бесплатно рефераты
 

Лекции по макроэкономике

макроэкономических целей. К сожалению, в России в 90-е годы это далеко не

всегда было так, и этому существует ряд примеров. В самом начале реформ

1992 года, когда правительство проводило жесткую бюджетную политику, ЦБ вел

мягкую денежно-кредитную политику, что не способствовало стабилизации

ситуации в стране.

На основе денежно-кредитной политики возможно воздействие на денежную

массу и ставку процента, а они, в свою очередь, влияют на потребительский и

инвестиционный спрос. Денежно-кредитная политика, по сравнению с бюджетной,

является более гибкой и оперативной, ее проводит ЦБ, который, по закону о

Центральных банках, практически в любой стране не зависит от правительства

и от политического лоббизма, главной проблемы бюджетной политики.

Каковы минусы денежно-кредитной политики? Ее ограничения связаны с

тем, что денежно-кредитная политика оказывает лишь косвенной воздействие на

экономику через коммерческие банки, регулируя размер избыточных ресурсов и

денежный мультипликатор. Таким образом, денежно-кредитная политика

определяет размер денежной массы, но не может заставить коммерческие банки

повысить или понизить выдаваемые кредиты в обязательном порядке. Если

бюджетная политика напрямую воздействует на экономических субъектов через

субсидии, льготы и государственные закупки, то денежно-кредитная политика

действует мягко, опосредованно, через коммерческие банки, повышая или

понижая способность выдавать кредиты, что не обязательно влияет на реально

сложившуюся ситуацию.

В настоящее время в России используется 5 инструментов денежно-

кредитной политики, причем 3 из них являются стандартными для всех стран, а

2 – характерными для российской ситуации.

1. Политика обязательного резервирования.

2. Уровень процентной ставки ЦБ.

3. Операции на открытом рынке. Достаточно мягкий инструмент, широко

используется в странах с развитой экономикой. В России не развит.

4. Валютная политика

5. Условия рефинансирования коммерческих банков.

Последние два пункта, хотя и используются в других странах, но не так

широко, как в России.

Валютная политика является самостоятельной отраслью, и мы будем

рассматривать лишь ту ее часть, которая является инструментом денежно-

кредитной политики.

Проследим, каким образом меняется денежная масса, если ЦБ меняет

политику в области обязательного резервирования. Рассмотрим пример со

стабильными вкладами и резервами в условиях повышения ставки обязательного

резервирования.

|№ |Вклад |Фактич. резервы |R |ОР |ИР |?M2 |

|1 |20 |5 |10% |2 |3 |30 |

|2 |20 |5 |20% |4 |1 |5 |

|3 |20 |5 |25% |5 |0 |0 |

|4 |20 |5 |30% |6 |-1 |-33 |

Если ЦБ изменяет ставку по обязательным резервам, то это скажется на

избыточных резервах и повлияет на способность банков создавать

дополнительные деньги. Таким образом, этот механизм воздействует на

денежную массу очень сильно, и в развитых странах установленный норматив

стараются не менять, чтобы избежать сильных потрясений на межбанковском

рынке. Этот инструмент применяется в критических ситуациях.

Более часто используется второй инструмент – изменение процентной

ставки. В развитых странах учетная политика, проводимая ЦБ с помощью

установки и пересмотра процентных ставок, делится на 2 вида:

1. Ставка по редисконтированию (переучету ценных бумаг).

2. Ставка по рефинансированию.

В России нет первой ставки, так как до настоящего времени ЦБ не

практиковал переучета ценных бумаг. Учетная ставка (ставка

рефинансирования) – это процентная ставка, по которой ЦБ предоставляет

кредиты коммерческим банкам, берущим у него ссуду. Плата за подобный кредит

и определяется ставкой рефинансирования. Беря ссуду в ЦБ, коммерческие

банки увеличивают свой резервный счет, и ставка рефинансирования выступает

в качестве издержек получения избыточных резервов. Если ЦБ снижает учетную

ставку, он поощряет коммерческие банки к получению у него кредитов,

увеличивает избыточные резервы и достигает повышения денежной массы за счет

коммерческих кредитов. Увеличение ставки рефинансирования приведет к

снижению избыточных резервов, падению кредитования и снижению количества

денег в экономике.

Наиболее широко в развитых странах используется третий инструмент

денежно-кредитной политики – операции на открытом рынке, покупка и продажа

Центробанком ценных бумаг коммерческим банкам и населению. Если ЦБ

приобретает ценные бумаги у коммерческого банка, его резервы увеличиваются:

|Актив |Пассив |

|Резерв |20 р. |Вклад |100 р. |

|Ценные бумаги |50 р. | | |

|Кредит |30 р. | | |

После того, как ЦБ приобрел все ценные бумаги,

|Актив |Пассив |

|Резерв |70 р. |Вклад |100 р. |

|Ценные бумаги |0 р. | | |

|Кредит |30 р. | | |

появились избыточные резервы.

При покупке ЦБ ценных бумаг у населения, операция все равно идет через

коммерческий банк:

|Актив |Пассив |

|Резерв |20 р. |Вклад |100 р. |

|Кредит |80 р. | |+ 50 р. |

|Ценные бумаги |+ 50 р. | | |

Лекция 9. Денежно-кредитная политика в России.

Норма обязательных резервов

Впервые норма обязательных резервов стала использоваться в качестве

инструмента денежно-кредитной политики с появлением в апреле 1989 года

коммерческих банков и началом формирования двухуровневой банковской

системы. В Государственном Банке СССР был образован фонд регулирования

кредитных ресурсов, зачислению в который подлежали резервы всех вновь

созданных коммерческих банков. После того, как союзные республики были

преобразованы в суверенные государства, 30 апреля 1991 г. в России был

создан Резервный Фонд кредитной системы (теперь Фонд Обязательных Резервов)

на основе депонирования части привлеченных коммерческими банками ресурсов.

Первоначально норма обязательного резервирования R была установлена

для всех вкладов в размере 2% от суммы привлеченных средств. С 1 февраля

1992 г. начинается активная политика по изменению нормы обязательного

резервирования, причем вводится дифференциация этих норм в зависимости от

сроков привлечения средств. Поскольку главной проблемой 1992-1994 гг. были

высокие темпы инфляции, то ЦБ повышал R для связывания денежной массы и

снижения инфляции.

До февраля 1992 года эти нормы менялись трижды и причем все время в

сторону повышения. Но в период 1992-1994 гг. коммерческие банки могли

практически без всяких санкций нарушать требования ЦБ. Тому существует

масса примеров, и очень часто за нарушением не следовали никакие ответные

меры. В феврале 1992 г. были установлены следующие значения R:

|Тип счета |Норма обязательных резервов |

|Счета до востребования |10% |

|Обязательства свыше 1 года |5% |

В январе-феврале ЦБ приходит к выводу, что необходимо увеличить норму

обязательных резервов. В феврале-марте происходит увеличение всех ставок на

5 процентных пунктов:

|Тип счета |Норма обязательных резервов |

|Счета до востребования |15% |

|Обязательства свыше 1 года |10% |

С 1 апреля 1992 года норма была опять повышена на ту же величину и

составляла

|Тип счета |Норма обязательных резервов |

|Счета до востребования |20% |

|Обязательства свыше 1 года |15% |

После этого увеличения норма оставалась постоянной вплоть до 31 января

1995 г. Но, как уже говорилось выше, требования по обязательному

резервированию часто нарушались.

В октябре 1994, после «черного вторника» и скачка инфляции, сменяется

руководство ЦБ и на место Геращенко приходит Парамонова, которая резко

изменила подход к использованию данного инструмента денежно-кредитной

политики в России. Норма обязательных резервов стала активно используемым

инструментом, и 1 февраля 1995 г. были объявлены новые правила

регулирования деятельности коммерческих банков:

1. Коммерческие банки должны были в обязательном порядке

придерживаться установленных норм, в случае же нарушения

применялись серьезные санкции вплоть до лишения лицензии

2. Нормативы по счетам до востребования повышены, а по долгосрочным

обязательствам – снижены. Появляется новая дифференциация

нормативов по принципу ликвидности.

3. Введена норма обязательного резервирования по валютным счетам. Это

нововведение вызвало наибольшее негодование коммерческих банков.

В результате этих изменений были введены следующие нормы:

|Тип счета |Норма обязательных резервов |

|Счета до востребования и со сроком погашения|22% |

|до 30 дней | |

|Срочные обязательства со сроком погашения от|15% |

|31 до 90 дней | |

|Срочные обязательства со сроками погашения |10% |

|от 91 дня и более | |

|Счета в иностранной валюте |2% |

После объявления этих изменений, коммерческие банки попытались

нейтрализовать действия ЦБ, объединившись в Ассоциацию Коммерческих Банков

во главе с Инкомбанком. Было составлено открытое письмо Президенту, с

выражением недовольства политикой ЦБ и предупреждением, что, если такая

жесткая денежно-кредитная политика действительно будет реализована, то

банковской системе России грозит полный крах. Действительно, перечисление

1/5 части рублевых вкладов на резервные счета означает потерю ощутимой

части прибыли. Противостояние ЦБ и коммерческих банков продолжалось до 1

мая 1995 г., когда было найдено компромиссное решение. ЦБ пошел на

незначительные уступки:

|Тип счета |Норма обязательных резервов |

|Счета до востребования и со сроком погашения|20% |

|до 30 дней | |

|Срочные обязательства со сроком погашения от|14% |

|31 до 90 дней | |

|Срочные обязательства со сроками погашения |10% |

|от 91 дня и более | |

|Счета в иностранной валюте |1,5% |

Рассмотрим ситуацию с валютными счетами. Обязательные 1,5% нужно было

отчислять на резервный счет в ЦБ не в валюте, а в рублях. Для выполнения

обязательств по валютным счетам коммерческие банки в июне начинают массовую

продажу долларов. Одним из процессов на валютном рынке стало резкое

увеличение предложения. Какова же была ситуация со стороны спроса? Главным

покупателем валюты в 1995 г. был ЦБ. После «черного вторника», когда ЦБ

проводил серьезные валютные интервенции для стабилизации курса рубля, в

конце 1994 г. валютные резервы ЦБ иссякли, что крайне негативно отразилось

на кредитоспособности и развитии внешнеэкономических отношений. И с января

1995 г. ЦБ начинает проводить политику по наращиванию золотовалютных

резервов. Зимой и в начале весны ЦБ предъявлял огромный спрос на валюту,

чем провоцировал рост курса доллара. К маю принимается решение о

достаточности размеров золотовалютных резервов, и покупка валюты для их

пополнения прекращается. Итак, спрос падает, а предложение растет, и к лету

1995 года на валютном рынке складывается достаточно интересная ситуация.

Рассмотрим курс доллара в 1995 г.:

|Курс доллара, р. |

|Счета до востребования и со сроком погашения|18% |

|до 30 дней | |

|Срочные обязательства со сроком погашения от|14% |

|31 до 90 дней | |

|Срочные обязательства со сроками погашения |10% |

|от 91 дня и более | |

|Счета в иностранной валюте |1,25% |

Снижение нормативов по счетам в иностранной валюте стало возможным из-

за стабилизации курса рубля. Однако, 11 июня 1996 г. вновь возвращаются

прежние нормативы – 20% и 1,5%, т.к. началась предвыборная гонка и стало

необходимым выполнение части обещаний – выплаты задолженностей по

заработной плате и т.п. Министерство Финансов принимает странное решение о

передаче Центробанком в бюджет 5 трлн. рублей для выполнения

государственных обязательств. Выдача этих средств осуществлялась в чистом

виде за счет денежной эмиссии, и для того, чтобы денежная масса не

увеличилась, необходимо было ее связать при помощи возврата к прежним

нормативам. Особенно резко были поднята норма резервирования по валютным

счетам – до 2,5%. Считается, что в течение следующего месяца с помощью

обязательных резервов была связана половина денег, перечисленных в Минфин.

Это положительно отразилось на снижении темпов инфляции, и, поскольку

процесс дезинфляции продолжался, стало возможным вновь смягчить денежно-

кредитную политику 1 августа 1996 г.

ЦБ вновь начинает новую политику. При достаточно низких темпах

инфляции в 12% в год доходность ГКО неоправданно высока и достигает 200%.

Это приводит к «эффекту вытеснения» – ситуации, когда инвестиции в реальный

сектор вытесняются инвестициями в государственные ценные бумаги.

Инвестирование в реальный сектор дает очень низкую доходность по сравнению

с доходами по ГКО, и коммерческим банкам невыгодно тратить свои избыточные

резервы на кредитование предприятий. Таким образом, деньги в экономике

сосредоточены не в реальном, а в финансовом секторе, и при наличии всех

предпосылок для экономического роста никакого оживления не наблюдается. ЦБ

начинает проводить политику по оживлению инвестиционного сектора путем

выравнивания норм обязательного резервирования для валютных и рублевых

счетов. 1 ноября 1996 г. снижается норма по рублевым вкладам и повышается

для валютных счетов:

|Тип счета |Норма обязательных резервов |

|Счета до востребования и со сроком погашения|16% |

|до 30 дней | |

|Срочные обязательства со сроком погашения от|13% |

|31 до 90 дней | |

|Срочные обязательства со сроками погашения |10% |

|от 91 дня и более | |

|Счета в иностранной валюте |5% |

Рост нормативов по валютным счетам приводит к росту предложения валюты

и падению курса доллара, с другой стороны, это ориентирует коммерческие

банки на работу с рублевыми, а не валютными, вкладами населения. Процент по

первым поднимается, а по вторым снижается, поощряя население к хранению

денег в рублях, а не в валюте. Появляется возможность кредитования

российской, а не американской, экономики.

Эта тенденция к уравниванию рублевых и валютных вкладов продолжается и

далее: 1 апреля 1997 г. происходят следующие изменения

|Тип счета |Норма обязательных резервов |

|Счета до востребования и со сроком погашения|14% |

|до 30 дней | |

|Срочные обязательства со сроком погашения от|11% |

|31 до 90 дней | |

|Срочные обязательства со сроками погашения |8% |

|от 91 дня и более | |

|Счета в иностранной валюте |6% |

Снижение нормативов по рублевым счетам оставляет в распоряжении

коммерческих банков больше рублевых резервов для инвестирования, повышение

по валютным вкладам стабилизирует курс доллара и стимулирует желание

работать с рублем.

В ноябре 1997 г. происходит кризис, неизвестный широкой

общественности. Только благодаря политике ЦБ мы избежали кризиса, подобного

августовскому, в 1997, оттянув его на год. В то время азиатский кризис был

сдержан, тогда как в 1998 году России не удалось его избежать из-за

неразумной бюджетной политики.

В 1997 г. финансовые рынки азиатских стран стали нестабильны, и

иностранные инвесторы уводят оттуда капитал. Россия также относится к

странам с высоким риском вложений для нерезидентов, и это приводит к их

массовому оттоку с рынка ГКО. Это означало одновременную продажу большого

числа ценных бумаг для отвода капитала и перевод рублевых средств,

полученных в результате продаж в иностранную валюту. На валютный рынок

поступает большая денежная масса и резко возрастает спрос на доллар, в то

время, когда колебания курса доллара ограничены валютным коридором. ЦБ не

может допустить, чтобы курс рубля вышел за пределы им же установленного

валютного коридора, и должен проводить массированные валютные интервенции

для поддержания курса рубля, приводящие к быстрому истощению золотовалютных

резервов. Поэтому для поддержания курса рубля ЦБ решает призвать на помощь

коммерческие банки, для чего поднимает норму обязательного резервирования

по валютным счетам до 9%. Коммерческие банки должны были выбросить на рынок

большое количество валюты, что уравняло спрос и предложение и предотвратило

обвал рубля в ноябре 1997.

С 1 февраля 1998 года вводится одинаковая норма обязательных резервов

по всем валютным и рублевым счетам в размере 11%. Летом этого года денежно-

кредитную политику слегка ослабляют, так как нарастает неликвидность

средств, связанная с дефолтом и экономическим кризисом. 24 августа для

облегчения прохождения платежей и обеспечения коммерческих банков

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.