бесплатно рефераты
 

Фондовая биржа

руб.

В период нэпа товарные биржи и фондовые отделы при биржах существовали

с 1921 по 1930 r. Организация фондовых бирж в СССР была предусмотрена

постановлением ВЦИК и СНК о валютных операциях.

В фондовых отделах допускались сделки по покупке и продаже иностранной

валюты и векселей, чеков и иных платежных документов, золота и серебра в

слитках, государственных ценных бумаг, облигаций государственных и

кооперативных Предприятий, а также допущенных к обращению в СССР

иностранных ценных бумаг.

Ценности, находившиеся в обороте, например царские десятки, иностранные

ценности и другие, по соображениям экономической политики не были допущены

на биржу.

Это обусловило возникновение внебиржевого рынка, на котором к тому же

осуществлялись активные спекулятивные операции и с отечественной валютой.

Фондовые отделы находились в ведении Наркомфина, который устанавливал

правила совершения сделок и осуществлял надзор за их деятельностью.

Органами управления фондового отдела являлись общее собрание членов отдела,

совет фондового отдела и ревизионная комиссия.

Самостоятельно фондовый отдел осуществлял созыв и проведение общих

собраний, организовывал работы различных компаний, учреждал должность

маклеров, издавал справочники и т.д.

Членами фондового отдела бирж и их постоянными посетителями могли быть

представители Наркомфина, НКВТ и Госбанка, а также кредитные

учреждения, кооперативные союзы, крупные частные торговые и

промышленные предприятия, которым по закону было предоставлено право

производить фондовые биржевые операции.

Помимо членов фондового отдела участниками торгов могли быть постоянные

и разовые посетители. Они имели право совершать операции исключительно

через маклеров. Фондовые маклеры заключали сделки согласно Положению о

биржевых маклерах, по которому они не имели права производить операции ни

за свой счет, ни от своего имени, не могли состоять ни на какой-либо службе

или заниматься самостоятельной коммерческой деятельностью. Это делалось с

целью создать в лице фондового маклера профессионального посредника на

бирже.

У маклера сосредоточивались заявки на спрос и предложение валют и

фондов. На основе полученных данных маклер заключал сделки. Заключенные

сделки оформлялись им в так называемой «маклерской записке».

Несмотря на большое сходство во внешних формах организации фондовых

отделов в России до революции и в период нэпа, их экономическая природа

была различна. Они являлись не объектом регулирующего воздействия, а

органами регулирования валютно-фондового рынка, выражением регулирующей

воли государства.

В рамках централизованного управления экономикой распределение

материальных и финансовых ресурсов совершалось преимущественно

государственными органами разных уровней. При этом пропорции в

распределении материальных ресурсов предопределяли направления движения

денежных средств.

Государство могло через регулирование оплаты труда и цен, налоги,

свободный доступ к ссудному фонду Центрального банка, наличноденежную и

кредитную эмиссию привлекать средства для реализации своих программ,

поэтому оно не испытывало острой потребности в налаживании реального рынка

собственных долговых обязательств. И тем не менее возрождение рынка ценных

бумаг в период нэпа произошло за счет расширения государственного кредита и

формирования рынка государственных бумаг. В двадцатые годы было размещено

24 госзайма. Первый из них был осуществлен в 1922 г.; для физических лиц 6%-

ный выигрышный заем на 100 млн. руб., а для предприятий 8%-ный заем, в

ценные бумаги которого предприятия должны были вложить не менее 60%

резервных капиталов. Первоначально реализация займа шла в добровольной

форме, длительные сроки и трудности распространения привели Наркомфин на

путь принудительного размещения. Облигации выдавались в счет заработной

платы рабочим и служащим.

С начала 30-х годов по 1957 г. государство осуществило 45 займов. В

1948 г. займы 1936—1946 гг. были конверсированы в государственный 2%-ный

заем 1948 г. В 1957 г. правительство приняло решение об отсрочке начальной

даты выплат по облигациям на 20 лет до 1977 г.

Общим для всех этих займов являлось, во-первых, то, что это была форма

принудительного изъятия средств предприятий и заработной платы населения.

Во-вторых, непривлекательность из-за невысоких процентов и частого

невыполнения обязательств государством, которое выражалось в отсрочке

выплат или конверсии займов, при этом выплачивался незначительный доход за

пользование этими средствами. Погашение всех послевоенных займов

закончилось в декабре 1991 г. В первой половине 90-х годов Россия начала

переход к рыночной организации экономики.

Приватизация промышленности и других объектов государственной

собственности заложили основы к формированию российского фондового рынка.

2. Организационно-правовые основы и организация функционирования фондовой

биржи.

2.1. Правовая база создания и функционирования фондовой биржи.

Приватизация, структурная перестройка промышленности, коренные

изменения в финансово-кредитной сфере с неизбежностью повлекли за собой

развитие российского рынка ценных бумаг. В этой связи возник вопрос о

правовом регулировании динамично развивающегося рынка. Особенности

государственной экономики, долгое время существовавшей в нашей стране, не

позволили перенести имевшийся, хотя и небольшой, опыт в этой области в

современные российские условия. Мировой опыт в области правового

регулирования рынка ценных бумаг — это уже результат развития стабильных

экономик, и его полное перенесение в российскую развивающуюся, нестабильную

экономику также не представляется возможным

Гражданский кодекс, принятый в 1994 г.. безусловно, определил

магистральное направление развития рынка ценных бумаг, так как дал ответ на

вопросы классификации, порядка обращения ценных бумаг Но рынок требует

создания объемной нормативной базы. учитывая указанное многообразие видов

ценных бумаг и специфику их обращения. Несомненно, очередной вехой в

развитии этой финансовой сферы стал Федеральный закон "О рынке ценных

бумаг", принятый 22 апреля 1996 г[2]. Но этого явно мало. Поэтому в

настоящее время многие вопросы функционирования финансового рынка решаются

с помощью постановлений Правительства РФ и Федеральной комиссии по рынку

ценных бумаг, инструкций Министерства финансов РФ. инструкций и писем

Центрального банка РФ

Рынок ценных бумаг существует в тесной связи с другими сферами

экономики и выполняет особую роль, являясь при этом регулирующим элементом

экономики. Исторически этот тип рынков был сформирован, чтобы помочь

перемещению капитала от тех. кто располагает свободными денежными

ресурсами, к тем, кто имеет потребность в финансировании инвестиционных

проектов, путем создания вторичного рынка ценных бумаг. Возможность

быстрой перепродажи ценных бумаг побуждает многих инвесторов покупать их и

таким образом предоставлять капитал учреждениям, нуждающимся в нем

По закону о РЦБ фондовой биржей может признаваться только организатор

торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации

торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной

деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств.

Фондовая биржа создается в форме некоммерческого партнерства и

организует торговлю только между членами биржи. Другие участники рынка

ценных бумаг могут совершать операции на бирже исключительно через

посредничество членов биржи.

Служащие фондовой биржи не могут быть учредителями и участниками

профессиональных участников рынка ценных бумаг — юридических лиц, а также

самостоятельно участвовать в качестве предпринимателей в деятельности

фондовой биржи.

Фондовые отделы товарных и валютных бирж, являющиеся таковыми согласно

законодательству Российской Федерации, признаются фондовыми биржами и в

своей деятельности, за исключением вопросов их создания и организационно-

правовой формы, руководствуются требованиями Федерального закона,

предъявленными к фондовым биржам

Основные права и обязанности фондовой биржи

Фондовая биржа самостоятельно устанавливает размеры и порядок взимания:

• отчислений в пользу фондовой биржи от вознаграждения, получаемого ее

членами за участие в биржевых сделках;

• взносов, сборов и других платежей, вносимых членами фондовой биржи за

оказываемые ею услуги;

• штрафов, уплачиваемых за нарушение требований устава биржи, правил

биржевой торговли и других внутренних документов фондовой биржи

Фондовая биржа самостоятельно устанавливает процедуру включения в

список ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже, процедуру листинга и

делистинга.

Фондовая биржа обязана обеспечить гласность и публичность проводимых

торгов путем оповещения ее членов о месте и времени проведения торгов, о

списке и котировке ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже, о

результатах торговых сессий. [3]

Фондовая биржа не вправе устанавливать размеры вознаграждения,

взимаемого ее членами за совершение биржевых сделок

Являясь организатором рынка ценных бумаг, фондовая биржа первоначально

занимается исключительно созданием необходимых условий для ведения

эффективной торговли, но по мере развития рынка ее задачей становится не

столько организация торговли, сколько ее обслуживание.

Изначально фондовая биржа создавалась для того, чтобы поощрять и

поддерживать торговлю ценными бумагами, обеспечивающую соблюдение интересов

ее участников. Поэтому биржа рассматривалась как надлежащим образом

организованное место для торговли.

Фондовые биржи это организации, деятельность которых заключается в

создании условий для обращения ценных бумаг и определении их рыночных цен.

Она должна состоять не менее чем из трех членов, все из которых должны

быть ее акционерами. Не акционеры не могут быть членами биржи. Фондовая

биржа создается как закрытое акционерное общество.

Фондовая биржа не преследует коммерческих целей. Ее деятельность

основана на самоокупаемости. Фондовая биржа не является коммерческой

организацией.

Для ведения биржевой деятельности, в соответствии с "Законом о

предприятиях и предпринимательской деятельности, бирже необходимо

зарегистрироваться и получить лицензию в Министерстве экономики и финансов.

Без таковой лицензии осуществление биржевой деятельности незаконно.

Фондовые биржи действуют на основании "Положения о выпуске и обращении

ценных бумаг и фондовых биржах РФ"[4], а также на основании Устава и

внутреннего распорядка по совершении сделок с ценными бумагами.

Порядок совершения сделок во время биржевых торгов, а также и порядок

расчетов по окончательным сделкам фондовая биржа выбирает и вырабатывает

сама. Все это должно быть утверждено Министерством экономики и финансов при

регистрации биржи. Последующие изменения в Уставе биржи также должны быть

утверждены Министерством.

Министерство экономики и финансов имеет право приостановить или

отозвать лицензию, а также применить иные санкции при:

1) Не соответствии уставных документов, правил и деятельности биржи

законам о фондовых биржах РФ.

2) Не соответствии правил внутреннего распорядка биржи правилам,

установленным Министерством экономики и финансов РФ.

3) Нарушении законов о фондовых биржах РФ, правил или внутреннего

распорядка деятельности бирж руководителями или членами биржи.

Фондовая биржа вправе устанавливать:

1) Квалификационные требования к представителям членов на биржевых

торгах.

2) Минимальные обязательственные требования к инвестиционным

организациям, необходимым для вступления в члены биржи.

Членами фондовой биржи могут быть: инвестиционные компании,

исполнительные органы государства, которые осуществляют операции с ценными

бумагами. Только члены фондовой биржи могут осуществлять на ней

деятельность. Не разрешается временное членство на бирже, а также сдача

биржевого места на бирже не членам биржи.

Финансовая деятельность биржи осуществляется за счет:

1) регулярных членских взносов членов фондовой биржи.

2) продажи акций биржи, дающей право вступить в ее члены

3) биржевых сборов с каждой сделки, заключенной на бирже.

4) других доходов.

Доходы биржи направляются на покрытие ее расходов.

Правила допуска ценных бумаг к торговле на фондовой бирже или

исключение их из торговли устанавливаются биржей по согласованию с

Министерством экономики и финансов РФ.

2.2. Организация работы на фондовой бирже.

2.2.1. Задачи фондовой биржи:

Первая задача биржи заключается в том, чтобы предоставить место для

рынка, т.е. централизовать место, где может происходить как продажа ценных

бумаг их первым владельцам, так и вторичная их перепродажа.

Для выполнения первой задачи фондовой бирже недостаточно отработать

правила и системы регулирования торговли, необходимо предъявлять достаточно

жесткие требования к компаниям, поставляющим ценные бумаги для продажи, и

членам биржи, которые на профессиональном уровне ведут торговлю и

представляют интересы клиентов, не имеющих возможности принимать

непосредственное участие в торговле на бирже, а вынужденных прибегать к

услугам посредников.

Второй задачей фондовой биржи следует считать выявление равновесной

биржевой цены. Выполнение этой задачи возможно в силу того, что биржа

собирает большое количество как продавцов, так и покупателей, предоставляя

им рыночное место, где они могут встречаться не только для обсуждения и

согласования условий торговли, но и для выявления приемлемой стоимости

(цены) конкретных ценных бумаг. Для реализации указанной задачи биржа

обеспечивает открытость информации, характеризующей как эмитента, так и его

ценные бумаги, стандартизацию условий установления цен, использование

средств массовой информации для распространения информации о котировках цен

и сделках.

Третья задача биржи — аккумулировать временно свободные денежные

средства и способствовать передаче права собственности. Привлекая

покупателей ценных бумаг, биржа дает возможность эмитентам взамен своих

финансовых обязательств получить нужные им средства для инвестиций, т.е.

способствует мобилизации новых средств, с одной стороны, а с другой —

расширению круга собственников.

Четвертая задача фондовой биржи — обеспечение гласности, открытости

биржевых торгов. Нужно иметь в виду, что биржа не гарантирует того, что

вложенные в ценные бумаги средства обязательно принесут доход. Биржа

отвечает за централизованное распространение биржевой информации. Она также

должна получать и комментировать любые решения правительства, которые могут

повлиять на курсы тех ценных бумаг, которые котируются на ней.

Пятая задача биржи заключается в обеспечении арбитража. При этом под

арбитражем следует понимать механизм для беспрепятственного разрешения

споров. Он должен определить круг лиц, которые могут выполнять поставленную

задачу, а также возможные компенсации пострадавшей стороне. Многие биржи

для решения задачи арбитража создают специальные арбитражные комиссии, в

состав которых включают независимых лиц, имеющих как опыт в ведении

биржевой торговли, так и в решении споров, имеющих возможность

беспристрастно выслушать обе стороны и принять взвешенное решение.

Шестая задача биржи — обеспечение гарантий исполнения сделок,

заключенных в биржевом зале. Ее выполнение достигается тем, что биржа

гарантирует надежность ценных бумаг, которые котируются на ней. Это

достигается тем, что к обращению на бирже допускаются только те ценные

бумаги, которые прошли листинг, т. е. соответствуют предъявляемым

требованиям.

Кроме того, на бирже имеется возможность подтверждения условий покупки

или продажи ценной бумаги.

Как только участники торгов (члены биржи, брокеры — представители

продавца и покупателя) согласовали условия сделки, они тут же

регистрируются, и участник торгов получает соответствующее подтверждение от

биржи. Поэтому не может быть никаких споров о том, какое конкретное

соглашение было принято по поводу этой сделки.

Выполняя указанную задачу, биржа берет на себя обязанности служить

посредником при осуществлении расчетов.

Седьмая задача биржи — разработка этических стандартов, кодекса

поведения участников биржевой торговли. Для ее выполнения на бирже

принимаются специальные соглашения, которые разрешают использование

специфических слов и оговаривают соблюдение их строгой интерпретации:

устанавливают место и способ торговли (биржевой зал, терминал, экран,

телефон), а также время, в течение которого могут совершаться сделки;

предъявляют определенные квалификационные требования к участникам торгов

(обязательная сдача экзаменов для получения квалификационного аттестата или

статуса).

Биржа должна контролировать разработанные ею стандарты и кодекс

поведения, применять штрафные санкции вплоть до приостановки деятельности

или лишения лицензии в случае их несоблюдения.

2.2.2. Члены фондовой биржи

Фондовая биржа относится к числу закрытых бирж. Это означает, что

торговать на ней ценными бумагами могут только ее члены. В российском

законодательстве определяется, что членами фондовой биржи являются ее

акционеры, любые профессиональные участники рынка ценных бумаг. Согласно

действовавшим ранее нормативным документам членами биржи могут быть также

государственные исполнительные органы, в основные задачи которых входит

осуществление операций с ценными бумагами. В России к профессиональным

участникам рынка ценных бумаг относят коммерческие банки, поэтому они также

могут быть членами биржи. Причем коммерческие банки, как правило, самые

активные члены биржи. Хотя следует отметить, что не во всех странах

коммерческим банкам разрешено заниматься биржевой деятельностью или,

напротив, на них делается основная ставка. Например, в 1993 г. 79% акций

Франкфуртской фондовой биржи принадлежали отечественным коммерческим банкам

и 10% — зарубежным банкам. Членами российских фондовых бирж являются, как

правило, юридические лица. В зарубежной практике можно выделить разное

отношение к категории членов фондовой биржи. В одних странах предпочтение

отдается физическим лицам (США), в других — юридическим (Япония, Канада), в

третьих (их большинство) — не делается различия между физическими и

юридическими лицами.

В большинстве государств в деятельности бирж разрешается принимать

участие иностранным физическим и юридическим лицам, удовлетворяющим

предъявляемым требованиям. В то же время в отдельных странах (в Канаде и во

Франции) иностранные лица не могут быть членами биржи или их участие в

уставном фонде бирж ограничивается. В российском законодательстве этот

вопрос не затрагивается. [5]

Так как члены российских бирж — ее акционеры, то их число ограничено.

Оно определяется уставным фондом, количеством выпускаемых акций и тем их

количеством, которым может владеть один член биржи. Такая практика

характерна для большинства стран в мире. Поэтому приём новых членов биржи

оговаривается уставом. В зарубежной практике можно встретить биржи, которые

не ограничивают число ее членов. В этом случае право торговли

предоставляется либо руководством биржи, либо уполномоченными

государственными органами.[6]

Для фондовой биржи все ее члены равны, т.е. не допускаются разные

категории членов, как это имеет место, например, на товарных биржах. Это

приводит к тому, что не может быть временного членства, сдача места члена

биржи в аренду или залог тем лицам, которые не являются членами данной

биржи или фондового отдела.

В зарубежной практике, напротив, выделяют разные категории членов

фондовой биржи. Например, фирмы—члены Международной Лондонской фондовой

биржи разбиваются на три категории.

Первая наиболее важная. К ней относятся члены биржи, которые могут

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.