бесплатно рефераты
 

Государство и рыночная экономика

Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.

Действенность государственного регулирования экономики с помощью

бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров

расходуемых сумм; во-вторых, от структуры этих расходов; в-третьих, от

эффективности использования каждой единицы расходуемых средств.

Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия

государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для

воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль

налогов. Но главная роль налогов - регулирующая. Государственное

регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора

налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот.

Налоги в государственном регулировании экономики играют двоякую роль: с

одной стороны, это главный источник финансирования государственных

расходов, материальная основа бюджетной политики, с другой стороны, это

инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов - не

просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а

создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение

юридических и физических лиц. Для этого используются временно или

селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.

Особое место среди средств государственного регулирования экономики,

осуществляемого при помощи налогов, играет ускоренное амортизационное

списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация

скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешений министерств финансов.

Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных

условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных

изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный

цикл, занятость и НИОКР. Суть его в отрыве физического процесса снашивания

машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках

производства переноса стоимости вещественных носителей основного капитала

на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного

списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой

прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в

издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для

финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

При проверки правильности уплаты налога с прибыли налоговые инспекторы

соглашаются с калькуляцией издержек производства или услуг только если

амортизационные отчисления были произведены в соответствие с нормами,

разрешенными министерством финансов. От этого зависит величина балансовой

прибыли, ставка и размер налога, а также выплачиваемые дивиденды.

Варьирование норм ускоренного амортизационного списания основного

капитала широко используется во всех развитых странах как средство

государственной конъюнктурной и структурной политики, а также для

стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для

финансирования природоохранных мероприятий. Эффект варьирования норм

амортизационных отчислений заметен в годы благоприятной конъюнктуры, т.е. в

периоды спадов и кризисов действенность амортизационной политики

ослабевает. Чем хуже конъюнктура, тем труднее реализовать прибыль, меньше

возможностей для самофинансирования, а амортизационные льготы,

предоставляемые государством, становятся менее привлекательными стимулами

для частных инвестиций. Льготы по ускоренному амортизационному списанию

равнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный

бюджет. Результатом может быть повышение других налогов или рост

государственной задолжности.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени

в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в

государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом

и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных

объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным

государственным органам. Государственный сектор существовал во многих

странах задолго до развития капитализма, включая почту, частично

транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы

государственного регулирования экономики государство строило, выкупало у

частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере

инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было

всегда выгодно и необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с

точки зрения частного капитала.

В одних странах государственный сектор возник в основном в результате

национализации ряда отраслей и предприятий (во Франции, Италии,

Великобритании, Австрии), в других государство строило либо приобретало

разоряющиеся хозяйственные объекты (в США, Швеции, Японии). В первой группе

стран доля государственного сектора в национальном богатстве выше, чем во

второй.

Значительная часть государственного сектора - это объекты

инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть -

государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где

требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная.

Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть

государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-

государственных компаний.

Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей

деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от

принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для

решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности

частного хозяйства.

Монопольная прибыль, а зачастую и прибыль вообще, не является

первостепенной целью деятельности государственного сектора в

инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и

переподготовке кадров, в области охраны окружающей среды, так как высоких

прибылей от этих сфер никто не требует, а убытки покрываются из бюджета.

Поэтому государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности,

транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая, таким

образом, издержки в частном секторе.

Активно используется государственный сектор как средство

государственного регулирования экономики. Так, в условиях ухудшения

конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения

сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут.

Таким образом правительственные органы стремятся противодействовать спаду

производства и росту безработицы. Государственный сектор играет заметную

роль в государственной структурной политике. Государство создает новые

объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности,

отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно. Так,

государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и

переподготовке кадров. Государственные фирмы занимаются и внешней

торговлей, вывозом капитала за рубеж, зачастую выступая пионерами во

внедрении национального капитала в какую-либо страну (например, участие

германского концерна “Volkswagen”, частично находившегося в собственности

федерального и земельного правительств, в автомобильной промышленности

Чехии).

В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства

там и такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала

оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит

повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из

инструментов перераспределения валового внутреннего продукта (валовый

внутренний продукт - это совокупная стоимость продукции сферы материального

производства и сферы услуг, независимо от национальной принадлежности

предприятий, расположенных на территории данной страны).

Размеры государственного сектора, его доля в национальной экономике,

изменяются не только в результате нового строительства и приобретения, но и

как следствие приватизации - продажи рентабельных, реконструированных

объектов государственного сектора частному капиталу. В 80-х и 90-х годах

эта тенденция заметно усилилась.

Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования

экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал

средств внешнеэкономического регулирования.

Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри

страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи:

изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на

инвестиции в основной капитал и др.

Однако имеются и специальные инструменты непосредственного воздействия

на хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, меры

стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и

административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных

кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных

ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или

ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение

условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения

отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы

капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в

международных экономических организациях, интеграционных государственных

объединениях.

Отдельные инструменты государственной экономической политики могут

употребляться в различных целях, в различных сочетаниях и с разной

интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того

или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования

экономики в конкретный период.

Высшей формой государственного регулирования экономики является

государственное экономическое программирование. Его задача - комплексное

использование в глобальных целях всех элементов государственного

регулирования экономики.

По мере усложнения задач по регулированию хозяйства правительства стали

формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи,

определять порядок их решения и органы, ответственные за исполнение этих

решений, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования.

Объектами таких целевых программ обычно являются отрасли (в частности,

сельское хозяйство); регионы; социальная сфера (например, социально-

экономическая адаптация переселенцев, обеспечение их работой и жильем);

различные направления научных исследований.

Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные среднесрочные

программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодной корректировкой

и продлением на один год (скользящее программирование). Чрезвычайные

программы разрабатываются в критических ситуациях, например, в условиях

кризиса, массовой безработицы, опасной инфляции; они, как правило,

краткосрочные. В инструментарии их осуществления заметное место занимают

средства административного регулирования.

Уровень развития государственного программирования в отдельных странах

различен. Практически во всех странах рыночной экономики осуществляются

целевые программы. Одна из самых старых - регионально-энергетическая

целевая программа по освоению бассейна реки Теннесси в США, программа

развития ядерной энергетики во Франции, хозяйственного развития юга Италии.

Известны общенациональные чрезвычайные программы по восстановлению

экономики Южной Кореи после войны, по структурной перестройке и

приватизации новых земель (Восточной Германии) после присоединения ГДР к

ФРГ.

В цитадели рыночного хозяйства - США - общенационального

программирования нет, но широко применяются целевые и чрезвычайные

программы. Очевидно, различия в степени развития программирования в

отдельных странах зависят от характера и масштабов задач, которые

экономическая и социальная ситуация ставят перед государством.

Субъекты экономического программирования - государственные учреждения,

ответственные за составление программ, их непосредственное осуществление и

контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным

органом (например, Комиссариатом по планированию во Франции), а если его

нет, то министерствами экономики и финансов или специальным межминистерским

органом. При этом министерство экономики, как правило готовит проект самой

программы, формулирует иерархию целей, сроки и последовательность

осуществления отдельных мероприятий, называет инстанции, несущие

ответственность за исполнение.

Министерство финансов разрабатывает план финансирования программы. К

разработке программ широко привлекаются представители центрального банка,

союзов предпринимателей, торгово-промышленных палат, профсоюзов, создаются

различные комиссии и советы экспертов.

Программа и финансовый план ежегодно (в связи со скользящим принципом

продления) утверждаются парламентом, также раз в год заслушиваются отчеты

об их исполнении.

Государственного экономическое программирование оказалось достаточно

эффективным при решении ряда хозяйственных и социальных задач, однако у

этой эффективности есть объективные границы. В условиях рыночной экономики

программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой

рекомендательно-стимулирующий характер. Тем не менее оно оказалось

достаточно эффективным средством решения задач разного уровня; если

государственные программы часто и не реализовались полностью, они все-таки

обеспечивали социально-экономическое развитие в желательном направлении. Не

менее важно и то обстоятельство, что программирование позволяет

синтетически использовать все средства государственного регулирования

экономики, избежать противоречивости и несогласованности регулирующих

мероприятий отдельных государственных учреждений.

Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках

экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на

конкурентоспособность отдельных компаний, положение отраслей, регионов,

социальных групп и вызывают сопротивление тех, чьи интересы оказались

ущемленными. На государственные программирующие органы поэтому постоянно

оказывается разностороннее влияние, отражающее противоречивые интересы

отдельных групп, общественных сил , политических парий.

Рассмотрим механизм государственного регулирования на примере политики

цен.

Вопреки распространенному у многих мнению, что в странах рыночной

экономики ценообразование происходит стихийно, в действительности цены

являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны

государства. Цены являются одной из критических точек экономической и

социально-политической жизни, где сталкиваются групповые интересы

производителей и потребителей, оптовых и розничных торговцев, профсоюзов и

союзов предпринимателей, экспортеров и импортеров. Цены затрагивают

интересы каждого и, естественно, вокруг них идет борьба в партиях и

парламентах, в правительстве и на переговорах социальных партнеров, на

международных совещаниях.

Воздействие на цены служит глобальным целям государственного

регулирования экономики, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе

с инфляцией, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках

и смягчению социальной напряженности. Воздействие государственной

экономической политики на другие объекты регулирования, в свою очередь,

отражается на процессах формирования цен.

Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже

экстренные цели, которые могут в данный конкретный момент не совпадать с

другими целями, но в конечном итоге они всегда служат генеральной цели

государственного регулирования - оптимизации темпов и пропорций

экономического развития и стабилизации социальной системы

Классическая политическая экономия рассматривала свободно

складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания

равновесия между спросом и предложением. Однако в действительности

идеальной всеобщей и полной свободы ценообразования никогда не было. Весь

вопрос в степени и формах ограничения свободной игры цен. Даже если

абстрагироваться от возможностей сговора производителей и продавцов, на

протяжении всей истории капитализма можно проследить воздействие

государства на цены.

Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа,

продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы,

таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом

воздействующие на внутренние цены, - вот далеко не полный перечень мер

государственного регулирования цен за последние 100 - 150 лет.

Первая мировая война, начавшаяся вслед за ней депрессия и кризис

послужили переломным моментом в истории государственного регулирования цен.

Х.Мюллер писал по этому поводу, что политические и экономические потрясения

в государстве и обществе вызвали осознание того, что в интересах лучшего

функционирования хозяйства, более равномерного распределения и избежания

опасности революционного переворота было бы целесообразно, чтобы

государство взяло на себя заботу по регулированию хозяйственного процесса и

поддержанию справедливых цен.

Попытки регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем

внешнеторговой политики оказались несостоятельными. К середине 30-х годов

во многих развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы,

предоставляющие государству полномочия по воздействию на цены, вплоть до их

замораживания, и государственные мероприятия по воздействию на цены стали

составным элементом государственного регулирования экономики.

Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить

законодательный, административный и судебный характер. Принятые

парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными

субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования.

Комплекс этих законов представляет собой ценовое право, входящее составной

частью в гражданское право. На основе этого права уполномоченные

государственные органы осуществляют административную деятельность по

регулированию цен. В случае нарушения законов виновные могут быть

привлечены к судебной ответственности.

Законопроекты по ценам, как и по другим хозяйственным вопросам,

вносятся в парламенты партийными фракциями, независимыми депутатами или

правительством, непосредственно мероприятия по регулированию цен

осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк. В ряде

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.