бесплатно рефераты
 

Государственное регулирование экономики

целям повышения эффективности народного хозяйства.

Также осуществляется и внешнеэкономическое регулирование. Это меры

стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического

опыта. Кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и

инвестиций за рубежом, введение или отмена пошлин во внешней торговле; меры

по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику

страны, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в

международных экономических организациях, интеграционных межгосударственных

объединениях. Отдельные инструменты государственной экономической политики

могут употребляться в различных целях, в разных сочетаниях и с разной

интенсивностью. В зависимости от характера целей будет меняться место того

или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования в

конкретный период.

Государственное экономическое программирование.

Высшей формой государственного регулирования экономики является

государственное экономическое программирование. Его задача - комплексное

использование в глобальных целях всех элементов регулирования. По мере

усложнения задач стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и

долгосрочные задачи, определять порядок их решения и органы, ответственные

за исполнение этих решений, выделять необходимые средства и определять

порядок финансирования. Объектами таких целевых программ обычно являются

отрасли; регионы; социальная сфера; различные направления научных

исследований. Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные

среднесрочные общеэкономические программы составляются, как правило, на

пять лет с ежегодным продлением на один год. Чрезвычайные программы

разрабатываются в критических ситуациях, в условиях кризиса, массовой

безработицы, большой инфляции. Осуществляются они, как правило, средствами

административного регулирования. Практически во всех странах с рыночной

экономикой осуществляются целевые программы. Это, к примеру, приватизация

новых земель Восточной Германии после присоединения к ФРГ. Субъектами

экономического программирования являются государственные учреждения,

ответственные за составление программ, их осуществление и контроль над их

исполнением. Программы разрабатываются специальным государственным органом

или министерствами экономики и финансов. Министерство финансов также

разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ также

широко привлекаются представители центрального банка, союзы

предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и

финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное

экономическое программирование является достаточно эффективным при решении

ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование

может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно-

стимулирующий характер, тем не менее, оно является эффективным средством

решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило, программы

обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении.

Программирование позволяет использовать все средства ГРЭ и избежать

противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных

государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы

и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и

неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий,

положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивление

тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие

органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы

отдельных групп.

Возможные теоретические модели осуществления государственного

регулирования.

В настоящее время, как основные, рассматриваются следующие модели:

кейнсианство и монетаризм. Для иллюстрации этих моделей приведём два

рисунка (см. рис. 1 и 2).

В первом случае нахождение макроравновесия между спросом и предложением в

точке N1 соответствует неполной занятости. Полная занятость при этом

находится в точке N3. Достижение макроравновесия в точке N3 возможно при

условии стимулирования совокупного спроса согласно теории Д.Кейнса - т.е.

увеличению расходов государства, стимулирование инвестиций и т.д. Во втором

случае макроравновесие находится правее точки полной занятости N2. В точке

N2 спрос превышает предложение.

Рис 1 Рис 2

[pic]

Достижение равновесия возможно за счёт снижения спроса. Это означает,

что государство проводит рестриктивную политику сдерживания экономики, т.е.

политику урезания государственных расходов и повышения налогов. Типичные

меры монетаризма - сокращение бюджетного дефицита (секвестирование

государственных инвестиций, социальных расходов, субсидий, повышение цен на

продукцию в государственном секторе экономики и т.д.), ограничение роста

заработной платы трудящихся, ограничительная кредитно-денежная политика,

введение лимитов на эмиссию денег и на государственные займы в Центральном

Банке, увеличение процентной ставки, ослабление контроля над ценами и

экспортными операциями, поощрение перелива капитала в экспортный сектор

экономики, девальвация денег для оздоровления платёжного баланса. Однако

для результативного применения монетаристской, так называемой

«ортодоксальной» программы необходимы следующие условия:

o высокая эластичность цен по отношению к денежной массе,

o достаточная эластичность цен внутреннего рынка к общемировым,

o достаточная эластичность предложения (производства товаров и услуг) по

отношению к ценам,

o значительная взаимозаменяемость народнохозяйственных ресурсов в связи с

быстрым изменением предложения.

Современные кейнсианцы считают, что спад производства в

постсоциалистических странах вызван чрезмерным увлечением монетаризмом -

нарушением совокупного спроса в результате ограничительной финансовой

политики. Ключевая проблема по их понятиям - преодоление спада

производства, а главная угроза для правительства - безработица и

значительное сокращение инвестиций в социальную сферу, снижение уровня

жизни населения. Бюджетный дефицит, с которым борются монетаристы, они

рассматривают в качестве возможного позитивного стимулятора конъюнктуры.

Монетаристы в свою очередь замечают, что в годы расцвета

кейнсианства инфляция была невысока, а безработица велика.

С конца 70-х гг. Формируется новое течение в направленности

государственного регулирования экономики - концепция предложения. Она

исходит из недостаточности использования одной лишь финансовой и денежной

политики, воздействия на спрос и включение механизма целенаправленного

воздействия на предложение. Делается ставка на меры по снижению издержек

производства, что приведёт к уменьшению инфляционных ожиданий населения и

предпринимателей. Тем самым снижение темпов инфляции будет достигнуто не за

счёт увеличения безработицы, а в результате поведения субъектов рынка,

ориентированных на снижение издержек. Среди типичных мер по стимулированию

предложения:

o сокращение подоходного налога,

o расшивка узких мест в производстве (в том числе улучшение маркетинга,

повышение качества профессионального образования),

o создание служб трудоустройства,

o сдерживание ставок заработной платы вплоть до замораживания при снижении

налогов,

o создание благоприятной атмосферы для предпринимательства, особенно

инновационного.

При условии снижения издержек кривая предложения сместится вправо вниз (см.

рис. 3), что означает и снижение инфляции, и рост производства.

Рис. 3

[pic]

Использование в качестве антиинфляционной меры снижение налогов было

подвергнуто критике в плане сокращения налогов в годы инфляции. Кейнсианцы

и другие экономисты однозначно утверждали, что сокращение налогов вызовет

крупный бюджетный дефицит, который в свою очередь вызовет новый виток

инфляции.

Однако А.Лаффер установил, что более низкие ставки налогов вполне

совместимы с прежними и даже возросшими налоговыми поступлениями.

Сокращение налогов не должно вызвать инфляционные дефициты. Его взгляд

основывался на том, что известно теперь, как кривая Лаффера, которая,

согласно рис. 4 описывает связь между ставками налогов и налоговыми

поступлениями. Основная идея заключается в следующем:

по мере роста ставки налога от 0 до 100 % налоговые поступления будут

расти до некоторой точки максимума, а затем снижаться до нуля.

Налоговые поступления после этой точки падают потому, что более высокие

налоговые ставки, по предположению сдерживают экономическую активность

и, следовательно, сокращают налогооблагаемую базу. Т.е. при условии

нахождения точки ставки налогов выше оптимума снижение ставки налога

приведёт не к снижению, а к росту налоговых поступлений.

Рис. 4

[pic]

Механизм государственного регулирования политики цен.

Цены являются объектом постоянного внимания и регулирования со стороны

государства. Цены являются одной из критических точек экономической и

социально-политической жизни, где сталкиваются интересы потребителей и

производителей, импортеров и экспортеров. Воздействие на цены служит

глобальным целям государственного регулирования, целям конъюнктуры и

структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению национальной

конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной

напряженности. Воздействие государственной экономической политики на другие

объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования

цен. Конкретные акции в области цен могут иметь краткосрочные или даже

экстренные цели, который могут в данный конкретный момент не совпадать с

другими целями, но они всегда служат генеральной цели государственного

регулирования - оптимизация темпов и пропорций экономического развития и

стабилизации социальной системы.

Классическая политическая экономия рассматривала свободно

складывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержания

равновесия между спросом и предложением. Тарифы на услуги государственных

железных дорог, почты, телеграфа, продажа продовольствия из государственных

запасов в неурожайные годы, таможенная политика и косвенное

налогообложение, существенным образом воздействующее на внутренние цены -

вот не полный перечень мер государственного регулирования цен. Попытки

регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путем внешнеторговой

политики оказались несостоятельными. К середине 30-х годов во многих

развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы, предоставляющие

государству полномочия по воздействию на цены, вплоть до их замораживания,

и государственные мероприятия по воздействию на цены стали составным

элементом государственного регулирования экономики.

Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить

законодательный, административный и судебный характер. Принятые

парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными

субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования.

Комплекс этих законов представляет собой ценовое право. На основе этого

права уполномоченные государственные органы

осуществляют административную деятельность по регулированию цен.

Мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики,

финансов и Центральный Банк. В каждой стране при правительстве существуют

экспертные комитеты, куда входят известные специалисты. Комитеты призваны

консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать свое

мнение по поводу ценовых законопроектов.

Наблюдение и воздействие на цены.

Наблюдение за ценами является первичной формой государственной

активности в этой области. В настоящее время наблюдение за ценами служит

основой , на которой базируются все государственные акции в этой области.

Наблюдением за ценами занимаются центральные статистические управления.

Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-

исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям

международных организаций.

Главная цель наблюдения за ценами со стороны государственных органов и

их социальных партнеров - измерение роста стоимости жизни для определения

индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а

также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и

национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие

на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во

внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку,

варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег. Косвенное влияние на цены

оказывают, по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы

цели они ни служили.

Государственное вмешательство осуществляется путем санкционированного

правительственными органами завышения издержек производства через включения

в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчисления в другие

фонды. В результате этого в целых отраслях возникают ситуации, когда “

издержки подпирают цену “, то есть расчетные ( а не действительные )

издержки производства оказываются на всех предприятиях отрасли в результате

объявленных правительством льгот настолько высоки, что повышение цен

становится разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются на всю

отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной

конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен.

Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования

является государственная политика установления цен на так называемые

акцизные товары. Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают

государственные субсидии. Один из видов таких субсидий - ценовые -

предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или

потребителю. Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в

отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна,

например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей

строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями

или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм,

устанавливают по договоренности с партнерами “конкретные цены”, которые

становятся затем базовыми ценами для отрасли.

Эффективным средством регулирования цен является налог на добавленную

стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и

дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно

воздействуют на цены. Особым направлением государственной экономической

политики является государственное воздействие на внешнеторговые цены.

Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортёров от налогов , а

в некоторых странах -экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов

и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой

конкуренции на мировом рынке.

Установление фиксированных цен на товары и услуги.

Установление цен на минеральное сырье, добываемое в государственных

шахтах, на электроэнергию с государственных электростанций и

железнодорожные, почтово-телеграфные тарифы - пример фиксации цен на товары

и услуги госсектора. Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют

снижению издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной

конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или

дефицитности этих объектов государственной собственности. Фиксация цен или

установление пределов их повышения в негосударственном секторе - типичное

средство административного хозяйственного регулирования. Применяется оно

редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является неэффективным

в долгосрочном и даже среднесрочном аспекте. Используется чаще всего в

исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной

напряженности. Контроль над ценами на определенные виды товаров

осуществляется национальными органами.

Другим важным инструментом государственной политики является

налогообложение .

Налоги - основной источник бюджетных средств. В государствах с

рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят

видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны,

поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и

воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на

товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов

в бюджет попадают значительные суммы (например в США около 30 процентов

всей стоимости производимых товаров и услуг).

Одна из основных проблем - справедливость распределения налогового

бремени. Существует три основные системы, основанные на понятии

прогрессивности налогообложения - отношения суммы, взимаемой в виде

налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода.

o пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);

o регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже,

чем выше доход работника);

o прогрессивный налог (в процентном отношении чем выше доход, тем выше

налог).

Представляется, что наиболее справедливым является прогрессивный

налог, однако процентное повышение налога не должно быть значительным,

чтобы не ослаблять стимулы к труду, а следовательно - к большим заработкам.

Как правило, подоходный налог построен именно по этому принципу. Однако

налоги с продаж и акцизы являются фактически регрессивными, так как они

в большинстве случаев перекладываются на потребителей, в доходе которых

одна и та же сумма занимает различную долю.

Задача государства - собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить

потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства

налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается

массовое уклонение от уплаты налогов (см. рис. 4).

Государственное предпринимательство.

Оно осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит

природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск.

Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что

первоочередная цель государственного предпринимательства - не

получение дохода, а в решение социально-экономических задач, таких как

обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний,

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.