |3 |20 |5 |25% |5 |0 |0 | |4 |20 |5 |30% |6 |-1 |-33 | Если ЦБ изменяет ставку по обязательным резервам, то это скажется на избыточных резервах и повлияет на способность банков создавать дополнительные деньги. Таким образом, этот механизм воздействует на денежную массу очень сильно, и в развитых странах установленный норматив стараются не менять, чтобы избежать сильных потрясений на межбанковском рынке. Этот инструмент применяется в критических ситуациях. Более часто используется второй инструмент – изменение процентной ставки. В развитых странах учетная политика, проводимая ЦБ с помощью установки и пересмотра процентных ставок, делится на 2 вида: 1. Ставка по редисконтированию (переучету ценных бумаг). 2. Ставка по рефинансированию. В России нет первой ставки, так как до настоящего времени ЦБ не практиковал переучета ценных бумаг. Учетная ставка (ставка рефинансирования) – это процентная ставка, по которой ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам, берущим у него ссуду. Плата за подобный кредит и определяется ставкой рефинансирования. Беря ссуду в ЦБ, коммерческие банки увеличивают свой резервный счет, и ставка рефинансирования выступает в качестве издержек получения избыточных резервов. Если ЦБ снижает учетную ставку, он поощряет коммерческие банки к получению у него кредитов, увеличивает избыточные резервы и достигает повышения денежной массы за счет коммерческих кредитов. Увеличение ставки рефинансирования приведет к снижению избыточных резервов, падению кредитования и снижению количества денег в экономике. Наиболее широко в развитых странах используется третий инструмент денежно-кредитной политики – операции на открытом рынке, покупка и продажа Центробанком ценных бумаг коммерческим банкам и населению. Если ЦБ приобретает ценные бумаги у коммерческого банка, его резервы увеличиваются: |Актив |Пассив | |Резерв |20 р. |Вклад |100 р. | |Ценные бумаги |50 р. | | | |Кредит |30 р. | | | После того, как ЦБ приобрел все ценные бумаги, |Актив |Пассив | |Резерв |70 р. |Вклад |100 р. | |Ценные бумаги |0 р. | | | |Кредит |30 р. | | | появились избыточные резервы. При покупке ЦБ ценных бумаг у населения, операция все равно идет через коммерческий банк: |Актив |Пассив | |Резерв |20 р. |Вклад |100 р. | |Кредит |80 р. | |+ 50 р. | |Ценные бумаги |+ 50 р. | | | Лекция 9. Денежно-кредитная политика в России. Норма обязательных резервов Впервые норма обязательных резервов стала использоваться в качестве инструмента денежно-кредитной политики с появлением в апреле 1989 года коммерческих банков и началом формирования двухуровневой банковской системы. В Государственном Банке СССР был образован фонд регулирования кредитных ресурсов, зачислению в который подлежали резервы всех вновь созданных коммерческих банков. После того, как союзные республики были преобразованы в суверенные государства, 30 апреля 1991 г. в России был создан Резервный Фонд кредитной системы (теперь Фонд Обязательных Резервов) на основе депонирования части привлеченных коммерческими банками ресурсов. Первоначально норма обязательного резервирования R была установлена для всех вкладов в размере 2% от суммы привлеченных средств. С 1 февраля 1992 г. начинается активная политика по изменению нормы обязательного резервирования, причем вводится дифференциация этих норм в зависимости от сроков привлечения средств. Поскольку главной проблемой 1992-1994 гг. были высокие темпы инфляции, то ЦБ повышал R для связывания денежной массы и снижения инфляции. До февраля 1992 года эти нормы менялись трижды и причем все время в сторону повышения. Но в период 1992-1994 гг. коммерческие банки могли практически без всяких санкций нарушать требования ЦБ. Тому существует масса примеров, и очень часто за нарушением не следовали никакие ответные меры. В феврале 1992 г. были установлены следующие значения R: |Тип счета |Норма обязательных резервов | |Счета до востребования |10% | |Обязательства свыше 1 года |5% | В январе-феврале ЦБ приходит к выводу, что необходимо увеличить норму обязательных резервов. В феврале-марте происходит увеличение всех ставок на 5 процентных пунктов: |Тип счета |Норма обязательных резервов | |Счета до востребования |15% | |Обязательства свыше 1 года |10% | С 1 апреля 1992 года норма была опять повышена на ту же величину и составляла |Тип счета |Норма обязательных резервов | |Счета до востребования |20% | |Обязательства свыше 1 года |15% | После этого увеличения норма оставалась постоянной вплоть до 31 января 1995 г. Но, как уже говорилось выше, требования по обязательному резервированию часто нарушались. В октябре 1994, после «черного вторника» и скачка инфляции, сменяется руководство ЦБ и на место Геращенко приходит Парамонова, которая резко изменила подход к использованию данного инструмента денежно-кредитной политики в России. Норма обязательных резервов стала активно используемым инструментом, и 1 февраля 1995 г. были объявлены новые правила регулирования деятельности коммерческих банков: 1. Коммерческие банки должны были в обязательном порядке придерживаться установленных норм, в случае же нарушения применялись серьезные санкции вплоть до лишения лицензии 2. Нормативы по счетам до востребования повышены, а по долгосрочным обязательствам – снижены. Появляется новая дифференциация нормативов по принципу ликвидности. 3. Введена норма обязательного резервирования по валютным счетам. Это нововведение вызвало наибольшее негодование коммерческих банков. В результате этих изменений были введены следующие нормы: |Тип счета |Норма обязательных резервов | |Счета до востребования и со сроком погашения|22% | |до 30 дней | | |Срочные обязательства со сроком погашения от|15% | |31 до 90 дней | | |Срочные обязательства со сроками погашения |10% | |от 91 дня и более | | |Счета в иностранной валюте |2% | После объявления этих изменений, коммерческие банки попытались нейтрализовать действия ЦБ, объединившись в Ассоциацию Коммерческих Банков во главе с Инкомбанком. Было составлено открытое письмо Президенту, с выражением недовольства политикой ЦБ и предупреждением, что, если такая жесткая денежно-кредитная политика действительно будет реализована, то банковской системе России грозит полный крах. Действительно, перечисление 1/5 части рублевых вкладов на резервные счета означает потерю ощутимой части прибыли. Противостояние ЦБ и коммерческих банков продолжалось до 1 мая 1995 г., когда было найдено компромиссное решение. ЦБ пошел на незначительные уступки: |Тип счета |Норма обязательных резервов | |Счета до востребования и со сроком погашения|20% | |до 30 дней | | |Срочные обязательства со сроком погашения от|14% | |31 до 90 дней | | |Срочные обязательства со сроками погашения |10% | |от 91 дня и более | | |Счета в иностранной валюте |1,5% | Рассмотрим ситуацию с валютными счетами. Обязательные 1,5% нужно было отчислять на резервный счет в ЦБ не в валюте, а в рублях. Для выполнения обязательств по валютным счетам коммерческие банки в июне начинают массовую продажу долларов. Одним из процессов на валютном рынке стало резкое увеличение предложения. Какова же была ситуация со стороны спроса? Главным покупателем валюты в 1995 г. был ЦБ. После «черного вторника», когда ЦБ проводил серьезные валютные интервенции для стабилизации курса рубля, в конце 1994 г. валютные резервы ЦБ иссякли, что крайне негативно отразилось на кредитоспособности и развитии внешнеэкономических отношений. И с января 1995 г. ЦБ начинает проводить политику по наращиванию золотовалютных резервов. Зимой и в начале весны ЦБ предъявлял огромный спрос на валюту, чем провоцировал рост курса доллара. К маю принимается решение о достаточности размеров золотовалютных резервов, и покупка валюты для их пополнения прекращается. Итак, спрос падает, а предложение растет, и к лету 1995 года на валютном рынке складывается достаточно интересная ситуация. Рассмотрим курс доллара в 1995 г.: |Курс доллара, р. | |Счета до востребования и со сроком погашения|18% | |до 30 дней | | |Срочные обязательства со сроком погашения от|14% | |31 до 90 дней | | |Срочные обязательства со сроками погашения |10% | |от 91 дня и более | | |Счета в иностранной валюте |1,25% | Снижение нормативов по счетам в иностранной валюте стало возможным из- за стабилизации курса рубля. Однако, 11 июня 1996 г. вновь возвращаются прежние нормативы – 20% и 1,5%, т.к. началась предвыборная гонка и стало необходимым выполнение части обещаний – выплаты задолженностей по заработной плате и т.п. Министерство Финансов принимает странное решение о передаче Центробанком в бюджет 5 трлн. рублей для выполнения государственных обязательств. Выдача этих средств осуществлялась в чистом виде за счет денежной эмиссии, и для того, чтобы денежная масса не увеличилась, необходимо было ее связать при помощи возврата к прежним нормативам. Особенно резко были поднята норма резервирования по валютным счетам – до 2,5%. Считается, что в течение следующего месяца с помощью обязательных резервов была связана половина денег, перечисленных в Минфин. Это положительно отразилось на снижении темпов инфляции, и, поскольку процесс дезинфляции продолжался, стало возможным вновь смягчить денежно- кредитную политику 1 августа 1996 г. ЦБ вновь начинает новую политику. При достаточно низких темпах инфляции в 12% в год доходность ГКО неоправданно высока и достигает 200%. Это приводит к «эффекту вытеснения» – ситуации, когда инвестиции в реальный сектор вытесняются инвестициями в государственные ценные бумаги. Инвестирование в реальный сектор дает очень низкую доходность по сравнению с доходами по ГКО, и коммерческим банкам невыгодно тратить свои избыточные резервы на кредитование предприятий. Таким образом, деньги в экономике сосредоточены не в реальном, а в финансовом секторе, и при наличии всех предпосылок для экономического роста никакого оживления не наблюдается. ЦБ начинает проводить политику по оживлению инвестиционного сектора путем выравнивания норм обязательного резервирования для валютных и рублевых счетов. 1 ноября 1996 г. снижается норма по рублевым вкладам и повышается для валютных счетов: |Тип счета |Норма обязательных резервов | |Счета до востребования и со сроком погашения|16% | |до 30 дней | | |Срочные обязательства со сроком погашения от|13% | |31 до 90 дней | | |Срочные обязательства со сроками погашения |10% | |от 91 дня и более | | |Счета в иностранной валюте |5% | Рост нормативов по валютным счетам приводит к росту предложения валюты и падению курса доллара, с другой стороны, это ориентирует коммерческие банки на работу с рублевыми, а не валютными, вкладами населения. Процент по первым поднимается, а по вторым снижается, поощряя население к хранению денег в рублях, а не в валюте. Появляется возможность кредитования российской, а не американской, экономики. Эта тенденция к уравниванию рублевых и валютных вкладов продолжается и далее: 1 апреля 1997 г. происходят следующие изменения |Тип счета |Норма обязательных резервов | |Счета до востребования и со сроком погашения|14% | |до 30 дней | | |Срочные обязательства со сроком погашения от|11% | |31 до 90 дней | | |Срочные обязательства со сроками погашения |8% | |от 91 дня и более | | |Счета в иностранной валюте |6% | Снижение нормативов по рублевым счетам оставляет в распоряжении коммерческих банков больше рублевых резервов для инвестирования, повышение по валютным вкладам стабилизирует курс доллара и стимулирует желание работать с рублем. В ноябре 1997 г. происходит кризис, неизвестный широкой общественности. Только благодаря политике ЦБ мы избежали кризиса, подобного августовскому, в 1997, оттянув его на год. В то время азиатский кризис был сдержан, тогда как в 1998 году России не удалось его избежать из-за неразумной бюджетной политики. В 1997 г. финансовые рынки азиатских стран стали нестабильны, и иностранные инвесторы уводят оттуда капитал. Россия также относится к странам с высоким риском вложений для нерезидентов, и это приводит к их массовому оттоку с рынка ГКО. Это означало одновременную продажу большого числа ценных бумаг для отвода капитала и перевод рублевых средств, полученных в результате продаж в иностранную валюту. На валютный рынок поступает большая денежная масса и резко возрастает спрос на доллар, в то время, когда колебания курса доллара ограничены валютным коридором. ЦБ не может допустить, чтобы курс рубля вышел за пределы им же установленного валютного коридора, и должен проводить массированные валютные интервенции для поддержания курса рубля, приводящие к быстрому истощению золотовалютных резервов. Поэтому для поддержания курса рубля ЦБ решает призвать на помощь коммерческие банки, для чего поднимает норму обязательного резервирования по валютным счетам до 9%. Коммерческие банки должны были выбросить на рынок большое количество валюты, что уравняло спрос и предложение и предотвратило обвал рубля в ноябре 1997. С 1 февраля 1998 года вводится одинаковая норма обязательных резервов по всем валютным и рублевым счетам в размере 11%. Летом этого года денежно- кредитную политику слегка ослабляют, так как нарастает неликвидность средств, связанная с дефолтом и экономическим кризисом. 24 августа для облегчения прохождения платежей и обеспечения коммерческих банков Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|