бесплатно рефераты
 

Фискальная политика государства

G — государственные расходы;

Т— налоговые поступления

На графике размеры государственных расходов постоянны. На самом же

деле они меняются. Но эти изменения зависят от решений парламента и

правительства, а не от роста ВНП (валового национального продукта). Поэтому

график не показывает прямой связи государственных расходов от увеличения

ЧНП. Налоговые же поступления во время подъема растут. Это происходит

потому, что увеличиваются продажи и доходы. Изъятие же части доходов

налогами сдерживает темпы экономического роста и инфляции. В результате

действующих сил, помимо усилий правительства, предотвращается перегрев

экономики из-за диспропорций во время подъема.

В этот период налоговые поступления превышают государственные расходы

(T>G). Возникает излишек— профицит государственного бюджета, который

позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым в

депрессивный период экономики.

График отображает и падение налоговых поступлений в период, когда ЧНП

уменьшается, т. е. падает производство, что ведет к образованию дефицита

государственного бюджета (G>T). Если бы объем налоговых поступлений

сохранился на прежнем уровне во время экономического кризиса, хозяйственная

конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические риски, что

спровоцировало дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение

налоговых поступлений в этот период объективно оберегает общество от

нарастания кризиса и ослабляет падение производства.

Циклический дефицит (излишек) - дефицит (излишек) государственного

бюджета, вызванный автоматическим сокращением (увеличением) налоговых

поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне

спада (подъема) деловой активности.

Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний

равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают

размах этих колебаний.

На основании данных о циклических бюджетных дефицитах и излишках

нельзя оценивать эффективность мер фискальной политики, так как наличие

циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к

состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне

выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило,

сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства,

нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов.

В результате возникает структурный дефицит (излишек) государственного

бюджета - разность между расходами (доходами) и доходами (расходами)

бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко

оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и

структурным дефицитом.

Группа американских специалистов во главе с А. Лаффером изучила

зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного

налога. Эта зависимость отражена кривой Лаффера .

|Ставка налога (К), | | Рис. Кривая Лаффера |

|в процентах | | |

|100 | | |

| | | |

| | | |

|50 | | |

| | | |

| | | |

| | |(общая сумма налогов) |

Группа А. Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% Ro является

оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов TM.

При ставке налога выше Rо резко снижается деловая активность фирм и

работников, и тогда доходы уходят в теневую экономику. При R, близкой к

100% и равной 100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и

предпринимательству.

Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких

доходов) должна быть 50—70%.

Россия сегодня по налоговым поступлениям явно находится не в

оптимальной позиции. В результате запланированная величина налоговых

поступлении, превышающая 50 % ВВП, оказалась нереальной.

Фактически государство не может получить и 30-35% ВВП, что повлечет за

собой задержку выплаты заработной платы работникам бюджетных организаций,

усилению напряженности с ростом неплатежей предприятий друг другу.

Кривая Лаффера показывает, что при определенных условиях снижение

налоговых ставок может создать стимулы для бизнеса, способствовать

образованию дополнительных сбережении и тем самым содействовать

инвестиционному процессу. Уменьшение банкротств должно способствовать

расширению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков при

этом должно возрасти.

Налоговая система должна совершенствоваться по следующим важнейшим

направлениям:

- требуется уменьшение налогового бремени. Оно является чрезмерным

поскольку налоговые изъятия при составлении бюджета государства до сих

пор планировались в размере около половины ВНП. Мировой опыт и

теоретические разработки, отраженные в виде «кривой Лаффера»,

показывают, что тот уровень, с которого начинается массовое бегство

от налогов, обусловливает низкий уровень собираемости налогов. Кроме

того, в результате кризиса неплатежей предприятий подрываются условия

непрерывного производства;

- необходимо изменение структуры налоговых поступлений за счет

поэтапного увеличения уровня налогообложения физических лиц (доходов и

имущества), а также налогов на имущество и рентных платежей в

природоэксплуатирующих отраслях, что обеспечит рост платежей за

использование природных ресурсов. Резкий переход на преимущественное

налогообложение физических лиц невозможен, так как невысокие доходы

основной массы населения пока не позволяют проплатить такие налоги;

- назрела необходимость сокращения налоговых льгот. В сегодняшний

период, когда происходит глобальный пересмотр налоговой системы,

индивидуализация налоговых льгот оборачивается неразберихой и

коррупцией. Данная индивидуализация налоговых ставок возможна лишь и

хорошо отработанной, налаженной налоговой политике.

7. СОЧЕТАНИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ,

С ДЕНЕЖНОЙ И НАЛОГОВОЙ

Сочетание денежной политики и фискальной используется тогда, когда

предложение денег растет для того, чтобы предотвратить возрастание ставки

процента. Центральный банк печатает деньги для покупки ценных бумаг, а

затем правительство покрывает с их помощью свои бюджетный дефицит. Когда

происходит такое приспособление, то кривые IS и LM сдвигаются вправо.

Рис. Денежное приспособление

фискальной политики

Фискальная экспансия сдвигает кривую IS до уровня IS' и сдвигает

равновесие из точки Е в точку Е". При высоком уровне дохода растет спрос на

деньги, ставка процента увеличивается от i0 до i2, посредством чего

вытесняются инвестиционные расходы. Но ЦБ может приспособить фискальную

экспансию, выпустив больше денег. На рисунке это отражено сдвигом кривой LM

до LM ' и новой точкой равновесия Е'. Ставка процента остается на уровне i0

и уровень продукта возрастает до i1. Теперь понятно, что и денежная

фискальная политика может быть использована для расширения совокупного

спроса и увеличения национального продукта.

Итак, при растущем предложении денег наблюдается сдвиг кривой LM вниз

вправо, снижение ставки процента, рост совокупного спроса. С другой

стороны, можно использовать экспансионистскую фискальную политику,

сдвигающую кривую IS вверх вправо. Альтернатива между денежной и фискальной

политикой как инструментами стабилизационной политики - это сложный вопрос.

Важно рассмотреть, как они влияют на рост совокупного спроса.

В этом отношении существует отчетливое различие между денежной и

фискальной политикой. Денежная политика оказывает воздействие при

стимулировании процентно зависящих компонентов совокупного спроса, особенно

инвестиционных расходов. Убедительное доказательство этому - быстрый и

сильный эффект влияния денежной политики на жилищное строительство.

Фискальная политика, напротив, оказывает воздействие через покупку

государством товаров и услуг или через изменение налогов и трансфертов (под

госрасходами здесь понимаются оборонные расходы, снижение налогов на

прибыль корпораций, отчислений на соцобеспечение).

Рассмотрим влияние составляющих фискальной политики на ключевые

переменные. Один из интересных случаев - инвестиционные субсидии, когда

государство субсидирует инвестиции, таким образом как бы оплачивая часть

расходов каждой фирмы на инвестиции, т. е. при каждом уровне процента фирмы

теперь планируют больше инвестиций (рис. а).

Рис. Влияние инвестиции на ВНП

а) б)

Кривая IS (рис. б) сдвигается на величину роста инвестиций (рис. а)

(еще действует мультипликатор времени а). Новое равновесие достигается в

точке Е'. Ставка процента растет, но это не отменяет влияния инвестиционных

субсидий.

На рисунке показана экономика, первоначально находившаяся в точке Е. с

неполной занятостью, а затем достигающая уровня выпуска продукта у* при

полной занятости. Для достижения этого уровня продукта можно использовать

фискальную политику (экспансию) с продвижением к точке Е1 (с более высокой

ставкой процента). Можно выбрать денежную экспансию, ведущую к состоянию

полной занятости с более низкой ставкой процента (Е2). Можно также

подобрать сочетание фискальной и денежной политики приводящее к какому-либо

промежуточному состоянию. (Денежная экспансия сдвигает LM вправо вниз,

фискальная политика сдвигает кривую IS вправо вверх). Снижение ставки

процента в случае денежной экспансии означает, что инвестиции увеличатся от

E2 до Е1. Обе финансовые политики увеличивают продукт, но их влияние на

различные отрасли экономики различно. Необходимо решить, что даст

наибольшую выгоду.

Консерваторы доказывают необходимость снижения налогов. Они

поддерживают стабилизирующую политику, при которой налоги снижаются в

период регрессии и госрасходы сокращаются в период бума. Другие считают,

что необходимо расширить поле деятельности государства в сфере образования,

охраны окружающей среды, подготовки кадров и т. д. и следовательно,

поддержать экспансионистскую политику в форме роста госрасходов Доказано,

что необходимо действовать через снижение ставки процента поддерживая рост

инвестиционных расходов, т. е. государственные деятели могут выбирать такую

политику, которая будет не только приводить экономику к состоянию полной

занятости, но и окажет содействие в решении других проблем.

Рис. Выбор между денежной и

фискальной политикой

Налоговая политика - часть фискальной экономической политики,

проявляющаяся в установлении видов налогов, объектов налогообложения,

налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот. Все эти

параметры государство регулирует таким образом, чтобы поступление денежных

средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование государственного

бюджета. Но при этом приходится встречаться с главным

противоречием налоговой и всей фискальной политики.

Чем выше налоговое бремя, тем ниже, начиная с некоторого предела,

желание и возможность платить налоги и, что гораздо важнее, тем больше

ущерб, наносимый производству, созданию налогооблагаемого продукта,

взиманием налогов. Высокие налоги подтачивают само налоговое дерево,

которое их питает. Так что в основу государственной налоговой политики

должны быть положены не высокие, а рациональные налоговые ставки.

Другое дело, что государство успевает связать себя такими бюджетными

обязательствами расходов, что вынуждено искать спасения в налоговых

поборах для обеспечения расходов бюджета.

Налоговая политика государства связана не только с обеспечением

поступлений в бюджет, но и с проводимой структурно-инвестиционной

политикой. Регулируя налоги, налоговые ставки, налоговые льготы,

государство способно стимулировать тем самым развитие определенных видов

производств, оказывать воздействие на структуру потребления, поощрять

вложение средств в развитие экономики.

Таким образом, фискальная политика, будучи самым мощным направлением

государственной экономической политики в целом, сочетает в себе набор самых

разнообразных инструментов финансирования, бюджетирования, налогообложения.

8. ПРОБЛЕМЫ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Оценка эффективности фискальной политики чрезвычайно

проблематична.

И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную

роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако, ни та, ни другая

не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической

политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить

размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти

колебания они не в состоянии.

Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной

политики. К ним можно отнести:

- наличие временного лага между принятием решений и их воздействием на

экономику;

- административные задержки;

- пристрастие к стимулирующим мерам (сокращение налогов - популярное в

политическом плане мероприятие, а вот увеличение налогов может стоить

парламентариям карьеры). Тем не менее, максимально разумное применение

инструментов и автоматической, и дискреционной политики может

существенно влиять на динамику общественного производства и занятости,

снижение темпов инфляции и решение других экономических проблем.

Природа фискальных проблем России

в переходный период

Природа фискальных проблем заключается в том, что их не удается решить

раз и навсегда. Они могут возрождаться не только в случае чрезвычайных

ситуаций (например, война или стихийное бедствие), отрицательного внешнего

шока или просто ухудшения экономической конъюнктуры. Замедление темпов

необходимых институциональных и структурных реформ, а также ослабление

финансовой дисциплины очень быстро приводят к серьезным фискальным

трудностям.

Разные темпы и пути осуществления процесса трансформации в отдельных

странах не позволяют предложить единую характеристику фискальных проблем в

постсоциалистическом мире.

Доходы, расходы и дефицит консолидированного

бюджета государственного сектора в России (в % к ВВП)

| |Показа-|1989 |1990 |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996а|1997б|

| |тель | | | | | | | | | |

|Россия |доходы |н.д. |н.д. |н.д. |44,2 |36,1 |34,6 |32,2 |30,4 |н.д. |

| |расходы|н.д. |н.д. |н.д. |65,8 |43,3 |45,0 |37,7 |38,7 |н.д. |

| |сальдо |н.д. |н.д. |н.д. |-21,6|-7,2 |-10,4|-5,5 |-8,3 |-8,0 |

a Предварительные оценки

б Прогноз

Источник: EBRD [1996], EBRD [1997] и расчеты автора.

Общая сумма субсидий в России

в 1992-1994 гг. (в процентах к ВВП)

| |1992 г. |1993 г. |1994 г. |

|Россия |8,9 |8,6 |7,5 |

Фискальный дефицит, квазифискальные расходы

центрального банка и совокупный дефицит в экономике России

в 1992-1994 гг. (в % в ВВП)

| |Фис| | | | |Кв| | | | |С| | | | |

| |кал| | | | |аз| | | | |о| | | | |

| |ьны| | | | |иф| | | | |в| | | | |

| |й | | | | |ис| | | | |о| | | | |

| |деф| | | | |ка| | | | |к| | | | |

| |ици| | | | |ль| | | | |у| | | | |

| |т | | | | |ны| | | | |п| | | | |

| | | | | | |е | | | | |н| | | | |

| | | | | | |ра| | | | |ы| | | | |

| | | | | | |сх| | | | |й| | | | |

| | | | | | |од| | | | | | | | | |

| | | | | | |ы | | | | |д| | | | |

| | | | | | | | | | | |е| | | | |

| | | | | | | | | | | |ф| | | | |

| | | | | | | | | | | |и| | | | |

| | | | | | | | | | | |ц| | | | |

| | | | | | | | | | | |и| | | | |

| | | | | | | | | | | |т| | | | |

| |1992|1993|1994|1992|1993|1994|1992|1993|1994| | | | | |

|Россия |3,4 |8,1 |8,8 |11,3|1,7 |0,0 |14,7|9,8 |8,8 | | | | | |

Данные о фискальной политике в России

в 1991-1994 гг. (в процентах к ВВП)

|Позиция |1991 r. |1992 r. |1993 r. |1| | | | |

| | | | |9| | | | |

| | | | |9| | | | |

| | | | |4| | | | |

| | | | |r| | | | |

| | | | |.| | | | |

| | | | | | | | | |

|Бюджет | | | | | | | | |

|Федерации | | | | | | | | |

|Доходы |23,6 |16,6 |13,7 |1| | | | |

| | | | |1| | | | |

| | | | |,| | | | |

| | | | |0| | | | |

|Расходы |22,8 |27,4 |20,3 |2| | | | |

| | | | |1| | | | |

| | | | |,| | | | |

| | | | |9| | | | |

|Баланс |-0,8 |-10,7 |-6,7 |-| | | | |

| | | | |1| | | | |

| | | | |0| | | | |

| | | | |,| | | | |

| | | | |9| | | | |

|Бюджеты | | | | | | | | |

|регионов | | | | | | | | |

|Доходы |... |17,6 |15,7 |1| | | | |

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.