бесплатно рефераты
 

Финансовая политика государства и механизм ее реализации

таблицу).

Расходы федерального бюджета на 1997 год в условиях секвестра годовых

бюджетных назначений (млн. руб.)2

| |Расходы |Расходы |Отклонение |Удельный |

| |федеральног|федерально| |вес в |

| |о бюджета |го бюджета| |расходах, %|

| |на 1997 год|на 1997 | | |

| |- закон |год - | | |

| | |секвестр | | |

| | | | |по |секве|

| | | | |зако|стр |

| | | | |ну | |

|Всего расходов |529765200,1|421649120,|-108116080,|100,|100,0|

| | |0 |1 |0 | |

|Государственное |11592990.1 |10224719,1|-1368271,0 |2,19|2,42 |

|управление | | | | | |

|Международная |10232854,6 |7840402,8 |-2392451,8 |1,93|1,86 |

|деятельность | | | | | |

|Национальная оборона |104317526,5|83177401,8|-21140124,7|19,6|19,73|

| | | | |9 | |

|Правоохранительная |49711123,6 |43381253,2|-6329870,4 |9,38|10,29|

|деятельность и | | | | | |

|обеспечение | | | | | |

|безопасности | | | | | |

|государства | | | | | |

|Фундаментальное |15257501,2 |12947994,7|-2309506,5 |2,88|3,07 |

|исследование и | | | | | |

|содействие | | | | | |

|научно-техническому | | | | | |

|прогрессу | | | | | |

|Промышленность, |49636693,7 |29203937,9|-20432755,8|9,37|6,93 |

|энергетика и | | | | | |

|строительство | | | | | |

|Сельское хозяйство и |16100382,5 |9802223,1 |-6298159,5 |3,04|2,32 |

|рыболовство | | | | | |

|Охрана окружающей |2710561,0 |2519269,1 |-191291,8 |0,51|0,60 |

|среды и природных | | | | | |

|ресурсов, | | | | | |

|гидрометеология, | | | | | |

|картография и геодезия| | | | | |

|Транспорт, дорожное |3123052,0 |263355,1 |-489696,9 |0,59|0,62 |

|хозяйство, связь и | | | | | |

|информатика | | | | | |

|Развитие рыночной |1084600,0 |816970,0 |-267630,0 |0,20|0,19 |

|инфраструктуры | | | | | |

|Предупреждение и |8490027,5 |7045179,3 |-144848,2 |1,60|1,67 |

|ликвидация | | | | | |

|чрезвычайных ситуаций | | | | | |

|и после стихийных | | | | | |

|бедствий | | | | | |

|Образование |18470921,8 |16576363,6|-1894558,2 |3,49|3,93 |

|Культура и искусство |3323656,6 |2530924,7 |-792731,9 |0,63|0,60 |

|Средства массовой |2993728,1 |1715960,7 |-1277767,4 |0,57|0,41 |

|информации | | | | | |

|Здравоохранение и |11420259,2 |10003935,0|-1416324,3 |2,16|2,37 |

|физическая культура | | | | | |

|Социальная политика |18068545,7 |17245145,9|-823399,8 |3,41|4,09 |

|Обслуживание |78323436,0 |81518061,0|3194625,0 |14,7|19,33|

|государственного долга| | | |8 | |

|Пополнение |10746415,4 |10451410,6|-295004,8 |2,03|2,48 |

|государственных | | | | | |

|запасов и резервов | | | | | |

|Мобилизационная |888051,9 |817613,8 |-70438,1 |0,17|0,19 |

|подготовка экономики | | | | | |

|Расходы целевых |41192500,0 |19159573,3|-22032926,7|7,78|4,54 |

|бюджетных фондов | | | | | |

|Прочие расходы |72080372,7 |52037425,5|-20042947,2|13,6|12,34|

| | | | |1 | |

Правительство, предлагая по сути дела новый бюджет, исходило из

предварительных итогов исполнения федерального бюджета за первый квартал

1997г. и ожидаемой до конца 1997г. оценки по доходам, прогнозируемым в

331,6 трлн. рублей (сокращено против закона – 102,8 трлн. рублей, или на

23,7 %), источникам внутреннего и внешнего финансирования дефицита

федерального бюджета, прогнозируемым в объеме 90,0 трлн. рублей (сокращено

против закона – 5,4 трлн. рублей, или на 5,7 %).

Суть нового подхода к исполнению бюджета состоял в том, что

Правительство практически полностью отказалось от неденежных форм

финансирования расходов. При этом несколько статей бюджета не только не

были секвестированы, но и возросли по абсолютной величине расходов.

Сохранение в бюджете значимых, более 10 трлн. рублей, расходов на

обслуживание внутреннего долга свидетельствует лишь об одном –

Правительство намеренно зажимало рынок ГКО-ОФЗ в надежде на дальнейшее

падение ставок. На 2 трлн. рублей возросли и расходы на обслуживание

внешнего долга, что, несомненно, свидетельствовало о желании Правительства

ограничить внешние заимствования. В целом же замысел бюджетной стратегии

выглядел следующим образом. Притормозить рост ГКО-ОФЗ и сделать его как

можно менее доходным. Тем самым вынудить коммерческие банки постепенно

переориентироваться на промышленные секторы экономики. В свою очередь,

лишив промышленность зачетов и правительственных гарантий, ставится задача

заставить производителей втягивать реальные средства в процесс

производства.

Бюджет 1998 года выглядел еще более оптимистично. Предполагалось,

что введение Налогового Кодекса приведет к улучшению структуры источников

формирования налоговых доходов. Объем дефицита и источники его

финансирования определялись в 132 млрд. рублей (деноминированых) или 4,8 %

от ВВП по сравнению с 5,3 % в 1997 году. Прирост ВВП прогнозировался на

уровне 2 %, прирост промышленного производства – 3 %, годовой уровень

инфляции – 5,7 %. Практические доходы, заложенные в проекте бюджета 1998

года, примерно на том же уровне, на котором планировалось исполнение

бюджета 1997 года. Так исполнение бюджета на 1997 год - 331,6 трлн.

рублей. В проекте федерального бюджета 1998 года было заложено 367,5 млрд.

в новых деньгах. Расходы – 499 млрд. рублей или 17,1 % от ВВП.

Политика в области внутренних заимствований была направлена на:

- снижение доходности по государственным ценным бумагам до 11-14 %;

- реструктуризация и увеличение сроков заимствования с 260 дней в 1997

году до330 в 1998 году.

Многие политики и экономисты отмечали такие черты бюджета 1998 года как

реальность и нацеленность на рост экономических показателей.

Но этому бюджету не суждено было реализоваться. Налоговый кодекс был

отозван Президентом со второго чтения, Бюджетный кодекс не был принят,

немалый ущерб России нанес мировой кризис конца 1997 года.

В проекте федерального бюджета 1998 года расходы на обслуживание

государственного долга предусматривались в сумме 74,6 млрд. рублей, в том

числе по ГКО и ОФЗ в сумме 66,6 млрд. рублей.

Указанная сумма расходов сложилась из уже размещенных ГКО и ОФЗ с

датами погашения в 1998 году. При этом динамика доходности принималась

положительная, т. е. в 4 квартале 1997 года предполагалась доходность от 14

% до 17 % годовых, а в 1998 году – 10-14 % годовых.

Финансовый кризис внес существенные корректировки в расчеты Минфина по

обслуживанию внутреннего долга. По существу в течение всего 4 квартала

Минфин России был вынужден размещать бумаги с повышенной доходностью,

которая в конце ноября начале декабря поднималась до 41 % годовых, а в

декабре устойчиво составляла 32-35 % годовых.

В этой связи расчет эмиссии ГКО в 1998 году был произведен из

выходной ставки на начало года на уровне 31 % годовых. Что увеличило

процентные расходы по этому виду долга на сумму 18.9 млрд. рублей.

В целом по всем видам государственных ценных бумаг расходы

увеличились на 25,3 млрд. рублей.1

Причиной крушения бюджетной политики 1998 года стала

непродуманна, безответственная финансовая политика, проводимая в последние

годы. Ее итогом стал денежно-финансовый катаклизм: девальвация рубля,

банкротство государства по внутреннему долгу, введение контроля за

движением капитала. К середине 1997 года основным результатом финансовой

политики последних лет стало сокращение ВВП России более чем на 30 %. По

самым скромным оценкам, за данный период государственный долг России вырос

на 120 млрд. долларов: на 40 млрд. – внешний долг и на 80 – внутренний.

В настоящее время особенно остро проявились недостатки финансовой

политики, сдерживающие экономическое и социальное развитие Российской

Федерации. К ним относятся:

догматический (нетворческий) характер финансовой политики, ее неспособность

быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства;

отсутствие стратегических разработок;

проведение частичных, малообоснованных тактических мероприятий,

ориентированных на сиюминутную выгоду;

отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в экономике;

нарушение сбалансированности государственного бюджета Российской Федерации;

остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения социальных

потребностей граждан;

негативная тенденция низкого уровня прогнозирования важнейших показателей,

формирующих бюджетную систему.

В особую проблему выделяется недопоступление налоговых платежей.

Налоги собираются на уровне 60-70 % от запланированных доходов.

Это говорит о необходимости пересмотра фискальной политики:

ужесточение налоговой дисциплины (по разным источникам, доходы теневой

экономики составили около 1/4 федеральных бюджетных доходов);

упрощение налоговой системы (например, сокращение количества второстепенных

налогов, так как последних насчитывается уже 85);

внедрение принципов налогового федерализма;

ослабление налогового гнета;

налоговое стимулирование торговли и производства конкурентоспособных

отечественных товаров (необходимо для естественной стабилизации нашей

валюты и расширения налогооблагаемой базы не за счет количества, а

увеличения собираемости налогов).

Среди других проблем, приходится констатировать, что местные бюджеты

не обладают достаточными финансовыми ресурсами, что вызывает тенденции

сепаратизма, нарушение налогового законодательства и недоплаты в

федеральный бюджет. Это обусловлено рядом обстоятельств, среди которых:

— высокая степень концентрации финансовых ресурсов в

федеральном бюджете страны, что снижает значение региональных и местных

бюджетов;

— действующая практика формирования территориальных бюджетов,

при которой сохранен в своей основе механизм централизованно

устанавливаемых нормативов отчислений в местные бюджеты;

— тенденция переведения расходов вниз без соответствующего

подкрепления доходами, что приводит к дотации ранее сбалансированных

местных бюджетов;

— принятие федеральными органами власти таких решений, которые

адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются

достаточными финансовыми ресурсами;

— доминирующая роль регулирующих доходов в структуре

поступлений средств в региональные и местные бюджеты и низкой долей

закрепленных за территориями налоговых платежей.

Подводя итог, хотелось бы отметить необходимость проведения бюджетной

реформы в стране, за необходимость осуществление которой уже долгое время

выступают ведущие российские экономисты. Ими выделяются такие ее аспекты:

1. Теоретическая разработка и обоснование принципов построения бюджетной

системы Российской Федерации.

1. Создание реального бюджетного механизма, позволяющего воплотить

разработанные принципы на практике, принятие Бюджетного кодекса.

1. Разработка и принятие нормативных актов по разграничению полномочий и

функций между органами власти разного уровня, распределение расходов

между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов в соответствии с

полномочиями и функциями органов власти разного уровня.

1. Создание новой системы межбюджетного перераспределения финансовых

ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой

помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления.

1. Разработка новых принципов составления, рассмотрения, утверждения и

исполнения бюджета на каждом уровне управления.

Поэтому предстоящая бюджетная реформа по своему содержанию — это

весьма емкий комплексный процесс, включающий глубинные изменения и коренные

преобразования существующих ныне бюджетных отношений. Для успешного

осуществления такой радикальной реформы необходимо разработать подробную

программу ее проведения с изложением последовательности этапов реформы и

временных рамок ее реализации.

Заключение

Анализ четырехлетнего опыта осуществления бюджетной политики в

пореформенной России позволяет также подтвердить действенность и в

российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики,

определенных на основе международного опыта. Это – базирующаяся на

реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого

ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или

даже полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая подержанию на

кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования

частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов

экономического роста. Снижению безработицы, а следовательно, и повышению

уровня народного благосостояния.

Сейчас Россия идет по сложному пути реформ. Несомненно, политика,

проводимая правительством в области финансов, неоднозначна. Она содержит

как положительные стороны, так и много отрицательных моментов.

Мешают адекватной оценке экономической ситуации также требования

сельскохозяйственного, промышленного и военного лобби. В свою очередь

стремление различных партий выполнить наказы своих избирателей любой ценой,

несмотря на всю сложность экономической ситуации, повышение расходов на

государственный аппарат, бесперспективные решения правительства, которое,

идя на поводу у мощных лоббистских группировок и почувствовавших свою силу

субъектов федерации, пытается угодить каждому из них, пропорционально

распределяя скудные бюджетные поступления и тем самым окончательно

нейтрализуя скромную пользу, что они могли бы принести, будь они

сконцентрированы на каком-либо одном приоритетном проекте, — все это,

безусловно негативно сказывается на объективности финансово-бюджетной

политики, общей ситуации в стране, а в конечном счете — уровне жизни

населения.

Однако, несмотря на трудности, всегда сопровождающие переходную

экономику, я хотел бы выразить надежду, что реформы в бюджетной сфере

окажут свое позитивное влияние на общее экономическое положение в стране и

вкупе с другими с другими государственными регулирующими мероприятиями,

наконец, поставят на ноги отечественную экономику. Мне также видится, что

весомый вклад в укрепление экономической базы российского народного

хозяйства окажет развивающийся частный сектор экономики, которому

финансовая политика должна предоставить максимальные возможности для роста.

Кроме этого, я полагаю, что посильную помощь в реформировании механизмов

экономического регулирования экономики сможет внести новое поколение

экономистов, не обремененное прошлыми стереотипами административно-

командного управления государством.

Список использованной литературы

Федеральный закон «О федеральном бюджете 1997 года»//СЗ – 1997, - №9 – Ст.

1701

2. Федеральный закон «О федеральном бюджете 1998 года»//СЗ –

1998, - №13 – Ст. 1464, Ст. 2710

3. Булатова А. С. Экономика: учебник. - М.: Бек, 1994.

4. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономика. М.: Республика,

1992..

5. Родионова В. М. Финансы. - М.: Финансы и статистика.

1993.

6. Самуэльсон П. Экономика. М.: Алфавит, 1993.

7. Фишер С. Дорнбуш Р. Шмальгези Р. Экономика: Пер. с англ.

со 2-го изд. - М.:Дело, 1993.

8. Бюджет-98//Образование в документах. Информационный

бюллетень. – 1998. – №9.

9. Из сопроводительной записки Минфина России о проекте Федерального

закона «О секвестре расходов федерального бюджета на 1997 год»//Российская

газета, – 1997, - 17 мая. С. 7

10. Илларионов А. Эффективность бюджетной политики в России в 1994-1997

гг.//Вопросы экономики. – 1998, - №2.

11. Илларионов А. Финансовый кризис. Что дальше?//Власть в России. – 1998,

- №35.

12. Лившиц А. Новая бюджетная политика//Власть в России. – 1998, - №20.

Петорв В.А. Бюджет – 98: приоритеты и финансовые механизмы экономического

роста//Финансы. – 1997. - №11.

Петров Ю. Финансово-кредитная политика России в контексте мирового кризиса

конца 1997 года//РЭЖ – 1998, - №2.

15. Россель Э. Бюджет – 98//РФ – 1997, - №15.

16. Смирнов И. Финансовая ситуация сегодня и завтра.//Аудитор. – 1998, -

№5.

17. Смирнов И. Бюджет 98: плюсы и минусы//Аудитор. – 1998, - №1.

18. Тарасенко Н. Исполнение бюджета: уроки на завтра//Экономика и жизнь. –

1997, - №46.

-----------------------

1 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмальгези Р. Экономика. М.: 1993.

2 Макконнели К. Р., Брю С. Л. Экономикс. - М.:Республика, 1993. С. 206

3 Лавров В. В. Финансы и кредит СССР. М.: Финансы, 1977. С. 4-8.

4 Левчук И. В. Денежное обращение и кредит в СССР. М.: Финансы и

статистика, 1986. С.16.

[1] Шереметьев М. К. Финансы СССР. М.: Финансы, 1977. С. 35,36.

1 Илларионов А. Эффективность бюджетной политики в России в 1994-1997

годах.//Вопросы экономики. – 1998г. - №2 – С. 22-36.

2 Из сопроводительной записки Минфина России о проекте Федерального закона

«О секвестре расходов федерального бюджета на 1997 год»//Российская газета

– 1997, - 17 мая. С. 7

1 Пояснительная записка Министерства финансов России к расчету увеличения

расходов по обслуживанию внутреннего долга на 1998 год.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.