бесплатно рефераты
 

Конкуренция

ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого

применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным

законом либо сдерживание экономически оправданного перехода

соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии

в состояние конкурентного рынка.

Органы регулирования естественных монополий осуществляют,

контроль за:

- любыми сделками, в результате которых субъект

естественной монополии приобретает право собственности на основные

средства или право пользования основными средствами, не

предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении

которых применяется регулирование в соответствии с настоящим

Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных

средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала

субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

- инвестициями субъекта естественной монополии в

производство (реализацию) товаров, в отношении которых не

применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным

законом и которые составляют более 10 процентов стоимости

собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему

утвержденному балансу;

- продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в

результате которой хозяйствующий субъект приобретает право

собственности либо владения и (или) пользования частью основных

средств субъекта естественной монополии, предназначенных для

производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется

регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если

балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов

стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по

последнему утвержденному балансу.

Такое государственное регулирование рынка способствует

развиттию конкурентных отношений и препятствует установлению

государственного монополизма. В тоже время стоит отметить, что

сегодня среди экономистов нет единого мнения о степени вмешательства

государства в рыночное хозяйствование.

Глава 3. Регулирование конкурентных отношений в современных

условиях.

3.1.Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной

экономикой.

Говоря об антимонопольной политике в странах с развитой

рыночной экономикой, стоит заметить, что она разнообразна. Так,

наиболе жесткое антимонопольное законодательство в США. Здесь

антимонопольное законодательство отвергает любые формы

монополистической конкуренции и монополизма. Более либеральное

антимонопольное законодательство в странах Западной Европы. Здесь

антимонопольное законодательство направлено против тех монополий,

которые существенно ограничивают возможности конкуренции в том или

ином секторе экономики.

В целях предотвращения возможного злоупотребления

доминирующим положением коммерческими организациями или ограничения

конкуренции федеральным антимонопольным органом в США осуществляется

государственный контроль за:

созданием, слиянием и присоединением объединений

коммерческих организаций (союзов или ассоциаций);

слиянием и присоединением коммерческих организаций, если

сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч

минимальных размеров оплаты труда;

ликвидацией и разделением (выделением) государственных и

муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых

превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, если это

приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на

соответствующем товарном рынке будет превышать 35 процентов, за

исключением случаев, когда ликвидация осуществляется по вступившему

в законную силу решению арбитражного суда. В тоже время

антимонопольный орган штата не вправе требовать представления

информации, не предусмотренной перечнем информации, утверждаемым

федеральным антимонопольным органом.

Федеральный антимонопольный орган не позднее 30 дней со

дня получения необходимых документов сообщает заявителю в письменной

форме о принятом решении

В случае, когда коммерческие организации и

некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательской

деятельностью, занимают доминирующее положение и совершили два или

более нарушений антимонопольного законодательства, федеральный

антимонопольный орган в США вправе принять решение об их

принудительном разделении или выделении из их состава одной или

нескольких организаций на базе структурных подразделений, если это

ведет к развитию конкуренции.

Решение о принудительном разделении (выделении)

коммерческой организации принимается при наличии совокупности

следующих условий:

- возможности организационного и территориального

обособления ее структурных подразделений;

- отсутствия между ее структурными подразделениями тесной

технологической взаимосвязи (в частности, если объем потребляемой

юридическим лицом продукции (работ, услуг) ее структурного

подразделения не превышает 30 процентов общего объема производимой

этим структурным подразделением продукции (работ, услуг);

возможности юридических лиц в результате реорганизации

самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Решение федерального антимонопольного органа о

принудительном разделении (выделении) коммерческих организаций или

некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской

деятельностью, подлежит исполнению собственником или органом,

уполномоченным им, с учетом требований, предусмотренных в указанном

решении, и в определенный в нем срок, который не может быть менее

шести месяцев.

3.2. Развитие конкурентных отношений в современной России.

В интервью 17 апреля 2000 года газете «Аргументы и

факты» Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал, что свою

главную цель он видит в использовании уникальной возможности

превращения страны в благополучную и конкурентоспособную державу.

Построить конкурентоспособную державу возможно только лишь при

создании благополучной конкурентной среды в экономике страны. Таким

образом, построение конкурентной экономики – одна из главных задач

и целей России.

Представляется, что в настоящее время основная работа по

созданию конкурентной среды в экономике России должны вести

Министерство образования России, Отделение экономики РАН,

Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство

промышленности, науки и технологии РФ, Министерство экономики

России, Госстандарт России и некоторые другие структуры.

Безусловно, немаловажная роль в процессе создания конкурентной

среды в экономике России должна отводиться и самим хозяйствующим

субъектам.

Концепцию создания конкурентной среды и повышения

конкурентоспособности России следует формировать на основе

экономических законов рыночных отношений, законов организации,

научных подходов, принципов и методов управления, принципа

всеобщности участия и повышения качества работы. Создание

эффективной и действенной конкурентной среды возможно только тогда,

когда конкурентоспособность станет национальной идеей, стилем жизни

каждого гражданина России и страны в целом.

К сожалению, хотя Россия еще в начале 90-х годов взяла

курс на создание конкурентной среды и построение рыночной

экономики, тем не менее, в России до сих пор отсутствует

полноценная законодательная, нормативно-методическая и ресурсная

база, соответствующие государственные и общественные структуры,

системно занимающиеся обеспечением конкурентоспособности различных

объектов. Государство пока не смогла создать предпосылки для

образования полноценной конкурентной среды в экономике России.

В настоящее время в России отсутствует системный прогноз

повышения конкурентоспособности различных отраслей народного

хозяйства и сфер деятельности в России. Такие прогнозы присутствуют

только лишь в отдельных отраслях народного хозяйства и носят

случайный характер. В тоже время в любой отрасли народного

хозяйства имеется сегодня достаточно большое количество проблем,

препятствующих созданию конкурентной аренды. Более того,

большинство этих проблем одинаково практически для всех сфер

деятельности и решить их возможно только на основе разумного

сочетания и применения различных экономических законов, законов

организации, научных подходов, принципов и методов управления,

стратегического маркетинга, инновационного менеджмента и так далее.

Как уже отмечалось, существует достаточно большое

количество общих проблем, препятствующих созданию полноценной

конкурентной среды в экономике России. Стоит заметить, что эти

проблемы имеют самые различные аспекты, и направления их решения

лежат в различных сферах. Это и сферы государственной власти

(законодательная, исполнительная власти), и в сфере экономки и

финансов, и в сфере образования, социальной сфере и так далее.

Очевидно, что построение конкурентной среды в экономике

России возможно только при взаимодействии всех ветвей

государственной власти, всех государственных и негосударственных

структур, то есть при содействии всех структурных элементов

экономики. Только общий подход поможет решить проблемы создания

конкурентной среды в экономике России. Остановимся подробнее на

рассмотрении основных проблем, препятствующих созданию конкурентной

среды в экономике России.

Так, одной из основных проблем в создании конкурентной

среды в экономике России является слабая стыковка и интеграция

права с другими отраслями науки, недостаточное применение

системного и других научных подходов. Существенные трудности

создает неконкретность и неоднозначность толкования многих

нормативных актов, и низкий уровень профессионализма многих

работников, разрабатывающих законы.

Серьезной проблемой в процессе создания конкурентной

среды в экономике России является слабая подготовка работников

исполнительной власти по проблемам управления

конкурентоспособностью, качеством и ресурсосбережением, ориентация

деятельности на текущий момент, а не на стратегию развития

управляемых объектов на 10-20 лет, низкое качество управленческих

решений, а также частая сменяемость структур и кадров.

Большие трудности в создании конкурентной среды в

экономике России возникают в результате отсутствия комплексной

стратегии развития страны на длительный период, учитывающей

экономические, технические, организационные и другие аспекты.

Серьезные препятствия возникают также в результате наличия системы

двойного (легального и нелегального) учета, разработка финансовых

планов сверху (от своих желаний), а не снизу, с рынков (от своих

возможностей). Не может не оказывать негативного воздействия на

создание конкурентной среды в экономике России низкое качество

экономического обоснования решений, отсутствие на всех уровнях

управления системы менеджмента, ориентированной на достижение

конкурентоспособности объектов, слабое методическое, информационное

и правовое обеспечение управления экономикой. Осложняет также

положение низкая эффективность использования ресурсов, непонимание

необходимости перехода экономики страны на инновационный путь

развития.

Не может не являться проблемой в создании конкурентной

среды в экономике России отсутствие научно обоснованной системы

подготовки экономистов, менеджеров, юристов для условий рыночных

отношений. Негативное воздействие здесь также оказывает низкий

уровень заработной платы работников образования и культуры,

старение основных фондов в учреждениях образования.

Такие отрасли социальной сферы, как жилищное

строительство, транспорт, бытовое обслуживание, лечение, отдых и

так далее значительно отстают от своих конкурентов среди

промышленно развитых стран, прежде всего по качеству услуг.

Серьезные проблемы в создании конкурентной среды в

экономике России создает топливно-энергетический комплекс страны.

Здесь осложняет положение высокая себестоимость добычи и

переработки природных ресурсов, значительные расстояния их

транспортирования, а также высокий вес физически и морально

изношенных основных фондов, отсутствие научно-обоснованных

стратегий развития отраслей ТЭК.

Можно сказать, что основной проблемой создания

конкурентной среды в экономике России является большая изношенность

основных фондов. Эта проблема характерна в одинаковой степени для

химической промышленности, лесной, пищевой, легкой. Эта же проблема

имеет место при добыче и переработке черных и цветных металлов, в

машиностроении и приборостроении, а также в сельском хозяйстве.

Практически во всех выше перечисленных отраслях наблюдается

изношенность основных фондов примерно на 75-80%. Вполне очевидно,

что такая изношенность основных фондов никак не может служить

благоприятным моментом для создания конкурентной среды в экономике

России.

Элементы производственной инфраструктуры явными

конкурентными преимуществами также не обладают. Они находятся в

стадии реформирования, становления и развития. В целом для этих

элементов характерны те же проблемы, что и для других отраслей

народного хозяйства.

Не отличается в лучшую сторону и сфера строительства.

Низкое качество отечественного строительного оборудования, не

конкурентоспособность российских строителей на внутреннем рынке, а

также низкий уровень организации строительных работ и отсутствие

соответствующей системы менеджмента – все это не может являться

положительной предпосылкой в создании конкурентной среды в

экономике России.

Таким образом, видно, что для того, чтобы создать в

экономике России полноценную конкурентную среду необходимо решить

не только выше указанные, но еще и многие другие проблемы и это

весьма небыстрый, но необходимый процесс.

3.3.Антимонопольное законодательство России.

Рассмотрение экономических основ конкуренции, ее

основных видов и роли в рыночной экономике невозможно без краткого

определения правовых основ конкурентной среды. В 1991 году Россия

взяла курс на построение конкурентной среды, на разрушение полной

государственной монополии. Законодательная база создания

конкурентной среды при этом практически отсутствовала. Сегодня

существует достаточно много нормативно-правовых актов, определяющих

правила поведения и функционирования на рынке, правила

взаимоотношений предприятий и организаций между собой. Однако среди

всего множества нормативно-правовых актов следует выделить два

основополагающих документа, определяющих основы построения

конкурентной среды в экономике России. Одним из первых основных

нормативных актов, определивших основы построения конкуренции,

основы ее защиты от монополий и многие другие аспекты стал

Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической

деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. №948-1.

Вышеуказанный закон определяет организационные и

правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения

монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и

направлен на обеспечение условий для создания и эффективного

функционирования товарных рынков. Проведение государственной

политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции,

предупреждению, ограничению и пресечению монополистической

деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется

федеральным органом исполнительной власти - федеральным

антимонопольным органом. Данный федеральный закон запрещает

действия хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего

доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим

результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов

других хозяйствующих субъектов или физических лиц, в том числе

такие действия, как:

- изъятие товаров из обращения, целью или результатом

которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо

повышение цен;

- навязывание контрагенту условий договора, не выгодных

для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные

требования передачи финансовых средств, иного имущества,

имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.);

- включение в договор дискриминирующих условий, которые

ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими

хозяйствующими субъектами;

- согласие заключить договор лишь при условии внесения в

него положений, касающихся товаров, в которых контрагент

(потребитель) не заинтересован;

- создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка)

другим хозяйствующим субъектам;

- нарушение установленного нормативными актами порядка

ценообразования;

- установление монопольно высоких (низких) цен и так

далее.

Более того, данным Законом запрещаются и в установленном

порядке признаются недействительными полностью или частично

достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия)

конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов),

имеющих (могущих иметь) в совокупности долю на рынке определенного

товара более 35 процентов если такие соглашения (согласованные

действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение

конкуренции, в том числе соглашения (согласованные действия),

направленные на:

- установление (поддержание) цен (тарифов), скидок,

надбавок (доплат), наценок;

- повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и

торгах;

- раздел рынка по территориальному принципу, по объему

продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по

кругу продавцов или покупателей (заказчиков);

- ограничение доступа на рынок или устранение с него

других хозяйствующих субъектов в качестве продавцов определенных

товаров или их покупателей (заказчиков);

- отказ от заключения договоров с определенными

продавцами или покупателями (заказчиками).

Этим же федеральным законом было введено само понятие

недобросовестной конкуренции, в которую было включено:

- распространение ложных, неточных или искаженных

сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему

субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

- введение потребителей в заблуждение относительно

характера, способа и места изготовления, потребительских свойств,

качества товара;

- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом

производимых или реализуемых им товаров с товарами других

хозяйствующих субъектов;

- продажа товара с незаконным использованием результатов

интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств

индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции,

выполнения работ, услуг;

- получение, использование, разглашение научно-

технической, производственной или торговой информации, в том числе

коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Федеральный закон «О конкуренции и ограничении

монополистической деятельности на товарных рынках» устанавливает

достаточно много различных правил поведения на конкурентном рынке.

По большому счету именно этот закон определяет основы построения

конкурентной среды в России.

Однако несмотря на переход России к рыночной экономике,

построение конкурентной среды полностью уйти от монополий

практически невозможно. Вплоть до сегодняшнего дня в России

существенную роль играют естественные монополии (РАО «ЕЭС России»,

РАО «Газпром» и так далее). Дробление этих монополистов является

нецелесообразным в настоящее время, хотя это вопрос достаточно

жарко обсуждается на федеральном уровне. Естественные монополии в

России функционируют сегодня в соответствии с федеральным законом

«О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года №149-ФЗ.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы федеральной

политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации

и направлен на достижение баланса интересов потребителей и

субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность

реализуемого ими товара для потребителей и эффективное

функционирование субъектов естественных монополий, определяет роль

государственного регулирования в процессе управления ими и так

далее.

Безусловно, это далеко не все нормативно-правовые акты,

составляющие законодательную базу построения конкурентной среды в

России. Однако все нормативно-правовые акты. Определяющие основы

построения и развития конкуренции в России основываются именно на

двух вышеупомянутых федеральных законах.

Стоит заметить, что антимонопольное законодательство в

России еще только формируется. Причем его формирование происходит в

нестабильных условиях, что накладывает свой отпечаток.

Антимонопольное законодательство устанавливает цели,

приоритеты и место демонополизации экономики и развития, конкуренции

в общей государственной политике экономических реформ, этапы и

методы формирования и развития конкурентной среды, задания и

мероприятия по демонополизации экономики и развитию конкуренции на

федеральном, отраслевом и региональных уровнях, а также ограничения

в этой области.

Целью антимонопольного законодательства является

повышение эффективности общественного производства на основе

рыночного регулирования экономических процессов.

Основной задачей антимонопольного законодательства

является снижение концентрации производства и создание необходимых

условий для развития конкуренции на рынках Российской Федерации по

приоритетным группам товаров (работ, услуг).

Реализация этой задачи предусматривает:

анализ сложившихся товарных рынков, поведения на них

предприятий и различных их объединений, не являющихся субъектами

естественной монополии;

формирование необходимых организационно-экономических

предпосылок для эффективной конкуренции на рынках России;

создание системы государственного контроля и

регулирования деятельности субъектов естественной и государственной

монополии;

создание правовых и организационно-экономических условий

для включения рыночных механизмов оптимизации товаропотоков,

формирования цен и тарифов на социально значимые товары и услуги,

отнесенные к сфере временной монополии;

учет структуры рынка при приватизации предприятий в целях

повышения конкурентоспособности и эффективности их деятельности;

Антимонопольное законодательство и развитие конкуренции

на рынках Российской Федерации взаимосвязаны с финансовой

стабилизацией, антиинфляционными мерами, а также инвестиционной и

экспортно-импортной политикой. Прямая защита конкурентной среды и

хозяйствующих субъектов от монополистической деятельности

осуществляется в большинстве своем на основании Закона Российской

Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической

деятельности на товарных рынках".

3.4. Экономическая оценка современного состояния конкуренции.

Конкуренция напрямую зависит от состояния экономики, от

экономического состояния рынка. Во второй половине 90-х в России

сложилась благоприятная экономическая конъюнктура. В после кризиса

1998 г. ВВП страны увеличился на 5,6%, индекс деловой активности в

промышленном производстве, составил 1,9%, продолжалось повышение

индекса доверия потребителя.

Индексы доверия потребителя и деловой активности

выражаются в процентах и отражают разницу между долями численности

опрашиваемых респондентов, положительно и отрицательно ответивших на

вопросы об изменении экономической конъюнктуры. Индикатор доверия

потребителя показывает разницу между долей домашних хозяйств,

отметивших рост их потребительских расходов, и долей домашних

хозяйств, отметивших снижение своих потребительских расходов.

Деловая активность является агрегированным индексом, в него входят

индикаторы доверия производителя и доверия инвесторов. Вместе с тем

часто два последние индикатора используются и самостоятельно.

Финансовый кризис в Юго-Восточной Азии, а затем в Европе

вызвал бегство капиталов с рынков России. По оценке JP Morgan, в

1999 г. дефицит торгового баланса России составлял 288 млрд. долл.

Для сравнения укажем, что у 11 стран, входящих в Европейский

экономический и валютных союз, существует положительное сальдо

торгового баланса в размере 102 млрд. долл., а у Японии - 136 млрд.

долл.

Усилия денежных властей России в 1998 г. были направлены

на уменьшение негативного влияния мирового финансового кризиса на

экономику России. Рост доверия потребителя с 19999 г. был вызван, с

одной стороны, увеличением занятости, что вело к росту доходов, с

другой стороны, на внутренний рынок России стал поступать большой

объем импорта по более низким, чем прежде, ценам из-за понижения цен

на мировых товарных рынках и девальвации национальных валют в

странах, пострадавших от мирового финансового кризиса.

Кредитование сектора домашних хозяйств существенно не

изменилось. Обзор свидетельствует о стремлении небольшой части

банков расширить потребительский кредит, вместе с тем банки

ограничили условия пользования кредитными карточками. Условия

предоставления банками средств сектору домашних хозяйств по другим

видам кредитования не изменились.

Рост банковских холдингов, проводящих операции с ценными

бумагами, по мнению респондентов, связан с ростом доходности этих

операций, возможностью повысить срочность фондового портфеля,

увеличить долю привлеченных средств в капитале. Многие банки

отметили некоторое ухудшение условий на рынке синдицированных

кредитов. Банки были обеспокоены тем, что при использовании их

активов в ходе синдицирования не учитываются изменения условий

кредитования на рынке заемных средств, происходящие в течение

льготного периода, занимающего до шести месяцев.

Экономическая конъюнктура не только чутко реагирует на

колебания денежно-кредитной политики, но в определенной мере и

обусловливается этой политикой, что дает возможность предсказывать

изменения экономической конъюнктуры. Оживление деловой активности

(рост индекса предпринимательского доверия) ожидает малые

предприятия, что касается крупных и средних предприятий, то для них

льготы при кредитовании использовались в меньшей степени, и,

следовательно, ожидать повышения деловой активности в этом сегменте

производства не приходится.

Ограничение условий кредитования сжимает спрос, а

предоставление льготных условий кредитования расширяет его

предложение. При этом необходимо обратить внимание как на

соотношение между удельным весом тех банков, которые не

изменяют условия кредитования, и удельным весом тех банков, которые

это сделали, так и на суммарный удельный вес банков,

которые ограничили или смягчили условия кредитования. При

стабильной денежно-кредитной политике рост доли банков, не

вводящих дополнительные ограничения условий кредитования,

свидетельствует о расширении требований заемщиков и, как

следствие, о повышении вероятности оживления экономической

конъюнктуры.

Таким образом, несмотря на существенные трудности в

экономике России, рынок развивается и уже сегодня можно говорить о

том, что современные тенденции способствуют созданию конкурентных

преимуществ в России.

Заключение.

В заключении, подводя итог всему сказанному, хотелось бы

отметить, что чистая конкуренция, равно как и чистая монополия

являются по своей сути скорее исключениями, а не правилом рынка. На

любом рынке всегда присутствуют и олигополии, и элементы

несовершенной конкуренции. Безусловно, действуют на рынках и

монополии.

Стоит отметить, что «…отношение общественности и

государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда

двойственно вследствие противоречивой роли монополии в экономике. С

одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и

устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного

положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение

ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия,

безусловно, снижает жизненный уровень населения»1.

Однако с другой стороны, существуют достаточно весомые

аргументы в пользу монополий, и направленные против совершенной

конкуренции. Продукция монополистических компаний отличается

достаточно высоким качеством, что и позволило этим фирмам завоевать

господствующее положение на рынке. Монополизация в отличие от

совершенной конкуренции воздействует на повышение эффективности

производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает

достаточными средствами для успешного проведения исследований и

разработок.

Таким образом, равно как совершенная, так и

несовершенная конкуренции имеют своих сторонников и противников, и

играют существенную роль в различных отраслях современной

экономики. Опыт развитых стран мира только лишний раз

подтверждает это. Создание конкурентной экономики открывает

страну для интеграции в мировое сообщество, открывает каналы для

притока иностранных инвестиций, для экспорта и импорта товаров.

Иными словами, конкуренция способствует развитию взаимовыгодных

внешнеэкономических связей.

Стоит заметить, что Россия обладает достаточным

научно-производственным и кадровым потенциалом, богатейшими

природными ресурсами (в четыре раза богаче США), чтобы

разработать систему обеспечения конкурентоспособности страны,

настойчиво и терпеливо, но неуклонно уходить с характерного для

россиян 127 места в мире по конкурентоспособности. Если же в

ближайшее время не начнется реальное создание условий для развития

свободной конкуренции, для повышения конкурентоспособности

России в целом, то вскоре можно будет ожидать еще большее снижение

конкурентоспособности страны, а вместе с этим и дальнейшее снижение

жизненного уровня населения, так как именно уровень развития

конкуренции во многом определяет жизненный уровень населения каждой

страны.

Список использованной литературы.

1. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении

монополии на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. №948-1. – 101 с.

2. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17

августа 1995 года №149-ФЗ. – 64 с.

3. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М.:

Дело, 1994. – 178 с.

4. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И.,

Гатасевич Л.С. Макроэкономика: Учебник / СПб.: Экономическая школа,

1994. – 267 с.

5. Камаев В.Д. Основы экономической теории (экономика) –

М.: «ВЛАДОС», 1995. – 324 с.

6. Курс экономической теории \ Под ред. Чепурина М.Н.,–

Киров:, 1995. – 280 с.

7. Кэмпбелл Р. Макконел, Стэнли Л. Брю. Экономикс, Т.1.

– М.: Республика, 1992. – 562 с.

8. Критский М.М. Экономическая теория:

микроэкономический аспект. – Спб.: ГИЭА, 1998. - 235 с.

9. Линдерт П. Экономика мирохозяйственных связей. – М.:

Прогресс, 1992. – 256 с.

10. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Основы рыночной

экономики. Курс лекций для абитуриентов. – СПб.: ООО «Петропресса»,

1996. – 189 с.

11. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. –

М.: НОРМА – ИНФРА – М, 1998. - 208 с.

12. Хейне П. Экономический образ мышления. – М.: Дело,

1991. – 256 с.

13. Эклунд К. Эффективная модель. – М.: Экономика, 1991

– 340с.

14. Юданов А.Ю. Конкуренция – М.: Экономика, 2000. – 267

с.

15. Андреев Е.П. «Современное развитие экономики России»

// Мировая экономика и международные отношения. 1999. №1. С. 25-31.

16. Аукуционек С.П. Современный рынок // ЭКО 2001 №5 –

с. 12-15.

17. Большаков С.В. Естественные монополии: финансовое

положение // Деньги и кредит 2000 №4. – с. 33-34.

18. Воронов А. Конкуренция в 21 веке // Маркетинг, 2001

№5. – с. 6-9.

19. Левина Л. Основы экономической теории и истории

экономических учений (лекционный цикл) // Российский экономический

журнал.2002.№ 1. – с. 40-42.

20. Харитонов В.К. Государство и проблемы конкуренции в

современной экономике \\ Вопросы экономики №2. 2002. – с.23-26.

1 Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Основы рыночной экономики. Курс

лекций для абитуриентов. – СПб.: ООО «Петропресса», 1996. С. 143.

1 Андреев Е.П. «Современное развитие экономики России» \\ Мировая

экономика и международные отношения. №1. 1999. С. 22.

1 Левина Л. Основы экономической теории и истории экономических

учений (лекционный цикл) \\ Российский экономический журнал.

1995. № 1. .34

1 Харитонов В.К. Государство и проблемы конкуренции в современной

экономике \\ Вопросы экономики №2. 1998.

-----------------------

MC

AC

P

MR

QR

250

200

150

100

50

MR

D

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.