бесплатно рефераты
 

Государственное регулирование рынка труда

на 8,4 миллиона человек. За последние 3 года при практически стабильной

численности трудовых ресурсов (в среднем 84,1 миллиона человек) численность

занятых во всех секторах экономики сократилась с 1995-1996 годов на 1,1

миллиона человек (с 66,5 до 65,4 миллионов) и с 1996-1997 года ещё на 0,7

миллионов человек (с 65,4 до 64,7 миллионов человек).

Наибольшее сокращение численности произошло в отраслях промышленности

(ВПК, лёгкой, текстильной, химической, машиностроение), геологии, разведке

недр, науке и научном обслуживании.

Пожалуй, главное событие 1997г. - появление новой тенденции в динамике

безработицы (таблица 2.1).

Таблица 2.1

Безработица (на конец периода)

тыс. человек

| |года |

|Показатели |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |

| | | | | | | | |

|Незанятые |472 |982 |1085 |1879 |2549 |2751 |2203 |

|безработные (по |59 |577 |836 |1637 |2327 |2506 |1999 |

|методологии | | | | | | | |

|Госкомстата РФ) | | | | | | | |

|безработные (по | | | | | | | |

|методологии МОТ) |- |2200 |3800 |5478 |6400 |6800 |6400 |

|в % к экономически | | | | | | | |

|активному населению | | | | | | | |

|Незанятые |0,6 |1,3 |1,4 |2,5 |3,5 |3,8 |3,1 |

|безработные (по | | | | | | | |

|методологии |0,1 |0,8 |1,1 |2,2 |3,2 |3,4 |2,8 |

|Госкомстата РФ) | | | | | | | |

|безработные (по |- |2,9 |5,1 |7,3 |8,3 |9,4 |9,0 |

|методологии МОТ) | | | | | | | |

Как видно из таблицы, численность безработных сократилась, по

сравнению с 1998г., на 507 тыс. человек (по методологии Госкомстата

Российской Федерации) и на 400 тыс.чел (по методологии МОТ).

В феврале 1997г. численность незанятых, определяемой по методологии

Госкомстата, достигла максимальной за последние 7 лет величины - 3,9%

экономически активного населения. По сравнению с этим уровнем у декабрю

1997г. число незанятых уменьшилось на 622 тыс.чел. уровень безработных к

концу года снизился до 3,1%, что является минимальной величиной за

последние 3 года.

В 1997г. происходило уменьшение численности безработных, как

официально регистрируемый (с 3,4% экономически активного населения в конце

1996г. до 2,8%), так и оцениваемой по методологии МОТ (соответственно с

9,4% до 9,0%), что корреспондируется с некоторым улучшением

общеэкономическогй ситуации.

Основная причина уменьшения численности безработных связана с

финансовыми трудностями Государственного фонда занятости населения, которые

привели к сбою налаженной системы выплаты пособий по безработице,

сокращению объемов профессионального обучения безработных и участия их в

общественных работах, как следствие - снижение финансовой мотивации

регистрации в качестве безработных.

За 6 лет экономических реформ в России доля занятых в государственном

секторе снизилась почти в 2 раза - с 75,4% до 32,9% (табл.2.2).

Таблица 2.2

|Показатели |Года |

| |1991 |1997 |

|Удельный вес в численности населения, % | | |

|в государственном секторе |75,4 |32,9 |

|в аппарате государственного управления |2,3 |4,4 |

|Удельный вес в численности населения лиц, | | |

|получающих пособия и субсидии из бюджета, % |22,9 |26,5 |

|Расходы на социальное обеспечение в % к ВВП |6,3 |12,6 |

|Уровень безработицы, % |2,6 |9,0 |

Удельный вес занятых в аппарате государственного управления увеличился

с 2,3 до 4,4%, т.е. на 90%. В результате увеличения числа лиц, получающих

поддержку из бюджета и повышения величины пособий, приходящихся в среднем

на одного человека, общая сумма социальных расходов в России повысилась с

6,3 до 12,6% ВВП. Уровень безработицы увеличился более, чем в 3 раза - с

2,6 до 9,0%, в то время как доля занятых в общей численности населения

сократилась с 49,7 до 44,4%, что привело к углублению экономического

кризиса в России.

Возрастной состав безработных, зарегистрированных в органах

Федеральной государственной службы занятости, за последние два года

практически не изменился. Как видно из таблицы 2.3. наметилась тенденция

уменьшения доли молодежи в возрасте 16-29 лет в общей численности

безработных и увеличения доли граждан в возрасте 30-49 (54) лет. В

настоящее время доля молодежи среди зарегистрированных безработных

составляет около 32%.

Таблица 2.3

млн.чел.

| |01.01.96 |01.01.97 |01.07.97 |

| | | | |

|Численность | | | |

|зарегистрированных |2,3 |2,5 |2,3 |

|безработных, всего | | | |

|в том числе: | | | |

|в возрасте 16-29 лет |0,8 |0,9 |0,7 |

|предпенсионного возраста |0,1 |0,2 |0,1 |

|других возрастов |1,4 |1,4 |1,5 |

Перемены на рынке труда и рост безработицы повысили требования к

качеству рабочей силы. Увеличение спроса со стороны работодателей на

квалификационные кадры изменяет состав безработных в зависимости от уровня

имеющегося образования (таблица 2.4).

Таблица 2.4

млн.чел.

| |01.01.96 |01.01.97 |01.07.97 |

| | | | |

|Численность | | | |

|зарегистрированных |2,3 |2,5 |2,3 |

|безработных, всего | | | |

|в том числе: | | | |

|высшее профессиональное | | | |

|образование |0,2 |0,2 |0,2 |

|среднее профессиональное | | | |

|образование |0,6 |0,5 |0,5 |

|начальное профессиональное | | | |

|образование |- |0,3 |0,3 |

|среднее общее образование |1,0 |0,9 |0,8 |

|неполное среднее образование |0,5 |0,4 |0,5 |

Работники низкой квалификации или узкой специализации имеют меньше

шансов найти новое рабочее место. Удельный вес безработных, не имеющих

профессионального образования (имеющих среднее общее, неполное среднее,

начальное образование), увеличился с 66% в 1996г. до 68% в 1997г. [6].

Огромную роль в проведении политики занятости на рынке труда играют

службы занятости. Непосредственный объем работы служб занятости составляют

группы безработных, прошедших регистрацию. Через аккумуляцию

зарегистрированных безработных и реализацию для них специальных программ и

услуг государство может регулировать меру своего непосредственного влияния

на рынок труда.

Динамика численности безработных, прошедших и не прошедших регистрацию

(рис. 2.1) не совпадает. Данное несовпадение свидетельствует о менявшейся

роли службы занятости в аккумуляции резервной рабочей силы.

В 1992г. незарегистрированная безработица растет опережающими темпами.

Государственная служба занятости находится в стадии становления, ее

известность недостаточна, безработные граждане пользуются преимущественно

иными способами поиска работы.

Рис.2.1. Динамика численности безработных, зарегистрированных в службе

занятости и не прошедших регистрацию

В 1993 и 1994г. приросты численности безработных, прошедших

регистрацию и предпочитающих самостоятельно искать работу, сближаются. К

этому периоду относится завершение, в целом, отработки основных программ

службы занятости. Возможности поиска работы на открытом рынке труда

сужаются [30].

1995г. в определенной мере можно считать переломным. Численность

зарегистрированных безработных за год увеличилась на 700 тыс. при

сокращении числа не прошедших регистрацию на 200 тыс. человек.

Можно предположить, что данный сдвиг объясняется расширившимися

возможностями службы занятости по поддержке безработных, заметная часть

которых концентрируется в программах обучения, на общественных работах и

т.д. Обращение в государственную службу занятости постепенно стало основным

способом поиска работы. В 1993г. основным способом поиска работы назывались

"личные связи" (37%). В 1996г. наиболее значимым стало обращение в

государственную службу занятости (47%). Увеличилось и число предприятий,

прибегающих к ее помощи при найме работников и сообщающих сведения о

вакансиях. Видимо, сказались три основные причины. Во-первых,

профессионально-квалификационный состав безработных улучшился и стал больше

соответствовать потребности предприятий. Во-вторых, безработные менее

притязательны к новому рабочему месту (заработной плате режиму труда и

т.д.), чем самостоятельно ищущие новую работу. В-третьих, сама служба

занятости расширяла слияние на рынок труда, что сделало ее более

авторитетной. В службе занятости собираются сведения о 30 - 50% всех

вакансий.

Возможности самостоятельного поиска работы заметно сузились. До 50%

официальных безработных составили именно добровольно покидающие рабочие

места. Одна из основных причин увольнений по собственному желанию -

экономическая. По некоторым данным, "свободный поиск" новой работы нередко

занимал три-четыре месяца, по истечении которых "неудачники"

регистрировались как официальные безработные. Важно отметить, что к концу

1995г. появляются первые признаки финансового дефицита Фонда занятости.

Дотации из федеральной части фонда получили 40 субъектов Федерации (в 1994

г. - 23).

В 1996г. увеличивается численность как незарегистрированных (на 100

тыс. человек), так и зарегистрированных безработных (на 300 тыс. человек).

Однако региональная динамика отдавших предпочтение службе занятости

приобретает разную направленность. В 58 регионах их численность растет, в

32 - сокращается. Обращает на себя внимание тот факт, что подавляющая часть

регионов, имевших в 1996г. отрицательную динамику зарегистрированной

безработицы, относится к проблемным территориям. Именно в эти регионы было

направлено 76% объема дотаций и федеральной части фонда [31].

В первые девять месяцев 1997г. снижение официальной безработицы

отмечалось уже в 74 субъектах Федерации (на 380 тыс. человек).

Однако численность не прошедших регистрацию безработных продолжала

расти (табл.2.5).

Таблица 2.5

Приросты численности безработных, рассчитанных

по методологии МОТ

млн.чел.

| |Всего |В том числе |

| | |не |зарегистрированы в |

| | |зарегистри-рованы|службе занятости |

| | |в службе | |

| | |занятости | |

| | | | |

|1993-1992 гг. |0,6 |0,4 |0,2 |

|1994-1993 гг. |1,3 |0,5 |0,8 |

|1995-1994 гг. |0,9 |0,2 |0,7 |

|1996-1995 гг. |0,4 |0,1 |0, |

|1997-1996 гг. |-0,3 |0,1 |-0,4 |

Одна из важных составляющих гибкости рынка труда - сохранение

вариантности поиска работы (самостоятельно, через средства массовой

информации, негосударственные фирмы по найму персонала, прямое обращение в

службу занятости и т.д.). Можно дать несколько объяснений изменению в

численности зарегистрированных безработных.

Во-первых, предпочтение самостоятельному поиску работы отдавали те,

кто обладал относительно более высоким "потенциалом трудоустройства".

Косвенно данный вывод подтверждает тот факт, что в 1996г. численность

безработных до четырех месяцев сократилась, а число не имеющих работу свыше

восьми месяцев выросло на 243 тыс. человек (табл.2.6).

Таблица 2.6

Изменение численности безработных по группам продолжительности

продолжительности периода поиска работы

к предыдущему году, тыс.чел.

| |1994г. |1995г. |1996г. |1997г. |

| | | | |(6 мес.) |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|По всем группам |794 |670 |202 |-368 |

|До 1 месяца |79 |28 |1 |-108 |

|От 1 до 4 месяцев |275 |171 |-47 |-191 |

|От 4 до 8 месяцев |242 |135 |4 |32 |

|От 8 месяцев до 1 года |128 |149 |98 |-109 |

|Более 1 года |71 |188 |145 |9 |

|К 1993г., разы | | | | |

|По всем группам |1,73 |2,35 |2,54 |2,20 |

|До 1 месяца |1,48 |1,65 |1,66 |1,00 |

|Or 1 до 4 месяцев |1,70 |2,14 |2,02 |1,53 |

|От 4 до 8 месяцев |1,96 |2,50 |2,52 |2,65 |

|От 8 месяцев до года |1,70 |2,52 |3,05 |2,46 |

|Более 1 года |1,73 |3,65 |5,14 |5,23 |

Во-вторых, невыплаты пособий по безработице способствовали уходу из

числа зарегистрированных тех безработных, которые не вели активный поиск

работы, предпочитая ему пособия по безработице. Вероятно, частично этими

причинами можно объяснить сокращение числа не имеющих работы от восьми

месяцев до одного года в течение шести месяцев 1997г.

В-третьих, и это наиболее существенный вывод, вытеснение безработных и

сокращение программ службы занятости в наиболее затруднительное положение

поставили тех, у кого были наибольшие проблемы при самостоятельном поиске

рабочего места и кто едва ли сможет без помощи государства сохранить

контакт с рынком труда. Наглядным подтверждением данного вывода служит тот

факт, что группа безработных свыше восьми месяцев стала самой

многочисленной.

Таким образом, в 1995 - 1996гг. было достигнуто оптимальное

соотношение между объемами регистрируемой и нерегистрируемой безработицы.

Сокращение зарегистрированной безработицы в 1997г. связано не только с

намечающимися позитивными изменениями на рынке труда, но и с переливом

безработных в незарегистрированную. Предварительно, можно указать на две

"внутренние" причины: снижение финансовых возможностей осуществления

политики занятости и недостаточную эффективность реализуемых, программ.

2.2. Анализ состояния рынка труда Республики Башкортостан

Прошедший 1997 год характеризовался прежде всего как год серьезных

структурных изменений, которые после достижения в экономике определенной

стабилизации должны создать стартовые условия для устойчивого роста в

1998г. и последующие годы.

Ситуация с занятостью населения в республике неотрывна от положения в

экономике и на сегодня она остается достаточно сложной и напряженной.

В 1997г. снижение численности работающих на крупных и средних

предприятиях в 1,5 раза превысило сложившиеся в последние годы темпы и

составило около 55 тыс.человек. Ежегодно численность занятых в

производственной сфере снижалась в периоде 92-97г. в среднем на 30-35 тыс.

человек. При этом наибольшие потери численности занятых приходятся на

промышленность, сельское хозяйство и строительство. Отток рабочей силы

происходит в основном из государственных и муниципальных предприятий из-за

неудовлетворенности условиями труда и длительных задержек выплаты

заработной платы. В то же время увеличивается число работников системы

образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и органов

управления.

В истекшем 1997 году работодателями уволено по различным причинам

почти 290 тыс. человек, из них 70% - по собственному желанию. Наиболее

высокий процент сохраняется в строительстве (28,9%), в учреждениях

информационно-вычислительного обслуживания (19,3%), науки и научного

обслуживания (18%).

Сохраняются значительные объемы неполной занятости. Численность

работающих в режиме неполного рабочего времени составила в конце года 58,8

тысяч человек. Наибольшие масштабы отмечались в промышленности, на

транспорте, в строительстве, торговле и общественном питании. В течение

года 165,4 тыс. человек (232тыс.чел. в 1996 году) находились в вынужденных

административных отпусках, более половины из них без денежной компенсации.

Средняя продолжительность этих отпусков, в течение последних трех лет

составила на одного работника около 30 дней.

Общее количество неотработанного времени персоналом, работавшим по

инициативе администрации неполное рабочее время и находившихся в

административных отпусках, за 1997 год составило более 7 млн.человеко-дней

(10 млн.чел.-дней в 1996г.), что равнозначно

Таблица 2.7

Основные показатели деятельности органов службы занятости

Республики Башкортостан в январе-декабре

|№ п/п| |1994г., |1997г., |

| | |чел. |чел. |

| | | | |

| |На 1 января | | |

|1. |Численность ищущих работу граждан, состоящих| | |

| |на учете, которым назначено пособие по | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.