бесплатно рефераты
 

Инфляция и методы ее регулирования в РБ

составила 9% (в 2002 г. — 9,2%). Запасы готовой продукции по состоянию на 1

ноября 2003 года достигли 64,4% от месячного производства продукции, хотя

норматив на конец года составляет 60%.

Серьезные проблемы у Совета министров возникли с прогнозными

показателями по росту денежных доходов населения. Хотя за нынешний год

средняя зарплата по Беларуси увеличилась на треть и составила 246 тыс.

руб., но это «достижение» съедает высокий уровень инфляции, из-за которого

реальный рост зарплаты — 1,9% при прогнозе 7-8%.

По планам, с повышением ставки первого разряда реальные доходы

населения к концу года вырастут до 7%. В 2005 г. средняя зарплата должна

достичь планки в 250 USD. В 2004 г. средняя зарплата в промышленности

прогнозируется на уровне 315-325 тыс. руб., а в целом по Беларуси средняя

зарплата должна превысить 153 USD.

В новом проекте государственного бюджета на 2004 г. заложен рост ВВП

109-110%.

Параметры бюджета определены программой социально-экономического

развития и, в первую очередь, уровнем роста заработной платы, заложенным в

программе.[13]

Уровень инфляции в Беларуси остается самым высоким среди стран СНГ. По

мнению экспертов ЕБРР, это следствие нежесткой денежно-кредитной политики и

резкого повышения зарплаты, а также решения о повышении тарифов на

коммунальные услуги. Хотя последнее и позволило повысить окупаемость

издержек, а также несколько сократить масштабы перекрестного субсидирования

в энерго- и газоснабжении.

В первой половине 2003 г. инфляция в Беларуси по-прежнему превышала

установленный правительством на весь год уровень 18-24%, хотя Нацбанк

Беларуси и продолжал понижать ставку рефинансирования. По предварительной

оценке ЕБРР, среднегодовой рост потребительских цен в 2003 г. составит 29%.

По реформированию инфраструктуры (связь, электроэнергетика,

водоснабжение и водоотведение, автомобильные и железные дороги) в Беларуси

ничего не сделано.

Рекомендации на будущее достаточно просты. Во-первых, необходимо

активнее привлекать частный капитал к участию в экономике страны путем

ускорения темпов приватизации с приданием ей более последовательного

характера вместе с устранением барьеров для частной предпринимательской

деятельности.

Во-вторых, конкурентоспособность белорусских предприятий должна быть

повышена с помощью стимулов к структурной реорганизации. Более активному

притоку прямых иностранных инвестиций будет также способствовать отмена

положения о «золотой акции», которое пока напрочь отбивает всякий интерес у

инвесторов.

Таким образом, инфляция, неуправляемая сама, делает плохо управляемым

все народное хозяйство. Инфляция автоматически снижает эффективность

экономических регуляторов, порой даже делает нецелесообразным их

применение.

2.3. Основные направления и методы антиинфляционного

регулирования в Республике Беларусь.

Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих законы товарно-

денежного обращения, можно считать одной из закономерностей переходного

периода. Очевидно, что стержнем любой антиинфляционной политики является

подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и

развития.

Системной причиной инфляции стала попытка форсированно внедрить форму

свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической среды.

Либерализация цен в отсутствие инфраструктуры рынка, когда ценовые и иные

рыночные сигналы слабо, а то и не адекватно, воспринимаются субъектами

хозяйствования и домашними хозяйствами, привела к разрыву формально

свободных цен и реального движения воспроизводственных процессов.

Подходы и инструменты регулирования инфляционных процессов в

прогнозном периоде 2001-2005 гг. необходимо подчинить обеспечению целевых

установок Программы социально-экономического развития Республики Беларусь

на 2001-2005 гг. В рамках этого программного документа предполагается

закрепление положительных тенденций макроэкономической стабилизации в

стране, создание условий для устойчивого социально-экономичес-кого развития

на основе роста эффективности функционирования реального сектора экономики.

В настоящее время резервы увеличения производства за счет

организационных факторов и загрузки неиспользуемых мощностей, которые

сыграли существенную роль в 1996-2000 гг., в основном исчерпаны. Поэтому

необходимо улучшение качественных параметров функционирования национальной

экономики и повышение конкурентоспособности отечественной продукции, что

требует направления дополнительных финансовых ресурсов в капитальные

вложения. В условиях дефицита внешнего финансирования основными источниками

инвестиций должны стать внутренние сбережения секторов экономики, а также и

кредитные централизованные бюджетные ресурсы. Решение задачи снижения

инфляции, которое будет достигаться применением комплекса мер денежно-

кредитной, валютной и налогово-бюджетной политики, предусматривает плавную

траекторию ее снижения до 10-14% за год в 2005 г. При их определении

учитывались необходимость устранения сложившихся ценовых диспропорций и

сокращения накопленного инфляционного потенциала, поэтапного выравнивания

цен и доходов населения в Республике Беларусь по отношению к их уровню в

сопредельных странах. Такой подход исходит из того, что снижение инфляции

не является самоцелью и скорость ее снижения должна сообразовываться с

сохранением позитивной динамики социально-экономического развития. Он

позволит минимизировать издержки и негативные эффекты стабилизационной

политики, которые возможны при чрезмерно жестком использовании монетарных и

фискальных инструментов, чреватых массовыми банкротствами предприятий,

ростом безработицы и социальной напряженности.

Макроэкономическая, монетарная и фискальная политика должны быть

умеренно жесткими и достаточно гибкими. Для сдерживания инфляции необходимо

использовать соответствующие меры, как монетарного характера, так и со

стороны издержек производства.

Глубинной причиной инфляции в республике является низкий уровень

эффективности функционирования реального сектора экономики, что

подтверждается наличием большого удельного веса убыточных предприятий и

планово-убыточных отраслей, функционирование которых поддерживается за счет

перераспределительного финансирования из республиканского бюджета, а также

эмиссионных ресурсов банковской системы. Неплатежи и дефицит оборотных

средств у предприятий в реальном секторе экономики, обусловленные низкой

эффективностью хозяйствования, создают постоянный спрос на финансовые

ресурсы. С целью недопущения банкротств убыточных предприятий и сокращения

рабочих мест государство за неимением других источников (иностранных

кредитов и частных инвестиций) обеспечивает эти потребности преимущественно

за счет эмиссионного кредитования. Национальный банк вынужден продолжать

финансирование как текущих кассовых разрывов, так и дефицита

республиканского бюджета в целом. Кроме того, с 1999 г. применяются методы

внеэкономического принуждения в отношении коммерческих банков в части

кредитования государственных программ в области АПК за счет собственных

средств.

Поэтому решение задачи поэтапного снижения инфляции с применением

комплекса мер денежно-кредитной политики требует создания соответствующих

предпосылок за счет реформирования реального сектора экономики. Реализации

стабилизационной программы должны предшествовать кардинальная

инвентаризация и пересмотр (секвестирование) объемных ориентиров

государственных программ с целью приведения их в соответствие с финансовыми

возможностями государства. В первую очередь это касается программ в области

жилищного строительства и сельского хозяйства. Политика финансовой

стабилизации должна сопровождаться активной приватизацией и

реструктуризацией реального сектора экономики, созданием стимулирующей

институциональной среды для развития предпринимательства и привлечения

иностранных инвестиций. Важнейшей предпосылкой финансового оздоровления

экономики является кардинальное реформирование колхозно-совхозной системы

ведения сельскохозяйственного производства, которая в силу своей

неэффективности ложится тяжелым бременем на государственные финансы,

предъявляя перманентный спрос на финансовые ресурсы. Без продвижения по

этим направлениям ликвидация государственной финансовой подпитки чревата

массовыми банкротствами предприятий, ростом безработицы и социальной

напряженности и дискредитацией рыночных реформ в целом.

С целью минимизации издержек и негативных эффектов стабилизационной

политики необходимо придерживаться плавной траектории снижения инфляции и

ужесточения монетарных параметров, углубление которых должно быть

синхронизировано с динамикой структурных реформ в реальном секторе. Иными

словами, интенсивность применения макроэкономических финансовых

инструментов должна усиливаться по мере адаптации предприятий к новым

условиям самостоятельного полноценного функционирования.

Важнейшим условием и предпосылкой перехода к таргетированию инфляции

является обеспечение независимости Национального банка и самостоятельности

в выборе монетарных инструментов для достижения конечной цели. Решение

этого вопроса предполагает устранение давления на Национальный банк со

стороны правительства, которое заинтересовано в выполнении им активной

экономической функции. Для этого необходимо пересмотреть Банковский кодекс

с целью восстановления правовых основ его независимости. Достижение этой

цели предполагает изменение отдельных законодательных положений,

регламентирующих статус и взаимоотношения Национального банка с

исполнительной властью.

В соответствии с проектом Основных направлений кредитно-денежной

политики на 2004 г., одобренным правительством РБ 17 сентября 2003 года, в

следующем году белорусский рубль в реальном выражении не девальвируется, а

укрепится: на 2-3% по отношению к российскому рублю и примерно на 6% по

отношению к доллару США.

В целом денежно-кредитная политика в будущем году будет более жесткой,

чем в текущем. Номинальная девальвация национальной валюты по отношению к

российскому рублю в 2004 г. должна составить 4-5%, а по отношению к доллару

— 8-12%. Инфляция превысит девальвацию и составит 14-18%. Следовательно,

Национальный банк ожидает реального укрепления курса белорусского рубля

(превышение инфляции над девальвацией) по отношению к доллару США примерно

на 6%.

В проекте Основных направлений денежно-кредитной политики Российской

Федерации на 2004 г. инфляция запланирована на уровне 8-10%, что на 2-3%

ниже инфляции в РБ даже с учетом запланированного в РБ уменьшения

номинального курса белорусского рубля по отношению к российскому, т.е.

Нацбанк планирует укрепление белорусского рубля и по отношению к

российскому, хотя и всего на 2-3%. Это практически не скажется на состоянии

взаимной торговли наших стран (сейчас по паритету покупательной способности

белорусский рубль недооценен по отношению к российскому примерно на 15%).

Следует ожидать, что планы девальвации по отношению к доллару в 2004

г. будут выдержаны, тогда как по отношению к российскому рублю это вовсе не

обязательно. Дело в том, что, несмотря на формальные заявления о привязке к

российскому рублю, фактически белорусский рубль привязан к доллару США

посредством установления Нацбанком фиксированных темпов девальвации. Эти

темпы в последние годы выдерживаются, тогда как изменение курса BYR/RUB в

устанавливаемые Нацбанком ежеквартально границы укладывается далеко не

всегда. Курс российской валюты по отношению к доллару на торгах Московской

межбанковской валютной биржи в последнее время испытывает довольно резкие

колебания, которым белорусская валюта не следует.

Национальный банк своим постановлением от 28 июля 2000 г. «настойчиво»

рекомендовал банкам достичь того, чтобы к декабрю 2003 года процентные

ставки по вновь выдаваемым валютным кредитам на срок менее одного года

составляли не более 11% годовых и на срок свыше года — не более 9,5%.

Новые ограничения по ставкам введены и в части рублевых кредитов. В

ноябре-декабре 2003 г. они должны быть не выше ставки рефинансирования

Национального банка плюс 3%. Если же учесть, что ставка рефинансирования

должна, по его планам, понизиться до 28% годовых, то это означает, что

предельная величина ставок по рублевым кредитам не должна будет превышать

31% годовых.

Очевидно, что стремление правительства и Национального банка удешевить

кредиты для реального сектора экономики ставит ряд трудновыполнимых

вопросов перед банковской системой. В первую очередь с точки зрения цены

привлекаемых ресурсов. По состоянию на середину года основными донорами

белорусских банков были физические лица, которые хранили на своих

банковских счетах 1,03 трлн. руб. и 434,4 млн. USD. Величина процентных

ставок по срочным вкладам физических лиц в этот же период колебалась в

пределах 28-32% годовых и 6-9% в инвалюте.

Одним из основных инструментов, позволяющих эффективно воздействовать на

снижение темпов инфляции, является ресурсосбережение. Достаточно отметить,

что материальные затраты в общих затратах на производство продукции (работ,

услуг) в целом по народному хозяйству составляют более 60%, затраты на

энергоресурсы (топливо, электроэнергию и теплоэнергию) - соответственно

около 20%.

Сокращение ресурсопотребления достигается, с одной стороны, на основе

снижения затрат материальных ресурсов непосредственно на предприятиях, с

другой - посредством осуществления структурных сдвигов на уровне народного

хозяйства и отдельных отраслей. Первый путь в большей мере связан с

модернизацией производства и заменой устаревших технологий (хотя,

безусловно, определенный эффект могут дать и организационные меры, усиление

режима экономии, всемерное стимулирование ресурсосбережения), что требует

соответствующих финансовых и инвестиционных вложений при определенном

временном лаге.

Второй путь позволяет получить более быстрый эффект, поскольку

способствует развитию эффективных и менее ресурсоемких отраслей и

производств, предоставляет возможность в какой-то мере маневрировать

материальными ресурсами на существующих производственных мощностях и

ускоренно развивать перспективные направления, получая тем самым

дополнительный кумулятивный эффект.

Поддержание низкоэффективных производств (хотя отдельные предприятия

необходимо сохранять) приводит, в конечном счете, к консервации

неэффективной системы производства, ее высокой материало- и энергоемкости.

Поэтому необходимо сокращать государственную поддержку материало- и

ресурсоемких убыточных и низкорентабельных производств, более широко

применяя рыночные методы по повышению эффективности их функционирования

(реструктуризацию, смену форм собственности, санацию, банкротство и др.).

Характерной особенностью работ по экономии и рациональному

использованию топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов в

ближайшей перспективе должен стать комплексный и предметный подход к их

осуществлению, реальное обеспечение ресурсо- и энергосберегающих

мероприятий финансовыми и другими видами ресурсов. При этом значительная

активизация работ предусматривается по следующим направлениям:

• совершенствование отраслевой, технологической и территориальной

структуры народного хозяйства в направлении сокращения доли ресурсо- и

энергоемких производств;

• увеличение масштабов внедрения ресурсо- и энергосберегающих

мероприятий на основе внедрения прогрессивных технологических процессов и

оборудования во всех сферах народного хозяйства;

• расширение спектра организационно-экономических мер, направленных на

сокращение потерь при добыче, производстве, хранении, транспортировке,

использовании топлива и энергии, сырья и материалов;

• оптимизация топливно-энергетического баланса страны на основе

повышения уровня использования вторичных энергетических ресурсов,

нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, замещения

высококачественных органических топлив менее дефицитными и дешевыми

энергоресурсами;

• приоритетное использование отечественного сырья и материалов,

местных видов топлива при производстве продукции.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на

2001-2005 гг. предусматривается обеспечить снижение материалоемкости

валового выпуска на 6-7% и энергоемкости ВВП на 20-25%. Принятый курс на

опережающий рост результатов производства по сравнению с затратами

материально-технических ресурсов базируется на проведении комплекса мер

законодательного, организационного, технического, финансово-экономического

характера.

Трансакционные издержки в переходной экономике связаны, с одной

стороны, с трансформационными процессами и формированием рыночной

экономики, созданием и функционированием соответствующих институтов и

рыночной инфраструктуры, с другой стороны, представляют затраты

непосредственно в сфере обращения при движении товаров от производителя к

потребителю.

В конечном счете, трансакционные издержки влияют на увеличение цен и

являются хотя и не главным, но системным фактором инфляции. Поэтому меры,

позволяющие снизить или хотя бы не допустить резкого возрастания

трансакционных издержек на этапе системного реформирования экономики

страны, являются важной частью экономических преобразований и оказывают

серьезное влияние на снижение инфляции.

Величина трансакционных издержек становится не только показателем

степени несовершенства рынков, но и количественным выражением издержек

отсутствия его институтов. Например, отсутствие институтов арбитража ведет

к издержкам неисполнения контрактов пли требует от контрагентов

дополнительных расходов на страхование и гарантии. Таким образом,

трансакционные издержки формируют общественный спрос на институты.

Важнейшим позитивным моментом перехода от экономики планового типа к

рынку является реальная возможность перенести значительную часть издержек

трансакции непосредственно с государственного аппарата на самих участников

рыночного обмена и повысить тем самым эффективность работы экономической

системы. В частности, такие важнейшие элементы трансакционных издержек, как

поиск информации о товаре, поиск партнера в сделке и сбор информации о нем,

процедуры торга, подготовка к подписанию контракта, оплата и оформление

контракта в процессе его реализации не являются (или являются лишь в особых

случаях) в рыночной экономике составляющими государственных затрат. В то же

время необходимость уменьшения значения такой характеристики

функционирования экономики, как общие трансакционные издержки (в отличие от

внутригосударственных) вынуждают государство сохранять за собой

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.